Научная статья на тему 'Проблема притеснений в отечественной и зарубежной науке'

Проблема притеснений в отечественной и зарубежной науке Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1108
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИТЕСНЕНИЕ / АГРЕССИВНОСТЬ / НАСИЛИЕ / ВИКТИМНОСТЬ / ЗАКРЫТЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сошина Н. Л.

В статье представлены различные подходы к определению понятия «притеснение» в психолого-педагогической науке и приведены результаты исследования проявления притеснений во взаимоотношениях подростков со сверстниками в условиях закрытых образовательных учреждений. Межличностный компонент в структуре притеснения предполагает наличие субъекта и жертвы притеснения. Различные теоретические подходы к рассмотрению истоков агрессивного поведения демонстрируют предпосылки выбора человеком роли «обидчика» (субъект притеснения); концепция социально-педагогической виктимологии раскрывает предпосылки виктимного поведения (жертва притеснения).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема притеснений в отечественной и зарубежной науке»

УДК 373.3

ПРОБЛЕМА ПРИТЕСНЕНИЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ НАУКЕ

© 2017 Н. Л. Сошина

канд. психол. наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и сервиса транспортных средств e-mail: kalanchuk81@mail.ru

Курский государственный университет

В статье представлены различные подходы к определению понятия «притеснение» в психолого-педагогической науке и приведены результаты исследования проявления притеснений во взаимоотношениях подростков со сверстниками в условиях закрытых образовательных учреждений. Межличностный компонент в структуре притеснения предполагает наличие субъекта и жертвы притеснения. Различные теоретические подходы к рассмотрению истоков агрессивного поведения демонстрируют предпосылки выбора человеком роли «обидчика» (субъект притеснения); концепция социально-педагогической виктимологии раскрывает предпосылки виктимного поведения (жертва притеснения).

Ключевые слова: притеснение, агрессивность, насилие, виктимность, закрытые образовательные учреждения, подростковый возраст.

В настоящее время на всех уровнях социальной жизни проявляется увеличение агрессивности, напряженности, отчуждение людей друг от друга; применение насилия и притеснений для разрешения противоречий и достижения целей воспринимается как норма взаимоотношений. Подобные тенденции в современном обществе требуют изучения причин, предпосылок и факторов такого негативного явления, как притеснение, и разработки направлений, средств, форм и методов профилактики и коррекции притеснений в межличностных взаимоотношениях.

Проблема притеснения как научная психолого-педагогическая проблема впервые была поставлена в 1998 г. в Коломенском государственном педагогическом институте на кафедре социальной психологии и педагогики. В ходе работы исследовательской группы был дан теоретико-методологический анализ феномена притеснения, определены его основные виды и факторы [Башкатов, Сафронов 2005], проведено исследование личностных качеств «обидчиков» и «обиженных», их гендерные различия в поведенческих стратегиях, разработано содержание структуры притеснения [Башкатов, Сафронов, Первых 2004], исследованы вопросы социально-педагогической профилактики притеснения несовершеннолетних [Сафронов 2008]. Поскольку притеснение опосредовано социальной деятельностью человека и групп, анализ проблемы исследователями ведется в рамках деятельностного подхода.

Несмотря на имеющиеся научные наработки, остаются недостаточно раскрытыми причины, условия, предпосылки и механизм возникновения и развития данного явления, недостаточно разработаны формы и методы его профилактики.

В психолого-педагогической науке существуют различные подходы к определению понятия «притеснение». Притеснение рассматривают и как форму отношений между субъектами, которая предполагает совершение одной из сторон действий, ограничивающих права и свободу другой стороны с целью занятия доминирующего положения во взаимоотношениях и извлечения из этого выгоды для себя, отмечая, что притеснение может проявляться в явной, неявной или скрытой форме [Кораблева 2008: 9]; и как осознанное воздействие одного человека, группы лиц

или какого-либо органа управления, в том числе и государственной власти, причиняющей намеренно в течение определенного времени другому лицу или категории лиц угрозу, вред, неудобства или препятствия по осуществлению гарантированных Конституцией РФ прав, обязанностей и свобод, как процесс целевого, сознательно-волевого, мотивационного, информационно и технологически многообразного, социально-детерминированного, воздействия субъектов притеснения, стремящихся удовлетворить свои эгоистические личностные и групповые потребности и интересы криминально-аморальными средствами и способами, преследующих модификацию или изменение сознания, деятельности, отношений, общения и поведения притесняемых людей [Башкатов 2002: 44].

Выделяют следующие виды притеснений во взаимоотношениях детей со взрослыми: физическое (нанесение телесных повреждений); моральное (неспособность взрослых осуществлять нравственное воспитание, разъяснить моральные нормы и принципы; лицемерие, ложь); социальное (игнорирование взглядов, интересов, круга общения детей; жесткий социальный контроль); психическое (крик, оскорбление, игнорирование, отсутствие заботы, отчуждение); экономическое (неспособность взрослых обеспечить детям должный уход); интеллектуальное (неспособность обеспечить учебу, позитивную деятельность детей, создать условия для развития, обучения и воспитания); сексуальное (демонстрация порнографических изображений, изнасилование, развратные действия); пространственное (оставление в замкнутом пространстве, связывание и др.) [Башкатов, Сафронов 2005].

Нами было проведено исследование проявления притеснений во взаимоотношениях подростков со сверстниками в условиях закрытых образовательных учреждений, для чего на основе опросника И.П. Башкатова [Там же: 163] была разработана анкета, состоящая из 22 факторов притеснения, и проведен опрос. Всего в исследовании приняло участие 106 подростков. На диаграмме представлены результаты проведенного исследования [Сошина 2009: 161].

100 80 60 40 20 0

т

88

20| Щ

80

78

70

70

30

30

91

-■ Воспитанники, не

сталкивающиеся с данным видом притеснения

Ш7

Воспитанники, подвергающие«!

воздействию данного вида притеснения

1 2 3 4 5 6

Виды притеснений:

1 - психическое; 2 - моральное; 3 - физическое;

4 - интеллектуальное; 5- социальное; 6 - пространственное

Процентное соотношение подростков, подвергающихся воздействию различных видов притеснений

во взаимоотношениях со сверстниками

Мы видим, что первое место в структуре притеснений занимает притеснение психическое, проявляющееся в оскорблениях, кличках, изгнании из группы, высмеивании недостатков; второе место - моральное притеснение, выражающееся в лжи, лицемерии, несоблюдении моральных норм в отношениях, в требовании подчинения и др.; третья позиция - физическое притеснение, четвертую и пятую позиции занимают интеллектуальное притеснение, предполагающее отсутствие возможности для выполнения домашнего задания, запрет на выражение мнения и др., и социальное притеснение, проявляющееся в запрете на общение с кем-либо, ревности и

др. Шестую позицию занимает пространственное притеснение (9%). В ходе опроса выявлено, что с психическим и моральным притеснением подростки сталкиваются каждый день (оскорбления, клички, ложь - это своеобразная «норма жизни» воспитанников закрытых образовательных учреждений).

Более подробно результаты ранжирования ответов подростков по факторам притеснения представлены ниже (см. табл.).

Ранжирование факторов притеснения

№ Фактор притеснения Процент от общего

п/п количества респондентов

1 Лицемерие 99

2 Невыполнение обещаний 98

3 Ложь 98

4 Несправедливые обвинения, необъективность 93

5 Оскорбления, унижение достоинства, клички, ярлыки 93

6 Враждебность, изгнание из группы, игнорирование, бойкот 88

7 Неоправданная критика, непризнание заслуг, высмеивание

недостатков, результатов работы, самочувствия 85

8 Несоблюдение моральных норм и принципов в отношениях между друзьями (несоблюдение «кодекса товарищества») 84

9 Невыгодное сравнение с другими подростками 80

10 Какие-либо физические воздействия (драки, намеренное нанесение телесных повреждений) 78

11 Запрет на выражение собственного мнения 39

12 Высмеивание относительно выбора друзей, подруг 36

13 Отсутствие возможности для нормального выполнения домашнего задания (возможности побыть в одиночестве, сосредоточиться,

отсутствие времени) 34

14 Жесткий контроль за жизнью и деятельностью 32

15 Игнорирование круга общения 31

16 Игнорирование желаний, связанных с выбором видов занятий

в свободное время 29

17 Жесткий контроль за отношениями со сверстниками 26

18 Пренебрежение ко взглядам, связанным с выбором одежды,

предпочтение в музыке, или высмеивание их 24

19 Игнорирование интеллектуальных интересов, желаний 24

20 Запрет на общение с кем-либо из сверстников 24

21 Требование безоговорочного подчинения, запрет на самостоятельное

принятие решения 24

22 Запрет на выход (вход) за (на) определенную территорию 8

В ходе теоретико-методологического анализа феномена притеснения было установлено, что это явление имеет сложную структуру, включающую межличностный, мотивационный, когнитивно-информационный и технологический компоненты [Сафронов 2008: 13-16]. Межличностный компонент в структуре притеснения предполагает наличие субъекта и жертвы притеснения («обидчика» и «обиженного»).

По мнению И.П. Башкатова, А.И. Сафронова, на формирование личностных особенностей «обидчиков» и «обиженных» влияние оказывает их статус и ролевые функции в неформальных сообществах, малых группах, так как от характера неформального игрового и интимно-личностного общения подростков зависит усвоение ими общественного опыта [Башкатов, Сафронов, Первых 2004: 14].

Различные теоретические подходы к рассмотрению истоков агрессивного поведения демонстрируют предпосылки выбора человеком во взаимоотношениях с

другими людьми роли «обидчика» (субъекта притеснения), а концепция социально-педагогической виктимологии (А.В. Мудрик), изучающая на междисциплинарном уровне людей с физическими, психическими и социальными дефектами и отклонениями, а также тех, чей статус создает дефицит возможностей для физического, психического, культурного, социального развития и самореализации, раскрывает предпосылки виктимного (жертвенного) поведения.

Многие исследователи (И.П. Башкатов, Н.Ф. Велиханова, В.Н. Казанцев, Н.В. Кораблева, Г.В. Первых, А.И. Сафронов и др.) соотносят притеснение с агрессивным поведением, считая, что различные факторы притеснения являются проявлением агрессии во взаимоотношениях.

Агрессию определяют как любые действия, которые причиняют или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей, животному и всякому неживому объекту [Фромм 1994]; как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт [Психол. словарь 2005] и др.

Широкую разработку проблема агрессивности и агрессивного поведения получила в зарубежной науке (Р. Ардри, А. Бандура, Л. Берковиц, Р. Бэрон, Дж. Доллард, Д. Зильман, К. Лоренц, Д. Ричардсон, С. Фишбах, З. Фрейд и др.).

Согласно психоаналитическому подходу агрессия имеет биологическую природу, преодолеть ее невозможно, можно только частично регулировать социальными нормами [Фрейд 2001]; с точки зрения эволюционного подхода агрессия обусловлена врожденным инстинктом борьбы за выживание, и она подвластна контролю социальными нормами [Лоренц 1994]; в соответствии с эволюционно-психологическим подходом агрессия необходима для установления иерархии в социуме живых организмов, что минимизирует проявление агрессии низкостатусными индивидами [Палмер 2007].

В соответствии с фрустратционно-агрессивным подходом (Д. Доллард) агрессия - результат фрустрации; в некоторых случаях агрессивный позыв подавляется страхом наказания и может вести к агрессивным действиям, нацеленныем на объекты, по отношению к которым агрессивные действия могут совершаться беспрепятственно (смещенная агрессия) (Н. Миллер) (приводится по: [Бэрон, Ричардсон 2001: 40-46]).

Теория социального научения (поведенческий подход) утверждает, что агрессия приобретается посредством биологических факторов (нервная и гормональная системы) и социальным научением (опыт, наблюдение); агрессия может провоцироваться неприемлемым для личности обращением, побудительными мотивами, инструкциями и др. [Бандура 2000].

В представленных выше теоретических походах к рассмотрению истоков агрессивного поведения не учитываются эмоции и познавательная деятельность человека. Согласно когнитивному подходу (И. Берковиц, Д. Зильманн) характер интерпретации индивидом чьих-то действий как угрожающих оказывает определяющее влияние на его чувства и поведение, степень же эмоционального возбуждения индивида влияет на когнитивные процессы, определяющие степень угрожающей опасности (приводится по: [Бэрон, Ричардсон 2001: 47-48]).

В отечественной науке явление агрессии и насилия анализируется в рамках противоправного поведения (Ф.Г. Гизляев, П.С. Дагель, С.В.Кудрявцев, А.А. Реан, В.В. Устинова и др.). Нормативный подход в изучении природы агрессивного поведения особый акцент делает на её противоправности, «противоречивости» общественным нормам (О. Мартынова, Д. Жмурова, Т. Румянцева).

По мнению Н.В. Кораблевой, отличие притеснения от агрессии состоит в том, что оно связано не с нанесением ущерба или вреда другим, а с обеспечением преимуществ себе; притеснение направлено на создание и поддержание статусных различий, диктующих различия в правах и свободах; агрессия же выступает как средство, с помощью которого притеснители ограничивают свободу и права других [Кораблева 2008].

Жертва представляет собой сторону взаимодействия, которая утратила значимые для нее ценности в результате воздействия на нее другой стороны взаимодействия [Христенко 2004: 300].

А.В. Мудрик заимствует из криминальной виктимологии термин «виктимность» для обозначения совокупности индивидуальных особенностей, способствующих превращению человека в жертву [Мудрик 2008].

Виктимность определяют как определенный комплекс стабильных типических социальных и психологических (реже физиологических) свойств личности, которые обусловливают во взаимодействии с внешними обстоятельствами повышенную «способность» человека стать жертвой преступления [Репецкая 1992].

К виктимной деформации личности может приводить индивидуальное переживание таких событий, как физическое насилие, наблюдение насильственного поведения, суицидальные попытки; отделение от родителей или их смерть; болезни и другие переживания [Христенко 2001]. М. Селигман сформулировал теорию выученной беспомощности жертвы, возникающей как в результате переживания собственного негативного опыта неконтролируемости событий, так и вследствие наблюдения за беспомощностью других.

Существуют различные взгляды относительно субъективных и объективных предпосылок исполнения человеком роли «жертвы» в определенных обстоятельствах.

Индивидуальные особенности могут приводить к тому, что вполне благополучный человек относится к себе как к жертве обстоятельств, что может превратить его в реальную жертву [Мудрик 2008].

По мнению В. А. Тулякова, лица, сознательно или бессознательно избирающие социальную роль «жертвы», вовлекаются в кризисные ситуации с подсознательной целью получить как можно больше сочувствия, поддержки социума, оправданности ролевой позиции жертвы [Туляков 2000].

Среди психологических особенностей личности жертвы можно выделить следующие качества: установка на беспомощность, низкая самооценка, повышенная готовность к обучению виктимному поведению, усвоению виктимных стереотипов, агрессивность; эмоциональная неустойчивость, переживание посттравматического синдрома [Васильев, Мамайчук 1993]; неразрешенные внутриличностные конфликты, которые ведут к формированию виктимных комплексов (комплекс мнимой или притворной жертвы), а также к отторжению жертвы своим окружением [Туляков 2000].

На процесс превращения человека в жертву мощное влияние оказывает негативная «Я-концепция», неуверенность в себе, действие механизмов психологической защиты, тревожность, отсутствие гибкости и др. [Прихожан 1994].

К субъективным предпосылкам виктимизации также относят эмоциональную неустойчивость, конформность, агрессивность [Андриенко 2002], отклоняющееся поведение (деструктивное, девиантное) [Короленко, Донских 1990].

Стремление притеснять обостряется во время возрастных кризисов, в том числе в подростковом возрасте (И.П. Башкатов, Н.В. Кораблева, А.И. Сафронов). Психологическое содержание подросткового возраста также обусловливает актуализацию виктимного поведения [Андроникова 2005].

Подростковый возраст характеризуется резкими изменениями, затрагивающими все стороны психофизиологического развития, что сказывается на внутренних состояниях, реакциях, настроении подростка и зачастую является причиной его неуравновешенности, апатии, раздражительности. Нервные центры функционируют с преобладанием процесса возбуждения над процессами торможения, что проявляется в повышенной эмоциональной возбудимости, неустойчивости настроения, эмоциональных реакций, нервозности. Такая эмоциональная неустойчивость во многом определяет повышенную агрессивность личности. Однако формирование личностных качеств «обидчиков» и «жертв» обусловлено не только особенностями психического развития, но и некритичностью восприятия и оценивания происходящих событий.

В процессе совместной деятельности с помощью механизмов внушения, подражания, заражения и идентификации у подростков формируются личностные качества «обидчиков» и «обиженных»; в моде, групповых обычаях - отражение этих качеств, а в повседневном поведении - их проявление и реализация [Башкатов, Сафронов, Первых 2004: 17].

В заключение отметим, что проведение подробного психолого-педагогического анализа притесняющих взаимодействий позволит психологам и педагогам сформировать целостное представление о возникновении и развитии данного феномена и эффективно применять средства, формы и методы его профилактики и коррекции.

Теория социального научения утверждает возможность контроля агрессии, так как агрессия как приобретенная в процессе научения модель социального поведения является открытой для прямой модификации. Регуляторами агрессивного поведения являются внешнее поощрение и наказание, викарное подкрепление, механизмы саморегуляции [Бандура 2000].

Согласно когнитивному подходу агрессию можно контролировать, научая людей реально представлять потенциальную опасность, исходящую от людей или ситуаций. Нельзя игнорировать роль эмоций, так как агрессия бывает импульсивной. Способ научиться контролировать импульсивную агрессию - выработка конструктивных привычек в ответ на провокацию (приводится по: [Бэрон, Ричардсон 2001: С. 47-48]). Таким образом, ставя цель изменить неконструктивное поведение, необходимо не только проявить и изменить когнитивные конструкты, но и предложить образец конструктивного поведения в конкретных ситуациях.

Основными направлениями коррекции поведения подростков в ситуациях притеснения являются: формирование у подростка соответствующей мотивации, устремленности на сотрудничество; формирование представлений о неправомерности притеснений, о моральных нормах и принципах межличностных отношений; формирование умения контролировать свое эмоциональное состояние, поведение; работа с лидерами и низкостатусными членами сообществ с целью преодоления статусного противостояния.

Библиографический список

Андриенко Е.В. Социальная психология: учеб. пособие для вузов. М.: Академия, 2002. 263 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Андроникова О.О. Психологические факторы возникновения виктимного поведения подростков: дис. ... канд. психол. наук. Новосибирск, 2005. 213 с.

Бандура А. Теория социального научения. СПб.: Евразия, 2000. 320 с.

Башкатов И.П. Притеснение: обидчики и обиженные // Социологические исследования. 2002. №2. С. 44-48.

Башкатов И.П., Сафронов А.И. Психология притеснения: «обидчики» и «обиженные». Учебно-методический комплекс // Психология притеснения: обидчики и обиженные: материалы V Всерос. науч.-практич. конф., г. Коломна, 21-22 апреля 2005 г. / под общ. ред. И.П. Башкатова. Коломна: КГПИ, 2005. С. 115-166.

Башкатов И.П., Сафронов А.И., Первых Г.В. Личностные качество «обидчиков» и «обиженных», их гендерные различия в поведенческих стратегиях // Психология притеснения: обидчики и обиженные: материалы IV Всерос. науч.-практич. конф., г. Коломна, 22-23 апреля 2004 г. / под общ. ред. И.П. Башкатова. Коломна: КГПИ,

2004. С. 10-28.

Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 2001. 352 с.

Васильев В.Л., Мамайчук И.И. Анализ личности несовершеннолетних жертв половых преступлений // Вопроси психологии. 1993. №1. С. 61-68.

Кораблева Н.В. Притеснение как социально-психологическое явление в группах девочек старшего подросткового возраста: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2008. 18 с.

Лоренц К. Агрессия. М.: Прогресс, 1994. 272 с.

Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М.: МПСИ, 2008. 564 с.

Палмер Дж., Палмер Л. Секреты поведения Homo Sapiens. Эволюционная психология. М.: Прайм-Еврознак, 2007. 384 с.

Прихожан А. М. Психологический справочник, или Как обрести уверенность в себе: кн. для уч-ся. М.: Просвещение, 1994. 191 с.

Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М.: АСТ,

2005. 479 с.

Репецкая А.Л. Виновное поведение потерпевшего и проблемы реализации принципа справедливости в уголовной политике: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1992. 26 с.

Сафронов А. И. Социально-педагогическая профилактика притеснения несовершеннолетних: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2008. 22 с.

Сошина Н. Л. Притеснения как фактор виктимизации детей-сирот подросткового возраста в закрытых воспитательных учреждениях // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. Вып. 5 (73). Тамбов, 2009. С. 161-165.

Туляков В.А. Генезис отклоняющегося поведения и классификация жертв преступления. Одесса, 2000.

Фрейд З. Введение в психоанализ. СПб.: Питер, 2001. 384 с.

Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994. 447 с.

Христенко В.Е. Психология поведения жертвы. Ростов н/Д: Феникс, 2004. 416 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.