Научная статья на тему 'Политическая социализация молодежи в условиях модернизации политической системы России (факторы и агенты)'

Политическая социализация молодежи в условиях модернизации политической системы России (факторы и агенты) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1686
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МОЛОДЕЖЬ / ФАКТОР / АГЕНТ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / МОЛОДЕЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / POLITICAL SOCIALIZATION / YOUTH / FACTOR / AGENT / MODERNIZATION / YOUTH ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бучкова Алла Ивановна

В статье рассмотрены основные факторы и агенты политической социализации молодежи. Выделены ведущие агенты и факторы в условиях модернизации политической системы Российской Федерации на современном этапе. Отмечено, что возрастает роль и значение таких агентов политической социализации, как средства массовой информации, прежде всего интернета социальных сетей, форумов. Обозначены необходимость и возможность усиления значения молодежных движений, которые при должной организации могут стать надежной основой процесса политической социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The political socialization of young people in the period of Russian political system modernization (factors and agents)

In the article are examined the main factors and agents of political socialization of youth. There was singled out the leading agents and factors in the modernization of the political system of the Russian Federation at the present stage. Noted that there increases the role and significance of such agents of political socialization, as the media, above all, the Internet social networks, forums. Indicated on the need and opportunity to reinforce the value of youth movements which, if properly organized can be a reliable basis of the process of political socialization.

Текст научной работы на тему «Политическая социализация молодежи в условиях модернизации политической системы России (факторы и агенты)»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2012. № 2

ПРОБА ПЕРА. СЛОВО МОЛОДОМУ УЧЕНОМУ

А.И. Бучкова, асп. кафедры истории и теории социологии социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова*

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ (ФАКТОРЫ И АГЕНТЫ)

В статье рассмотрены основные факторы и агенты политической социализации молодежи. Выделены ведущие агенты и факторы в условиях модернизации политической системы Российской Федерации на современном этапе. Отмечено, что возрастает роль и значение таких агентов политической социализации, как средства массовой информации, прежде всего интернета — социальных сетей, форумов. Обозначены необходимость и возможность усиления значения молодежных движений, которые при должной организации могут стать надежной основой процесса политической социализации.

Ключевые слова: политическая социализация, молодежь, фактор, агент, модернизация, молодежные организации.

In the article are examined the main factors and agents of political socialization of youth. There was singled out the leading agents and factors in the modernization of the political system of the Russian Federation at the present stage. Noted that there increases the role and significance of such agents of political socialization, as the media, above all, the Internet — social networks, forums. Indicated on the need and opportunity to reinforce the value of youth movements which, if properly organized can be a reliable basis of the process of political socialization.

Keywords: political socialization, youth, factor, agent, modernization, youth organizations.

В последние годы в России возросло понимание роли и значимости молодежи в развитии общества и государства. Так, 2009 г. прошел под знаком Года молодежи. В 2010 г. в своем Послании Федеральному Собранию Президент РФ Д.А. Медведев отметил: "26 миллионов детей и подростков, живущих в нашей стране, должны полноценно развиваться, расти здоровыми и счастливыми, стать ее достойными гражданами. Это задача номер один для всех нас. Забота о будущих поколениях — это самые надежные, умные и благородные инвестиции. Общество, в котором на деле защищают права ребенка и уважают его личное достоинство, не только добрее и человечнее, это общество быстрее и лучше развивается,

* Бучкова Алла Ивановна, e-mail: alla.buchkova@gmail.com

имеет благоприятную, предсказуемую перспективу"1. На протяжении 2011 г. неоднократно заявлялось о необходимости омоложения управленческих структур Российского государства. Передовые идеи молодежи могут содействовать модернизационному развитию любой страны, и от того, как будет раскрыт потенциал молодого поколения, зависит настоящее и будущее государства.

На современном этапе Россия вступила на путь модернизации, суть которой заключается прежде всего в преобразовании сознания молодежи как наиболее гибкого и адаптивного социального слоя, который быстро реагирует на все происходящие изменения. Д.А. Медведев подчеркнул: "...модернизация — это, конечно, не самоцель. Это лишь инструмент, с помощью которого мы сможем решить давно назревшие проблемы в экономике и в социальной сфере, поддержать тех, кто в этом более всего нуждается, и создать условия для раскрытия способностей тех, на кого мы очень надеемся, то есть наших детей, нашей молодежи. Ведь модернизация осуществляется прежде всего для них"2. Итак, в своем послании президент страны четко дал понять, что приоритетным направлением развития Российской Федерации, ее модернизации должно стать приобщение молодежи к данному процессу. Тем более, что именно молодежь — проводник и ускоритель внедрения в практику новых идей, инициатив, новых форм жизни, ибо по природе она противник консерватизма3.

Модернизация предполагает поэтапный переход от традиционного общества к современному и неизменно начинается с инноваций во всех сферах жизни страны. При этом в России на современном этапе превалирует так называемая "догоняющая модернизация", которая предполагает эволюционное вытеснение традиционных устоев и замену их современными.

В любом случае модернизация неотделима от изменений в сфере усвоения норм и установок общества, а порой с этих преобразований и начинается. В связи с тем что в ближайшее время изменится роль и значение определенных факторов и агентов социализации молодежи, будут формироваться новые приоритеты, нормы и ценности, преобразуются стандарты поведения. Однако модернизация экономической, социальной и культурной сфер общества, несомненно, должна начаться именно с политической модернизации, одной из приоритетных составляющих которой будет являться

1 Цит. по: Селезнева М.К. Социально-философский анализ процесса социализации молодежи как фактора развития общества // Теоретический журн. "CREDO NEW". URL: http://credonew.ru/content/view/705/33/

2 Там же.

3 См.: Ильинский И.М. Молодежь в процессе развития // Культура мира и демократии. Культура мира. М., 1997. С. 187—200.

четко направленная и эффективная политическая социализация подрастающего поколения. В связи с этим социологический анализ основных факторов и агентов политической социализации молодежи в условиях модернизации политической системы России представляется очень актуальным.

На наш взгляд, наиболее полным будет следующее определение политической социализации: это процесс активного усвоения личностью политического опыта, закрепленного в политической культуре, предполагающий поэтапное включение индивида в политическую систему общества. При этом происходит не только сохранение и воспроизводство существующего опыта, но и его активное преобразование на основе индивидуальных особенностей человека и текущей культурно-исторической специфики общества и государства.

Цель процесса политической социализации — обеспечение бесперебойного функционирования политической системы при смене поколений в политике, а также становление зрелых граждан, "которые не подвержены колебаниям политической конъюнктуры, а способны без посторонней подсказки принять решение по важнейшим вопросам"4.

Разные возрастные стадии будут играть неодинаковую роль в процессе политической социализации подрастающего поколения. Следует отметить, что даже в рамках одного возрастного этапа политическое становление отдельной личности может существенно отличаться от уровня развития своих сверстников, что обусловлено целым рядом факторов: субъективным внутренним состоянием, условиями развития, в том числе и сочетанием агентов политической социализации (семья, группа сверстников, система образования, политические институты, общественные организации, средства массовой коммуникации), оказывающих наибольшее влияние на индивида. В то же время вышеуказанные переменные опосредуют различия стадий политической социализации, а также делают возможным их выделение в рамках конкретно-исторического этапа развития общества.

Политическая социализация особенно интенсивно проходит в юношеском возрасте, когда молодой человек, будучи прежде пассивным наблюдателем за ходом политического процесса, становится теперь его активным участником. Это происходит в результате усвоения норм и ценностей, формирования взглядов, убеждений и установок, развития политической культуры молодежи.

Семья имеет первостепенное значение для постижения сущности политической культуры, освоения норм и ценностей обще-

4 Шестопал Е.Б. Психологический профиль российской политики 1990-х. Теоретические и прикладные проблемы политической психологии. М., 2000. С. 186.

ственно-политической сферы общества. В дополнение к этому подчеркнем, что юношеский период возрастного развития является временем политического самоопределения, которое предполагает переход к самостоятельному критическому восприятию и анализу политических процессов страны. Это чрезвычайно важный период в становлении личности, период "ролевого моратория", потому что он связан с постоянным осуществлением выбора (в самом широком смысле этого слова)5. Наряду с семьей на процесс политической социализации молодого человека начинают активно влиять учебные заведения, неформальные группы, политические партии и общественные объединения, средства массовой коммуникации, в том числе интернет.

Юношество и молодость (от 16 до 30 лет) — периоды наиболее активного участия личности в политической жизни государства. С 18 лет молодой человек получает возможность влиять на политическую сферу России посредством участия в предвыборной агитации, голосовании. Он приобретает все права и обязанности гражданина своей страны, полноправного участника политической жизни государства. К этому возрасту оказывается сформированным его политическое "Я", наблюдается все нарастающий подъем политической активности и участия в выборных кампаниях, а также в деятельности различных политических партий и движений, приобретается право быть избранным в органы законодательной и исполнительной власти. Все это меняет отношение молодого гражданина к политике в целом. Одновременно с этим в ходе обучения в образовательных учреждениях, последующей профессиональной и общественной деятельности углубляются политические знания, формируются четкие симпатии и антипатии, укрепляются взгляды и убеждения. Данные процессы происходят особенно интенсивно в возрасте 20—30 лет, что еще раз подтверждает значимость юношеского этапа и периода ранней взрослости для политической социализации индивида.

От того, каким образом будет осуществляться процесс политической социализации, во многом зависит, как проявит себя человек в качестве субъекта политики: будет он его активным участником или останется пассивным наблюдателем, а может быть, все политическое будет вызывать отторжение. Это является еще одним подтверждением того, что знание и учет факторов и агентов, влияющих на политическую социализацию подрастающего поколения современной России, позволит оптимизировать процесс интеграции молодежи в политическую сферу Российской Федерации.

Трансляция политических ценностей, взглядов, установок, усвоение моделей поведения происходят под воздействием различных

5 См.: КонИ.С. Социология личности. М., 1967. С. 166.

факторов социализации. При модернизационных изменениях в обществе они будут трансформироваться так же, как будут преобразованы роль и значение агентов политической социализации.

Условия, обстоятельства протекания политической социализации образуют ее факторы. Выделяют следующие группы факторов социализации:

1) мегафакторы (планета Земля, экология, мировая система, процессы глобализации), которые непосредственно и косвенно воздействуют на процесс социализации, в том числе и политической социализации всех жителей Земли;

2) макрофакторы (страна, этническая общность, государство, гражданское общество), которые определяют политическую социализацию жителей той или иной страны;

3) мезофакторы (большие социальные группы, профессиональные общности, возрастные группы, средства массовой коммуникации: телевидение, радио, интернет и др.), определяющие особенности политической социализации в рамках данных сообществ;

4) микрофакторы (семья, соседство, группы сверстников, неформальные объединения, государственные и коммерческие учреждения, общественные движения и организации), способные оказать существенное влияние на процесс политической социализации подрастающего поколения.

Рассмотренные выше факторы являются неполитическими. К политическим же факторам относятся специализированное воздействие государства, семьи, образовательных учреждений, политических партий и движений, а также средств массовой коммуникации, влияние внешнеполитической и внутриполитической ситуаций, отдельных политических событий. Проанализировав факторы политической социализации, можно сделать вывод, что средства массовой информации могут быть рассмотрены в рамках каждой из вышеперечисленных групп, что особенно актуально в современном информационном обществе.

Рассмотрим подробнее факторы, оказывающие непосредственное влияние на политическую социализацию личности. В качестве основных среди них можно выделить следующие:

— усилия политической системы по политическому просвещению и вовлечению граждан в политическую жизнь: социализирующее воздействие образовательных учреждений, влияние официальной пропаганды, пропаганды политических партий и движений, влияние средств массовой информации;

— стихийное влияние на политическое сознание и поведение личности социальной и политической практики на макроуровне: международных и внутриполитических реальностей, глобальных

проблем современности, экономической и социальной ситуации, конкретных политических событий;

— влияние микросреды — семьи, школы, круга формального и неформального общения, отдельных личностей; в молодежной среде существенное значение имеют неформальные группы и молодежная субкультура в целом;

— личное участие индивида в общественно-политической жизни, его собственный социальный опыт. В процессе практической политической активности происходит переход полученных знаний в убеждения, их проверка личным опытом6.

Большое влияние на процесс политической социализации человека оказывают государство, политический строй, состояние экономики, особенности социальной сферы, духовная культура общества, военные и социальные конфликты в стране и за ее пределами. Процесс социализации во многом будет зависеть от наличия организованного воздействия со стороны государства и гражданского общества, которое может быть интенсивным и непрерывным, а может быть слабым и периодическим в результате кризисных явлений в обществе. Как следствие стихийные каналы социализации могут преобладать над целенаправленными государственными и гражданскими, что в свою очередь приводит к формированию личности, не адаптированной к современным социальным условиям, не усвоившей норм поведения, социокультурных ценностей общества. Кроме того, недостаточная и нецеленаправленная социализация молодого человека может привести к развитию устойчивого социального конформизма, который заключается в некритическом принятии и следовании господствующим мнениям, приспособлении к существующему порядку вещей, стандартам, идеологии, а это в свою очередь приводит к утрате личностью своей уникальности, неповторимости и независимости. В качестве характерных черт такой личности можно выделить: некритичное мышление, подверженность манипулированию, фанатичная убежденность в истинности принятой точки зрения, шаблонное поведение и т.п.

М.К. Селезнева в качестве критериев продуктивной социализации личности выделяет следующие:

— сформированность гуманистических ценностей, установок, стереотипов;

— достигнутый уровень образованности, сформированность интегральной картины мира;

— социальная адаптированность личности;

6 Политическая наука в России: Хрестоматия / Отв. ред.-сост. А.Д. Воскресенский. М., 2006. С. 186.

— устоявшийся рационально-мотивированный "образ жизни";

— обретение социальной идентичности;

— гражданская активность личности: ее независимость в суждениях и поведении, уверенность, инициативность;

— духовность как нравственное измерение мыслей, поступков и т.д.7

Именно такой тип личности способен осуществить модернизацию политической системы Российской Федерации.

Итак, особенности процесса политической социализации будут определяться не одним, а целой совокупностью факторов, таких, как исторический тип развития общества, особенности его политической системы, состояние экономики, культурная специфика, социальные условия, доминирующие агенты политической социализации и т.д.

Рассмотрим влияние последних на процесс политической социализации молодых людей. Передача политических ценностей, установок и моделей политического поведения осуществляется посредством воздействия на индивида конкретных людей и формальных институтов, получивших название агентов политической социализации8.

Ю.В. Ирхин, В.Д. Зотов, Л.В. Зотова9, С.С. Малетин10 и др. выделяют политические и неполитические агенты социализации. К основным политическим агентам относятся: характер и тип государственного устройства; политический режим; политические институты, партии, организации, движения и отдельные политические события (такие, как революции, репрессии властей, голод и т.п.), обладающие способностью кардинально влиять на систему убеждений и верований человека. К неполитическим агентам относятся: семья; группа сверстников; образовательные учреждения; организации, фирмы и учреждения, в которых осуществляется трудовая деятельность; культура, искусство, литература; средства массовой информации; национальные традиции11, а также армия и религиозные институты. Рассматривая совокупность агентов политической социализации, не следует придавать первостепенное значение лишь политическим. Большую роль в процессе социализации подрастающего поколения играют именно неполитические агенты, такие, как ближайшее окружение, неформальные группы

7 См.: Тихонов А.В., Устинкин С.В. Современные молодежные организации как агенты политической социализации // Журн. науч. публикаций аспирантов и докторантов. URL: http://www.jurnal.org/articles/2008/polit53.html

8 См.: Соловьев А.И. Политология. Политическая теория, политические технологии. М., 2006. С. 389.

9 См.: Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология. М., 2001. С. 303.

10 См.: Малетин С.С. Политология. Новосибирск, 1998. С. 58—59.

11 См.: Соловьев А.И. Указ. соч. С. 389.

и средства массовой коммуникации, в первую очередь интернет. Именно эти агенты, напрямую не относящиеся к политике, зачастую способны оказывать такое воздействие на личность, которое практически недоступно политическим. Это определяется значением данных агентов во внутренней и международной политике государства.

Вместе с тем не следует четко разграничивать две группы агентов. Ведь в реальности политические и неполитические процессы взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимодействуют друг с другом.

Как уже было отмечено, семья считается одним из важнейших агентов социализации, в том числе и политической социализации. Именно в семье ребенок приобретает первые политические представления, ориентации и установки, осваивает политические нормы и ценности, а также модели политического поведения. Первоначально она является единственным, а затем первостепенным источником социализирующей политической информации и политических новостей.

В то же время сегодня семья уже не претендует на определяющую роль в процессе политической социализации. Увеличение числа разводов, количества неполных семей и социальных сирот, перераспределение семейных ролей, уменьшение количества времени, которое родители проводят с ребенком, — все эти факторы в значительной степени ослабляют социализирующую функцию семьи, усиливая разрыв поколений. Тем не менее роль данного агента все еще остается весьма значимой.

Равно как и значение современной системы образования России. Период подросткового возраста и юности молодой человек преимущественно проводит в образовательных учреждениях (школа, ссузы, вузы и т.д.). Система образования является важным целенаправленным агентом политической социализации, благодаря которому государство получает возможность направлять ход процесса политической социализации подрастающего поколения с целью наиболее эффективной последующей интеграции молодежи в политическую систему общества.

Для нас представляет особый интерес влияние высшей школы как одного из актуальных агентов политической социализации молодого человека. Университеты и институты сегодня не только определяют характер образовательной среды, но во многом являются отражением неформальной культуры подрастающего поколения. Студенты оказываются одними из самых активных субъектов политической и социальной жизни страны. Именно в этом возрасте молодые люди не только знают о своих правах, но и начинают их интенсивно отстаивать. Современное студенчество России с помощью системы студенческого самоуправления участвует

в управлении институтами и университетами, хочет влиять на содержание образовательных курсов, сделать их более интерактивными, современными, объективными, в том числе и в отношении знакомства с политическими событиями страны и всего мира. Требования студенческих движений часто идут намного дальше сферы образования, бросая вызов существующим проблемам и трудностям, отвергая нормы и ценности современного общества, взывая к социально-экономическим и политическим реформам в России. Многочисленные акции простета против результатов выборов в Государственную думу 4 декабря 2011 г., в которых участвовали преимущественно студенты, — яркое тому подтверждение.

Культура, искусство, литература также выступают трансляторами политических ориентиров и стандартов политической жизни. При этом они отражают нормы и ценности различных исторических периодов развития человечества и тем самым знакомят молодого человека со всем многообразием политического мира во временной и пространственной перспективе. В то же время современное развитие информационного общества зачастую все дальше отдаляет подрастающее поколение от реальных продуктов культуры, литературы и искусства. Современная молодежь редко читает книги, посещает художественные выставки, театры. Это понятно: все ускоряющийся темп жизни, с каждым днем увеличивающийся объем воспринимаемой информации затрудняют доступ к произведениям литературы и искусства. Однако не стоит забывать, что интерактивность современного мира предоставляет возможность усваивать продукты культуры, непосредственно воспринимая их через Интернет.

Важными социальными единицами, формирующими политические установки, по мнению зарубежных исследователей Г. Алмон-да, Дж. Пауэра, К. Строма, Р. Далтона, являются "группы равных". К ним относятся детские прогулочные группы, компании друзей, школьные и институтские братства, а также небольшие трудовые коллективы, члены которых тесно связаны между собой и имеют примерно равный статус. Группы равных социализируют своих членов, побуждая или заставляя их придерживаться принятых в группе установок и моделей поведения. Люди часто усваивают систему взглядов своих сотоварищей по группе, потому что любят и уважают их либо потому что хотят быть такими, как они12. Индивид может начать интересоваться политикой либо отправиться на политическую демонстрацию, поскольку так поступают его близ-

13

кие друзья13.

12 См.: ТемерьянА.А. Политическая социализация в трансформирующемся российском обществе: Дисс. ... канд. полит. наук. Ставрополь, 2005. С. 76—144.

13 Dawson R.E., Prewitt К., Dawson KS. Political Socialization. Boston, 1977. Ch. 9.

На современном этапе особое влияние на процесс внедрения норм и ценностей доминирующей политической культуры в сознание человека выполняет один из самых важных агентов политической социализации — средства массовой коммуникации, к которым относятся радио, пресса, видеозаписи, кино, телевидение, компьютерные сети.

Сегодня большое значение в процессе политической социализации молодежи приобрел такой агент, как интернет. В интернете молодой человек попадает под воздействие неиссякаемого потока информации. При этом он оказывается подвержен влиянию как непосредственных аспектов политической культуры, так и опосредованных в ходе взаимодействия с развлекательными страничками, социальными сетями, компьютерными играми и так далее. Интернет дает возможность постоянной коммуникации и обмена информацией вне зависимости от места нахождения. При этом идет взаимообмен в том числе и ценностями политической культуры. Как отметил Д.А. Медведев, «Современные дети не такие, как были мы. Всякое поколение отличается от предыдущего. Они отлично ориентируются в мире коммуникаций, привыкли к новым способам поиска информации, любят пользоваться самыми разными технологическими новинками. И правильно подмечено, что "никто в мире не чувствует новых вещей сильнее, чем дети"»14.

Считаем целесообразным разделить рассмотренных выше агентов политической социализации в соответствии с теми факторами, к которым они относятся: стихийным или целенаправленным. Воздействие семьи, образовательных учреждений, трудовой деятельности, культуры, искусства и средств массовой информации можно отнести к целенаправленному влиянию, хотя они и не лишены определенной доли стихийности. Особенно это относится к средствам массовой информации, в первую очередь к интернету, степень стихийного воздействия которого высока, что не позволяет считать, что данный агент всегда оказывает целенаправленное и контролируемое влияние на процесс политической социализации молодежи.

Агенты политической социализации являются "посредниками" приобщения личности к политике, возрастные изменения личности обусловливают прохождение процесса политической социализации поэтапно, по стадиям. И на каждом этапе развития личности приоритетное значение имеют разные агенты15.

Итак, юношеский этап характеризуется включением новых агентов трансляции политической культуры, появлением возможности

14 Цит. по: Селезнева М.К. Указ. соч.

15 См.: Темерьян А.А. Указ. соч. С. 76—144.

активного участия в политической жизни страны. А.В. Макеев16 называет этот этап политической социализации этапом активной деятельности, который определяется наличием самостоятельного интереса к политике, выбором и принятием определенной политической ориентации, формированием рационально-мотивацион-ной основы поведения. При этом молодые люди не только усваивают общественно-политические нормы, ценности и установки, но и способны самостоятельно их генерировать. Устойчивость и качество политической социализации человека в этот период будут определяться не только объемом информированности и осведомленности, но и качеством приобретенных политических знаний, глубиной политического мышления, сформированностью ценностей и установок, особенностями политической сущности человека.

Как было отмечено выше, на данном этапе появляются новые агенты политической социализации — неформальные группы, молодежная субкультура, молодежные общественные организации и движения.

Молодежь — это люди, находящиеся в активном поиске своего жизненного пути. Дети следуют ориентирам, которые предложили или навязали им взрослые (в первую очередь родители). Молодежь же находится в поиске своих собственных ориентиров. Главным для молодых людей в рамках данного процесса является вопрос объединения. В объединении молодежи заложен мощный синер-гетический эффект, способный приумножить энергию молодых людей в направлении преодоления социальной неопределенности, как в жизни отдельных групп молодежи, так и общества в целом17.

У современной молодежи труд не составляет важнейшей потребности, тогда как ведущая форма жизнедеятельности — отдых и досуг, от удовлетворенности ими зависит удовлетворенность жизнью в целом. В такой ситуации возникает вероятность идентификации интересов индивида с системой ценностей молодежной субкультурной группы, которая обладает своим языком, особой модой, искусством и стилем поведения, но в ней отсутствует избирательность в культурном поведении, преобладают стереотипы и групповой конформизм. Презентационная база молодежных субкультур содержит знаки идентификации, они обладают значительной выразительностью символики: форм, цвета в одежде, эпатажностью идей и оригинальностью инсценировки действий. Молодежь активно использует возможность нестандартного проявления своей

16 См.: МакеевА.В. Политология. М., 2000. С. 247.

17 См.: ЧерныхН.В. Тенденции и перспективы объединения молодежи и развития молодежных организаций // Доклады областной науч.-практ. конф. студентов и молодых ученых Юга России "Молодежь. Инновации. Будущее" (25—26 сентября 2007. Ростов-на-Дону). Ростов н/Д, 2007. С. 219—225.

индивидуальности через приобщение к какой-либо из молодежных субкультур, находя в ней какие-то ассоциации со своим духовным миром, интересами, психологическими проблемами18.

Подчас неформальные группы и молодежная субкультура могут играть альтернативную роль по отношению к прежним агентам политической социализации (семья, средства массовой информации, ближайшее социальное окружение, школа), активно знакомя индивида с альтернативными политическими (или аполитичными) представлениями19.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что наибольший интерес молодого россиянина сегодня вызывают многочисленные неформальные движения, часто выходящие за рамки одной страны. На современном этапе это хакеры, рокеры, скинхеды, панки, байкеры, блогеры, рэперы, фаны, члены неформальных групп пользователей социальных сетей. Современные движения и организации политической направленности вызывают интерес у незначительного числа молодежи современной России.

Молодежные организации определяются такими формами ин-тегративного поведения, как конформизм и ритуализм, характеризующимися глубинными социально-культурными процессами, в которых немалую роль играют индивидуальные психологические свойства личности, а также особенности менталитета общности. Остальные типы поведения, в соответствии с классификацией Р. Мертона — инновация, ретреатизм и мятеж, — являются более подвижными формами и детерминируются текущими колебаниями социальной, экономической и политической жизни общества. Являясь в своей основе реакцией на общественные изменения, они выступают своеобразным барометром общественно-экономического и политического климата.

Молодежные организации должны помогать молодым людям самоопределиться в жизни и найти свое место и призвание.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

— формирование здорового образа жизни;

— содействие в раскрытии способностей и талантов молодых людей;

— формирование чувства ответственности и самостоятельности;

— развитие активности и предприимчивости, помощь в адаптации к новым экономическим условиям и рыночным отношениям;

18 См.: Горячева Е.А. Образы социальной идентичности молодежи в современном обществе // Доклады областной науч.-практ. конф. ... С. 75—78.

19 См.: Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. Екатеринбург, 2001. С. 130—132.

— социальная защита молодежи и материально-финансовая адресная поддержка.

В отношении задачи более широкого вовлечения молодежи в политическую жизнь страны позиции явно неоднозначны. Некоторые вполне позитивно настроены в отношении расширения через молодежную организацию своего участия в общественной и политической жизни. Однако все же среди большей части молодых людей существуют опасения на свой счет. В частности, в генетическую память молодежи заложены воспоминания их родителей, бабушек и дедушек о временах их юности, когда приходилось на общественных началах "ездить в колхозы убирать картошку", "участвовать в митингах и демонстрациях", "изучать документы партии и правительства", "ходить на субботники". Поэтому многие молодые люди очень опасаются, что их снова попытаются использовать как "дешевую рабочую силу" и как "массовку" в политических постановках взрослых.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бытует мнение о том, что у современной молодежи размыты идеалы и деформированы жизненные принципы. По данным многочисленных социальных опросов, роль идеалов и принципов в жизни молодежи более важна, чем в жизни взрослых. Поэтому, если новая молодежная организация по своему духу и принципам не будет соответствовать идеалам молодых людей, то существует высокая вероятность того, что она останется для них "чуждой", органически не связанной с их душевными порывами.

Н.В. Черных отмечает, что существуют основные социально значимые устремления молодежи, составляющие структуру организационных и идейных принципов:

1) принципы патернализма: социальной защиты, помощи и поддержки молодых людей;

2) принципы партнерства и товарищества;

3) самостоятельность;

4) воспитательная работа с молодежью;

5) принцип толерантности и терпимости;

6) трудолюбие и предприимчивость.

Молодежное объединение должно приобрести образ, ассоциирующийся с "заботливой мамой" и "верным другом", только тогда произойдет своеобразное "сроднение" молодого человека с данной организацией20.

Современные молодежные общественные организации содержат в себе колоссальный ресурс для политической социализации подрастающего поколения. Они позволяют сконцентрировать и направить устремления отдельной личности на дальнейшее рас-

20 См.: Черных Н.В. Указ. соч. С. 219—225.

пространение политических ценностей, норм, идеалов и стандартов поведения в молодежной среде. Кроме этого членство в подобных организациях содействует развитию общительности, чувства ответственности, патриотизма, социального творчества, умений правового взаимодействия. Будучи активистами социальных движений, молодые люди осуществляют общественно ориентированную, демократически оформленную деятельность, приобретая навыки равноправного сотрудничесва и проявляя себя как активные граждане своей страны. В современном обществе возросло понимание роли молодежи в развитии государства, о чем свидетельствует, например, тот факт, что Общероссийский народный фронт содействует развитию молодежных инициатив, активно подключая к своей деятельности различные молодежные организации.

Итак, в условиях модернизации российского общества необходимо усилить влияние деятельности молодежных организаций на политическую социализацию, в том числе и через интернет.

Важная функциональная особенность общественных объединений заключается в их социализирующем значении. Оно проявляется в следующем.

1. Общественная организация, в отличие от неформального сообщества, включает молодого человека в систему социальных отношений, содействует постижению новых социальных ролей. В результате индивид получает возможность стать полноправным субъектом социальной деятельности, реализовать свои гражданские права и обязанности.

2. Членство в молодежных движениях является своеобразной ступенькой в карьерном росте молодого человека, так как формирует навыки управленческой деятельности, самостоятельность, активность, критическое мышление, дисциплинированность, гражданскую позицию и личностные качества. Общественные объединения являются одним из эффективных механизмов качественной подготовки кадров, содействуя развитию профессиональной карьеры молодых людей.

Ключевой задачей молодежных организаций как агентов социализации должно стать формирование новых потенциальных лидеров, обладающих необходимыми способностями и набором профессиональных качеств. Она реализуется в процессе внедрения и использования современных интерактивных образовательных программ. Иными словами, молодежные движения создают и поддерживают такую организационную структуру, которая позволяет не только эффективно внедрять молодых людей в общественно-политическую жизнь государства, но и способствует появлению и продвижению нового поколения лидеров.

Роль молодежных движений в процессе политической социализации подрастающего поколения будет определяться спецификой взаимоотношений в обществе и особенностями ее политической системы. Процесс формирования государственной молодежной политики, стратегические политические цели должны определяться логикой "новых социальных условий" для молодых людей, их потребностей, нужд и интересов общества в нормальном социальном развитии молодого поколения21.

В целом искусственное объединение молодежи, как это ни парадоксально, не является чем-то отрицательным. На современном этапе высшее образование перестало быть социальным лифтом, обеспечивающим успех и возможность социальной мобильности. Политическая деятельность в движениях, где карьерные интриги не распространены, как в партиях, могла бы содействовать политической социализации молодежи, помочь обрести идейные стимулы. Политическая работа может повысить гражданскую активность подрастающего поколения и найти новые каналы социального роста. Молодежи нужна школа политической жизни, реальное участие и реальное влияние. Согласно исследованию Н. Ляснико-ва, студенты московских высших учебных заведений (72% опрошенных) хотели бы более активно участвовать в общественной жизни, будущее молодежных организаций может быть лучшим, чем это кажется сейчас22. Связующим звеном здесь также может стать интернет.

Итак, в условиях модернизации политической системы необходимо усилить роль и значение специально организованных усилий политической системы по политическому просвещению и вовлечению граждан в политическую жизнь, прежде всего роль пропаганды молодежных общественных организаций, а также сделать более целенаправленным и контролируемым воздействие средств массовой коммуникации, прежде всего интернета.

При этом меньшее влияние на процесс политической социализации начнет играть искусство и литература как непосредственно воспринимаемые. Однако возможна их трансляция посредством интернета, что повысит роль и значение этих агентов в процессе политической социализации.

Мы предполагаем, что в условиях курса на модернизацию возрастет роль и значение таких агентов политической социализации, как средства массовой информации, прежде всего интернет — со-

21 См.: Ильинский И.М. Указ. соч. С. 187—200.

22 См.: Лясников Н. Социально-экономические условия формирования духовной культуры студенческой молодежи. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/ Sociolog/Ljasnikov/_DuhKult_Index.php

циальные сети, форумы, блоги. Более 39 миллионов молодых людей в современной России взаимодействуют со Всемирной паутиной, используя ее для обучения, работы, отдыха и развлечения. Функции интернета универсальны. Он выступает одновременно и как фактор политической социализации и как средство ее осуществления. В связи с этим интернет может стать основной площадкой политической социализации молодежи на современном этапе развития России.

На текущем этапе также необходимо усилить роль и значение молодежных общественных организаций, стремиться к тому, чтобы молодежные движения наряду с тем, что они уже сосредоточили в себе основные элементы политической культуры общества, ее нормы, ценности и установки, также являлись бы носителями молодежной субкультуры, были модными и интересными для подрастающего поколения. Чтобы именно они сконцентрировали в себе те неформальные группы, в которые молодым людям хотелось бы приходить и с пользой проводить там время.

Как было отмечено выше, молодежные организации должны помогать молодым людям самоопределиться в жизни и найти свое место и призвание. Членство в организации должно основываться на принципах добровольности, заинтересованности и прямой выгоды. Свобода выбора сочетается с ответственностью за свой выбор. Важно при построении организационной и управленческой структуры организации приблизить механизмы руководства и формы работы с молодежью к ее социальным ожиданиям и установкам, не кидаясь в крайности авторитаризма или анархии.

Что касается основных форм работы с молодежью, то здесь следует выделить главное: все они должны носить коллективный, групповой характер и быть разнообразными. Особое значение целесообразно отводить таким направлениям работы, которые позволили бы молодым людям реально почувствовать свою социальную востребованность и свою социальную значимость. Необходимо их широкое вовлечение в интересную, нужную, престижную деятельность. Причем это вовлечение должно хорошо стимулироваться. Важно, чтобы от этой работы была выгода как для молодежи, так и для других людей, общества в целом. Здесь основное значение имеют не материальные стимулы, а соображения "престижа", "новых возможностей", "хороших условий и предложений", "личного интереса"23.

В заключение отметим, что в условиях модернизации общества роль молодежи неизменно возрастает. При этом на современном

23 См.: ЧерныхН.В. Указ. соч. С. 219—225.

этапе средства массовой информации, интернет, безусловно, играют существенную роль в процессе политической социализации молодежи. К тому же в условиях модернизации современного общества молодежные общественные движения при должной организации могут стать надежной основой процесса политической социализации.

В дальнейшем мы планируем подробнее рассмотреть факторы и агенты политической социализации молодежи в современной России. Составить иерархию их влияния на процесс политической социализации, используя результаты обзорно-аналитического исследования, а также следующие методы: социологический опрос и экспертный анализ. Понимание и учет механизмов подобного влияния позволит сформировать новое поколение политически грамотных, критичных и независимых молодых людей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Горячева Е.А. Образы социальной идентичности молодежи в современном обществе // Доклады областной научно-практической конференции студентов и молодых ученых Юга России "Молодежь. Инновации. Будущее" (25—26 сентября 2007. Ростов-на-Дону). Ростов н/Д., 2007.

Ильинский И.М. Молодежь в процессе развития // Культура мира и демократии. Культура мира. М., 1997.

Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология. М., 2001.

Кон И.С. Социология личности. М., 1967.

Лясников Н. Социально-экономические условия формирования духовной культуры студенческой молодежи. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_ Buks/Sociolog/Ljasnikov/_DuhKult_Index.php

Макеев А.В. Политология. М., 2000.

Малетин С.С. Политология. Новосибирск, 1998.

Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. Екатеринбург, 2001.

Политическая наука в России: Хрестоматия / Ответ. ред.-сост. А.Д. Воскресенский. М., 2006.

Послание Президента Федеральному Собранию. URL: http://www.kremlin. ru/news/9637

Селезнева М.К. Социально-философский анализ процесса социализации молодежи как фактора развития общества // Теорет. журн. "CREDO NEW". URL: http://credonew.ru/content/view/705/33/

Соловьев А.И. Политология. Политическая теория, политические технологии. М., 2006.

Темерьян А.А. Политическая социализация в трансформирующемся российском обществе: Дисс. ... канд. полит. наук. Ставрополь, 2005.

Тихонов А.В., Устинкин С.В. Современные молодежные организации как агенты политической социализации // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. URL: http://www.jurnal.org/articles/2008/polit53.html

Черных Н.В. Тенденции и перспективы объединения молодежи и развития молодежных организаций // Доклады областной научно-практической конференции студентов и молодых ученых Юга России "Молодежь. Инновации. Будущее" (25—26 сентября 2007. Ростов-на-Дону). Ростов н/Д, 2007.

Шестопал Е.Б. Психологический профиль российской политики 1990-х. Теоретические и прикладные проблемы политической психологии. М., 2000. Dawson R.E., Prewitt К., Dawson KS. Political socialization. Boston, 1977.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.