Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТОРГОВЫХ ПЛАТФОРМ: ВНЕДРЕНИЕ МЕХАНИЗМА "ЕДИНОГО ОКНА" ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕАЭС'

ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТОРГОВЫХ ПЛАТФОРМ: ВНЕДРЕНИЕ МЕХАНИЗМА "ЕДИНОГО ОКНА" ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
212
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВАЯ ТОРГОВАЯ ПЛАТФОРМА / АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ СИСТЕМЫ / ЕДИНОЕ ОКНО / ЕАЭС / DIGITAL ECONOMY / DIGITAL TRADING PLATFORM / AUTOMATED CUSTOMS SYSTEMS / SINGLE WINDOW / EAEU

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шиманская А.В.

В статье обозначена тенденция организации непрерывного торгового процесса как результат формирования «связанной» цифровой экономики. Проанализирован опыт некоторых стран по построению цифровых торговых платформ на базе интеграции автоматизированных таможенных систем и систем «Единого окна» в целостную цифровую экосистему, объединяющую все вовлеченные во внешнюю торговлю стороны. Выявлено, что для интеграции на базе единой цифровой платформы ЕАЭС (основу которой составит Интегрированная информационная система) с целью эффективного взаимодействия государственных органов государств-членов ЕАЭС необходимо объединить информационные ресурсы национальных систем «Единого окна». Отмечен положительный экономический эффект от перехода на электронное взаимодействие государственных органов государств-членов ЕАЭС. Выделены некоторые проблемы внедрения механизма «Единого окна» во внешнеэкономическую деятельность стран ЕАЭС, отмечены достижения в данном направлении. Предложено первоочередное построение цифровой торговой платформы ЕАЭС, учитывая наибольшую проработанность внешнеторговых вопросов на наднациональном уровне в рамках ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF DIGITAL TRADING PLATFORMS: IMPLEMENTATION OF THE “SINGLE WINDOW” MECHANISM IN THE FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY OF THE EAEU MEMBER STATES

The article outlines the tendency of the organization of the continuous trading process as the result of the formation of a "related" digital economy. It is analyzed the experience of some countries in the construction of a digital trading platform on the basis of the integration of automated customs systems and Single Window systems into an integrated digital ecosystem that unites all parties involved in foreign trade. In the article it is determined that for integration on the basis of a single digital platform of EAEU (which will be based on the Integrated Information System) with the aim of effective interaction of state bodies of the EAEU member states, it is necessary to unite the information resources of the national systems of the Single Window. The positive economic effect from the transition to electronic interaction of state bodies of the EAEU member states is noted. The article highlights some of the problems related to the implementation of the Single Window mechanism in the external economic activity of the EAEU countries, and notes the achievements in this direction. The construction of the digital trading platform of EAEU is proposed, taking into account the greatest elaboration of foreign trade issues at the supranational level of EAEU.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТОРГОВЫХ ПЛАТФОРМ: ВНЕДРЕНИЕ МЕХАНИЗМА "ЕДИНОГО ОКНА" ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕАЭС»

УДК 339.924

ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТОРГОВЫХ ПЛАТФОРМ:

ВНЕДРЕНИЕ МЕХАНИЗМА «ЕДИНОГО ОКНА» ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕАЭС

А.В. ШИМАНСКАЯ (Минская региональная таможня)

В статье обозначена тенденция организации непрерывного торгового процесса как результат формирования «связанной» цифровой экономики. Проанализирован опыт некоторых стран по построению цифровых торговых платформ на базе интеграции автоматизированных таможенных систем и систем «Единого окна» в целостную цифровую экосистему, объединяющую все вовлеченные во внешнюю торговлю стороны. Выявлено, что для интеграции на базе единой цифровой платформы ЕАЭС (основу которой составит Интегрированная информационная система) с целью эффективного взаимодействия государственных органов государств-членов ЕАЭС необходимо объединить информационные ресурсы национальных систем «Единого окна». Отмечен положительный экономический эффект от перехода на электронное взаимодействие государственных органов государств-членов ЕАЭС. Выделены некоторые проблемы внедрения механизма «Единого окна» во внешнеэкономическую деятельность стран ЕАЭС, отмечены достижения в данном направлении. Предложено первоочередное построение цифровой торговой платформы ЕАЭС, учитывая наибольшую проработанность внешнеторговых вопросов на наднациональном уровне в рамках ЕАЭС.

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровая торговая платформа, автоматизированные таможенные системы, Единое окно, ЕАЭС.

Введение. Современное общество живёт в эпоху бурного развития цифровых технологий. Массовое внедрение цифровых технологий в различные сферы жизнедеятельности приводят к их постепенной полной цифровой трансформации. Цифровые технологии содействуют перетоку информации из одной сферы в другую, стирая таким образом границы между ними, делая их взаимосвязанными. В результате развиваются межотраслевые направления, т.е. направления «на стыке» отраслей и сфер экономики. Так возникает понятие «связанной» экономики. Вместе с тем формируется и понятие цифровой экономики, под которой понимается смена экономического уклада, вызванная масштабным внедрением цифровых технологий, изменяющих традиционные рынки, социальные отношения, государственное управление [1]. Цифровой актив (совокупность информации в цифровой форме (совокупность цифровых продуктов) о физическом или виртуальном объекте, процессе, субъекте деятельности, физическом лице, которая представляет ценность и может быть использована для извлечения добавленной стоимости [1]) представляет собой одну из важнейших характеристик цифровой экономики. Однако возникает проблема объединения цифровых активов для эффективного их использования потребителями в ходе тех или иных процессов. Данная проблема может быть решена за счет создания цифровых платформ, специализированных площадок в виде информационных систем, которые поддерживают комплекс автоматизированных процессов, необходимых для потребления цифровых товаров и услуг заинтересованными потребителями на цифровых рынках [1]. Формирование цифровых платформ - это сложная задача, которая стоит перед государствами и бизнес-сообществом, желающими оставаться конкурентоспособными, поскольку в будущем их конкурентоспособность будет зависеть от возможности правильно извлекать выгоду от использования цифровых технологий. Осознавая данный факт, многие государства, желающие занимать лидирующие позиции на мировой арене, разрабатывают стратегии и программы по развитию цифровых экономик.

Целью статьи является выявление предпосылок формирования цифровых торговых платформ и определение необходимых элементов для построения подобной платформы в ЕАЭС с учётом мирового опыта.

Основная часть. Для государств-членов ЕАЭС вопрос о формировании цифровых платформ и цифровой трансформации экономики государств-членов имеет особое значение ввиду принятия ещё в 2016 г. проекта стратегии формирования и развития цифрового пространства в перспективе до 2025 г., что повлекло за собой принятие Основных направлений реализации цифровой повестки ЕАЭС до 2025 г., а также утверждение национальных проектов по цифровой трансформации экономики:

- проекты Фонда «Цифровая Армения»;

- Государственная программа развития цифровой экономики и информационного общества Беларуси на 2016 - 2020 гг.;

- программа «Цифровой Казахстан»;

- кыргызский проект «Таза коом»;

- российская программа «Цифровая экономика».

Таким образом, страны ЕАЭС, поставив задачу формирования цифрового пространства ЕАЭС, взяли на себя обязательства по цифровой трансформации. ЕАЭС, как высшая стадия межгосударственной интеграции, предполагает объединение стран в единое экономическое, правовое и информационное пространство. Тем не менее, в основе экономической интеграции лежат особые торговые взаимоотношения. В условиях создания цифровых экономик, перехода мирового сообщества к новому экономическому укладу, вызванному масштабным внедрением цифровых технологий в различные процессы всех сфер экономики, становится популярна концепция непрерывного безбумажного торгового процесса на базе цифровых платформ. В этой связи основной целью статьи является выявление предпосылок формирования цифровых торговых платформ, а также необходимых элементов при построении подобной платформы в ЕАЭС, учитывая наилучшую мировую практику.

Если рассматривать внешнеторговый процесс, то условно можно выделить несколько этапов:

- анализ рынка и выбор заказчика,

- заключение внешнеторгового контракта и иные документальные вопросы,

- урегулирование финансовых вопросов,

- организация поставки, в том числе транспортные и логистические аспекты (с возможностью отслеживания движения груза),

- таможенная очистка,

- совершение платежей и отчётность [2].

Автоматизация процессов на любом из этих этапов существенно облегчает совершение внешнеторговых операций. Следует понимать, что каждый этап включает в себя множество отдельных процедур. Проанализируем этап таможенной очистки. Как правило, для перемещающегося через таможенную границу груза имеет значение процедура открытия и завершения таможенного транзита, а затем выпуска товара в заявленной таможенной процедуре.

Сегодня процедура таможенного транзита практически неразрывно связана с предварительным информированием. В результате развития информационных технологий в таможенной сфере большинство стран мира стали использовать технологию электронного предварительного информирования. В Рамочных стандартах безопасности и облегчения мировой торговли, разработанных Всемирной таможенной организацией, предварительное информирование отмечено одним из главных элементов, упрощающих мировую торговлю. Благодаря предварительному информированию таможенные органы ещё до прибытия груза на таможенную границу анализируют информацию о движущемся товаре и транспортном средстве, применяя систему управления рисками и другие имеющиеся данные у таможенных органов. Таким образом, таможенные органы заблаговременно принимают решение о том, какие товары могут беспрепятственно пересечь границу, останавливая внимание на грузах с высоким уровнем риска нарушения таможенного законодательства, что требует проведения таможенного досмотра. Используя технологию электронного предварительного информирования, сегодня появилась возможность автоматически на границе отправлять все необходимые данные в информационные системы по контролю за таможенной процедурой таможенного транзита, т.е. удовлетворяющая всем требованиям электронная предварительная информация становится автоматически электронной копией транзитной декларации.

Для выпуска товаров в заявленной таможенной процедуре необходимо подать таможенную декларацию, оплатить платежи, получить необходимые разрешительные документы (в случае применения нетарифных мер к определенному товару), пройти таможенный контроль. На сегодняшний день в развитых таможенных службах электронное таможенное декларирование - это неотъемлемый элемент в работе. Развитие информационных технологий привело к тому, что стали внедрятся системы таможенного декларирования, позволяющие осуществлять автоматизированный выпуск товаров. Эти системы автоматически принимают решение о выпуске товаров на основе результатов обработки данных декларации высокоинтеллектуальной системой управления рисков и без участия инспектора таможенных органов, за исключением решения системы о необходимости таможенного досмотра.

Здесь хотелось бы отметить, что в процессе обработки таможенной декларации зачастую возникает вопрос о соблюдении нетарифных мер, а значит необходимости получения разрешительных документов от компетентных государственных органов. Для того чтобы ускорить данный процесс используется механизм «Единого окна» согласно Рекомендации № 33 ЕЭК ООН, когда все документы и сведения подаются один раз в стандартизированном формате в единую систему, к которой имеют доступ все государственные органы, причастные к внешней торговле. С помощью Единого окна все заявки и разрешительные документы могут быть получены в электронном виде. Безусловно, система упрощает процесс совершения внешнеторговых операций, исключая необходимость посещения различных инстанций участником внешнеэкономической деятельности. Однако, говоря о процессе непрерывной безбумажной торговли, следует отметить, что в некоторых странах на базе систем «Единого окна» и информационных таможенных систем создаются цифровые торговые платформы.

Так, в Сингапуре с 2017 г. началось создание Национальной торговой платформы на основе действующих системы Единого окна TradeNet, платформы информационного взаимодействия торгового бизнес-сообщества TradeXchange и систем электронной таможни еСшШшз. Национальная торговая платформа Сингапура рассматривается, как торгово-логистическая 1Т-экосистема, которая объединит бизнес-

сообщество, общественные системы и платформы, а также государственные системы (импортеров/экспортеров, транспортные компании, воздушных/морских перевозчиков, агентов комплексного обслуживания на берегу, портовых операторов, финансовые учреждения, организации, оказывающие услуги, сопряженные с добавленной стоимостью, разработчиков приложений, агентов-декларантов, контролирующие органы, торговые государственные учреждения и объединения, компетентные органы) [2].

В США формируется подобная платформа - Автоматизированная коммерческая среда ACE. Она является глобальной цифровой платформой, объединяющей всех участников внешней торговли и таким образом обеспечивающей непрерывный торговый процесс. Все импортные и экспортные операции торговое сообщество США проводит в Автоматизированной коммерческой среде, в том числе там же происходит выдача соответствующих разрешительных документов компетентными органами. ACE модернизировала и упростила обработку всех тоговых бизнес-операций, включая подачу декларации, выпуск товаров, операции, связанные с посттаможенным контролем, выдачу разрешений правительственными агентствами [3].

В Южной Корее также создана платформа безбумажной торговли на базе механизма «Единого окна». В основе такой платформы лежат две системы: национальное Единое окно UtradeHub и Единое окно таможенных органов UniPass. UtradeHub позволяет декларантам торговых компаний предоставлять более 600 типов электронных документов, электронные заявки на сертификацию и лицензирование, получать уведомления о результатах рассмотрения таких заявок государственными органами. UtradeHub, национальное Единое окно Южной Кореи, объединяет государственные ведомства, ответственные за различные вопросы внешней торговли, а также различные торговые сообщества: авиакомпании, морских перевозчиков, таможенных брокеров, экспедиторов, владельцев складов, банки, страховые компании. UtradeHub связан с автоматизированной системой таможенного оформления UniPass. Например, если в ходе таможенного оформления необходимо соблюдать нетарифные меры, заявка из системы UniPass отправляется в национальное Единое окно для подтверждения наличия соответствующего разрешения, лицензии или сертификата. Работа этих двух систем обеспечивает процесс бесперебойной безбумажной торговли: от заключения трансграничной сделки до электронных платежей [4].

Здесь хотелось бы отметить проект создания безбумажной торговой среды в Республике Беларусь. В стратегиях, а также государственных программах отмечается, что цифровая экономика среди прочего предполагает «бесшовность» экономических процессов. В этой связи касательно внешней торговли становится популярна концепция непрерывного безбумажного торгового процесса.

Процесс внешней торговли включает в себя множество процедур, формальностей (документальные, транспортные, логистические, таможенные, финансовые аспекты и т.д.), а также большое количество участников (продавцы, покупатели, регулирующие органы, перевозчики и т.д.). Их объединение на единой цифровой платформе на основе электронного обмена данными создаст безбумажную торговую среду.

В Республике Беларусь на государственном уровне принято решение о создании системы Единого окна, основанной на международных стандартах и рекомендациях по упрощению процедур торговли. Ассоциацией группы белорусских компаний «Инфопарк» при поддержке Корейской государственной компании KTNET предложена концепция построения торгового информационного пространства в Республике Беларусь, которая станет цифровой торговой платформой в Республике Беларусь, что поможет интегрироваться в цифровое пространство ЕАЭС.

Модель ООН предполагает пять стадий организации бесшовной безбумажной торговли:

- электронная таможенная система,

- система выдачи сертификатов и лицензий компетентными органами, регулирующими вопросы внешней торговли,

- логистические платформы,

- интегрированная национальная платформа,

- региональное информационное взаимодействие.

В Республике Беларусь предложена модель общенациональной системы электронной торговли, которая включает как внешнюю, так и внутреннюю торговлю. За основу предполагается взять общегосударственную автоматизированную информационную систему и использовать Национальный центр электронных услуг в качестве регулятора электронного обмена данными. Услуги на портале внешнеторговой деятельности, предположительно, будут следующие: поиск торговых партнёров, заключение внешнеторговой сделки, формирование и подписание электронной цифровой подписью документов, сопровождающих внешнеторговую сделку, взаимодействие участников внешнеторговой деятельности с государственными органами, информирование участников о законодательной базе внешнеторговой деятельности, предоставление необходимой информации государственным органам, предоставление статистической информации о внешнеторговой деятельности, информирование о логистических услугах [5].

Следуя мировым тенденциям по созданию цифровых экономик и формированию цифровых платформ в ЕАЭС в 2016 г. было принято решение о формировании цифрового пространства ЕАЭС. Изучив мировой опыт в данной области, были выделены приоритетные направления по разработке дальнейших

предложений. Одним из таких направлений стало внедрение информационно-коммуникационных технологий для эффективного трансграничного взаимодействия между государственными органами, субъектами хозяйствования и физическими лицами.

Экспертами ЕЭК и Группы Всемирного банка отмечается, что в результате цифровой трансформации сферы услуг не только на национальном, но и региональном уровне и устранению обременяющих правовых барьеров во взаимодействии государств-членов ЕАЭС можно прийти к росту ВВП на 46,5 млрд долл. США на уровне ЕАЭС, услуги электронного правительства предоставят соответственно 3,6 млрд долл. США, а внедрение трансграничных электронных услуг - 0,5 млрд долл. США [6].

Признавая важность современных тенденций по формированию цифровой экономики с её цифровыми платформами, цифровыми активами и цифровой трансформацией сфер экономики, в ЕАЭС активно обсуждаются такие вопросы, как внедрение механизма «единого окна» во внешнеэкономическую деятельность, создание Интегрированной информационной системы ЕАЭС и формирование на её основе цифровой платформы ЕАЭС для объединения стран-участниц в единое цифровое пространство ЕАЭС. Несмотря на множество различных направлений, которые должны подвергнуться цифровой трансформации, именно таможенная сфера является отправной точкой для создания цифрового пространства, поскольку в рамках ЕАЭС именно вопросы таможенно-тарифного и нетарифного регулирования наиболее проработаны на наднациональном уровне.

Достаточно много сделано в правовом поле для внедрения механизма «Единого окна» в государствах-членах ЕАЭС на наднациональном уровне. Утверждены основные направления развития данного механизма в системе регулирования внешнеэкономической деятельности, план мероприятий по реализации основных направлений его развития в системе регулирования внешнеэкономической деятельности, а также принимаются ежегодные детализированные планы. Создана методика оценки состояния развития национальных механизмов «Единого окна», организационная структура механизма, обеспечивающая выполнение плана мероприятий по реализации основных направлений развития ситстемы. Также утверждены методические подходы к анализу документов и сведений, необходимых для осуществления внешнеэкономической деятельности, оценке степени и возможности унификации и гармонизации сведений из указанных документов, а также к оценке возможности оформления электронных документов. Установлен перечень приоритетных для унификации процедур взаимодействия заинтересованных лиц с государственными органами и (или) уполномоченными организациями государств-членов ЕАЭС в рамках функционирования национальных механизмов «Единого окна» [7].

Обширная нормативно правовая база создана и для функционирования Интегрированной информационной системы ЕАЭС. Основополагающим документом при создании Интегрированной информационной системы является Протокол об информационно-коммуникационных технологиях и информационном взаимодействии в рамках ЕАЭС (статья 23, Приложение № 3 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года). Также принята концепция использования при межгосударственном информационном взаимодействии сервисов и имеющих юридическую силу электронных документов. Утверждена методика анализа, оптимизации, гармонизации и описания общих процессов в рамках ЕАЭС, а также типовой перечень технологических документов, регламентирующих информационное взаимодействие при реализации средствами интегрированной системы общих процессов и перечень общих процессов в рамках ЕАЭС При этом понятие общего процесса для ЕАЭС является системообразующим при интеграции информационных ресурсов в единую информационную среду ЕАЭС. Под общим процессом понимают операции и процедуры, регламентированные (установленные) международными договорами и актами, составляющими право Союза, и законодательством государств-членов, которые начинаются на территории одного из государств-членов, а заканчиваются (изменяются) на территории другого государства-члена. В рамках союза утверждено 76 общих процессов, при этом более 30 из них относятся к таможенно-тарифному и нетарифному регулированию [8].

Несмотря на то, что на наднациональном уровне в ЕАЭС создана нормативно правовая база для развития механизма Единого окна в системе регулирования ВЭД, а также по созданию Интегрированной информационной системы ЕАЭС, на практике существуют некоторые проблемы. В первую очередь, то, что в государствах-членах ЕАЭС в разной степени реализован механизм «Единого окна». Системы «Единого окна» на сегодняшний день функционируют в Республике Армения, Республике Казахстан и Республике Кыргызстан. В Российской Федерации действуют лишь локальные проекты, а в Республике Беларусь пока только идёт подготовка к созданию такой системы в рамках формирования национальной системы безбумажной торговли (более глобального проекта, что уже само по себе предполагает создание цифровой торговой платформы). Но даже в государствах-членах ЕАЭС, где система «Единого окна» функционирует, имеются определённые недоработки.

В целом, в результате проведенного исследования ЕЭК оценила выполненную работу государствами-членами ЕАЭС по ключевым факторам создания успешно функционирующего механизма «Единого окна», где средний показатель составил чуть более 50%. Отмечаются различные проблемы внедрения механизма: низкая заинтересованность бизнес-сообщества, требование по предоставлению бумажных экземпляров документов вместе с электронными, слабая нормативная база по внедрению электронного документооборота, слабое межведомственное взаимодействие отдельных государственных органов и т.д.

При этом, например, в Республике Беларусь, где ещё не внедрена система «Единого окна», достаточно хорошо на законодательном уровне проработаны вопросы использования электронных документов, имеются электронные сервисы взаимодействия бизнеса и государственных органов, развито электронное таможенной декларирование. В то же время, в Республике Казахстан, где система «Единого окна» функционирует, было отмечено отсутствие баз данных и реестров, позволяющих накапливать сведения из отдельных документов, выдача которых возможна в электронном виде. Всё это свидетельствует о том, что требуется ещё значительная работа для того, чтобы в полной мере реализовать запланированное [9].

Поскольку создание Интегрированной информационной системы требует взаимодействия государственных органов государств-членов ЕАЭС, её создание и полноценное функционирование также во многом зависит от успешно действующих систем «Единого окна» в государствах-членах. Объединив информационные ресурсы на национальных уровнях, появляется возможность создать общие информационные ресурсы для обеспечения общих процессов в ЕАЭС на наднациональном уровне (рисунок).

Рисунок. - Интегрированная информационная система ЕАЭС

Источник: [8].

Заключение. В заключение хотелось бы отметить, что само понятие цифровой экономики предусматривает обеспечение «сквозных» экономических процессов, поэтому в современных условиях внешняя торговля также должна трансформироваться в непрерывный процесс. На наш взгляд, это возможно при условии создания цифровых торговых платформ, обеспечивающих осуществление всех этапов внешнеторгового процесса. Опыт некоторых стран демонстрирует, что в основе формирования таких платформ, как правило, лежит концепция «Единого окна», а также таможенные информационные системы, автоматизирующие процесс таможенной очистки, являющийся одним из наиболее затратных по времени и сложных в части количества процедур этапов внешней торговли. Предполагаем, что и для ЕАЭС одной из отправных точек цифровой трансформации могло бы стать создание цифровой внешнеторговой платформы на основе объединения всех имеющихся информационных ресурсов в таможенной сфере ввиду того, что именно таможенные аспекты представляют большую часть утверждённых в рамках ЕАЭС общих процессов. Экспертами ЕАЭС подсчитан положительный экономический эффект (порядка 50 млрд долл. США дополнительно к ВВП Союза за счет мультипликативного эффекта) от организации электронного взаимодействия государственных органов государств-членов ЕАЭС, бизнес-сообщества и физических лиц на уровне Союза. Успешное создание систем «Единого окна» станет залогом успешного формирования Интегрированной информационной системы ЕАЭС для обеспечения реализации общих процессов, что может стать основой цифровой платформы ЕАЭС для организации торговых процессов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Глоссарий ЕЭК [Электронный ресурс] // Евразийская экономическая комиссия. - Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/dmi/workgroup/Pages/glossary.aspx. - Дата доступа: 27.02.2018.

2. Кох, Дж. Новые подходы для развития «единого окна». Национальная торговая платформа как перспективная модель «единого окна» в Республике Сингапур [Электронный ресурс] / Дж. Кох // Единое окно на гребне нового технологического уклада : Междунар. науч.-практ. конф. по трансграничной безбумажной торговле. - Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/tam_sotr/edinoe_okno/Documents/SWfuture/1_2-RU_Koh_New%20Approach%20in%20SW.pdf. - Дата доступа: 05.03.2018.

3. Automated Commercial Environment (ACE) Features [Электронный ресурс] // U.S. Customs and Border Protection. -Режим доступа: https://www.cbp.gov/trade/ace/features. - Дата доступа: 05.03.2018.

4. Сун Хеун Ха. Инновации в трансграничной торговле: опыт Республики Корея [Электронный ресурс] / Сун Хеун Ха // Единое окно на гребне нового технологического уклада : Междунар. науч.-практ. конф. по трансграничной безбумажной торговле. - Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/tam_sotr/edinoe_okno/ Documents/SWfuture/1_3_-RU_Rama_Ha_Innovations%20(experience%20from%20K0REA).pdf. - Дата доступа: 05.03.2018.

5. Анищенко, В. Модель участия организаций ИКТ-сектора в создании национальной системы безбумажной торговли Беларуси [Электронный ресурс] / В. Анищенко // Семинар по подходам к анализу государственных процедур и бизнес-процессов в рамках развития механизма «единого окна». - Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/tam_sotr/SiteAssets/SWBPAseminar/2-3-1606.pdf . - Дата доступа: 05.09.2018.

6. Обзор совместного исследования Всемирного банка и Евразийской экономической комиссии: Цифровая повестка ЕАЭС 2025: перспективы и рекомендации (полная версия) ЕЭК [Электронный ресурс] // Евразийская экономическая комиссия. - Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/dmi/SiteAssets/Обзор%20ВБ.pdf. - Дата доступа: 05.03.2018.

7. «Единое окно» в системе регулирования ВЭД [Электронный ресурс] // Евразийская экономическая комиссия. -Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/tam_sotr/Pages/sw.aspx. - Дата доступа: 05.03.2018.

8. Интегрированная информационная система Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://system.eaeunion.org/#about. - Дата доступа: 05.03.2018.

9. Секербаева, Д. Результаты анализа текущего состояния развития механизма «единого окна» в государствах-членах ЕАЭС [Электронный ресурс] / Д. Секербаева // Развитие взаимодействия механизмов "единого окна : Междунар. семинар " - Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/tam_sotr/edinoe_okno/Documents/ SWIseminar/Rus/Session%203_1%20Ru.pdf. - Дата доступа: 05.03.2018.

Поступила 10.04.2019

FORMATION OF DIGITAL TRADING PLATFORMS: IMPLEMENTATION OF THE "SINGLE WINDOW" MECHANISM IN THE FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY OF THE EAEU MEMBER STATES

A. SHYMANSKAYA

The article outlines the tendency of the organization of the continuous trading process as the result of the formation of a "related" digital economy. It is analyzed the experience of some countries in the construction of a digital trading platform on the basis of the integration of automated customs systems and Single Window systems into an integrated digital ecosystem that unites all parties involved in foreign trade. In the article it is determined that for integration on the basis of a single digital platform of EAEU (which will be based on the Integrated Information System) with the aim of effective interaction of state bodies of the EAEU member states, it is necessary to unite the information resources of the national systems of the Single Window. The positive economic effect from the transition to electronic interaction of state bodies of the EAEU member states is noted. The article highlights some of the problems related to the implementation of the Single Window mechanism in the external economic activity of the EAEU countries, and notes the achievements in this direction. The construction of the digital trading platform of EAEU is proposed, taking into account the greatest elaboration of foreign trade issues at the supranational level of EAEU.

Keywords: digital economy, digital trading platform, automated customs systems, Single Window, EAEU.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.