Научная статья на тему 'ПРОВЕДЕНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ У РОДИТЕЛЕЙ К ДЕТЯМ С ОВЗ'

ПРОВЕДЕНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ У РОДИТЕЛЕЙ К ДЕТЯМ С ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
311
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОВЗ / СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / РОДИТЕЛИ / ПОЗИТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Катерли Ю. В.

Так как в последнее время участились случаи появления детей с ограниченными возможностями здоровья, актуальность статьи имеет место быть. В статье характеризуется цель и задачи эмпирической части магистерского исследования. Описана база эксперимента (организация, количество, возраст, гендер испытуемых). Приводятся методики, направленные на изучение компонентов стилей семейного воспитания и эмоционального взаимодействия между родителями и детьми, имеющими ОВЗ. В статье отражен краткий анализ содержания методик, способствующих изучению формирования позитивного отношения у родителей к своим детям с ОВЗ. Материал данной работы включает в себя три таблиц с результатами проведенного опыта. В них также отражен анализ и проделанной работы по выявлению взаимосвязи между стилями семейного воспитания и эмоционального взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Катерли Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDUCTING AN EMPIRICAL ANALYSIS OF THE STYLES OF FAMILY EDUCATION AND EMOTIONAL INTERACTION IN THE FORMATION OF A POSITIVE ATTITUDE AMONG PARENTS TOWARDS CHILDREN WITH DISABILITIES

Since recently, cases of the appearance of children with disabilities have become more frequent, the relevance of the article takes place. The article characterizes the goal and objectives of the empirical part of the master's study. The base of the experiment is described (organization, number, age, gender of the subjects). Methods are presented aimed at studying the components of the styles of family education and emotional interaction between parents and children with disabilities. The article reflects a brief analysis of the content of methods that contribute to the study of the formation of a positive attitude in parents towards their children with disabilities. The material of this work includes three tables with the results of the experiment. They also reflect the analysis and work done to identify the relationship between the styles of family parenting and emotional interaction.

Текст научной работы на тему «ПРОВЕДЕНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ У РОДИТЕЛЕЙ К ДЕТЯМ С ОВЗ»

Проведение эмпирического анализа стилей семейного воспитания и эмоционального взаимодействия при формировании позитивного отношения у родителей к детям с ОВЗ

Conducting an empirical analysis of the styles of family education and emotional interaction in the formation of a positive attitude among parents towards children with

disabilities

Катерли Ю. В.

Студент 2 курса, ф-т психологии и педагогики, СурГПУ, РФ, г.Сургут e-mail: katerli84@mail.ru

Katerli Yu. V.

2rd year student, faculty of Psychology and Pedagogy,

SurGPU, Russia, Surgut e-mail: katerli84@mail.ru

Аннотация.

Так как в последнее время участились случаи появления детей с ограниченными возможностями здоровья, актуальность статьи имеет место быть. В статье характеризуется цель и задачи эмпирической части магистерского исследования. Описана база эксперимента (организация, количество, возраст, гендер испытуемых). Приводятся методики, направленные на изучение компонентов стилей семейного воспитания и эмоционального взаимодействия между родителями и детьми, имеющими ОВЗ. В статье отражен краткий анализ содержания методик, способствующих изучению формирования позитивного отношения у родителей к своим детям с ОВЗ. Материал данной работы включает в себя три таблиц с результатами проведенного опыта. В них также отражен анализ и проделанной работы по выявлению взаимосвязи между стилями семейного воспитания и эмоционального взаимодействия.

Annotation.

Since recently, cases of the appearance of children with disabilities have become more frequent, the relevance of the article takes place. The article characterizes the goal and objectives of the empirical part of the master's study. The base of the experiment is described (organization, number, age, gender of the subjects). Methods are presented aimed at studying the components of the styles of family education and emotional interaction between parents and children with disabilities. The article reflects a brief analysis of the content of methods that contribute to the study of the formation of a positive attitude in parents towards their children with disabilities. The material of this work includes three tables with the results of the experiment. They also reflect the analysis and work done to identify the relationship between the styles of family parenting and emotional interaction.

Ключевые слова: Дети с ОВЗ, стили семейного воспитания, эмоциональное взаимодействие, родители, позитивное отношение, дошкольный возраст.

Key words: Children with disabilities, family parenting styles, emotional interactions, parents, positive attitude, preschool age.

Экспериментальной базой исследования была образовательная организация МБДОУ детский сад № 74 «Филиппок» города Сургута. Респондентами выступили воспитанники старшего дошкольного возраста (5-6 лет), имеющие статус детей с ОВЗ. Объем выборки составил 17 человек (из них 8 мальчиков, 9 девочек), а также их родители. Сроки проведения исследования 2020-2021 годы.

Одной из целей э эмпирического исследования являлось определение взаимосвязи между стилями семейного воспитания и эмоциональным взаимодействием у родителей.

Исходя из поставленной цели, определён круг практических задач, решаемых в ходе эмпирической части исследовательской работы:

1. Провести исследование по выявлению нежелательных стилей семейного воспитания, родительского отношения в семьях детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с ОВЗ.

2. Выявлять степень выраженности каждой отдельной характеристики взаимодействия в каждой конкретной диаде (в данном исследовании между ребенком с ОВЗ и его родителем).

3. Произвести математическую обработку данных.

4. Подтвердить или опровергнуть наличие (отсутствие) взаимосвязи между стилями семейного воспитания и эмоционального взаимодействия у родителей.

Поставленные задачи решались с помощью комплекса методов, который включает: заполнение родителями опросника для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Эйдемиллера Э.Г., Юстицкиса В.В.; опросника детско-родительского эмоционального взаимодействия (ОДРЭВ) Захаровой Е.И.

При помощи опросника «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Эйдемиллера Э. Г., Юстицкиса В.В. мы выявили нарушения процесса воспитания в семье. Опросник позволяет выявлять только виды нежелательных стилей семейного воспитания и не предназначался для исследования параметров адекватного воспитания.

Анкета АСВ включает 130 утверждений, касающихся воспитания детей. Он содержит 20 шкал. Первые 11 шкал отражают основные стили семейного воспитания. Шкалы 12, 13, 17 и 18 позволяют получить представление о структурно-ролевом аспекте семейной жизни, шкалы 14 и 15 демонстрируют особенности функционирования системы взаимных влияний, шкалы 16, 19 и 20 - работа механизмов семейной интеграции. Анкета заполняется родителями и существует в двух вариантах: для детей (3-10 лет) и подростков (11-21 год). В своей исследовательской работе мы использовали часть анкеты, предназначенную для родителей детей в возрасте от 3 до 10 лет [2].

Второй методикой нашей практической части работы стал опросник эмоционального взаимодействия детей и родителей (ОДРЭВ) Захаровой Е.И. Опросник эмоционального взаимодействия «ребенок-родитель»-позволил косвенно выявить степень выраженности каждой индивидуальной характеристики взаимодействия в каждой конкретной диаде.

Анкета содержит 66 утверждений и направлена на выявление выраженности 11 параметров эмоционального взаимодействия матери и дошкольника, объединенных в три блока.

1. Блок чувствительности.

2. Блок эмоционального принятия.

3. Блок поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия. [6].

Таким образом, были определены и описаны база, цель, задачи исследования. В ходе постановке цели был сформирован диагностический комплекс, направленный на развитие позитивного отношения у родителей к детям с ОВЗ. Результаты и выводы проведенного исследования изложены ниже.

По результатам ответов опроса для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Эйдемиллера Э. Г., Юстицкиса В.В. составлена таблица 1.

Таблица 1. Распределение показателей стиля семейного воспитания родителей дошкольников ОВЗ.

№ Обозначение шкалы Сред Абсолютное % испытуемых, % испытуемых, не

п/п нее значение соответствующих соответствующих

значе испытуемых, диагностическому диагностическому

ние соответствующих диагностическому значению значению значению

1 Гиперпротекция (Г+) 5,47 11 65 35

2 Гипопротекция (Г-) 5,58 13 76 24

3 Потворствование (У+) 5,47 13 76 24

4 Игнорирование потребностей подростка (У-) 3,0 8 47 53

5 Чрезмерность требований (обязанностей) (Т+) 2,29 14 82 18

6 Недостаточность обязанностей подростка (Т-) 3,53 8 47 53

7 Чрезмерность требований-запретов (доминирование) (3+) 2,8 12 71 29

8 Недостаточность требований-запретов к ребенку (3-) 3,24 5 23 77

9 Чрезмерность санкций (жестокий стиль воспитания) (С+) 3,47 7 41 59

10 Минимальность санкций (С-) 2,24 14 82 18

11 Неустойчивость стиля воспитания (Н) 2,88 15 88 12

12 Расширение сферы родительских чувств (РРЧ) 4,47 12 71 29

13 Предпочтение в подростке детских качеств (ПДК) 2,82 10 59 41

14 Воспитательная неуверенность родителей (ВН) 2,0 16 94 6

15 Фобия утраты ребенка (ФУ) 3,82 13 76 24

16 Неразвитость родительских чувств (НРЧ) 5,41 10 59 41

17 Проекция на ребенка собственных нежелательных качеств (ПНК) 3,12 8 47 53

18 Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (ВК) 2,88 11 65 35

19 Предпочтение мужских качеств (ПМК) 3,18 9 53 47

20 Предпочтение женских качеств (ПЖК) 1,59 15 88 12

По результатам теста видно, что у 65% родителей данные по шкале «Гиперпротекция» (Г+)

соответствуют диагностическому значению. Это показывает, что у обследуемых родителей присутствует данный тип отклонения в стиле воспитании.

С помощью гиперпротекции родители уделяют своему ребенку много сил, времени и внимания: воспитание является центральным делом в жизни родителей. Ребенок занимает важное место в их жизни, и родители опасаются того, что будет, если они не отдадут ему все свои силы и время. Таким образом, уровень защиты здесь считается избыточным.

Наличие гипопротекции как нежелательного стиля воспитания в семьях, воспитывающих гиперактивного ребенка, отмечает в своем исследовании А.Ю. Демьянов.[4].

В 76% случаев было обнаружено соответствие шкале «Потворствование» (У +). О снисходительности говорят, когда родители стремятся к максимальному и некритичному удовлетворению потребностей любого ребенка. Они его «балуют». Любое его желание - для них закон.

По результатам тестирования видно, что для 47% родителей данные по шкале «Игнорирование потребностей ребенка» (У-) соответствуют диагностическому значению.

Для такого стиля воспитания характерно недостаточное желание родителей удовлетворять потребности ребенка. При этом чаще страдают духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителями, их любви. Так называемое «спартанское воспитание» - это пример высокого уровня патронажа (родитель много участвует в воспитании, уделяет ему большое внимание) и, в то же время, низкого удовлетворения потребностей ребенка.

У 94% родителей данные по шкале родительской неопределенности соответствуют диагностическому значению. Чаще всего это наблюдается при таких нарушениях воспитания, как лукавая гиперзащита или низкий уровень требований. Характерной чертой таких родителей является преобладание реплик в высказываниях с признанием массы ошибок, допущенных в воспитании. Родители, которые чувствуют себя неуверенно в роли учителя, боятся упрямства и сопротивления своих детей и находят немало причин, чтобы им уступить.

У 76% родителей были обнаружены значения, превышающие диагностическое значение по шкале «Фобия потери ребенка» (ФУ). Чаще всего он лежит в основе доминирующей или доминирующей гиперзащиты. «Слабое место» - повышенная неуверенность родителей, боязнь ошибиться, преувеличенное представление о хрупкости «ребенка», его болезненности. Этот страх заставляет одних родителей с тревогой прислушиваться к каждому желанию подростка и спешить его исполнить (потворство гипопротекции), других - мелкое покровительство над ним (доминирующая гипопротекция).

У 59% родителей данные по шкале неразвитых родительских чувств соответствуют диагностическому значению. Образование адекватно только тогда, когда родителями движут достаточно сильные мотивы: чувство долга, симпатия, любовь к ребенку, потребность «реализовать себя» в детях, «продолжать себя». При этом они очень редко осознают это явление, а еще реже признают его таковым. Недоразвитие родительских чувств может быть связано с неприятием самого родителя в детстве его родителями, тем, что он сам когда-то не испытывал родительской теплоты.

У 47% родителей выявлены значения, превышающие диагностическое значение по шкале Проекции собственных нежелательных качеств на ребенка. В большинстве случаев это лежит в основе эмоционального неприятия, жестокого обращения. Причина воспитания такого ребенка в том, что родитель видит в ребенке те черты, которые он чувствует, но не распознает в себе.

У 65% родителей выявлены значения, превышающие диагностическую шкалу по шкале Конфликта между супругами, помещенными в сферу воспитания (ВК). Как правило, это первопричина воспитания, сочетающего снисходительную гиперзащиту одного из родителей с неприятием или доминирующей гипопротекой другого. Конфликт в отношениях между супругами - частое явление даже в относительно стабильных семьях.

У 88% родителей выявлены значения, превышающие диагностическую шкалу по шкале предпочтения мужских качеств. Эта шкала позволяет выявить сдвиг в отношении родителей к ребенку в зависимости от его пола. Часто отношение родителей к ребенку зависит не от реальных характеристик ребенка, а только от тех черт, которые родитель приписывает своему полу, то есть «в основном мужчинам».

Исходя из полученных результатов можно сказать, что нежелательные стили воспитания присутствуют у представленной выборки родителей. Соответственно, такие родители подходят для прохождения последующих

этапов, входящих в реализацию магистерского исследования. Более подробный анализ полученных данных представлен в диссертации нашего исследования [1].

По результатам второй, проведенной нами методики, изучающей детско-родительского эмоционального взаимодействия (ОДРЭВ) Захаровой Е.И. составлена таблица 2.

Таблица 2. Количество родителей (%) с достаточным и дефицитарным уровнем показателей эмоционального

взаимодействия матери и ребенка.

Показатели эмоционального взаимодействия матери и ребенка Достаточный уровень(%) Дефицитарный уровень (%)

1. Блок чувствительности:

способность воспринимать состояние ребенка 18 82

понимание причин состояния 18 82

способность к сопереживанию 59 41

2. Блок эмоционального принятия:

чувства, возникающие у матери во взаимодействии с ребенком 29 71

безусловное принятие 41 59

отношение к себе как к родителю 53 47

преобладающий эмоциональный фон взаимодействия 24 76

3. Блок поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия:

стремление к телесному контакту 29 71

оказание эмоциональной поддержки 59 41

ориентация на состояние ребенка при построении 59 41

взаимодействия

умение воздействовать на состояние ребенка 24 76

Анализируя полученные данные, можно сказать, что родители определяют низкую степень

эмоционального взаимодействия в своих отношениях с детьми.

Нарушение эмоционального контакта отмечается по всем шкалам, за исключением шкалы - ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия.

При воспитании ребенка формирование родителями у себя умения ориентироваться на состояние ребенка является очень значимым фактором, так как именно от состояния ребенка в данный конкретный момент (усталость, плохое настроение) и зависит успешный результат взаимодействия с ним.

Ребенку с ОВЗ требуется постоянная психологическая поддержка от родителей и один из рекомендуемых способов успокоения ребенка - тактильный контакт (прикосновения, поглаживания) [3].

После анализа стилей семейного воспитания и эмоционального взаимодействия между родителями и детьми с ОВЗ была проведена математическая обработка данных при помощи коэффициента ранговой корреляции Кендала. Полученные результаты отражены в следующей таблице.

Таблица 3. Результаты математической обработки компонентов методик.

Блок Блок эмоционального Блок

Показатели методик чувствительности принятия поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия

Гиперпротекция (Г+) 0,05 0,01 0,37

Потворствование (У+) 1,36 0,03 1,02

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Игнорирование потребностей ребенка (У-) 0,22 0,56 0,05

Воспитательная неуверенность -0,72 0,91 0,84

родителей (ВН)

Фобия утраты ребенка (ФУ) 0,04 0,07 0,06

Неразвитость родительских чувств (НРЧ) 1,18 0,22 0,01

Проекция на ребенка собственных 0,58 -0,34 0,01

нежелательных качеств (ИНК)

Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (ВК) 0,01 0,49 0,11

Предпочтение мужских качеств (ПМК) -0,43 0,08 1,19

В таблице показана взаимосвязь компонентов методик. Она отмечена между следующими показателями:

«Блок чувствительности» и «Вынесение конфликта супругами в сферу воспитания (ВК)» (тэмп.=0,01, р <0,01); «Блок эмоционального принятия» и «Гиперпротекция (Г+)» (тэмп.=0,01, р <0,01); «Блок поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия» и «Неразвитость родительских чувств (НРЧ)» (тэмп.=0,01, р <0,01) и «Блок поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия» и «Проекция на ребенка собственных нежелательных качеств (ПНК)» (тэмп.=0,01, р <0,01).

Следует указать, что помимо показателей входящих в зону значимости есть показатели, которые являются пограничными (т. е. зона неопределенности). К показателями находящимся в зоне неопределенности относятся: «Блок чувствительности» и «Гиперпротекция» (тэмп.=0,05, р <0,05); «Блок поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия» и «Игнорирование потребностей ребенка (У-)» (тэмп.=0,05, р <0,05); «Блок чувствительности» и «Фобия утраты ребенка (ФУ)» (тэмп.=0,04, р <0,05); «Блок эмоционального принятия» и «Потворствование (У+)» (тэмп.=0,03, р <0,05) [5].

Для определения взаимосвязи между стилями семейного воспитания и эмоциональным взаимодействием был использован метод математической статистики коэффициент ранговой корреляции Кендала. Исходя из результатов математической обработки можно сделать вывод о том, что между стилями семейного воспитания и эмоциональным взаимодействием существует достоверная взаимосвязь. Таким образом, получается, что поставленные перед нами цель и задачи были выполнены.

После полученной первичной диагностики, обработанных методом математической статистики данных, сделанных соответствующих выводов и планирования дальнейшей работы будет проведена программа психологического консультирования формирующая позитивное отношение у родителей к своим детям, имеющим ограниченные возможности здоровья.

Список используемой литературы:

1. Богданова Т. Г. Педагогика инклюзивного образования: учебник для вузов / Т. Г. Богданова, А. А. Гусейнова, Н. М. Назарова и др.; Под ред. Н. М. Назаровой. - Москва: ИНФРА-М, 2018. - 334 с. - ISBN 978-516-106313-2. - Текст непосредственный.

2. Галигузова, Л. Н. Дошкольная педагогика : учеб. и практикум для акад. бакалавриата : учеб. для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова-Замогильная ; Моск. высш. школа соц. и экон. наук (Шанинка). - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2016. - 282, [3] с. - (Бакалавр. Академический курс). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-9916-6156-0 : 523-25. -Текст непосредственный.

3. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ : метод.пособие / Староверова М. С., Ковалев Е. В., Захарова А. В. [и др.] ; под ред. М. С. Староверовой. - Москва :Владос, 2018.

- 166, [2] с. - ISBN 978-5-906992-42-0 : 368-00. - Текст непосредственный.

4. Колесникова, Г. И. Специальная психология и специальная педагогика. Психокоррекция нарушений развития : учеб.пособие для акад. бакалавриата : [для студентов гуманитар. фак. высш. учеб. заведений] / Г. И. Колесникова. - 2-е изд., стер. - Москва Юрайт, 2017. - 345, [2] с. - (Университеты России). - ISBN 978-5-53400677-3 : 696-56. - Текст непосредственный.

5. Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5 - 7 лет : [пособие] / авт.-сост.: Ю. А. Афонькина, Т. Э. Белотелова, О. Е. Борисова. - Изд. 2-е. - Волгоград : Учитель, 2016. - 62, [1] с. : ил. -(Диагностические журналы). - ISBN 978-5-7057-4355-1 : 100-90. - Текст непосредственный.

6. Филь, Т. А. Методология и методы психологических исследований : учебное пособие / Т. А. Филь.

— Новосибирск : Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», 2018. — 140 c. — ISBN 978-5-7014-0863-8. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/87131.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.