Рипяхова Светлана Николаевна
учитель русского языка и литературы МОУ гимназии № 14 г. Волгограда
Анализ биографического очерка как средство формирования социокоммуникативной компетенции обучающихся в гимназии
Данная статья посвящена опытно-экспериментальным исследованиям по теме «Создание педагогических условий для формирования социокоммуникативной компетентности обучающихся гимназии», проводящимся на базе МОУ гимназии № 14 города Волгограда. В рамках этой тематики мы посчитали необходимым выяснить, в какой степени комплексный анализ текста окажется эффективным средством, способствующим формированию социо-коммуникативной компетентности обучающихся гимназии.
В курсе русского языка в старших классах имеются широкие возможности повышения учениками их лингвистической, языковой и коммуникативной компетентностей, формирования своего взгляда на ряд проблем. Одним из наиболее эффективных средств решения данной проблемы нам представляется комплексный анализ текстов разных стилей, типов и жанров. Методика анализа текста широко представлена в трудах многих отечественных ученых (Н.М. Шанский, Л.М. Лосева, Г.В. Колшанский, Г.Я. Солганик, И.В. Арнольд, Н.А. Ипполитова, А.И. Горшков, С.И. Львова, Л.А. Новиков, Е.С. Антонова, Т.М. Пахнова и др.). Она опирается на теорию речевой деятельности, связанную с механизмами порождения и восприятия речи.
Однако, как показывает современная практика преподавания русского языка и литературы на базовом уровне, комплексный анализ текста активно используется только в старшем звене, и обусловлено это зачастую необходимостью выполнения обучающимися заданий части 2 в рамках ГИА и части С в рамках ЕГЭ по русскому языку. Типовые программы по русскому языку в старших классах предусматривают определенное количество учебных часов для обучения данной форме работы, но, на наш взгляд, этого недостаточно.
С 2009 года в МОУ гимназии № 14 города Волгограда в рамках предпрофильного обучения разработан и введен курс по выбору для обучающихся 8-9-х классов, который носит название «Комплексный анализ текста как средство развития лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций учащихся». Учитель, ведущий уроки и занятия курса по выбору по русскому языку в 8-9-х классах, имеет возможность уделять комплексному анализу текста более пристальное внимание, чем на базовом уровне преподавания языка, и создавать условия для текстоориентированного подхода при обучении языку и речи.
Обучающиеся используют умение комплексного анализа текста в речевой практике, при подготовке к сочинениям и изложениям, а также при написании ГИА и ЕГЭ по русскому языку, которые предполагают выявление знаний обучающихся в различных сферах языка и речи. Работа по анализу текста формирует их лингвистическую, языковую и коммуникативную (социокоммуникативную) компетенции.
Успешно освоив алгоритм анализа текста, обучающийся сможет различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста; опознавать языковые единицы. Он научится проводить различные виды их анализа; объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом; воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект).
Анализ текста позволяет обеспечить взаимосвязь в изучении слова и текста; ликвидировать разрыв между изучением языка и обучением речи; обеспечить реализацию как внут -рипредметных (межуровневых), так и межпредметных и надпредметных (метапредметных) связей в курсах русского языка и литературы; усилить внимание к вопросам воспитания в процессе обучения.
Работа по анализу текста обучающимися способствует созданию на занятиях особой речевой среды, которая необходима для повышения уровня языковой компетенции, развития языковой интуиции, без чего невозможен процесс совершенствования речи.
Языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. «Обучать общению, общаясь» — без этих условий нет ни урока, ни занятия курса по выбору. Это означает, что необходимо вырабатывать чувство язы-
ка, развивать аналитические и творческие способности обучающихся как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств, что очень тесно взаимосвязано. Текстовый материал, предложенный для анализа, с одной стороны, должен соответствовать возрастным особенностям учащихся, с другой — обладать мощным воспитательным потенциалом, превращая образовательный процесс в воспитательный. Так обеспечивается связь всех видов компетенций (лингвистической, речевой, культурологической).
Едва ли не самое главное — научить обучающихся понимать других людей, осознавать объективные и субъективные мотивы их поступков, и одним из лучших средств для этого, на наш взгляд, является анализ биографического очерка.
Обращаясь к биографическому повествованию, нельзя не вспомнить утверждение В.Г. Белинского о том, что «зрелище жизни великого человека есть всегда прекрасное зрелище: оно возвышает душу, мирит с жизнью, возбуждает деятельность».
Биографический очерк, будучи оригинальным речевым жанром публицистического стиля, способствует совершенствованию всех составляющих (контакт, коммуникабельность, коммуникативность и компетентность) успешного общения, как письменного, так и устного. В основе биографического очерка — использование печатных, архивных источников, иногда — воспоминания о личных встречах с человеком, которому посвящен очерк. Интенцией авторов биографии является стремление сохранить во времени информацию о прошлом, дать нравственный урок современникам и потомкам. Кроме того, автор биографии рассказывает историю становления личности и историю духовной жизни великого человека, что крайне важно для подростков, проходящих тот же мучительный путь формирования личности человека.
«Очерковость» — это особая манера отображения действительности, более свободная, чем в художественных текстах. В очерке описываются факты, события, действительно происходившие в жизни и оставившие в памяти автора глубокий духовный след. Документальность очерка подтверждается и тем, что в нем точно указывается действительные место и время действия, и тем, что его герои — это реальные лица со своими именами, внешностью, биографией.
Основанный на строго документальном жизненном материале, очерк облекается в художественную форму. В то же время для очерка как для жанра большое значение имеет личность публициста, особая, активная позиция авторского Я. Журналист сам присутствует в очерке, он его действующее лицо. Это определяет своеобразие стиля очерка, его интонационное звучание, или интимизацию изложения, что отличается созданием атмосферы откровенного разговора с читателем.
В качестве текста для анализа на занятии курса по выбору в 9-м классе мы выбрали отрывок из воспоминаний И.С. Тургенева о М.Ю. Лермонтове. «Лермонтова я тоже видел всего два раза: в доме одной знатной петербургской дамы, княгини Ш<аховск>ой, и не -сколько дней спустя, на маскараде в Благородном собрании, под новый 1840 год... Он поместился на низком табурете перед диваном. На Лермонтове был мундир лейб-гвардии Гусарского полка; он не снял ни сабли, ни перчаток — и, сгорбившись и насупившись, угрюмо посматривал на графиню. Она мало с ним разговаривала и чаще обращалась к сидевшему рядом с ним графу Ш<увалов>у, тоже гусару. В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое; какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно-темных глаз. Их тяжелый взор странно не согласовался с выражением почти детски нежных и выдававшихся губ. Вся его фигура, приземистая, кривоногая, с большой головой на сутулых широких плечах, возбуждала ощущение неприятное; но присущую мощь тотчас сознавал всякий. Известно, что он до некоторой степени изобразил самого себя в Печорине. Слова: «Глаза его не смеялись, когда он смеялся» и т.д. — действительно применялись к нему. Не было сомнения, что он, следуя тогдашней моде, напустил на себя известного рода байро-новский жанр, с примесью других, еще худших капризов и чудачеств. И дорого же он поплатился за них! Внутренно Лермонтов, вероятно, скучал глубоко; он задыхался в тесной сфере, куда его втолкнула судьба. На бале дворянского собрания ему не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтиче -ского творчества. Быть может, ему приходили в голову те стихи:
Когда касаются холодных рук моих С небрежной смелостью красавиц городских Давно бестрепетные руки. [4, с. 373-374]
В этом фрагменте И.С. Тургенев вспоминает о своей встрече с М.Ю. Лермонтовым на од-ном из петербургских балов. Он описывает как поведение тогда уже знаменитого поэта и окружающего его общества, так и собственное впечатление, вызванное личностью Лермон-това.
Проведение данного занятия приурочено ко времени изучения жизни и творчества М.Ю. Лермонтова в курсе русской литературы в 9-м классе, когда обучающиеся подробно знакомятся с наиболее важными событиями личной и творческой биографии поэта и анали-зируют тексты лирических стихотворений Лермонтова и текст его романа «Герой нашего времени». Это позволяет дать обучающимся более глубокое представление о личности и осо-бенностях творчества поэта, его мировоззрении и взаимоотношениях с обществом. Благодаря этому они приобретают навыки и умения, соответствующие высокому уровню общения, так как в ходе работы над анализом очерка обучающиеся получают сильное эмоциональное впе-чатление, переживают эмпатию к герою и обычно с пониманием относятся к его одиночеству в обществе петербургских аристократов. Кроме того, включившись в обсуждение содержа-ния текста, они обогащаются знаниями, связанными с психологическими и общественными проблемами, которые неизбежно сопровождают по жизни любого из нас, и учатся решать их.
И наконец, в ходе беседы-дискуссии формируется адекватный поведенческий компонент социокоммуникативной компетенции, потому что великий русский поэт М. Лермонтов предстает перед обучающимися не человеком с портрета в кабинете литературы, а сложной, противоречивой, но живой личностью, которой было очень непросто существовать в окружающем ее обществе.
За 40 минут занятия в сочетании самостоятельной письменной работы с фронтальной (обсуждение проблем этического и психологического характера, отраженных в тексте И.С. Тургенева) обучающиеся успевают погрузиться в атмосферу светского Петербурга, встретиться с двумя великими русскими писателями и прикоснуться к секретам жанра биографического очерка. В качестве иллюстрации предлагаем фрагмент занятия по данной теме.
Прежде всего обучающиеся должны доказать, что данный набор предложений является текстом. Им предлагается письменно озаглавить текст (возможные варианты: «Портрет Лермонтова», «На маскараде», «Как часто пестрою толпою окружен»). Затем они письмен -но обозначают тему отрывка (впечатления И. Тургенева о внешности Лермонтова в ходе его наблюдений за поэтом на балу), основную мысль (Лермонтов производил впечатление человека со сложным характером и трагической судьбой).
Учитель может обратить внимание обучающихся на то, как Тургенев описал Лермонтова во время бала, на котором поэт страдал от одиночества и непонимания среди «пестрой толпы» петербургских аристократов. Это состояние выдающегося литератора, несомненно, наложило отпечаток на его внешность, что и заметил отличавшийся острой и глубокой наблюдательностью Тургенев. Эти сведения помогут обучающимся при написании мини-рецензии по анализируемому тексту, а также привлекут их внимание к личности и творчеству М.Ю. Лермонтова и помогут им понять причины одиночества человека, окруженного чужими и далекими от него по духу людьми. Это и будут элементы анализа содержания текста, позволяющие обучающимся поставить проблемы этического и психологического характера. Например, следующие: «Почему человеку иногда бывает трудно найти общий язык с окружающими?», «Надо ли человеку стремиться к общению с людьми, враждебно относящимися к нему, и как выстроить контакты с подобным окружением?», «Верно ли, что людям выдающимся труднее выстроить взаимоотношения с социумом?» и др. Устное обсуждение подобных вопросов поможет обучающимся в формировании их социокоммуникативной компетенции.
Далее обучающиеся определяют стиль речи и жанр предложенного отрывка. Они могут письменно доказать, что это текст публицистического стиля, используя знание признаков текстов публицистического стиля, таких как
- цель публицистического стиля — это передача значимой и актуальной информации и воздействие при ее помощи на сознание читателя (здесь информация о впечатлении, произведенном одним выдающимся русским писателем на другого при их встрече и являющемся важным для читателей свидетельством для понимания личности и творчества Лермонтова);
- сфера употребления текстов публицистического стиля — это общественно-политические, экономические и культурные отношения (в данном случае перед нами портрет выдающегося деятеля русской культуры);
- жанр фрагмента — портретный очерк.
Определить тип речи текста ученики могут без затруднений — это один из видов описа-ния. В данном фрагменте воспоминаний Тургенева мы видим классические признаки описания человека: его одежды, осанки, выражения глаз, улыбки, внутреннего состояния. Выдержана также композиция описания: дано общее представление о герое очерка, раскрыты отдельные черты его внешности и внутреннего состояния, дана авторская оценка (заключительная фраза текста).
Можно предложить ученикам еще несколько заданий, схожих по типу с заданиями ЕГЭ по русскому языку:
- Какое высказывание противоречит содержанию текста? (А28)
1) На балу Лермонтов глубоко скучал.
2) В облике Лермонтова присутствовало что-то зловещее и трагическое.
3) Взгляд поэта согласовался с выражением почти детски нежных и выдававшихся губ.
4) Глаза его не смеялись, когда он смеялся.
ОТВЕТ 3.
- Какие слова в тексте являются историзмами и архаизмами? (А2, В8)
ОТВЕТ. Историзмы: княгиня, лейб-гвардии Гусарский полк, гусар, графиня, граф.
Архаизмы: Внутренно (соврем. — внутренне), на бале (соврем. — на балу), напустил на себя известного рода байроновский жанр (соврем. — напустить вид или видимость, байро-новский облик).
- Какие средства художественной выразительности использованы в рецензии на данный текст? (В8):
Тургенев увидел Лермонтова в тот момент, когда поэт страдал от одиночества и непонимания среди «пестрой толпы» петербургских аристократов. Текст построен на основе
_, что позволяет автору острее отразить чувства великого поэта. Это состояние выда -
ющегося литератора, несомненно, наложило отпечаток на его внешность, в описании которой встречается немало ярких_( «угрюмо посматривал», «веяло сумрачной и недоброй
силой». Кроме того, Тургенев использует в своих воспоминаниях прием_(в предложениях 10, 16), что помогает понять присутствие неразрывной связи личных переживаний Лермонтова с его творчеством. Отличавшийся острой и глубокой наблюдательностью, Тургенев описал сложный и противоречивый внутренний мир поэта, и помогли ему в этом _( в предложениях 4, 6).
1) градация
2) ряды однородных членов
3) метафора
4) гипербола
5) антитеза
6) разговорная лексика
7) эпитеты
8) цитирование.
ОТВЕТ. 5, 7, 8, 2.
Таким образом, текст может быть проанализирован разносторонне и достаточно полно, что даст возможность продолжить в процессе занятий развитие речеведческой культуры учащихся и подготовку их как к школьной аттестации, так и к поступлению в высшие учебные заведения.
В качестве домашнего задания можно предложить обучающимся найти подобного рода описания в художественных и публицистических произведениях (например, в романах Л. Толстого, И. Тургенева, И. Гончарова, в книге А. Горького «Литературные портреты» и др.) и, проанализировав, определить признаки стиля и типа речи.
Обучающимся, способным к творчеству, можно предложить самим составить описание человека в художественном стиле, написать биографический очерк или рассуждение на основе текста И.С. Тургенева.
В заключение следует подчеркнуть, что социокоммуникативная компетентность позволяет обучающимся использовать разнообразные средства устной и письменной коммуникации, в том числе и анализ текста, для решения своих задач в конкретных жизненных ситуациях, выражать свою точку зрения, в соответствии с нормами этикета строить коммуникацию в группе с людьми для получения общего результата. Она предусматривает включение личности обучаемого в процесс познания как субъекта. И результаты урока или занятия — это знания, умения и навыки, ориентирующие учащихся на самостоятельное образование, самосовершенствование.
Анализ текста, в том числе и биографического очерка, проводимый регулярно, система-тически, имеет большое значение для формирования умения воспринимать речь других и создавать собственное высказывание. В процессе работы над готовым текстом происходит углубленное знакомство со структурой, идеей текста, техникой его создания, развивается логическое мышление учащихся, идет практическое усвоение языка в различных условиях его применения. В целом анализ текста способствует воспитанию культуры слушания и чтения и служит эффективным средством формирования адекватного мировому уровня общей культуры, человека, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
Литература
1. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка // Коммуникативно-деятельностный подход: сб. публикаций по материалам конференции «Знаменские чтения». М.: Кнорус, 2007. С. 184-185.
2. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. М.: Дрофа, 2006. С. 224.
3. Дукарт Е.В. Дидактические принципы формирования коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку учащихся старших классов // Методика обучения ино-странному языку. Сургут: СурГПУ, 2008. С. 42-43.
4. Лермонтов М.Ю. Стихотворения. Поэмы. Герой нашего времени. М.: Олимп; АСТ, 1998. С. 373-374.
5. Погожина Е. Формирование коммуникативной компетентности // Материалы Меж-дународной научно-практической конференции «Образование и наука: Семипалатинский государственный педагогический институт. Семей, 2008.