Научная статья на тему 'Проведение на уроке интеллектуальных разминок для активизации познавательной деятельности обучающихся'

Проведение на уроке интеллектуальных разминок для активизации познавательной деятельности обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
339
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проведение на уроке интеллектуальных разминок для активизации познавательной деятельности обучающихся»

• участия в студенческом самоуправлении в качестве актива группы (староста, заместитель старосты, редколлегия, физорг, культорг, менеджер по портфолио и т. д., дата назначения, выполняемые обязанности);

• участия во внеурочных мероприятиях обучающихся (дата и место проведения, название, цели, задачи и достигнутые результаты, грамоты, свидетельства, отзывы, отчеты).

Раздел 3. Подтверждения сформированно-сти профессиональных компетенций

В этот раздел включаются результаты:

• освоения профессиональных модулей (аттестационные листы, копии сертификатов, грамот, дипломов, отзывов преподавателей МДК, менеджеров ПМ и т. п.);

• курсовых и дипломных работ/проектов (копии отзывов руководителей дипломов, грамот);

• учебно-производственных практик (курс, дата и место прохождения практики, краткое описание достигнутых результатов, отзывы руководителей практик, оценка; представить копии характеристик, аттестационных листов, благо-

дарственных писем, грамот, отчетов; могут быть приложены конспекты занятий, внеклассные мероприятия, фотографии и т. п.);

• олимпиад, конкурсов, конференций по профилю получаемого образования (дата и место проведения мероприятия; представить копии сертификатов, грамот, дипломов и т. п.);

• учебной деятельности.

В целом работа по внедрению портфолио в учебный процесс показала, что применение портфолио учебно-профессиональных достижений (портфолио профессионального модуля) является одним из альтернативных (аутентичных) средств оценивания, соответствующего современным технологиям обучения и образовательным ценностям, средством оценки готовности обучающегося к будущей профессиональной деятельности и может послужить основой для разработки интегрирующей технологии, способной максимально раскрыть индивидуальные способности каждого обучающегося, создать условия для самореализации и самоактуализации.

ПРОВЕДЕНИЕ НА УРОКЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ РАЗМИНОК ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

И. Н. Рубакова, преподаватель ГАПОУ «Юргинский техникум агротехнологий и сервиса»

Одним из самых эффективных методов, позволяющих реализовывать компетентностный подход, является интерактивное обучение, которое основано на взаимодействии всех субъектов образовательного процесса. Интерактив невозможен без создания комфортных условий обучения, таких, при которых обучающийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, когда поддерживается его самостоятельность, предоставляются возможности для его самореализации, создается деловой стиль обсуждения.

Но собственный опыт использования интерактивных методов, а также анализ подобной деятельности других педагогов показывает, что обучающиеся, в большинстве своем привыкшие к традиционному занятию, когда главный — преподаватель, а они только слушают и повторяют услышанное, оказываются не го-

товыми к взаимодействию. Сказывается закрепощенность, скованность, традиционность поведения. Поэтому перед педагогом встает задача изменения эмоционального фона урока.

Атлет, придя на тренировку, не хватается за штангу без разминки. Каратисты начинают с медитации. Каждый новый вид работы, деятельности требует определенного настроя, тем более такой сложный и непривычный для обучающихся, как обучение в интерактивном режиме. Поэтому возникла необходимость проведения в начале урока разнообразных интеллектуальных разминок.

При организации интерактивного обучения разминка должна вовлекать обучающихся в активную деятельность, т. е. это не традиционные вступительные слова преподавателя, не прослушивание какой-то информации или выполнение каких-либо привычных упражнений (устный счет, орфографическая 5-минутка, повторение и т. д.). Это выполнение заданий, которые должны соответствовать определенным требованиям.

Требования к разминке:

• Задание ориентировано не на знание конкретного предметного материала, демонстрацию умений, полученных при изучении какой-либо темы, а на сообразительность, логику мышления, творческий подход.

• Тема разминки должна быть связанной с темой урока, идеальный вариант — если разминка «сыграет» в дальнейшем ходе урока, т. е. к ней вернется педагог или вспомнят сами обучающиеся.

• Форма организации — фронтальная, в разминке должно участвовать как можно больше обучающихся. В таком случае разминка может иметь соревновательный, конкурсный характер: кто быстрее назовет...? точнее угадает...? больше вспомнит?.. и т. д. Если форма организации обучающихся на уроке групповая, то и разминка проводится в групповом режиме.

• Не должна быть слишком сложной, чтобы в ней могли участвовать даже те обучающиеся, которые обычно молчат, поскольку интеллектуально пассивны или стесняются публичных ответов.

• Должна вызывать интерес обучающихся, поэтому не должна быть слишком простой, примитивной.

• Должна быть занимательной, оригинальной, яркой, эмоциональной.

• Должна быть проблемной, чтобы выполнение задания не предполагало однозначного правильного ответа, тогда каждый обучающийся может высказать свою версию, гипотезу, и практически любой ответ не будет ошибочным.

• Длительность — 3-5 минут.

При соблюдении этих требований разминка становится важной составной частью урока, т. к. она «работает» на все цели урока:

• обучающую: поскольку тема разминки связана с темой урока, во время выполнения заданий обучающиеся получают новые знания, совершенствуют умения и навыки, готовятся к восприятию новой информации;

• развивающую: развивает быстроту реакции, умение слушать и слышать вопрос, четко и конкретно мыслить;

• воспитательную: воспитывает коммуникативную культуру, учит прислушиваться к мнению своих товарищей, считаться с ним.

Функции разминки:

• психологическая подготовка к работе в интерактивном формате;

• создание творческой атмосферы на занятии, включение обучающихся в творческую деятельность;

• активизация внимания и мышления обучающихся;

• формирование интереса к теме урока;

• обеспечение мотивации обучающихся к обучению;

• подготовка к выполнению сложных заданий.

Особую роль приобретает разминка в том случае, если на уроке используются групповые формы организации обучающихся. Опыт работы показывает, что часто обучающиеся не готовы организовать обсуждение вопросов в группе: либо каждый работает за себя, либо один работает, все остальные пассивны и т. д. Поэтому разминка в данной ситуации имеет и функцию сплочения группы, выявления лидера, распределения ролей для дальнейшей работы, что в итоге сделает выполнение дальнейших заданий более продуктивным.

Работа над данной темой позволила создать целый арсенал самых различных разминок. Приведем несколько примеров.

Урок литературы. Тема: «Лирика В. Маяковского».

Каждая группа получает раздаточный материал: фрагмент из стихотворения Маяковского. Фрагмент разрезан на отдельные строчки. Задание: сложить строчки в таком порядке, как у автора. После того как каждая группа представила получившийся результат, на экране для сравнения дается оригинальный текст. Победившей считается группа, которая предложила точный или самый близкий к точному вариант. В данном случае эта работа, кроме формирования интереса к теме урока, позволяет ознакомиться с некоторыми особенностями поэтики Маяковского, а главное — с пафосом его лирики.

Урок литературы. Тема: «Лирика Ф. И. Тютчева».

Предваряя чтение стихотворения «Фонтан», предлагаем рассмотреть фотографию, изображающую фонтан, и записать три сравнения: на что похож фонтан? Затем во время анализа стихотворения мы выписываем сравнения Тютчева и приходим к выводу и об особом ви-

дении поэта, и о мастерском владении словом, и о творческой наблюдательности. Разминка развивает творческое видение, наблюдательность, словарный запас.

Урок русского языка. Тема: «Способы передачи чужой речи».

Обучающимся говорится о том, что одна из самых больших ценностей в мире — человеческое общение. Но мы не всегда можем слышать тех, кто нам нужен: этому мешают различные преграды. Человек всегда стремился преодолеть эти преграды, создавал различные технические приспособления для передачи речи через время и пространство. Задание: назвать известные технические устройства передачи речи. Обучающиеся, особенно технических групп, без труда это делают (телефон. рация, телевидение.), а затем уже им сообщается, что и в языке существуют подобные устройства (способы) и объявляется тема урока.

Урок литературы. Тема: «Футуризм как литературное направление рубежа Х1Х-ХХ веков». Эпиграф — знаменитое пятистишие Давида Бурлюка: дыр бур щил убещур скум вы со бу р л эз

Обучающимся предлагается внимательно прочитать эти строки и ответить, что они прочитали, есть ли в этой записи какой-то смысл? Каждая группа предлагает свою версию, например: скороговорка, зашифрованное послание, слова на каком-то иностранном языке и т. д. После того как все группы высказались, обучающимся сообщается, что это — стихотворение, и его автор считал, что в нем больше русского национального, чем во всем Пушкине, хотя смысла этого стихотворения не объяснил. После этой разминки интерес к теме урока возрастает.

Урок литературы. Тема: «Творчество И. А. Гончарова».

Обучающимся демонстрируется портрет писателя, и в качестве разминки дается задание описать характер писателя через его внешность: представьте, что вы психологи-физиономисты и вам по портрету надо назвать черты характера человека.

Как правило, характеристика такая: спокойный, уравновешенный, нелюдимый, апатичный, ленивый.

После этого обучающимся сообщается два факта из жизни Гончарова: то, что он отпра-

вился в кругосветное путешествие на фрегате «Паллада» на два года и что он заботился о детях своего умершего слуги — воспитывал, дал образование. Мы приходим к выводу: далеко не всегда о человеке можно судить по его внешности. Хотя, конечно, те качества, которые назвали обучающиеся, тоже были у Гончарова, и частично он воплотил их в своем герое Обло-мове.

Урок литературы. Тема: «Повесть Н. В. Гоголя «Портрет».

На доске вывешивается несколько портретов писателя, сделанных в разное время разными художниками. Обучающиеся рассматривают портреты и, во-первых, называют по одному эпитету, характеризующему внешность писателя на каждом из них (например: надменный, насмешливый, классический, гордый, простой.), во-вторых, обучающиеся отвечают на вопрос: почему на всех портретах Гоголь разный? Один из ответов: портрет зависит от личности художника и от отношения его к изображаемому человеку.

Урок русского языка. Тема: «Фонетика, орфография».

Начиная изучение новых разделов науки о языке, мы сначала анализируем их название:

Фонетика — изучает звуки речи.

Орфография — изучает правописание.

Обучающимся сообщается, что эти термины — греческого происхождения, и дается задание подобрать слова, имеющие те же корни.

Фонетика — телефон, фонограмма, диктофон, микрофон...

Орфография — графика, фотография, графоман, граффити...

Одновременно повторяется понятие заимствованных слов.

В заключение отметим, что проведение подобных разминок позволяет решать одновременно несколько задач. Главное — оно развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между обучающимися и преподавателем. Использование разминок в процессе урока, как показывает практика, снимает эмоциональную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, акцентировать внимание на узловых вопросах темы занятий. Они учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.