Научная статья на тему 'К вопросу о формировании речевой культуры будущих педагогов'

К вопросу о формировании речевой культуры будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
373
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ ЯЗЫКА / КУЛЬТУРА РЕЧИ / НЕНОРМАТИВНАЯ ЛЕКСИКА / ОРФОЭПИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА / СЛЕНГ И ЖАРГОН / ИГРОВОЙ ИРОНИЧЕСКИЙ ТЕКСТ / РЕФЛЕКСИВНАЯ ПОЗИЦИЯ ЧИТАТЕЛЯ / ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / READER’S REFLEXIVE POSITION / THE ECOLOGY OF THE LANGUAGE / SPEAKING CULTURE / NON-STANDARD VOCABULARY / ORTHOEPIC WARMING-UP / SLANG AND JARGON / PLAYING IRONICAL TEXT / LANGUAGE EDUCATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Полторацкая Нина Леоновна, Соловьёва Галина Валентиновна

Авторы раскрывают и обосновывают возможность формирования речевой культуры у студентов как будущих педагогов. Авторы останавливаются на взаимосвязи культуры и языка, диалектов их развития, ссылаясь на свой опыт преподавания языковых предметов. В статье содержится материал об отдельных эффективных средствах работы учителя на уроках русского языка и культуры речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the formation of the language culture of the future teachers

The author dwells on the interrelation of culture and language, dialects of their development, referring on his own experience of teaching linguistic subjects. The article contains the material about separate effective means of teacher’s work at the lessons of Russian and speaking culture.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании речевой культуры будущих педагогов»

Инновации в образовательных учреждениях

УДК 331.01

J

Н. Л. Полторацкая, Г. В. Соловьёва

к вопросу о ФОРМИРОВАНИИ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Л________________________________________г

Аннотация. Авторы раскрывают и обосновывают возможность формирования речевой культуры у студентов как будущих педагогов. Авторы останавливаются на взаимосвязи культуры и языка, диалектов их развития, ссылаясь на свой опыт преподавания языковых предметов. В статье содержится материал об отдельных эффективных средствах работы учителя на уроках русского языка и культуры речи.

Ключевые слова: экология языка, культура речи, ненормативная лексика, орфоэпическая разминка, сленг и жаргон, игровой иронический текст, рефлексивная позиция читателя, языковое образование.

Abstract. The author dwells on the interrelation of culture and language, dialects of their development, referring on his own experience of teaching linguistic subjects. The article contains the material about separate effective means of teacher’s work at the lessons of Russian and speaking culture.

Keywords: the ecology of the language, speaking culture, non-standard vocabulary, orthoepic warming-up, slang and jargon, playing ironical text, reader’s reflexive position, language education.

Русский язык - главный фактор сохранения и дальнейшего развития российской государственности и русского национального самосознания. Современное общество нуждается в речевой личности, в человеке, который в любой ситуации мог бы грамотно вести диалог, ответить чётко и обстоятельно на поставленный вопрос. Формированию такой личности служит культура речи.

Культура языка, как и любая другая культура, предполагает её постоянное освоение и «возделывание», обработку и охрану. Целью лингвистической экологии является и сам литературный язык, и человек, пользующийся им. Цель эта состоит в заботе о воспитании мыслящего и действующего человека-творца, для которого традиционные литературные нормы - одновременно и нравственные требования, и основа для творческого выражения нового содержания, новых мыслей и идей, выдвигаемых потребностями духовной жизни общества [1,5, 6].

Гуманитарное знание имеет особенности преподавания, выявляющие значимость языка и необходимость формирования вербальной компетенции. Укажем некоторые из них. Это знание не приобретается, а вырабатывается в процессе осмысления информации, поэтому предполагается живое общение.

Студент не просто осваивает знания, а вырабатывает отношение к тем или иным проблемам или событиям. Уровень освоения гуманитарного знания имеет преимущественно качественные критерии, определить которые можно через высказывания студентов. Признаками усвоения здесь являются умение рассуждать, анализировать, делать выводы, обобщать, приводить примеры, доказывать. Гуманитарное знание предполагает творческую направленность, его не назовёшь точным. Это значит, что общение становится необходимым условием контакта. Главной оказывается способность обосновать свою позицию [2, 5].

Культура языка может и должна быть осмыслена в собственно экологическом аспекте - как часть здоровой окружающей «речевой среды существования». Экологический подход к вопросам культуры речи, речевого общения предполагает ответственное отношение к национальным языковым традициям, воспитание действенной любви к родному языку, заботу о его прошлом, настоящем и будущем. Экология языка становится одной из актуальнейших задач современности, когда экологизация науки, поведения человека и самого мышления выступают важной приметой времени. Художественно обработанная речь,

50

Инновационные проекты и программы в образовании 2012/6

Инновации в образовательных учреждениях

с одной стороны, и строго осмысленная, стилистически грамотная, упорядоченная по смыслу речевая деятельность - с другой, очищают наш язык от всего наносного, ненужного и вместе с тем постоянно обогащают его. Как справедливо утверждают Н. М. Шанский, Т. А. Боброва, «всегда необходимо помнить о чистоте нашего языка, сохранении его национальной самобытности, поскольку без этого не может быть речи о сохранении и национального русского сознания...» [8; 167].

Роль педагога в формировании грамотной речи студентов, организации их речевой деятельности незаменима. Ещё А. М. Пешковский писал: «Если для общения людей вообще необходим язык, то для культурного общения необходим как бы язык в квадрате, культивируемый как особое искусство.». Разделяя данную позицию, мы отдельно подчеркиваем, что системообразующим элементом уроков русского языка становится тот речевой материал, на котором рассматриваются явления лексикологии, фонетики, орфоэпии, грамматики, правописания, лучшим дидактическим материалом - классические образцы художественной прозы, поэзии, драматургии.

Мы выстраиваем для обучающихся несколько важных принципов, которые необходимо учитывать при выборе книг. Во-первых, это должны быть настоящие художественные произведения. Во-вторых, они должны удовлетворять сегодняшним потребностям личности и работать в зоне её ближайшего развития, на будущее. В-третьих, материал должен быть избыточным и давать свободу выбора произведений. В-четвёртых, произведения должны иметь несколько «слоёв», то есть хороший подтекст, который даёт пищу для ума и чувств читающего. Наш опыт показывает, что данные требования могут способствовать интериоризации рефлексивной позиции читателя, которая имеет следующие значимые признаки: принятие, присвоение тех нравственных ценностей, жизненного и художественного опыта, которые отражены в книге (познание мира и самопознание, самовоспитание, совершенствование эстетического вкуса и др.); расширение «читательского горизонта», приобретение новых стимулов и ориентиров успешной социализации.

Описанная читательская позиция как минимум помогает подружить студента с книгой, обогатить его духовный мир. В данном контексте уместно вспомнить слова К. Д. Ушинского о том, что «наследуя слово от предков наших, мы наследуем не только средства, передающие наши мысли и чувства, но наследуем самые эти мысли и самые эти чувства. От всей жизни народа это единственный живой остаток на земле, и мы - наследники этих живых богатств, в которых сложились все результаты духовной жизни народа». Настоящая книга - это уникальный источник исторического опыта челове-

ческих отношений, проникающий в сознание молодого поколения за счет пробуждения имманентных начал комфортного восприятия родного языка. Научить брать этот опыт - миссия колледжа, умножая усилия на школьных педагогов и родителей на этом благородном пути.

Рассмотрим далее некоторые дидактико-методические аспекты выделенного проблемного поля статьи.

Языку литературному, образному, красивому мы учим с помощью проверенного десятилетиями способа - обращения к классической и современной поэзии. В течение изучения курса литературы студенты заучивают тексты понравившихся стихотворений наизусть. Количество текстов не ограничено, но даже самые нерадивые студенты знают наизусть 20-25 произведений.

Мы пытаемся оптимизировать учебный процесс, поэтому для каждой лингвистической и литературоведческой дисциплины придумали свою визитную карточку. Чтение стихотворений - это непреложная составляющая практикума по выразительному чтению. Уроки по выразительному чтению обязательно начинаются с артикуляционной гимнастики, для которой каждый студент ведёт тетрадь с упражнениями, имеющими профессиональную направленность и легко переносимыми на школьную практику. А заканчивается урок выразительного чтения лирической пятиминуткой, во время которой звучат подготовленные студентами образцы классической и современной лирики.

Визитная карточка уроков по культуре речи - это орфоэпическая разминка. Она включает в себя каждый раз новую порцию слов, в произношении или ударении которых можно допустить ошибку. Такая порция состоит из 18-20 слов, которые не связаны между собой тематически и являются разными частями речи. Например, вот слова для одной из таких разминок: свёкла, нормированный, оптовый, позвонишь, щавель,хозяева, свитер, поняла,танцовщица, комбайнер, газопровод, заиндеветь, квартал, красивее, ракушка, петля, цемент, закупорить. Перед уроком слова записываются на доске, а студенты переносят их в специальный словарик, по которому раз в месяц проводится словарная работа. По желанию студент в качестве домашнего задания может придумать с этими словами необычную историю, рассказ или сказку, употребив слово в нужной форме. Истории получаются оригинальные, существуют только в единственном экземпляре, так как каждый следующий автор не повторяет предыдущего. Студенты с удовольствием сочиняют такие рассказы, за несколько лет работы мы их накопили в таком количестве, что возможно издание отдельного сборника. На уроках эти рассказы используются как дидактический материал, как карточки с индивидуальными заданиями «расставь ударение», «запиши слова в транскрипции».

Инновационные проекты и программы в образовании 2012/6

51

Инновации в образовательных учреждениях

Личность - средоточие взаимосвязи культуры и языка, диалектики их развития. Поэтому о личности можно говорить только как о языковой личности, воплощённой в языке. Модель урока русского языка мы строим на основе лексических тем, посвящённых самым разным проблемам жизни и деятельности современного студенчества. Например, «Студенческая жизнь глазами студентов и преподавателей», «Как готовиться к экзаменам», «Уроки первых уроков», «Размышления на задней парте», «Моя оценка фестиваля (конкурса, игры, спортивных состязаний)». Постоянными рубриками уроков русского языка стали следующие: «Осторожно, слово!», «Осторожно, ошибка!», «Осторожно, сленг!». Студенты поощряются за нахождение и объяснение ошибок (опечаток) на стендах, доске объявлений, в наглядной агитации колледжа, рукописных газетах, подготовленных их соучениками.

Учить студентов понимать все опасности жаргона, сленга - значит, помогать им духовно расти. Мы внушаем студентам мысль, что русский интеллигент не может не владеть родным словом в совершенстве, что по одёжке встречают, а по речи провожают. Одно из самых распространённых видов заданий творческого характера на уроках русского языка - это написание пяти- или десятиминутного эссе на заданную тему.

На занятиях студенты пишут эссе по различным темам, связанным с их пониманием духовности: «Древо памяти... Утешает или устрашает история?», «Письмо к самому себе», «Педагогический этюд», «Экология души», «Как прекрасна земля и на ней человек». В том числе темой эссе может стать высказывание современных исследователей о языке, как, например, рассуждение В. Д. Израбекова: «Чаша современного русского языка переполнена до краёв блокбастерами, ремейками, постерами, роумингами - словно бы Россия не рождала никогда Ломоносова, Даля, Достоевского, Толстого, Чехова, а только одну Эллочку-лю-доедку, взявшуюся за первоначальное американское образование» [4; 32].

Бедность словарного запаса, унификация речи, отсутствие в ней эмоционально насыщенных элементов, оценочной лексики - вот далеко не полный перечень особенностей языка современного студента. Психологи и социологи объясняют такое положение дел противопоставлением в студенческой среде образа делового человека и человека, не приспособленного к современности. Именно в речи студентов часто встречается игровой иронический текст, подчёркивающий, насколько смешны для современного человека пафос и эмоции, как он рационален, по-деловому немногословен, раскован (отсюда сленг и мат и, как правило, безграмотность в устной и письменной речи).

Показателен следующий пример. Студенты-первокурсники специальности «Преподавание в начальных

классах» заполняли анкету «Сквернословие в моей жизни», результаты которой заставили педагогов задуматься. 90% студентов используют в своей речи нецензурные выражения, 10% стараются не употреблять эти слова. Большинство опрошенных считают мат оскорбительным. Неосознанное использование мата - это для них или дань моде, или привычка, прочно вошедшая в обиход. На вопрос «Что вы чувствуете, когда произносите эти слова?» ответы распределились следующим образом: 50% - ответили «ничего», 25% - «стыдно». 93% респондентов не хотели бы, чтобы их дети использовали нецензурную лексику. Результаты такого анкетирования, показали, что в среде студентов, как и во всей стране, идёт процесс, который можно назвать «растабуирование мата».

Активизация нецензурной лексики понятна. Как только в любой стране начинается смута, первым делом грязь и зараза проникает в язык народа. Единственный выход в данном случае - спасать душу хорошим. Классическая литература, лучшие произведения современной поэзии и прозы - вот возможность спасения духовного мира народа.

Анкетирование стало первым шагом в работе по культуре речи. Далее в колледже был организован цикл лекций с привлечение представителей некоммерческого партнёрства «Родители против наркотиков». Приведём несколько отрывков из письменных отзывов студентов после лекции, посвящённой нецензурной брани и мату.

«Употребление нецензурных слов в речи - это беда современного языка, даже симпатичные девушки ругаются, человек в стрессе часто не контролирует свою речь. Нам рассказали о последствиях употребления мата» (Мария Х.).

«Сейчас, когда многие люди ругаются матом, они считают, что это круто. На самом деле у человека, который общается только нецензурными словами, никогда не будет хорошей компании, к этому человеку никогда не будут хорошо относиться здравомыслящие люди» (Алина В.).

«На самом деле сквернословят люди, не уверенные в себе, имеющие проблемы в жизни, пытающиеся таким способом возвыситься в глазах своих сверстников. Само происхождение нецензурных слов идёт от низших слоёв общества. Раньше такие слова знали только преступники. Хотя сквернословие и способно поднять боевой дух, оно отрицательно сказывается на здоровье человека. Нам приводили примеры, что если долго слушать ругань, то заболит голова. Учёными давно доказано, что вода реагирует на различные слова людей и на музыку. Опыты показали, что вода, замороженная на слова «нежность», «любовь», превратилась в красивые кристаллы, похожие на снежинки. Когда произносили слова «ненависть», «обида», «горе», то при замораживании воды получали кристаллы бесформенные, ни на что не похожие. Поскольку

52

Инновационные проекты и программы в образовании 2012/6

Инновации в образовательных учреждениях

человек на 60% состоит из воды, то после этих опытов можно представить, как мат влияет на человека и его здоровье. Вывод: лучше не ругаться, это самому идёт во вред» (Анастасия К.).

«Я поняла после беседы, что плохое слово к нам вернётся и нас же накажет» (Людмила Х.).

Также студенты пытаются выразить собственное отношение к мату через эссе на тему «О скверном и святом», участие в проектной деятельности на тему «Борьба за чистоту родного языка», через стихотворения собственного сочинения, одно из которых мы приведём ниже.

О, как огромна сила слова...

Одним лишь словом можно победить,

Жизни лишить или вдохнуть жизнь снова, Народов массы убедить,

А можно так себя унизить,

Как говорится, опустить,

К дну социальному приблизить,

Себя как личность погубить.

Так вот, решать лишь нам, друзья,

Ругаться можно иль нельзя?

Подумайте, зачем нам мат?

Русский язык и так богат!

(Елена Киселёва)

Подводя итог приведенным доводам и примерам, подчеркнем, что молодое поколение формирует свою культуру речи под влиянием множества факторов. Оно слышит и прекрасно воспринимает литературную речь, но отдаёт предпочтение использованию сленга, так как считает его более эмоциональным по окраске, выразительным и ёмким в плане передачи информации. Намеренное искажение слов, грамматических форм, пренебрежительное отношение к правилам орфографии и пунктуации наблюдается детьми и в дальнейшем начинает ими восприниматься как норма, что приводит к оскудению речи. Наблюдается глубокая пропасть между языком высоко духовным и тем бездуховным подобием языка, который используется в повседневной жизни, что ведёт к разрушению целостности самого языка.

Таким образом, не имея перед собой устойчивого примера использования литературного языка в обществе, очень сложно удержать высокий индивидуальный духовный уровень языковой культуры. Поэтому в настоящее время перед педагогами стоит

задача воспитания высокоразвитой языковой личности [3, 4, 7].

С учетом того факта, что выпускник образовательного учреждения должен обладать определёнными компетенциями: самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления; владеть богатым словарным запасом, основанным на глубоком понимании гуманитарных знаний; самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня; быть коммуникабельным, следует считать, что языковое образование составляет основу профессионально ориентированной образовательной модели в учебном заведении. Оно универсально по своей сути, позволяет совершенствовать интеллектуальную, коммуникативную деятельность, является ключом к научному знанию, импульсом к развитию языковой культуры студента при условии, в частности, последовательного использования дидактико-методического инструментария, перечисленного в данной статье.

Литература

1. Бураева Н. Н. Лабораторная работа: «Культура речи и нормы современного русского литературного языка». // Инновационные проекты и программы в образова-нии.-2008.-№ 3.

2. Виноградова И. Ю., Давыдова Н. Н. Разработка модели организации социально-педагогической поддержки профессиональной инициативы педагога в новых экономических условиях. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент,- 2012.- № 2.

3. Иванчикова Т. В. Речевая компетентность или речевая культура? // Педагогика.- 2009.- № 3.- С. 83-89.

4. Ирзабеков В. Д. Тайна русского слова. Заметки нерусского человека.- М., 2009.

5. Сиденко Е. А. Методика «Зеркало инновационных преобразований» в практике как основа разработки педагогического проекта в условиях введения ФГОС. //Эксперимент и инновации в школе.- 2011.- № 4.

6. Табарданова Т. Б. Современный менеджер и организационная культура образовательного учреждения. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2008.-№ 5.

7. Хазимуллина Е. Е. Мотивационные аспекты школьного жаргона. // Русский язык в школе.- 2009.- № 4.- С. 90-95.

8. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Жизнь русского слова.- М., 2006.

Инновационные проекты и программы в образовании 2012/6

53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.