ВЛИЯНИЕ МЕР ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА БИЗНЕС В РЕСПУБЛИКЕ КЫРГЫЗСТАН
Н.А. Кудрова, канд. экон. наук, доцент П.В. Эсауленко, студент
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова, филиал Российской таможенной академии
(Россия, г. Санкт-Петербург)
DOI:10.24412/2411-0450-2021-9-1-144-153
Аннотация. В статье рассматривается таможенное регулирование в Кыргызстане и его влияние на бизнес. Вступление Киргизии в ЕАЭС поспособствовало изменению таможенного регулирования, налаживанию торговых отношений и принятию Единого тарифного стандарта. Однако первоначально таможенное регулирование страны не могло приспособится к интеграции в Союзе, что сильно ударило по национальному бизнесу. Сейчас же Киргизия является одним из привлекательных торговых партнёров в сфере бизнеса не только для членов ЕАЭС, но для третьих стран.
Ключевые слова: Кыргызская Республика, таможенное регулирование, бизнес, ЕАЭС, ВЭД, ЕТТ.
Кыргызская Республика официально стала участником ЕАЭС 23 декабря 2014 года в Москве [1]. С началом вступления договора в силу Кыргызстан приняла единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности ЕАЭС.
Для определения роли вступления Кыргызской Республики в ЕАЭС необходимо обратиться к основным внешнеторговым показателям (табл. 1). После вступления страны в Союз значительно упали показатели экспорта и импорта.
Таблица 1. Экспорт и импорт Кыргызской Республики [2; 3]
Внешняя торговля/год 2014 2015 2016 2017 201S 2019 2020
Экспорт (млн.$) 1SS3,7 14S2,9 1573,1 1764,3 1S36,S 19S6,1 1973,2
Импорт (млн.$) 5734,7 4153,9 4000,5 4494,S 5292,0 49S9,1 3666,9
По мнению экспертов в области мировой экономики, Кыргызстан недостаточно был готов к вступлению в ЕАЭС, такая неготовность проявлялась в неспособности вовремя оборудовать лаборатории для контроля над качеством продукции, адаптировать к системе сертификации продукции, надлежащим образом подготовить таможенную инфраструктуру [4]. На данном этапе часть проблем была решена, однако требуются дополнительные усилия по их устранению.
Такой резкий спад был вызван неготовностью Кыргызстана к сильным переменам. От неправильной оценки конкурентоспособности страны на новой площадке сотрудничества, больше всего пострадал мелкий и средний бизнес (МСП), который потерял возможность зарабатывать на ре-
экспорте китайской продукции и не получил свободного доступа к рынкам стран ЕАЭС [4, с. 12]. Снятие ограничений с кыргызской продукции и расширение поставок на рынок ЕАЭС положительно повлияло на экспорт, который начиная с 2019 г. стал превышать показатели 2014 г. на 5,4% (табл. 2). Росту экспорту также способствовала продажа золота в страны Европы, в частности в Великобританию [5]. Самая большая доля товарооборота Кыргызстана приходится на Россию и Казахстан. Причинами снижения экспорта поспособствовали: тотальная борьба с теневой экономикой, из-за чего прекратилась торговля на рынках без заключения договоров; усиление проверки на кыргызско-казахской границе и при провозе товаров через территорию Казахстана и т.д.
Таблица 2. Убыль/прирост экспорта и импорта Кыргызстана по отношению к 2014 г.,
%. 2015-2020
Год Экспорт Импорт
2015 - 21,3 - 27,б
201б - 1б,5 - 30,2
2017 - б,3 - 21,б
2018 - 2,5 - 7,7
2019 5,4 - 13,0
2020 4,8 - 3б,1
В последние 5-6 лет в показателях импорт и экспорта наблюдается не однообразность (скачки) (табл. 2). Если говорить о внешней торговле, то экспорт растет, а импорт, наоборот, снижается. Данный факт может говорить о том, что уверенно проходит процесс импортозамещения. Однако не все так просто, во-первых, снижение импорта связано с общим снижением объема внешней торговли. Во-вторых, снижение покупательной способности населения и т.д.
Так можно сказать, что преобладает доля экспорта над импортом, что говорит об открытости экономики страны. Сегодня Кыргызстан старается придерживаться стратегии импортозамещения, приумножив свой экспорт продукции.
Основные ожидания Кыргызстана от сотрудничества со странами-участниками ЕАЭС [4, с. 12]:
1. Расширение возможностей для экспорта продукции Кыргызстана на единый рынок ЕАЭС.
2. Содействие ЕАЭС в реализации транзитного потенциала Кыргызстана.
3. Способность ЕАЭС обеспечить координацию промышленной политики государств-членов Союза, в том числе в сфере АПК.
4. Способность стран ЕАЭС добиться координации в сфере макроэкономического регулирования.
5. Формирование согласованной политики государств-членов в сфере развития человеческого капитала и единого рынка труда.
6. Формирование единого рынка энергоресурсов ЕАЭС, который повлияет на решение проблем гидроэнергетики Кыргызстана.
Само вступление страны в Союз имело как положительные, так и отрицательные эффекты. В первую очередь, стоит обра-
тить внимание на сам процесс присоединения Республики в состав участников, который проходил весьма болезненно для кыргызского бизнеса и населения. К бесспорным плюсам интеграции можно отнести открытие рынка труда, увеличение объемов доходов от транзита и приграничной торговли [6]. Однако если рассматривать с позиции бизнеса, то в данном случае речь идет о медленной его реакции на изменения. Бизнес не смог быстро переориентироваться с реэкспорта китайских товаров и поставлять конкурентоспособную продукцию на рынок ЕАЭС.
Кыргызская Республика присоединилась к ЕАЭС значительно позже остальных. Для подготовки к полному переходу на Единый таможенный тариф ЕАЭС, стране требовалось время на изменения уже устоявшихся ставок таможенных пошлин. Товары и ставки, в отношении которых в течение переходного периода Кыргызская Республика применяет ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок пошлин, установленных Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза, сохранялись до 20202021 гг., позже стал действовать ставка ЕТТ (Единый таможенный тариф) [7].
Так ставка ввозной таможенной пошлины на транспортные средства до 2021 г. оставалась 10%, а после стала от 2% до 20% в зависимости от вида, состояния, предназначения транспортного средства (табл. 2). На данный момент совершен полный переход на ЕТТ. НДС остается на протяжении долгого времени стабильным - 12%, если сравнивать с Россий - 20%, то высокая ставка НДС выгодна экспортерам, в особенности крупным компаниям [8]. Те отрасли, которые ориентированы на экспорт, более выигрывают от высокого НДС, поскольку налог им возмещается из федерального бюджета.
Таблица 3. Таможенные пошлины по топ-5 группам товаров по импорту и экспорту на 2020 г. [7; 9]__
Категория товаров Базовая ставка таможенной пошлины
Таможенные сборы
натуральный или культивированный жемчуг, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы и т.д. (позиция ТН ВЭД -71) 10% (акцизом не облагается)
руды, шлак и зола (позиция ТН ВЭД -26) 0% (акцизом не облагается)
минеральное топливо, минеральные масла и продукты их перегонки; битуминозные вещества; минерал и т.д. (позиция ТН ВЭД -27) 5% (акцизом не облагается (исключение составляет дизельное топливо)
съедобные овощи и некоторые корнеплоды, и клубнеплоды (позиция ТН ВЭД -07) 5% (акцизом не облагается)
молочные продукты; птичьи яйца; натуральный мед; пищевые продукты животного происхождения и т.д. (позиция ТН ВЭД -04) 15% (акцизом не облагается)
минеральное топливо, минеральные масла и продукты их перегонки; битуминозные вещества; минерал и т.д. (позиция ТН ВЭД - 15) 15% (акцизом не облагается)
машины, механические устройства, ядерные реакторы, котлы; их части (позиция ТН ВЭД - 84-85) 15% (акцизом не облагается)
электрические машины и оборудование и их части; звукозаписывающие устройства и репродукторы, телевидение и т.д. (позиция ТН ВЭД - 85) 11% (акцизом не облагается)
фармацевтические препараты (позиция ТН ВЭД -30) 0%-8% (акцизом не облагается)
транспортные средства, отличные от железнодорожного или трамвайного подвижного состава, а также их части и принадлежности (позиция ТН ВЭД -87) 12,5% (акцизом не облагается)
В 2020 году экономика Кыргызстана находилась под негативным влиянием пандемии COVID-19 и внешних шо-ков [10]. Вспышка пандемии привела к введению карантинных мер во многих странах мира и ограничениям по перемещению товаров и людей через границы. Спад мирового производства, сокращение объемов международной торговли, вола-тильность цен на мировых товарных рынках и ослабление валют основных торговых партнеров Кыргызстана привели к сокращению внешнеторговых операций и ослаблению курса кыргызского сома. По итогам 2020 г. суммарный товарооборот снизился на 19% по сравнению с 2019 г. и составил 5,7 млрд. долларов США [11]. При этом экспорт киргизских товаров уменьшился незначительно, а импорт товаров в Киргизию показал стремительное
падение, которое вызвано жёсткими карантинными ограничениями.
Сама структура экспорта товаров из Кыргызской Республики в 2020 г. не претерпела особых изменений. Большую долю занимают драгоценные металлы и изделия из них (табл. 4). Далее следует экспорт минеральных продуктов, руды, продукты растительного и животного происхождения. Такая структура вызвана прежде всего географическими особенностями Киргизии. Страна богата полезными ископаемыми, в особенности драгоценными металлами, но имеет незначительные запасы нефти и газа. Пошлины на вывозимые товары группы топ-5 не сильно высокие, местами доходящих до нуля процентов (табл. 3). Наибольшей пошлинной облагается продукты животного происхождения (15%). Большая часть продукции остается внутри страны.
Таблица 4. Товарная структура экспорта и импорта Кыргызстана (топ-5 категорий) за 2020 г., % [12]__
Экспорт Импорт
Натуральный или культивируемый жемчуг, драгоценные или полудрагоценные камни 51,0 Минеральное топливо, минеральные масла и продукты их перегонки, битуминозные вещества, минералы и т.п. 15,0
Драгоценные металлы и т.д. руды, шлак и зола 8,0 Машины, механические устройства, ядерные реакторы, котлы, их части. 8,8
Минеральное топливо, минеральные масла и продукты их перегонки, битуминозные вещества, минералы и т.п. 4,0 Электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающие устройства и репродукторы, телевидение и т.д. б,3
Съедобные овощи и некоторые корнеплоды и клубнеплоды 4,0 Фармацевтические препараты 5,54
Молочные продукты, птичьи яйца, натуральный мед, пищевые продукты животного происхождения и т.д. 2,0 Транспортные средства отличные от железнодорожного или трамвайного подвижного состава, а также их части и принадлежности. 5,47
Другие товары 30,0 Другие товары 58,59
Импорт товаров в Кыргызскую Республику имеет более равномерную структуру. По товарной структуре весомое значение играет минеральные продукты, машины и оборудование, продукция химической промышленности (фармацевтические препараты) (табл. 4). Пошлины на ввозимые товары остаются практически на одном уровне. В связи с Пандемией ставка на некоторые виды фармацевтических препаратов снижена или отсутствует, поскольку этой категории товаров не всегда хватало на население страны.
Хотелось бы также отметить такие категории товаров, как обувь, одежда, ткань, строительная продукция и оборудование. Значительно сократилась продукция из Китая. Их объем в импорте значительно сократился, что значительно повлияло на снижение дефицита торгового баланса до 18,4% ВВП [10].
Кыргызстан, вступивший в ВТО и Таможенный союз, оказался полностью беззащитным перед зарубежным бизнесом, недостаточно подготовленным к выходу на новые рынки [13]. Сегодня в Кыргызстане преобладают иностранные товары, в основном из соседнего Китая. Местные предприниматели не выдерживают конкуренции и вынуждены сворачивать своё производство. Поэтому для изменения такого положения необходимо создавать и реализовывать новые проекты в сфере таможенного дела.
Так основная идея по модернизации таможенного дела в стране стала «Стратегия развития таможенной службы Кыргызской Республики на 2019-2023 гг.» [14]. Важным направлением, которой является необходимость создания условий для свободного перемещения товаров и реализации одного из главного направления экономической политики - содействие бизнесу.
Для эффективной работы всей таможни необходимо автоматизировать и использовать современные технологии во всех таможенных процессах, т.е. воплощение проекта «Цифровая таможня». В стратегии предлагается развитие таможенной инфраструктуры и создание логистического оператора (проект «Бажытранссервис»), улучшение таможенного администрирования на основе анализа внешнеэкономических показателей, организация эффективного противодействия правонарушениям в сфере таможенного дела, совершенствование системы управления и повышение кадрового потенциала и многое другое.
Приоритетным проектом в 2021 г. стала Карта индустриализации ЕАЭС, которая обобщает различные промышленные проекты Союза и определяет ключевые направления импортозамещения [15]. Эта Карта представляет собой информационную базу для работы бизнеса, государств-членов и Комиссии в сфере импортозаме-щения. Документ обозначает импортоза-висимые технологические направления и
импортозамещающий потенциал производителей стран Союза, а также конкретные планируемые и существующие крупные и значимые инвестиционные проекты [16]. Такая Карта образует потенциал межотраслевых связей для бизнеса.
Для Киргизии в рамках Карты индустриализации ЕАЭС могут быть реализованы следующие проекты: проекты ОсОО «Белес.KG.» по крупноузловой сборке маршрутных автобусов городского назначения стандарта «евро-5»; ОсОО «Север Сталь» по прогрессивной добыче и переработке металлической сурьмы и т.д. [15]
Приоритетным направлением для стран-участников ЕАЭС стало исполнение новой среднесрочной стратегии «Основных направлений промышленного сотрудничества». Согласно положениям Документа, в ближайшие 5 лет промышленное сотрудничество в рамках Союза будет направлено [16]:
- на реализацию межгосударственных программ и проектов для достижения целей технологического развития с объединением потенциалов и ресурсов их участников;
- запуск евразийских сетей промышленной кооперации и субконтрактации и трансфера технологий для обеспечения взаимодействия на основе современных цифровых технологий;
- научно-техническое и инновационное сотрудничество, взаимодействие с целью создания новейших «прорывных» технологий в промышленности;
- импортозамещение и выход на мировые рынки с современной, конкурентоспособной продукцией и другие направления.
Страна продолжает сотрудничество с главными мировыми финансовыми институтами, такими как ВБ, МВФ, АБР, ЕБРР [17]. В условиях нехватки входящих ПИИ и долгосрочного кредитования такие организации оказывают активную финансовую поддержку экономике Кыргызстана и продолжают реализацию кредитных и грантовых программ в стране. Основными направлениями сотрудничества являются проекты в дорожной инфраструктуре, гид-
роэнергетике, кредитование МСБ и поддержка бюджета.
За короткий период существования ЕАЭС вышел на устойчивый экономический рост и выстроил внешнеторговые приоритетные направления евразийской интеграции [18]. Вместе с Союзом происходят изменения и в Кыргызской Республике, среди них стали существенные преобразования в законодательной базе, во взаимной торговле, сфере технического регулирования и модернизация таможенной сферы.
Хотелось бы отметить и тот факт, что низкая конкурентоспособность обрабатывающей промышленности республики предопределила характер участия Кыргызстана в современном международном разделении труда, где она представлена преимущественно как поставщик сырья и импортер готовых изделий [18]. Поэтому проблемой взаимной торговли стран ЕАЭС является и существующие различия в отраслевой структуре экономик. Например, Кыргызстан и Армения относятся к числу аграрных стран, а Белоруссия, Казахстан и Россия - индустриальных. Преобладающими отраслями в экономике Кыргызстана являются сельское хозяйство, гидроэлектроэнергетика, горнодобывающая и металлургическая промышленность.
Серьезным препятствием для развития торговли остаются меры нетарифного характера. Зачастую нетарифные ограничения нивелируют положительные эффекты от облегчения доступа на рынок государств ЕАЭС, которые достигаются благодаря снятию тарифных ограничений во взаимной торговле, и тем самым затрудняют выход на рынок новых товаров и препятствуют движению внешнеторговых потоков между странами-партнерами [18]. Проблемы в реализации нетарифного регулирования значительно осложняют взаимную торговлю между странами Союза, что сказывается на бизнесе в целом.
Важнейшим инструментом продвижения отечественных товаров на внешний рынок являются меры технического регулирования. Перемены в сфере технического регулирования Кыргызской Республики
связаны с началом реализации положений Соглашения по техническим барьерам в торговле ВТО, переходом на добровольную стандартизацию, разработкой и установлением требований по безопасности в технических регламентах, установлением форм оценки соответствия, отвечающим требованиям рынка, сокращением административных барьеров и др.
Чаще всего в Киргизии применяют санитарный, фитосанитарный и ветеринарный контроль (табл. 5). В основном более строгому контролю подвергаются различные продукты питания, медицинские препараты и т.д. К запрещенным товарам к ввозу/вывозу можно отнести наркотики,
В 2020 г. в таможенный блок стратегических направлений развития ЕАЭС до 2025 года было включено предложение ФТС о едином стандарте совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, а также унификация электронного документооборота с использованием цифровых технологий [20]. Такой блок позволит значительно упростить процедуру контроля и статистики, а также поспособствует облегчению таможенного оформления для предпринимателей.
Еще одним из актуальных направлений для сотрудничества на территории ЕАЭС является развитие механизма «единого окна» поскольку, применение такой системы
оружие, материалы, которые угрожают национальной безопасности страны.
Для страны важно уделять больше внимания вопросам бизнеса, а именно вопросам конкуренции на рынке. Как уже было сказано ранее, огромное влияние на внешнюю экономику Киргизии играет китайская продукция, которая намного дешевле некоторых отечественных товаров. Поэтому для улучшения таможенного регулирования в стране и в ЕАЭС необходимо совершенствовать и внедрять нормативно-правовые акты по вопросам конкуренции в рамках ЕАЭС. Основные инициативы ЕЭК по этой проблем представлены в таблице 5.
является эффективным инструментом упрощения процедур международной торговли, которая позволяет государственным органам и представителям бизнеса минимизировать свои издержки при совершении экспортных, импортных и транзитных операций [21].
Из 5 участниц ЕАЭС к внедрению данного механизма «ближе» всего находится Республика Казахстан (61%). В остальных странах внедрение «единого окна» значительно хуже, что говорит о недостаточности технологических и иных условий внедрения механизма страны-ЕАЭС (от 50 до 58%).
Таблица 5. Требования таможенного контроля [19]
Контроль Пояснения
Предметы, запрещенные к ввозу/вывозу Запрещен провоз наркотиков и сильнодействующих медицинских препаратов без рецепта врача, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, а также материалов, способных подорвать государственный строй страны. При ввозе в Киргизию животных, овощей и фруктов необходим санитарный сертификат.
Санитарный контроль Подлежат санитарно-эпидемиологическому контролю рыба, мука, молоко, сливки, йогурт, молочная сыворотка, сливочное и растительное масло, мясопродукты, мед, сыры, творог, овощи, орехи, фрукты, чай, кофе, пряности, кондитерские и макаронные изделия, грибы, джемы, мармелады, косметические и парфюмерные средства, детская одежда, одеяла и пледы дорожные, белье постельное и т.д.
Фитосанитарный контроль Подлежат фитосанитарному контролю луковицы, клубни, розетки корней, живые растения, срезанные цветы и бутоны, картофель, томаты, орехи, финики, овощи, фрукты, крупы, косточки, древесина, пиломатериалы, лен, волокно, пенька и т.д. На ввозимые подкарантинные товары оформляется акт карантинного досмотра и экспертизы, при вывозе за рубеж - фитосанитарный сертификат.
Ветеринарный контроль Проводится ветеринарный контроль.
Совершенствование механизмов предупреждения нарушения законодательства ЕАЭС и наделение ЕЭК полномочиями применять превентивные меры наравне с карательными
Совершенствование порядка подачи заявлений о нарушении законодательства (напрямую в ЕЭК либо через национальные антимонопольные органы)
Детальная разработка системы освобождения от ответственности и ее гармонизация с национальным регулированием в этой сфере для
исключения коллизий
Наделение ЕЭК полномочиями по подготовке регулярных отчетов о состоянии конкуренции на трансграничных рынках ЕАЭС
Создание эффективной системы привлечения к ответственности за непредставление информации по запросам ЕЭК (обсуждается несколько вариантов, в том числе привлечение к ответственности через национальные антимонопольные органы)
Увеличение размеров штрафов за неисполнение решений ЕЭК
Техническая доработка определений терминов «недобросовестная конкуренция», «монопольная высокая/низкая цена», «конфиденциальная информация»
Рис. 2. Инициативы ЕЭК в области конкуренции [22]
Текущее состояние Кыргызской Республики по внедрению механизма «единого окна» оцениваются примерно в 55%. Текущие результаты по внедрению механизма «единого окна» [23, с. 114; 24]:
1) была разработана программа (концепция) по ее внедрению, как «единое окно» во внешней торговле, которая утверждена на законодательном уровне;
2) для эффективного развития была создана система «Tulpar System», позволяющая подавать в электронном виде участниками ВЭД заявки на получение разрешительных документов в государственные органы.
На данный момент перед странами стоит задача решить проблему внедрения и реализации механизма «единого окна».
Первым шагом на пути реализации стал проект программы модель национального механизма «единого окна» (описание эталонной системы регулирования ВЭД).
На сегодня Киргизия активно сотрудничает со странами внутри и за пределами Союза. Основной причиной увеличения сотрудничества с зарубежными предприятиями заключается в НДС. В Кыргызстане он составляет 12%, что значительно меньше стандартного НДС на 8%. Поэтому российские предприятия активно сотрудничают с Киргизией и налаживают взаимную торговлю. Также ведется обмен опытом не только в сфере таможенного дела, но и военном и многих других сферах. Обучение сотрудников и будущих работников значительно увеличивают шансы на стабильное развитие таможенного дела у всех стран-участников ЕАЭС.
Таким образом, стремительное развитие международной торговли, упрощение процедур торговли, внедрение новых технических систем для регулирования ВЭД, это все обусловило необходимость для разработки новых мер по совершенствованию политики ЕАЭС. Одними из таких мер яв-
ляется реализация механизма «единого только таможенные службы, но и бизнес. окна», совершенствование нормативно- Задача такого исследования - найти те правовой базы для облегчения подачи до- направления, которые, может быть, не яв-кументов, введение и восстановление пре- ляются столь глобальными, как таможен-ференций на отдельные категории товаров ный транзит или Интернет-торговля, но по с целью поддержания национальных про- которым также нужно двигаться дальше, изводителей и т.д. обсуждать, сближать позиции государств-
Для детального изучения проблем членов Союза, и минимизировать нацио-ЕАЭС, Таможенным блоком ЕЭК сейчас нальный сегмент в регулировании тамо-проводится исследование о том, каким ви- женных правоотношениях. дят таможенное администрирование не
Библиографический список
1. «Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года» (Подписан в г. Москве 23.12.2014) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/39913.html/.
2. Внешнеэкономическая деятельность / Национальный статистический комитет Кыргызской Республики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.stat.kg/ru/statistics/vneshneekonomicheskaya-deyatelnost/.
3. Внешняя и взаимная торговля товарами Евразийского экономического союза // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/time_series/Page s/default.aspx.
4. Алексеенкова Е.А. ЕАЭС к 2025 г.: приоритеты и ожидания государств-членов // Перспективы развития Проекта ЕАЭС к 2025 году. - 2017. - С. 6-37.
5. За полгода товарооборот Кыргызстана ушел в минус // Радио Азаттык. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rus.azattyk.org/a/kyrgyzstan-import-export/30133070.html.
6. Экономист: решение о сотрудничестве ЕАЭС и Китая открывает дополнительные возможности для Кыргызстана / Vesti.kg. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vesti.kg/zxc/item/48050-ekonomist-reshenie-o-sotrudnichestve-eaes-i-kitaya-otkryivaet-dopolnitelnyie-vozmozhnosti-dlya-kyirgyizstana.html.
7. О внесении изменений в перечень товаров и ставок, в отношении которых в течение переходного периода Кыргызская Республика применяет ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок пошлин, установленных Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/564847201.
8. Налог на добавленную стоимость (НДС) в Киргизии // Take-profit.jrg Биржевой портал №1. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://take-profit.org/statistics/sales-tax-rate/kyrgyzstan/.
9. ТН ВЭД. Онлайн-сервис // Альта Софт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.alta.ru/tnved/.
10. Кыргызская Республика. Социально-экономическая ситуация в 2020 году и среднесрочные перспективы // Официальный сайт Евразийский фонд стабилизации и развития. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://efsd.eabr.org/upload/iblock/1d1/KR_-Makroobzor_2020.pdf.
11. Итоги внешнеторговой деятельности Кыргызстана в 2020 году // Официальный сайт Минпромторг России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minpromtorg.gov.ru/press-
centre/news/#!itogi_vneshnetorgovoy_deyatelnosti_kyrgyzstana_v_2020_godu.
12. Статистические таблицы // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/tables/Pages/defa ult.aspx.
13. «Фритрейдеры» против «протекционистов» // Epost. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://repost.uz/nujno-li-nam.
14. Стратегия развития таможенной службы Кыргызской Республики на 2019-2023 годы // Официальный сайт Министерства юстиции Кыргызской Республики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/157006.
15. Карта индустриализации Евразийского экономического союза // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/m/act/prom_i_agroprom/dep_prom/SiteAssets/КИ0/o20мак росы%201 -merged.pdf.
16. Кушнарев: В 2021 году ЕАЭС сделает ставку на интеграцию в сфере высоких технологий // Рамблер/финансы. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://finance.rambler.ru/economics/45727393-kushnarev-v-2021-godu-eaes-sdelaet-stavku-na-integratsiyu-v-sfere-vysokih-tehnologiy/.
17. Основные тенденции интеграционного развития Кыргызстана в 2019 г. // Евразийский банк развития. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://e-cis.info/upload/iblock/a17/a1737481165d4c3589d5695637d97633.pdf.
18. Взаимная торговля Кыргызской Республики со странами ЕАЭС и унификация методологии в странах // Национальный статистический комитет Кыргызской Республики. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.stat.kg/media/files/2a3ee43e-0107-4b33-8421-7e9f79011884.pdf.
19. Киргизия // Консульский информационный портал. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kdmid.ru/docs.aspx?lst=country_wiki&it=/Киргизия.aspx.
20. Таможни ЕАЭС подводят под стандарт. Унификация должна сгладить разницу в оформлении ввоза товаров // Коммерсантъ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4551133.
21. «Единое окно» в системе регулирования ВЭД // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/tam_sotr/edinoe_okno/Pages/default.aspx.
22. Антимонопольное регулирование в рамках Евразийского экономического союза («ЕАЭС») // Алруд. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://alrud.ru/upload/Файлы/Брошюры_RUS/Антимонопольное_регулирова-ние_в_ЕАЭС. pdf.
23. Тураева И.Л., Потапова А.В. Практика внедрения механизма «единого окна» в государства-члены ЕАЭС / Тураева И.Л., Потапова А.В. // Современные проблемы теории и практики права глазами молодых исследователей. - 2020. - С. 114.
24. Develop status of the single window mechanism / Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/tam_sotr/edinoe_okno/Documents/9281012-en.pdf.
THE IMPACT OF CUSTOMS REGULATION MEASURES ON BUSINESS IN THE REPUBLIC OF KYRGYZSTAN
N.A. Kudrova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor P.V. Esaulenko, Student
St. Petersburg named after V. B. Bobkova, branch of the Russian Customs Academy (Russia, St. Petersburg)
Abstract. The article discusses customs regulation in Kyrgyzstan and its impact on business. Kyrgyzstan's accession to the EAEU contributed to the change of customs regulation, the establishment of trade relations and the adoption of a Single tariff standard. However, initially, the country's customs regulation could not adapt to integration in the Union, which hit the national business hard. Now Kyrgyzstan is one of the attractive trade partners in the field of business not only for the members of the EEC, but also for third countries.
Keywords: Kyrgyz Republic, customs regulation, business, EEU, FEA, UCT.