Научная статья на тему 'Духовно-нравственное воспитание студентов вузов в процессе изучения дисциплины «Русский язык и культура речи»'

Духовно-нравственное воспитание студентов вузов в процессе изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА / ЖАРГОН / СЛЕНГ / БЕЗГРАМОТНОСТЬ / МИРОВОСПРИЯТИЕ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА / RUSSIAN LANGUAGE / STATE EDUCATIONAL STANDARD / INFORMATION ENVIRONMENT / SPEECH CULTURE / JARGON / SLANG / ILLITERACY / WORLDVIEW AND OUTLOOK / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF HIGHER SCHOOL STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Наталья Николаевна, Аракельян Анна Аркадьевна

В статье предложен авторский подход к организации духовно-нравственного воспитания студентов в вузе. Представлены результаты исследования, проведенного среди студентов и бакалавров Новочеркасского инженерного мелиоративного института им. А.К. Кортунова филиала Донского государственного аграрного университета, в ходе которого выявлено их отношение к ненормативной лексике, сленгу, варваризмам, что обусловлено широким распространением данных лексических средств в различных формах коммуникации (в том числе в письменной речи). Сделан вывод о высоком потенциале использования дисциплины «Русский язык и культура речи» с целью повышения уровня грамотности выпускников вузов, формирования у них коммуникативной компетентности и системы значимых ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spiritual and moral education of higher school students during the "Russian Language and Culture of Speech" course

The authors suggest an original approach to organization of the spiritual and moral education of students at the university. The research, carried out among students and bachelors of Novocherkassk Institute of Engineering and Land Reclamation, branch of Don State Agrarian University, deals with their attitude towards profanity, slang, barbarisms, considering prevalence of such vocabulary in various forms of communication (including writing speech). The authors believe that the "Russian Language and Culture of Speech" course has resources that can be applied in order to improve the literacy of university graduates, develop their communicative competence and the system of significant values.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное воспитание студентов вузов в процессе изучения дисциплины «Русский язык и культура речи»»

УДК 37.017.93:378:808.5

Иванова Наталья Николаевна

кандидат социологических наук, доцент,

доцент Новочеркасского инженерно-мелиоративного

института им. А.К. Кортунова -

филиала Донского государственного

аграрного университета

Аракельян Анна Аркадьевна

кандидат философских наук, доцент, доцент Новочеркасского инженерно-мелиоративного института им. А.К. Кортунова - филиала Донского государственного аграрного университета

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Ivanova Natalya Nikolayevna

PhD in Social Science, Assistant Professor, Novocherkassk Institute of Engineering and Land Reclamation, branch of Don State Agrarian University

Arakelyan Anna Arkadievna

PhD in Philosophy, Assistant Professor, Novocherkassk Institute of Engineering and Land Reclamation, branch of Don State Agrarian University

SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF HIGHER SCHOOL STUDENTS DURING THE "RUSSIAN LANGUAGE AND CULTURE OF SPEECH" COURSE

Аннотация:

В статье предложен авторский подход к организации духовно-нравственного воспитания студентов в вузе. Представлены результаты исследования, проведенного среди студентов и бакалавров Новочеркасского инженерного мелиоративного института им. А.К. Кортунова - филиала Донского государственного аграрного университета, в ходе которого выявлено их отношение к ненормативной лексике, сленгу, варваризмам, что обусловлено широким распространением данных лексических средств в различных формах коммуникации (в том числе в письменной речи). Сделан вывод о высоком потенциале использования дисциплины «Русский язык и культура речи» с целью повышения уровня грамотности выпускников вузов, формирования у них коммуникативной компетентности и системы значимых ценностей.

Ключевые слова:

русский язык, государственный образовательный стандарт, информационная среда, речевая культура, жаргон, сленг, безграмотность, мировосприятие и мировоззрение, духовно-нравственное воспитание студентов вуза.

Summary:

The authors suggest an original approach to organization of the spiritual and moral education of students at the university. The research, carried out among students and bachelors of Novocherkassk Institute of Engineering and Land Reclamation, branch of Don State Agrarian University, deals with their attitude towards profanity, slang, barbarisms, considering prevalence of such vocabulary in various forms of communication (including writing speech). The authors believe that the "Russian Language and Culture of Speech" course has resources that can be applied in order to improve the literacy of university graduates, develop their communicative competence and the system of significant values.

Keywords:

Russian language, state educational standard, information environment, speech culture, jargon, slang, illiteracy, worldview and outlook, spiritual and moral education of higher school students.

Воспитание - это целенаправленный процесс формирования личности в условиях специально организованной системы, в которой происходит взаимодействие воспитателя и воспитуе-мых при реализации общих целей. В этом взаимодействии воспитанник приобретает определенный опыт, передачу которого необходимо организовать. Но лучший воспитатель - это опыт, приобретаемый в процессе собственной жизни. Жизнь воспитывает, поэтому важно педагогически верно ее направлять, включая воспитанника в различные виды деятельности, учитывая, что правильное воспитание - это не только воспитательная деятельность воспитателя, но и собственные усилия воспитанника, то есть самовоспитание [1]. В едином учебно-воспитательном процессе результат зависит от взаимосвязи обучения, воспитания и самовоспитания.

На рубеже XX и XXI вв. произошли глубокие изменения в российском обществе, которые напрямую затронули и образование. На первом этапе реформирования системы образования «решались две основные задачи: сменить господствующие концептуальные подходы к образованию, разработать концепции развития личности человека и апробировать инновационные подходы... В ходе реформы был произведен переход к личностно ориентированному подходу, основанному на самореализации учащегося, раскрытии его индивидуальных особенностей» [2].

В соответствии с государственными образовательными стандартами нового поколения, в основу которых положен компетентностный подход (по словам Н.А. Селезневой, с помощью дан-

ного подхода «высшему образованию может быть сообщено новое свойство - опережающий характер, предвосхищающий эволюцию общества» [3]), студенты всех специальностей изучают дисциплину «Русский язык и культура речи». Это вызвано тем, что абитуриенты, как правило, имеют невысокую языковую культуру и не владеют навыками грамотного письма [4], поэтому и коммуникативная компетенция многих выпускников негуманитарных вузов, в которых не предусматривалось изучение лингвистических дисциплин, далеко не всегда достаточна для продуктивного общения в профессиональной сфере. Кроме того, усвоение орфоэпических, лексических, грамматических, синтаксических, стилистических норм способствует формированию терпимости, благородства, порядочности, гуманности, требовательности, взаимному уважению между людьми, товарищеской взаимопомощи, проявлению заботы о старших и младших, уважительному отношению к представителям противоположного пола, воспитанию самодисциплины, развитию способностей к самоконтролю, самоуправлению, самопознанию и саморегуляции. Все перечисленное составляет основу духовно-нравственного воспитания.

Одним из ведущих признаков нации, наряду с общностью территории, исторической, экономической и политической жизни и психологического склада, является язык данной общности людей. Неотъемлемая составляющая национального самосознания человека - чувство гордости за родной язык, который воплощает в себе культурные и исторические традиции народа [5].

Русский язык, доставшийся нам в наследство от предков как одно из величайших средств сохранения национального облика народа и показатель его этнокультурного развития [6], последние 30 лет переживает не лучшие времена. Сложная ситуация в сфере речевой культуры российского общества полно выражается в таком явлении, как языковая безграмотность молодых специалистов, окончивших учебные заведения и приступающих к той или иной практической деятельности в различных сферах жизни общества.

Все большую роль играет информация, представленная в разных формах: книги, средства массовой информации, интернет. В связи с этим важно уметь правильно понимать информацию и в доступной форме передавать ее другим.

Со времени распада Советского Союза в русском языке, как и в обществе в целом, произошли огромные изменения. На смену «осторожно-чистой, сверхправильной речи времен тоталитаризма» [7] пришел резко раскрепощенный, свободный язык нового времени. Для этой языковой либерализации характерны определенные крайности: резко изменяются привычные пороги смелости, меры допустимости, забываются приличия и нормы, в язык вливается блатная музыка, люди «жонглируют» словами, «впитывая» иностранную лексику и экспериментируя над своей собственной. Норма становится все более свободной как в политике, экономике, культуре, так и в языке.

Модным стал рунглиш - жаргон культурного поколения молодых россиян, пропитанный англицизмами. Молодые люди в России шлют своим френдам приглашение на дринк в паб при помощи СМС по интернету. А кто не понимает, о чем речь, тот лузер.

Русский язык для России - это главное средство коммуникации и зеркало национальной культуры. Мы видим особую важность в укреплении позиций русского языка у современного молодого поколения - студенчества, ведь именно на этот возраст приходится окончательное формирование мировоззрения, складываются моральные принципы и формируются стереотипы. В этот период важно направить развитие личности в нужном, верном направлении и воспитать в ней определенные морально-этические нормы. Этому будет способствовать улубление знаний по русскому литературному языку как условие духовно-нравственного воспитания личности - педагогически организованного процесса «усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию» [8].

Студенчество занимает особое место в сегменте молодежи. Это будущая деловая и интеллигентная элита общества, люди, которые в дальнейшем смогут определять и реализовывать основные пути его развития. Сегодня в молодежной среде студенчество является лидером мнений, оказывая влияние на формирование ценностей у молодого поколения в целом. Поэтому, понимая необходимость формирования речевой культуры у категории молодежи, студенческую молодежь мы выделяем в особую группу, первостепенную по важности. Именно среди этой аудитории были проведены исследования.

Основной проблемой в молодежной среде является загрязнение языка сленгом. Молодежный сленг подобен его носителям: он резкий, громкий, дерзкий. Сленг есть результат своеобразного желания переиначить мир на свой манер, а также знак «я свой». Язык здесь отражает внутренние устремления молодых ярче и сильнее, чем одежда, прически или образ жизни [9].

Без сленга представить современную молодежь невозможно. Главное достоинство сленга - выразительность и краткость. Не случайно в настоящее время масса сленговых выражений используется в прессе, литературных произведениях (и не только детективного жанра): это придает произведениям живость. По мнению лингвистов, большинство сленговых выражений (слов) возникает вполне естественным образом из конкретных ситуаций, отражая появление новых вещей, предметов, объектов, событий. В качестве примера можно рассматривать варианты

бурного образования компьютерного сленга. Электронное письмо, к сожалению, отдалило молодых людей от грамматики, орфографии и «узаконило» молодежный сленг.

Еще одно негативное явление в молодежной, в частности студенческой, среде - нецензурная лексика. Ненормативная лексика прочно вошла в повседневную разговорную речь огромного количества русских людей и начинает приобретать масштабы общенационального культурного бедствия. Необходимо принимать серьезные меры по ликвидации данной проблемы.

Как было отмечено выше, существенной проблемой в молодежной среде является безграмотность. Число безграмотно пишущих молодых людей растет в ужасающей геометрической прогрессии. СМС, которыми обмениваются молодые люди, отвергают все правила русского языка: в них не ставятся знаки препинания, заглавные буквы, активно используются сокращения. Все эти тенденции письменной электронной коммуникации автоматически переносятся в традиционную письменную речь, деловое письмо.

Вуз является одним из наиболее эффективных социальных институтов, который может способствовать развитию русской речевой культуры и русского языка в целом. Однако, проведя анализ обязательного минимума основной образовательной программы Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, приходим к выводу, что дисциплины, способствующие развитию у молодежи морально-этических качеств и обучению грамотной речи и письму, из всего цикла дисциплин составляют примерно 12 % (культурология, риторика, русский язык и культура речи, история и др.). Этого крайне недостаточно для формирования системы значимых ценностей личности выпускника вуза. Минимум этих дисциплин наблюдается в программах технических специальностей, в которых русскому языку практически не уделяется внимание.

Нами проведено анкетирование среди студентов Новочеркасского инженерного мелиоративного института им. А.К. Кортунова - филиала Донского государственного аграрного университета (НИМИ ДГАУ) (факультеты землеустройства, механизации, лесохозяйственной, социальной работы) по выявлению проблем употребления языковых единиц, степени вовлеченности студентов в исследование этих проблем, определению уровня владения русским языком.

Подводя итоги анкетирования, отмечаем, что главная проблема - использование сленга и слов-паразитов (примерно 46 %). Из общей выборки студентов никто не заявил, что обладает высоким уровнем знания русского языка. Вместе с тем студенты признают существование проблемы, связанной с чистотой русского языка (100 %), видят необходимость борьбы за его чистоту (82,4 %). К сожалению, мало кто знает о существовании федеральных программ (20 %) и готов в полном объеме участвовать в борьбе за чистоту русского языка [10].

Забота о правильности и чистоте речи, высоком уровне речевой культуры - профессиональный и гражданский долг каждого любящего свою родину человека.

Владение языком и культурой речи является необходимой частью профессиональной компетентности современного специалиста. Изучение дисциплины «Русский язык и культура речи» в НИМИ ДГАУ - обязательный элемент профессионального образования, способствующий подготовке высококвалифицированных, всесторонне развитых специалистов и бакалавров. Именно этот предмет играет огромную роль в духовном обогащении и воспитании личности в общей системе высшего профессионального образования.

Язык является орудием духовной культуры, с его помощью формируются мировосприятие и мировоззрение человека. В.Г. Короленко говорил: «Мне страшно подумать, что моим детям был бы непонятен мой язык. А за ним - и мои понятия, мечты, стремления, моя любовь к своей природе, к своему родному народу, к своей соломенной деревне, к своей стране» [11].

Таким образом, использование потенциала дисциплины «Русский язык и культуры речи» позволит более успешно организовать духовно-нравственное воспитание студентов, остановить падение уровня грамотности выпускников вузов (в том числе негуманитарной направленности), бороться с негативными явлениями, получившими широкое распространение в языке (употребление сленговых выражений, нецензурной лексики).

Ссылки:

1. Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П. Педагогика : крат. курс лекций. М., 2004.

2. Духавнева А.В. Философия и история образования : учеб. пособие. Новочеркасск, 2012.

3. Селезнева Н.А. Размышления о качестве образования: международный аспект // Высшее образование сегодня. 2004. № 4. С. 35-44.

4. Иванова Н.Н. Особенности речи студентов современного вуза // 2007 год - год русского языка. Философия и филология русского классического текста : сб. материалов II Всерос. науч.-практ. конф. Пенза, 2007.

5. Проценко Б.Н. Русский язык : пособие-репетитор. Т. 1. Ростов н/Д., 1997.

6. Там же.

7. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. СПб., 1999.

8. Белоусова Т.Л., Бостанджиева Н.И., Казаченок Н.В. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников : метод. рек. / под ред. А.Я. Данилюка. М., 2011.

9. Пушкарев П. Русский сленг и жаргон. СПб., 1992.

10. Иванова Н.Н. Указ. соч.

11. Цит. по: Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология : учеб. для филол. специальностей вузов. М., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.