Научная статья на тему 'Проведение оперативно-профилактических операций в целях декриминализации экономических отношений'

Проведение оперативно-профилактических операций в целях декриминализации экономических отношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
727
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ / ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИКА / РЕЙДЕРСТВО / INTELLIGENCE AND PREVENTIVE OPERATION / DECRIMINALIZATION / ECONOMY / RAIDS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Федоров А. Ю.

Научная статья посвящена проблеме эффективности проведения оперативно-профилактических операций в целях декриминализации экономических отношений в России. В статье подвергнуты анализу теоретические и практические аспекты данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDUCT OF INTELLIGENCE AND PREVENTIVE OPERATIONS PURPORSED TO THE ECONOMICAL RELATIONS DECRIMINALIZATION

The scientific article is dedicated to the efficasy of intelligence and preventive operations purporsed to the economical relations decriminalization in Russia. Theoretical and practical aspects of the mentioned problem are analized in the article.

Текст научной работы на тему «Проведение оперативно-профилактических операций в целях декриминализации экономических отношений»

ПРОВЕДЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ В ЦЕЛЯХ ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

А.Ю. ФЕДОРОВ,

Уральский юридический институт МВД России,

кандидат юридических наук

Аннотация. Научная статья посвящена проблеме эффективности проведения оперативно-профилактических операций в целях декриминализации экономических отношений в России. В статье подвергнуты анализу теоретические и практические аспекты данной проблемы.

Ключевые слова: оперативно-профилактическая операция, декриминализация, экономика, рейдерство.

CONDUCT OF INTELLIGENCE AND PREVENTIVE OPERATIONS PURPORSED TO THE ECONOMICAL RELATIONS DECRIMINALIZATION

A.U. FYEDOROV

The Ural law college of the Ministry of the internal fffairs of russia

Annotation. The scientific article is dedicated to the efficasy of intelligence and preventive operations purporsed to the economical relations decriminalization in Russia. Theoretical and practical aspects of the mentioned problem are analized in the article.

Key words: intelligence and preventive operation, decriminalization, economy, raids.

В практической деятельности эффективным направлением декриминализации экономических отношений стало проведение оперативно-профилактических операций.

Комплексная оперативно-профилактическая операция — это совокупность оперативно-розыскных, контрольно-надзорных, предупредительно-профи -лактических и иных мероприятий, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти в соответствии с законодательством и иными нормативными актами Российской Федерации в масштабах страны, одного или нескольких субъектов Федерации по единому замыслу для достижения конкретной цели1.

Структура оперативно-профилактической операции полностью соответствует логике целевого комплексного планирования, базовыми категориями которого, как известно, являются: цели, оргструктура, ресурсы, социальная среда (условия функционирования), система времени2.

Цели. Комплексная оперативно-профилактическая операция может преследовать достижение целей различного уровня: снижение остроты криминогенной обстановки на определенной территории, в обществе или отрасли экономики, повышение эффективности деятельности органов внутренних дел по борьбе с преступностью, административными правонарушениями, активизация выявления и розыска лиц, скрывшихся от следствия и суда? и др.3 Однако «классическая» оперативно-профилактическая операция в действительности добивается реализации множества целей различного уровня — того, что в науке управления получило наименование «деревj целей».

Построение «дерева целей» предполагает выделение из генеральной цели подцелей: 1-го уровня, 2-го уровня и т. д. Например, эффективное противодействие экономической преступности реализуется в политических целях (1-го уровня, к которым относится, в частности, выбор стратегии осуществления реформ), целях правовой политики (2-го уровня, которые включают в себя, например, подготовку проектов законов и подзаконных актов), целях правоприменительной деятельности (3-го уровня, предполагающих формирование приоритетов уголовно-правового воздействия), целях нейтрализации и снижения негативных последствий преступности, криминогенного потенциала населения (4-го уровня, что связано, в частности, с повышением уровня правовой культуры предпринимателей) и т. д. Следует подчеркнуть, что предварительный анализ «дерева целей» предстоящей комплексной оперативно-профилактической операции — важнейшее условие ее эффективности.

Организационная структура. Нередко в процесс организации комплексной оперативно-профилактической операции приходится выстраивать специальную организационную структуру, которую возглавляет штаб. В рамках операции по декриминализации региона или отрасли экономики требуется объединить усилия различных органов государственной власти и управления: представительных, судебных, правоохранительных, финансовых, контрольно-надзорных. Важно учесть обеспечение информационной и общественной поддержки, для чего необходимо включить в создаваемую оргструктуру средства массовой информации и общественные организации.

Здесь решаются задачи координации решений различных министерств, ведомств, федеральных и отраслевых служб, иных органов исполнительной власти.

Большое значение в этом аспекте имеет укрепление международных связей, особенно с государствами, ранее составлявшими СССР, и другими приграничными государствами, что важно не только для обеспечения международной поддержки осуществляемых п редупредительно-профилактических и следственных мероприятий (арест М. Ходорковского и дело нефтяной компании «Юкос» свидетельствуют об этом), но и для обеспечения выполнения возможных процессуальных решений (экстрадиция преступников, скрывшихся от следствия и суда за рубежом; арест счетов лиц, виновных в совершении преступлений и т. п.).

Ресурсы. Речь в данном случае идет о необходимых ассигнованиях, обеспечивающих потребности в оперативно-технических средствах, транспорте, оборудовании, организационной технике, финансировании профессиональной деятельности, профилактических мероприятиях и др. Важное значение имеет активное использование людских ресурсов, которые требуют создания системы мотиваций социальной активности.

Социальная среда. Здесь имеются в виду географические условия, наличие общих границ с другими независимыми государствами, сложившаяся политическая ситуация, которая в значительной степени определяет эффективность проведения самой операции, а также политическую волю к осуществлению мер антикриминального воздействия.

Система времени «привязана» к срокам целевой комплексной программы и ритмам осуществления соответствующих мероприятий. Эти ритмы определяются сезонными колебаниями преступности, динамикой миграционных процессов, периодами политических выборов, инфляционными процессами, иными факторами, которые в принципе должны быть включены в сценарий планируемой оперативно-профилактической операции.

Первые комплексные мероприятия по декриминализации были проведены на предприятиях акционерного общества «АвтоВАЗ». Выбор Тольятти был не случаен: действовавшие в городе восемь преступных группировок через учрежденные или запуганные ими дилерские фирмы фактически контролировали отгрузку 80% продукции автогиганта. Многие из дилерских компаний принадлежали родственникам руководителей властных структур и правоохранительных органов города, а также депутатам местного Законодательного собрания. При этом большая часть вырученных за автомобили средств предприятию не возвращалась, а оно, в свою очередь, не могло в полном объеме платить федеральные налоги.

Оперативно-профилактическая операция получила наименование «Циклон». В сентябрьский день 1997 г. три тысячи работников МВД, прокуратуры и налоговой полиции одновременно блокировали выходы с завода и завладели компьютерными базами данных. На первом этапе все члены преступных организаций были уволены с завода, было изъято более 60 пропусков, дающих право бесконтрольного вывоза продук-

ции, и 400 пропусков у лиц, не работающих на заводе. За время оперативно-профилактической операции понизился общий уровень преступности в Тольятти, возросли раскрываемость преступлений и налоговые отчисления в бюджет.

Успешный опыт декриминализации автогиганта в Тольятти затем был использован при осуществлении других масштабных операций: в морских портах Дальневосточного региона, Азово-Черноморского побережья, в Санкт-Петербурге, в Астраханской, Калининградской и Мурманской областях. В 2000 г. в Калининградской области проведена специальная операция «Цунами», которая предполагала: разобщение действующего преступного сообщества, подрыв его экономической базы, привлечение к уголовной ответственности криминальных лидеров, декриминализацию региона в целом. В ходе операции разобщено 25 преступных группировок, приостановлена деятельность 9 подконтрольных преступному сообществу коммерческих структур, из криминального оборота изъято денег и материальных ценностей на сумму свыше 173 млн рублей4.

В 2003 г. осуществлялся комплекс профилактических и оперативно-розыскных мероприятий по вытеснению криминальных структур из сферы добычи, переработки и реализации водных биологических ресурсов в Дальневосточном федеральном округе. В ходе проведения операции было выявлено 8,5 тыс. преступлений, привлечено к уголовной ответственности 6,2 тыс. человек. Сумма причиненного государству ущерба составила 3,8 млрд рублей, из которых 2,6 млрд рублей возмещено5.

В 2004—2006 гг. была проведена специальная оперативно-профилактическая операция «Энергия» на объектах ТЭК Уральского федерального округа. Только в 2004 г. в ходе операции выявлено 1,2 тыс. преступлений, в том числе экономической направленности — 948, налоговых преступлений — 107, должностных — 197. За их совершение к уголовной ответственности было привлечено 1211 человек. Окончено расследованием и направлено в суд 559 уголовных дел в отношении 561 обвиняемого.

После проведения операции экономические показатели Уральского федерального округа по сравнению с 2003 г. улучшились более чем в два раза, в 1,5 раза возросли налоговые платежи за пользование природными ресурсами6.

В 2006 г. в результате комплексных межведомственных мероприятий, проведенных совместно органами МВД, ФСБ, прокуратуры, таможни, налоговой службы, выявлено 490 преступлений, по которым возбуждено свыше 320 уголовных дел по экономическим, налоговым и должностным преступлениям. По сообщению ГУ МВД России по УрФО, размер выявленного по ним ущерба составил 47 млрд 907 млн рублкй, из которых возмещено 4,5 млрд рубрублей К уголовной ответственности привлечено около 300 лиц.

Целевой комплексной операцией антирейдер-ской направленности следует признать арест в Санкт-Петербурге в августе 2008 г. криминального лидера (в 1990-х годах) тамбовской группировки, ныне — крупного предпринимателя

Барсукова-Кумарина. Следственные органы обвиняют Барсукова и его подельников в организации рейдерских захватов нескольких петербургских предприятий, а также в причастности к заказным убийствам7.

Примером эффективности целевой комплексной операции антирейдерской направленности является направление в суд в 2009 г. уголовного дела в отношении рейдерской группы, возглавляемой Р. Вахитовым. Подсудимые обвиняются в хищении более 91 млн рублей с предприятий Татарстана и легализации преступных доходов (27 млн рублей). В числе «жертв» рейдеров фигурируют ГУП «Завод «Стройпласт», ЗАО «Завод железобетонных конструкций», ФГУ «Казанское протезно-ортопедическое предприятие», ОАО «Нижнекамский завод строительных и металлических конструкций», ОАО «Нижнекамский МУС-1»8. Следствие длилось 2,5 года, материалы дела составили 246 томов9.

В то же время число объектов, требующих декриминализации, остается непропорционально большим по отношению к тем, состояние которых не нуждается в оперативно-профилактическом вмешательстве. Кроме того, не все оперативно-профилактические операции позволяют добиться поставленных целей. Это требует дальнейшего изучения условий эффективности их проведения, включая разработку научного обеспечения.

1 См.: Приказ МВД России от 13 августа 2002 г. № 772 «О совершенствовании организации проведения комплексных оперативно-профилактических операций в системе МВД России».

2 См.: Макаров И.М., Соколов В.Б., Абрамов А.Л. Целевые комплексные программы. М., 1980.

3 См.: Приказ МВД России от 13 августа 2002 г. № 772 «О совершенствовании организации проведения комплексных оперативно-профилактических операций в системе МВД России».

4 См.: Состояние правопорядка в стране и результаты работы органов внутренних дел и внутренних войск в 2000 году. М., 2001. С. 17.

5 См.: Состояние правопорядка в стране и результаты работы органов внутренних дел и внутренних войск в 2003 году. М., 2004. С. 18.

6 См.: Состояние правопорядка в стране и результаты работы органов внутренних дел и внутренних войск в 2005 году. М., 2006. С. 20.

7 См.: Суд по рейдерскому делу Кумарина начнется через 12 дней // http://gazeta.ru/news/lenta/ 2008/11/07/n_1293042. shtml.

8 См.: Казанского авторитета обвиняют в рейдерстве // http://www.zahvat.ru/news.

9 См.: В Казани начался суд над рейдерами // http://www. ma-journal.ru/news/57115.

БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ В ИНДИИ: ЦЕНТР ИЛИ ШТАТЫ?

Е.Н. ХОДАТЕНКО, кандидат исторических наук, доцент

Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы борьбы с терроризмом в современном Индийском государстве. Основное внимание уделяется распределению функций антитеррористической деятельности между центральным правительством и правительством штатов.

Исследователь опирается на анализ индийских нормативных правовых актов федерального и регионального уровня, используя новейшую англоязычную литературу.

Ключевые слова: федерализм, борьба с терроризмом, антитеррористическая служба, федеральное преступление, взаимоотношения Центра и штатов, юрисдикция, компетенция.

THE STRUGGLE AGAINST TERRORISM IN INDIA: CENTRE OR STATES?

E.N. HODATENKO, Candidate of historical sciences, Dotsent

Annotation. This article is devoted to study the problem of struggling against terrorism in modern India. In the focus of this article is the distribution of competence in this area among central and states governments.

In his researching the author rests upon Indian standard legal acts of federal and regional levels, uses up to date english language literature.

Key words: federalism, struggle against terrorism, antiterrorism agency, federal crime, Centre and States relation, jurisdiction, representative capacity.

5 декабря 2008 г. состоялся официальный визит Пре-

зидента России Д.А. Медведева в Индию, в ходе которого достигнуты важнейшие договоренности между двумя странами в области торгово-экономического,

научно-технического и культурного сотрудничества.

В результате состоявшегося двустороннего саммита

подписана совместная Декларация между Российской Федерацией и Республикой Индией. В п. 19 упо-

мянутой декларации выражена солидарность и поддержка нашей страны Правительству и народу Индии в связи с террористическими актами в Мумбаи 26—29 ноября 2008 г. Факт отражения в документе такого уровня трагических событий в Мумбаи в полной мере коррелируют с тем огромным общественным и политическим резонансом в Индии, который получил указанный теракт, ставший катализатором цело-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.