УДК 316.723 ББК М.66.75
ПРОЦЕССЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ В СРЕДЕ МОЛОДЕЖНОЙ
СУБКУЛЬТУРЫ
*
Д.В. Сурвилайте
Санкт-Петербургский государственный университет
сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 192171, Санкт-Петербург, ул. Седова, 55/1
Работа выполнена на кафедре социологии СПбГУСЭ. Научный руководитель -д.с.н., профессор Р.А.Костин.
Социализация индивида - специальная задача, к решению которой имеют отношения факторы как внутреннего, так и внешнего характера. С одной стороны, это сам человек, поскольку развивает человеческие качества самостоятельно, с другой стороны, влияние оказывает окружающая среда, включающая в себя различные социальные факторы, такие, как дружеское общение, образование, культурное пространство, социальные институты, социальные процессы и пр. Их влияние может происходить целенаправленно или стихийно, сознательно или бессознательно, специально или косвенно.
Так что же представляет собой социализация? Американский социолог Нейл Смелзер определяет социализацию как «процесс формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям» [1]. Крупнейший польский социолог академик Ян Шепанский определил социализацию как «влияния среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей» [2]. «Социализация, - пишет И.С.Кон, - близка к русскому слову “воспитание”, значение которого несколько шире английского, несмотря на их тождественную этимологию. Но воспитание подразумевает прежде всего направленные действия, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства, тогда как социализация наряду с воспитанием включает ненамеренные, спонтанные воздействия, благодаря которым индивид приобщается к культуре и становится полноправным членом общества» [3]. По словам З.С. Серафимовой, социализация «раскрывает принципиальный механизм
Сурвилайте Диана Витаутовна, аспирант кафедры социологии СПбГУСЭ. Тел. : + 7 905 255 32 04; e-mail: Diana [email protected]
социального производства человека не как человека вообще, а в специфической общественно-исторической определенности структур его деятельности» [4].
В разных словарях социализация определяется как 1) «процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит», 2) «как процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социальнокультурного опыта», 3) как «процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе», 4) как «сложный, многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности» [5].
Можно подвести итог вышесказанному и определить в общих чертах процесс социализации как выработку соответствующих социальных позиций личности, на которую влияет ряд факторов:
1. Семья. Семья представляет собой основной фактор социализации личности. Это проявляется в том, что человек выбирает, часто копирует манеру поведения, присущую его родителям. Относительно молодежной субкультуры семья также играет ключевую роль в социализации индивида. Но значимым отличием социализации в среде молодежной субкультуры являются межпоколенческие противоречия, основанные на несовпадении идеалов, ценностей, образа жизни [1]
2. Отношения «равенства». Включение в общение с «равными». Под равными понимаются друзья одной возрастной группы, принадлежащие к одному поколению. Каждое последующее поколение имеет свои ценности, свои права, обязанности, традиции. Ярким примером данного фактора служит создание неформальных объединений, субкультурных сообществ. Причем представители одной субкультуры, но относящиеся к разным поколениям, могут иметь различные ценностные ориентации в рамках данной субкультуры, быть носителями одних традиций, но интерпретировать их через призму своего поколения. Так, лидером субкультурного сообщества может быть носитель идейных ценностей у одного поколения и физически сильный молодой человек у другого поколения.
3. Образование. Это формальный процесс, заключающийся в усвоении определенного круга учебных предметов. Кроме формального учебного плана в школе существует то, что социологи называют «скрытым» учебным планом: правила школьной жизни, авторитет учителя, реакции учителя на
поступки детей. Все это потом сохраняется и применяется в дальнейшей жизни индивида. [5]. Зачастую именно школа, влияет на приобщения молодого человека к молодежной субкультуре. Юношеский возраст (15-17 лет) отличают черты порывистости, дерзости, неустойчивости желаний, нетерпимости, усугубляемые переживаниями амбивалентности социального статуса (уже не ребенок, но еще и не взрослый). Те молодые люди, которые не вписываются в общую образовательную среду, в особенности «скрытого» учебного процесса, не имеют достаточно сил для преодоления социального отчуждения и, как правило, становятся членами молодежной субкультуры, где находят близких себе по духу людей.
4. Средства массовой информации - фактор воздействия на поведение и взгляды людей. СМИ оказывают значительное влияние на социализацию индивида. Это связано с тем, что средства массовой информации тесно взаимосвязаны с культурной средой, в большей степени это заметно среди молодых людей, поскольку у них еще не сформировались культурные и ценностные ориентиры. К сожалению, в настоящее время часто приходится сталкиваться с очень низким уровнем социальной ответственности среди представителей СМИ и людей, контролирующих их.
5. Труд. Во всех типах культуры труд является важным фактором социализации индивида.
6. Организация. Молодежные объединения, церковь, свободные ассоциации, спортивные клубы, и т.д. Для молодежной субкультуры фактор организации играет одну из главных ролей. Особенно его влияние усиливается в период экономических, социально-политических, культурных изменений в обществе. Это происходит из-за того, что ломаются привычные жизненные стереотипы, порождая состояние беспокойства, неуверенности, стресса. А выбор тех или иных культурных ценностей связан с групповыми стереотипами, несогласие с которыми может отнести индивида в разряд «отверженных», и, наоборот, принятие данных стереотипов может способствовать приобщению к референтной группе.
7. Социальное неравенство. Данный фактор, влияющий на процесс социализации, прослеживается при определении престижной иерархии посредством уровня образования, в определенной мере местожительством, социальным статусом, доступом к материальным благам, половой принадлежностью, в какой-то мере и национальностью. Однако в любом случае сохраняется культурный конформизм в рамках неформальной группы общения, неприятие, от мягкого до более агрессивного, других ценностей и стереотипов.
Необходимо отметить, что процесс социализации в среде молодежной субкультуры не мыслится без процесса социального развития молодежи в целом. Социальное развитие молодежи представляет собой объективный, но в то же время регулируемый обществом процесс, который приводит к необратимым взаимопроникающим социальным изменениям молодого поколения и всего общества в ходе становления этого поколения как субъекта общественного производства и общественной жизни, отражающей основные цели и прогресс (регресс) всего общества. Молодежная субкультура, являясь частью общей культуры существующего общества, в частности, молодежной культуры, неминуемым образом реагирует на процесс общественного развития и взаимопроникающие изменения. В большинстве случаев всплески развития молодежной субкультуры являются следствием общественного прогресса или регресса. Если проследить за особенностью, вытекающей из объективности процесса развития молодежной субкультуры как социального явления, можно заключить, что не всякое изменение характеризует развитие молодежной субкультуры, а лишь осуществляемое в единстве таких его свойств, как необратимость и направленность. Свойство необратимости социальных изменений в данном случае характеризует устойчивость процесса и отличает развитие молодежной субкультуры от ее функционирования, а направленность изменяющихся характеристик молодежной субкультуры придает процессу развития внутренне взаимосвязанный характер [7].
Таким образом, социальное развитие молодежной субкультуры представляется как изменение ее социальных характеристик в процессе становления как субъекта общественного воспроизводства на количественном и на качественном уровне. То есть важна не только способность молодого поколения принимать и воспроизводить структуру общественных отношений, полученную от старших поколений, но и участвовать в ее преобразовании. Под воздействием подобных преобразований происходит преобразование и самой молодежной субкультуры. Следует отметить, что социальная деятельность и активность молодежной субкультуры происходит опосредованно через ее сознание, в форме определенной структуры потребностей, интересов и ценностей [5]. Происходит формирование мотивационной сферы молодежного сознания, что, безусловно, применительно и к молодежной субкультуре. Здесь на мотивационную сферу сознания влияют условия жизнедеятельности, процесс становления молодого человека в среде молодежной субкультуры, культурная составляющая и общественные установки. В процессе социализации происходит не просто познание и усвоение социальных норм и
культурных ценностей общества, а преобразование их в собственные интересы, потребности.
Следует отметить, что фундаментальные мотивационные установки личности формируются в процессе социализации молодежи в целом. В данном случае речь не идет о мотивировке какого-то определенного вида деятельности или поступка, наиболее характерных при изучении молодежной субкультуры. При фундаментальной мотивационной установке личности социализация не сводится к имитации социальных ролей, а предполагает «процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в среду» [8]. Поэтому в социализации выделяются познавательный и преобразовательный этапы, применительные в том числе и к молодежной субкультуре. На познавательном этапе основным способом деятельности является имитация, посредством которой происходит вхождение в субкультурную среду, изучение стереотипов поведения, языковых особенностей, приобщение к традициям. Доминанта преобразовательного этапа выражена в нововведении, суть которого представлена в переходе некоторой системы из одного состояния в другое.
Жизненный цикл нововведения включает в себя следующие стадии: разработка, проектирование, использование, устаревание (на этой стадии происходит исчерпывание возможностей и появление альтернативного новшества). В свою очередь, жизненный цикл нововведения будет означать следующую стадийность: зарождение (осознание потребности, возможности изменений), освоение (осуществление изменений), диффузия (многократное повторение нововведения). Следует отметить, что нововведение не считается полностью завершенным, если оно остановилось на любой из промежуточных стадий [9, 10]. Вышеприведенный цикл вполне универсален и подходит к стадиям преобразовательного этапа в процессе социализации в молодежной субкультуре. Необходимо подчеркнуть, что на сегодняшний день выделяют два типа нововведения: программируемое внедрение, когда индивид приспособливается к новшеству и, наоборот, адаптивное внедрение, когда нововведение меняется в соответствии с условиями индивида. В любом случае, независимо от типа нововведения, происходит резкий всплеск развития и динамики молодежной субкультуры. В частности, это связано с тем, что на определенном этапе развития общество в своей социализаторской деятельности уже не успевает справляться с этой задачей, не поспевает за скоростью происходящих социальных изменений. Это происходит не потому, что у него не хватает каких-то ресурсов - финансовых, правовых или еще каких-либо. Здесь обнаруживается дефицит главного ресурса -
интеллектуального, то есть время не осмыслило ни значения существующей проблемы, ни необходимости поиска средств ее разрешения, ни необходимости направления туда сил и ресурсов [9]. А поскольку социализация не является пассивным отражением действительности, она предполагает непосредственное включение в общественную жизнь. При этом она носит двусторонний характер: социализация как форма принятия общественных отношений и как форма обновления общества, связанная с включенностью в его жизнь молодежи, в частности, представителей молодежной субкультуры. Однако здесь важно иметь в виду, что обновление общества, проходящее через молодежную субкультуру, может принимать и односторонние формы отрицания всего предшествующего опыта, культурного наследия.
Оптимальным способом соотношения вышеупомянутых форм социализации является социальная инициатива, когда молодежь не просто приспосабливается к обществу, но и становится субъектом социальной деятельности. Этот двусторонний подход делает молодежь не только зрителем, но и инициативным автором исторических событий, человеческим фактором развития общества [5].
Успешный или неудачный результат социализации во многом зависит и от того, какие методы были использованы при ее осуществлении. Для того чтобы результат социализации принес успех и помог в развитии и адаптации молодого человека, в особенности если это представитель молодежной субкультуры, необходимо постоянно оказывать поддержку и помощь в преодолении духовной слабости, растерянности и пр. Эта поддержка может осуществляться как в ходе целенаправленного воздействия на молодого человека в системе воспитания, так и под влиянием широкого круга других воздействующих факторов (семейного и внесемейного общения, средств массовой информации, искусства, образования и др.)
Расширение и углубление социализации молодого человека, в том числе и представителя молодежной субкультуры, происходит в трех основных сферах: деятельности, общении и самосознании [11]. На
формирование личности и приобщение ее к среде молодежной субкультуры решающее влияние оказывают следующие факторы:
- воспитание - здесь речь идет о воспитании в широком смысле слова, о воздействии общества на индивида;
- окружающая социальная среда - это та среда, в которой человек постоянно находится, воспитывается и формируется;
- активность самой личности, ее самостоятельность в выборе знаний, их усвоении;
- умение сопоставить различные точки зрения, критически их оценивать;
- активное участие в практической, преобразовательной деятельности.
Молодежь, в особенности представители молодежной субкультуры -активный субъект социальной жизни, поскольку именно молодежная субкультура одной из первой реагирует на социальные изменения в обществе. От такой социальной активности зависит и «результат» социализации молодежной субкультуры.
Процесс социализации в молодежной субкультуре не мыслится без процесса становления личности. И если речь идет о гармоничном развитии личности, то имеется в виду целостное рассмотрение биологического, психологического, социального, культурного, мировоззренческого уровней. Повышенное внимание к одному из перечисленных уровней может привести к искаженному представлению о формировании личности. Специфика взаимосвязи отдельных компонентов в ходе развития личности отражается и в характере деятельности. Например, посещение развлекательных мероприятий, участие в ролевых играх для представителей молодежной субкультуры не требует от участников высокого уровня социализации и сформированности мировоззрения, при этом об их полном исключении речь не идет. Учебно-производственной деятельности сопутствует возрастание роли социального фактора, творчески преобразовательная деятельность предполагает наличие зрелого мировоззрения. Можно проследить следующую тенденцию: чем ниже мировоззренческий уровень у молодого человека, тем легче его вовлечь в среду молодежной субкультуры. Если в ходе развития личности какие-то фазы выпадают, то такой индивид также никогда не сможет сформироваться как полноценный человек.
Вероятно и то, что становление личности в рамках молодежной субкультуры задается определенной схемой взаимодействия между индивидами, между индивидом и группой, между индивидом и природой. Схема эта оказывается довольно жесткой, строго регламентированной во времени и пространстве, тем самым представляя собой совокупность упорядоченных во времени и пространстве звеньев. Такая упорядоченность регулируется и обеспечивается на социальном уровне традициями, привычками, ритуалами и пр. [5]. Становление личности происходит в постоянном противоречии между потенциями (умениями, навыками, интеллектом) и тенденциями (целями, стремлениями, планами). Особенно остро это противоречие заметно у молодых людей, потому что необходимо делать жизненный выбор, принимать решение о том, как строить свое будущее [5]. Происходит столкновение с двумя основными жизненными задачами: самоопределение в профессиональной сфере и создание своего круга общения, включая поиск любимого человека, друзей. Невозможность
понимания и восприятия своих жизненных целей, поиск путей реализации основных жизненных задач приводят к стрессовым ситуациям, неспособности к гармоничному развитию личности. Выходом из такого стрессового состояния может оказаться вовлеченность в молодежную субкультуру, характеризующаяся отчуждением от основных нормативных ценностей, ценностей большинства.
Поэтому прежде чем сделать правильный выбор, необходимо прислушаться к себе, понять свои интересы, особенности, возможности реализации своих планов. Для этого существуют три пути самосознания, состоящие из мнения и оценки людей, социального сравнения со своими сверстниками и самооценки. Кроме того, раскрытие личности с социальной стороны, включение в систему общественных отношений происходит в определенную историческую эпоху. Поэтому важнейшими характеристиками выступают социальные статусы, которые личность занимает в различных группах, организациях, и роли - устойчивые социальные функции, которые она выполняет. Осознавая и принимая свои статусы и роли, человек принимает участие в общественной жизни, в развитии содержания социализации, оказывая воздействие на социализирующее пространство. При этом он сталкивается с проблемами самореализации в своих личных и общественных интересах, что сказывается на появлении новых субкультур и увеличении числа членов субкультур, имеющихся на сегодняшний день.
Очевидно, что соотношение конкретной исторической эпохи, инновационного потенциала молодежи, нравственных установок личности, социальных институтов, потребностей, мотивов, интеллекта, самосознания, культурного уровня и пр. - всегда было одной из важнейших проблем в процессе социализации в молодежной среде.
ЛИТЕРАТУРА
1. Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. М., 1994.
2. Шепанский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969.
3. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988.
4. Серафимова З.С. Проблемы социализации юношества в условиях НТП: дис.... канд. филос. наук. М., 1990.
5. Социология молодежи: Учебник / Под ред. В.Т.Лисовского. СПб: Изд-во СПбгу,1996.
6. Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // Социс. 2000. №3. С. 124-128.
7. Чупров В.И. Развитие молодежи: концептуализация понятий // Молодежь России: социальное развитие/ Отв. ред. Н.С.Слепцов. М.,1992. С. 6-22.
8. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980.
9. Иваненков С.П. Проблемы социализации современной молодежи. СПб, 2008.
10. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. М.,1989.
11. Краткий словарь по социологии. М., 1989. С.318-319.