ПРОЦЕССЫ И МЕХАНИЗМЫ ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ КОМПЛЕКСА КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ РОССИИ;
В статье рассматриваются механизмы развития комплекса конструкционных материалов России, определяется их роль в формировании перспективного облика отраслей. Оцениваются возможности эффективного накопления капитала при инерционном и конструктивном вариантах экономического развития. Особое внимание уделяется проблемам импортозамещения и углубления степени переработки материалов, а также способам их решения при изменении макроэкономических условий.
Динамичность условий функционирования производства конструкционных материалов, характерная для последних десятилетий, сохранится и в обозримой перспективе. От мобильности отраслей комплекса конструкционных материалов (ККМ) будут зависеть их производственные и финансово-экономические успехи. Влияние изменений макроэкономических условий в России и на глобальном рынке материалов в 2013-2030 гг. рассматривается в качестве значимых факторов, определяющих процессы в ККМ. При относительной стабилизации темпов развития глобального рынка (2,5-3% прироста в год) ожидается ускорение роста спроса со стороны материалоемких отраслей отечественной экономики (4,5-6% прироста в год) [1-3]. Это делает привлекательной ориентацию развития производства ККМ на перспективный внутренний спрос.
Наибольший интерес вызывает механизм реализации потенциальных возможностей экономического роста. Целесообразно рассматривать перспективы ККМ на основе двух взаимосвязанных процессов. Первый процесс определяется тенденциями действующего механизма отраслевого развития в рамках сценария инерционного роста. Второй - исходит из возможностей перехода к новым механизмам экономического роста, призванным обеспечить решение существующих и потенциальных проблем на рынке конструкционных материалов в рамках конструктивного сценария развития. И в первом, и во втором сценариях (вариантах) важное значение имеют количественные параметры действующих макроэкономических государственных прогнозов и оценки, представленные в стратегических программах отраслевого развития [4-7], но не менее важны и пути их достижения.
Принципиальное значение для перспектив развития ККМ имеет процесс повышения эффективности использования материалов в отраслях отечественной экономики, прежде всего в машиностроении. Темпы снижения материалоемкости производства на протяжении 2013-2030 гг. оцениваются в 2-3% в год, причем основная нагрузка по экономии материалов приходится на период до 2020 г. [3-5]. Процесс ресурсосбережения, повышая эффективность переработки сырья, не только становится важным фактором экономичного удовлетворения потребностей национальной экономики в материалах, но и повышает конкурентоспособность выпускаемой на их основе продукции. С одной стороны, снижение материалоемкости производства машиностроительной и строительной продукции является фактором относительного уменьшения спроса на конструкционные материалы. С другой - в той мере, в какой снижение удельных затрат материалов обеспечивает рост конкурентоспособности, следовательно, и объемов производимой с их применением про-
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 10-06-00092-а).
дукции, рост эффективности является предпосылкой расширения внутреннего спроса на конструкционные материалы. Таким образом, именно рост эффективности переработки, а не добычи сырья предрешает успех национальной промышленности на глобальном рынке. Этим определяется различие и по объемам производства, и по финансово-экономическим последствиям развития ККМ при инерционном и конструктивном сценариях.
Особенности отраслей ККМ как производителей продукции промежуточного назначения предопределяют взаимозависимость доходности производства и потребления материалов. В формирование общей эффективности оборота материалов в экономике локальная эффективность металлургии, лесной и химической промышленности как отраслей, выпускающих продукцию промежуточного потребления, вносит относительно небольшой вклад. В рассматриваемых вариантах инерционного и конструктивного развития существенно различаются способы адаптации производства и бизнеса к требованиям народнохозяйственного роста и возможностям их использования в ККМ (табл. 1).
Таблица 1
Различия инерционного и конструктивного вариантов развития ККМ России
Параметр Инерционный вариант Конструктивный вариант
Целевая ориентация бизнеса Высокая доходность использования ресурсов (рентабельность производства) Объем эффективно вложенных средств (масса прибыли и капитализация бизнеса)
Целевые ниши рынка материалов Высоколиквидные на глобальном и отечественном рынках материалы Специализированные продукты и сегменты рынка
Ключевая нагрузка на бизнес Ресурсные и базовые (перерабатывающие) производства Конечные (обрабатывающие) производства
Система принятия стратегических решений Корпоративная, исходя из внутренних возможностей и интересов бизнеса Государственная, реализуемая через рыночные механизмы создания новых бизнесов
Процесс повышения общей эффективности производства и использования материалов в РФ и увеличения объема прибыли в рамках конструктивного сценария будет сопровождаться перераспределением полученных доходов, изменением доли совокупной прибыли основных участников. От способов устранения возникающего при этом конфликта интересов зависит общий успех народнохозяйственного развития.
Прогнозные макроэкономические условия определяют задачи и приоритеты отраслевого развития и во многом - успех бизнеса. Благоприятные внешние условия функционирования предприятий ККМ в 2000-е годы, особенно в сравнении с 1990-ми, обеспечивали улучшение финансово-экономических показателей бизнеса и инвестиционную активность компаний [8]. На протяжении 2000-х годов компании предприняли действия стратегического характера, результаты которых во многом предопределяют выбор дальнейших направлений развития бизнеса на 2013-2030 гг.
В рамках инерционного варианта ключевое значение имеет действующая система организации бизнеса и принятия стратегических решений в ККМ. Логика корпоративного развития, определяемая интересами доминирующих на рынке конструкционных материалов «игроков», обусловлена как спецификой преимуществ, характерной для 1990-2000-х годов (автономность относительно внешней среды и устойчивость управления сопряженными потоками), так и недостатков (низкая мобильность системы, высокие затраты на управление) [9]. Основу поведенческой модели, ориентированной на рост доходности и масштабов бизнеса, составляют экономически обоснованные действия по минимизации рисков рыночной среды и затрат. Это достигается посредством интеграции бизнеса, его встраивания в систему мирохозяйственных связей на основе производства высоколиквидной продук-
ции. В 2000-е годы крупные компании смогли восстановить масштабы вовлечения природных ресурсов в производство, обеспечить высокий уровень загрузки мощностей базовых производств (табл. 2) и достичь высоких финансово-экономических результатов деятельности.
Таблица 2
Уровень загрузки мощностей и использования инвестиционного ресурса в ККМ
Вид экономической деятельности 2003 г. 2007 г. 2011 г.
Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий уровень загрузки мощностей (готовый прокат), % уровень использования инвестиционного ресурса* Производство прочих неметаллических минеральных продуктов уровень загрузки мощностей (цемент), % уровень использования инвестиционного ресурса Химическое производство уровень загрузки мощностей (пластмассы в первичных формах), % уровень использования инвестиционного ресурса * Соотношение инвестиций в основной капитал и сальдированного финан 82 0,38 57 1,56 74 1,58 сового резу 88 0,29 79 0,63 78 0,86 льтата, рс 81 0,62 66 1,99 72 0,59 13.
Источник: [10].
Интеграция компаний ККМ в систему мирохозяйственных связей позволила привлечь к модернизации отечественного производства инвестиционный потенциал ведущих зарубежных компаний. Постепенно (по мере исчерпания ниш для эффективного использования капитала и выхода на предельные значения использования действующего производственного аппарата) значение отмеченных достижений снижалось, а недостатки становились все более явными [9], превращаясь в реальные ограничители развития собственного бизнеса в России и сопряженных отраслей экономики. В отраслях продолжают генерироваться финансовые ресурсы, не находящие применения в отечественном ККМ.
В последнее десятилетие доля поставок на внутренний рынок всеми отраслями ККМ возросла, но при этом увеличились и импортные поставки. Если активизация государственной политики способствовала восстановлению спроса на материалы в традиционных секторах потребления (транспортная инфраструктура, сфера ЖКХ), то новые ниши потребления материалов в 2000-е годы создавались на основе импортных поставок или при активном участии зарубежных компаний (тароупаковочное производство, домостроение, автомобилестроение и т. д.). В настоящее время структура производства материалов в значительной мере не соответствует структуре их потребления в отечественной экономике, особенно в части продукции с высокой добавленной стоимостью (табл. 3). При наличии крупномасштабного выпуска конструкционных материалов сохраняются перспективы и для специализированных производств. Реализация данных перспектив обеспечивает потенциальные резервы развития в прогнозный период.
Особенно актуален вопрос о согласовании программ развития сопряженных с ККМ производств. В ряде случаев для решения проблем ресурсного обеспечения инвестиционных процессов в России потребовалось привлечение зарубежного производственного потенциала.
Например, основной объем выпускаемых в стране электротехнических сталей отправляется за рубеж, где они используются для производства энергетического оборудования, в том числе поставляемого в РФ.
Таблица 3
Внешнеторговые потоки конструкционных материалов в 2005-2011 гг.
Вид конструкционного материала Доля экспорта в производстве, % Доля импорта в структуре внутреннего потребления, %
2005 г. 2008 г. 2011 г. 2005 г. 2008 г. 2011 г.
Алюминий первичный 81,1 75,1 89,4 2,1 2,1 17,9
Цинк 22,9 34,3 23,2 5,2 11,4 9,0
Готовый прокат 53,9 48,2 39,2 11,5 11,2 10,4
Лист и жесть с покрытиями 18,7 9,5 5,3 27,4 30,2 25,1
Стальные трубы 25,1 17,3 9,3 17,1 13,6 15,1
Цемент 6,3 0,9 2,3 0,8 13,1 5,1
Источник: [4,5,10].
Инвестиционная активность в российской электроэнергетике и в этом случае стимулирует производство в отечественной металлургии, но часть формируемого эффекта остается за пределами страны [8]. Составной частью систем обеспечения потребностей России в бумаге, картоне, мебели, полиграфической продукции стали заводы Финляндии, Италии, Германии, которые работают на экспортируемых из России материалах. Аналогичная ситуация наблюдается и с продукцией нефтехимической промышленности (экспорт нефти и газа и встречный импорт пластмасс, красок, отделочных материалов). В отношении крупных компаний отмечается тенденция «переноса» производства конструкционных материалов за рубеж при активном использовании российской ресурсной базы и накопленного в РФ капитала. Пока это наблюдается преимущественно в сфере производства продукции с высокой добавленной стоимостью, однако в планах компаний уже присутствуют проекты по производству базовых материалов. В частности, открываются новые бизнесы в Бразилии («Северсталь»), Австралии (ММК), Канаде («Норильский никель»), на африканском континенте (РУСАЛ, «Ренова») и т. д. [11-14] Так, по стратегии «Норникеля» предполагается создание к 2030 г. зарубежных мощностей, равноценных действующим в России [13]. Параллельно растет интерес к проектам в отечественном ККМ зарубежных компаний2. Высока активность китайских, корейских, английских компаний в Сибири и на Дальнем Востоке. Например, создание основных объектов дальневосточной металлургической базы (Дальневосточный металлургический комбинат на базе Кимкано-Сутарского ГОК в Еврейской АО, Олекминский и Гаринский ГОКи в Амурской области, завод по производству железа прямого восстановления в г. Черемхово Иркутской области) декларируется как совместные проекты [15].
Крупнейшие транснациональные корпорации периодически проявляют интерес к проектам, связанным с разработкой месторождений полезных ископаемых. Заметную роль играют компании с участием иностранного капитала в химической промышленности и лесопромышленном комплексе. Особо отметим, что собственниками крупнейших предприятий ККМ (черной и цветной металлургии) выступают зарубежные акционеры [11-14;16].
В дальнейшем (2013-2030 гг.) предполагается усиление конкуренции на рынке конструкционных материалов России, в том числе связанное с укреплением позиций транснациональных компаний на рынках как готовой продукции, так и ресур-
2 Причины, по которым российский рынок интересен западным компаниям для организации производства, а западный рынок интересен отечественным компаниям, во многом носят мотивационный характер, связанный с особенностями развития, ориентированного на тактические и стратегические цели. Проблема перепроизводства в индустриально развитой экономике выводит на первый план поиск новых рынков сбыта, т. е. производитель ищет потребителя. Отечественный бизнес стремится к увеличению своих активов, т. е. выбирает наиболее эффективные способы материализации капиталов.
сов, необходимых для ее производства. Перспективы роста конкурентоспособности страны в мировой экономике непосредственно отражаются на ее привлекательности для бизнеса и расширении возможностей привлечения импорта на всем прогнозном периоде. Поэтому внешнеторговый аспект отраслевого развития выходит за рамки традиционных представлений об абстрактном расширении экспорта или сокращении импорта тех или иных товаров. В 2013-2020 гг. активная политика импортозамещения, проводимая отечественными компаниями, должна сочетаться с действенной стратегией привлечения импортных материалов в РФ. Процесс привлечения импортных ресурсов в российскую экономику определит развитие рынка материалов в среднесрочной перспективе, обеспечивая формирование новых сегментов рынка конструкционных материалов и систем их использования. В 20202030 гг. по мере позитивного развития ККМ РФ станет возможным переход от стратегии наполнения отечественной продукцией созданных спросовых ниш к стратегии формирования новых сегментов рынка материалов на основе реализации мер инновационной политики. Таким образом, имеющийся значительный потенциал импортозамещения в российской экономике является одной из ключевых предпосылок позитивного развития отраслей ККМ (табл. 4).
Таблица 4
Импорт продукции ККМ России в 2000-2012 гг., млрд. долл.
Вид продукции 2000 г. 2005 г. 2008 г. 2011 г. 2012 г. (оценка) 2011/2000, раз
Металлы и изделия из них 2,8 7,7 19,3 19,8 20,6 7,1
Продукция химической промыш-
ленности и каучук 6,1 16,3 35,2 44,0 45,3 7,2
Древесина и целлюлозно-бумажные
изделия 1,3 3,3 6,5 6,4 5,6 4,9
Источник: [10].
Оценка потенциала развития в среднесрочной перспективе основана на данных ввоза в РФ металлосодержащей машиностроительной продукции в примерном объеме 12 млн. т (табл. 5), импорта химической продукции в объеме, превышающем половину внутреннего потребления. В составе импорта изделий из древесных материалов (6,4 млрд. долл.) значительную роль играют древесноволокнистые и древесностружечные плиты [10]. Развитие экономики России в 2013-2030 гг. предполагает рост потребности в импорте, если отечественные производители не смогут удовлетворить спрос на материалы. На их ограниченные возможности указывают объем существующего импорта и высокие темпы его роста. Последствия зависимости от импортных поставок материалов, которая может стать существенным ограничением процессов экономического роста, в настоящее время достаточно сложно представить, учитывая масштабы производства базовых материалов в России.
Процесс импортозамещения не сводится к товарной конкуренции, а имеет общесистемный характер. Можно выделить два основных типа замещения конструкционных материалов в структуре потребления на российском рынке:
- непосредственное замещение товаров на рынке материалов, осуществляемое силами отдельной компании на основе механизма конкуренции (инерционный сценарий);
- опосредованное замещение материалов в производствах, входящих в систему оборота материалов, требующее системы согласованных действий на основе механизма межотраслевого, межкорпоративного сотрудничества (конструктивный сценарий).
Таблица 5
Рост импорта металлосодержащей продукции в РФ
Вид металлосодержащей продукции Импорт, тыс. т 2011/2000, раз
2000 г. 2005 г. 2008 г. 2011 г.
Всего 2048 6505 13029 11928 5,8
в том числе:
средства наземного транспорта 357 2058 5427 4030 11,3
оборудование и механические устройства 768 2230 4296 4133 5,4
электрические машины и оборудование 387 1222 1893 1889 4,9
продукция железнодорожного машиностроения 105 614 855 1191 11,3
Источник: [17].
Объективно импорт инициировал создание новых ниш применения материалов, наполнение которых на основе отечественной производственной базы вызывает значительные сложности. В современной практике правительству приходится требовать от западных корпораций локализации производства, т. е. проведения политики импортозамещения. Если бы механизм импортозамещения, успешно работающий в экономиках других стран, оказался результативным и в России, то дополнительные требования правительства были бы излишними, процесс реализовывался бы отечественным бизнесом [18, 19].
Стратегические особенности политики импортозамещения объективно предопределяют, что в 2013-2020-е годы развитие ККМ приобретет капиталоемкий характер с относительно низким уровнем доходности вложений. Производителям придется работать при сложившемся на рынке уровне цен, определяемом стоимостью импортных поставок. При этом они будут нести затраты на создание и освоение производства, доказывать потребителю целесообразность использования данной продукции путем снижения цен на нее. Особо подчеркнем, что импорт на рынке традиционных продуктов оценивается как форма экономии капитала, а не сырья или энергии, которые, как известно, экспортируются из России, а затем возвращаются в страну в виде материалов, машин и оборудования. Следует признать, что помимо активизации инвестиционных вложений в отрасли ККМ, другого способа использовать эффект развития внутреннего спроса на материалы не существует.
Создание систем удовлетворения спроса на основе отечественной базы и расширение сегментов рынка материалов, созданных импортными поставками, являются важными составляющими прогнозирования процессов долгосрочного развития. Инерционный и конструктивный сценарии имеют различия в подходах к решению задач импортозамещения в 2013-2030 гг.
Особенности инерционного сценария ККМ учитывают, что в рамках кооперации на мировом рынке предприятия специализируются на стадиях добычи и переработки ресурсов как на наиболее эффективных производствах при существующих в экономике России условиях (низкие расходы, включая экологические, энергетические, трудовые затраты). Транснациональный характер сформировавшихся систем оборота материалов привел к изменению принципов построения бизнеса (комбинирование активов в РФ и за рубежом). Экспорт сырья и материалов из РФ во все большей степени осуществляется для последующей их переработки на мощностях зарубежных активов российских компаний, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью. При этом эффект, который получают обрабатывающие производства, находящиеся за рубежом, остается в собственности российских компаний. В ряде случаев бизнесу проще приобрести предприятие, специализирующееся на поставках в РФ, чем создавать его на территории страны (например,
при реализации системы обеспечения материалами проектов в г. Сочи) [5]. Компании, решая задачу удовлетворения потребностей в материалах, экономят значительные средства, необходимые для создания мощностей по обработке базовых материалов в РФ. Поэтому вопрос об импортозамещении представляется не тактическим (решаемым в рамках действующего механизма оптимизации затрат), а стратегическим (системным), т. е. требующим народнохозяйственного подхода.
Современный облик ККМ был сформирован на базе предпосылок, характерных для начала 2000-х годов. Сторонники действующего механизма развития указывают, что изменения, пусть и в меньших объемах, чем это необходимо для перехода на качественно новый уровень ресурсного обеспечения экономического развития России, происходят постоянно [4, 5, 20, 21]. Реализованы крупномасштабные проекты по выпуску оцинкованного проката, труб большого диаметра, проката с полимерным покрытием. За 2000-е годы почти полностью был обновлен производственный аппарат по выпуску конструкционных пластмасс. Нельзя не отметить прогресс в выпуске продукции на древесной основе. Оконные и другие строительные профили, пластиковые трубы, высокотехнологичные строительные смеси, производимые в России, соответствуют мировым стандартам.
Несмотря на достигнутые успехи в рамках действующего механизма, отечественное производство отстает от требований потребителей, что диктует необходимость увеличения импортных поставок. Особо отметим, что в начале 2000-х годов из-за проблем с эффективностью экспортных поставок (прогнозируемых и на 2010-е годы) всеми крупными компаниями ККМ была декларирована ориентация на внутренний спрос. В дальнейшем подготовленные проекты были реализованы (новые пластические массы, современные пиломатериалы, трубы большого диаметра и т. п.), но так и остались локальными успехами компаний. По сути, они имели производственно-технологический характер и не привели к существенному изменению состояния отечественного рынка конструкционных материалов. Как показывает опыт 2000-х годов, непосредственная роль производителей традиционной продукции массового назначения относительно невелика в реализации стратегических задач развития отечественного рынка и политики импортозамещения [8]. Такие производители составляют основу отечественного ККМ, но в силу технологических причин (высококонцентрированное производство в ограниченном числе региональных центров) не в состоянии предоставлять широкую гамму продукции индивидуального назначения в малых объемах потребителям, рассредоточенным по всей территории страны. Действующим производителям - экспортерам изделий внутриотраслевого назначения (слябов, деловой древесины, первичного алюминия и т. п.) трудно или невозможно найти потребителя в машиностроении или строительстве. Внутреннему рынку необходима готовая продукция (штамповки, металлоконструкции, метизы, профили и т. п.), производство которой на крупных предприятиях ограничено, а в силу технологических особенностей и экономически нецелесообразно.
Таким образом, предпосылки высокой эффективности народнохозяйственных последствий развития ККМ с ориентацией на внутренний спрос в рамках действующего механизма не были реализованы.
В рамках инерционного варианта развития экономики страны прирост выпуска конечной продукции в черной металлургии (5-6 млн. т к 2020 г.) будет ориентироваться на прирост спроса и только частично - на процессы импортозамещения, осуществляемые крупным бизнесом [4]. Компании уже увеличивают добавленную стоимость своей продукции на основе использования зарубежных активов (на действующих мощностях, оцениваемых в 25-30 млн. т проката, контролируемых отечественными компаниями) [20]. Наиболее вероятно, что в 2013-2030 гг. в химическом комплексе, деревообрабатывающей промышленности создание производств углубленной переработки ресурсов будет происходить, как правило, за рубежом, примеры тому уже есть сейчас [21]. По критериям бизнеса, это экономически выгоднее, чем создание аналогичных активов в РФ (стоимость актива в развитых странах ниже суммы инвестиционных затрат на его создание).
В рамках инерционного сценария диспропорция спроса и предложения отечественной продукции на рынке конструкционных материалов будет возрастать. Переход на качественно новый уровень специализации и кооперации производства в машиностроении и строительстве наблюдается на протяжении 2000-х годов. В основе данного перехода - стремление к получению эффекта механизма рыночного взаимодействия. Новые бизнесы уже не обременены непрофильными активами, связанными с переработкой и обработкой материалов (табл. 6). Малые и средние заводы не стремятся создавать собственные мощности заготовительного производства (что соответствует принятым в мире подходам), следовательно, предъявляют спрос на продукцию повышенной технологической готовности. Развитие осуществляется при высокой степени привлечения импортных материалов и комплектующих изделий. Под влиянием процессов в мире (в сфере как производства, так и потребления конструкционных материалов) изменения в действующий механизм ресурсного обеспечения производств, организованных иностранными компаниями,
3
вносятся достаточно оперативно .
Таблица 6
Доля машиностроительной продукции, производимой в РФ из импортных комплектующих, в 2000-е годы, % к общему объему производства соответствующих видов продукции
Вид продукции 2000 г. 2005 г. 2009 г. 2011 г.
Легковые автомобили 0,3 9,6 42,2 61,8
Грузовые автомобили 0,0 1,1 6,8 11,5
Автобусы 0,0 0,3 7,2 15,7
Телевизоры 36,9 69,8 84,3 н.д.
Источник: [10, 22, 23].
Области применения материалов в России все более сегментируются в зависимости от индивидуальных требований использования (возрастает уровень дифференциации цен в товарных группах). Тип древесины и качество ее обработки значимо уже не только для эксклюзивных изделий (например скрипок), но и для современных изделий массового назначения. Расширяется номенклатура строительных материалов и конструкционных пластмасс, растут темпы обновления продукции. Важной тенденцией рынка материалов становится появление новых секторов, и производителю необходимо оперативно реагировать, имея для этого соответствующий механизм удовлетворения спроса .
Для отечественных производителей получение эффекта увеличения емкости российского рынка материалов в 2013-2020 гг. будет затруднено из-за отсутствия развитого механизма межотраслевого взаимодействия, ориентированного на долгосрочные решения в системе оборота материалов. От успешного создания меха-
3 Особо подчеркнем, что тенденции, сформированные в рамках действующего механизма, создают видимые эффекты. Практически без реальных затрат в ККМ наблюдается повышение эффективности использования материалов в стране, что отражается, например, в соотношении производства продукции машиностроения и металлургии (без учета импорта комплектующих). В ряде случаев темпы снижения материалоемкости в 2000-е годы включаются и в прогнозные оценки [2, 3]. Соответственно проведение политики импортозамещения создаст эффект резкого ухудшения эффективности использования материалов в стране.
4 Следует учитывать, что «специфические» материалы и изделия при низкой их доле в общей массе машиностроительной продукции во многих случаях обусловливают появление «узких» мест в производственной системе. Если доля высоколегированных сталей в мировом производстве составляет около 2,5%, то в ЕС — 5%, а в США — 12%, что обеспечивает им контроль на мировом рынке данной продукции. В РФ данное производство остается в крайне тяжелом состоянии (около 10% объемов производства 1980-х годов и менее 1% в общем объеме выплавки стали). От качества материала, из которого изготовлена «шестеренка», зависит качество всего изделия, а от возможности применить те или иные «комплектующие», т. е. от их доступности — мобильность производства и изменение всей конструкции.
низма согласования производства и потребления зависит развитие ККМ по инерционному или конструктивному сценарию.
В рамках конструктивного, как и инерционного, сценария процессы отраслевого развития до 2020 г. продолжат определять деятельность крупного бизнеса, включая транснациональные и отечественные компании федерального и регионального значения при поддержке государства. Параллельно происходит формирование нового бизнеса в ККМ РФ. Адекватной современным и прогнозным макроэкономическим условиям является организация предприятий вторичной металлургии, производства строительных материалов различного функционального назначения, развитие новых сфер деятельности в ЛПК, направленных на комплексное использование лесных ресурсов, создание подразделений по выпуску конструкционных материалов при крупных компаниях (химический комплекс). При активном участии государства и иностранного бизнеса разрабатываются планы освоения ресурсов Сибири и Дальнего Востока, что обеспечит создание нового крупного центра производства конструкционных материалов в стране. Развитие получили минизаводы в металлургии. В непосредственном контакте с компаниями химического и лесопромышленного комплексов работает множество сервисных организаций, обеспечивающих адаптацию материалов к требованиям потребителей [4, 5, 9].
Важной предпосылкой успеха конструктивного варианта развития является относительная избыточность действующих базовых мощностей относительно объемов внутреннего спроса на их продукцию. В 2013-2020 гг. в отраслях необходимо создать производства-потребители экспортируемых в настоящее время базовых материалов, позволяющие осуществить их углубленную переработку. Целесообразно довести стоимость экспортируемой из РФ продукции ККМ до среднемирового уровня (увеличив ее в 2-3 раза за счет выхода в новые ценовые ниши) [9].
Особенностью развития ККМ на период 2013-2030 гг. остается необходимость структурных изменений в отраслях, определяемых ускоренным формированием производств, специализирующихся на удовлетворении спроса на продукцию конечных стадий производства, соответствующую требованиям потребителя. Продолжатся изменения производственно-технологического облика ККМ РФ, включая расширение выпуска традиционной продукции конечного спроса, характеризующейся глубокой переработкой базовых материалов и высокой добавленной стоимостью. В ЛПК существуют резервы роста выпуска традиционных видов продукции (фанеры, древесноволокнистых плит, стеновых панелей) и возможность организации производства новейших видов изделий (от оцинкованных бревен до готовых сборных зданий). Для химического комплекса прогресс в разработке материалов связан с процессами армирования традиционных продуктов, придания им принципиально новых свойств. По сравнению с традиционной продукцией в виде труб, метизов опережающий спрос будет предъявляться на изделия дальнейшего передела (сталь с покрытиями, сварные конструкции, гнутые и фасонные профили). Согласно проведенным расчетам, при сохранении наблюдаемых в 2000-е годы темпов структурных изменений доля готового проката в структуре потребления металлопродукции в машиностроении и строительстве снизится с 48% в 2012 г. до 35% к 2020 г., а доля изделий дальнейшего передела соответственно возрастет с 9,9 до 30% (табл. 7).
В 2013-2020 гг. мобилизация резервов развития предполагает укрепление региональных баз производства конструкционных материалов. Ожидается завершение проектов строительства новых заводов в промышленности строительных материалов, вторичной металлургии, химической промышленности [20]. Создание новых и развитие действующих мощностей, обеспечивающих повышение комплексного использования ресурсов (на основе организации производства попутной про-
дукции) в металлургии, нефтехимической промышленности и ЛПК, снизит остроту проблем дифференциации уровня региональной концентрации производства и потребления конструкционных материалов.
Таблица 7
Изменение структуры поставок металлопродукции в машиностроение и строительство, %
Показатель 2012 г. 2020 г. 2030 г.
Предложение металла в том числе: 100,0 100,0 100,0
прокат 48,0 35,0 30,0
трубы 19,8 15,0 15,0
метизы 9,9 12,0 14,0
изделия дальнейшего
передела 9,9 30,0 36,0
чугун,сталь 12,4 8,0 5,0
Успешная политика удовлетворения потребностей, формируемых в процессе экономического роста на основе отечественной ресурсной базы, непосредственно затрагивает производства, связанные с обеспечением качественных характеристик выпускаемых в 2013-2030 гг. материалов. Переход спроса с универсальных материалов на продукцию индивидуального назначения стал предпосылкой формирования соответствующей производственной базы во всех развитых странах. Основу данного сектора составили относительно небольшие по масштабам предприятия. Для удовлетворения перспективных потребностей экономики в современных материалах и проведения политики импортозамещения необходимо значительное расширение потенциала производств финишной обработки материалов.
Адаптация к изменению экономических условий, внешних по отношению к предприятиям ККМ, движущих сил, формируемых под влиянием НТП и трансформации регионального и отраслевого спроса, предполагает выход за рамки традиционных процессов производственно-технологического развития отраслей. Принципиально новым требованиям со стороны машиностроения и строительства, определяемым логикой экономического развития страны в 2013-2030 гг., соответствует процесс формирования в ККМ новых видов производств. Специализированным секторам производства материалов в российской экономике отводится особая роль на всех этапах прогнозного периода. Механизм их создания отражает специфику межотраслевых взаимодействий. Выделяются три основных направления:
- в сфере формообразования5 - углубление переработки материалов, которое позволит осуществить переход к производству деталей и изделий массового назначения, пригодных к непосредственному использованию в машиностроении и строительстве без дополнительной обработки и отделки;
- сбалансированное развитие металлургической и металлообрабатывающей промышленности как составных элементов формирования единого металлургомашиностроительного комплекса страны;
- взаимосвязь производств основных видов материалов, включая основные виды продукции промышленности строительных материалов, химической и деревообрабатывающей промышленности, сборных и сварных конструкций, в рамках развития комплекса конструкционных материалов для строительных работ.
5 В 1980-е годы с этим направлением было связано свыше 25% инвестиционных затрат в черной металлургии. После кризиса 1990-х годов (прекращение инвестирования) необходимо воссоздание данных производств на основе принципиально нового механизма и на качественно новом уровне.
Специфика данных сегментов рынка материалов, их взаимозаменяемость, изменения под влиянием НТП определяют сложности построения детализированных оценок объемов потребления материалов на долгосрочную перспективу. Принципиально важно создание механизма, который в период 2013-2020 гг. обеспечивал бы интеграцию новейших материалов в систему народнохозяйственного использования. Показательно, что в России (в отличие от зарубежных стран) не нашли применения материалы, являющиеся предметом гордости отечественного ОПК. В рамках данного механизма основную роль играют специализированные производства по обработке материалов и созданию готовых изделий с учетом требований конечного потребителя, обеспечивающие тем самым согласование производства и использования материалов в современной экономике.
В странах с рыночной экономикой постоянно происходит процесс повышения мобильности ресурсного обеспечения машиностроения и строительства за счет специализированных производств. В России создаются предприятия, использующие аналогичные принципы. Они осуществляют сборку машин и оборудования из импортных комплектующих. Именно этим объясняется тот факт, что в 2000-е годы рост производства автомобилей в стране сопровождался не увеличением, а сокращением закупок готового проката. Зоны создания новых производств в ККМ России включают широкой спектр формообразующих производств по выпуску продукции повышенной технологической готовности (прецизионное литье, штамповки, профили, метизы, металлоконструкции, изделия из армированных пластмасс, композитов и т. п.). Основными производителями на рынках данной продукции выступают малые и средние предприятия, реализующие стратегии инновационного развития. К 2030 г. их значение в ККМ РФ должно быть сопоставимо с ролью аналогичных компаний в развитых странах. Прогнозируется, что в конструктивном сценарии данный сектор уже к 2020 г. сможет более чем наполовину удовлетворить потребности машиностроения и строительства в конструкционных материалах, что выводит всю систему использования конструкционных материалов в РФ на качественно новый уровень .
Попытки создания промышленности межотраслевых производств в России, от которой зависят мобильность машиностроения и индустриальный уровень строительства, предпринимались как в плановой экономике [25-27], так и в современных условиях [4, 28]. Как показывают отчетные данные, за 2000-е годы в реализации данного направления не удалось продвинуться (табл. 8).
Таблица 8
Динамика товарного производства готовой продукции из металла в РФ, млн.т.
Вид продукции 2000 г. 2005 г. 2008 г. 2009 г. 2009/2000, раз
Чугунные отливки 2,12 1,96 1,77 1,05 0,50
Стальные отливки 0,79 0,93 0,98 0,53 0,67
Поковки 0,18 0,18 0,16 0,09 0,50
Заготовки точные 0,23 0,19 0,12 0,06 0,26
Штамповки 0,66 0,76 0,81 0,42 0,64
Сварные металлоконструкции 1,80 2,20 2,35 1,24 0,69
Источник: [10].
6 В качестве ориентира можно рассматривать аналогичные процессы на рынке металла в ЕС, наблюдавшиеся в 1970-1990-е годы. Их итогом стало снижение доли машиностроения на рынке готового проката до 10%, автомобилестроения до 13%, а на лидирующие позиции вышли вторичная обработка (16%), производство металлоизделий (15%), выпуск стальных труб (14%) [24].
Кроме того, сектор экономики, на базе которого предполагается обеспечить решение перспективных проблем отечественного рынка материалов, продолжает оставаться в крайне тяжелом финансово-экономическом положении (табл. 9).
Товарное производство готовых изделий на базе конструкционных материалов в РФ относительно невелико, а выпускаемая продукция предназначена для удовлетворения собственных нужд крупных интегрированных компаний. На свободном рынке (без учета внутрикорпоративных поставок) представлены преимущественно импортные материалы и готовые изделия из них [28].
Таблица 9
Рентабельность (прибыль / выручка) основных видов экономической деятельности ККМ в 2005-2012 гг., %
Вид экономической деятельности 2005 г. 2012 г.*
Химическое производство 17,2 21,2
Производство резиновых и пластмассовых изделий 8,0 8,0
Производство прочих неметаллических минеральных продуктов, в том числе 11,1 7,6
производство изделий из бетона, гипса и цемента 11,5 2,9
Металлургическое производство 28,8 10,8
производство отливок -4,3 4,7
Производство готовых металлических изделий 9,3 3,2
производство строительных металлических конструкций и изделий 8,6 -1,6
ковка, прессование, штамповка и профилирование; изготовление изделий методом
порошковой металлургии 0,4 7,9
обработка металлов и нанесение покрытий на металлы; обработка металлических
изделий с использованием основных технологических процессов машиностроения 9,0 -2,1
Обработка древесины и производство изделий из дерева 4,7 2,9
производство деревянных строительных конструкций, включая сборные деревянные
строения, и столярных изделий 1,4 -7,3
* Данные за первое полугодие 2012 г.
Источник: [10].
В экономико-организационном (не в технологическом) плане данный сектор в экономике России проходит стадию становления. Фактически речь идет о создании специфической отрасли по производству продукции межотраслевого применения, выполняющей важнейшие народнохозяйственные функции. Она должна объединить независимых производителей, способных осуществлять углубленную обработку материалов, выпускаемых базовыми предприятиями ККМ, и обеспечить мобильность процессов развития машиностроения и строительства (ресурсный маневр в экономике). Тот факт, что становление отрасли идет в условиях жесткой конкуренции, позволяет оптимистически оценивать ее перспективы в условиях экономического роста 2013-2030 гг.
В настоящее время задачи обеспечения ресурсами и их переработки крупные предприятия решают на основе комбинирования производства, объединяющего заготовительные, металлообрабатывающие, сборочные и отделочные производства. Это позволяет адаптироваться к структуре выпускаемой продукции ККМ, но при значительных затратах. Новые бизнесы по выпуску машиностроительной продукции ориентированы на поставки материалов и комплектующих от иностранных партнеров. В 2000-е годы отмечены первые успехи специализированного бизнеса по выпуску продукции общемашиностроительного назначения (г. С-Петербург и ряд других областных центров) [27]. Его рыночная ниша относительно невелика и представлена исторически сложившимися кооперационными потоками, восстановленными после кризиса 1990-х годов. Данные производства капиталоемки, низкодоходны и зависимы от наличия сопряженных производств. Дополнительные сложности с расширением рынка сбыта связаны с проблемами кооперации в современных условиях. Экономическая среда
характеризуется наличием рисков, при которых возможно не только возникновение убытков, но и потеря контроля над бизнесом [27].
В прогнозе на 2013-2030 гг. наличие специализированного сектора ККМ (производственная мощность которого должна превышать мощность базовых производств) является основой высокой мобильности ресурсного обеспечения программ инновационного развития машиностроения и строительства. Основную роль в становлении данной группы производств на рынке конструкционных материалов в мире сыграл рыночный механизм, в котором существенное значение имеют корпоративные связи. Если промышленность США изначально формировалась с высоким уровнем специализации, то в европейских странах доминировали комбинированные производства (аналогичные крупным российским предприятиям). Эффективность специализации и выделение в самостоятельный бизнес производств по обработке конструкционных материалов стали основой для ускоренного развития данного сектора рынка ККМ в 1970-е годы [25]. Выигрыш от повышения мобильности системы в целом оказался выше, чем от непосредственного сокращения затрат. Особо подчеркнем, что выиграли машиностроительные и металлургические компании, сократившие затраты, которые взял на себя новый бизнес, повысив эффективность работы всей системы в целом. Со значительным отставанием Россия может пройти аналогичный путь, и это (при наличии соответствующих предпосылок) не должно занять много времени (реализуемо в 2013-2020 гг.).
Проблема объединения усилий производителей и потребителей материалов вышла на первый план в отраслях оборонной, космической и авиационной промышленности, что привлекло к ней внимание государственных органов власти. В ККМ есть инвестиционный ресурс, который может быть использован для развития межотраслевых систем. В 2011-2012 гг. крупные интегрированные компании (ММК, Северсталь) продвинулись в работе по созданию пионерных производств [29, 30]. Продолжают функционировать многочисленные обрабатывающие производства в машиностроении, которые после реструктуризации и реконструкции способны обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции. При отсутствии производственно-технологических количественных ограничений со стороны базовых материалов проблема их углубленной переработки в РФ и проведения на этой основе политики импортозамещения приобретает финансово-экономический и институциональный характер. Переход от инерционного к конструктивному варианту развития требует значительных организационных усилий и инвестиций. При этом инвестор не может рассчитывать на быструю окупаемость инвестиций вследствие долгосрочного характера создаваемых в ККМ бизнесов и длительности процессов функционирования ключевых активов. Усложнение межотраслевых связей при углубленной переработке ресурсов предопределяет необходимость формирования такого механизма кооперации производителей, который способствует снижению рисков накопления капитала, объективно обусловленных особенностями отечественной экономической среды.
Главная цель конструктивного сценария ККМ - рост производственного потенциала отраслей, увеличение объема эффективно используемого капитала (аккумулируемого в основных фондах). Это принципиально отличается от целей сохранения высокой рентабельности производств и дивидендных доходов собственников от прибыли при ограниченном использовании инвестиций в рамках инерционного сценария развития ККМ. Особо подчеркнем, что конструктивный сценарий развития ККМ при относительно более низкой рентабель-
ности капитала и при больших инвестиционных затратах7 (по сравнению с инерционным вариантом), обеспечивает повышение уровня использования отечественной ресурсной базы (рисунок).
Раз
Рисунок. Рост объемов производства продукции ККМ по инерционному (-А-) и конструктивному (-О-) вариантам в ценах 2010 г. (уровень 2010 г. = 1)
Фактически следствием перехода к конструктивному варианту ККМ, сопровождающемуся снижением нормы доходности в 2013-2020 гг., станет увеличение объема накопления капитала, прироста прибыли новых производств в 2020-2030 гг., сохранение перспектив дальнейшего развития.
Таким образом, цель вложений в активы отечественного ККМ, альтернативные существующим за рубежом, - создать потенциал роста производства на основе удовлетворения внутреннего спроса - имеет долгосрочный стратегический характер. Данные затраты должны обеспечить организационно-институциональную подготовку ККМ к научно-технологическим прорывам периода 2020-2025 гг., что станет основным эффектом формирования соответствующих секторов в ККМ России для периода 2025-2030 гг.
Переход от инерционного к конструктивному варианту развития означает смену мотивационных установок, пересмотр отношений к инвестициям. Переход от установки на «сохранение высокой рентабельности производства и доходов собственников» к задачам «эффективного накопления капитала» имеет принципиальное значение не только для конструктивного сценария развития ККМ, но и для экономики РФ в целом. Логика конструктивного сценария прогнозного развития предполагает последовательное включение в обеспечение процесса экономического роста новых механизмов общесистемного развития, представленных в специальных исследованиях [2, 3, 31]. Реализация конструктивного сценария невозможна без проведения активной государственной политики, обеспечивающей переориен-
7 Инвестиции в РФ традиционно рассматриваются как вид затрат, несмотря на то, что средств у бизнеса никто не отнимает. Инвестирование — единственно возможный способ сохранения и приумножения богатства, т. е. важная характеристика результата экономического развития (эффективной капитализации дохода). От того, каков объем ниш эффективного накопления капитала, зависят и перспективы долгосрочного развития. Для инерционного сценария проблема заключается в отсутствии возможностей для эффективного приумножения капитала, что и предопределяет мотивацию экономической деятельности на извлечение прибыли. В конструктивном сценарии ситуация обратная. По мере его реализации ниши расширяются быстрее, чем формируются средства у действующих «-игроков»; для их заполнения и необходимо открыть рынок для новых участников, в том числе иностранных.
тацию генерируемых отраслями ККМ материальных и финансовых ресурсов с задач интеграции в глобальную экономику на цели ускоренного развития производственного потенциала России.
Конструктивный сценарий предполагает дальнейшее развитие в 2Q13-2Q2Q гг. взаимодополняющих друг друга рыночного и государственного механизмов создания систем ресурсного обеспечения экономического роста регионального (лесопромышленный комплекс, промышленность строительных материалов) и федерального значения (металлургический и химический комплексы). На базе данного механизма, способного не только снизить инвестиционные риски, но и генерировать внутренний спрос, в 2Q15-2Q25 гг. станет возможной активизация независимых производителей конструкционных материалов различного функционального назначения. В перспективе 2Q25-2Q3Q гг. ККМ будет подготовлен к технологическим прорывам в сфере разработки новых конструкционных материалов и их эффективному использованию в экономике России.
Литература
1. Официальный сайт Мирового банка [Электронный ресурс] — режим доступа: http://www.worldbank.org/
2. Сценарные условия долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года. Минэкономразвития России, 2012 г.
3. Узяков М.Н., Широв A.A. Макроэкономическая динамика российской экономики в долгосрочной перспективе //Проблемы прогнозирования. 2012. К б.
4. Стратегия развития металлургической промышленности России на период до 2020 года. Утверждена Приказом Минпромторга РФ от 18 марта 2009 г. К 130.
З. Стратегия развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на период до 2020 года. Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 мая 2011 г. К 2б2.
6. Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности на период до 201З года. Утверждена Приказом Минпромэнерго РФ от 14.03.2008 г. К 119.
7. Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации на пер-иод до 2020 года. Утверждена Приказами Минпромторга РФ N 248 и Минсельхоза РФ К 482 от 31.10.2008.
8. Буданов ИЛ. Перспективы посткризисного развития российской металлургии / Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозированияРAН. М.: М.4КСПресс, 2010.
9. Буданов ИA. Вовлечение ресурсов в комплекс конструкционных материалов России // Проблемы прогнозирования. 2011. К 1.
10. Росстат. Официальный сайт [Электронный ресурс] — режим доступа: http://www.gks.ru
11. Официальный сайт компании «Северсталь» [Электронный ресурс] — режим доступа:
http://www.severstal.ru/
12. Официальный сайт Магнитогорского металлургического комбината [Электронный ресурс] — режим доступа: http://mmk.r-u/
13. Стратегия развития ГМК «Норильский никель» до 2023 г. Официальный сайт ГМК ««Норильский никель» [Электронныйресурс] — режим доступа: http://www.nornik.ru/
14. Официальный сайт компании РУСAЛ [Электронный ресурс] — режим доступа: http://www.rusal.ru/
13. ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на пер-иод до 2013 года». Утверждена Постановлением Правительства РФ от 13 апреля 199б г. К 480 (ред. от 20.03.2012). Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-востока Китайской Народной Республики (2009-2018 годы) (утверждена Президентом РФ Д.A. Медведевым и Председателем КНР Ху Цзиньтао 23.09.2009 г.).
16. Ильин В.A., Поварова A.И., Ускова Т.В. Влияние интересов собственников металлургических корпораций на социально-экономическое развитие. Вологда: ИСЭРТ Р,^.Н, 2012.
17. Статистика внешней торговли. United Nations Commodity Trade Statistics Database [Электронный ресурс] —режим доступа: http://comtrade.un.org
18. О дополнительных мерах государственного регулирования при заготовке, реализации и экспорте древесины ценных лесных пород. Постановление Правительства РФ от 3 января 1999 г. N 18 (ред. от 08.12.2010).
19. О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2003 г. К 1бб (ред. от 08.12.2010).
20. Христенко В.Б. Презентация к докладу на совещании «О мерах по развитию черной металлургии». Челябинск, июль 2010 г. [Электронный ресурс] — режим доступа: http://www.minpromtorg.gov.ru/
21. Дементьев A.В. Основные проблемы развития лесопромышленного комплекса [Электронный ресурс] — режим доступа: http://www.minpromtorg.gov.ru/industry/wood/40
22. Устинов В.С. Aнализ потребления металлопродукции в машиностроительном комплексе России / Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РAН. М.: М.4КСПресс, 2012.
23. Ковригин А.С. Итоги работы российской автомобильной промышленности в 2011 году и перспективы развития автомобильного рынка при вхождении России в ВТО [Электронный ресурс] — режим доступа: http://www.asm-holding.ru
24. Официальный сайт Евростата [Электронный ресурс] — режим доступа: eurostat.com
25. Научно-технический прогресс и структура производства средств производства / Под ред. С.А. Хейнмана. М.: Наука, 1982.
26. Хейнман С.А. Структурные факторы интенсификации общественного производства. М.: ИЭ АН СССР, 1984.
27. Экономика стройиндустрии: события года //Промышленно-строительное обозрение. 2011. № 8.
28. Никитин В.И. Состояние и перспективы литейной промышленности — основной заготовительной базы машиностроения. Стендовый доклад на II съезде инженеров России, 25-26.11.2010 // Металлургия машиностроения. 2011. № 2.
29. Орлов Д.В., Штанский В.А. Управление взаимодействием промышленной и торговой политики металлургических предприятий //Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2010. № 6.
30. Чернов И. Сервисные металлоцентры по переработке листового проката //Металлоснабжение и сбыт. 2012. № 1.
31. Панфилов В. С., Говтвань О.Д. Финансовая политика России в перспективном пер-иоде //Проблемы прогнозирования. 2012. № 6.