Процессы организации школьного питания: по материалам социологического опроса представителей органов управления образованием
регионального и муниципального уровней
Дмитрий Владимирович Адамчук
заведующий лабораторией мониторинговых социологических исследований в образовании, Институт управления образованием Российской академии образования, Москва, Россия [email protected]
© 0000-0003-2431-690Х
Сергей Сергеевич Неустроев
доктор экономических наук,
профессор кафедры культурологии и социально-культурной деятельности, Арктический государственный институт культуры и искусств, Якутск, Россия [email protected]
© 0000-0002-2289-8531
Поступила в редакцию: 03.02.2021 Принята: 11.02.2021 Опубликована: 02.04.2021
* 10.25726/С6421-0769-7688-2 Аннотация
В статье рассматриваются вопросы, связанные с отношением представителей органов управления образованием муниципального и регионального уровня к вопросам организации питания обучающихся общеобразовательных организаций. Основной акцент сделан на сопоставлении мнений представителей органов управления образованием муниципального и регионального к таким аспектам, как: межведомственное взаимодействие и развитие коммуникации по вопросам организации питания с общественными организациями и представителями родительской общественности. Вместе с тем рассматривается и вопрос о функциях регионального и муниципального уровня управления в процессах организации питания. Эмпирическую базу исследования составляют материалы социологического опроса 1402 представителей органов управления образованием муниципального и регионального уровня, проведенного в 2020 г. Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт управления образованием Российской академии образования».
Ключевые слова
социология образования; школьное питание; социологические исследования; общественное здоровье; организация питания в школе.
В основу стати легли материалы социологического опроса представителей органов управления образованием муниципального и регионального уровней. Исследование было проведено в 2020 году в ходе реализации комплексной научно-исследовательской программы «Оптимизация системы горячего питания в образовательных организациях реализующих, программы общего образования (региональные аспекты, лучшие практики)». В социологическом опросе принимали участие 1402 респондента из числа руководителей сферы образования регионального и муниципального уровней.
Социологические опросы различных категорий респондентов по вопросам, касающимся организации питания в школе являются частью исследовательской программы Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт управления образованием Российской
академии образования» (ФГБНУ «ИУО РАО») по изучению вопросов оптимизации системы горячего питания, в фокусе которой находятся и другие процессы: это информационное обеспечение процессов организации питания [6; 7]; всероссийский мониторинг системы горячего питания [8; 9]; методологические аспекты изучения процессов организации питания [5]; описание и систематизация опыта образовательных организаций в сфере организации питания [10]; выявлению отношения родителей к вопросам организации питания их детей в школе [12] и др.
Следует отметить, что питание, в широком понимании этого термина, можно рассматривать с точки зрения принципиально разных подходов: физиологического, медицинского, экономического, этнографического, социологического и др. С точки зрения социологии, питание представляет собой не просто процесс потребления пищи, а является сложно организованным социальным явлением, включающим всю совокупность общественных отношений, связанных с производством, распределением и потреблением продуктов питания [1].
Организация школьного питания в России начала складываться еще в начале 20-го века, как необходимая мера демографической политики, направленная на поддержание здоровья детей, а затем постепенно трансформировалась в современную систему школьного питания [2]
Вопросы, касающиеся медико-социальных проблем организации питания, не являются новой проблематикой в мировой практике. Эта проблематика изучается в эпидемиологических исследованиях [15], и оказывается в поле внимания социологических исследований [11]. Однако единый междисциплинарный подход к научному изучению общественного питания отсутствует несмотря на то, что в рамках социологии и социальной психологии эта проблематика разрабатывается с первых десятилетий 20-го века [3; 12].
Результаты опроса представителей органов управления образованием регионального уровня В ходе исследования представителям региональных органов управления образованием, которые имеют отношение к вопросам организации питания в субъекте РФ, предлагалось ответить на вопрос о характере их деятельности в области процессов организации питания: «Какие функции на региональном уровне управления образованием вы выполняете в процессах организации питания?» Результаты ответов управленцев приведены в таблице 1.
Таблица 1. Функции представителей органов управления образованием регионального уровня _в процессах организации питания (%)__
Ответ % от числа респондентов
Консультационная и организационная поддержка муниципальных органов управления образования (или руководителей (ответственных по питанию) конкретных общеобразовательных организаций) по вопросам организации питания 84,0%
Нормативно-правовое обеспечение организации питания в общеобразовательных организациях субъекта РФ 78,0%
Функции контроля за организацией питания в общеобразовательных организациях субъекта РФ 60,0%
Осуществление информационной открытости процессов организации питания в общеобразовательных организациях 56,0%
Финансовое обеспечение образовательных организаций субъекта РФ 48,0%
Организация общественного (в т.ч. родительского) контроля за организацией питания 40,0%
Модернизация и ремонт пищеблоков 32,0%
Информатизация процессов организации питания 28,0%
Организация курсов повышения квалификации руководителей и персонала школьных столовых по вопросам, связанным с организацией питания 20,0%
Регуляция договорных взаимоотношений между муниципалитетами (конкретными общеобразовательными организациями) и поставщиками питания 4,0%
Материалы исследования показывают, что наиболее часто представители регионального уровня обеспечивают консультационную поддержку, нормативно-правовое обеспечение и функции контроля за организацией питания. При этом реже всего отмечаются такие функции, как «модернизация и ремонт пищеблоков», «информатизация процессов организации питания», «организация курсов повышения квалификации», а также «регуляция договорных взаимоотношений с поставщиками».
Деятельность региональных органов управления образованием оказывается довольно интенсивным в плане мероприятий. В основном они связаны с осуществлением контроля, анкетных опросов обучающихся и родителей, а также проведения общественных мероприятий (см. рис. 1).
другие мероприятия по вопросам, касающимся питания
мониторинг состояния здоровья обучающихся
общественные мероприятия с участием учащихся и/или родителей по вопросам популяризации здорового питания
анкетные опросы учащихся по вопросам удовлетворенности организацией питания
анкетные опросы родителей по вопросам удовлетворенности организацией питания
выборочные проверки образовательных организаций по вопросам организации питания
0,0% 10,0%20,0%30,0%40,0%50,0%60,0%70,0%80,0%90,0%
Рисунок 1. Ответы представителей региональных органов управления образованием о проведении различных мероприятий, связанных с вопросами организации питания (%)
Необходимо также отметить, что представители органов управления образованием субъектов РФ также указывают на наличие весьма интенсивного и разветвленного межведомственного взаимодействия по вопросам организации питания обучающихся (см. табл. 2).
Таблица 2. С какими организациями Вы, как представитель органов управления образованием, _взаимодействуете по вопросам организации питания? (%) _
Ответ % от числа респондентов
Роспотребнадзор 94,0%
Муниципальные органы управления образованием 78,0%
Общественные организации 62,0%
Организации здравоохранения 54,0%
Органы местного самоуправления 50,0%
Объединения родительской общественности 48,0%
Поставщики питания (государственные и муниципальные) 48,0%
Бизнес-сообщество 12,0%
Организации, относящиеся к службам социального обеспечения 12,0%
Федеральная налоговая служба 4,0%
Параллельно с этим только треть представителей региональных органов управления образованием (32,0%) указывают, что в субъекте РФ существует централизованный орган (комиссия, общественный совет и др.) по вопросам организации питания в общеобразовательных организациях. Соответственно 68,0% фиксируют отсутствие в субъекте подобного органа.
В субъектах, представители которых указывают на наличие подобного централизованного органа, состав такой организации оказывается довольно представительным, что также способствует укреплению межведомственно взаимодействия (см. табл. 3).
Таблица 3. Состав централизованного органа (комиссии, общественного совета и др.) по вопросам организации питания в общеобразовательных организациях? (%)
Ответ % от числа респондентов
Роспотребнадзор 94,0%
Муниципальные органы управления образованием 78,0%
Общественные организации б2,0%
Организации здравоохранения б4,0%
Органы местного самоуправления б0,0%
Объединения родительской общественности 48,0%
Поставщики питания (государственные и муниципальные) 48,0%
Бизнес-сообщество 12,0%
Организации, относящиеся к службам социального обеспечения 12,0%
Федеральная налоговая служба 4,0%
На вопрос о том, видят ли представители органов управления образованием субъектов необходимость в программе развития организации системы питания, большинство опрошенных (60,0%) отвечают утвердительно, считая, что такая программа должна быть развернута на уровне субъекта РФ, муниципалитета или отдельно взятой организации (см. рис. 2).
■ да, такая программа необходима на уровне каждой образовательной организации
да, такая программа необходима на уровне муниципалитетов
да, такая программа необходима на уровне субъекта РФ
затрудняюсь ответить
■ нет, такая программа будет создавать дополнительную отчетную нагрузку и сложности в организации питания
Рисунок 2. Ответы представителей региональных органов управления образованием о необходимости программы развития организации системы питания (%)
Несмотря на то, что большинство представителей органов управления образованием отмечают необходимость подобных программ, их наличие фиксируют лишь немногим более трети управленцев: на уровне образовательных организаций наличие таких программ фиксируют 6,0% управленцев; на уровне муниципалитетов — 4,0%; на уровне субъектов РФ — 28,0% (см. рис. 3).
В ходе исследования представителям органов управления образованием предлагалось также ответить на вопрос «Как Вы считаете, окажет ли влияние на организацию питания, разработка и
внедрение в практику единой концепции организации питания обучающихся и воспитанников в образовательных организациях во всех субъектах Российской Федерации?». Результаты ответов управленцев на этот вопрос свидетельствуют о том, что лишь 38,0% из них относятся к этой инициативе позитивно, выбирая вариант ответа: «да, несомненно, это позволило бы регулировать рынок, выработать единые для всех правила и регламенты и упростить организацию питания в образовательных учреждениях». Чуть более четверти респондентов (28,0%) ответили, что «нет, единая концепция организации питания невозможна в принципе, образовательные учреждения должны иметь возможность организовывать питание оптимальным для них образом с учетом сложившихся обстоятельств». Еще каждый пятый из опрошенных (20,0%) указал, что отрицательно относится к подобной инициативе, поскольку «единую концепцию организации питания можно реализовать только на уровне субъекта РФ, поскольку везде есть своя специфика организации питания и подобная мера лишь усложнит все процессы организации питания».
■ да, такая программа существует и утверждена на уровне муниципалитета
■ да, такая программа существует и утверждена на уровне субъекта РФ
да, такие программы существуют и утверждены на уровне каждой образовательной организации затрудняюсь ответить
■ нет, такие программы отсутствуют
Рисунок 3. Существуют ли у Вас программы развития организации системы питания? (%)
Мнения представителей региональных органов управления образованием о том, что в первую очередь, должна включать в себя региональная модель организации школьного питания, позволяют определить приоритеты управленцев на уровне субъектов РФ (см. табл. 4).
Таблица 4. Мнения представителей органов управления образованием регионального уровня о том, что, должна включать в себя региональная модель организации школьного питания (%)
Ответ % от числа респондентов
Стандарты организации питания в различных видах образовательных организаций 93,9%
Нормативно-правовую базу, обеспечивающую добросовестную конкуренцию поставщикам сырья и услуг 61,2%
Регламентацию общественного контроля организации питания 55,1%
Регламентацию межведомственного взаимодействия при организации питания в образовательных организациях 42,9%
Алгоритмы расчета стоимости питания для разных категорий детей в разных типах населенных пунктов 36,7%
Алгоритмы расчета нормативного финансирования организации питания в образовательных учреждениях с учетом контингента, логистических затрат и рыночных цен 36,7%
Весьма актуальным и достаточно болезненным вопросом для всех, кто так или иначе занимается вопросами организации питания в общеобразовательных организациях, является вопрос о повышении квалификации. В связи с этим представителям региональных органов управления образованием предлагалось ответить на вопрос о том, существует ли в регионе стажировочная площадка или курсы повышения квалификации по вопросам организации питания для лиц, ответственных за это направление на уровне руководителей муниципалитетов и администрации образовательных организаций? Более половины респондентов (62,0%) ответили на этот вопрос отрицательно, соответственно, 38,0% подтверждают наличие подобных площадок в своем регионе.
Результаты опроса представителей органов управления образованием муниципального уровня Представители муниципальных органов управления образованием весьма схожи в своих ответах на вопросы анкеты со своими коллегами регионального уровня. Так, например, иерархия функций, которые они выполняют на муниципальном уровне управления образованием, совершенно идентична иерархии представителей управления образованием регионального уровня, более того, и в процентном отношении их ответы различаются не принципиально (см. табл. 5).
Таблица 5. Ответы представителей органов управления образованием муниципалитетов
о выполняемых ими функциях в процессах организации питания (%
Ответ % от числа респондентов
Консультационная и организационная поддержка руководителей (ответственных по питанию) общеобразовательных организаций по вопросам организации питания 85,0%
Нормативно-правовая поддержка общеобразовательных организаций по вопросам организации питания 74,9%
Осуществление информационной открытости процессов организации питания в общеобразовательных организациях 60,5%
Организация общественного (в т.ч. родительского) контроля за организацией питания 46,2%
Модернизация и ремонт пищеблоков 45,4%
Финансовое обеспечение образовательных организаций муниципалитета 40,3%
Организация курсов повышения квалификации руководителей и персонала школьных столовых по вопросам, связанным с организацией питания 33,0%
Информатизация процессов организации питания 33,0%
Другое 7,2%
Мероприятия, которые проводятся на уровне муниципалитетов, также оказываются фактически идентичными тем мероприятиям, которые организуются на уровне субъектов РФ (табл. 6), что подтверждает отчасти наличие в регионах единых управленческих стратегий в сфере организации и управления процессами организации питания в общеобразовательных организациях.
Таблица 6. Ответы представителей муниципальных органов управления образованием о проведении различных мероприятий, связанных с вопросами организации питания (%)
Ответ % от числа респондентов
Выборочные проверки образовательных организаций по вопросам организации питания 83,9%
Анкетные опросы родителей по вопросам удовлетворенности организацией питания 77,1%
Анкетные опросы учащихся по вопросам удовлетворенности организацией питания 74,1%
Мониторинг состояния здоровья 62,3%
Общественные мероприятия с участием учащихся и/или родителей по вопросам популяризации здорового питания 57,8%
Другие мероприятия по вопросам, касающимся питания 5,0%
Из представленных в таблице данных видно, что на муниципальном уровне, как и на уровне региона доминирующие позиции в рейтинге мероприятий занимают проверки и контрольные мероприятия, а также анкетные опросы участников образовательного процесса. Материалы исследования показывают, что в характере межведомственного взаимодействия представителей органов муниципального и регионального уровня наблюдается существенная разница (рис. 4).
Как видно из приведенных на рисунке данных, представители органов управления регионального уровня заметно чаще взаимодействуют с общественными организациями, а управленцы муниципального уровня в большей степени сориентированы на взаимодействие с органами местного самоуправления, поставщиками питания, а также с объединениями родительской общественности и службами социального обеспечения.
Рисунок 4. С какими организациями Вы, как представитель органов управления образованием, взаимодействуете по вопросам организации питания? (%)
Анализ материалов исследования показывает, что на вопрос о существовании централизованного органа (комиссии, общественного совета и др.) по вопросам организации питания в общеобразовательных организациях, представители муниципального уровня управления существенно чаще отвечают утвердительно, чем управленцы уровня субъекта РФ: среди представителей муниципального уровня управления на наличие такого органа указывают 46,3% респондентов, а среди представителей регионального управления лишь 32,0%.
Существенным образом отличается и состав подобных централизованных органов на уровне региона и муниципалитета (см. рис. 5).
Рисунок 5. Ответы представителей органов управления образованием муниципального и регионального уровня о том, кто входит в состав централизованного органа (комиссии, общественного совета и др.) по вопросам организации питания в общеобразовательных организациях (%)
Отвечая на вопрос о существовании программы развития организации системы питания представители региональных органов управления образованием чаще указывают на наличие подобной программы на уровне субъекта РФ, а представители муниципального уровня управления образованием, наоборот, на наличие такой программы на уровне муниципалитета (см. рис. 6).
Рисунок 6. Ответы представителей органов управления образованием муниципального и регионального уровня о наличии программ развития организации системы питания (%)
Управленцы муниципального уровня также существенно чаще указывают на то, что программы развития системы питания существуют на уровне каждой образовательной организации.
Ответы представителей муниципальных органов управления образованием на вопрос о том, окажет ли влияние на организацию питания, разработка и внедрение в практику единой концепции организации питания обучающихся и воспитанников в образовательных организациях во всех субъектах Российской Федерации принципиально не отличаются от мнений управленцев уровня субъекта РФ (см. табл. 7).
Таблица 7. Мнения представителей органов управления образованием муниципального уровня
о необходимости единой концепции организации питания обучающихся _и воспитанников в образовательных организациях РФ (%)_
Ответ %
Да, несомненно, это позволило бы регулировать рынок, выработать единые для всех правила и регламенты и упростить организацию питания в образовательных учреждениях 34,2
Затрудняюсь ответить, поскольку в вопросах организации питания слишком много нюансов 13,4
Нет, единая концепция организации питания невозможна в принципе, образовательные учреждения должны иметь возможность организовывать питание оптимальным для них образом с учетом сложившихся обстоятельств 21,1
Нет, единую концепцию организации питания можно реализовать только на уровне субъекта РФ, поскольку везде есть своя специфика организации питания и подобная мера лишь усложнит все процессы организации питания 31,4
Заметно различаются ответы управленцев регионального и муниципального уровней на вопрос о том, что должна включать в себя региональная модель организации школьного питания (см. рис. 7).
Так, представители органов управления образованием уровня субъекта РФ чаще указывают на то, что модель организации школьного питания должна включать «стандарты организации питания в различных видах образовательных организаций», а также «регламентацию общественного контроля организации питания». Управленцы муниципального уровня чаще указывают на более утилитарные аспекты организации питания, касающиеся алгоритмов расчета стоимости питания, которые по всей видимости оказываются для них более актуальными.
представители органов управления образованием муниципального уровня ■ представители органов управления образованием регионального уровня
Алгоритмы расчета нормативного финансирования организации питания в образовательных учреждениях с учетом контингента, логистических затрат и пр.
Регламентацию межведомственного взаимодействия при организации питания в образовательных организациях
Алгоритмы расчета стоимости питания для разных категорий детей в разных типах населенных пунктов
Регламентацию общественного контроля организации питания
Стандарты организации питания в различных видах образовательных организаций
Нормативно-правовую базу, обеспечивающую добросовестную конкуренцию поставщикам сырья и услуг
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%
Рисунок 7. Мнения представителей органов управления образованием регионального уровня о том,
что, должна включать в себя региональная модель организации школьного питания (%)
Представители муниципалитетов и региональные управленцы сходным образом отвечают на вопрос о проведении различных мероприятий, которые направлены на контроль и информационное обеспечение мероприятий, связанных с развитием системы организации питания: «мониторинг состояния здоровья» 62,3%; «анкетные опросы учащихся по вопросам удовлетворенности организацией питания» 74,1%; «анкетные опросы родителей по вопросам удовлетворенности организацией питания» 77,1%; «выборочные проверки образовательных организаций по вопросам организации питания» 83,90%; «общественные мероприятия с участием учащихся и/или родителей по вопросам популяризации здорового питания» 57,8%; «другие мероприятия по вопросам, касающимся питания» 5,0%.
На вопрос о том, существует ли в муниципалитете стажировочная площадка или курсы повышения квалификации по вопросам организации питания для администрации образовательных организаций, подавляющее большинство (83,6%) представителей муниципальных органов управления образованием отвечают отрицательно.
Заключение
Материалы исследования показывают, что наиболее часто представители регионального уровня обеспечивают консультационную поддержку, нормативно-правовое обеспечение и функции контроля за организацией питания.
Деятельность региональных органов управления образованием оказывается довольно интенсивной в плане мероприятий. В основном они связаны с осуществлением контроля, анкетных опросов обучающихся и родителей, а также проведения общественных мероприятий.
Лишь треть представителей региональных органов управления образованием указывают, что в субъекте РФ существует централизованный орган (комиссия, общественный совет и др.) по вопросам организации питания в общеобразовательных организациях.
Показательно, что более половины (62,0%) респондентов из числа представителей региональных органов управления образованием отрицательно отвечают на вопрос о наличии в субъекте РФ стажировочной площадки или курсов повышения квалификации по вопросам организации питания для лиц, ответственных за это направление на уровне руководителей муниципалитетов и администрации образовательных организаций.
На муниципальном уровне, как и на уровне региона доминирующие позиции в рейтинге мероприятий занимают проверки и контрольные мероприятия, а также анкетные опросы участников образовательного процесса.
Представители органов управления регионального уровня заметно чаще взаимодействуют с общественными организациями, а управленцы муниципального уровня в большей степени сориентированы на взаимодействие с органами местного самоуправления, поставщиками питания, а также с объединениями родительской общественности и службами социального обеспечения.
Анализ материалов исследования показывает, что на вопрос о существовании централизованного органа (комиссии, общественного совета и др.) по вопросам организации питания в общеобразовательных организациях, представители муниципального уровня управления существенно чаще отвечают утвердительно, чем управленцы уровня субъекта РФ. Таким образом, централизация процессов организации питания обучающихся является приоритетом на уровне муниципалитета, а на уровне субъекта РФ такие структуры оказываются менее востребованными.
На вопрос о том, существует ли в муниципалитете стажировочная площадка или курсы повышения квалификации по вопросам организации питания для администрации образовательных организаций, подавляющее большинство (83,6%) представителей муниципальных органов управления образованием отвечают отрицательно.
Список литературы
1. Веселов Ю.В. Повседневные практики питания // Социологические исследования. 2015. №1. С. 95-104.
2. Давыдович А.Р. Школьное питание: уроки истории // Российские регионы: взгляд в будущее. 2016. №3(8). С. 87-102
3. Левин К., Леонтьев Д.А., Патяева Динамическая психология: избранные труды. М.: Смысл, 2001. 572 с.
4. Лучшие региональные практики по организации питания в общеобразовательных школах (на основе анализа открытых информационных источников субъектов российской федерации) / С.С. Неустроев, Э.В. Миндзаева, С.А. Бешенков, Н.Н. Зимнюкова // Управление образованием: теория и практика. 2020. №1(37). С. 99-116.
5. Миндзаева Э.В., Адамчук Д.В., Куликов А.А. Методология изучения удовлетворенности школьников и их родителей системой организации школьного питания // Управление образованием: теория и практика. 2019. №4 (36). С. 31-47.
6. Миндзаева Э.В., Бешенков С.А., Адамчук Д.В. Информационные аспекты развития систем управления в сфере организации питания обучающихся и воспитанников: ведомственный мониторинг организации питания, социологические исследования удовлетворенности системой питания, независимая оценка качества питания в образовании // Управление образованием: теория и практика. 2019. №3(35). С. 5-19.
7. Миндзаева Э.В., Иванова М.А., Зимнюкова Н.Н. Проблемы организации питания обучающихся: информационное управление проектом по оптимизации системы питания в общеобразовательных организациях // Персонализированное питание: состояние и перспективы: сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Психолого-педагогические вопросы формирования культуры персонализированного питания». М., 2020. С. 98-103.
8. Мониторинг достижения целевых показателей организации питания в общеобразовательных организациях как инструмент для разработки концепции питания обучающихся / С.С. Неустроев, Э.В. Миндзаева, Д.В. Адамчук, Н.Н. Зимнюкова, О.В. Панова // Управление образованием: теория и практика. 2020. №1(37). С. 68-79.
9. Неустроев С.С. Миндзаева Э.В., Рождественская Л.Н. Предварительные итоги мониторинга системы организации горячего питания в общеобразовательных организациях в 2019 году в аспекте реализации государственной политики в области здорового питания // Управление образованием: теория и практика. 2020. №1(37). С. 14-29.
10. Организация школьного питания в российской федерации: мониторинговые исследования открытых источников / С.С. Неустроев, Э.В. Миндзаева, И.Л., Чайко С.А. Бешенков // Управление образованием: теория и практика. 2020. №1(37). С. 4-13.
11. Подросток: нормы, риски, девиации. Труды по социологии образования // В.С. Собкин, З.Б. Абросимова, Д.В. Адамчук, Е.В. Баранова. М.: Центр социологии образования РАО, 2005. Т. X. Вып. XVII. 359 с.
12. Сорокин П.А. Голод как фактор. Влияние голода на поведение людей, социальную организацию и общественную жизнь. М.: Academia & LVS, 2003. XII. 684 с.
13.Adamchuk D.V., Arinushkina A.A., Neustroev S.S. Satisfaction of parents of schoolchildren with various aspects of the food management system at schools // Data in Brief. 2020. Vol. 31. https://doi.org/10.1016/j.dib.2020.105725
14.Mindzaeva E., Neustroev S., Ivanova M., Zimnyukova N. Organizing Catering Systems in General Educational Organizations: Foreign Experiences and Implications for Russia // Journal of History Culture and Art Research. 2019. Vol. 8(3). Pp. 68-80.
15.Social determinants of health and well-being among young people: Health Behaviour in School-Aged Children (HBSC) study: international report from the 2009/2010 survey / edited by Candace Currie et al.
URL: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0003/163857/Social-determinants-of-health-and-well-
being-among-young-people.pdf (дата обращения: 01.03.2021).
School catering processes: based on a sociological survey of representatives of education management bodies at regional and municipal levels
Dmitry V. Adamchuk
Head of the Laboratory of monitoring sociological research in education, Institute of Education Management of the Russian Academy of Education, Moscow, Russian [email protected]
© 0000-0003-2431-690X
Sergei S. Neustroev
Doctor of economic sciences,
Professor of the Department of cultural studies and social and cultural activities, Arctic State Institute of Culture and Arts, Yakutsk, Russian [email protected]
© 0000-0002-2289-8531
Received: 03.02.2021 Accepted: 11.02.2021 Published: 02.04.2021
d 10.25726/C6421 -0769-7688-z Annotation
The article deals with the issues related to the attitude of representatives of the municipal and regional education authorities to the issues of catering for students of general education organizations. The main focus is on comparing the views of representatives of the municipal and regional education authorities on such aspects as: interdepartmental interaction and the development of communication on catering issues with public organizations and representatives of the parent community. At the same time, the question of the functions of the regional and municipal level of management in the processes of catering is also considered. The empirical basis of the study is the materials of a sociological survey of 1,402 representatives of the municipal and regional level education management bodies, conducted in 2020 by the Federal State Budgetary Scientific Institution «Institute for Education Management of the Russian Academy of Education»
Keywords
sociology of education; school nutrition; sociological research; public health; school nutrition. References
1. Veselov Yu.V. Povsednevny'e praktiki pitaniya // Sociologicheskie issledovaniya. 2015. №1. S. 95-104.
2. Davy'dovich A.R. Shkol'noe pitanie: uroki istorii // Rossijskie regiony': vzglyad v budushhee. 2016. №3(8). S. 87-102
3. Levin K., Leont'ev D.A., Patyaeva Dinamicheskaya psixologiya: izbranny'e trudy'. M.: Smy'sl, 2001. 572 s.
4. Luchshie regional'ny'e praktiki po organizacii pitaniya v obshheobrazovatel'ny'x shkolax (na osnove analiza otkryty'x informacionny'x istochnikov sub"ektov rossijskoj federacii) / S.S. Neustroev, E'.V. Mindzaeva, S.A. Beshenkov, N.N. Zimnyukova // Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika. 2020. №1(37). S. 99-116.
5. Mindzaeva E'.V., Adamchuk D.V., Kulikov A.A. Metodologiya izucheniya udovletvorennosti shkol'nikov i ix roditelej sistemoj organizacii shkol'nogo pitaniya // Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika. 2019. №4 (36). S. 31-47.
6. Mindzaeva EW., Beshenkov S.A., Adamchuk D.V. Informacionny'e aspekty' razvitiya sistem upravleniya v sfere organizacii pitaniya obuchayushhixsya i vospitannikov: vedomstvenny'j monitoring organizacii pitaniya, sociologicheskie issledovaniya udovletvorennosti sistemoj pitaniya, nezavisimaya ocenka kachestva pitaniya v obrazovanii // Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika. 2019. №3(35). S. 5-19.
7. Mindzaeva EW., Ivanova M.A., Zimnyukova N.N. Problemy' organizacii pitaniya obuchayushhixsya: informacionnoe upravlenie proektom po optimizacii sistemy' pitaniya v obshheobrazovatel'ny'x organizaciyax // Personalizirovannoe pitanie: sostoyanie i perspektivy': sbornik nauchny'x statej Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodny'm uchastiem «Psixologo-pedagogicheskie voprosy' formirovaniya kul'tury' personalizirovannogo pitaniya». M., 2020. S. 98-103.
8. Monitoring dostizheniya celevy'x pokazatelej organizacii pitaniya v obshheobrazovatel'ny'x organizaciyax kak instrument dlya razrabotki koncepcii pitaniya obuchayushhixsya / S.S. Neustroev, E'.V. Mindzaeva, D.V. Adamchuk, N.N. Zimnyukova, O.V. Panova // Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika. 2020. №1(37). S. 68-79.
9. Neustroev S.S. Mindzaeva E'.V., Rozhdestvenskaya L.N. Predvaritel'ny'e itogi monitoringa sistemy' organizacii goryachego pitaniya v obshheobrazovatel'ny'x organizaciyax v 2019 godu v aspekte realizacii gosudarstvennoj politiki v oblasti zdorovogo pitaniya // Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika. 2020. №1(37). S. 14-29.
10.0rganizaciya shkol'nogo pitaniya v rossijskoj federacii: monitoringovy'e issledovaniya otkry'ty'x istochnikov / S.S. Neustroev, E'.V. Mindzaeva, I.L., Chajko S.A. Beshenkov // Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika. 2020. №1(37). S. 4-13.
11.Podrostok: normy', riski, deviacii. Trudy' po sociologii obrazovaniya // V.S. Sobkin, Z.B. Abrosimova, D.V. Adamchuk, E.V. Baranova. M.: Centr sociologii obrazovaniya RAO, 2005. T. X. Vy'p. XVII. 359 s.
12.Sorokin P.A. Golod kak faktor. Vliyanie goloda na povedenie lyudej, social'nuyu organizaciyu i obshhestvennuyu zhizn'. M.: Academia & LVS, 2003. XII. 684 s.
13.A Adamchuk D.V., Arinushkina A.A., Neustroev S.S. Satisfaction of parents of schoolchildren with various aspects of the food management system at schools // Data in Brief. 2020. Vol. 31. https://doi.org/10.1016/j.dib.2020.105725
14.Mindzaeva E., Neustroev S., Ivanova M., Zimnyukova N. Organizing Catering Systems in General Educational Organizations: Foreign Experiences and Implications for Russia // Journal of History Culture and Art Research. 2019. Vol. 8(3). Pp. 68-80.
15.Social determinants of health and well-being among young people: Health Behaviour in School-Aged Children (HBSC) study: international report from the 2009/2010 survey / edited by Candace Currie et al. URL: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0003/163857/Social-determinants-of-health-and-well-being-among-young-people.pdf (data obrashheniya: 01.03.2021).