Научная статья на тему 'Проект «Фольклор в жизни маленького горожанина XXI века» в системе исследовательской деятельности школьников'

Проект «Фольклор в жизни маленького горожанина XXI века» в системе исследовательской деятельности школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
855
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плотникова Светлана Николаевна

Из материала статьи читатель узнает о том, как благодаря проекту по изучению фольклорного краеведческого материала, реализуемому в общеобразовательной школе, все ее воспитанники имеют возможность приобщиться к исследовательской деятельности. Проект гармонично дополняет базовую программу по литературе и предусматривает изучение различных фольклорных жанров, исследования в области лингвистического краеведения, полевые экспедиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проект «Фольклор в жизни маленького горожанина XXI века» в системе исследовательской деятельности школьников»

Опыт регионов

Проект «Фольклор в жизни маленького горожанина XXI века» в системе исследовательской деятельности школьников

Плотникова

Светлана Николаевна,

учитель русского языка и литературы МОУ «Удомельская средняя общеобразовательная школа № 5 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Удомля Тверской области

Из материала статьи читатель узнает о том, как благодаря проекту по изучению фольклорного краеведческого материала, реализуемому в общеобразовательной школе, все ее воспитанники имеют возможность приобщиться к исследовательской деятельности. Проект гармонично дополняет базовую программу по литературе и предусматривает изучение различных фольклорных жанров, исследования в области лингвистического краеведения, полевые экспедиции.

Любовь к родному, русскому начинается с любви к малой родине. Приобщаясь к народной культуре, ребенок может почувствовать себя частью своего народа, носителем традиций, возникших в глубине веков, увидеть истинное лицо России, истоки русского национального характера. Чтобы понять, что фольклор - это народное поэтическое творчество, существующее в устной передаче, нужно стать его собирателем. Вовлечению учащихся города Удомли в серьезную работу по исследованию фольклорного краеведческого материала способствует проект «Фольклор в жизни маленького горожанина XXI века», реализуемый в нашей школе с 2003 года. Проект не предполагает коренной перестройки традиционного содержания обучения или введения новых самостоятельных разделов курса. Органично дополняя базовую программу по литературе, он вовлекает в исследовательскую деятельность всех учеников с 5-го по 8-й класс. Исследовательское задание они получают в качестве домашнего после изучения одной из тем.

Тематическое планирование

Класс Тема урока (по программе В.Я. Коровиной) Предмет исследования Форма отчета

5-й Устное народное творчество. Малые жанры фольклора Детский фольклор Книжка-малышка

6-й Обрядовый фольклор Обычаи и традиции,связанные с народными и религиозными праздниками Сочинение «Народные праздники в жизни моей семьи»

Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях Предания Легенды Фабулаты

7-й Пословицы и поговорки. Сборники пословиц. Собиратели пословиц Пословицы, поговорки в живой речи «Речевой портрет на основе пословиц и поговорок»

Интервью с поэтом - участником Великой Отечественной войны Мемораты «Моя семья в годы Великой Отечественной войны»

Плотникова Светлана Николаевна

8-й Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические песни Лирические песни Частушки Лирическая песня, частушки с обязательным оформлением паспорта

В.П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет» Мемораты Сочинение «И близких всех душа не позабудет»

Приобретя на уроке серьезные теоретические знания, ребята знакомятся с памяткой собирателя фольклора. Она адаптируется для каждого класса в соответствии с возрастом и поставленной задачей.

Пятиклассники собирают детский фольклор, с удивлением выясняя, что известные считалочки, дразнилки, страшилки использовали в своих играх еще их родители. Каждый приносит на итоговый урок книжку-малышку. Защита предполагает подробное представление собранного материала и рассказ о том, от кого он был записан и при каких обстоятельствах (в беседе, в игре и т.п.). Затем организуется выставка и путем голосования выбирается лучшая книжка-малышка.

Предметом исследования для шестиклассников становится обрядовый фольклор: колядки, гадания, обычаи, сопровождающие религиозные и народные праздники. Знакомим детей с вопросниками, которыми пользуются фольклористы, учим правильно вести беседу: по возможности выучить вопросы и не заглядывать в листочек, быть терпеливыми и доброжелательными. Вот так выглядит вопросник на тему празднования Пасхи:

Пасха в рассказах моих близких

Как отмечалась Пасха? Как готовили дом к Пасхе?

Когда должна была быть завершена подготовка к празднованию?

Совершали ли хозяйки какие-либо особые действия, связанные с выпечкой кулича, с

крашением яиц?

Зачем нужно было, чтобы кулич получился красивым?

Какие блюда надо было обязательно приготовить на Пасху?

Существовал ли обычай обрядового обхода дворов после Пасхи?

Был ли обычай водить хороводы, петь и играть в какие-либо игры на Пасху?

Существовал ли обычай поминать усопших, ходить на кладбище?

Какие из пасхальных обычаев сохранились до сих пор?

Семиклассники после изучения темы «Предания» знакомятся с понятием «фабулат». В нашем архиве ждут своего часа, чтобы стать темой для серьезного исследования, несколько довольно интересных легенд: о самообновляющихся фресках Николо-Теребинского монастыря, о привидении, поджидающем влюбленных недалеко от деревни Маслово. В основном же собранный материал - всевозможные страшные истории, столь притягательные для детей этого возраста.

Опыт регионов

Сложнее с пословицами, поговорками: их нужно «схватить на лету», в речи, зато сразу видна ситуация употребления, понятен смысл. Анализируя собранный материал, ребята видят, как ярко определяют пословицы, употребляемые человеком, его характер. Итогом становится работа «Без пословицы речь (отца, соседа, бабушки и т.д.) не молвится» или «Речевой портрет на основе пословиц и поговорок». Такая работа развивает языковое чутьё и дает первоначальное представление о понятии «языковая личность».

При изучении темы «Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны» вводим понятие «меморат» (фольклорный рассказ о событиях, воспринимающийся как достоверный и основанный на собственных воспоминаниях рассказчика или воспоминаниях людей из его окружения). Задание неизменно - «Моя семья в годы Великой Отечественной войны». Чтобы не слушать отговорки, мол, бабушки-дедушки живут далеко и ничего не помнят, рассказываю о том, что такое для меня эта далекая война. Это мой папа, родившийся за три дня до войны и так и не узнавший своего отца, пропавшего без вести. Это наша соседка баба Маша. Она пережила блокаду Ленинграда. Чтобы сделать фотографию для паспорта, она попросила у моей мамы парик. Когда она развязала платочек, который никогда не снимала, мы увидели, что на голове у нее нет ни одного волоса. Надев парик, она стала похожа на артистку и оказалась вовсе не «бабой». Замуж она не вышла, потому что ее жених погиб на войне, и в Ленинград, коренная ленинградка, не вернулась, потому что во время блокады умерли все, кого она любила и знала. Война для меня соткана из живых историй моих родных и знакомых. И каждый ребенок начинает свой путь к осознанию великого прошлого страны через историю своей семьи.

«И я услышал незабываемую историю о том, что моя фамилия совсем неКончиц, а настоящая потерялась на войне» (Кончиц Илья).

«Тогда я просил его дать потрогать ранение. Под левой ключицей папы два моих указательных пальца почти соприкасались друг с другом, помехой служила небольшая плёнка, это было главное напоминание о войне, которое периодически давало о себе знать,» (Калмаев Иван).

«Я пытаюсь ощутить нестерпимый голод (ведь давали маленький кусочек хлеба, который и хлебом-то нельзя было назвать, и кружку воды на целый день). Я пытаюсь пережить леденящий душу страх перед побегом. И не могу. Нет сил даже представить себя хоть на минуту на месте бабушки, тогда совсем ещё девочки. У меня нет сил представить, а она нашла силы, чтобы выжить» (Данилюк Ярослава).

Это отрывки из детских сочинений. Ежегодно несколько ребят становятся призерами в конкурсе на лучшее произведение о Великой Отечественной войне. Но главный итог этой работы выражен словами одного из учеников: «Если бы не это задание, я бы не знал, какой у меня героический дед».

Плотникова Светлана Николаевна

Восьмиклассники продолжают работу с меморатами после изучения рассказа В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Общая тема исследования «И близких всех душа не позабудет» раскрывается через историю одной семейной фотографии, в которой запечатлелась и история страны.

Кроме того, восьмиклассники записывают народные песни, оформляют для каждой паспорт, сравнивают тексты одних и тех же произведений устного народного творчества и на практике узнают, что такое его вариативность. В трудном деле собирателя необходимо отвести и «потехе час» - фиксируя и изучая частушки. В кабинете хранятся сборники удомельских частушек, записанные пятью поколениями учеников.

Неотъемлемой частью проекта стало лингвистическое краеведение. Для Удомли - города молодого, выросшего среди лесов и болот вместе с Калининской атомной электростанцией -характерна тесная связь с селом. До сих пор город делится на Новую и Старую Удомлю; последняя была деревней до строительства КАЭС и остается деревней в черте города до сих пор. Под влиянием речи сельских жителей формируется и речь городского населения - городское просторечие, которому присущи наиболее устойчивые диалектные черты.

Объектами лингвистического краеведения являются лексика и фразеология, фонетические и грамматические особенности местного говора, ономастика. Работа основана на живом общении с носителями языка, собирании языкового материала и составлении словариков городского просторечия, жаргонных, диалектных слов. На местном материале выросли и серьезные исследовательские работы «Урбанонимия как одна из разновидностей топонимики (на примере названий удомельских внутригородских объектов)» и «Диалектные слова в речи жителей Удомли», удостоенные дипломами I и II степени на районном конкурсе научно-исследовательских работ «Ступень в будущее».

Таким образом, реализация проекта дает возможность, не выходя за рамки базового образования, приобщить каждого ребенка к исследовательской деятельности, сформировать навыки собирательской и научной работы.

Ведущие методы воплощения проекта - проблемно-поисковый и коммуникативный, опирающийся наживое общение, которое приучает наших учеников не только смотреть, но и видеть, не только знать, но и понимать. Огромное воспитательное значение имеет сближение с людьми старшего поколения, приобщение к их культуре, осознание значимости их опыта.

Постепенно сплачивается актив увлеченных живым и интересным делом школьников. С ними-то мы и отправляемся в полевые экспедиции. Это уже совсем другой уровень работы. Здесь цели и задачи иные - вхождение в большую науку.

Опыт регионов

Для грамотного, полноценного проведения фольклорной экспедиции и достижения определённых результатов по её итогам необходимо соблюдать ряд условий:

• быть доброжелательным и коммуникабельным, с уважением относиться к людям, к их традициям и обрядам;

• тактично, терпеливо и заинтересованно проводить беседу;

• вопросы задавать так, чтобы они были понятны и доступны собеседнику.

На этапе подготовки к экспедиции мы составляем заранее карточки-вопросники, пользуясь специальными пособиями по фольклористике.

Объектами исследования становятся: история села, храмовые праздники, фольклор, предметы быта, особенности говора. Не каждый, побывавший в экспедиции, находит свою тему. Иногда выбор темы оказывается неожиданным. В прошлом году мы задавали нашим информантам вопросы о кличках собак. Одна из участниц полевой экспедиции так увлеклась именно этой темой, что за короткое время написала работу «Кинонимы: структурный и семантический анализ» и уже в ноябре стала лауреатом конкурса «Ступень в будущее». Обычно же научное исследование длится год и более. Для каждого составляется программа. Например, вот так выглядит программа сопровождения научно-исследовательской работы «Дворовые игры глазами трех поколений» (автор - Поздина Светлана, лауреат I степени конкурса «Ступень в будущее»).

«Дворовые игры глазами трех поколений»

Цель - раскрытие и развитие творческого потенциала учащейся в процессе научно-исследовательской деятельности по теме «Дворовые игры глазами трех поколений».

Задачи:

образовательные:

• формировать навыки познавательной, творческой, экспериментально-исследовательской деятельности;

• формировать навыки речевой деятельности, необходимые для презентации результатов научного исследования;

• развивающие:

• развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой; воспитательные:

• способствовать воспитанию толерантности;

• формировать такие качества личности, как инициативность, самостоятельность, способность к активной адаптации в обществе. Формы работы:

• индивидуальные консультации;

• промежуточные отчеты. Методы работы:

• проблемно-поисковый;

• исследовательский;

• практический.

Ожидаемые результаты - овладение следующими умениями:

• формулировать актуальность выбранной темы, определить цель и поставить задачи исследования, выбрать источники информации;

• работать с научной литературой, а также вести записи и обрабатывать данные;

• оформлять работу согласно требованиям ГОСТа;

I Плотникова Светлана Николаевна

• выбрать необходимые методы исследования;

• составлять календарный план работы над темой;

• представлять свою работу;

• осуществлять рефлексивную деятельность, оценивать свои результаты. Оборудование и материалы:

• компьютер с доступом в интернет;

• словари и справочники;

• методическое пособие по оформлению научных работ.

Таблица 1

Этапы исследовательской работы

№ Тема Кол-во часов

1 Выбор темы исследования, выдвижение гипотезы, составление плана работы над исследованием 1

2 Выбор и освоение методик исследования. Методика интервьюирования. Составление вопросника 1

3 Обработка данных 1-й группы 1

4 Обработка данных 2-й группы 1

5 Обработка данных 3-й группы 1

6 Анализ эмпирических данных, формулировка выводов, сравнение выводов и положений гипотезы 1

7 Требования к оформлению научно-исследовательских работ. Оформление научно-исследовательской работы 1

8 Применение информационных технологий в работе над научной проблемой 1

9 Подготовка к публичной защите работы на конкурсе «Ступень в будущее» 1

Итого 9

Таблица 2

Этапы педагогического контроля

Какие знания,умения, навыки контролируются Форма контроля Сроки

Знание методик исследования Тестирование 5-я неделя

Умение правильно оформлять библиографический список Оформление библиографии к своей работе 8-я неделя

Умение подбирать иллюстративный материал Предоставление иллюстративного материала к работе 11-я неделя

Готовность к защите работы на конференции Мини-конференция 17-я неделя

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Системный подход в организации учебно-исследовательской деятельности не только позволяет нашим воспитанникам одерживать победы на всевозможных конкурсах (от районного -«Ступень в будущее» - до всероссийских). Ценность проекта заключается в том, что, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, прививая им любовь и уважение к истории и культуре родного края, к родному слову, мы помогаем им обрести себя, нравственные ориентиры для жизни в сложном XXI веке. Ш

Литература

1. Благова Н.Г., Коренева Л.А., Родченко О.Д. О концепции обучения русскому языку с учетом регионального компонента

(Для средней общеобразовательной школы) // Русский язык в школе. - 1993. -№4.- С.16-19.

2. Дейкина А.Д. Воспитание национального самосознания при обучении русскому языку // Русский язык в школе. -1993.-№5.-С. 3-11.

3. Ерёмина Н.А., Скопинцева Т.Ю. Фольклорно-этногра-фическая практика: Рабочая тетрадь. - Оренбург: ГОУОГУ, 2003.

4. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество: Учебник для филологических факультетов университетов. - М.: Высшая школа, 1977.

5. Майорова Т.М. Ономастикавлингвокраеведческойработе // Русский язык в школе. - 2000. -№4.- С.43-47.

6. Морохин В.Н. Методика собирания фольклора. - М.: Выс-шаяшкола, 1990.

7. Новикова А.М. Как записывать фольклор // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия / Под ред. А. М. Новиковой. 3-е изд. - М.: Высшая школа, 1987.

8. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология: Учебник для студ. высших учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.