Научная статья на тему 'Социализация личности и девиантное поведение в молодежной среде'

Социализация личности и девиантное поведение в молодежной среде Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3126
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социализация / социализационная норма / отклоняющаяся социализация

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шамкова Светлана Владимировна

На основе анализа социологических подходов понятия социализации автор рассматривает социализационную норму и отклоняющуюся социализацию. Представлены некоторые результаты авторского исследования суицидальных попыток молодежи Санкт-Петербурга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социализация личности и девиантное поведение в молодежной среде»

УДК 316.4 ББК 60.5

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ И ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

С.В. Шамкова

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, Кавалергардская, 7, лит.А

Современное российское общество характеризуется динамичным развитием, сопряженным с нестабильностью и неустойчивостью политических, социальных, экономических процессов. Изменения последних десятилетий в высокой степени отразились на функционировании важнейших институтов социализации, ослабление позиций которых актуализировало социальные проблемы молодежи. Одной из важнейших задач государства как социального института является создание крепкого, стабильного общества, способного к активной жизнедеятельности и воспроизводству. В свете этого одной из проблем современного российского государства (равно как и самого общества) является девиантное поведение.

Молодежные девиации представляют собой широкий спектр актуальных социальных проблем, исследование которых невозможно вне рассмотрения феномена социализации: ведь одним из определяющих критериев баланса стабильности социальной структуры в целом, а значит, и личности - в частности, считается поддержание человеческого потенциала, который в свою очередь и образует социальную систему. В этом контексте подразумевается не только обеспечение биологического воспроизводства людей, но и создание условий для их развития. Социализация при этом является важнейшим фактором стабильности общественной системы, необходимой преемственности в ее развитии [1, с. 96-98].

Проблема социализации приоритетна преимущественно для определенной возрастной группы - молодежи, что определяется вполне понятными причинами. Немаловажным представляется то, что исследования социализации молодежи имеют весомое практическое значение, например, в социальной работе с молодыми людьми, с семьей, в том числе при реализации превентивных и коррекционных технологий. Кроме того, изучение специфики современных социализационных механизмов обеспечивает разработку и внедрение инновационных технологий социальной работы. Исследование тем и актуально, что дает возможность повлиять на процесс формирования личности, указать пути ее преобразования и совершенствования, вскрывая факторы, определяющие становление личности.

Т. Парсонс отмечал, что девиантное поведение является сбоем в социализационном процессе [2, с. 35-39]. С точки зрения С. Л. Сибирякова,

в механизме формирования девиантного поведения определяющую роль играет социализация как определенный тип воспитания, а также система внутрисемейных отношений, родители, их нравственно-психологический облик, уровень общего развития, имеющиеся отклонения и т.д. [3, с. 16].

В. С. Афанасьев называл социализацию стержневым процессом формирования девиантного поведения, отмечая, что противоречия социализации находят свое выражение в девиантогенных факторах [4, с. 90].

Не всегда сформированное человеком становится позитивным, что приводит к девиантным проявлениям, крайней формой которых является суицид - лишение себя жизни, отрицание становление личности, человеческой жизни вообще. Понятие нормы социализации в этом аспекте становится определяющим для исследования отклоняющегося поведения, а также для выявления возможных способов нивелирования развития девиаций. Принято считать социализацию успешной, если человек осваивает необходимые социальные роли, одобряемые обществом, социальные нормы и стереотипы поведения. Но успех процесса зависит и от того, как социальные институты и организации влияют на личность. Определено, что баланс институциональных и внеинституциональных влияний на личность является условием для успешной социализации личности. Нарушение баланса в пользу стихийных агентов влечет за собой снижение успешности социализации, возможное появление различного рода девиаций в поведении личности.

Кратко рассмотрим современное состояние и тенденции общепризнанных институтов социализации. Ситуация такова, что семья как социализирующий институт испытывает объективное давление со стороны новых социальных реалий, к которым оказалась не готова. Хотя позиции семьи достаточно сильны, отмечаются разрушительные тенденции социума. Интересен тот факт, что это касается не только так называемых неблагополучных семей, но и угрожает институту в целом [5, с. 260].

Российское общество нередко отвергает теоретические основы советской педагогики и воспитания, однако становление новой образовательной системы проходит чрезвычайно трудно и болезненно. Яркими примерами являются, в частности, активные реформы в сфере образования и попытки внедрения нововведений в образовательный процесс, часто без прогнозирования негативных последствий.

В современных исследованиях социализации большое значение уделяется влиянию средств массовой информации (телевидение, радио, печать, компьютерные сети), при этом отношение к данному институту постепенно меняется. Если в восьмидесятые годы отмечалось положительное влияние средств массовой информации на социализацию, то сегодня значительное число исследований посвящается негативному влиянию этого института. Потребление продуктов массовой культуры, засилие различного рода низкопробных компьютерных материалов, безусловно, могут вызывать отклонения в социализационном процессе. Например, своевременно отметить наличие в Интернете достаточно большого количества

информации, содержащей призывы к совершению суицидальной попытки, обсуждения наиболее приемлемого способа.

Нельзя не упомянуть о роли сверстников в процессе социализации. Безусловно, в такой среде, где отношения более демократичны, новое поколение осваивает возрастные права и обязанности, статусы и роли, вступают в контакты, отношения между собой, создавая неформальные объединения, которые в последнее время широко изучаются. Необходимо указать, что молодежные субкультуры современного российского общества нередко становятся девиантными и делинквентными по сути и содержанию.

Для определения успешной социализации личности можно выделить следующие критерии:

- содержание сформированных установок, стереотипов, ценностей;

- адаптация личности в обществе;

- социальная идентичность.

По мнению А.И. Ковалевой, социализационная норма есть установленный и отрегулированный социальный механизм вхождения индивида в общество, развития индивида в полноправную человеческую личность, которая обладает индивидуальными и социально-значимыми чертами [1, с. 143-146]. Социализационную норму также можно определить как принятый в данном обществе ориентир личностного развития с учетом его возрастных и индивидуально-психологических характеристик. Сущность понятия нормы социализации определяется на основе базовых понятий процесса социализации - общество, личность, социализация, образование, воспитание и т.д. При этом социализационная норма непосредственно обусловлена параметрами данного общества. Ее регуляторами выступают культура, социальные нормы и ценности. Рассматриваемое понятие неразрывно связано и с социальными типами личности, с возрастными особенностями индивида, его статусно-ролевыми характеристиками.

Формализация нормы осуществляется в правовых актах, имеющих то или иное отношение к социальному воспроизводству человеческого потенциала общества, фиксируется с помощью уставов, положений, программ, инструкций и других документов, регулирующих жизнедеятельность людей в социальных институтах. Кроме того, социализационная норма является важнейшим компонентом общественного мнения, выступающим в данном случае неформальным регулятором поведения людей.

В вопросе о генезисе социализационной нормы можно отметить несколько моментов. Если в условиях примитивного способа производства общественной жизни социализация носила естественный характер, появление письменности способствовало усложнению процесса социализации, что позволило рассматривать систему передачи между людьми и даже поколениями. В результате дальнейшего постоянного усложнения процесса социализации сложилась и совокупность правил для «становящейся» личности. В настоящее время процесс развития социализационной нормы продолжается. С учетом изменений, происходящих в обществе,

социализационная норма также трансформируется. Изменение ценностных установок, идеалов приводит к размыванию образцов поведения, пересмотру нормативов жизнедеятельности людей, изменяется реальное поведение людей. В связи с комплексными изменениями в социальной системе определяются новые условия, механизмы социализации, утрачивается и претерпевает изменения общественный идеал.

Необходимо выделять, по крайней мере, три уровня функционирования социализационной нормы: норма социализации индивида (связана с

индивидуальными особенностями); норма для социальной группы (связана с особенностями той или иной группы); общесоциализационная норма, отражающая состояние развития общества в целом.

Безусловно, важно рассмотреть вопрос оценки эффективности социализации, который является определяющим для практических выводов. При оценке результативности процесса возникают трудности в связи с многоплановостью такового, широтой функционирования, наличием как организованных и упорядоченных, так и стихийных агентов, участвующих в процессе социализации. Крайне сложно оценить соответствие достигнутого социализационной норме, так как процесс протекает постоянно, на протяжении всей жизни человека и крайне индивидуален. В свою очередь динамичность этого процесса не позволяет представить его полную картину. Важным является и то, что процесс интеграции индивидов не является простой суммой процессов социализации отдельных индивидов.

По аналогии с уровнями социализационной нормы, можно обозначить следующие уровни отклоняющейся социализации: отклоняющаяся

социализация индивида (проявление на индивидуальном уровне); определенной социальной группы (типичны для представителей какой-либо группы), социализационная не-норма в обществе (широкомасштабная аномия). Применяя данную дифференциацию, самоубийство отдельного человека можно рассматривать как отклонение социализации на уровне индивида, а, например, самосожжение вдов в Индии, харакири самураев - на уровне социальной группы.

В действительности можно отметить следующие отклонения: ускоренная, принудительная, запаздывающая социализация. Рассматривая современное общество как кризисное, следует говорить о неполноценной социализации, когда социум не располагает достаточными условиями для своевременного протекания процесса формирования личности, не отвечает динамике процесса. Этому способствует снижение гарантий по получению образования и профессии, трудоустройства, ограничение или полное отсутствие культурных, досуговых, спортивных, оздоровительных программ для молодежи, падение уровня жизни в целом. Перечисленные явления могут

вызвать как опоздание в социализационном процессе, так и опережение такового.

Проявлением отклонений является и кризисная социализация, когда человек не преодолевает многочисленные кризисы социализации, встречающиеся на пути становления личности. Ускоренная социализация является одним из распространенных проявлений и связана с преждевременным приобретением социальных ролей. Примером может являться раннее приобщение молодежи к труду, ранние браки, «омоложение» девиантного поведения. Это часто сопряжено с принудительной социализацией. Принудительная социализация характеризуется отсутствием гармонии со реальными социальными функциями, которые навязываются принудительно. Такая ситуация находит отражение среди современной молодежи. В литературе под принудительной социализацией понимается процесс преждевременного освоения социальных ролей взрослого человека, вынужденного подражания моделям поведения, неразборчивого освоения низкопробных образцов культуры. Хотя социализация не может обойтись без регламентации, но не всякая регламентация есть принуждение. Принудительная социализация происходит в случае его отчуждения от установленного в обществе процесса становления личности (лица без определенного места жительства, безнадзорные и беспризорные дети) или частичной утраты влияния институтов социализации, когда доминантными становятся стихийные агенты социализации.

Важным для понятия девиантного поведения в срезе социализационного процесса является десоциализация, представляющая собой процесс, противоположный социализации и означающий утрату индивидом определенных социальных норм и ценностей, которая сопровождается отчуждением индивида от определенной группы. Так, в процессе десоциализации человек утрачивает определенные нормы, ценности, установки, обретенные в ходе социализации. Утрата или деформация таковых может стать одним из факторов девиантного поведения, в том числе совершения суицидальной попытки.

Для формирования социально-демографического портрета суицидентов, выявления особенностей социализации автором проведено исследование суицидальных попыток среди молодежи на базе подростковых отделений городской психиатрической больницы №3 им. И.И. Скворцова-Степанова г. Санкт-Петербурга. Пациенты в возрасте от 15 до 30 лет поступают в медицинское учреждение после незавершенного самоубийства как по направлению различных учреждений (медицинских, в том числе токсикологического центра; образовательных, социальных учреждений -

детского дома, интерната и т.д.), а также по просьбе родственников, знакомых.

В 2010 г. на указанной базе проведено пилотажное исследование, в результате которого проанализировано 50 попыток самоубийства среди представителей обоих полов молодого возраста, находящихся в отделениях после незавершенного суицида. 35 покушений совершено девушками и 15 -юношами. Исследование позволило уточнить некоторые социальные характеристики, коррекция потребовалась в отношении возрастных и семейных параметров, а также указании причин и способов самоубийства.

С учетом результатов пилотажного исследования, проведен анализ 172 случаев суицидальных попыток среди женщин в возрасте от 15 до 29 лет, совершенных за период с 2007 по 2010 гг. Согласно полученным данным, до 16 лет попытки совершили 20,4% суициденток, 37,6% - в возрасте 17-18 лет и 42% - старше 18 лет. Доля обучающихся в школе составляет 20,8%, в учреждениях системы СПО - 16,6%, в вузах - 11,1%, воспитанников учреждений социальной защиты (детские дома, школы-интернаты) - 5,7%, трудоустроенных - 12,7%, лиц, которые не учатся и не работают, - 33,1% суициденток. Попытки самоубийства преобладают среди лиц, не имеющих высшего образования.

Важным параметром, отражающим процесс социализации, является семья суицидента. Весьма значительная доля суициденток из неполных материнских семей (57,3%), 9,6% - воспитывались в семьях с отчимом. Как правило, неблагополучие семей не ограничивалось неполнотой состава, а сопровождалось злостным употреблением алкоголя, насилием, тяжелыми материально-бытовыми условиями.

Исследование позволило выявить наличие вредных привычек у исследуемых. 29,8% суициденток отрицали наличие таковых. При этом 56% имеет несколько вредных пристрастий, как правило, это курение и употребление алкоголя; 9,6% являются наркозависимыми. Нередко попытки самоубийства совершались в состоянии алкогольного опьянения.

Немаловажным параметром является причина суицида. Ведущими у девушек представлены две причины: проблемы в семье (54,4%) и конфликты в отношениях с любимым (45,6%). В большинстве случаев самоубийство совершалось первый раз (64,4%), а для 35,6% попытка стала повторной.

В период с 2007 по 2010 гг. проведен анализ 89 суицидальных попыток среди мужчин в возрасте от 15 до 29 лет. Исследование показало, что попытки суициденток «моложе», 46% мужских попыток совершаются в возрасте от 18 до 23 лет. 19,8% обучаются в учреждениях системы СПО, не учатся и не работают 37,5% суицидентов. В неполных семьях воспитывались

52,4% исследуемых. Сочетанные вредные привычки (курение и алкоголь) наблюдались у половины обследуемых. Анализируя причины совершения попытки, следует признать, что доминирующими являются конфликты в семье, среди прочих причин - наличие долгов (проигрыши в азартных играх) и трудности проживания в общежитии.

Исследование показало, что каждая суицидальная попытка представляет собой комбинацию определенных социальных характеристик (пол, возраст, образование, семейное положение, профессия, наличие попыток в анамнезе и т.д.), которая вскрывает особенности социализации человека. Так, социализация и десоциализация играют определяющую роль в формировании девиантного поведения [7, с. 90-92].

Таким образом, на примере аутодеструктивного поведения можно говорить о девиантном поведении в молодежной среде как следствии отклоняющейся социализации и десоциализационного процесса. Отклонения в социализационном процессе могут быть преодолены путем коррекции такового, что представляется трудоемким процессом. Наиболее трудно достигаются изменения в социализации, связанные с социумом вообще, когда следует говорить о «лечении» общества. Коррекция на уровне институтов социализации не менее сложна. Например, для достижения изменений в сфере образования необходимы поправки в юридических документах, регламентирующих процесс образования, глубокие реформы всей подсистемы. Коррекция на уровне конкретных социальных групп и отдельных индивидов является объектом социальной работы. Для разработки инновационных технологий профилактики и терапии девиантного поведения в молодежной среде и их внедрения в практику необходимы дальнейшие исследования социализационного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонения. М.: Институт молодежи, 1996.

2. Parsons T. The Social System, N.Y., 1951 / Пер. Г.Беляевой // Структурнофункциональный анализ в современной социологии. Вып.1. М., 1968. С.35-39.

3. Хайруллина Ю.Р. Социализация личности: теоретико-методологические подходы. Казань, 2003.

4. Девиантология / Под. ред. Ю.А. Клейберга. СПб.: Речь, 2007.

5. Иваненков С.П. Проблемы социализации современной молодежи. СПб., 2003.

6. Змановская Е.В. Девиантное поведение личности и группы. СПб.: Питер, 2010.

7. Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма,

проституции, самоубийств и других «отклонений». СПб.: Юрид. Центр Пресс, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.