Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.today 2021, №5, Том 13 / 2021, No 5, Vol 13 https://esj.today/issue-5-2021.html URL статьи: https://esj.today/PDF/17ECVN52Lpdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Карпова, О. И. Единое окно Евразийского экономического союза и его применение представителями аграрного сектора экономики России / О. И. Карпова // Вестник евразийской науки. — 2021. — Т. 13. — № 5. — URL: https://esj .today/PDF/17ECVN521 .pdf
For citation:
Karpova O.I. A single window of the Eurasian Economic Union and its application by agrarian sector representatives in Russian economy. The Eurasian Scientific Journal, 13(5): 17ECVN521. Available at: https://esj.today/PDF/ 17ECVN521.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).
Карпова Ольга Ивановна
ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной
службы при Президенте Российской Федерации» Среднерусский институт управления, Орёл, Россия Доцент кафедры «Экономики и экономической безопасности»
Кандидат экономических наук E-mail: [email protected]
Единое окно Евразийского экономического союза и его применение представителями аграрного сектора экономики России
Аннотация. В статье исследована концепция единого окна, предложенная в рамках Модели данных Всемирной таможенной организации в начале XXI века. Автором сформированы преимущества применения системы единого окна для представителей частного сектора, включая сельхозпроизводителей, а также для органов государственного регулирования таможенного дела. Ключевыми из которых являются ускорение процесса таможенного оформления — в первом случае и повышение эффективности деятельности в части проверки правильности исчисления таможенных пошлин — во втором. Кроме того, в работе проанализирована динамика экспорта и импорта России в страны-члены ЕАЭС за последние двадцать лет, определена тенденция непрерывного роста за исключением 2020 года, что связано с повсеместным снижением деловой активности в результате пандемии коронавируса. Выявлены факторы, снижающие эффективность функционирования «единого окна» в рамках Союза, основной среди которых — низкий уровень интеграции национальных систем «единого окна» стран-членов ЕАЭС. Изучены наилучшие практики внедрения данного инструмента в Республике Корея и Китайской народной республике. Автором статьи представлена упрощённая модель системы единого окна для экспортёров продукции АПК. Основной отличительной чертой которой является существенное сопряжение системы электронного декларирования ФТС РФ, федеральных государственных информационных систем РСХН РФ, а также официальных сайтов и программных продуктов прочих представителей сфер обслуживания участников ВЭД аграрного сектора экономики. При этом ФГИС «Агрус-Фито» и ФГИС «Меркурий» призваны упростить процедуру формирования сопроводительных документов при экспорте продукции растительного и животного происхождения соответственно.
Ключевые слова: единое окно; ЕАЭС; экспорт продукции АПК; аграрный сектор экономики; сельхозпроизводители; электронное декларирование; федеральные государственные информационные системы
Введение (актуальность)
В современный условиях развития мировой экономики, подверженной влиянию политических процессов, надёжными внешнеторговыми партнёрами России остаются Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия. А Евразийский экономический союз (далее — ЕАЭС или Союз) является объединением с наиболее высоким уровнем интеграции, куда входит наша страна.
Заявленный высшим руководством ЕАЭС курс на дальнейшее сближение экономик видится перспективным, но требующим больших временных и финансовых. Кроме того, необходимо формирование осознания себя гражданами стран-членов Союза, как части единого экономического и валютного пространства.
Сельское хозяйство, как основополагающий фактор развития национальной экономики каждой из стран участниц ЕАЭС, подвержено влиянию интеграционных процессов с одной стороны, а также современных инструментов, способствующих развитию международной торговли с другой. Доля сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров во взаимной торговле Союза за последние три года в среднем занимает порядка 16 %1, как в части экспорта, так и относительно импорта. Экспорт продукции АПК РФ растёт непрерывно. По итогам 2020 года прирост составил 18,11 % по отношению к 2019 году, а также 16,63 % по отношению к 2018 году2. Основной целью исследования является изучение системы единого окна, разработка предложений по повышению эффективности её использования организациями аграрного сектора экономики России.
Этапы исследования
Проведённое исследование условно можно разделить на несколько этапов:
• изучение истории зарождения и формирования концепции единого окна в масштабах международной торговли;
• определение преимуществ внедрения системы единого окна в процессе осуществления и регулирования внешнеторговых операций, в том числе сельхозпроизводителей;
• выявление проблем, связанных с оптимизацией функционирования «единого окна» в рамках ЕАЭС;
• изучение наилучших мировых практик развития системы единого окна;
• разработка моделирование системы единого окна, предназначенного для использования сельхозпроизводителями.
Материалы и методы
В процессе оценки динамики экспорта и импорта РФ в страны СНГ и ЕврАзЭС, ЕАЭС за последние двадцать лет использовались данные Росстата РФ. Предложения для аграрного
1 Аналитические материалы Евразийской экономической комиссии «Об итогах взаимной торговли товарами» (аналитический обзор) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr i makroec/dep stat/tradestat/analytics/Pages/default.aspx.
2 Рассчитано автором на основе данных Российского экспортного центра.
сектора экономики были разработаны автором с использованием монографического метода исследования, а также моделирования.
Результаты
За исключением пандемийного 2020 года Россия на протяжении последних двадцати лет наращивает как экспортные поставки в Белоруссию, Казахстан, Армению и Киргизию, так и импортные потоки из этих стран. Динамика экспорта и импорта в страны СНГ и ЕАЭС за последние двадцать лет представлена на рисунках 1 и 2 соответственно.
2000 2010 2018 2019 2020
■ ■ ' Экспорт РФ в страны СНГ IIIIIIIIII Экспорт РФ в страны ЕврАзЭС, ЕАЭС
Линейная (Экспорт РФ в страны СНГ) Линейная (Экспорт РФ в страны ЕврАзЭС, ЕАЭС)
35 31,7
2000 2010 2018 2019 2020
■■■■ J Импорт РФ из стран СНГ IIIIIIIII Импорт РФ из стран ЕврАзЭС, ЕАЭС
Линейная (Импорт РФ из стран СНГ) Линейная (Импорт РФ из стран ЕврАзЭС. ЕАЭС)
Рисунок 1. Динамика экспорта Рисунок 2. Динамика импорта РФ
РФ в страны СНГ и ЕврАзЭС, ЕАЭС в из стран СНГ и ЕврАзЭС, ЕАЭС в
2000-2020 гг., в млрд долл. США с линиями 2000-2020 гг., в млрд долл. США с линиями
тренда (источник — построено автором на тренда (источник — построено автором на
основе данных Федеральной службы основе данных Федеральной службы
государственной статистики РФ) государственной статистики РФ)
По итогам 2020 года по сравнению с 2010 годом темп прироста объёма экспорта РФ в Страны ЕАЭС (ранее ЕвраАзЭС) составил 314 %, по итогам 2019 года — 380 %. При этом в общей структуре экспорта России в страны СНГ доля экспорта в страны ЕАЭС занимает более 50 % и непрерывно возрастает. Она составила 68 % и 71 % в 2020 и 2019 годах соответственно. В свою очередь размеры импортных поставок в Россию из стран рассматриваемого евро-азиатского объединения также неуклонно растут. Темп прироста в 2020 и 2019 гг. по отношению к 2000 г. составил 198 % и 223 % соответственно. На протяжении периода с 2018 по 2020 г. доля импорта РФ из стран ЕАЭС в общей структуре импорта России из стран СНГ превышает отметку в 70 %.
Интенсификация сотрудничества внутри ЕАЭС сопровождается внедрением самых современных процессов и явлений, существующих в мировой экономике. Одним из таковых стал инструмент «Единое окно», основные направления развития которого были одобрены решением Высшего Евразийского экономического совета ещё в 2014 году. Данная деятельность явилась откликом на формирующиеся тенденции в глобальном масштабе.
В начале XXI века Всемирная таможенная организация (WCO) выдвинула инициативу по созданию концепции «WCO Data Model», нацеленной на упрощение и стандартизацию требований к данным организаций трансграничного регулирования, включая таможенные органы. Она была разработана для того, чтобы обеспечить полным набором данных таможни и связанные с ними организации. Данная модель применима для импортных, экспортных, а также транзитных операций, особенно с свете реализации проекта «Единое окно».
Термин «Единое окно» используется для описания множества различных платформ, систем и площадок, применимых не только к торговле. Европейская экономическая комиссия
ООН) в своём руководстве по внедрению единого окна даёт следующее определение данному понятию: «возможность для сторон, вовлечённых в международную торговлю, в том числе международные перевозки, предоставлять стандартизированную информацию, полный перечень документов через единую точку входа для выполнения соответствующих требований импортных, экспортных и процедур, связанных с транзитом», при этом, «данные в электронном виде должны предоставляться единожды» . По сути, механизм единого окна организует более эффективное, безбумажное взаимодействие участника внешнеэкономической деятельности с различными государственными органами и ведомствами с целью получения необходимых сертификатов, лицензий, разрешений, наконец, таможенной очистки перемещаемого через границу товара.
WCO Data Model активно популяризируется Всемирной таможенной организацией. В качестве новых возможностей в области профессиональной подготовки для частного сектора предлагается множество курсов по освоению цифровых подходов взаимодействия с таможней. Всемирная торговая организация (WTO) призывает своих членов внедрять систему единого окна с своём соглашении об упрощении процедур торговли3. Для этого предполагается использование информационных технологий, насколько это возможно и практически применимо.
Преимущества формирования системы единого окна в процессе таможенного оформления и, как следствие, применения электронного декларирования можно разделить на две группы. Первая — выгоды участника внешнеэкономической деятельности, вторая — выгоды органов государственного администрирования внешнеторговых операций (табл. 1).
Страны-члены ЕАЭС выбрали для себя такие направления внедрения системы «Единого окна», как: во-первых, формирование единого подхода к организации соответствующих технологий организации ВЭД на местах; во-вторых, совершенствование инструментов системы на национальных уровнях; в-третьих, разрешение применения документов в электронной форме, сопровождающих внешнеторговые операции, всех, без исключения, участников ЕАЭС повсеместно; в-четвёртых, беспрепятственный и полноценный обмен информацией в рамках всесоюзного взаимодействия.
Достижению поставленных целей могут помешать следующие факторы:
• недостаточная правовая база, регламентирующая функционирование системы «единого окна» [3];
• отсутствие совместимости информационных систем, применяемых участниками ВЭД и системы «единого окна», предлагаемой государством;
• наличие различных форм электронных документов в разных странах и непризнание их пригодными для подачи в государственные органы стран-членов ЕАЭС;
• низкий уровень интеграции национальных систем «единого окна» стран-членов ЕАЭС.
3 Agreement on Trade Facilitation. Article 10.4. World Trade Organization. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/tfa-nov14_e.htm#art10.
Таблица 1
Преимущества внедрения системы единого окна в процессе осуществления и регулирования внешнеторговых операций
Преимущества частного сектора, в том числе сельхозпредприятий Преимущества органов государственного регулирования
1. Возможность получения информации о требованиях к участникам ВЭД со стороны различных ведомств в одном месте. 2. Однократная загрузка данных об участнике ВЭД в специализированную систему электронного обмена данными с органами государственного регулирования трансграничного перемещения благ. 3. Отсутствие необходимости повторного предоставления в таможенные органы сопроводительных документов для регулярных идентичных внешнеторговых операций, совершаемых в течение одного отчётного периода. 4. Снижение затрат за счёт — безбумажного взаимодействия с органами таможенного администрирования, — отсутствия необходимости физического посещения таможенных органов, зачастую расположенных ближе к государственной границе, нежели к месту производства экспортной продукции или пункту назначения импортной, — снижения количества сотрудников отдела ВЭД. 5. Сокращение транспортных издержек как следствие внедрения системы предварительного информирования, когда таможенная декларация подаётся в таможенные органы ещё до момента прибытия груза. 6. Ускорение процесса таможенной очистки и, как следствие, возможность заключения внешнеторговых контрактов с более высокими требованиями к срокам поставки. [1] 7. Поставка за рубеж продукции с меньшими сроками годности, что особенно актуально для некоторых видов сельскохозяйственного сырья и продуктов питания. 8. Наличие множества обучающих он-лайн семинаров и курсов, проводимых как поставщиками специального программного обеспечения цифровизации ВЭД, так и государственными ведомствами, в том числе, на безвозмездной основе. 1. Снижение количества ошибок при нивелировании влияния человеческого фактора в процессе таможенного контроля. 2. Сокращение времени проведения контрольно-ревизионных мероприятий. 3. Отсутствие необходимости повторной проверки сопроводительных документов на регулярные идентичные внешнеторговые операции в течение одного отчётного периода. 4. Повышение эффективности таможенного контроля таможенной стоимости товара. 5. Повышение эффективности таможенного контроля после выпуска товаров в части правильности исчисления размера таможенных пошлин и налогов. 6. Увеличение объёма поступлений таможенных пошлин в доходную часть государственного бюджета. 7. Экономия за счёт отсутствия необходимости найма дополнительных сотрудников при увеличении объёмов ВЭД. 8. Снижение уровня коррупции в органах государственной власти, деятельность которых связана с трансграничным перемещением товаров, объектов интеллектуальной собственности, иностранной валюты, продукции военного назначения и проч. [2].
Составлено автором
В результате оценки функционирования объединённой информационной системы Союз выделяет для себя такие проблемы, как:4
• на всех уровнях организации взаимодействия не решены вопросы полной совместимости и адаптации информационных систем государственных органов с интегрированной информационной системой;
• отсутствует реальная единая система идентификации и аутентификации пользователей;
• не существует соответствия форматов представления данных в информационную систему международным стандартам и форматам данных, принятым международными организациями;
4 Из заключения по результатам анализа уровня развития электронной коммерции в сфере внешнеэкономической деятельности в государствах-членах Евразийского экономического союза. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/tam_sotr/edinoe_okno/Documents/%D0%97%D0 %B0%D0%BA%D0%BB%D1%8E%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5.pdf.
отсутствует автоматическое формирование необходимых документов и сведений из различных источников (министерств, ведомств, агентств);
не хватает организации взаимодействия в режиме «система-система»;
на недостаточно высоком уровне обеспечение безопасности хранения информации и доступа к ней;
не достаточно высокий уровень доверия к сведениям, находящимся и используемым в информационной системе;
не достаточно высокая надежность, производительность, устойчивость к сбоям систем; скорость обработки информации и отклика системы.
Обсуждение
В качестве решения многих проблем можно предложить использование наилучших практик формирования и внедрения системы единого окна. Наиболее высоких достижений в сфере цифровизации таможенного дела добилась Республика Корея [4]. Начатый ещё в 1989 году посредством утверждения Базисного плана по автоматизации международной торговли данный процесс включил в себя четыре этапа: во-первых, подготовительный период безбумажной торговли (1989-1993 гг.), ключевым событием которого стало создание Корейской торговой сети (Korea Trade Network, KTNET), в 1992 году ставшей официальным бизнес-оператором по автоматизации торговли; во-вторых, период роста безбумажной торговли (1994-2000 гг.), включающий запуск электронного обмена данными (ЭОД) при взаимодействии с таможенными органами и завершённый созданием специального веб-сервиса [5]; в-четвёртых, период взлёта безбумажной торговли (2001-2007 гг.), когда Корейская таможенная служба выбрала KTNET в качестве первого провайдера таможенных услуг в электронной форме, а также была создана торговая интернет-платформа uTradeHub; в-четвёртых, период дальнейшего развития торговли (2008 г. — н.в.), который характеризуется созданием множества дополнительных электронных порталов и сервисов, способствующих упрощению взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности с органами государственной власти, а также распространением корейского опыта цифровизации внешней торговли среди прочих стран мира [6].
Корейская таможенная служба применяет в своей работе систему электронной таможенной очистки UNI-PASS, посредством которой полностью автоматизированы процессы сбора таможенных пошлин в государственный бюджет, контроля за контрабандной деятельностью, незаконными валютными операциями и проч. Данная система позволила сократить время таможенной очистки экспортных грузов с 1 дня в 1992 году до 1,5 минут в 2015 году, аналогичной операции для импортных грузов с 2-х дней в 1994 году до 1,5 часов в 2015 году, возврата таможенной пошлины с 2-х дней в 1994 году до 2,8 часов в 2015 году. В целом экономический эффект составил 3,5 млрд долл. США в государственном и частном секторах экономики с учётом сохранения приблизительно на одном уровне количества государственных служащих таможни в течение последних 30 лет, при 18-ти кратном увеличении объёмов внешней торговли. 5
Как ещё один, наиболее результативный опыт внедрения системы единого окна, Всемирная Таможенная Организация позиционирует работу Китайской Народной Республики
5 Korea Customs e-Clearance System UNI-PASS. Korea Customs Service. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.customs.go.kr/englishcm/cntnts/cntntsView.do?mi=8009&cntntsId=2700.
в сфере таможенного дела. Данной теме посвящено исследование «Единое окно международной торговли Китая»6.
Достижения Китая в данном вопросе достаточно высоки [7]. Время на соблюдение всех формальностей и выполнение процедур сократилось с 16 часов до 2-х. Доступность системы выросла до 99,9 %, количество зарегистрированных пользователей превысило 2,3 млн. Процесс таможенной очистки достиг 100 % уровня в отношении безбумажного оформления, при этом его время сократилось более чем на 40 %, а соответствующие издержки предприятий снизились на треть. Отчёт Всемирного Банка «World Bank's Doing Business 2019» свидетельствует о том, что трансграничная торговля Китая поднялась на 32 позиции, с 97-ой на 65-ю. В докладе говорится, что посредством внедрения системы единого окна Китаю удалось ликвидировать административные сборы, увеличить прозрачность, стимулировать конкуренцию, сократить время и издержки, связанные с перемещением товаров через границу.
Система единого окна Китая прошла четыре основные стадии своего развития и внедрения. Они представлены на рисунке 3.
Рисунок 3. Этапы формирования системы единого окна в Китае (источник — Case Study. China International Trade Single Window. World Customs Organization)
Первый этап включил в себя разработку стандартной версии «единого окна» и создание интегрированной системы общенационального масштаба, основанной на двух-ярусных электронных платформах как центрального, так и регионального уровней. Второй этап был связан с внедрением функционала «единого окна» в отношении органов власти [8]. К концу 2018 года в систему были вовлечены бизнес-системы трансграничных регулирующих органов на уровне центра, покрытие заявок на выполнение установленных государством процедур достигло 90 %. Третий этап развития системы «единого окна» в Китае ознаменовался расширением функционала посредством вовлечения таких, связанных с трансграничной деятельностью сфер, как: банковская, страхование, гражданская авиация, железная дорога, почта, порты и т. п. В процессе завершающего этапа «единое окно» КНР интегрировалось в международное коммуникационное пространство, что обеспечило его участникам быстрое и безопасное взаимодействие с внешнеторговыми партнёрами [9].
6 Case Study. China International Trade Single Window. World Customs Organization. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.wcoomd.org/-/media/wco/public/global/pdf/topics/facilitation/activities-and-
programmes/sw-initiatives/china/pm0482e1_annexii.pdf?la=en.
Для аграрного сектора экономики при совершении внешнеторговых операций наиболее критичным является время исполнения таможенных формальностей, а также полнота сопровождающей сельскохозяйственное сырьё и продукты питания документации, сформированной соответствующими государственными организациями. Для начинающего участника ВЭД — представителя аграрного сектора экономики система единого окна может стать одним из инструментов, способствующих выводу сельскохозяйственного сырья и продуктов питания на внешние рынки [10].
В данном случае, с учётом изученных наилучших практик текущего исследования, помимо охвата всех обязательств перед таможенными органами, система должна выполнять следующие функции: во-первых, информирование об оформлении необходимых сопроводительных документов для перемещения через границу товаров растительного и животного происхождения; во-вторых, сопряжение с сайтами органов государственной власти, оформляющих соответствующие сертификаты (например, с Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору), что определяет возможность сельхозпроизводителя заполнять заявки и получать различные необходимые документы в системе единого окна, без переходов на сайты различных министерств и ведомств, а также без повторного заполнения различных форм и опросных листов; в-третьих, наполнение опциями взаимодействия с представителями около таможенных сфер деятельности, в том числе, складской, транспортной, банковской, страховой и т. п. Таким образом, модель системы единого окна для представителей аграрного сектора экономики будет иметь многокомпонентный вид, см. рисунок 4.
Интеграция системы предварительного информирования, как части электронного декларирования Федеральной таможенной службы Российской Федерации (далее — ФТС РФ) с федеральными государственными информационными системами (далее — ФГИС) Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Российской Федерации (далее — РСХН РФ) позволит участникам ВЭД — сельхозпроизводителям получать от РСХН и подавать в ФТС необходимые сопроводительные документы как к экспортным, так и к импортным партиям сельскохозяйственного сырья и продуктов питания в одной единой
ФГИС «Агрус-Фито»
Предварительное информирование, как часть электронного декларирования
ФГИС «Меркурий»
Представители около таможенных сфер деятельности, в т. ч.: складской, транспортной, банковской, страховой и проч.
Рисунок 4. Упрощённая модель системы единого окна для экспортёров продукции АПК (составлено автором)
системе. ФГИС «Агрус-Фито», предназначенная для формирования, хранения и обращения фитосанитарных сертификатов, закрепится в качестве важного инструмента единого окна при перемещении через границу товаров растительного происхождения. ФГИС «Меркурий», созданная в целях организации процесса электронной сертификации в области ветеринарии, будет способствовать упрощению процедуры экспорта продукции животного происхождения.
При этом дальнейшее сопряжение системы единого окна с порталами международных транспортных и логистических компаний, а также финансовых, страховых, консалтинговых и прочих организаций, будет стимулировать расширение сформированного экспорта продукции АПК и выход на внешние рынки новых участников ВЭД — сельхозпроизводителей. Что может стать дополнительным импульсом развития аграрного сектора национальной экономики России.
Заключение
На протяжении последних двадцати лет наблюдается поступательное расширение сотрудничества в рамках ЕАЭС, что подтверждается положительной тенденцией роста экспорта и импорта России в страны-члены данного интеграционного объединения. Среди современных инструментов, способствующих интенсификации взаимодействия участников рынка в масштабе объединения пяти стран, выделяется система единого окна. Разработанная Всемирной таможенной организацией в начале XXI, она нашла применение в таможенном деле ключевых игроков мировой экономики, неся за собой множество преимуществ, как для частного сектора, в том числе для представителей агарного сектора экономики, так и для представителей государственной власти. Повышению эффективности применения концепции единого окна в работе участников ВЭД ЕАЭС, в частности сельхозпроизводителей, может способствовать глубокая интеграция системы электронного декларирования ФТС РФ, федеральных государственных информационных систем РСХН РФ, обеспечивающих оборот учёта и надзора за перемещением товаров животного и растительного происхождения, а также сайтов и программных продуктов представителей около таможенных сфер деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Tijan E. The single window concept in international trade, transport and seaports / E. Tijan, M. Jovic, M. Jardas, M. Gulic. — DOI 10.31217/p.33.2.2 // Pomorstvo. — 2019. — 33(2). — p. 130-139. — URL:
https://www.pfri.uniri.hr/web/en/dokumenti/pomorstvo/2019/12/02_456_Tijan%20et %20al.pdf (дата обращения: 01.08.2021).
2. Michael B. Do Customs Trade Facilitation Programmes Help Reduce Customs-Related Corruption? / B. Michael. — DOI 10.1080/01900692.2011.635491 // International Journal of Public Administration. — 2010. — 35(2). — p. 81-97. URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/01900692.2011.635491 (дата обращения: 11.08.2021).
3. Раянова Э.Т. Социально-экономические и правовые аспекты внедрения технологии «единого окна» в рамках Евразийского экономического союза / Э.Т. Раянова // Развитие теории и практики управления социальными и экономическими системами: материалы Восьмой международной научно-практической конференции (23-25 апреля 2019 г.) / отв. за вып. Н.Г. Клочкова. — Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ. — 2019. — С. 215-217.
4. Улезькова Е.С. Сравнительный анализ таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации и Республике Корея / Е.С. Улезькова, Н.Л. Савченко // Российские регионы в фокусе перемен: Сборник докладов со специальных мероприятий XII Международной конференции. 16-18 ноября 2017 года; ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина». — Екатеринбург. — 2017. — С. 376-378. URL: https://dar.urfu.ru/bitstream/10995/68188/1/978-5-8295-0582-0_2018-75.pdf (дата обращения: 23.08.2021).
5. Скиба В.Ю. Реализация концепции «единого окна» в Европейском союзе и странах Азиатско-Тихоокеанского региона: организационный и финансовый аспекты / В.Ю. Скиба, С.В. Стрекалов // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. — 2016. — № 3(76). — С. 32-44. URL: http: //vfrta.customs.ru/vfrta/images/stories/j ournal_2016-3.pdf (дата обращения: 25.08.2021).
6. Головин Ар.А. Исследование опыта Республики Корея в сфере цифровизации процесса совершения внешнеторговых операций / Ар.А. Головин, О.И. Карпова, В.С. Лёвкина // Фундаментальные исследования. — 2021. — № 3. — С. 32-37. — URL: https://s.fundamental-research.ru/pdf/2021/3/42976.pdf (дата обращения: 07.10.2021).
7. Кецба Б.И. Направления развития Российско-Китайского партнёрства в таможенной сфере / Б.И. Кецба // Вестник Российской Таможенной Академии. — 2019. — № 4. — С. 26-34. URL:
http://rta.customs.gov.ru/nrta/attachments/4998_2019%204_biblio.pdf (дата
обращения: 30.08.2021).
8. Рогатных Е.Б. Внедрение системы «единого окна» в международной торговле в странах БРИКС / Е.Б. Рогатных // Российский внешнеэкономический вестник. — 2017. — № 7. — С. 31-42. URL: http://www.rfej.ru/rvv/id/5002E3F66/$file/31-42.pdf (дата обращения: 05.09.2021).
9. Года А.Ю. Цифровая таможня: зарубежный опыт и актуальные проблемы их решения в России / А.Ю. Года, У.А. Егорова, В.В. Макрусев // Экономические исследования и разработки. — 2019. — № 4. — С. 23-33. URL: http://edrj.ru/article/06-04-2019 (дата обращения: 18.09.2021).
10. Карпова О.И. Теоретические основы экспортного потенциала аграрного сектора экономики / О.И. Карпова // Вестник Орел ГАУ. — 2017. — № 4(67). — С. 107112.
Karpova Olga Ivanovna
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration Central Russian Institute of Management, Oryol, Russia
E-mail: [email protected]
A single window of the Eurasian Economic Union and its application by agrarian sector representatives
in Russian economy
Abstract. The article explores the single window concept, proposed in the World Customs Organization Data Model at the beginning of the 21st century. The author has developed advantages of using a single window system for representatives of the private sector, including agricultural producers, as well as for government regulation of customs affairs. Key among them are the acceleration of the customs clearance process — in the first case and improvement of the efficiency of activities in terms of checking the correctness of the calculation of customs duties — in the second. In addition, the work analyzed the dynamics of Russian exports and imports to the EAEU member states over the past twenty years, determined the trend of continuous growth with the exception of 2020, which is associated with a widespread decrease in business activity as a result of the coronavirus pandemic. Factors that reduce the efficiency of the functioning of the "single window" within the Union have been identified, the main of which is the low level of integration of national single window systems of the EAEU member states. Best practices in implementing the "single window" tool in the Republic of Korea and the People's Republic of China have been studied. The author of the article presents a simplified model of a single window system for exporters of agricultural products. The main distinguishing feature of which is the significant interface between the electronic declaration system of the FCS of the Russian Federation, the federal state information systems of the RSHN of the Russian Federation, as well as official sites and software products of other representatives of the service sectors for participants of international trade activity of agricultural sector of the economy. At the same time, FGIS "Agrus-Fito" and FGIS "Mercury" are called upon to simplify the formation of accompanying documents procedure in the process of plant and animal products export accordingly.
Keywords: single window; the EAEU; export of agricultural products; agrarian sector of economy; agricultural producers; electronic declaration; federal state information systems