Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2024. № 3. С. 33-44. УДК 159.944
DOI: 10.24147/2410-6364.2024.3.33-44
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ВЫГОРАНИЯ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ И СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР (ЧАСТЬ 2)
Е. А. Трухан
Белорусский государственный университет (Минск, Республика Беларусь)
В статье представлен теоретический анализ более 40 зарубежных и отечественных процессуальных моделей выгорания, многие из которых подтверждены эмпирически. Ретроспективный анализ и обобщение существующих концепций выгорания позволили выделить пять моделей выгорания: 1) метафорические, использующие для популяризации рассматриваемой темы метафоры горения, падения, разрядки и пр.; 2) феноменологические, эмпиричные по своей сути и посвященные описанию феноменологии выгорания на основе клинического, организационного или ролевого опыта; 3) производные от модели К. Маслак, которые оперируют или апеллируют к трем компонентам выгорания, основной из которых - состояние эмоционального истощения; 4) стресс-ориентированные, концептуализирующие выгорание на основе теории стресса; 5) двуполярные «вовлеченность - выгорание», основанные на их противопоставлении как позитивного и негативного полюсов некоего функционального континуума. Выгорание понимается либо как развивающийся во времени процесс с определенной последовательностью фаз, либо как финальный этап процесса потери энергетических ресурсов, утраты иллюзий и пр. Дискретный аспект процесса выгорания характеризуется преобладанием трех- и пятифазовых моделей. Отечественные процессуальные модели выгорания имеют стресс-ориентированный и производный от трехкомпонентной модели выгорания К. Маслак вид. Новые концептуальные и исследовательские подходы ориентированы на механизмы кроссовера (перекрестной передачи), социального индуцирования или эмоционального заражения выгоранием, когда оно может «переходить» к другим сотрудникам либо партнерам. В целом не выработано унифицированной процессуальной модели выгорания с нормативной последовательностью и продолжительностью фаз, конкретным перечнем триггеров, катализаторов и сопутствующих эффектов.
Ключевые слова: выгорание; процесс выгорания; фазы выгорания; стресс; истощение; энергетические ресурсы; вовлеченность.
MODELS OF THE BURNOUT PROCESS: A RETROSPECTIVE AND SYSTEMATIC REVIEW (PART 2)
E. A. Truhan
Belarusian State University (Minsk, Belarus)
The article presents more than 40 models of the burnout process, many of which are empirically confirmed. A retrospective analysis of burnout concepts allowed us to identify five types of models:
1) metaphorical, using metaphors of burning, falling, discharge to popularize the topic of burnout;
2) phenomenological, empirical in nature and devoted to the description of burnout phenomenology on the basis of clinical, organizational or role experience; 3) derived from the three-component burnout model of C. Maslach, while the main of component is the emotional exhaustion; 4) stress-oriented, conceptualizing burnout on the basis of stress theory; 5) polar "engagement - burnout", based on their opposition as positive and negative poles of some functional continuum. Burnout is understood as a process developing in time with a certain sequence of phases, or as a final stage of the process of disillusionment, loss of energy resources, etc. The discrete aspect of the burnout process is characterized by the prevalence of three- and five-phase models. New conceptual and research approaches are focused on the mechanisms of crossover, social induction or emotional contagion to burnout in other employees or partners. In general, there is no unified process model of burnout with a normative sequence and duration of phases, a specific list of triggers, catalysts and related effects.
Keywords: burnout; burnout process; burnout phases; stress; exhaustion; energy resources; engagement.
© Трухан Е. А., 2024
1. Теоретический обзор (продолжение)
Попытки концептуализации выгорания на основе теории стресса встречаются уже в самых ранних исследованиях феномена.
В одной из первых моделей выгорания К. Чернисса, транзакционной, выгорание - это процесс из трех следующих стадий, при котором в ответ на стресс и напряжение ранее приверженный своему делу профессионал прекращает работу:
1) стресс, возникающий из-за дисбаланса требований и ресурсов в работе;
2) напряжение стресса в виде раздражительности, усталости, истощения;
3) изменения установок в результате напряжения (эмоциональная отстраненность, цинизм и ригидность) [1].
Чуть позже К. Чернисс представил модифицированную версию своей модели: Требования /Ресурсы — Стресс — Копинг посредством прямого воздействия на источник стресса — Копинг посредством стресс-менеджмента (паллиация) — Копинг посредством психологического ухода (выгорание). Согласно модели выгорание - процесс, начинающийся со стресса и заканчивающийся ко-пинг-поведением психологического отказа или ухода. Стресс возникает, когда требования превышают ресурсы. Если прямые попытки справиться с источниками стресса не работают, человек пытается уменьшить напряжение паллиативными методами (релаксацией, медитацией и т. п.). Если это не помогает, происходит психологический отказ от работы для сокращения «эмоциональных потерь». Симптомы такого ухода - снижение мотивации и усилий, негативное отношение к клиентам, коллегам и руководителям, цинизм и т. д. Таким образом, выгорание - это копинг-реакция, используемая в ситуации неконтролируемого стресса [2, с. 172-176].
Процессуальная модель выгорания Б. Перлмана и А. Хартмана, основанная на парадигме стресса со звеньями восприятия и обратной связи, содержит четыре стадии:
1) Возникновение стресса при несоответствии между человеком и рабочей средой;
2) Восприятие стресса зависит как от личности и ее опыта, так и от ролевых или организационных переменных;
3) Реакции на стресс (физиологические, аффективно-когнитивные, поведенческие);
4) Последствия хронического эмоционального стресса, одним из которых является выгорание как многомерный феномен [3].
Когнитивно-аффективная модель спортивного выгорания Р. Смита описывает динамику и параллельные отношения между ситуационными, когнитивными, физиологическими и поведенческими компонентами стресса и выгорания.
Ситуационный компонент (уровень) предполагает взаимодействие между требованиями и ресурсами. Когда требования не выполняются, могут возникнуть последствия в виде беспокойства, вины, гнева и самоуничижения. Стресс может возникнуть и в случае значительного превышения требований ресурсами (ощущение застоя и скуки). Спортивный стресс возникает из-за дисбаланса между требованиями и ресурсами («перегрузки» или «недогрузки»).
Когнитивный компонент включает оценку и интерпретацию требований. Дисбаланс между требованиями и ресурсами в течение длительного периода времени приводит к ряду когниций, выявленных у жертв выгорания.
На физиологическом уровне хронический стресс вызывает напряжение, усталость и раздражительность. Жертвы выгорания начинают чувствовать себя эмоционально истощенными, у них возникают нарушения сна, вялость и повышенная восприимчивость к соматическим заболеваниям. Реципрокная связь между когнитивным и физиологическим компонентами приводит к тому, что телесные ощущения возбуждения, усталости или болезни вызывают и усиливают оценку перегрузки, беспомощности и т. д.
Поведенческий компонент - попытка человека справиться с ситуацией. Поведенческие последствия выгорания включают снижение уровня эффективности и если не физический, то психологический уход от деятельности. Реакциями на стресс могут быть ригидность либо дезорганизация поведения с последующей отчужденностью и сокращением возможной социальной поддержки.
Согласно модели Р. Смита, на все компоненты влияют индивидуальные мотивацион-ные и личностные различия (рис. 1) [4].
Модель процесса выгорания Р. Калимо и С. Топпинен опирается на P-E fit теорию стресса и концепцию выгорания К. Маслак. Выгорание начинается с несоответствия между человеком и его работой, что вызывает стресс. Если ситуация стресса остается неизменной или неразрешенной, возникают симптомы выгорания, начиная с истощения и
снижения работоспособности через цинизм к утрате профессиональной эффективности, а также к депрессии или другому заболеванию. Выгорание имеет взаимосвязь с характери-
стиками работы, восприятием своих ресурсов и производительности, что можно представить как спираль потерь [5].
Рис. 1. Концептуальная модель параллельных отношений между компонентами стресса и выгорания (Р. Смит, 1986)
В метаанализе Р. Ли и Б. Эшфорта была подтверждена COR-теория стресса С. Хоб-фолла: эмоциональное истощение теснее связано с коррелятами требований, чем с коррелятами ресурсов, т. е. работники чувствительны к возможности потери ресурсов. Корреляты требований и ресурсов более связаны с эмоциональным истощением, чем с деперсонализацией или личными достижениями [6].
Многие концепции выгорания в контексте проблемы стресса так или иначе используют модель «рабочие требования - рабочие ресурсы» Е. Демерути и коллег (Job Demands-Resources model, JD-R) [7].
Проверяя гипотезы о долгосрочных траекториях выгорания (возрастающей, убывающей и криволинейной), А. Мякикангас с коллегами на основе 5 замеров в течение 8 лет идентифицировали три основных профиля: стабильный с низким уровнем выгорания (78 % сотрудников), возрастающий профиль выгорания, инициированного истощением (12 %), и нелинейный (в виде перевернутой буквы U) с преобладанием симптомов цинизма и низкой профессиональной эффективности (10 %). Выгорание как динамический процесс с различными комбинациями симптомов и их временного порядка затрудняет создание универсальной теории. В соот-
ветствии с постулатами ГО-Я модели, рабочие требования и ресурсы значимо дифференцировали профили выгорания. Если в процессе выгорания, инициированном истощением, решающую роль играют высокие требования, то низкие ресурсы усугубляют процесс выгорания с преобладанием цинизма и недостатком достижений [8].
А. Б. Баккер и П. Л. Коста предложили модель хронического выгорания как модератора ежедневного функционирования сотрудника. Согласно ей, хроническое выгорание усиливает цикл потерь (ежедневные рабочие требования — ежедневное истощение — ежедневное самоуничижение). В то же время хроническое выгорание ослабляет цикл прироста (ежедневные рабочие ресурсы - ежедневная вовлеченность - ежедневная настройка работы). Сотрудники с легкими симптомами выгорания пользуются стратегиями (например, селекцией, оптимизацией, компенсацией), поддерживающими их работоспособность на приемлемом уровне. Сотрудники с высоким уровнем выгорания оказываются в ловушке цикла потерь и не могут мобилизовать свои ежедневные рабочие ресурсы [9].
Ф. Ауст с коллегами разработали психофизиологическую модель потока-выгорания
(Flow-Bumout-Model). В ней между потоком и симптомами выгорания указаны как амбивалентные, так и отрицательные связи (в зависимости от ситуационных и индивидуальных условий). Модель различает острый стресс, расслабление и потоковое состояние, которое позволяет работать над оптимально
г
Так как при кратковременном стрессе наблюдается повышенный уровень выгорания, с позиции А. ван Дама, необходимо реконструировать патогенез и провести качественное различие между легкими стрессовыми расстройствами и клиническим выгоранием. Лица с кратковременным стрессом четко указывают на связь между возникновением стрессора (конфликт с руководителем, увеличение рабочей нагрузки) и психическими проблемами в течение периода, не превышающего трех месяцев. Пациенты с клиническим выгоранием сообщают, что симптомы стресса они игнорировали в течение нескольких лет. Жизнь в стрессе была для них привычна, а последней каплей стала невозможность расслабиться во время отпуска или восстановиться после простуды. Важную роль в развитии клинического выгорания играют физиологические процессы, связанные с восстановлением стресс-системы.
Развитие выгорания, по А. ван Даму, -нелинейный процесс с качественно различными фазами, пересекающимися во времени:
1) Недостаточное восстановление (стрес-согенные события + ограниченные возможности восстановления сил);
2) Изменения физиологии стресса (более высокие гомеостатические значения стресса);
сложной задачей (рис. 2). Переживание потока - это состояние между расслаблением и стрессом, служащее буфером от накопившихся острых стрессовых реакций и в долгосрочной перспективе защищающее от симптомов выгорания [10].
3) Симптомы хронического стресса (физические, ментальные, эмоциональные, поведенческие);
4) Псевдопсихопатология (ригидные способы решения проблем и когнитивное упрощение; стигматизация и обвинение жертвы);
5) Клиническое выгорание (редукция мотивации и пассивность).
Даже через 2-4 года значительная часть (25-50 %) пациентов с клиническим выгоранием полностью не восстанавливается [11].
Итак, разные теории стресса легли в основу процессуальных моделей выгорания: P-E fit модель (соответствие человека и окружения), JD-R модель (баланс требований / ресурсов), COR-теория (потеря ресурсов). В ряде теорий подчеркивается роль когнитивной оценки ситуации, копинга, обратной связи, навыков и социальной поддержки в процессе выгорания.
Исследования динамики выгорания в отечественной психологии связаны с теорией стресса и оперированием трехкомпонентной структурой выгорания (по К. Маслак).
Феномен выгорания как форму профессиональной деформации, возникающую поэтапно, в полном соответствии с GAS-кон-цепцией стресса Х. Селье (General Adaptation Syndrome, общий адаптационный синдром),
емка ситуации
Физиологическое возбуждение Субъективные Долгосрочные
переживания последствия
Рис. 2. Модель потока-выгорания (Ф. Ауст и коллеги, 2022)
рассматривает В. В. Бойко. Эмоциональное выгорание - динамический процесс, проходящий три фазы:
1) фаза напряжения («запускающий» механизм в формировании выгорания);
2) фаза резистенции (стремление оказать сопротивление нарастающему стрессу);
3) фаза истощения (сопротивление оказалось неэффективным) [12, с. 132-146].
На основе концепции В. В. Бойко разработана модель выгорания Е. А. Трухан, де-
монстрирующая динамику выгорания в фазах напряжения, сопротивления и истощения у педагогов различных формально-динамических типов реагирования - высокоактивных / высокоэмоциональных (ВАВЭ), высокоактивных / низкоэмоциональных (ВАНЭ), низкоактивных / высокоэмоциональных (НАВЭ), низкоактивных / низкоэмоциональных (НАНЭ) (рис. 3) [13].
Рис. 3. Динамика выгорания на трех фазах стресса (Е. А. Трухан, 2005)
Многочисленные проявления выгорания Л. А. Китаев-Смык сводит к трем формам-фазам:
1) «уплощение» эмоций, когда исчезает острота чувств и переживаний. У работников на фоне утомления возникает стремление лучше работать с клиентами, общаться с ними душевнее, проникновеннее, но это не повышение качества работы, а результат невольной попытки вопреки утомлению продолжать работать хорошо. «Сверхсочувствие» клиентам вскоре сменяется приступами равнодушия к ним;
2) конфронтация с клиентом. Возбужденные или утомленные необходимостью сдерживать свой внутренний протест против
душевных затрат работники начинают пренебрежительно, а потом и с издевкой высказываться о своих клиентах. Чувствуя стойкую неприязнь к клиентам, они их игнорируют, потом уклоняются от работы с ними (частые перекуры, перерывы на кофе), затем учащаются отгулы, отсутствие «по болезни». Возникает застойное переживание обиженности на якобы недостаточное одобрение начальства, неблагодарность клиентов и что «за такую работу платят мало денег» и т. п.;
3) потеря ценностных ориентаций. При общении с клиентами и сослуживцами у работников возникает стойкое недоверие к их высказываниям, навязчивая критика их ошибок, недостатков. Это может чередоваться или
сочетаться с недовольством собой, ощущением снижения собственной компетентности, мучительным чувством своей несостоятельности. Это социально и экономически опасное последствие выгорания, поскольку выгорающий может попытаться сменить работу.
Исследования показали, отмечает Л. А. Китаев-Смык, что три формы выгорания протекают одновременно, но первоначально более заметна «сверхдушевность» [14, с. 740755].
В. Е. Орел в концепции психического выгорания как антисистемы характеризует динамику его основных составляющих в процессе профессионального развития как обратный системогенез. Гетерохронный характер развития выгорания проявляется в следующей последовательности: сначала цинизм и низкая самооценка профессиональной эффективности, затем - психоэмоциональное истощение. Неравномерный характер генезиса выгорания обуславливается спецификой профессиональной деятельности. Трехкомпо-нентная структура отчетливо выражена только в профессиях субъект-субъектного типа, а в профессиях субъект-объектного типа она трансформируется путем уменьшения роли цинизма как самостоятельного фактора и передачи ряда его признаков психоэмоциональному истощению [15].
Его ученицей К. Ю. Жегловой выявлена другая последовательность возникновения компонентов выгорания в процессе профессионального становления: сначала эмоциональное истощение, затем редукция профессиональных достижений и деперсонализация [16].
Пять стадий в развитии профессионального выгорания, обусловленные динамикой снижения ресурсообеспеченности субъекта труда, были определены Н. Е. Водопьяновой:
1) зарождение процессов выгорания (низкая выраженность выгорания);
2) стагнация (средняя выраженность выгорания);
3) «бифуркационные» изменения ресур-сообеспечения (средняя и выше средней выраженность выгорания);
4) снижение субъектной активности и субъектно-личностных ресурсов (высокая выраженность выгорания);
5) прогрессирующая инволюция профессионально-личностных ресурсов (крайне высокая выраженность выгорания).
Инволюция ценностно-смысловых ресурсов сопровождается выраженным смысловым
отчуждением в виде чувства «бессилия», «ве-гетативности» и «нигилизма» как деструктивных жизненных установок [17].
Как процесс отчуждения из-за продолжительных стрессов рассматривает профессиональное выгорание Я. И. Чаплинская. Синдром понимается как нарастающий процесс перехода одного отчужденного состояния к другому: отчуждение от себя - от общества - от профессиональных качеств. Результат выгорания - экзистенциальная опустошенность и профессиональная неаутентичность, вынуждающие человека обратиться к поиску своей индивидуальности и подлинности [18].
Концептуализацию выгорания в контексте теории стресса К. Чернисс называет научно-технической парадигмой. И выгорание, и стресс - термины, заимствованные из инженерного дела. Иная морально-религиозная парадигма рассматривает выгорание как результат ослабления чувства общности, потери моральных обязательств и делает акцент на механизмах социальной поддержки и приверженности, способных защитить от стресса и выгорания [19].
Когда исследовательский интерес сместился с моделей дефицита и патологии в сторону вовлеченности / приверженности и энергичности как позитивных аналогов выгорания, появились двуполярные модели «вовлеченность / приверженность - выгорание».
Выгорание, по словам К. Маслак и М. Лейтера, это «эрозия вовлеченности». Когда начинается выгорание, чувство вовлеченности исчезает: энергия превращается в истощение, включенность - в цинизм, эффективность - в неэффективность [20].
Л. Халльстен представил схему (рис. 4), в которой основное внимание уделено процессу «горения», переходящему в состояние выгорания. Итог данного процесса аналогичен состояниям стресса, депрессии и кризиса. Выгорание рассматривается как один из путей к депрессии (поздняя фаза), а также как периодически повторяющийся, интерактивный паттерн тревожно-депрессивных реакций и ригидных, псевдоактивных стремлений. Эти стремления имеют навязчивый, бесконечный характер в сочетании с отрицанием. Процесс выгорания продолжительный и может происходить в любом контексте, где возникает длительная и глубокая приверженность (в контексте работы, семьи, образования и т. д.).
Конгруэнтность среды
Высокая
Низкая
Решение
Низкая уязвимость
Высокая уязвимость
Слабая целевая ориентация
Сильная целевая ориентация
Слабая целевая ориентация
Сильная целевая ориентация
Расчетливая приверженность
Сбалансированная приверженность
Поглощающая приверженность
Отчуждение от работы
Ограниченная фрустрация
Напряженная приверженность (выгоревшие?)
Фрустрированные стремления (выгорающие)
Успешная депрессия
(выгоревшие) *
Общая депрессия (выгоревшие?)
Личностная реорганизация
Измененная уязвимость
Переориентация
т
I
Измененная конгруэнтность и / или целевая ориентация
Рис. 4. Процесс выгорания (Л. Халльстен, 1993)
Для объяснения процесса выгорания и различения фаз введены три измерения: личная уязвимость, целевая ориентация (активная ориентация на долгосрочные цели) и неконгруэнтная, угрожающая среда. Процесс выгорания напоминает кризис, приводящий как к негативным, так и позитивным изменениям.
Начальная фаза «Поглощающая приверженность» - необходимая, но недостаточная предпосылка для процесса выгорания, схожа со стадией энтузиазма Дж. Эдельвича. Для нее характерны высокая включенность и вовлеченность, готовность идентифицировать себя с работой и организацией, поиск возможности внести значительный или уникальный вклад, а также признаки тревоги, амбивалентности отношения, неуверенности в поддержке и своих силах.
Отличительная и самая неприятная фаза выгорания - «Фрустрированные стремления», когда человек не смог достичь своих целей из-за внешних препятствий или недостатка личных ресурсов. Ожидания результата оказались ошибочными. Новые стремления возникают как из-за случайного улучшения ситуации, так и из-за угроз. Отмечается взаимосвязь активности и тревожно-депрессивного состояния, избирательный цинизм. Сценарий идентичности остается нетронутым и усиливает конфликт.
Напряженная неприверженность возникает при вынужденной адаптации к непривлекательной работе (если нет иных вариантов). Когда этому не предшествовали поглощающая приверженность и фрустрированные стремления - это не выгорание, а дебют де-
прессии (замаскированной) или процесса «изнашивания».
Фаза «Успешная депрессия (выгорание)» наступает, когда человек результатов достигает, но ожидаемого вознаграждения нет. Так как цели достигнуты, социальный статус высок, гнев не направлен вовне, как при фрустрации стремлений, человек вынужден признать ошибочность своих ожиданий.
Выгорание может перерасти в разные формы депрессии. Причиной перехода к общей депрессии являются серьезный удар по самооценке и смыслу жизни (человека не ценят, считают некомпетентным), болезнь, конфликт со значимым человеком, важная утрата. У человека больше нет долгосрочных целей, необходимость в работе пропадает, что приводит к длительным больничным или увольнению. Если нет предшествующих фаз поглощающей приверженности и фрустриро-ванных стремлений, людей следует относить к изношенным или депрессивным [21, с. 95113].
Х. Монтеро-Марин, отказавшись от унитарного определения выгорания, как альтернативу предлагает три его варианта (безудержный, недооцененный, изношенный) в зависимости от степени приверженности работников делу. Подтипы выгорания можно рассматривать и как последовательность этапов развития синдрома, на которых происходит снижение степени приверженности человека своей работе. Выгорание - развивающееся состояние с постепенным снижением вовлеченности от энтузиазма до апатии. Сначала оно проявляется чрезмерной вовлеченностью и амбициозностью, характерной для - 39
безудержного подтипа. Так как поддерживать такой уровень активности, не истощая себя, непросто, работник начинает соблюдать защитную дистанцию, избавляясь от чрезмерной активности за счет цинизма, эскапизма и утраты интереса, возникающих у недооцененного подтипа (ему не хватает новых стимулирующих задач). В долгосрочной перспективе это приводит к снижению чувства эффективности, пассивным копинг-страте-гиям и апатии, обычно присутствующим у изношенного подтипа. Эмпирические исследования свидетельствуют о прогрессирующем переходе от безудержного подтипа к недооцененному и изношенному [22].
Четырехфазовая модель перехода от вовлеченности к выгоранию на основе данных об увеличении / снижении уровня кортизола вследствие действия хронических стрессоров представлена Л. П. Морера с коллегами. С учетом показателей по шкалам цинизма, истощения, энергичности и преданности делу были определены промежуточные фазы траектории между вовлеченностью и выгоранием -напряжения и цинизма. В состоянии вовле-
ченности уровень кортизола умеренный, в состоянии напряжения и цинизма - повышенный, в состоянии выгорания - сниженный [23].
В наибольшей степени двуполярный подход к проблеме выгорания / вовлеченности был развит В. Шауфели. Предложенная им на основе JD-R комплексная модель выгорания включает как позитивный мотивационный, так и негативный стресс-процесс, объединяет подход к гигиене труда (снижение рабочего стресса и выгорания) с HR-подходом (повышение мотивации и вовлеченности в работу). Когда требования («плохие вещи») хронически высоки и не компенсируются ресурсами («хорошими вещами»), энергия сотрудника постепенно истощается. Рабочие ресурсы заряжают сотрудников энергией и чувством причастности, что приводит к лучшим результатам. Увеличение ресурсов (социальная поддержка, обратная связь) предотвращает выгорание и способствует вовлеченности, снижение рабочих требований (отсутствие перегрузки, конфликтов и пр.) влияет только на выгорание, но не на вовлеченность в работу [24].
Мотиваиионный пооиесс Рис. 5. Комплексная модель процесса выгорания (В. Шауфели, 2017)
Д. Шеневерт с коллегами представил комплексную модель прогнозирования выгорания и намерений уйти из профессии, связывающую рабочие требования и ресурсы с проблемами здоровья и профессиональной приверженностью через энергетический (эмоциональное истощение) и мотивацион-ный (деперсонализацию) процессы. Эмоциональное истощение влияет на намерение уйти из профессии опосредованно, в том числе через деперсонализацию [25].
Обобщая идеи данного подхода, резюмируем: выгорание - финальный этап (резуль-
тат) процесса потери энергетических ресурсов, когда сильная эмоциональная вовлеченность человека в выполнение определенной деятельности (роли) приводит к истощению (исчерпанию) доступных ему ресурсов.
Постоянно продолжается поиск новых концептуальных и исследовательских подходов. Интерес представляют концепции кроссовера (перекрестной передачи), социального индуцирования или эмоционального заражения выгоранием, когда оно может «переходить» к другим сотрудникам или партнерам. Когда люди работают вместе, им свойственно
реагировать эмпатически и испытывать совместные переживания, а также автоматически имитировать и синхронизировать мимику, вокализацию, позы и движения с экспрессией других людей и таким образом эмоционально сближаться с ними. Выгорание может переноситься в семью, эмоционально «заражая» партнера.
Распространение выгорания («сетевой эффект») эмпирически изучено в коллективе учителей Х. Мередит с коллегами. Межличностные интеракции действуют как проводники выгорания, при этом негативные эмоции более «заразны», чем позитивные. Они запускают негативный цикл и коруминацию внутри коллектива [26].
А. Б. Баккер с коллегами исследовали процесс кроссовера выгорания (истощения и цинизма) и вовлеченности (энергичности и преданности делу) у работающих супругов [27]. Феномен кроссовера был подтвержден и в другом исследовании: выгорание и вовлеченность на уровне команды связаны с выгоранием отдельных членов команды (истощением, цинизмом и редукцией профессиональной эффективности) и их вовлеченностью в работу (энергичностью, преданностью делу и поглощенностью) [28].
2. Выводы и заключение
Процессуальный подход в исследованиях выгорания направлен на выявление фаз, стадий или этапов формирования и прогрессиро-вания данного феномена.
Процессуальные модели выгорания в зарубежной и отечественной психологии можно классифицировать по следующим группам:
1) метафорические (популяризация темы выгорания через метафоры горения, падения, пересыхания, разрядки);
2) феноменологические (эмпиричные по своей сути и посвященные описанию феноменологии выгорания на основе субъективного опыта);
3) производные от модели выгорания К. Маслак, оперирующие или апеллирующие к трем компонентам выгорания (деперсонализации, редукции личных достижений эмоциональному истощению);
4) стресс-ориентированные, концептуализирующие выгорание на основе теории стресса (GAS-концепции Селье, теории когнитивной оценки Лазаруса - Фолкман, P-E fit или JD-R моделей, теории сохранения ресурсов Хобфолла и др.);
5) двуполярные «вовлеченность - выгорание» (противопоставление позитивного и негативного полюсов функционального континуума).
Выгорание понимается либо как развивающийся во времени, обратимый процесс с определенной последовательностью фаз либо как финальный этап процесса потери энергетических ресурсов, утраты иллюзий и пр. Дискретный аспект процесса выгорания характеризуется преобладанием трех- и пятифа-зовых моделей.
Отечественные процессуальные модели выгорания имеют стресс-ориентированный и производный от трехкомпонентной модели выгорания К. Маслак вид.
В целом теоретическая и эмпирическая работа над проблемой выгорания не привела к созданию унифицированной процессуальной модели с нормативной последовательностью и продолжительностью фаз, а также конкретным перечнем триггеров, катализаторов и сопутствующих эффектов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Cherniss C. Staff Burnout: Job Stress in the Human Service. - Beverly Hills : Sage, 1980. - 199 p.
2. Cherniss C. Preventing Burnout: From Theory to Practice // The Burnout syndrome: current research, theory, interventions / ed. J. W. Jones. -London : London House Press, 1982. - P. 172176.
3. Perlman B., Hartman E. A. Burnout: Summary and Future Research // Human relations. -1982. - Vol. 35. - P. 283-305.
4. Smith R. E. Toward a Cognitive-Affective Model of Athletic Burnout // Journal of Sport Psychology. - 1986. - № 8 (1). - P. 36-50.
5. Kalimo R., Toppinen S. Tyouupumus Suomen tyoikaisella vaestolla. - Helsinki : Tyoterveyslaitos, 1997. - 63 p.
6. Lee R. T., Ashforth B. E. A meta-analytic examination of the correlates of the three dimensions of job burnout // Journal of Applied Psychology. - 1996. - Vol. 81 (2). -P. 123-133.
7. Demerouti E., Bakker A. B., Nachreiner F., Schaufeli W. B. The job demands-resources model of burnout // Journal of Applied Psychology. - 2001. - Vol. 86 (3). - P. 499512.
8. Makikangas A., Leiter M. P., Kinnunen U., Feldt T. Profiling development of burnout over eight years: relation with job demands and resources // European Journal of Work and Organizational Psychology. - 2021. - Vol. 30 (5). - P. 720-731.
9. Bakker A. B., Costa P. L. Chronic job burnout and daily functioning: A theoretical analysis //
Burnout Research. - 2014. - Vol. 1 (3). -P. 112-119.
10. Aust F, Beneke T, Peifer C., Wekenborg M. The Relationship between Flow Experience and Burnout Symptoms: A Systematic Review // International Journal of Environmental Research and Public Health. - 2022. - Vol. 19 (7). -P. 3865. - DOI: 10.3390/ijerph19073865.
11. Dam van A. A clinical perspective on burnout: diagnosis, classification, and treatment of clinical burnout // European Journal of Work and Organizational Psychology. - 2021. -Vol. 30 (5). - P. 732-741.
12. Бойко В. В. Эмоциональное выгорание //
B. В. Бойко. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М. : Филинъ, 1996. - С. 132-146.
13. Трухан Е. А. Влияние формально-динамических свойств психики на особенности эмоционального и поведенческого реагирования индивидов : автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Минск, 2005. - 22 с.
14. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. -М. : Академ. Проект, 2009. - С. 740-755.
15. Орёл В. Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. -Ярославль, 2005. - 52 с.
16. Жеглова К. Ю. Особенности динамики формирования психического выгорания в профессии оператора телекоммуникационной связи : автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Ярославль, 2007. - 26 с.
17. Водопьянова Н. Е. Ресурсное обеспечение противодействия профессиональному выгоранию субъектов труда : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - СПб., 2014. - 49 с.
18. Чаплинская Я. И. Профессиональное выгорание как процесс отчуждения // Вестник Томского гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. - 2020. - № 56. - С. 122128.
19. Cherniss C. Burnout: Two Ways of Defining It and Their Implications. - Washington : Distributed by ERIC Clearinghouse, 1982. -18 p.
20. Maslach C., Leiter M. P. The Truth about Burnout. - New York : Jossey-Bass, 1997. -186 p.
21. Hallsten L. Burning out: a framework // Professional Burnout: Recent Developments in Theory and Research / eds. W. Schaufeli,
C. Maslach, T. Marek. - Washington : Taylor & Francis, 1993. - P. 95-113.
22. Montero-Marin J. El sindrome de burnout y sus diferentes manifestaciones clinicas: Una propuesta para la intervention // Anestesia Analgesia Reanimación. - 2016. - Vol. 29. -P. 1-16.
23. Morera L. P., Gallea J. I., Trógolo M. A, Guido M. E., Medrano L. A. From Work Well-Being to Burnout: A Hypothetical Phase Model // Frontiers in Neuroscience. - 2020. -Vol. 14. - P. 360. - DOI: 10.3389/fnins. 2020.00360.
24. Schaufeli W. B. Applying the Job Demands-Resources model: A "how to" guide to measuring and tackling work engagement and burnout // Organizational Dynamics. - 2017. - Vol. 46 (2). - P. 120-132.
25. Chenevert D., Kilroy S., Johnson K., Fournier P. L. The determinants of burnout and professional turnover intentions among Canadian physicians: application of the job demands-resources model // BMC Health Services Research. - 2021. - Vol. 21. -P. 993. - DOI: 10.1186/s12913-021-06981-5.
26. Meredith C., Schaufeli W., Struyve C., Vandecandelaere M., Gielen S., Kyndt E. "Burnout contagion" among teachers: A social network approach // Journal of Occupational and Organizational Psychology. - 2020. -Vol. 93 (2). - P. 328-352.
27. Bakker A. B., Demerouti E., Schaufeli W. B. The crossover of burnout and work engagement among working couples // Human Relations. - 2005. - Vol. 58. -P. 661-689.
28. Bakker A. B., van Emmerik H., Euwema M. C. Crossover of Burnout and Engagement in Work Teams // Work and Occupations. -2006. - Vol. 33 (4). - P. 464-489.
REFERENCES
1. Cherniss C. Staff Burnout: Job Stress in the Human Service. Beverly Hills, Sage, 1980. 199 p.
2. Cherniss C. Preventing Burnout: From Theory to Practice, in: Jones J.W. (ed.) The Burnout syndrome: current research, theory, interventions. London, London House Press, 1982. 179 p.
3. Perlman B., Hartman E.A. Burnout: Summary and Future Research. Human relations, 1982, Vol. 35, pp. 283-305.
4. Smith R.E. Toward a Cognitive-Affective Model of Athletic Burnout. Journal of Sport Psychology, 1986, no. 8 (1), pp. 36-50.
5. Kalimo R., Toppinen S. Tyouupumus Suomen tyoikaisella vaestolla. Helsinki, Tyoterveyslaitos, 1997. 63 p. (In Finnish).
6. Lee R.T., Ashforth B.E. A meta-analytic examination of the correlates of the three dimensions of job burnout. Journal of Applied Psychology, 1996, vol. 81 (2), pp. 123-133.
7. Demerouti E., Bakker A.B., Nachreiner F., Schaufeli W.B. The job demands-resources model of burnout. Journal of Applied Psychology, 2001, vol. 86 (3), pp. 499-512.
8. Makikangas A., Leiter M.P., Kinnunen U., Feldt T. Profiling development of burnout over eight years: relation with job demands and resources. European Journal of Work and Organizational Psychology, 2021, vol. 30 (5), pp. 720-731.
9. Bakker A. B., Costa P. L. Chronic job burnout and daily functioning: A theoretical analysis. Burnout Research, 2014, vol. 1 (3), pp. 112119.
10. Aust F., Beneke T., Peifer C., Wekenborg M. The Relationship between Flow Experience
and Burnout Symptoms: A Systematic Review. International Journal of Environmental Research and Public Health, 2022, Vol. 19 (7), p. 3865. DOI: 10.3390/ ijerph19073865.
11. Dam van A. A clinical perspective on burnout: diagnosis, classification, and treatment of clinical burnout. European Journal of Work and Organizational Psychology, 2021, vol. 30 (5), pp. 732-741.
12. Boyko V.V. Emotional burnout, in: Boyko V.V. Emotion energy in communication: a look at yourself and others. Moscow, Filin publ., 1996. 469 p. (In Russian).
13. Truhan E.A. Influence of formal and dynamic properties of psyche on the particular features of emotional and behavioral individual's response, author's abstract. Minsk, 2005. 22 p. (In Russian).
14. Kitaev-Smyk L. A. Psychology of stress. Psychological anthropology of stress. Moscow, Akademicheskii proekt publ., 2009. 943 p. (In Russian).
15. Orel V.E. Structural and functional organization and genesis of mental burnout, author's abstract. Yaroslavl, 2005. 52 p. (In Russian).
16. Zheglova K.Yu. Features of the dynamics of the formation of mental burnout in the profession of telecommunications operator, author's abstract. Yaroslavl, 2007. 26 p. (In Russian).
17. Vodop'yanova N.E. Resource support for counteracting professional burnout of subjects of labor, author's abstract. Saint Petersburg, 2014. 49 p. (In Russian).
18. Chaplinskaya Ya.I. The burnout syndrome as a process of alienation. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya = Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science, 2020, no. 56, pp. 122128. (In Russian).
19. Cherniss C. Burnout: Two Ways of Defining It and Their Implications. Washington,
Информация о статье
Дата поступления 22 февраля 2024 Дата принятия в печать 10 июля 2024
Сведения об авторе
Трухан Елена Антоновна - кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и медицинской психологии Белорусского государственного университета (Минск, Беларусь). Адрес для корреспонденции: 220030, Республика Беларусь, Минск, пр-кт Независимости, 4. E-mail: [email protected]. ORCID: 0000-0002-3981-3813. SPIN-код: 1221-2076.
Distributed by ERIC Clearinghouse, 1982. 18 p.
20. Maslach C., Leiter M.P. The Truth about Burnout. New York, Jossey-Bass, 1997. 186 p.
21. Hallsten L. Burning out: a framework, in: W. Schaufeli, C. Maslach, T. Marek (eds.) Professional Burnout: Recent Developments in Theory and Research. Washington, Taylor & Francis, 1993. 299 p.
22. Montero-Marin J. El sindrome de burnout y sus diferentes manifestaciones clinicas: Una propuesta para la intervention. Anestesia Analgesia Reanimación, 2016, vol. 29, pp. 116. (In Spanish).
23. Morera L.P., Gallea J.I., Trógolo M.A., Guido M.E., Medrano L.A. From Work Well-Being to Burnout: A Hypothetical Phase Model. Frontiers in Neuroscience, 2020, vol. 14, p. 360. DOI: 10.3389/fnins.2020.00360.
24. Schaufeli W.B. Applying the Job Demands-Resources model: A "how to" guide to measuring and tackling work engagement and burnout. Organizational Dynamics, 2017, vol. 46 (2), pp. 120-132.
25. Chênevert D., Kilroy S., Johnson K., Fournier P.L. The determinants of burnout and professional turnover intentions among Canadian physicians: application of the job demands-resources model. BMC Health Services Research, 2021, Vol. 21, p. 993. DOI: 10.1186/s12913-021-06981-5.
26. Meredith C., Schaufeli W., Struyve C., Vandecandelaere M., Gielen S., Kyndt E. "Burnout contagion" among teachers: A social network approach. Journal of Occupational and Organizational Psychology, 2020, vol. 93 (2), pp. 328-352.
27. Bakker A.B., Demerouti E., Schaufeli W.B. The crossover of burnout and work engagement among working couples. Human Relations, 2005, vol. 58, pp. 661-689.
28. Bakker A.B., van Emmerik H., Euwema M.C. Crossover of Burnout and Engagement in Work Teams. Work and Occupations, 2006, vol. 33(4), pp. 464-489.
Article info
Received February 22, 2024 Accepted July 10, 2024
About the author
Truhan Elena Antonovna - PhD in
Psychological Sciences, Associate Professor at the Department of General and Medical Psychology, Belarusian State University (Minsk, Belarus). Postal address: 4, Nezavisimosti pr-kt, Minsk, 220030, Belarus. E-mail: elenapsybsu@gmail. ORCID: 0000-0002-3981-3813. RSCI SPIN-code: 1221-2076.
Для цитирования
Трухан Е. А. Процессуальные модели выгорания: ретроспективный и систематический обзор (Часть 2) // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2024. - № 3. -С. 33-44. - DOI: 10.24147/2410-6364.2024.3. 33-44.
For citations
Truhan E.A. Models of the Burnout Process: a Retrospective and Systematic Review (Part 2). Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Psikhologiya" = Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2024, no. 3, pp. 33-44. DOI: 10.24147/2410-6364.2024.3.33-44. (In Russian).