оценка: Учебное пособие / О.Г. Тихомирова. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 151 с. 4. Липатова, Л. И. Корпоративная культура на российских предприятиях Л.И. Липатова // Экономист. - 2014. - №3. - С. 72-77.
УДК 339.5
Шиманская А.В. инспектор
Минская региональная таможня
соискатель
Белорусский государственный университет Республика Беларусь, г. Минск ПРОЦЕССЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ТАМОЖЕННОЙ
СФЕРЫ
Аннотация: Современный мир переживает смену экономического уклада, связанного с развитием цифровых технологий и их использованием в различных отраслях и сферах. Процессы цифровой трансформации затронули и таможенную сферу. В статье выделены некоторые тенденции, свидетельствующие о преобразовании таможенной сферы в результате применения цифровых технологий. Рассматривается возможность создания цифровых платформ в области внешней торговли, на основе интеграции существующих автоматизированных информационных систем и баз данных.
Ключевые слова: цифровая трансформация, цифровые технологии, цифровая платформа, Единое окно, цифровые активы.
Shymanskaya A. inspector Minsk regional customs post-graduate student Belorussian state university The Republic of Belarus, Minsk PROCESSES OF DIGITAL TRANSFORMATION OF CUSTOMS
SPHERE
Annotation: The modern world sees a change in the economic structure associated with the development of digital technologies and their use in various industries and spheres. The processes of digital transformation have an impact on the customs sphere. The article highlights some trends, which indicate the transformation of the customs sphere as a result of the use of digital technologies. The possibility of creating foreign trade digital platforms, based on the integration of existing automated information systems and databases, is considered.
Key words: digital transformation, digital technologies, digital platform, Single Window, digital assets.
Признавая необходимость перехода к новому укладу экономики, основанному на использовании информационных ресурсов таким образом, чтобы сформировать цифровые активы и построить цифровые платформы для организации бизнес-процессов, во многих государствах приняты либо находятся на стадии разработки стратегии развития цифровой экономики. Такая необходимость возникает как результат того, что сегодня цифровые технологии уже оказывают значительное влияние на процессы в тех или иных сферах.
Использование информационных технологий в таможенной сфере на протяжении нескольких десятилетий способствовало ускорению совершения операций таможенного оформления и таможенного контроля, удовлетворяя потребностям постоянно возрастающему товаропотоку и предотвращая всё более изобретательные способы нарушения таможенного законодательства. И сегодня наблюдаются определённые тенденции, которые свидетельствуют о том, что цифровая трансформация затронула таможенную сферу, где не просто упрощаются отдельные таможенные операции, но автоматизируются целые таможенные процессы и даже группы таких процессов.
В первую очередь, это переход от автоматизированных систем обеспечивающих приём электронных таможенных деклараций к автоматизированным системам выпуска товаров, интегрирующих в себе многие операции: создание декларации, отправка её таможенным органам, регистрация декларации, списание таможенных платежей и сборов, контроль на основе высокоинтеллектуальной системы управления рисками, получение необходимых данных и сведений из интегрированных систем и баз данных, выпуск декларации или отказ в выпуске, а также обеспечение посттаможенного контроля. При этом автоматизированная таможенная очистка сегодня зачастую становится лишь этапом в обеспечении сквозных экономических процессов и поэтому связан с организацией таких процессов как заключение контрактов и получение необходимых разрешений, транспортировка и т.д. В этой связи актуальным становится вопрос развития систем Единого окна, которые могут как включать процесс таможенной очистки в себя, так и быть связанными с автоматизированными системами таможенного декларирования.
Опыт Сингапура демонстрирует, как на базе автоматизированной системы электронного декларирования и системы Единого окна можно построить единую торговую цифровую платформу, которая бы обеспечила концепцию «непрерывной торговли», начиная от стадии анализа рынка и поиска заказчика и заканчивая отслеживанием груза, отчетностью и оплатой. Сингапур создает Национальную торговую платформу в качестве торговой и логистической ИТ-экосистемы, которая объединяет бизнес-сообщество, общественные системы и платформы, а также государственные системы [2].
Ещё один пример успешной реализации безбумажной торговли, основанной на цифровых технологиях, демонстрирует Корея. Сегодня можно говорить о том, что в Корее создана платформа безбумажной
торговли на базе механизма Единого окна. В составе такой платформы лежат две системы: национальное Единое окно UtradeHub и Единое окно таможенных органов UniPass. UtradeHub позволяет декларантам торговых компаний подавать более 600 видов электронных документов, подавать электронные заявки на сертификацию и лицензирование, получать оповещения о результатах рассмотрении таких заявок государственными регулирующими органами. К национальному Единому окну Кореи UtradeHub подключены как государственные министерства и ведомства, отвечающие за различные вопросы во внешней торговле, так и различные торговые сообщества: авиакомпании, морские перевозчики, таможенные брокеры, экспедиторы, владельцы складов, банки, страховые компании. UtradeHub связана с системой автоматизированной таможенной очистки UniPass. Так, например, при необходимости соблюдение нетарифных мер в ходе таможенной очистки заявка из системы UniFass направляется в национальное единое окно за получением подтверждения о наличии соответствующего разрешения, лицензии или сертификата. Благодаря работе этих двух систем обеспечивается процесс бесперебойной безбумажной торговли от заключения трансграничной сделки до электронной оплаты платежей.
Сегодня в таможенной сфере начали использовать такие современные технологии как блокчейн, Интернет вещей и Big data. Так, автоматизированные системы на основе больших данных от компании SAS применяются для управления таможенными и налоговыми рисками в государственных органах по всему миру: в Китае, Бельгии, Великобритании, Эстонии и других странах. Технологии Big Data позволяют принимать взвешенные управленческие решения. В частности, там, где речь идёт о расследовании финансового мошенничества. Так, таможенная служба Российской Федерации начала пилотный проект по оценке рисков недостоверного декларирования товаров и неуплаты таможенных платежей используя решения SAS [1].
Также хотелось бы отметить, что цифровые технологии активно используются для обеспечения систем самостоятельного прохождения таможенной очистки физическими лицами. Активно применяется технология биометрии. В аэропортах устанавливаются терминалы, которые на основе биометрической идентификации лиц, позволяет путешествующим производить таможенные формальности без привлечения должностных лиц таможенных органов. Такие программы существуют в США (Global entry), Австралии (SmartGate), Канаде (Canpass) и других странах. Для идентификации физических лиц и транспортных средств, на которых они перемещаются и грузов, ими перемещаемых через таможенную границу, применяется технология радиочастотной идентификации (программы NEXUS, SENTRI в США).
Данные технологии не просто упрощают перемещение физических лиц через таможенную границу, но в будущем базы данных таких физических
лиц могут стать составляющей цифровых таможенных платформ, формируя цифровые активы.
Таким образом, в таможенной сфере, как и во многих других областях и сферах, наблюдаются процессы цифровой трансформации, благодаря внедрению и использованию современных цифровых технологий. Сегодня отмечается не просто автоматизация отдельных таможенных операций, вроде автоматизированных систем электронного декларирования, но они объединяются в непрерывные автоматизированные процессы. Опыт некоторых стран демонстрирует возможность автоматизации всех этапов внешней торговли в результате создания цифровой торговой платформы, начиная от поиска необходимого товара и заключения внешнеторгового контракта и завершая электронной оплатой необходимых платежей и отчётностью. В основе формирования подобных цифровых платформ лежит не только механизм Единого окна, позволяющего получать разрешительные документы от государственных органов, регулирующих вопросы внешнеторговой деятельности, тем самым автоматизируя процесс таможенной очистки. В этом процессе также важен вопрос взаимодействия участников торгового процесса: потенциальных продавцов и покупателей, логистов, перевозчиков, банков и страховых компаний, таможенных представителей т.д. В будущем конкурентоспособность стран будет зависеть от наличия цифровых платформ, обеспечивающих концепцию организации непрерывной внешней торговли, поскольку они обеспечат наиболее комфортные условия осуществления внешнеэкономической деятельности.
Использованные источники:
1. Катчан И., Применение больших данных в международных цепях поставок [Электронный ресурс] // Международная научно-практическая конференция по трансграничной безбумажной торговле «Единое окно на гребне нового технологического уклада». URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/tam_sotr/edinoe_okno/Documents/SW future/1_4_RU_Katchan_171207%20Применение%20ТОБД%20в%20ЦП.pdf (дата обращения: 05.03.2018).
2. Кох Дж., Новые подходы для развития «единого окна». Национальная торговая платформа как перспективная модель «единого окна» в Республике Сингапур [Электронный ресурс] // Международная научно-практическая конференция по трансграничной безбумажной торговле «Единое окно на гребне нового технологического уклада». URL: http: //www. eurasiancommission. org/ru/act/tam_sotr/edinoe_okno/Documents/SW future/1 _2-RU_Koh_New%20Approach%20in%20 SW.pdf (дата обращения: 05.03.2018).
3. Сун Хеун Ха, Инновации в трансграничной торговле: опыт Республики Корея [Электронный ресурс] // Международная научно-практическая конференция по трансграничной безбумажной торговле «Единое окно на гребне нового технологического уклада». URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/tam_sotr/edinoe_okno/Documents/SW
future/1_3_-
RU_Rama_Ha_Inmvations%20(experience%20from%20KOREA).pdf (дата обращения: 05.03.2018).
УДК 631.158
Шрамко Т. А.
Тараскина Ю.А. бакалавр, 3-й год обучения направление подготовки "Менеджмент "
Заломская Г.А., к.э.н. Амурский государственный университет
Россия, г. Благовещенск ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ В ООО «БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ БУТОЩЕБЕНОЧНЫЙ
ЗАВОД»
Аннотация: в статье проводится анализ эффективности формирования и распределения прибыли в ООО «Благовещенский бутощебеночный завод».
Ключевые слова: прибыль, себестоимость, эффективность, доход, распределение, формирование.
Shramko T. A.
Taraskina Y.A.
Zalomskaya G.A.
Amur State University, Blagoveshchensk FORMATION AND DISTRIBUTION OF PROFITS TO LLC "BLAGOVESHCHENSKY BUTTON-FILLING PLANT"
Annotation: The article analyzes the formation and distribution of profits at the enterprise Blagoveschensky Butoschebenovy Zavod.
Key words: profit, cost, income, distribution, formation.
Актуальность исследования заключается в том, что прибыль играет решающую роль в стимулировании дальнейшего повышения эффективности производства, усиления материальной заинтересованности работников в достижении высоких результатов деятельности своего предприятия, что определяет важность и актуальность выбранной темы.
Прибыль является важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любой коммерческой организации. Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный производительным трудом в сфере материального производства. Сущность прибыли проявляется в ее функциях, которые она выполняет в организациях, работающих на началах хозяйственного (коммерческого) расчета.
Общество с ограниченной ответственностью «Благовещенский бутощебеночный завод» (далее ООО «ББЩЗ») является промышленным