Научная статья на тему 'ИНФОРМАТИЗАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ОПТИМИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ'

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ОПТИМИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
221
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ / МОНИТОРИНГ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / INFORMATIZATION / CATERING SYSTEM IN GENERAL EDUCATION ORGANIZATIONS / MONITORING OF CATERING / INFORMATION EDUCATIONAL SYSTEMS / AUTOMATED INFORMATION SYSTEMS / SOFTWARE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Демидова Юлия Вадимовна, Зимнюкова Наталья Николаевна

В статье рассмотрены информационные ресурсы, используемые в процессе организации школьного питания, спектр задач, решаемых посредством применения данных ресурсов, обозначены проблемные стороны межведомственного взаимодействия в процессе сбора и обработки информации, намечены пути применения элементов информатизации как инструмента оптимизации системы питания в общеобразовательных организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Демидова Юлия Вадимовна, Зимнюкова Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATIZATION AS A TOOL FOR OPTIMIZING THE CATERING SYSTEM IN GENERAL EDUCATION ORGANIZATIONS

The article considers information resources used in the process of organizing school meals, the range of tasks solved through the use of these resources, identifies the problematic aspects of interdepartmental interaction in the process of collecting and processing information, outlines ways to use elements of informatization as a tool for optimizing the nutrition system in general education organizations.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАТИЗАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ОПТИМИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

Ю.В. Демидова, Н.Н. Зимнюкова

(Москва)

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ОПТИМИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

INFORMATIZATION AS A TOOL FOR OPTIMIZING THE CATERING SYSTEM IN GENERAL EDUCATION ORGANIZATIONS

В статье рассмотрены информационные ресурсы, используемые в процессе организации школьного питания, спектр задач, решаемых посредством применения данных ресурсов, обозначены проблемные стороны межведомственного взаимодействия в процессе сбора и обработки информации, намечены пути применения элементов информатизации как инструмента оптимизации системы питания в общеобразовательных организациях.

Ключевые слова: информатизация, система организации питания в общеобразовательных организациях, мониторинг организации питания, информационные образовательные системы, автоматизированные информационные системы, программное обеспечение.

The article considers information resources used in the process of organizing school meals, the range of tasks solved through the use of these resources, identifies the problematic aspects of interdepartmental interaction in the process of collecting and processing information, outlines ways to use elements of informatization as a tool for optimizing the nutrition system in general education organizations. Key words: informatization, catering system in general education organizations, monitoring of catering, information educational systems, automated information systems, software.

Оперативный обмен актуальной целевой информацией является одним из условий успешного функционирования любого из направлений деятельности современного общества, в том числе и системы образования. Информатизация системы образования и отдельных ее составляющих - актуальная тенденция, позволяющая оптимизировать любые процессы, связанные с деятельностью образовательных учреждений. В данной статье информатизация рассматривается как эффективный инструмент оптимизации системы школьного питания.

Обращение к вопросу оптимизации системы школьного питания является актуальным, так как помимо выполнения непосредственной функции - накормить

обучающихся - она решает важную задачу государственной политики Российской Федерации в области обеспечения здоровья населения - формирование у школьников основ здорового питания и системы мотивации к ведению здорового образа жизни [9, 12]. При этом речь идет не только о физическом здоровье. «Некачественное и несбалансированное питание является причиной нарушений в работе мозга, в эмоциональной сфере. Питание оказывает влияние на психическую выносливость и эмоциональную устойчивость, долговременную и краткосрочную память...» [6].

Для того чтобы раскрыть проблематику вопроса, необходимо определить, что подразумевает под собой термин «информати-

зация», какие информационные и коммуникационные процессы закладываются в это понятие.

В настоящий момент одним из наиболее эффективных инструментов получения достоверной систематизированной информации об организации школьного питания в общеобразовательных организациях Российской Федерации является всероссийский мониторинг «Система организации горячего питания в дневных общеобразовательных организациях». Это ежегодное регулярное мероприятие, целью которого является сбор и анализ информации о функционировании и развитии системы питания в общеобразовательных организациях 85 субъектов РФ. Основная задача мониторинга - получение обратной связи от регионов, информации о том, насколько эффективно осуществляется процесс организации школьного питания и принятие на основе обработанной систематизированной информации последующих управленческих решений по совершенствованию системы организации школьного питания в субъектах РФ.

С 2019 года оператором процесса проведения мониторинга является федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования». При проведении мониторинга соблюдается принцип преемственности с ориентацией на инструментарий запросов в рамках проведения мониторинга школьного питания в предшествующие годы. В качестве основных показателей мониторинга, характеризующих эффективность проводимых мероприятий, рассматривается высокое качество питания обучающихся общеобразовательных организаций, количество субъектов Российской Федерации, где приняты региональные и муниципальные программы по совершенствованию системы организации школьного питания, доля обучающихся общеобразовательных организаций, обеспеченных сбалансированным горячим питанием, доля обучающихся и их родителей, удовлетворенных качеством и доступностью горячего питания. В 2019 году ин-

струментарий комплексного исследования системы питания помимо мониторинга был дополнен социологическим исследованием отношения школьников и их родителей к системе организации школьного питания. Таким образом, при анализе существующей в регионах системы организации школьного питания учитывались не только статистическая информация, но и мнение основных потребителей [2].

В процессе проведения мониторинга в 2019 году обнаружились существенные системные проблемы, касающиеся сбора и систематизации показателей по организации питания обучающихся:

- в субъектах РФ отсутствует единая отлаженная информационная система, позволяющая осуществлять широкомасштабный сбор сведений о существующих управленческих, организационных и технологических подходах и решениях по организации питания в общеобразовательных организациях;

- создание межведомственной системы организации и контроля качества школьного питания в большом количестве субъектов РФ не является приоритетом [6];

- не выработана единая общепринятая методика мониторинга системы организации и качества питания в образовательных учреждениях [4].

Отсутствие единой информационной системы учета и мониторинга питания обучающихся делает невозможным выполнение целого ряда функциональных задач:

- затруднен оперативный сбор информации об организации питания школьников как на региональном, так и на муниципальном уровнях;

- отсутствует возможность проведения оперативного сравнительного анализа по какому-либо из параметров организации питания (охват питанием, стоимость питания, периодичность предоставления питания и т.п.) в рамках отдельного муниципального образования, субъекта РФ, федеральных округов;

- отсутствует возможность сбора актуальных статистических данных по функционированию и развитию системы питания в общеобразовательных организациях.

Рассмотрим возможности информационных ресурсов, применяемых в регионах в настоящий момент в качестве действующих или потенциальных объектов систематизации информации по организации школьного питания.

Контекстный анализ информации, размещенной на официальных сайтах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, показал, что «.в большинстве из них отсутствует полноценная, актуальная информация по вопросам организации школьного питания; информация, размещенная на официальных сайтах субъектов Российской Федерации, не дает четкого представления о существующих в субъектах Российской Федерации моделях и практиках организации школьного питания» [7].

В настоящий момент во многих субъектах РФ успешно функционируют региональные электронные информационные образовательные системы (к примеру, «Школьный портал Московской области», порталы «Петербургское образование», «Электронное образование в Республике Татарстан», «Современное образование Ленинградской области», «Портал образовательных услуг Краснодарского края», «Портал образовательных услуг Республики Саха (Якутия)» и другие). Однако основное информационное наполнение таких порталов составляет справочная информация по образовательным организациям региона, сервисы «Электронный дневник» и «Электронная библиотека», обеспечение возможности записи в школу и детский сад, информация о результатах ЕГЭ и ОГЭ. Самостоятельного раздела по организации школьного питания, позволяющего осуществлять оперативный статистический учет и сравнительный анализ показателей по организации питания в рамках субъекта РФ, а также выявить лучшие региональные практики в области организации школьного питания, такие информационные образовательные системы не содержат.

Частично функции сбора и обработки информации об организации школьного питания выполняют автоматизированные информационные системы безналичного

расчета (АИС), работающие по принципу «Проход и питание». Это комплекс программно-аппаратных средств, позволяющий осуществлять контроль питания в общеобразовательной организации с использованием личного идентификатора (электронная карта школьника, электронные браслеты, брелки и т.п.), а также систематизацию и хранение данных учета и контроля. Стоимость предоставленного питания автоматически списывается с лицевого счета ребенка, когда он в столовой прикладывает свой идентификатор к считывателю на кассе, а кассир в электронной форме отмечает выдачу заказа. Родители получают уведомление на телефон или электронную почту о том, что ребенок получил заказанное питание.

Приведем несколько примеров подобных АИС. В московских детских садах, школах, лицеях, колледжах с 2012 года правительством Москвы в рамках программы «Информационный город» реализуется проект «Москвенок» - информационная система «Проход и питание» (https://moskvenok. mos.ru). В настоящее время система установлена в более чем 95% всех зданий детских садов и школ города. В школах Санкт-Петербурга используется информационная система «Моя школа», проект внедряется в общеобразовательных организациях при поддержке Правительства г. Санкт-Петербург в рамках программы «Повышение эффективности государственного управления в Санкт-Петербурге» (https://myschool.spb. ги). В ряде школ Новосибирска и Иркутска используется система «ИнфоШкола^ЕТ» (http://www.infoshkola.net/sistema), в школах Удмуртской Республики - система безналичного расчета, разработчиком которой является ООО «Новые информационные технологии» (http://www.newit-lan.ru).

В 2015 году в качестве пилотного проекта в школах Подмосковья была запущена информационная система «Ладошки» ^Ир://ладошки.дети/), реализуемая при поддержке и под контролем ПАО «Сбербанк России». Отличительной особенностью является применение в процессе безналичной оплаты стоимости питания уникального

идентификатора: «Ладошки» - биометрическая система, позволяющая оплачивать питание, а также контролировать вход и выход ребенка по ладони. Для оплаты питания необходимо поднести ладонь к сенсорному сканеру, который считывает индивидуальный рисунок вен, а специальная оптическая система, встроенная в сенсор, идентифицирует плательщика, после этого сумма автоматически списывается с его лицевого счета.

Важной функцией АИС безналичного расчета является возможность управления питанием ребенка со стороны родителей (законных представителей) обучающегося благодаря широкому спектру возможностей. В их числе проверка истории операций и остатка на лицевом счете ребенка, выбор определенных блюд из школьного меню с учетом необходимости организации специализированного питания для детей, имеющих хронические заболевания, разрешение либо запрет покупки отдельных видов продукции в школьном буфете.

Некоторые разработчики в качестве преимущества внедрения АИС в общеобразовательных организациях отмечают воспитание у детей основ финансовой дисциплины, формирование навыков совместного планирования, а также модели социального поведения в современном обществе.

АИС безналичного расчета позволяют собрать и обработать достаточно большой массив информации по организации школьного питания с помощью функций систематизации и хранения данных результатов контроля за организацией питания, обеспечения возможности проведения статистических, маркетинговых и иных исследований. Однако данные системы используются ограниченным количеством общеобразовательных организаций, как правило, находящихся в крупных городах, многим школам, особенно сельским малокомплектным, подобные цифровые технологии недоступны - чаще всего в силу отсутствия необходимых для установки системы инфраструктуры и оборудования и специальных технических компетенций оператора для работы с АИС. Таким образом, автоматизированные

информационные системы безналичного расчета в настоящий момент в качестве источника сведений для единой региональной базы аккумуляции и обработки информации об организации школьного питания использоваться не могут.

Еще одним направлением использования информационных технологий в системе школьного питания является применение программного обеспечения, позволяющего автоматизировать процесс учета продуктов и составления меню. Такие программно-аппаратные комплексы позволяют составлять меню с учетом реального остатка продуктов на складе, автоматически формировать все необходимые документы по организации школьного питания (меню для родителей, бракеражные журналы, складские документы для отслеживания движения продуктов за любой период и т.д.), вести полноценный учет продуктов, контролировать фактический рацион питания с учетом замен продуктов и блюд. Разработчики выпускают как однопользовательские версии программ, так и многопользовательские, предоставляющие возможность работать с одной программой на разных компьютерах одновременно (например, кладовщику и медицинской сестре). В программном обеспечении используется легкий, интуитивно понятный пользователю интерфейс, который позволяет выполнять повседневные задачи при минимальном количестве операций.

Использование программного обеспечения по автоматизации учета продуктов и составления меню значительно облегчает работу образовательного учреждения по организации питания обучающихся. Однако статистическая и аналитическая информация, которую возможно получить при помощи подобного программного обеспечения, касается узкоспециализированного направления системы организации школьного питания и не дает полного представления о деятельности отдельной общеобразовательной организации по предоставлению питания обучающимся.

Стоит упомянуть, что создание единой информационной системы организации

школьного питания предполагает выполнение еще одной важной задачи - устранение дефицита информации, обмен положительным актуальным опытом как между отдельными общеобразовательными организациями, так и на муниципальном и региональном уровнях. Данная проблема уже была отмечена в статье М. И. Ивановой и Н. Н. Зимнюковой «Эффективный опыт регионов по совершенствованию организации системы горячего питания обучающихся (на основе анализа информационных ресурсов общеобразовательных организаций)»: «... недостаточная открытость и прозрачность информации по организации системы горячего питания ряда регионов влечет за собой не только отсутствие актуального информирования участников образовательного процесса по вопросам школьного питания, но и отсутствие информации о положительном опыте организации школьного питания данного региона для передачи передовой практики другим субъектам Российской Федерации» [1].

Частично подобный дефицит информации восполняют интернет-ресурсы по обмену передовым методическим опытом в сфере организации питания в образовательных учреждениях, в первую очередь ориентированные на профессиональное сообщество. Задача таких ресурсов - «.отобрать, распространить и внедрить лучший региональный и муниципальный опыт по комплексному системному подходу к решению общенациональной задачи - обеспечение детей качественным питанием и формирование культуры здорового питания» [3]. К примеру, на сайте «Курс - здоровое питание» (https:// hf.iuorao.ru/) помимо актуальных новостей и тематических статей представлены разделы «Экспертное мнение» и «Методическая поддержка», в которых публикуются материалы о лучших региональных практиках в области организации дошкольного и школьного питания. Сайт позиционируется как единая информационная платформа для единомышленников, у которых есть желание перевести социальное школьное питание на качественно новый уровень. Важно отметить, что аналогичные интер-

нет-ресурсы выполняют не только информационную, но и управленческую функцию, они позволяют «.осуществлять взаимосвязь элементов управляемой системы, в том числе получать обратную связь для реализации конкретного решения - оптимизация системы школьного питания, повышение качества питания, внедрение подхода к развитию системы школьного питания на основе здоровьесберегающих технологий» [3].

Суммируя вышеизложенное, можно выделить следующие факторы, характеризующие процесс информатизации системы школьного питания на современном этапе.

1. Отсутствие единой информационной системы в сфере организации школьного питания, в основе которой лежит продуманная и единообразная для всех участников информационного процесса методика сбора и обработки информации.

2. Необходимость применения единой отлаженной методики сбора информации по организации школьного питания, позволяющей количественно и качественно оценивать происходящие изменения, определять и прогнозировать направления развития.

3. Невозможность применения в качестве единственного инструмента сбора и обработки информации о системе организации школьного питания автоматизированных информационных систем и программных продуктов, использующихся в настоящее время в общеобразовательных организациях.

4. Используемые автоматизированные информационные системы и программные продукты не позволяют систематизировать информацию об организации школьного питания полностью, поскольку направлены на выполнение ограниченных функций по обеспечению питанием обучающихся, а применение автоматизированных информационных систем и программных продуктов доступно не всем общеобразовательным организациям.

Данные факторы подтверждают целесообразность разработки единой межведомственной информационной системы по

учету и мониторингу организации школьного питания федерального уровня, целью которой будет являться повышение эффективности государственного и муниципального управления в сфере организации питания обучающихся за счет использования современных информационных технологий и единой методики сбора и обработки информации. Единая общепринятая методика, основу которой составляют правильно сформулированные и однозначно понимаемые мониторинговые запросы, позволит систематизировать актуальную целевую информацию для принятия эффективных управленческих решений.

Пользователями информации, систематизируемой посредством данного ресурса, должны являться федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Межведомственная информационная система может состоять из следующих взаимосвязанных частей:

- федерального сегмента, предназначенного для централизованной систематизации показателей по организации питания обучающихся, обеспечения целостности учета информации по организации питания обучающихся во всех региональных сегментах, обеспечения взаимодействия сегментов межведомственной системы между собой и формирования аналитической и статистической отчетности;

- региональных сегментов, предназначенных для сбора и обработки информации по организации питания обучающихся на уровне субъектов РФ;

- муниципальных сегментов, предназначенных для сбора и обработки информации по организации питания обучающихся на уровне муниципальных образований;

- сегмента общеобразовательных организаций, являющегося поставщиком данных об организации питания обучающихся.

Предполагается, что процесс обмена информацией будет проходить по следующей схеме.

1. На определенный временной промежуток (соответствующий цели сбора

информационных данных) утверждается перечень показателей по организации питания обучающихся и методика их сбора. Информация о необходимых показателях, методике их сбора и периодичности обновления доводится до руководства общеобразовательных организаций субъекта РФ. При необходимости получения новой информации в перечень показателей вносятся корректировки и дополнения.

2. В соответствии с утвержденной периодичностью общеобразовательные организации подают сведения по организации питания обучающихся в муниципальный сегмент.

3. В региональные информационные системы информация об организации питания обучающихся поступает от муниципальных образований субъекта РФ. Региональный сегмент проверяет полученные данные на корректность и достоверность.

4. Федеральный сегмент запрашивает информацию у региональных сегментов при проведении ежегодного мониторинга, а также при необходимости оперативной актуализации любого из показателей системы организации питания обучающихся.

В результате создания и практического использования единой межведомственной информационной системы по учету и мониторингу организации школьного питания становится возможным: получение единообразной однотипной информации об организации питания обучающихся, проживающих на различных территориях, на уровне общеобразовательных организаций и ее последующая систематизация на муниципальном, региональном и федеральном уровнях; информации о влиянии школьного питания на состояние здоровья обучающихся; достижение доступности для населения информации об организации питания обучающихся через государственные информационные порталы в сфере образования и официальные сайты региональных органов управления образованием; повышение эффективности информационного обмена между ведомственными информационными системами путем создания единого межведомственного источника информации об организации питания обучающихся.

Информационные технологии, используемые в общеобразовательных организациях, могут служить источниками актуальной базовой информации по организации питания обучающихся (охват питанием, льготное питание, количество обучающихся, питающихся по специализированному меню, стоимость питания и т.д.).

Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания ФГБНУ «ИУО РАО» № 073-00027-20-02 на тему «Оптимизация системы горячего питания в образовательных организациях, реализующих программы общего образования (региональные аспекты, лучшие практики)»

Литература

1. Иванова М. И., Зимнюкова Н. Н. Эффективный опыт регионов по совершенствованию организации системы горячего питания обучающихся (на основе анализа информационных ресурсов общеобразовательных организаций) // Управление образованием: теория и практика. - 2019. - № 2 (34). - С. 5-23.

2. Миндзаева Э. В., Адамчук Д. В., Куликов А. А. Методология изучения удовлетворенности школьников и их родителей системой организации школьного питания // Управление образованием: теория и практика. - 2019. - № 4 (36). - С. 31-47.

3. Миндзаева Э. В., Бешенков С. А., Адамчук Д. В. Информационные аспекты развития систем управления в сфере организации питания обучающихся и воспитанников: ведомственный мониторинг организации питания, социологические исследования удовлетворенности системой питания, независимая оценка качества питания в образовании // Управление образованием: теория и практика. - 2019. - № 3 (35). - С. 5-19.

4. Неустроев С. С., Миндзаева Э. В., Адамчук Д. В. и др. Мониторинг достижения целевых показателей организации питания в общеобразовательных организациях как инструмент для разработки концепции питания обучающихся // Управление образованием: теория и практика. - 2020. - № 1 (37). - С. 68-79.

5. Неустроев С. С., Миндзаева Э. В., Бешенков С. А. и др. Лучшие региональные практики по организации питания в общеобразовательных школах (на основе анализа открытых информационных источников субъектов Российской Федерации) // Управление образованием: теория и практика. - 2020. - № 1 (37). - С. 99-116.

6. Неустроев С. С., Миндзаева Э. В., Рождественская Л. Н. Предварительные итоги мониторинга системы организации горячего питания в общеобразовательных организациях в 2019 году в аспекте реализации государственной политики в области здорового питания // Управление образованием: теория и практика. - 2020. - № 1 (37). - С. 14-29.

7. Неустроев С. С., Миндзаева Э. В., Чайко И. Л. и др. Организация школьного питания в Российской Федерации: мониторинговые исследования открытых источников // Управление образованием: теория и практика. - 2020. - № 1 (37). - С. 4-13.

8. Федеральный закон от 01.03.2020 № 47-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и статью 37 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»// Информационно-правовая база Консультант плюс [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_346666/ (дата обращения 25.03.2020).

9. AdamchukD., BeshenkovS., Mindzaeva E. Sociology of Education: Prerequisites for Modernizing the Food Management System at Schools // Proceedings of the International Conference on the Development of Education in Eurasia. Series: Advances in Social Science, Education and Humanities Research. - 2019. - Vol. 316. - Pp. 24-30.

10. Gorelova J., Neustroev S., Mindzaeva E. etc. KeyPrinciples in Children's Healthy Nutrition in Schools: A Cross-National Review. Journal of History Culture and Art Research. - 2019. - 8 (3). - Pp. 60-67. doi: http://dx.doi.org/10.7596/taksad.v8i3.2241.

11. Mindzaeva E., Beshenkov S., Adamchuk D. Information Support for the Management of Socially-Important Projects // Series: Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Proceedings of the International Conference on the Development of Education in Eurasia (ICDEE 2019). - Pp. 18-23.

12. Mindzaeva E., NeustroevS., Ivanova M. etc. Organizing Catering Systems in General Educational Organizations: Foreign Experiences and Implications for Russia / Journalof History Culture and Art Research. - 2019. - 8 (3). - Pp. 68-80. doi: http://dx.doi.org/10.7596/taksad.v8i3.2242.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.