Научная статья на тему 'Проблемы риторической грамотности и культуры речи Тюменской молодежи'

Проблемы риторической грамотности и культуры речи Тюменской молодежи Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
98
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Т. Л. Пономарёва

В статье рассматривается проблема риторической грамотности и культуры речи тюменской молодежи. В настоящее время литературный язык просто захлестнула волна заимствований, сленга, ненормативной лексики. Из числа абитуриентов и студентов вузов только немногие умеют грамотно и правильно формулировать и выражать собственные мысли. Поэтому перед вузами стоит глобальная задача: повышение речевой грамотности студентов, в том числе культуры профессиональной речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article focuses on the problem of rhetoric literacy and the culture of speech of Tyumen youth. Nowadays the literary language is abounded with the words borrowed from English, slang expressions, etc. Among the applicants the University and students, there are only a few who are able to express their ideas in a proper way. Therefore the higher school is facing a global problem, notably increasing the level of general literacy of students including professional speech culture.

Текст научной работы на тему «Проблемы риторической грамотности и культуры речи Тюменской молодежи»

УДК 82.085

Т.Л. ПОНОМАРЁВА

Тюменский государственный нефтегазовый университет

ПРОБЛЕМЫ РИТОРИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ И КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ТЮМЕНСКОЙ МОЛОДЕЖИ

В статье рассматривается проблема риторической грамотности и культуры речи тюменской молодежи. В настоящее время литературный язык просто захлестнула волна заимствований, сленга, ненормативной лексики. Из числа абитуриентов и студентов вузов только немногие умеют грамотно и правильно формулировать и выражать собственные мысли. Поэтому перед вузами стоит глобальная задача: повышение речевой грамотности студентов, в том числе культуры профессиональной речи.

This article focuses on the problem of rhetoric literacy and the culture of speech of Tyumen youth. Nowadays the literary language is abounded with the words borrowed from English, slang expressions, etc. Among the applicants the University and students, there are only a few who are able to express their ideas in a proper way. Therefore the higher school is facing a global problem, notably increasing the level of general literacy of students including professional speech culture.

В последнее время происходит возрождение интереса к отечественной риторике. Причина этого проста. Если ранее умение убеждать, говорить «красно» было необходимо только узкому кругу людей: преподавателям, юристам, священникам, то в настоящее время владеть подобными навыками просто необходимо всем специалистам, чья профессиональная деятельность непосредственно связана с коммуникацией. Как отмечается в интернет-источниках, «интерес к риторике связан с демократизацией общества». Однако перед обществом стоит куда более сложная проблема. В школе мало внимания уделяют слову, слово отдаляется от учащегося, «запечатывается» в тестовые задания, а в вузах снижается проходной балл и потому среди абитуриентов, а затем и студентов мало людей, способных грамотно выражать собственные мысли. Причем подобное явление наблюдается повсеместно, не только в Тюмени. Например, на занятиях по культуре речи при разборе текстов некоторых современных песен, студенты не видят логических, лексических или грамматических ошибок («...на каждой открытке я с любовью пишу «С днем рождения, Вика» - сколько раз в течение года

Вика празднует свой день рождения?! (здесь и далее прим. авт.). Другой пример: «Больше трех дней не спать - это уже любовь.» - днем, вообще-то, спят только маленькие дети...

Год от года возрастает роль средств массовой информации. Уже непонятно, что происходит: то ли речь, звучащая из СМИ, оказывает влияние на речь общества, то ли СМИ отражают явление всеобщего бескультурья и повсеместной безграмотности. В эпоху гласности телевидение оставляет за собой право показывать все, что происходит в прямом эфире (даже если с экранов телевизоров сыплется и откровенная нецензурщина), видимо, забывая об огромном влиянии СМИ на речь обычных людей. Особенно этому влиянию подвержена молодежь, которая подражает всему новому, нестандартному, интересному с ее точки зрения в общении и поведении.

В результате деятельности режиссеров, прозаиков и певцов продолжается процесс романтизации языка арго. «Благодаря» современным фильмам, предназначенным для массового просмотра («Улицы разбитых фонарей», «Бандитский Петербург», «Каменская», «Марш Турецкого» и другие),

- 127

Санкт-Петербург. 2005

«воровской» язык уже воспринимается как родной. Потому в стенах университета можно услышать фразу: «Братаны! Кто идет на "Осеннюю премьеру"?»

Подобный «слог» прослеживается и в рекламе (например, по «Русскому радио в Тюмени» прозвучал такой рекламный текст: «6 ноября в ночном клубе «Скважина» (!) состоится презентации нового альбома Г.Жарова «Идет братва по Липецку». А чего стоит реклама справочного издания «Деловая Тюмень»?!: «...Интересная, крутая, чисто очень деловая»).

Появляется местная реклама и с использованием молодежного сленга («Отморозься в «Модных шмотках»).

Или реклама удобной молодежной обуви, которую можно приобрести в магазине «Камелот» в Тюмени:

- Во, блин, улет!

- Не улет, а «Камелот»!

Реклама, как разновидность публицистического стиля, обладает функцией воздействия, и потому пользоваться языком для ее текстов нужно осторожно. Другое явление, отраженное в рекламе, настораживающее филологов: жаргон становится принадлежностью письменной речи, чего никогда ранее не наблюдалось! А в совокупности с языковыми средствами, выходящими за пределы кодифицированного

языка, подобное явление представляет огромную угрозу последнему!

В устной речи тюменцев часто можно услышать слова из компьютерного сленга. (Например, ведущие эфира «Радио-7» два года назад проводили конкурс на знание тюменцев слов типа «сидюк» (CD-ROM Drive), «матрешка» (или «материнская плата», motherboard), «живность» (virus) и проч. Причем, компьютерные словечки настолько живучи, что в эпоху всеобщей компьютеризации употребляются в речи разных слоев общества. (Из разговора пенсионерок на рынке: «Не бери эти яйца! Вишь, они хакнутые!»).

Да, русский язык имеет особенность обогащаться за счет диалектов или в результате заимствования! Однако если диалектные слова можно охарактеризовать как язык народа, а некоторые заимствования необходимы для обозначения предметов и явлений, являющихся приметами другой страны, то жаргон и ненормативная лексика, как известно, выходит за пределы литературного и никак не способствуют обогащению языка. Потому без грамотного вмешательства ученых, без дисциплин «Риторика» и «Культура речи» сейчас никак нельзя! Оба курса предназначены для повышения речевой грамотности студентов, в том числе культуры профессиональной речи.

128 -

ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.160. Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.