Научная статья на тему 'Роль слова и речевого материала в преподавании русского языка и литературы'

Роль слова и речевого материала в преподавании русского языка и литературы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1058
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ-ФАСИЛИТАТОР / МЕТОД ПРОВОКАЦИИ ТЕКСТОМ / ЦЕНТОННОСТЬ ЛИТЕРАТУРЫ / ХОККУ / СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Соловьёва Галина Валентиновна

Автор представляет свой опыт работы преподавания лингвистических и литературоведческих дисциплин с обращением к этимологии слова, материалам культуры речи, с использованием элементов стилистического и лингвистического анализов на уроках; показывает, как педагог-фасилитатор работает со словом на уроках русского языка и литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль слова и речевого материала в преподавании русского языка и литературы»

Инновации в образовательных учреждениях

УДК 808.2-5

J

Г. С. Соловьева

РОЛЬ СЛОВА И РЕЧЕВОГО МАТЕРИАЛА В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Л__________________________________________г

Аннотация. Автор представляет свой опыт работы преподавания лингвистических и литературоведческих дисциплин с обращением к этимологии слова, материалам культуры речи, с использованием элементов стилистического и лингвистического анализов на уроках; показывает, как педагог-фасилитатор работает со словом на уроках русского языка и литературы.

Ключевые слова: педагог-фасилитатор, метод провокации текстом, центонность литературы, хокку, стилистический анализ, этимология слова.

Abstract. The author presents his experience of teaching linguistic and literary disciplines with reference to the etymology of the word content of speech, with some elements of the stylistic and linguistic analysis in class, shows how the teacher-facilitator works with the word on the lessons of Russian language and literature.

Keywords: teacher-facilitator, the method of provocation text, tsenton literature, haiku, stylistic analysis, the etymology of the word.

Личность - средоточие взаимосвязи культуры и языка, диалектики их развития. Поэтому о личности можно говорить только как о языковой личности, воплощённой в языке. В связи с этим постоянными рубриками уроков русского языка стали «Осторожно, слово!», «Осторожно, ошибка!», «Осторожно, сленг!». Студенты поощряются за нахождение и объяснение ошибок (опечаток) на стендах, доске объявлений, в наглядной агитации колледжа, рукописных газетах и т.п. [2] Для понимания того, насколько слово - тонкая материя, напоминаем фразу Н. Гумилёва: «Словом останавливали солнце, словом разрушали города...». Учить студентов понимать все опасности жаргона, сленга - значит, помогать им духовно расти. Мы внушаем студентам, что русский интеллигент не может не владеть родным словом в совершенстве, что по одёжке встречают, а по речи провожают.

Становление человека - это всегда социализация, то есть формирование его внутреннего мира под воздействием норм и ценностей, характерных для определённого общества [3]. С этой мысли мы начинаем со студентами курс «Детская литература». Материал учебного предмета убедит в дальнейшем, что человеческая личность во всем богатстве формируется прежде всего национальной культурой своей родной страны. Курс начинается с «Фольклора», а это требует

обращения к народной словесности. Верования, обычаи, мифы, обряды и обрядовая поэзия, песни, загадки, пословицы, сказки, былины, театр - вот неполный перечень тем, которые позволяют говорить на уроках о народной символике, миросозерцании, философии, эстетике и морали.

Мы начинаем обращать внимание на слова, которые всем кажутся привычными, вдумываемся в смысл. Год - это не просто время, состоящее из 12 месяцев. Корень слова «год» говорит нам, что это - годное, угодное, приятное, весёлое время. Но таким его, годным для жизни, делаем мы сами, если умеем обращать дни жизни в праздник. Установкой для этого стали календарные праздники русского народа и принятые в общегосударственном масштабе даты. Студенты рассказывали о традициях праздника, приметах дня, представляли книги, содержащие познавательные сведения. Была составлена выставка книг почти из 20 наименований, откуда такие сведения можно было почерпнуть.

Только обладая определёнными познаниями в области народного календаря, студенты заинтересовались более глубокими и многогранными темами: «Моя родословная», «Ты и твоё имя», «Как вас зовут? Где вы живёте?», «Чем богаты, тем и рады». Все перечисленное могло стать сообщениями на уроке, до-

Инновационные проекты и программы в образовании 2013/1

65

Инновации в образовательных учреждениях

кладами и рефератами студентов, нетрадиционными и внеклассными занятиями. В конце изучения раздела «Фольклор» студенты в микрогруппах готовили творческие отчёты по теме «Славянские праздники». Для подготовки давался развёрнутый план, элементы праздника предлагалось обыграть прямо на уроке. Эпиграфом урока стало высказывание М. М. Бахтина: «Празднество (всякое) - это важнейшая первичная форма человеческой культуры» [1]. Были разработаны и апробированы две формы - «Народные посиделки» и КВН.

Элементы лингвистического анализа включаются и в занятия по современной литературе. «Заочный» диалог между читателем и писателем (М. М. Бахтин) усваивается в практической деятельности, разворачивающейся в четырёх позициях: «Читатель, автор, критик, теоретик». Чтобы «дирижировать» всеми видами деятельности на занятиях по литературе, педагог также занимает особую позицию, которую можно охарактеризовать как преподаватель - фасилитатор. Буквальный перевод с английского языка этого слова - «облегчать, продвигать». Педагог-фасилитатор использует совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать студента (пробудить в нем исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить полученные результаты. Покажем это на нескольких практических приёмах, используемых на занятиях.

Главный метод работы на занятиях по литературе у педагога-фасилитатора - это «метод провокации текстом». Данный метод предполагает внимательное вчитывание в текст, полное погружение в него, свою интерпретацию текста через чётко выстроенную систему вопросов и заданий, продолжение или переписывание, выполнение письменных творческих заданий на основе начального текста. «Провокация» заключается в том, что предложенные виды заданий не позволят ограничиться воспроизведением мнения или характеристик составителей учебников и авторов критических статей, а заставят высказать и обосновать собственное мнение, защитить собственный текст, написанный на уроке.

Приём сравнительного анализа произведений, написанных разными авторами, но имеющих одинаковое или сходное название. Таких примеров в современной литературе насчитываются десятки: Михаил Угаров «Облом off», Олег Богаев «Башмачкин», Василий Леванов «Смерть Фирса», Борис Акунин «Чайка», Наталья Громова «Возвращение из Мёртвого дома», Нина Садур «Зовите Печориным», Анатолий Королёв «Дама пик», Ярослав Веров «Господин Чичиков» и др. Подобный приём использовался при разговоре о двух романах: «Идиот» Ф. М. Достоевского и «Идиот» Фёдора Михайлова. Подробно шло сопоставление первой главы двух произведений. Неизбежно возникли вопрос

и задание: Откуда видно, что второй роман написан нашим современником? Отыщите в тексте все реалии жизни России конца XX века. Следующая цепочка размышлений носила более глубокий характер: Зачем такой эксперимент с классическим текстом нужен Михайлову? Почему у двух авторов получились романы разного объёма? Что нельзя скопировать? Все наблюдения над текстами подвели студентов к мысли о том, что для России литература - точка отсчёта, символ веры, идеологический и нравственный фундамент. Классика имеет универсальный язык, основанный на абсолютных ценностях. Русская литература золотого XIX века стала нерасчленимым единством, некой типологической общностью, с которой сверяется любой писатель.

Приём расшифровки литературоведческих понятий, которыми оперирует современная литература: вербатим, симулякры, ремейки, апгрейды, сиквелы, палимпсест [4, с.105]. Для этого требуется обращение к словарям, этимологический анализ слов, то есть работа, носящая лингвистический характер. Особое место в этом ряду терминов отводится понятию «центонность». Как появляется тонкая литературная игра? На кого она рассчитана? В этой связи интересен анализ названия глав книги Бориса Акунина «Внеклассное чтение», которые отсылают читателей к классическим текстам: «Москва и москвичи», «Бригадир», «Коварство и любовь», «Человек-невидимка», «Много шума из ничего», «Отцы и дети» и др. Чтобы понять суть произведения Акунина, нам предлагается литературная аналогия, в которой необходимо разобраться. Сам автор так объясняет свою литературную манеру: «Мне хотелось, чтобы как можно больше народу читало классику, интересовалось ею, потому что мне будет интереснее жить с таким читателем. И тогда мы все будем лучше друг друга понимать» [4, с.68]. Мы предлагаем студентам составить своё высказывание о том, какова роль цен-тонности в литературе.

Во время изучения курса литературы используется как приём и дописывание текста рассказа, который на занятии читается педагогом наполовину или даже на одну треть, до определённого поворота сюжета, после которого возможна любая развязка произведения. Например, так выстраивалась работа по тексту Виктории Токаревой «Птица счастья». Анализ финалов, получившихся у студентов,- это увлекательная работа для педагога, который имеет своеобразный тест, выполненный студентами: на определение их жизненных ценностей, успешность, целеустремлённость, активность.

Конкретный приём урока литературы - это и воплощение в жизнь какого-либо практического совета писателя. Например, в книге Бориса Акунина «Алмазная колесница» говорится о создании трёхстиший хокку. После анализа авторских произведений, которыми

66

Инновационные проекты и программы в образовании 2013/1

Инновации в образовательных учреждениях

у Акунина завершается каждая из глав книги, студенты пытаются сочинить собственные хокку. В дальнейшем они используются на этапе рефлексии для подведения итогов работы по теме урока (например, «Человек и природа», «Тема войны и мира» и др.). Короткие тексты чаще всего заставляют пристально всмотреться в содержание, проанализировать авторские приёмы, благодаря которым краткий по форме текст становится носителем ёмкого содержания. Это начало разговора о языке и стиле писателя.

Многие из современных произведений дают богатый материал для стилистического анализа. К примеру, студентов заинтересовал язык книги П. Санаева «Похороните меня за плинтусом». Он породил дискуссию о правомерности использования писателями ненормативной лексики, а в совокупности с просмотренными видеоматериалами открытого урока по культуре речи на тему «О скверном и святом» побудил к созданию эссе на эту тему.

Для стилистического анализа текстов студентам предлагаются и такие вопросы. Станете ли вы читать книги Эдуарда Лимонова, которые предваряются аннотациями следующего содержания: «Из-за морально-этических соображений и использования ненормативной лексики книга не рекомендуется для чтения лицам, не достигшим 18-летнего возраста»? Как вы относитесь к характеристике ненормативной лексики, сделанной Людмилой Петрушев-ской в сказке «Маленькая волшебница. Кукольный роман»: «То были слова, которых вы не найдёте в школьных словарях (это особый язык, который никто не хочет знать, но понимают его все, в отличие от английского, который все хотят знать, но никто не понимает»)?

Языку литературному, образному, красивому мы учим с помощью проверенного десятилетиями способа - обращения к классической и современной поэзии. В течение изучения курса литературы студенты заучивают тексты понравившихся стихотворений наизусть. Количество текстов не ограничено, но даже самые нерадивые студенты знают наизусть 20-25 произведений. Чтение стихотворений - это непреложная составляющая практикума по выразительному чтению. Уроки заканчиваются лирической пятиминуткой, во время которой звучат подготовлен-

ные студентами образцы классической и современной лирики.

Важнейшим первоэлементом уроков русского языка становится тот речевой материал, на котором рассматриваются явления лексикологии, фонетики, орфоэпии, грамматики, правописания, лучшим дидактическим материалом - классические образцы художественной прозы, поэзии, драматургии. Писатель В. Г. Распутин так сказал о русском языке: «Родина - это не только природа, но ещё и человеческие взаимоотношения, уклад и традиции живущих. Это и язык. Характер народный, и опыт, и историю, и философию, и чаяния, и тяготы в долгом пути - всё вмещает в себя язык. Пока жив язык - жива нация». Через собственную деятельность на уроках студенты пытаются освоить одновременно и язык, и философию, и традиции народа.

Духовная атмосфера колледжа позволяет студентам заниматься собственным творчеством и обогащать литературу плодами своего труда. Доказательством служат пользующиеся популярностью литературные конкурсы и интеллектуальные игры, проводимые в течение учебного года по восемь-десять раз, и сборники студенческих творческих работ, вот уже четыре года издаваемые в колледже. Деятельностная позиция педагога побуждает студента к собственной деятельности и поможет ему в будущем использовать весь диапазон профессиональных ролей, которые он «присваивал», то есть делал личностно значимыми для себя на уроках.

Литература

1. БахтинМ. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса. URL: http://philosophy. ru/library/bahtin/rable.html (дата обращения: 13.02.2013)

2. Козловский О. В. 600 слов в минуту. Скорочтение: современные методики обучения.- М.: ЗАО «Бао-Пресс», 2004. 182 с.

3. Сиденко Е. А. К вопросу адаптации младшего и старшего подростка в социуме // Эксперимент и инновации в школе.- 2011.- № 6.

4. Черняк М. А. Отечественная проза XXI века. Предварительные итоги первого десятилетия. СПб.; М.: САГА-ФОРУМ, 2009. 176 с.

Инновационные проекты и программы в образовании 2013/1

67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.