Научная статья на тему 'Фольклор Самарского края как содержание регионального компонента литературного образования в средних классах'

Фольклор Самарского края как содержание регионального компонента литературного образования в средних классах Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2796
464
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОЛЬКЛОРИСТ / СОБИРАТЕЛЬ ФОЛЬКЛОРА / ФОЛЬКЛОРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ / КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ / СРЕДНИЕ КЛАССЫ / КРАЕВЕДЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ / ИЗУЧЕНИЕ / ЖАНР / РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР / ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ / ПУТИ ИЗУЧЕНИЯ / FOLKLORIST / COLLECTOR OF FOLKLORE / FOLK LOCAL HISTORY / CULTURAL CONTEXT / THE MIDDLE CLASSES / NATURAL HISTORY / MATERIALS RESEARCH / GENRE / RUSSIAN FOLKLORE / THE PROGRAM FOR LITERATURE / WAYS OF LEARNING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Старостина М. Е.

В статье даётся характеристика основных сборников словесного фольклора Самарского края, деятельности собирателей, отмечается необходимость включения материалов устного народного творчества родного края в систему литературного образования учащихся средних классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FOLKLORE OF SAMARA REGION AS A COMPONENT OF LITERATURE IN THE MIDDLE SCHOOL

The article contains the characteristic of the major collected books of the Samara Region folklore, the principals of the collectors work. The need of including the oral folk materials of the home-land to the system of literature study for the middle school students is also mentioned.

Текст научной работы на тему «Фольклор Самарского края как содержание регионального компонента литературного образования в средних классах»

УДК 37+82:398 (07)

ФОЛЬКЛОР САМАРСКОГО КРАЯ КАК СОДЕРЖАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНИХ КЛАССАХ

© 2010 М.Е.Старостина

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 03.06.2009

В статье даётся характеристика основных сборников словесного фольклора Самарского края, деятельности собирателей, отмечается необходимость включения материалов устного народного творчества родного края в систему литературного образования учащихся средних классов.

Ключевые слова: фольклорист, собиратель фольклора, фольклорное краеведение, культурный контекст, средние классы, краеведческие материалы, изучение, жанр, русский фольклор, программа по литературе, пути изучения.

Духовные и жанровые богатства фольклора Самарского края представляют собой огромный пласт национальной культуры Поволжья и России. Материалы сборников, публикации газет и журналов, архивные записи позволяют судить о том, что в Самарском крае представлены практически все жанры устного народного поэтического творчества России. Но глубокого, систематического исследования истории записей, публикаций и изучения словесного фольклора Самарского края до сих пор нет1. По этой причине произведения фольклорного краеведения не входят в круг чтения подростков, и очень мало используются учителями на уроках литературы и внеклассного чтения. Пониманию фольклора русского народа как «специфического культурного феномена» (Б.Н.Путилов) способствует рассмотрение учащимися средних классов таких качеств устного народного поэтического творчества, как безличность, общераспространенность, следование образцам, функциональность, инклюзивность («включенность всей фольклорной культуры и отдельных конкретных ее слагаемых в систему жизнедеятельности этноса»)2.

Изучение жанровой системы и истории собирания фольклора Самарского края дают наиболее

Старостина Марина Евгеньевна, старший преподаватель факультета коррекционной педагогики, кафедры русского языка и литературъL и спецметодик их преподавания. E-mail: mestarostina72@amail. com

90-е годы Научно-методический центр народного творчества г.Самары совместно с профессором Ю.Б.Орлиц-ким осуществили публикацию ряда сборников с предисловием и комментарием к ним: «Детский фольклор Самарского края» (1991), «Сказки и предания Самарского края». Вып.1 - 2 (1993), «Сборник песен Самарского края, составленный В.Г.Варенцовым» (1994), «Сказки и предания Самарского края». Вып.1 - 2 (1993). 2Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура; In memo-nam. - СПб.: 2003. - С. 52, 73.

полное представление о категориях традиционности и устности. История собирания, публикация и рассмотрение структуры сборников, культурная, эстетическая и воспитательная ценность произведений фольклора Самарского края составляют содержание регионального компонента литературного образования в средних классах. Поэтому изучению словесного фольклора Самарского края на уроках литературы, внеклассного чтения и внеучебной деятельности школьников мы придаем большое значение.

Собиранием устного народного творчества Самарского края занимались фольклористы, писатели, педагоги, этнографы, лингвисты, любители российской словесности: в XIX веке -В.Г.Варенцов, П.В.Киреевский, А.Ф.Леопольдов, братья Языковы, П.И.Якушкин, Д.Н.Садовников, П.В.Шейн, А.А.Коринфский. В XX веке были опубликованы сборники Е.Н.Елеон-ской, Н.Е.Ончукова, М.А.Рыбниковой, М.А.Емельянова, В.М.Сидельникова, В.Ю.Крупянской, Н.П.Колпаковой, И.А.Касьяновой, В.А.Ма-лаховского, В.В.Митрофановой, Ю.Б.Орлиц-кого, Н.П.Павперовой, Э.В.Померанцевой, Ю.К.Рощевского и др. Песенная культура Самарского края с ее богатством напевов всегда привлекала внимание собирателей. В 1862 году учитель словесности, фольклорист В.Г.Варенцов издал «Сборник песен Самарского края»3, который до сих пор не утратил своей научной ценности. Собиратель включил в сборник детские, любовные, семейные, хороводные игровые и обрядовые, солдатские, разбойничьи и лакейские песни. Все записи текстов сгруппированы в отдельные разделы, в которых фольклорист дает характеристики песенным жанрам, сообщает о месте записи и ее вариантах в сборниках Костомарова,

3Сборник песен Самарского края, составленный В.Г.Варенцовым. - СПб.: 1862.

Якушкина и способах бытования песен. В заметках В.Г.Варенцова удачно сочетаются чисто научный подход к произведениям словесности и собственно литературное мастерство изложения4. Песни Самарского края содержатся и в сборниках П.В.Киреевского5, П.В.Шейна6 и других. Среди замечательной плеяды собирателей фольклора Самарского края выделяется имя поэта, переводчика, литературного критика, этнографа, фольклориста и краеведа-просветителя Дмитрия Николаевича Садовникова (1847 - 1883), который сделал невероятно много для сохранения самобытности русского фольклора, в частности, сказок, загадок, быличек и бывальщин, обрядовой поэзии, песен, легенд и преданий Самарского края. Ему принадлежат два уникальных собрания русского фольклора: «Загадки русского народа» (1876) и «Сказки и предания Самарского края» (1884). Садовников определил цель сборника «Загадки русского народа» так: «выяснить группировкой загадок бытовую обстановку и мировоззрение русского земледельца»7. Собирателем были использованы рукописи из архива Российского географического общества, материалы историко-этнографических сборников Архангельской, Пермской и Новгородской губерний, а также личные записи, сделанные в Ставропольском уезде Самарской губернии, в селах: Паль-цыно, Рузаново, Озерки, Камышевка, Новиков-ка, Ново-Урайкино. В свое издание Садовников включил собрания загадок В.И.Даля, И.А.Худякова, а также публикации газеты «Ведомости», издававшейся в разных губерниях: Воронежской, Тульской, Тамбовской, Вологодской, Олонецкой, Псковской, Вятской, Томской и других. Фольклористу удалось объединить загадки всей России, привести их варианты. Размещение загадок по принцу вариантов дает читателю понимание того, что перед ним общее, коллективное народное творчество, а не индивидуальная работа отдельных лиц, что это в своей основе общерусский фольклор, а не областной, хотя жители множества областей внесли свой вклад в общерусское творчество8.

4 Сборник песен Самарского края, составленный В.Г.Варенцовым. Учебное пособие / Подгот. текста и предисл. Ю.Б.Орлицкого, нотн. прилож. Л.А.Те-рентьевой. - Самара: 1994.

5Собрание народных песен П.В.Киреевского / Подг. текстов, статья и коммент. А.Д.Соймонова. - Л.: 1977. - Т.1.

6Великорусс в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах: Материалы собранные и приведенные в порядок П.В.Шейном. - Т.1 - Вып.1. - СПб.: 1898.

7Загадки русского народа. Сборник загадок, вопросов притч и задач / Сост. Д.Н.Садовников. - СПб.: 1876. - С.1У.

8Аникин В.П. Д.Н.Садовников и его сборник загадок //

Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов притч

и задач / Сост. Д.Н.Садовников. - М.: 1959. - С.29.

Современному читателю в загадках открывается история домостроительства русских крестьян, устройство избы, воссоздается бытовая обстановка, отражается тяжелая работа крестьянства, представляется мир природы, который всегда окружал человека и в труде, и на празднике и др.

Книга Д.Н.Садовникова «Сказки и предания Самарского края», изданная Географическим обществом в 1884 году, вошла в число лучших фольклорных сборников. Ценность сказок, собранных Д.Н.Садовниковым заключается в том, что они представляют не только «общерусскую традицию», но сказочную традицию среднего По-волжья9. Д.Н.Садовников - один из первых собирателей, который стал указывать помимо местности, где записано произведение устного народного творчества, имя сказителя. На эту особенность указывал В.Я.Пропп10. Известны имена сказителей в сборнике «Сказок и преданий Самарского края»: это Исай Иванов и Василий Авдеев из села Новиковка, дворник Алексей, мещане Елена Смирнова и Петр Полуехтов из Симбирска, Абрам Новопольцев из села Помряськино Ставропольского уезда. От последнего собиратель записал 72 текста сказок разных типов, среди которых преобладают волшебные сказки. В них содержатся основные сюжеты: о змееборцах, о трудных задачах, о Коньке-горбунке, о волшебном кольце, чудесном бегстве, о Волке - Медном Лбе и другие. Как справедливо замечает Э.В.Померанцева, «во всех сказках мы видим торжество добра над злом, победу положительного героя над темными силами сказочного царства...»11. Бытовых сказок в репертуаре Новопольцева немного. Они близки к анекдоту. В них сказитель остроумно показывает общечеловеческие пороки и недостатки.

Особое место занимают сказки о животных, рассчитанные на детскую аудиторию и рассказанные с тонким юмором12. Таковы сказки: «Петух и бобок», «Курочка Татарушка», «Лиса и Кута-фей Иваныч», «Лиса и Соловей», «Лиса и Журавль», «Байка про тетерева», «Лев, щука и человек», «Зло злом платится» и др. Образы животных в данных сказках традиционны: лиса -хитрая обманщица, волк - дурень. Но в сказках Новопольцева появляются и такие животные, как суслик и еж, обитатели черноземной степной полосы. Э.В.Померанцева указывает на разработку образов животных «с несколько большим, чем

9 Сказки и предания Самарского края. Собраны и записаны Д.Н.Садовниковым. Полное собрание русских сказок. Ранние собрания. - Т.10. - СПб: 2003. - С.9. 10Пропп В.Я. Русская сказка. - М.: 2005. - С.74. иСказки Абрама Новопольцева / Ред. и вступит. ст. Э.В.Померанцевой. 1952. - С. VI. 12 Там же. - С. VII.

обычно, подчеркиванием комических моментов»: «лиса, при беседе краса», «честная лисица хорошего отца красная девица», «красноглазый пес серый волк», «Мишка толстопятый пес», «Кутафий Иванович идет, на плечах саблю несет»13.

В собрании Д.Н.Садовникова представлены не только сказки, но и такие жанры народной прозы, как легенды, предания, бывальщины и бы-лички. Собиратель расположил этот материал после сказок. Былички о мертвецах и нечистой силе, фармазонских деньгах, о леших и водяных, предания о кладах дают современным читателям понимание того, насколько были сильны в русском народе суеверия, которые являлись частью его миросозерцания14. В легендах, связанных с образами Бога, Христа, ангелов, святых, осмысляются социально-бытовые отношения и противоречия. Многие тексты уникальны, так как непосредственно связаны с историей Поволжья. Таковы топонимические предания «Пряничная гора» и «Волга и Кама», повествующие о происхождении гористой местности и русла рек, бывальщина «Никитушка Ломов», где «фольклоризируется» (Е.А.Костюхин) реальный человек, великан-бурлак Ломов, становясь героем местного значения. Важное место занимают в сборнике Садов-никова и предания о Степане Разине.

Книга поэта и собирателя фольклора А.А.Ко-ринфского «Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа» (1901) содержит пословицы, поговорки, загадки, приметы, прибаутки, обрядовые и необрядовые песни, которые служат яркой иллюстрацией многолетних наблюдений за жизнью трудового народа Самарского края, «дополненных сравнительным изучением всех ранее появившихся в печати материалов по русской и славянской этнографии»15.

Наряду с песней, сказкой и загадкой от жителей Самарского края часто можно было услышать пословицу. Региональные собрания этих жанров фольклора невелики, и тем дороже для нас крупицы содержащейся в них мудрости. В 1853 году корреспонденты газеты «Самарские губернские ведомости» А.Леопольдов и А.Краснов опубликовали статьи «Поговорки поселян Самарской губернии». Авторы статей не выдают народные изречения за «собственно здешние», многие из них можно услышать и в других губерниях. Например: «Борода с ворота, а ума с прикалиток нет», «Старый конь борозды не пор-

13Там же. - С. VII.

14 Сказки и предания Самарского края. Собраны и записаны Д.Н.Садовниковым. Полное собрание русских сказок. Ранние собрания. - Т.10.... - С.11 15Коринфский А.А. Народная Русь. Сказания, поверия, обычаи и пословицы русского народа. - М.: 2008. - С.5.

тит», «Куда ни кинь - всё клин», «Попытка шутка, а спрос не беда», «Под лежачий камень и вода не течёт» и другие16.

В первой половине XX века активизируется работа по изучению и собиранию фольклора Самарского (Куйбышевского) края, осуществляется ряд публикаций. Ценный фольклорно-краевед-ческий материал содержится в «Сборнике великорусских частушек» (1914) под редакцией Е.Н.Елеонской. Здесь опубликованы любовные припевочки и самарская «матаня». Характерная черта данных частушек - это выраженный местный колорит: употребление топонимов Волга, Жигули, изображение волжского пейзажа, с идущим по Волге пароходом. Например, «Пароходик Самолётик, /Размахни на Волге лёдик»17. В 30-е годы XX века Куйбышевским областным издательством были выпущены сборники «Колхозные частушки» (1935) и «Волжские песни» (1938). Известный методист и фольклорист М.А.Рыбникова включила в сборник «Загадки» (1932) небольшое количество текстов, записанных в 20-е годы в Самаре и Самарском крае.

В 1935 году под руководством В.М.Си-дельникова была осуществлена фольклорная экспедиция, маршрут которой охватил левое побережье Волги: Царевщина, Ширяево, Русская Барковка, Ставрополь, Хрящевка и др. Результатом данной экспедиции стал сборник «Волжский фольклор» (1937). Были опубликованы сказки, предания и легенды, песни, устные сказы и частушки, сведения, собранные о сказителе А.К.Но-вопольцеве в селе Яксашное-Помряськино от его внука А.Л.Романычева. Обогатили сборник «Волжский фольклор» материалы, записанные от А.Т.Исаевой, семидесяти семилетней уроженки села Большая Царевщина Красноярского района, от которой было записано семь сказок, среди которых «Хитрая наука», «Марья-лягушка» и др., и десять песен18.

В 1936 году известный фольклорист Н.Е.Он-чуков посетил Самару, где встретился с талантливым сказочником С.П.Мухортовым и записал двадцать номеров текстов. Самарские сказки впервые были опубликованы совсем недавно19. О личности этого сказочника нам ничего не извест-

16Леопольдов А.Ф. Поговорки поселян Самарской губер-нии//«Самарские губернские ведомости». Часть неофиц.

- 1853. - №8 (21 февраля). - С.45.

17Сборник великорусских частушек / Под ред. Е.Н.Елеонской. - М.: 1914. - С.410.

18Волжский фольклор / Сост. В.М.Сидельников, В.Ю.Крупянская, предисл. и общ. ред. Ю.М.Соколова. -М.: 1937.

19Неизданные сказки из собрания Н.Е.Ончукова (тавдин-

ские, шокшозерские и самарские сказки) / Подгот. тек-

стов В.И.Жекулина, вступит. ст., коммент. В.И.Еремина.

- СПб.: 2000.

но. В его репертуаре преобладают бытовые сказки, анекдоты, бывальщины. Волшебные сказки отсутствуют, предположительно, по следующим причинам: либо Мухортов их не знал, либо Он-чукову не удалось зафиксировать тексты данного типа. По мнению издателей сборника, «сказки С.П.Мухортова необычны тем, что среди них только половина представляет собой варианты классических сюжетов»20. К их числу относится сюжет о Шемякином суде, бытовая сказка «Мужик за бабу», анекдот «Ленивицы», сказки «Исповедь» и «Соловьиная роща». Остальные сказки, бывальщины, анекдоты Мухортова оригинальны, но напрямую с классическими сюжетами не соотносятся. Заслуживает внимания и скази-тельская манера С.П.Мухортова, в которой проявились знание традиции и умение импровизации. Показательны в этом отношении былички и анекдоты «Клад», «Покрошим», «Мужик родил», «Злой дух», в подтексте которых ясно ощутимы традиционные мотивы.

В 1939 вышел в свет сборник «Степан Разин на Волге» М.А.Емельянова21, где были опубликованы записанные им на территории Самарской Луки песни, легенды и предания о Степане Разине. В издание были включены и литературные произведения о Разине А.С.Пушкина, Д.Н.Са-довникова, А.Навроцкого, А.Ширяевца и др.

Большую роль в собирании жанров фольклора Куйбышевской области сыграл известный ученый-диалектолог, профессор кафедры русского языка Куйбышевского педагогического института В.А.Малаховский22. Изучение говоров русского языка он считал одной из важнейших задач краеведения. Уникальным является пособие по курсу русской диалектологии «Куйбышевская диалектологическая хрестоматия» (1957). Но издание выходит далеко за рамки учебно-практических целей по курсу русской диалектологии. В нее вошли и жанры устного народного поэтического творчества: сказы и сказки, анекдоты, песни, частушки, пословицы и поговорки, заговоры, загадки и дразнилки. Материалы хрестоматии В.А.Мала-ховского, к сожалению, малодоступны, так как издание стало библиографической редкостью.

Сборник «Русские народные песни Поволжья. Песни, записанные в Куйбышевской области» (1959) был издан по результатам собирательской деятельности группы сотрудников ИРЛИ Академии наук СССР. Записи песен с напевами были

20Там же. - С.21.

21 Степан Разин на Волге: Народное творчество. Художественные произведения / Сост. М.А.Емельянов. - Куйбышев: 1939.

22Малаховский В.А. Куйбышевская областная диалектологическая хрестоматия. Вводная статья, тексты, указатели, словарь // Ученые записки Куйбышевского гос. пед. ин-та. Кафедра рус. языка. - Вып.17. - Куйбышев: 1957.

сделаны в Ставропольском, Утевском, Богатов-ском, Елховском, Кинель-Черкасском и Новоде-виченском районах в 1948,1953 и 1954 гг. Издание по своему объему и составу значительно полнее всех музыкальных изданий куйбышевских песен. Цель его - показать лучшие народные песни (и новые, и традиционные, бытовавшие в те годы в колхозах Куйбышевской области) в единстве текстов с напевами23.

Песенный материал сборника разделен на две части: в первую входят новые песни «о жизни современной Волги», созданные за годы советского строя, во вторую - традиционные крестьянские песни Самарского края. Новые песни созданы творческими группами самодеятельных местных хоров или отдельными певицами такими, как Н.М.Дьякова. Традиционные песни (протяжные, лирические, игровые, свадебные, календарные), включенные во второй раздел, отражают старинный быт и культуру Самарской губернии.

В 70-е годы всеобщее признание завоевал сборник легенд, сказов и преданий «Жемчужины Жигулей»24, составленный куйбышевским писателем С.Кузьменко, и оформленный художником И.Дубровиным. Данное издание продолжает традиции, начатые собирателем и составителем сборника «Степан Разин на Волге» М.А.Емельяновым. Книга «Жемчужины Жигулей» имеет четко определенную композицию. В разделы «Заветные места», «Царев курган», «Молодецкий курган и Девья гора», «За родную землю», «Волжская вольница» и «Степан Разин» включены тексты, связанные с историей происхождения местности, памятными событиями в Самарском крае: бунт Степана Разина, вольница Ермака, посещение Самарского края Петром I. В каждом разделе расположены произведения, вошедшие в сборники стихотворений, сказок и преданий Самарского края Д.Н.Садовникова, «Степан Разин на Волге» М.А.Емельянова, предания и легенды писателей и поэтов Самарского края, творчески переосмысливших сюжеты фольклорных произведений. Например, «Каменная Чаша» Б.Сиротина, «Утес Шелудяк» В.Балашова, «Трубка Разина» Н.Жоголева, «Мирный город» Н.Степного и др.

Наиболее полным, систематизированным изданием детского народного поэтического творчества можно считать сборник, составленный Ю.Б.Орлицким и Л.А.Терентьевой «Детский фольклор Самарского края»(1991)25. Разделы

23Русские народные песни Поволжья. Песни, записанные в Куйбышевской области. - Вып. 1 /Общ. ред. и вступит. статья Н.П.Колпаковой. - М.-Л.: 1959. - С.6.

24Жемчужины Жигулей: легенды, сказы, предания / Сост. С.Кузьменко. - изд. 2-е, доп. - Куйбышев: 1978.

25 Детский фольклор Самарского края: Методические рекомендации в помощь руководителям детских самодея-

издания составляют следующие жанры детского фольклора: колыбельные, пестушки и потешки, календарный фольклор, детские песни, загадки, игровой фольклор. В конце сборника даются краткие сведения о фольклористах, материалы которых были использованы в сборнике, библиография и нотные приложения.

В 1996 году был издан сборник самарского фольклориста Н.П.Павперовой «Ласковое слове-чушко. Свадьбы, хороводы, побасенки, частушки, сказки и песни Самарского края»26. Он содержит богатейший материал, собранный в Куйбышевской (Самарской) области, начиная с 1970 года. Составитель сборника расположила тексты по историко-географическому принципу: север, центр, юго-восток Самарской области. Главам о селах Новодевичье, Крепость Кондурча, Василь-евка, Усманка, имеющих глубокие фольклорные традиции, автор сборника предпосылает исторический комментарий. Внутри репертуарного списка каждого села материал располагается по жанрам. При составлении сборника Н.П.Павперова учитывала специфику бытования произведений: их миграцию, бытование, вариативность. Пояснения к текстам и сведения об исполнителях создают конкретную обстановку бытовых фольклорных произведений.

Результатом собирательской деятельности в 80 - 90-е годы XX века явился сборник Ю.К.Ро-щевского «Народная проза Самарской Луки» (2002)27. По словам фольклориста, в этом сборнике акцентируется внимание читателей на региональную специфику народной прозы. Одна из главных задач составителя - указать на «географические аспекты народных произведений». В издании преобладают тексты сказителей: А.К.Но-вопольцева (1820 - 1885), Я.И.Кальбердина (1905 - 1989), В.М.Пензина (1906 - 1993).

На рубеже XX - XXI вв. изучением устного народного творчества мордвы и русских, творческого наследия собирателя мордовского фольклора М.И.Чувашева занимаются И.А.Касьянова, А.Ю.Малыхин и Т.И.Волкова. Результатом их собирательской деятельности стало фундаментальное издание «Духовное наследие народов Поволжья: Живые истоки: Антология» (2001)28.

тельных коллективов / Сост. Ю.Б.Орлицкий, Л.А.Те-рентьева. - Самара: 1991.

26Павперова Н.П. Ласковое словечушко. Свадьбы, хороводы, побасенки, частушки, сказки и песни Самарского края. - Самара: 1996.

27 Народная проза Самарской Луки: Сборник Ю.К.Рощевского / Сост., вступит.ст., подгот. текстов и коммент. Ю.К.Рощевского. - Тольятти: 2002.

28 Духовное наследие народов Поволжья: Живые истоки.

Антология / Авторы-сост. М.И.Чувашев, И.А.Касьянова, А.Д.Шуляев, А.Ю.Малыхин, Т.И.Волкова. -Самара: 2001.

Образцы устной народной словесности традиционно включаются в школьные программы по литературе. Сказки, загадки, пословицы и поговорки, былины, песни и частушки, предания и легенды рассматриваются в разделе «Устное народное творчество», который является составной частью базового компонента современных программ, созданных под редакцией: Г.И.Беленького, В.Я.Коровиной, Т.Ф.Курдюмовой,

A.Г.Кутузова, В.Г.Маранцмана и др. При изучении жанров фольклора авторы-составители учитывают этапы литературного, художественного и психического развития современных школьников. Однако при изучении фольклорных жанров, обозначенных программой, учащиеся получают достаточно обобщенные сведения о словесной культуре своего народа. Этому способствует небольшой объем учебного времени, отводимого для изучения фольклора. В программе под редакцией

B.Я.Коровиной29 концепция изучения фольклорных произведений в 5 - 8 классах представлена наиболее системно. Принцип концентризма, осуществляемый данной программой, предполагает возвращение к отдельным жанрам фольклора на разных уровнях литературного развития.

Таким образом, сложившаяся традиция изучения русского устного народного творчества, связана с осуществлением культурологического, ознакомительного подхода к национальному достоянию, каким является фольклор. Однако устное народное творчество - явление вечно живое, живое и сейчас, в век техники и информации, хотя меняется сфера его бытования, характеристика и набор жанров. Отсутствие знаний об устном народном творчестве своего народа, представления о фольклоре как музейном экспонате искажают истинную картину развития искусства, не дают возможности понять, почувствовать и оценить эстетическую сущность и нравственные категории современного искусства (среди множества примеров - авторская песня, анекдот, граффити, рок-культура и т.п.). Проблемы бытования музыкального, словесного, декоративно-прикладного и других видов фольклора становятся понятны тогда, когда учащиеся в реальном времени и пространстве могут познакомиться с его образцами. Отсюда значение работы по включению материалов устного народного творчества родного края в систему литературного образования учащихся средних классов.

Актуальность изучения фольклорного краеведения в контексте культуры требует определения

29Литература: Программа по литературе для общеобразо-ват. учрежд. 5 - 11 кл. (Базовый уровень). 10 - 11 кл. (Профильный уровень) / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина / Под ред. В.Я.Коровиной. - М.: 2008.

понятия «фольклорное краеведение в школе». Фольклорное краеведение в школе - это изучение жанров устной словесности, их функций, истории их бытования и собирания на территории определенной местности (области, края) в тесном органичном единстве с бытом, трудом, досугом, обрядами и социально-бытовыми отношениями русского народа на уроках литературы, внеклассного чтения, факультатива или элективного курса, внеклассной и внешкольной работы.

Представляется необходимым решение проблемы использования общенациональных и региональных краеведческих материалов в ходе изучения словесного фольклора на уроках литературы, внеклассного чтения и в рамках факультативных и элективных курсов. Выделим следующие пути изучения фольклорных произведений (пути разработаны с опорой на классификацию А.Г.Прокофьевой30):

Первый путь - включение жанров фольклора Самарского края в учебный процесс. На уроках литературы в 5 - 8 классах сопоставляются фольклорные произведения из основной и региональной программы. Прием сопоставления осуществляется по следующим линиям: 1) знакомство с собирателями общенационального и регионального фольклора Самарского края (А.Н.Афанасьев, В.И.Даль, Д.Н.Садовников, В.Г.Варен-цов, А.А.Коринфский, П.М.Языков, В.М.Си-дельников, Н.П.Павперова, Н.П.Колпакова и др.); 2) образ сказителя и народного певца в произведениях общенационального и регионального фольклора: манера повествования, исполнения; 3) природа края в его изображении или изображение местных особенностей; 4) характеристика персонажей произведения; 5) тематика и проблематика произведений; 6) художественные особенности произведений.

Второй путь - изучение фольклора родного края на уроках внеклассного чтения, рассмотрение социальных, исторических и культурных контекстов в ходе изучения общекраеведческих и региональных материалов фольклора.

Третий путь - включение материалов фольклорного, литературного и художественного краеведения в структуру факультативного или элективного курсов по изучению жанров народной словесности в средних классах. Данный путь изучения фольклора Самарского края имеет инте-гративную природу и предполагает использование в ходе факультативного и элективного курсов произведений художественного краеведения: изобразительного искусства, музыки, декоративно-прикладного искусства. Учащиеся сопоставляют произведения фольклора, живописи и музыки Самарского края, изучают влияние регионального фольклора на творчество местных писателей и писателей, посещавших Самарский край, рассматривают мотивы, сюжеты и образы фольклора в их произведениях.

В завершении хотелось бы отметить, что изучая фольклорное краеведение, учащиеся вбирают в себя традиции, выработанные многими поколениями, так как устное народное творчество русского народа содержит в себе аккумулированные знания и общечеловеческие ценности. Поэтому фольклор, наряду с литературой, способствует когнитивной и творческой активности учащихся, является источником их саморазвития. Таким образом, фольклорное краеведение должно стать одним из компонентов освоения провинциальной культуры современными школьниками.

30 Прокофьева А.Г., Прокофьева В.Ю. Анализ художественного произведения в аспекте его пространственных характеристик: Монография. - Оренбург: 2000.

THE FOLKLORE OF SAMARA REGION AS A COMPONENT OF LITERATURE

IN THE MIDDLE SCHOOL

©2010 M.E.Starostina"

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

The article contains the characteristic of the major collected books of the Samara Region folklore, the principals of the collectors work. The need of including the oral folk materials of the home-land to the system of literature study for the middle school students is also mentioned.

Key words: Folklorist, collector of folklore, folk local history, cultural context, the middle classes, natural history, materials research, genre, Russian folklore, the program for literature, ways of learning.

Starostina Marina Evgenevna, Senior lecturer in the Faculty for Special Education. E-mail: mestarostina72@gmail. com

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.