УДК 316.334.3 ББК 60.561.3 Г 23
А.М. Гатиева,
доцент кафедры педагогики и технологий дошкольного и начального образования, Армавирский государственный педагогический университет, 352900, Краснодарский край, г. Армавир, ул. Розы Люксембург, 159, тел. (раб.): (86137) 3-16-37, факс: (86137) 3-16-37, E-mail: pragpuamail.ru
Политическая социализация: основные теоретические подходы исследования
(Рецензирована)
Аннотация: в представленной статье рассматриваются процессы трансформации социума, складывание новых социальных групп, актуализируются факторы, способствующие формированию политической социализации молодёжи. Выделяется вектор социализации индивида, описываются этапы первичной и вторичной социализации, исследуются различные модели политической социализации. Выявляется значение агентов политической социализации, формирующих положительную установку личности на политическую систему и структуру общества. Рассматривается модель политической социализации («подчинения»), сформированной Т. Гоббсом, и модель («интереса»), представленная Г. Спенсером и А. Смитом. Прогнозируется возможное политическое поведение индивида в зависимости от повседневного латентного влияния семьи.
Ключевые слова: политическая социализация, политическое воспитание,
политическое образование, первичная социализация, вторичная социализация, модели политической социализации, теории политической социализации.
На современном этапе в российском обществе происходят принципиальные изменения, оказывающие влияние на его политическое, культурное, социальное и экономическое развитие. Формирование новых социально-политических отношений способствует трансформации основ политической культуры социума и каждого индивида в частности. Социальная трансформация современного российского общества ведет к складыванию новых социальных групп с присущими только им системами ценностей, в том числе и политических. По мнению Н.А. Головина, наиболее специфичные для постсоветской России проблемы политической социализации - особенности формирования новой политической идентичности, усвоение ценностей в условиях кризиса общества..., формирования отношений в новой общественной системе... [1]. Социализация индивида, направленная на формирование у него принятого в социуме определенного набора политических и социальных норм, ценностей и установок, является важнейшим фактором интеграции и стабильности общества. Процесс политической социализации личности обусловлен влиянием и условием социальной среды вообще и политической системы общества в частности. Политическая социализация индивида осуществляется через интериоризацию культурных норм и ценностей общества. В связи с этим интерес к процессу политической социализации становится тем активнее, чем больше он может оказать влияние на усвоение индивидом норм и ценностей общества и формирование вектора развития общества согласно интересам власти. Необходимость политической социализации для сохранения в обществе сложившейся политической системы связана, прежде всего, с приходом новых поколений общества, что приводит к необходимости рекрутирования подрастающего поколения в политическую систему с заранее заданными идеологическими нормами и ценностями, установками поведения.
«Социализация (от лат. socialis- общественный) - процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества» [2]. Термин «социализация» применительно к формированию личности был введен в оборот американским социологом Ф. Гидденсом в работе «Теория социализации» (1887г.). Социализация как общественный процесс обеспечивает личности социальную адаптацию, интеграцию и интериоризацию, т.е. приспособление индивида к социально-экономическим условиям, социальным организациям и институтам, усвоение им социальных норм различных уровней общества, освоение ролевых функций в социуме. Вектор социализации индивида определяется социальным характером общества, содержанием, целью и ожидаемым результатом данного процесса, при этом происходит выделение характерных для этого процесса черт:
- закрепление в сознании индивида приоритетных норм и ценностей социума, посредством которых общество вырабатывает у индивида сложившиеся на их основе заданные формы поведения;
эффективность процесса социализации обеспечивается определенной системой мер, посредством которой общество предписывает индивиду образцы поведения;
- в ходе социализации индивида общественная система способствует формированию прямых и косвенных институтов, агентов, инструментов, механизмов и методов процесса социализации;
- социализацией являются также результаты действия самой личности в ходе процесса социализации.
С середины XX века в научных работах термин «социализация» начинает использоваться применительно к формированию политического сознания личности - «политическая социализация», его ввели в научный оборот Д. Истон и Г.Г. Хаймен. В научной литературе термин «политическая социализация» объясняется как «...процесс, в ходе которого у личности поэтапно формируются определенная картина политического мира, опыт политической деятельности и политического общения» [3]. Политическая социализация способствует усвоению индивидом политических норм и ценностей социума, накопленных предыдущими поколениями, а также приобретению необходимых для участия в политической жизни общества навыков и опыта. Политическая социализация индивида направлена на формирование у него понятия идентичности с социальной (политической, конфессиональной, этнической) группой, принятие и усвоение им интересов этой группы. Посредством осознания своей идентичности у личности формируются контуры политического мышления, которые она выражает в определенных действиях, имеющих политический характер, - митингах, выборах, акциях, имеющих политическую направленность. Осознание политической идентичности с общественной системой характеризует установку политического сознания индивида в отношении политической власти, политических лидеров и институтов этой власти как положительную. Стабильность политической системы обеспечивается эффективностью процесса политической социализации во всех слоях общества.
Эффективная политическая социализация способствует полноправному вхождению личности в общество, обеспечивая воспроизводство политической и культурной системы данного общества. Исследуя влияние процесса политической социализации, политического воспитания и политического образования на подрастающее поколение, А.И. Щербинин отметил, что «политическая социализация воспроизводит в каждом новом поколении сложившиеся стереотипы восприятия политического мира. Политическое воспитание нацелено на адаптацию человека к условиям, задаваемым каждой эпохой или ее этапом, и связано с поддержанием баланса в системе. Политическое образование, наряду с консервативной составляющей (что роднит его с политической социализацией и политическим воспитанием), включает в себя элемент инновационного прорыва и предполагает развитие интеллектуальных, критических способностей индивидов» [4].
В ходе исследовании процесса социализации П. Бергер и Т. Лукман [5] выделили два этапа: первичная социализация включает приобретение индивидом политических норм и ценностей
общества при передаче их от старшего поколения к младшему. На этом этапе индивид «вбирает» ценности и нормы общества в процессе общения со значимыми «другими»: семьей, церковью, школой. Выступая в роли институтов социализации, они оказывают воздействие на вектор данного процесса. Этап вторичной социализации означает приобретение индивидом новых политических знаний и опирающегося на них опыта, что возможно через участие индивида в политической жизни страны или под воздействием различных факторов. «Происходит идентификация индивида не только с конкретно значимыми «другими»,... но и отождествление себя со всеобщностью «других», т.е. с обществом» [6]. Оба этапа тесно переплетаются в реальной жизни и, взаимодействуя друг с другом, способствуют стабильности политической системы общества.
Политическая социализация имеет прямую, стихийную и латентную формы. Для прямой (целенаправленной) формы политической социализации свойственно совокупное взаимодействие социальных и политических институтов, агентов и механизмов, ориентирующихся на нормы и ценности с выраженным политическим характером, что способствует осознанию и усвоению индивидом прямых политических установок. В качестве примера можно взять влияние детских и молодежных политических организаций в школе на формирование положительных установок в отношении существующей политической системы. При латентной (косвенной) форме политической социализации у индивида вырабатываются установки, которые могут не являться политическими, но оказывать влияние на его оценку политической системы общества и поведение по отношению к ней. В данном случае примером могут являться члены семьи, формирующие у индивида положительное или отрицательное отношение к системе государства, его структуре и политике вообще, учебники, литература историко-патриотического содержания и т.п. В стихийной социализации значительную роль играют СМИ и молодежные субкультуры.
В ходе исследования процесса политической социализации различными направлениями и научными школами, были сформированы и получили развитие теории, концепции, выделены базовые модели политической социализации. Однако сформированные теории и концепции с учетом новых исторических реальностей подвергаются пересмотру и переоценке, получают новые смысловые парадигмы в ходе трансформации общественных систем. Одни и те же политические институты в условиях различных культур с их уникальным набором ценностей и установок дают различные результаты. Необходимо отметить, что политические нормы, установки и ценности существуют в конкретном социальном контексте и опираются на определенную культуру, в связи с чем трансформация экономического, культурного и политического окружения индивида, место и время действия выступают в роли трансформирующих факторов, которые необходимо учитывать в исследовании процесса политической социализации.
Социальное и политическое самоопределение личности является существенным фактором развития общества на различных этапах его развития. Еще в Древней Греции и Спарте рассматривали два принципиально отличных подхода к решению проблемы воспитания индивида. Одни считали, что в воспитании должен преобладать диалог равноправных субъектов данного процесса, другие опирались на необходимость жесткой дисциплины и слепого подчинения государственной власти.
Современные модели политической социализации сформировались под влиянием двух моделей: модели «подчинения», сформированной Т. Гоббсом, и модели «интереса»,
сформированной Г. Спенсером и А. Смитом, исследовавшим взаимоотношения личности и власти. В основе модели «подчинения» находится понимание личности как пассивного объекта управления, которая в силу такого своего положения должна подчиняться властвующей элите. Модель «интереса» направлена на активизацию индивидуального участия личности в политическом процессе в противовес коллективной политической деятельности.
Концепции политической социализации стали активно исследоваться и разрабатываться со второй половины XX века вследствие развития кризиса, охватившего политическую систему западного общества. Анализ эмпирических исследований позволил выделить несколько
теоретических подходов, которые могут стать основой для изучения процесса политической социализации.
Наибольшее распространение получила трактовка социализации личности, в основе которой находятся исследования 3. Фрейда. Данный подход рассматривается как процесс развития личного контроля индивида, сформировавшийся на основе установок контроля со стороны общества.
В основу следующего подхода легло понятие социализации как результата межличностного общения. Он получил свое развитие в теории символического интеракционизма Ч.Х. Кули [7] и Дж.Г Мида [8], считавших, что формирование личности происходит в совокупности взаимодействия индивида с окружающей средой. По мнению Ч. Кули, осмысление своей национальной, социальной и политической принадлежности «в сознании человека стимулируется смутными образами во многом личного характера. Представление ... насыщено разнообразным содержанием и связано со многими чувственными символами, такими, как флаги, музыка и ритм патриотической поэзии, которые не являются непосредственно личными; но это, главным образом, представления об индивидуальных особенностях, которым мы привержены, которые нам нравятся и отличают нас от других -чужих и непохожих на нас» [7]. Через осознание ролей «другого» в данном процессе идет формирование собственного «Я» индивида, личность осознает себя через идентификацию с политической и социальной группой. Уровень развития индивида зависит от разнообразия и широты систем взаимодействия, в которых он участвует.
Интеракционизм оказал определенное влияние на формирование модели политической социализации как ролевой тренировки, хотя ее фундаментом является структурный функционализм Т Парсонса [9], М. Вебера [10], Э. Дюрк-гейма [И], отмечавших, что включение индивида в социум осуществляется посредством усвоения необходимого набора ролей в соответствии с общественными нормами и стандартами поведения. То есть общество, приобщая индивида к нужным поведенческим стандартам, осуществляя над личностью контроль, обеспечивает тем самым собственное воспроизводство.
Большую роль в исследовании процесса политической социализации играют направления, опирающиеся на модель «подчинения», получившую развитие в рамках бихевиоризма. Процесс социализации рассматривался через усвоение индивидом определенных норм поведения, стимулирующегося аверсивным контролем - системой поощрений и наказаний. Один из разработчиков данного направления Б. Скиннер отмечал, что поведение индивида можно достоверно определить, предсказать и проконтролировать условиями окружения. Бихевиористы Г. Лассуэлл и Ч. Мерриам и представители системного подхода в политике Г. Алмонд, С. Верба [12], Д. Истон, Дж. Деннис [13] представляют процесс политической социализации как воздействие общества на индивида с целью формирования у него положительных установок в отношении политической системы. При этом роль личности в данном процессе пассивна, она должна осознать и усвоить нормы и стандарты политического поведения, принятые в обществе. Система контроля со стороны властных структур в ходе данного процесса способствует формированию политического сознания индивида с заданной характеристикой и возможной модификацией в зависимости от требований политической системы.
В рамках модели «интереса» были разработаны теория конфликта (М. Вебер, Г. Моска), трактующая социализацию как процесс привнесения лояльности в группу; теория плюрализма (Р Даль, В. Харт), в которой индивид участвует в политическом процессе через группы, объединенные общим интересом; теория гегемонии (Р. Даусон, К. Превитт), в основу которой легло понимание политической социализации как определенной формы взаимодействия индивида и политической системы. Согласно данным теориям обусловленность интересов способствует формированию у индивида установок активного взаимодействия с политической системой, ориентирует на достижение конкретных целей в конкретной ситуации.
Наиболее приемлемой на современном этапе считается концепция политической поддержки, разработанная Д. Истоном и Дж. Деннисом, в основе которой находится понятие о политической социализации» как о процессе обучения индивида социальным ролям, через
усвоение и выполнение которых он входит в политическую систему общества. Л. Коэн, Р. Липтон, Т. Парсонс поддержали эту концепцию, активизируя внимание в исследованиях на взаимодействии индивида с политической системой через ее институты. Концепция рассматривается с точки зрения возможности поддержки в обществе стабильности политической властью через взаимодействие этой власти с окружающей средой (культурной, социальной, экономической). Это взаимодействие может осуществляться через механизм «входа - выхода». На «вход» системы поступают поддержка и необходимые требования, а на «выход» они проявляются в действиях политической власти. В концепции определялась необходимость добровольного принятия индивидом политической системы общества, осознания ее легитимности и законности. В связи с этим возросло значение агентов политической социализации, чья роль заключается в формировании положительных установок личности на политическую систему и структуру общества: семья, школа, церковь и т.д.
В процессе политической социализации семья занимает первое место, т.к. именно она способствует ознакомлению ребенка с базовыми политическими ценностями и нормами, формированию позитивного или негативного отношения к ним. Так, Д. Истон, Э. Фромм [14] отмечают, что на процесс политической социализации индивида оказывает большое значение опыт, приобретенный в раннем детстве, когда ребенок усваивает политические предпочтения членов семьи. Эффективность политической социализации индивида в данном случае опирается на повседневное латентное влияние семьи. Полученные индивидом в семье политические установки и примеры поведения в отношении политической структуры и власти в дальнейшем процессе социализации выступают в роли фильтра, оказывая воздействие на осознание и усвоение индивидом политических ценностей.
Примечания:
1. Головин Н.А. Теоретико-методологические основы исследования политической
социализации. СПб., 2004. С. 9.
2. Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М., 1989. С. 603.
3. Социологический энциклопедический словарь. М., 2003. С. 93.
4. Щербинин А.И. Что же будет с Родиной и с нами? Предвзятые заметки о российской политической науке и проблемах политического образования // Политические исследования. 2003. № 4. С. 172.
5. Бергер П., Лукман Т Социальное конструирование реальности. М., 1995.
6. Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения,
социолизационная траектория // Социс. 2003. № 1. С. 114.
7. Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок. М., 2000.
8. Мид Дж. Аз и я // Американская социологическая мысль. М., 1994.
9. Парсонс Г. Система современных обществ / пер. с анг. Л.А. Седова, А.Д. Ковалева;
науч. ред. пер. М.С. Ковалева. М., 1998.
10. Вебер М. Основные понятия стратификации // Социс. 1994. № 5.
11. Дюркгейм Э. Социология образования / пер. с фр., сост., послесл., замечания А.Б.
Гофмана. М., 1995.
12. Алмонд Г, Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Полис. 1992. № 4. С. 2-34.
13. Истон Д., Денис Дж. Дети в политической системе: основа политической
законности // Вестиик МГУ! Сер. 18. Социология и политология. 2001. № 3.
14. Фромм Э. Характер и социальный процесс // Психология личности. Тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М., 1982. С. 48-55.