Научная статья на тему '«и слово в сердце отзовется»: из опыта работы учителя-словесника по использованию регионального компонента'

«и слово в сердце отзовется»: из опыта работы учителя-словесника по использованию регионального компонента Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
252
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА / ФОЛЬКЛОРНО-ДИАЛЕКТОЛОГИЧЕСКИЙ АЛЬМАНАХ «СЛОВО»

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Алексеева Галина Кузьминична

В статье представлено методическое обоснование урока по теме «Устное народное творчество» в 6-м классе с включением регионального материала в процесс обучения, а также краткий конспект этого урока. В качестве источника фольклорного материала рекомендуется фольклорно-диалектологический альманах «Слово».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Алексеева Галина Кузьминична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««и слово в сердце отзовется»: из опыта работы учителя-словесника по использованию регионального компонента»

УДК 801.1

«И СЛОВО В СЕРДЦЕ ОТЗОВЕТСЯ»: из опыта работы учителя-словесника по использованию регионального компонента

Алексеева Галина Кузьминична учитель русского языка и литературы МОУ СПОШЛго2 г.Благовегценск

E-mail: charli71 @mail.ru

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: русский язык и литература, методика преподавания, региональный компонент, региональные языковые средства, фолькчорно-диалектологический альманах «Слово»

АННОТАЦИЯ: В статье представлено методическое обоснование урока по теме «Устное народное творчество» в б-м классе с вкчючениемрегионального материала в процесс обучения, а также краткий конспект этого урока. В качестве источника фольклорного материала рекомендуется фюлькчорно-диалектологический альманах «Слово».

Бережное отношение к слову воспитывается с детства: это и ласковое слово матери, и мудрое слово бабушки, и строгое слово учителя, и умное слово книги. Учителю-словеснику важно донести до ребенка всю красоту простого русского слова. Для этого существует много методов и приемов, уже не раз апробированных на учениках. Но, как говорят психологи, больше всего на ребенка воздействует новое, еще неизвестное. Этим новым для моих учеников является фольклорно-диалектологический альманах «Слово», так не похожий на школьный учебник, но дающий знания более глубокие, чем «базовые», обязательные для всех. В нашей школе альманах «Слово» учителя используют на уроках географии, истории, музыки, русского языка, литературы.

Известно, что современный этап развития методики преподавания гуманитарных дисциплин в школе характеризуется поиском эффективных путей обучения, ориентированного на усиленное внимание к функциональному аспекту изучаемых явлений. Это предполагает, например, на уроках русского языка целенаправленное наблюдение над особенностями использования языковых средств не только в разных стилистических проявлениях литературного языка, но и в специфическом, региональном аспекте, характеризующем языковые особенности той или иной местности. В исследованиях последних лет отмечается, что методические идеи использования в процессе обучения региональных языковых средств еще не нашли полноценной разработки и внедрения в современную практику преподавания русского языка и литературы в школе. Как известно, учебники, реализующие федеральный компонент образования в области филологии, не обеспечивают региональный компонент в преподавании, в результате на уроках практически не используется языковой материал, отражающий специфику того или иного региона России. Амурская область имеет ярко

выраженные территориальные, природные, национальные, культурно-исторические и языковые особенности, что, несомненно, следует учитывать на уроках словесности. Подобный подход в преподавании является одним из направлений в формировании у школьников знаний о родном крае и имеет воспитательное значение, так как способствует развитию уважения и любви к родному краю, и оказывает влияние на формирование личности.

Воспитание национального самосознания при обучении русскому языку и литературе необходимо начинать с освоения притягательной силы родного языка. Стержнем этой работы может стать краеведение. Ведь использование на уроках местного языкового материала не только повышает интерес к предмету, но и воспитывает интерес к тому, что называют «малой родиной», расширяет представление об ее истории и сегодняшнем дне. Все это дает возможность воспитать не только патриота, но и гуманного, социально культурного человека.

Работа с региональными языковыми фактами является только компонентом сложной, многоаспектной деятельности учителя-словесника в школе, она не должна и не может вытеснить с урока тематически разнообразные материалы, иллюстрирующие вечные общечеловеческие ценности вне их этно- и географической определенности. Разумное включение регионального компонента в базовую и дополнительную части филологического образования школьников представляется делом общественно значимым, а главное - актуальным.

Под региональным компонентом школьного филологического курса в современной лингводидактике следует понимать систематическое и последовательное включение в общеобразовательный курс русского языка местного языкового и литературного материала.

Методисты предлагают рассматривать региональный компонент в преподавании как углубленную лингвокраеведческую работу и использовать местный языковой материал не только на уроках, но и для внеклассной работы.

Главной методической задачей уроков словесности с использованием регионального компонента является подключение к занятиям житейского и речевого опыта самих учащихся, а также членов их семей.

В базисном учебном плане на реализацию регионального компонента в образовательной области «Филология» выделено 10-15% времени. Региональный компонент используется не как отдельный блок, а как «вкрапления» в учебный материал, без выделения отдельных часов, и в качестве языкового материала при изучении школьного курса предметов.

Покажем это на конкретном примере. Так, при изучении устного народного творчества в разных классах обязательно знакомимся с местным фольклором в разных жанрах (сказки, песни, сказания, частушки, поговорки и др.). Здесь хорошо проявляется связь с семьей: бабушки и дедушки могут рассказать не всем известную сказку, вспомнить старинную песню, частушку и т.д. На помощь приходит, конечно, и альманах «Слово».

Урок литературы, посвященный обобщению знаний по теме «Устное народное творчество» в 6-м классе, - яркий пример включения регионального материала в процесс обучения. Приведем краткий конспект этого урока.

Тема: «Яркий ковер фольклора»

Цели урока:

- систематизировать знания по теме «Устное народное творчество»;

- расширить представления о разных жанрах фольклора (загадках, пословицах, поговорках, песнях и др.);

- закрепить умение использовать пословицы и поговорки в речи;

- продолжить развивать интерес к устному народному творчеству, к литературе, прививать любовь к родному слову.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Слово учителя.

В былые времена был соткан наш фольклор.

Он до сих пор красив, как сказочный ковер,

Он в нашей речи всё живой и яркий,

От предков дан нам дорогим подарком.

Сегодня мы побываем в русском царстве - в фольклорном государстве. Ждут нас там интересные встречи, испытания и хитрые задания.

Ребята, ответьте на мои вопросы:

- Что такое устное народное творчество?

- Что обозначает слово «фольклор»?

- Какие фольклорные жанры вы изучали?

- Какие еще можете назвать жанры устного народного творчества?

- Почему мы можем прочитать в книгах, учебниках произведения фольклора?

- Назовите известных вам собирателей устного народного творчества.

Студенты филологического факультета Амурского государственного университета являются собирателями фольклора. Каждый год вместе с преподавателями они ездят в фольклорно-диалектологические экспедиции в села Амурской области: приходят в гости к старожилам, беседуют с ними об истории, культуре, заселении нашего края и просто о жизни, делают записи на диктофон. Все экспедиционные материалы публикуются кафедрой русского языка в фольклорно-диалектологическом альманахе «Слово». Увидело свет уже девять выпусков этого уникального издания. Читатель может узнать о том, как строили дома, как ходили на охоту, как готовили пищу, растили детей и о многом другом. Но чаще всего в альманахе слышится рассказ о том, как раньше отдыхали после тяжелого трудового дня в поле, в кузнице, на ферме. Песни, частушки, пословицы, поговорки, загадки - этими жемчужинами народной речи пересыпаны рассказы жителей села.

Ребята, давайте проверим, хорошо ли вы знаете жанры устного народного творчества. Давайте вместе разгадаем кроссворд. Я зачитаю вам отрывки из фольклорных произведений, а вы должны определить, к какому жанру устного народного творчества они относятся.

Задания для кроссворда.

По горизонтали:

1. «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь...» (сказка).

2. «На дворе трава, на траве дрова» (скороговорка).

3. «Как снег на голову» (поговорка).

4. «Ох, милка моя,

Семечко рассадно,

До сих пор неграмотна,

Разве не досадно?» (частушка).

5. Федя-бредя съел медведя, упал в яму, кричал маму» (дразнилка).

6. «-Ладушки-ладушки! Где были?

- У бабушки.

- Что ели?

- Кашку!

- Что пили?

- Бражку» (потешка).

7. «На чужой сторонушке рад своей воронушке» (пословица).

Посмотрите, что у нас вышло по вертикали? (загадка). Да, загадка - всеми любимый жанр. А вы знаете, как появились загадки?

3. Сообщение ученика.

Загадки появились очень давно, они были созданы совсем не для забавы. С помощью загадок в иносказательной, тайной форме древние славяне передавали информацию. Загадка использовалась и в военных, и в дипломатических делах, а также в повседневных. Необходимость говорить загадками объяснялась многочисленными запретами и верованиями древнего человека. Например, у славян был обычай: жена сына - сноха, переселившись в дом мужа, должна была первое время хранить молчание, дабы умершие предки знали, что в их дом пришел «чужой» человек. Выручала речь загадками. Например, говорили: «Ерзунь-от ерзат! Возьми шелопень да и лопень!» Это означало: «Горшок кипит! Возьми ухват и выставь его!». Давайте попробуем отгадать загадки, записанные в селах нашей области.

1. По полю скачет - ушки прячет,

Встанет столбом - ушки торчком. (Заяц).

2. Кто на ветке шишки грыз и бросал объедки вниз? (Белка).

3. У кого есть шапка без головы, а нога без сапога? (Гриб).

4. Белая собачка - на носу болячка. (Спичка).

5. Шел долговяз - в сыру землю увяз. (Дождь).

Ребята, а какие загадки знаете вы? (Ученики загадывают загадки).

4. Слово учителя.

Хорошо, с загадками мы поработали, а теперь проверим, как вы знаете пословицы. Ваша задача - продолжить пословицу.

1. Век живи - (век учись).

2. Смелость (города берет).

3. Лучше горькая правда, чем (сладкая ложь).

Ребята, ваша задача теперь - узнать пословицу по искаженной форме.

1. Богатство - недостаток (Бедность не порок).

2. Чувство сытости пропадает, когда голодают (Аппетит приходит во время еды).

3. Стоячего колотят (Лежачего не бьют).

Ребята, я буду называть фразу, а вы подумайте и назовите поговорку, которую можно использовать в этой ситуации.

1. Гости приехали неожиданно. (Как снег на голову свалились).

2. Ты что немой? (Язык проглотил).

3. Обед сегодня очень вкусный. (Пальчики оближешь).

4. Никогда не выполню твоего поручения. (После дождичка в четверг. Когда рак на горе свистнет).

5. Он всегда знает, что сказать. (За словом в карман не лезет).

6. Мы со ней дальние родственники. (Седьмая вода на киселе).

7. Он пишет так некрасиво. (Как курица лапой).

8. Он мне постоянно мешает выполнить работу. (Вставляет палки в колеса).

9. Мы поговорим наедине. (С глазу на глаз).

10. Он весь день ничего не делает. (Палец о палец не ударит).

Подведение итогов.

5. Слово учителя.

Ребята, вспомним еще один жанр фольклора - лирическую песню. Как можно определить этот жанр? О чем обычно поется в лирических песнях?

Давайте послушаем несколько песен, записанных во время спевки в селе Максимовка Октябрьского района в 2010 году. Их поют Анисья Андреевна Федирко, Мария Павловна Брусова, Любовь Никитична Мироненко. Всем исполнительницам больше восьмидесяти лет, но на каждый праздник они собираются вместе и поют, при этом рассказывают о прошлой жизни, традиционных обрядах, праздниках. (Звучат фольклорные произведения из раздела «Спевка в Максимовке», опубликованные в альманахе «Слово», вып. 9, стр. 162 - 179, и представленные на электронном носителе (СБ) в видео- и аудиозаписях).

Что вы заметили в текстах этих песен? (Переплетение русских и украинских слов, русское и украинское произношение). Чем это обусловлено?

6. Краткое сообщение ученика об особенностях освоения Амурской области славянскими народами. (См. Фольклорно-диалектологический альманах «Слово», вып. 9, раздел «Современные лингвистические исследования» (статьи Е.А. Оглезневой, А.В. Блохинской, Н.Г. Архиповой), стр. 7 - 41).

7. Завершение урока.

Наш урок подходит к концу. Что нового вы сегодня узнали? Хотели бы вы быть участниками фольклорных экспедиций? Для чего нужны произведения устного народного творчества в нашей повседневной жизни?

8. Домашнее задание.

1. Написать небольшое эссе на тему «Яркий ковер фольклора». (Для чего нам нужны произведения устного народного творчества?)

2. Расспросить своих родных и друзей о том, знают ли они фольклорные произведения, и записать несколько в «фольклорную копилку».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.