Научная статья на тему 'Вопросы экологии языка в контексте литературного развития студентов'

Вопросы экологии языка в контексте литературного развития студентов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
466
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ ЯЗЫКА / ОРФОЭПИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА / ЧИТАТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ / КАЙКУ / КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ТИП ПРАВИЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Соловьева Галина Валентиновна

В статье рассматриваются способы оптимизации уроков русского языка и литературы. Раскрываются возможности развития ключевой компетенции самосовершенствования студентов. Предлагаются конкретные приёмы работы на уроке из опыта преподавателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы экологии языка в контексте литературного развития студентов»

В статье рассматриваются способы оптимизации уроков русского языка и литературы. Раскрываются возможности развития ключевой компетенции самосовершенствования студентов. Предлагаются конкретные приёмы работы на уроке из опыта преподавателя.

Соловьева Галина Валентиновна,

ОГОУ СПО «Смоленский педагогический колледж» преподаватель литературы г. Смоленск

ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИИ ЯЗЫКА В КОНТЕКСТЕ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ

Как связаны между собой языковое и литературное развитие личности?

Ключевые слова: экология языка, орфоэпическая разминка, читательские компетенции, дидактический материал, кайку, культурное пространство, тип правильной читательской деятельности

За последние десятилетия в нашу жизнь прочно вошли такие понятия, как экологическая культура, экогармония, экология души. В этом же ряду находится понятие «экология языка» как часть языкового сознания человека. Отношение к экологии языка - в многозначном поэтическом афоризме, который высечен на гробнице одного из фараонов: «Я никогда не перегораживал текущей воды».

Небрежное отношение к языку приобрело у нас масштабы проблемы национальной. Как верно заметил директор одной из школ, учитель русского языка и литературы М.Эленбогин, «в своё время лапотная Россия научилась читать и писать, но так и не научилась делать это без ошибок».

Xomo sapiens - это человек говорящий, пишущий и читающий. Но сегодня включать телевизор или радио стало опасно для слуха и сердца. Языком, этим универсальным инструментом, надо учить пользоваться, иначе мы его потеряем. Решение проблемы нам видится в первую очередь в приобщении к чтению. К сожалению, мы вырастили уже поколение не читающих детей. Ситуация вхождения в литературу представителей подрастающего поколения в корне изменилась в новом столетии. Сегодня все большее количество детей взрослеет, так и не взяв в руки книгу. Основное объяснение сложившейся ситуации в потере интереса и отсутствии мотивации к чтению. Проблемы с чтением начинаются в семье. Сегодня в нашем обществе практически исчезли домашние библиотеки. А если не читают родители, не будет любить книгу и ребенок. За последние пятнадцать лет количество российских семей, в которых дети с увлечением читают, сократилось в десять раз. Неудивительно, что литературный опыт детей ограничивается рассказами из Букваря и хрестоматий, а впоследствии - попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном изложении. Вот с таким читательским

опытом приходят к нам студенты. Приобщить их к чтению, сделать процесс чтения самостоятельным, а также развить основные читательские компетенции студентов - такова актуальная задача литературного образования и развития студентов Смоленского педагогического колледжа.

Бедность, скудность языка и уровень развития читательских навыков - это вещи взаимосвязанные. Именно поэтому мы начинаем работу на уроках литературы с того, что проводим диагностику читательских умений, способностей, проверяем технику чтения, чтобы получить подробный ответ на вопрос: «Как вы читаете?». Для студентов, испытывающих проблемы, будет организован элективный курс «Скорочтение» и факультативный курс «Наука о читателе». С первого курса каждый студент заводит тетрадь под названием «Познай самого себя», в которой собираются результаты тестирования, анкетирования и социометрических опросов, в том числе и по уровню литературного развития, эти результаты помогут проследить динамику за все годы обучения в колледже.

Языку литературному, образному, красивому мы учим с помощью проверенного десятилетиями способа - обращения к классической и современной поэзии. В течение изучения курса литературы студенты заучивают тексты понравившихся стихотворений наизусть. Количество текстов не ограничено, но даже самые нерадивые студенты знают наизусть 20-25 произведений.

Мы пытаемся оптимизировать учебный процесс, поэтому для каждой лингвистической и литературоведческой дисциплины придумали свою визитную карточку. Чтение стихотворений - это непреложная составляющая практикума по выразительному чтению. Уроки по выразительному чтению обязательно начинаются с артикуляционной гимнастики, для которой каждый студент ведёт тетрадь с упражнениями, имею-

щими профессиональную направленность и легко переносимыми на школьную практику. А заканчивается урок выразительного чтения лирической пятиминуткой, во время которой звучат подготовленные студентами образцы классической и современной лирики.

Визитная карточка уроков по культуре речи - это орфоэпическая разминка. Она включает в себя каждый раз новую порцию слов, в произношении или ударении которых можно допустить ошибку. Такая порция состоит из 18-20 слов, которые не связаны между собой тематически и являются разными частями речи. Например, вот слова для одной из таких разминок: свёкла, нормированный, оптовый, позвонишь, щавель, хозяева, свитер, поняла, танцовщица, комбайнер, газопровод, заиндеветь, квартал, красивее, ракушка, петля, цемент, закупорить. Перед уроком слова записываются на доске, а студенты переносят их в специальный словарик, по которому раз в месяц проводится словарная работа. По желанию студент в качестве домашнего задания может придумать с этими словами необычную историю, рассказ или сказку, употребив слово в нужной форме. Истории получаются оригинальные, существуют только в единственном экземпляре, так как каждый следующий автор не повторяет предыдущего. Студенты с удовольствием сочиняют такие рассказы, за несколько лет работы мы их накопили в таком количестве, что возможно издание отдельного сборника. На уроках эти рассказы используются как дидактический материал, как карточки с индивидуальными заданиями «расставь ударение», «запиши слова в транскрипции».

Важнейшим первоэлементом уроков русского языка становится тот речевой материал, на котором рассматриваются явления лексикологии, фонетики, орфоэпии, грамматики, правописания, лучшим дидактическим материалом - классические образцы художественной прозы, поэзии, драматургии.

Вызывает тревогу, что происходит наступление не только на язык, но и на мораль, нравственность, на образ жизни. Древние китайские мудрецы говорили: надо исправить имена, и государственные дела пойдут лучше. Если сказать современным языком, прогресс возможен, если мы будем правильно пользоваться языком. А начинать эту работу всё-таки стоит с личных имён, с их значения, истории происхождения. Первая творческая работа на уроках русского языка -это проект «Что в имени тебе моём». В течение курса русского языка таких проектов будет несколько: «Моя фамилия», «Моя родословная», «Вот моя деревня», «Истории из семейного альбома», «Профессия моих родителей», «Кодекс учителя» и т.п. Писатель В.Г. Распутин так сказал о русском языке: «Родина - это не только природа, но ещё и человеческие взаимоотношения, уклад и традиции живущих. Это и язык. Характер народный, и опыт, и историю, и философию, и чаяния, и тяготы в долгом пути - всё вмещает в себя язык. Пока жив язык - жива нация». Через проектную деятельность наши студенты пытаются освоить одновременно и язык, и философию, и традиции народа.

Личность - средоточие взаимосвязи культуры и языка, диалектики их развития. Поэтому о личности можно говорить только как о языковой личности, во-

площённой в языке. Модель урока русского языка мы строим на основе лексических тем, посвящённых самым разным проблемам жизни и деятельности современного студенчества. Например, «Студенческая жизнь глазами студентов и преподавателей», «Как готовиться к экзаменам», «Уроки первых уроков», «Размышления на задней парте», «Моя оценка фестиваля (конкурса, игры, спортивных состязаний)». Постоянными рубриками уроков русского языка стали следующие: «Осторожно, слово!», «Осторожно, ошибка!», «Осторожно, сленг!». Студенты поощряются за нахождение и объяснение ошибок (опечаток) на стендах, доске объявлений, в наглядной агитации колледжа, рукописных газетах и т.п. Для понимания того, насколько слово - тонкая материя, напоминаем фразу Н.Гумилёва: «Словом останавливали солнце, словом разрушали города...». Учить студентов понимать все опасности жаргона, сленга - значит, помочь им духовно расти. Мы внушаем студентам мысль, что русский интеллигент не может не владеть родным словом в совершенстве, что по одёжке встречают, а по речи провожают. Одно из самых распространённых видов заданий творческого характера на уроках русского языка - это написание пяти- или десятиминутного эссе на заданную тему.

На уроке литературы то же самое. Чтобы урок литературы воспитывал, развивал, мы не просто «проходим материал», а ищем в нём ответы на свои же собственные вопросы, и итогом работы становится не просто усвоение материала, а создание собственного текста.

Покажем рост творческого сознания студентов на примере темы современной литературы - «Человек и природа на страницах современной прозы. Экология природы и души». В начале урока - анализ цитаты из текста В.Солоухина «Осенние листья»: «Нельзя к цветку в виде дополнения подвесить шуруп. Нельзя к нитке жемчуга на женской шее присоединить в виде подвесок канцелярские скрепки. Нельзя к слову дворец присоединить бракосочетаний. Объяснить, почему этого нельзя делать, тоже нельзя. Дело сводится к языковому слуху, ко вкусу, к чувству языка, а в конечном счёте к уровню культуры». Задание: «Установите смысловые связи цитаты с темой сегодняшнего занятия». Второе задание на стадии «Вызов» - это работа с текстом миниатюры В.П. Астафьева из цикла «Затеси», ко-

торая называется «Вздох». Вопросы: Какие характеры раскрываются в этом маленьком рассказе? Почему автор назвал героиню «светлой женщиной»? Можно ли изменить человека созерцанием пейзажей родной природы? Почему миниатюра получила такое название?

Подобное начало занятия позволяет превратить обсуждение в урок духовного труда, сопереживаний, размышлений, как у Б.Пастернака: «.жить, думать, чувствовать, любить, свершать открытия». Далее на уроке на стадии «Осмысление» идёт работа с другими текстами В.Астафьева, В.Белова, В.Распутина, А.Солженицына, В.Солоухина. Открытие урока студенты раскроют в домашнем сочинении на одну из предложенных тем: «Как прекрасна Земля и на ней человек»; «Пред ликом священной природы»; «Сам человек только в зеркале природы может увидеть свое

настоящее лицо.» (М.Пришвин); «Горит земля.»; «Все меньше - окружающей природы, Все больше -окружающей среды.» (Р. Рождественский).

Занятие завершит написание кайку, несколько вариантов которых хочется здесь привести:

★★★

Белые лепестки ромашки

Осторожно перебираю.

Как ты прекрасна, Земля!

★★★

Твое отношение к своей земле

Есть не что иное,

Как отношение к самому себе.

★★★

У ручья качается ива.

Она о чём-то задумалась, низко наклонила голову.

Я погрущу вместе с ней.

★★★

Планета - общий дом, красивый и уютный.

И жить нам здесь всем вместе.

Зачем же воевать?

В рамках небольшой статьи сложно представить всё многообразие работы над темой «Экология язы-

ка» на занятиях. В. Г. Распутин писал: «Учительская работа предшествует той работе, которую делает литература. Писатель должен представить, что своей строкой он приводит в движение целые миры. Так и каждый урок учителя - это начало начал и продолжение многих продолжений, которые в самом широком смысле отражаются на нашей духовной атмосфере». Что духовная атмосфера колледжа меняется, об этом говорит то созданное в учебном заведении культурное пространство, которое позволяет студентам заниматься собственным творчеством и обогащать литературу плодами своего труда. Доказательством служат пользующиеся огромной популярностью литературные конкурсы и интеллектуальные игры, проводимые в течение учебного года по восемь-десять раз, и сборники студенческих творческих работ, вот уже пять лет издаваемые в колледже.

Всё описанное убеждает: это неправда, что педагоги бессильны перед сложностями жизни. Да, они не могут изменить экономику, не могут вернуть к жизни производство. Но они могут сделать большее - изменить отношение юного человека к себе, к жизни. Педагог может побудить задуматься над этой жизнью.

В статье рассматриваются пять ведущих классификаций общеучебных умений, предлагается авторская позиция, основывающаяся на деятельностном компоненте содержания учебно-познавательной компетенции

Воровщиков Сергей Георгиевич,

доктор педагогических наук профессор кафедры управления образовательными системами декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования МПГУ

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ1

Как можно формировать учебно-познавательные компетенции?

¥

Ключевые слова: содержание понятия «общеучебные умения и навыки»; развитие общеучебных умений школьников; динамику развития групп умений; роль конкретных предметов в совершенствовании общеучебных умений; общеучебные умения - как универсальные

Проблему формирования и развития общеучебных умений учащихся можно отнести к разряду сакраментальных и сакральных мотивов педагогики. Так, еще в «Великой дидактике» Яном Амосом Коменским было заявлено, что альфой и омегой школы должно быть изыскание и открытие метода, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся больше бы учились; в школах было бы меньше одурения, напрасного тру-

1 http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-9.htm

да, а больше досуга, радостей и основательного успеха [4, с. 243]. Казалось бы, что почти за четыре столетия после написания этих строк должна была быть разработана и принята на федеральном уроне корректная классификация общеучебных умений, сформирован полный пакет соответствующих методик и определен четкий управленческий механизм, способствующий эффективному формированию и развитию общеучебных умений школьников. Отнюдь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.