Научная статья на тему 'Развитие культуры речи студентов в процессе профессиональной подготовки (на примере сельскохозяйственного вуза)'

Развитие культуры речи студентов в процессе профессиональной подготовки (на примере сельскохозяйственного вуза) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
617
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камуз В. В.

В статье рассматриваются проблемы развития культуры речи у студентов сельскохозяйственного вуза при изучении курса «Русский язык и культура речи». Внимание акцентируется на дифференцированном обучении с использованием обобщающих таблиц и текстов-образцов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF STUDENTS’ SPEECH CULTURE AT PROFESSIONAL TRAINING (CASE STUDY - AGRICULTURAL HIGHER SCHOOL)

The article is devoted to the development of students’ speech culture in agricultural higher schools, studying the course «Russian and speech culture». The attention is accented on the differentiated training with the use of generalising tables and texts-samples.

Текст научной работы на тему «Развитие культуры речи студентов в процессе профессиональной подготовки (на примере сельскохозяйственного вуза)»

УДК 378

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ (НА ПРИМЕРЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ВУЗА)

© 2008 В.В.Камуз

Самарская государственная сельскохозяйственная академия

В статье рассматриваются проблемы развития культуры речи у студентов сельскохозяйственного вуза при изучении курса «Русский язык и культура речи». Внимание акцентируется на дифференцированном обучении с использованием обобщающих таблиц и текстов-образцов.

В соответствии с концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года в программы технических вузов введен курс «Русский язык и культура речи». С 2000 года эта дисциплина преподается и в Самарской государственной сельскохозяйственной академии. Важно, чтобы качество преподавания русского языка и культуры речи на нефилологических факультетах отвечало современным требованиям.

Курс «Русский язык и культура речи» в технических вузах решает сложную задачу: совершенствовать практическое владение языком как средством общения в различных сферах общественной и личной жизни (бытовой, социально-политической, научной, учебно-профессиональной, профессиональной). Специалист сельского хозяйства должен уметь общаться в следующих речевых ситуациях: специалист -подчиненный, специалист - группа специалистов при публичном выступлении (общее собрание, конференция), специалист - специалист, специалист - руководство и т.д.

Под компетенцией в методике преподавания русского языка понимается совокупность тех знаний, умений и навыков, которые формируются в процессе обучения русскому языку как учебному предмету и которые обеспечивают овладение им: языковая (лингвистическая), коммуникативная и культуроведческая компетенции. Анализ образовательного стандарта сельскохозяйственной академии по русскому языку позволяет сделать вывод, что коммуникативная и культуроведческая компетенции должны выступать как ведущие, подчиняющие себе языковую и лингвистическую. Коммуникативная компетенция - это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого

поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения1.

Она включает в себя знание стилей, типов речи, композиции описания, повествования, рассуждения, способов связи предложений в тексте. Однако эти знания и умения еще не обеспечивают общения, адекватного коммуникативной ситуации. Очень важное место в коммуникативной компетенции занимают собственно коммуникативные навыки и умения -умение выбрать нужную лингвистическую форму, способ выражения в зависимости от условий коммуникативного акта, умение и навыки речевого общения сообразно коммуникативной ситуации.

Сравнение стандартов (образовательный стандарт средней школы и образовательный стандарт сельскохозяйственной академии) позволяет сделать вывод о том, что в образовательном стандарте школы уделяется большое внимание обучению нормам русского литературного языка. Учащиеся, окончившие среднюю школу, должны знать орфографические, пунктуационные, грамматические, лексико-фразеологические, акцентологические нормы, правильно строить словосочетания и предложения различных типов. В качестве материала, на котором усваиваются грамматические категории, широко используется текст публицистического стиля. В вузовском образовательном стандарте наблюдается смещение акцентов в сторону изучения речевых жанров и речевого поведения. Анализ изучения публицистического стиля в стандарте общеобразовательной школы и вуза позволяет сделать вывод, что в вузовском образовательном стандарте изучение

1 См.: Львова С.И., Александрова О.М., Рыбченкова Л.М. Русский язык в школе: состояние, проблемы и пути их решения // Русский язык в школе. - 2003. - № 6.

языка имеет практическую направленность: уделяется внимание особенностям устной публичной речи, студенты знакомятся с основами теории красноречия. Вносятся для изучения такие темы, как «Оратор и его аудитория», «Основные приемы поиска материала», «Виды вспомогательных материалов», «Словесное оформление публицистических выступлений». С учетом образовательного стандарта связана и особая подача изучаемого материала в школе и в вузе. Например, риторический вопрос в школе рассматривается в качестве средства, усиливающего образно-выразительные функции речи. С учетом образовательного стандарта вуза, необходимо рассмотреть ряд ролевых ситуаций, которые дадут возможность обучающимся придти к выводу о необходимости подчеркивать в речи уважение к другому человеку, о необходимости «мягкого» прикосновения к человеку. Считаем, что воспитание и развитие этой потребности весьма актуально, так как в последнее время одним из главных недостатков речевого общения является его агрессивность, установка на борьбу участников речевого общения.

Анализ научно-методической литературы по исследуемой теме показывает, что в отечественной методике из форм дифференциации учебной работы объектом исследования чаще всего является индивидуализация внутригрупповой учебной работы, которая происходит в основном в форме самостоятельной работы обучающихся при выполнении различных типов заданий. Наиболее часто используются задания различной трудности, как правило, они даются стабильным по успеваемости группам в целях повышения успеваемости, качества знаний.

Основная цель вузовского курса «Русский язык и культура речи» состоит в повышении уровня практического владения современным русским литературным языком в разных сферах общения, а не только в усвоении языковых норм. Однако преподавание данного курса в сельскохозяйственной академии осложнено тем, что уровень подготовки студентов 1 курса неодинаков. Прежде чем планировать работу по повышению уровня владения языком, необходимо установить, на каком уровне знаний о языке находится каждый студент. С этой целью на первом занятии проводится контрольная работа. Ставится цель выявить уровень речевой

деятельности, уровень владения нормами литературной речи, уровень культуры, речевого общения, владения нормами речевого этикета. В результате анализа результатов контрольных работ, анкет студентов, наблюдения за их монологичной и диалогичной устной речью мы видим, что уровень знаний по стилистике ниже, чем по орфографии и пунктуации. Известно, что качественное состояние знаний не является постоянным, оно постепенно меняется в результате учебной деятельности. На наш взгляд, именно разноуровневость обучения включает в себя качественно различную деятельность обучающихся и соответственно такой деятельности качественно различный ее результат. Отсюда актуальна проблема использования дифференциации в обучении, поскольку необходимо создать оптимальные условия для индивидуального подхода в развитии личности.

При изучении дисциплины «Русский язык и культура речи» в целях повышения качества знаний на кафедре педагогики Самарской государственной сельскохозяйственной академии с 2003 года применяется технология уровневой дифференциации, для чего в одной группе первого курса инженерного факультета (экспериментальной группе) были выделены три подгруппы, различающиеся стартовым (начальным в ходе эксперимента) уровнем знаний студентов. При выделении подгрупп учитывались: а) уровень речевой деятельности (говорение, слушание, письмо, чтение); б) уровень письменной и устной монологической речи в процессе конспектирования, аннотирования, реферирования; в) уровень грамотности при оформлении учебных текстов различных жанров; г) уровень владения видами диалогической речи и культуры речевого поведения (беседа, спор, диспут, дискуссия); д) уровень владения нормами литературной речи; е) уровень культуры, речевого общения, владения нормами речевого этикета. В процентном отношении по уровням знаний экспериментальная группа распределилась на подгруппы следующим образом: уровень репродуктивный - 48%; уровень реконструктивный - 47%; творческий уровень - 5%.

Каждый студент получал право и возможность самостоятельно определять, задания какого уровня он будет выполнять. Задания первого уровня отвечали уровню обязательной подготовки. Обучение при уровневой диффе-

ренциации велось на более высоком, чем минимальный, уровне и постоянно выделялся основной, обязательный компонент. На занятиях реализовалось желание студентов быстрее и глубже усвоить материал. Насыщение занятий разным по объему и сложности учебным материалом способствовало активизации и развитию студентов. Итог эксперимента: уровень репродуктивный - 32%; уровень реконструктивный - 51%; творческий уровень - 17%.

Результаты работы в контрольной группе, где не проводилось дифференцированное обучение, следующие:

1) начальный этап: репродуктивный уровень - 43%; реконструктивный уровень - 51%; творческий уровень - 6%;

2) заключительный этап: репродуктивный уровень - 39%; реконструктивный уровень -50%; творческий уровень - 11%.

Результаты исследований свидетельствуют, что уровневое дифференцированное обучение дает положительный эффект в учебной работе и является необходимым условием гуманизации в обучении, повышения качества знаний.

В процессе обучения студенты продвигаются от незнания к знанию, от неполных знаний - к полноценным, весомым. Они формируют умение использовать полученные знания, учитывать закономерности использования языковых средств в речевом общении.

Преподавание дисциплины «Русский язык и культура речи» в сельскохозяйственном вузе должно способствовать повышению культуры речи студентов. Уже само название курса предполагает, что студенты в итоге изучения этой дисциплины должны повысить уровень речевой культуры, уровень собственных речевых высказываний, поэтому вполне понятно, что большую часть времени, отведенную на изучение языка, следует уделить практическим занятиям. Однако, в сельскохозяйственной академии на изучение курса «Русский язык и культура речи» отводится 34 аудиторных часа, из них половина часов - на лекции. На лекционных занятиях процесс развития речи имеет односторонний характер: активным деятелем по планированию, целевой организации речи является на протяжении всего занятия преподаватель. Студенты лишены возможности строить свое высказывание, потому что вынуждены подчиняться воле и планам преподавателя. Со-

вершенствовать умения логически мыслить, доказательно и убедительно высказывать свое мнение, отрабатывать навыки монологической речи возможно только на практических занятиях. В связи с этим возникает необходимость изыскания таких средств и методов, которые бы способствовали и развитию речи, и повышению качества теоретических знаний. Одним из таких средств, на наш взгляд, являются обобщающие таблицы по стилистике. При проведении семинарских занятий с применением таких таблиц теоретический материал усваивается на более высоком уровне с наименьшими затратами труда, ибо освобождается больше времени для выполнения заданий, которые способствуют развитию речи студентов. Так, сопоставляя разработанные нами таблицы по темам «Научный стиль», «Публицистический стиль», обучающие обнаруживают композиционные, лексические, морфологические особенности текстов разных стилей, учитывают их при сочинении собственных текстов разных жанров. При использовании обобщающих таблиц обучающиеся учатся подводить частные явления под общее правило, рассматривать изученные ранее факты в сопоставлении, поэтому дается много заданий, включающих анализ явлений, упражнений классификационного характера. В ходе использования обобщающих таблиц обучающиеся самостоятельно учатся переносить ранее усвоенные знания в непривычную ситуацию, устанавливать взаимосвязь явлений языка, его структуру, закономерности, раскрывать внутреннюю логику правил.

Студентам даются задания, которые имеют не только обучающий характер, но и помогают развитию аналитических способностей. В систему упражнений по развитию речи вводятся такие тексты, которые имеют явные погрешности, чтобы обучающиеся могли их отметить, дать им соответствующую оценку, провести редакционную правку. При изучении публицистического стиля студенты выбирают одну из предложенных тем («Кем быть или каким быть?», «Беседа - это искусство», «Роль самовоспитания в жизни человека», «Что такое гуманизм?» и другие), составляют собственные тексты с включением выразительных средств языка и произносят их перед аудиторией. Выступления требуют осмысления собственных взглядов, обдумывания и определения своих позиций, должны начинаться с яркого введения

(исторического, художественного, житейского, полемического и т.д.). Студенты учитывают то условие, что сила аргументов, фактов, примеров в их выступлениях должны нарастать с развитием темы, а не снижаться. Особенно тщательно они должны следить за соблюдением речевых норм. Затем выступления оцениваются однокурсниками с точки зрения выразительности произношения, логичности, последовательности изложения, уместности использования выразительных средств и наличия ошибок. С целью выработки у обучающихся навыка оценивать свою речь, полезно предлагать (время от времени) задание охарактеризовать свое собственное выступление. Этот необходимый навык будет успешно служить им и при выполнении письменных заданий.

В культуре речи выделяются две стороны: правильность речи и речевое мастерство. Дидактические возможности дисциплины «Русский язык и культура речи», реализуемой на первом курсе Самарской государственной сельскохозяйственной академии, отличаются некоторой разобщенностью между теоретическими знаниями и конкретными речевыми ситуациями, которые будут возникать в профессиональной деятельности выпускников. Практика показывает, что преодолеть эту разобщенность возможно на основе работы с текстами-образцами. При этом текст понимается и как конкретное речевое произведение, и как структура, модель построения, общая для группы конкретных текстов. Данное толкование существенно для методики, так как дает возможность показать обучающимся при анализе конкретного текста закономерности построения всех или группы текстов и вести обучение связной речи на основе обобщенного понятия текста, что позволяет формировать речевые умения сознательным путем. Опора на текст -естественное средство формирования речевых умений, «основной материал при обучении языку»2. При обучении речевой культуре целесообразно рассматривать текст как «несколько предложений, связанных в целое темой и основной мыслью, по смыслу и грамматически», как «особый вид организации языковых средств, как целостность, в которой раскрыва-

2 Мещеряков В.Н. Методика описания текстов в учебных целях. - М.: 1984. - С. 55.

ются связи и отношения этих средств»3. При решении задачи формирования речевых умений в аспектах речевой культуры на основе текстов-образцов предполагается четкое определение принципов текстового отбора. «Необходимыми качествами текстов-образцов являются различная стилистическая принадлежность, содержательная насыщенность, новизна, разножанровость, доступность, небольшой объем, законченность вводимой информации»4. Поскольку в сельскохозяйственном вузе студент получает не только высшее образование, но и приобретает профессию, в качестве текста-образца уместно использовать материал, имеющий профессиональную направленность. Отсутствие прочно закрепленных в памяти обучающегося теоретических знаний любых дисциплин не позволяет ему качественно решать практические задачи. Без прочного знания языковых средств, создающих особенности различных стилей, законов, правил, норм построения текстов разных стилей нельзя ожидать от говорящего уместности употребления выразительных средств в речи, культуры речевого общения. Анализ письменных работ свидетельствует о том, что наибольшие трудности студенты испытывают при создании собственного речевого высказывания, в котором требуется ясно, правильно, последовательно и убедительно выразить свою позицию, точно и уместно используя разнообразные изобразительно-выразительные языковые средства.

Работа над текстом-образцом включает:

а) предположение о стилистической принадлежности текста, основанное на наиболее важном признаке каждого из стилей;

б) приведение аргументов в пользу выдвинутого предположения;

в) поиск стилистически окрашенных единиц разных уровней;

г) подтверждение или опровержение первоначального предположения;

д) анализ лексики, синтаксических особенностей, морфологических особенностей.

3 Степанова В.В. Обусловленность функционирования слов в тексте // Семантические и эстетические модификации слов в тексте. - Л.: 1988. - С. 3, 10.

4 Бутакова Е. С. Развитие речевой культуры учащихся в процессе личностно ориентированного изучения русского языка. - СПб.: 1996. - С. 123 - 124.

Анализ теста-образца служит первым этапом для организации работы по развитию речи студентов. Вторым этапом является самостоятельное сочинение небольшого текста такого же стиля и жанра, как рассмотренный в качестве образца.

Такая работа позволяет студентам расширить свои знания по стилистике и структуре текста, т.к. при составлении учитываются особенности, которые создают их стилистическое и жанровое своеобразие.

Создание текстов различной жанровой принадлежности способствует развитию у студентов умения точного употребления слова, понимания соотнесенности его с тем или иным стилем речи. Однако, как свидетельствует практика, при работе с создаваемыми текстами многие студенты испытывают затруднения, связанные с недостаточностью осознания возможностей синонимического варьирования в области лексики и стилистики, т.е. при выборе слов из синонимического ряда и синонимических конструкций предложений и конструкций. Для преодоления этих недостатков эффективен стилистический анализ текстов, посвященных одной теме, при условии, что они выдержаны в разных стилях. Особенно убедительно выглядит сопоставление текстов, контрастных в стилистическом отношении: научный текст и публицистический, научный и художественный.

Результаты контрольного среза в экспериментальной группе, где в учебном процессе применялись обобщающие таблицы, свидетельствуют о том, что это эффективное средство повышения качества знаний по стилистике. В работах студентов этой группы было значительно меньше речевых ошибок (употребление

слов иной стилевой окраски, отсутствие связи между предложениями, нарушение лексической сочетаемости и т.д.), чем в работах студентов тех групп, где таблицы не применялись. Это объясняется тем, что при проведении семинарских занятий с применением таблиц теоретический материал усваивался на более высоком уровне с наименьшими затратами труда, освобождалось больше времени для выполнения заданий, которые способствовали развитию речи обучающихся.

Таким образом, мы пришли к выводу, что использование уровневой дифференциации, таблиц, текстов-образцов способствует повышению качества знаний, то есть формирует полноту, глубину, оперативность, прочность, перенос при усвоении понятий, правил, норм общения и поведения. Так как в сельскохозяйственном вузе инженер-педагог получает не только высшее образование, но и развивает нравственные качества, культуру поведения, которая ему необходима в будущей профессии, использовался материал, имеющий воспитательную значимость Существенное место в формировании компетенций занимает текст художественной литературы как средство духовного и эстетического воспитания студентов, обучения общению, как иллюстрация образцов богатой, точной, выразительной речи.

Для педагога профессионального обучения является важным развитие собственных коммуникативных навыков и умений -умений найти нужную лингвистическую форму, способ выражения в зависимости от условий коммуникативного акта, умений и навыков речевого общения сообразно коммуникативной ситуации.

DEVELOPMENT OF STUDENTS' SPEECH CULTURE AT PROFESSIONAL TRAINING (CASE STUDY - AGRICULTURAL HIGHER SCHOOL)

© 2008 V.V.Kamuz

Samara state agricultural academy

The article is devoted to the development of students' speech culture in agricultural higher schools, studying the course «Russian and speech culture». The attention is accented on the differentiated training with the use of generalising tables and texts-samples.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.