Раздел II. Психология
УДК 159.9 ББК 88.3
Л.В. Богинская
АГРЕССИВНОЕ И АУТОАГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Аннотация. Отклоняющееся поведение подростков - одна из наиболее актуальных проблем, имеющих серьезное общественное значение. Ее сложность состоит не только в том, что в связи с коренными социально-экономическими изменениями в стране, падением уровня жизни многих семей, ослаблением социальных институтов, призванных заниматься воспитанием детей, число таких подростков постоянно увеличивается, но и в связи с вариативностью моделей деви-антного поведения в психологии, а также их обусловленностью врожденными и социально-приобретенными особенностями.
Ключевые слова: Девиантное поведение, подростковый возраст, агрессивное поведение, ау-тоагрессивное поведение, враждебность.
L. V. Boginsky
AGGRESSIVE AND SELF-INJURIOUS BEHAVIOR IN ADOLESCENTS WITH DEVIANT BEHAVIOR
Abstract. Deviant behavior of adolescents is one of the most urgent problems that are of serious public importance. The difficulty is not only that indigenous social and economic changes in the country, falling living standards of many families, weakening of social institutions designed to educate children, the number of such Teens is constantly increasing, but also due to the variability of patterns of deviant behavior and conditioning of innate and socially acquired characteristics.
Keywords: Deviant behavior, adolescence, aggressive behavior, self-injurious behavior, hostility.
Процессы, происходящие во всех сферах общественной жизни, непосредственно влияют на изменение нравственного сознания индивида, его ценностных ориентаций. Особенно восприимчивой к внешнему воздействию социально-демографической группой является молодежь, активно усваивающая доминирующие культурные стереотипы. Несмотря на кажущееся разнообразие существующих ценностных установок, которые молодой человек вправе принять или отвергнуть, в настоящее время в России сложились определенные социально одобряемые поведенческие стандарты: самостоятельность (критерием которой выступает материальная обеспеченность) и способность к адаптации (поведенческая гибкость) в любых условиях. Можно говорить о возведении дарвиновских эволюционных законов в область государственной идеологии, которая активно внедряется в сознание населения с помощью СМИ. И если самостоятельность и адаптация переходят в ранг терминальных ценностей, то инструментальные, как правило, человек устанавливает сам, ограничиваясь зачастую исключительно нормами права и не обременяя себя соображениями морали. Статистика указывает на возрастание социальных болезней в молодежной среде и подростковой преступности. Оптимальным методом борьбы с данными формами социального зла провозглашается профилактика. Но предварительное информирование, например, о последствиях употребления психоактивных веществ, проводится в средних и высших учебных заведениях бессистемно, а слоганы рекламных акций (например, «Скажи наркотикам НЕТ») становятся формальным атрибутом неких представлений, и, разумеется, не могут достичь поставленной цели. Единственно действенной программой снижения деструктивных тенденций в молодежной среде будет та, которая основывается на знании ценностных установок подростков, предопределяющих их поведение.
В проблеме асоциального поведения подростков одним из факторов, обусловливающих формирование и развитие этого способа поведения, усвоение его моделей, являются семейные отношения. Реакция родителей, принципы, типы и специфика отношений между родителями и их детьми, стиль семейного руководства и т. д. могут оказаться важными факторами, предопределяющими асоциальное поведение ребенка в семье и вне ее, и влияющими на его отношения с другими людьми в зрелые годы. Различные формы девиантного поведения свойственны не только подросткам, воспитывающимся в неблагоприятных социально-средовых условиях, но и подросткам из так называемых «благополучных» семей.
У подростка еще нет осознанной позиции по отношению к ценностям определенной группы и общества в целом. Отсутствие необходимого жизненного опыта приводит к частой смене взглядов. Хорошо это или плохо? На этот вопрос нельзя дать однозначного ответа. У тех подростков, у
которых уже сформированы позитивные морально-этические представления, в связи с такой зыбкостью идеалов при неблагоприятных условиях система ценностей может поменять знак плюс на минус. Вместе с тем, у тех подростков, у которых наметилась направленность в сторону асоциальных форм поведения и которые имеют прямую зависимость от незрелых ценностных ориента-ций, при благоприятных условиях морально-нравственная позиция сможет поменять направление в позитивную сторону. У подростков, в первую очередь, не сформирована устойчивая система ценностей, а также недостаточно развита саморегуляция поведения. Но, к сожалению, такое сочетание этих морально-психологических особенностей может привести к асоциальным формам поведения подростка в реальности.
Особенностью детско-родительских отношений являются недостаточно сформированные способы воздействия родителей на своих детей. Положительные желания родителей часто воспринимаются детьми в негативной отвергающей форме, то есть, помощь родителей воспринимается подростками как посягательство на их самостоятельность и свободу. Это, скорее всего, связано с тем, что методы, используемые родителями при воспитании своих детей еще не так давно, сейчас уже морально устарели. Поэтому подростки относятся к такому воспитанию неадекватно, с точки зрения желаний их родителей.
Общеизвестно, что дети усваивают и присваивают ценности взрослых, но в современном обществе эти ценности подвергаются пересмотру, что, к сожалению, происходит в крайне нестабильной социальной, экономической, политической и психологической обстановке. Сейчас не только потеряны все прошлые идеалы, но и отсутствуют значимые общественные силы, которые бы утверждали новые нормы, вызывающие доверие людей, в том числе детей и подростков. Этот вакуум заполняется чисто прагматической идеологией. В наше время, например, такое понятие как «воровство» во многом перестало носить негативный характер (Селифанов А.И., 2003). Для одних - это способ выживания, для других - средство достижения цели. СМИ показывают, как живут люди, получившие состояние далеко не самым честным путем, и их полную безнаказанность и т. д. Именно такое представление о жизни может показаться подростку более чем заманчивым.
Хотя подростковый возраст (начиная с 14 лет), по наблюдению многих исследователей, к сожалению, является наиболее криминогенным, тем не менее, он благоприятен для профилактических мер воздействия, поддается коррекции, что дает надежду на предотвращение потенциальных преступных действий со стороны подростков. Специализированная психологическая помощь должна быть направлена как на коррекцию интеллектуальной сферы, так и на коррекцию личности, коррекцию всей системы социальных связей подростка. Именно поэтому так важны серьезные исследовательские разработки в этой области.
Подростковый возраст - это период не только глобальных перестроек ранее сложившихся психологических структур, но и закладки основы сознательного поведения, возникновения новообразований, проявления общей направленности в формировании нравственных представлений и социальных установок. Являясь одним из видов отклоняющегося поведения, агрессивное поведение в подростковом возрасте нередко принимает враждебную форму. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Происходящие в современном обществе кризисные процессы, негативно влияют на людей всех возрастных категорий, порождая озлобленность, тревожность и насилие. Подростки, живущие в сложном, по своему содержанию, мире, возможно, больше других возрастных категорий страдают от происходящих в обществе процессов. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточённый характер. Замечено, что в последние годы количество преступлений, совершенных девочками подросткового возраста, значительно выросло (Berger, 1989; Hennington, Hughes, Cavelland Thompson, 1998; Similarly, Burman, Tisdalland Brown, 1998). В 2009 году каждое девятнадцатое (5,3%) оконченное расследованием преступление совершено несовершеннолетними или при их соучастии (статистика МВД России за январь-ноябрь 2011 года). На сегодняшний день в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на подростков. Рост межличностных и межгрупповых конфликтов, популярность отдельных неформальных группировок, культивирующих нетерпимость в обществе, еще сильнее усугубляют ситуацию. Кроме того, все чаще семья не выполняет такие важные функции, как формирование у детей чувства психологического комфорта, защищенности. В этих условиях анализ проблемы агрессивного поведения детей подросткового возраста особенно актуален. За последние десятилетия было проведено множество исследований, изучавших с самых разных точек зрения проявляющееся агрессивное поведение. В большинстве исследований выявляются и описываются уровни агрессивного поведения и влияющие на него факторы. Среди этих факторов обычно выделяются особенности семейного воспитания (Patterson, Reidand Dishion, 1992; Scarr, Phillipsand McCartney, 1990; Eron, Huesmann, 1984; Farrington, 1989; Olweus, 1980; Rothbaumand Weisz, 1994; Kuppensetal., 2009; Murray-Closeand Ostrov, 2009), модели агрессивного поведения на телеэкране (Cantor, 2000; Murray, 1997;
Singeretal, 1998; Huesmannetal, 2003; Coyneetal, 2010; Villiani, 2001; Huesmannand Kirwil, 2007) или со стороны сверстников (Farrington L. Berkowitzand West, 1982; Cairns, Neckerman, Gestand Gariepy, 1988; Haskins, 1985; Raine, 1993), уровень фрустрации (Berkowitz, 2008), импульсивности (Campbelland Muncer, 2009; Raineetal, 2006; Ostrovand Godlecki, 2009), предвзятая атрибуция враждебности (Baileyand Ostrov, Cricketal, Godleskiand Ostrov), тендерные различия (Archer, 1988; Maccobyand Jacklin, 1980; Eaglyand Steffen, 1986; Hinshawand Anderson, 1996; Crickand Grotpeter, 1995; Archerand Coyne, 2005; Veronaand Curtin, 2006).
Вместе с растущим осознанием того факта, что в предыдущих исследованиях агресси не уделялось должного внимания аспектам женской агрессивности как особого явления. Поскольку становится все очевиднее, что формы женской агрессии могут отличаться от мужских способов выражения агрессии, изучение гендерных различий агрессивного поведения по праву претендует на признание в качестве актуального направления исследований. В агрессивном поведении подростков ярко проявляются гендерные различия, которые обуславливаются не столько половозрастными, сколько социально-культурными особенностями: разностью социальных ролей, спецификой требований к поведению мальчиков и девочек в различных ситуациях, а также существующими в обществе стереотипами мужественности и женственности. Наиболее явные различия обнаруживаются в реально практикующихся формах агрессивного реагирования. Возросшая агрессивность девочек-подростков объясняется влиянием как социальных факторов (изменившихся стереотипов женственности, существующей в обществе «борьбы за равенство полов», отразившейся на социальной роли женщины), так и физиологических (гормональный дисбаланс, появление первых менструаций, неустойчивость нервных процессов), но чаще всего - их совокупным влиянием. В настоящее время у девочек-подростков наблюдается отчетливо выраженный гендерный «перекос», выражающийся в том, что девочки, проявляя своеобразный «бунт» против традиционных представлений о женственности, культивируют формы и способы агрессивного поведения, относящиеся больше к маскулинному (например, физическую и вербальную агрессию). Гендерный подход позволяет определить роль неблагоприятных изменений социо-культурной среды в становлении и проявлении подростковой агрессивности. При организации коррекционной работы с агрессивными подростками необходимо ориентировать мальчиков и девочек на адекватное исполнение своей гендерной роли и принятие отраженных в ней культурных ценностей. Это способствует преодолению внутриличностных проблем, связанных с трудностями гендерной идентификации, и позволяет нейтрализовать агрессивность в поведении подростков, возникающую часто как ответ на противоречивые требования социо-культурной среды.
В «Словаре практического психолога» (1998) агрессия определяется как «индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы» [6]. В «Психологическом словаре» (1997) агрессия рассматривается как «мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)» [7]. Агрессивное поведение в данном случае определяется как одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т.п. состояния. «Психологически, продолжают далее свои рассуждения авторы словаря, агрессивное поведение выступает одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, а также сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением. Агрессивные действия при агрессивном поведении выступают как способ достижения какой-либо значимой цели, способ психологической разрядки, способ удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении» [7].
Возникает множество вопросов при попытке дать определение агрессии как таковой. Э. Фромм считает, что «агрессия напоминает ему коллекцию хлама, куда мы сваливаем многие психологические механизмы, которые мы не умеем анализировать, или даже не знаем, как их точно назвать» [4].
К настоящему времени различными авторами предложено множество определений агрессии, ни одно из которых не может быть признано исчерпывающим и общеупотребительным. Можно выделить основные взгляды на содержание понятия агрессии:
- гиперактивность, стремление к самоутверждению;
- стремление к подчинению себе других людей или обладанию объектами, т.е. как акт присвоения, насильственного овладения материальным или идеальным объектом;
- акты враждебности, атаки, разрушения, т.е. действия, которые вредят другому лицу или объекту.
Некоторые авторы, давая определение агрессии, стремятся сделать это на основе изучения явлений, поддающихся объективному наблюдению и изменению, чаще всего актов поведения. Например, А. Басс определяет агрессию как «реакцию, в результате свойств которой другой организм получает болевые стимулы» (Басс А., 1967). Еще одна группа определений исходит из позиции активного субъекта. Так, Л. Берковиц определяет агрессию как «намерение ранить или причинить ущерб другому» (Берковиц Л., 2001).
Все эти понятия обладают одним общим недостатком - в них недостаточно четко обозначена мысль о социальном контексте агрессивного поведения, а именно о том, что агрессивное поведение в той или иной степени связано с нарушением членами общества социальных норм. Кроме того, в приведенных определениях не раскрыто психологическое содержание агрессии, конкретные действия как бы отрываются в них от мотива. В результате, например, такие драматические поступки, как неудачная попытка убийства, мечты об избиении кого-либо не попадают под определение агрессии, предложенные А. Бассом, хотя их агрессивный характер очевиден.
В настоящее время все больше укореняется представление об агрессии как о мотивированных внешних действиях, нарушающих нормы и правила сосуществования, наносящих вред, причиняющих боль и страдания людям. Так, С.Н. Ениколопов (2000) считает, что «агрессией можно назвать целенаправленное деструктивное и наступательное поведение, нарушающее нормы и правила сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт: отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и др.» [8]. В общественных науках и в науках о поведении понятия «агрессия», «насилие» и «враждебность» часто используются как синонимы, или просто подменяют друг друга. Для того чтобы внести терминологическую ясность в определение «агрессия», разведём понятия «агрессия», «гнев», «враждебность» и «насилие».
Гнев - эмоциональное состояние, имеющее побудительную силу, по мнению Д. Зиллмана, связь между понятиями агрессии и гнева является факультативной, т.к. агрессия не всегда сопровождается гневом, а состояние гнева не всегда влечет за собой агрессивные действия [9].
Враждебность - длительное, устойчивое негативное отношение или система оценок, применяемая к окружающим людям, предметам и явлениям, по Бэрфуту, враждебность - антагонистическое отношение к людям, включающее когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты
[9].
Насилием считается всякое действие, угрожающее физической, психологической или моральной целостности индивида. Известный исследователь проблем мира и насилия Й. Галтунг выделил три формы насилия: прямое, структурное и культурное. Наиболее явным и доступным для эмпирического наблюдения является прямое насилие со всеми видами жестокости, проявляемой людьми друг к другу, к другим формам жизни и природе в целом. Прямое насилие проявляется в следующих формах: убийство, телесные повреждения, блокада, санкции, нищета, десоциализация из собственной культуры и ресоциализация в другую культуру, репрессии, задержание, изгнание. К структурному насилию относят ущемление нижестоящих настолько, что они могут оказаться в состоянии постоянной нищеты, включающем недоедание и болезни, умирают от голода и болезней. Культурное насилие - те аспекты культуры, символической сферы нашего существования, представленной религией и идеологией, языком и искусством [8].
Помимо аффективного для обсуждаемых понятий важен когнитивный компонент. Негативные убеждения в отношении человеческой природы (цинизм) в целом и убеждения в недоброжелательности других людей по отношению к самому субъекту (враждебные атрибуции, недоверие, подозрительность) могут существенно влиять на содержание поступков, вызванных гневом, враждебностью, насилием.
Стоит остановиться и на том, что проявления враждебности в поведении (агрессия, негативизм, нежелание сотрудничать, избегание общения и т.д.) нередко бывают скрытыми.
Наиболее развернутую классификацию агрессивного поведения дал А. Басс. Он выделяет три основных параметра, по которым характеризует формы агрессивного поведения: физическая -вербальная агрессия; активная - пассивная агрессия; прямая - косвенная агрессия [3].
Еще одна классификация была дана С. Фешбахом, который ввел одну важную переменную, связанную с мотивированием поведения, в свою классификацию. На основании этого критерия он выделяет три вида агрессивного поведения:
- враждебная агрессия имеет своей целью причинить другому субъекту неприятные физические или психологические ощущения;
- инструментальная агрессия направлена не на само причинение вреда, а на решение определенной проблемы;
- экспрессивная агрессия является формой выражения себя с помощью применения насилия
Третья интересная классификация принадлежит Д. Зиллману. Основной критерий ее построения - позиция агрессора по отношению к жертве и их взаимоотношения по схеме «стимул-реакция». Он выделяет восемь типов агрессивного поведения:
• наступательная агрессия - нанесение физических или психических повреждений другому, который не применял по отношению к нему насилия;
• защитная агрессия - нанесение повреждений другому объекту в ответ на применение им насилия;
• ответная агрессия - нанесение повреждений другому субъекту с целью отмщения за нанесение ему этим субъектом повреждения;
• спровоцированная агрессия - подвергание атакующего нападению или другим действиям, которое повлекло за собой его ответные агрессивные действия;
• неспровоцированная агрессия - агрессивные действия нападающего по отношению к жертве, не вызванные никакими поступками жертвы, которые могли бы подтолкнуть нападающего на такие действия;
• агрессия, вызванная раздражением - агрессивные действия, первичная функция которых редуцирование или снятие состояния раздражения;
побудительная агрессия - агрессивные действия, первичная причина которых получение внешней стимуляции;
• санкционированная агрессия - агрессивные действия, служащие социальным нормам и не выходящие за их рамки [9].
В отечественной литературе принято выделять следующие виды агрессии (Ениколопов С.Н.,
2000):
- физическая агрессия - нападение с использованием физической силы против другого лица или объекта;
- вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму вербальных реакций (ссора, крик, визг), так и через их содержание (угрозы, проклятья, ругань);
- прямая агрессия - непосредственно направленная против какого-либо субъекта или объекта;
- косвенная агрессия - направленная окольным путем на другое лицо (сплетни, злобные шутки);
- аутоагрессия - агрессия, направленная на самого себя;
- инструментальная агрессия - являющаяся средством достижения какой-либо цели;
- враждебная агрессия выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии.
Таким образом, изучая проблему агрессии, которая представлена в литературе многообразно, в дальнейшем исследовании нами планируется изучение гендерных различий агрессивного и аутоагрессивного поведения у старших подростков с девиантным поведением.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Алмазов, Б.П. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних / Б.П. Алмазов. - Свердловск,
1986. - 258 с.
2. Амбрумова, А.Г., Тихоненко, В.А. Диагностика суицидального поведения / А.Г. Амбрумова, В. А. Тихонен-
ко. - М., 1980 - 55 с.
3. Басс, А. Психология агрессии /А. Басс // Вопросы психологии. - 1967. - № 3. - С.60-67.
4. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. - СПб.: Прайм- Еврознак, 2001. -
512 с.
5. Визель, Т.Г., Сенкевич, Л.В. Агрессия и аутоагрессия: предпосылки, проявления, последствия / Т.Г. Ви-
зель, Л.В. Сенкевич. - Тула, ТГПУ, 2005. - 430 с.
6. Словарь практического психолога /Сост. С.Ю. Головин. - Харвест; Минск. 1998. - 84 с.
7. Психологический словарь/ под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М., 1997. - 440 с.
8. Ениколопов, С. Н. Понятие агрессии в современной психологии / С.Н. Ениколопов // Прикладная психоло-
гия. - 2001. - № 1. - С. 60-72.
9. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон , Д. Ричардсон - СПб., 1997. - 352 с.
УДК 159.923 ББК 88.3
М.С. Голиченко
ИЗУЧЕНИЕ ВОПРОСА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Аннотация. В данной статье рассматривается актуальная проблема современного общества - формирование профессиональной идентичности у студентов юридических специальностей. Дано определение понятий «детерминизм», «детерминанты», «идентичность». Выделены внутренние и внешние детерминанты. Охарактеризованы этапы формирования профессиональной идентичности студентов юридических специальностей.
Ключевые слова: Профессиональная идентичность, профессиональное самосознание, детерминизм, детерминанты, внутренние и внешние детерминанты.
M.S. Golichenko
STUDY OF FORMATION OF PROFESSIONAL IDENTITY AMONG LAW STUDENTS
Abstract. This article considers a topical problem of modern society is the formation of professional identity among law students. Given the definition of "determinism", "determinants", "identity". Allocated internal and external determinants. Described the stages of the formation of professional identity of law students.
Keywords: Professional identity, professional identity, determinism, the determinants of internal and external determinants.
Современному обществу нужен человек, который может изменять основу своей собственной жизнедеятельности. Формируется социальный заказ на самообразование и саморазвитие личности. Он возникает и может быть реализован только в контексте культуры. Личностная сторона образования особым образом проецируется в сферу образования, а образование способствует включению личности в область культуры. Таким образом, необходимость переосмысления образовательной парадигмы вызрела и в социальном, и в культурологических аспектах.
Процесс познания объективизированного опыта осуществляется неотделимо от личности обучающегося. Поэтому встает важный вопрос о переводе студента из объекта обучения в субъект творческого самообучения, что возможно при достижении определенного уровня профессиональной идентичности. Именно способность и готовность к самообразованию является одним из основных показателей подготовленности молодого человека к функционированию в современном быстродействующем мире.
Проблема идентичности представляет собой одну из самых актуальных и многогранных проблем в современной психологии. Одной из основных сфер социальной жизни, где человек может обозначить и реализовать себя, является профессиональная среда. Это обуславливает актуальность изучения процесса формирования профессиональной идентичности людей различных профессий. Профессиональная идентичность является наиболее востребованным видом социальной идентичности в современных условиях.
Профессиональная идентичность как компонент индивидуального самосознания рассматривается как результат процесса профессиональной самоидентификации, то есть самоотождествления с другими представителями профессиональной среды (реальной или идеальной) на основе устоявшихся эмоциональных связей, обеспечивающих стабилизацию профессиональной деятельности и профессионального развития. Профессиональная самоидентификация представляет собой механизм «врастания» в профессию, результатом которого является формирование профессиональной идентичности - одной из составляющих «Я-образа» взрослого человека.
Понятие социальной идентичности описывает то, как другие люди определяют человека на основе широких социальных категорий или признаков, таких как возраст, профессия или этническая принадлежность. Это те компоненты «Я» человека, которые переживаются им на уровне осознания принадлежности к какой-либо группе.
На сегодняшний день недостаточно изученным является профессиональное сообщество как социально-психологический фактор, влияющий на формирование профессиональной идентичности. Учитывая, что пик становления профессиональной идентичности приходится на период обучения в вузе, большое значение приобретает изучение вопроса формирования профессиональной идентичности студентов юридических специальностей через включение в профессиональное сообщество на этапе их вузовской подготовки.