Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2024. № 2. С. 34-44. УДК 159.944
DOI: 10.24147/2410-6364.2024.2.34-44
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ВЫГОРАНИЯ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ И СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР (ЧАСТЬ 1)
Е. А. Трухан
Белорусский государственный университет (Минск, Республика Беларусь)
В статье представлен теоретический анализ более 40 зарубежных и отечественных процессуальных моделей выгорания, многие из которых подтверждены эмпирически. Ретроспективный анализ и обобщение существующих концепций выгорания позволили выделить пять основных видов моделей выгорания: 1) метафорические, использующие для популяризации рассматриваемой темы метафоры горения, падения, разрядки и пр.; 2) феноменологические, эмпиричные по своей сути и посвященные описанию феноменологии выгорания на основе клинического, организационного или ролевого опыта; 3) производные от модели К. Маслак, которые оперируют или апеллируют к трем компонентам выгорания, основной из которых - состояние эмоционального истощения; 4) стресс-ориентированные, концептуализирующие выгорание на основе теории стресса; 5) двуполярные «вовлеченность - выгорание», основанные на их противопоставлении как позитивного и негативного полюсов некоего функционального континуума. Выгорание понимается либо как развивающийся во времени процесс с определенной последовательностью фаз, либо как финальный этап процесса потери энергетических ресурсов, утраты иллюзий и пр. Дискретный аспект процесса выгорания характеризуется преобладанием трех- и пятифазовых моделей. Отечественные процессуальные модели выгорания имеют стресс-ориентированный и производный от трехкомпонентной модели выгорания К. Маслак вид. Новые концептуальные и исследовательские подходы ориентированы на механизмы кроссовера (перекрестной передачи), социального индуцирования или эмоционального заражения выгоранием, когда оно может «переходить» к другим сотрудникам либо партнерам. В целом не выработано унифицированной процессуальной модели выгорания с нормативной последовательностью и продолжительностью фаз, конкретным перечнем триггеров, катализаторов и сопутствующих эффектов.
Ключевые слова: выгорание; процесс выгорания; фазы выгорания; стресс; истощение; энергетические ресурсы; вовлеченность.
MODELS OF THE BURNOUT PROCESS: A RETROSPECTIVE AND SYSTEMATIC REVIEW (PART 1)
E. A. Truhan
Belarusian State University (Minsk, Belarus)
The article presents more than 40 models of the burnout process, many of which are empirically confirmed. A retrospective analysis of burnout concepts allowed us to identify five types of models:
1) metaphorical, using metaphors of burning, falling, discharge to popularize the topic of burnout;
2) phenomenological, empirical in nature and devoted to the description of burnout phenomenology on the basis of clinical, organizational or role experience; 3) derived from the three-component burnout model of C. Maslach, while the main of component is the emotional exhaustion; 4) stress-oriented, conceptualizing burnout on the basis of stress theory; 5) polar "engagement - burnout", based on their opposition as positive and negative poles of some functional continuum. Burnout is understood as a process developing in time with a certain sequence of phases, or as a final stage of the process of disillusionment, loss of energy resources, etc. The discrete aspect of the burnout process is characterized by the prevalence of three- and five-phase models. New conceptual and research approaches are focused on the mechanisms of crossover, social induction or emotional contagion to burnout in other employees or partners. In general, there is no unified process model of burnout with a normative sequence and duration of phases, a specific list of triggers, catalysts and related effects.
Keywords: burnout; burnout process; burnout phases; stress; exhaustion; energy resources; engagement.
© Трухан Е. А., 2024 34
1. Введение
С момента появления термина «выгорание» принято различать выгорание как синдром и как процесс. Многочисленные симптомы выгорания не только разделяют на составляющие синдрома, но и связывают с различными стадиями (фазами). Процесс выгорания часто понимается как путь к синдрому, и если вовремя принять меры, этот процесс обратим.
Для объяснения процесса выгорания разрабатываются различные модели. Проанализировав и обобщив взгляды разных исследователей на процесс выгорания, начиная с самых первых публикаций, можно определить пять основных видов моделей выгорания: 1) метафорические; 2) феноменологические; 3) производные от трехкомпонентной модели выгорания К. Маслак; 4) стресс-ориентированные; 5) двуполярные «вовлеченность - выгорание».
Далее будут представлены в ретроспективе наиболее важные и эмпирически подЗарядка
твержденные процессуальные модели. Подразумевается, что они взаимодополняемы, а не антагонистичны, и вместе формируют целостный взгляд на динамику выгорания.
2. Теоретический обзор
Для популяризации темы выгорания часто используют различные метафоры (догорающая свеча или спичка, падающая звезда, разряженная батарейка или аккумулятор, остановившийся поезд или марафонец, пересохшая река и пр.).
Метафора аккумулятора используется в разработанной Нидерландским институтом психологии процессуальной модели выгорания, в которой показаны не только его фазы, но и критические моменты (рис. 1). Как правило, выгорание возникает постепенно, просто многие люди не осознают сигналы, которые посылают их тело и разум. Если они продолжают следовать прежней схеме действий, это все больше и больше их перегружает, истощает, приводит к выгоранию [1].
LZP
Ь 1-й критический момент
Восстановление занимает дни Т Усталость
)
постепенный переход
Перегрузка
ПШ
$ 2-й критический момент
Восстановление занимает недели Т Перерасход
3-й критический момент
Восстановление занимает месяцы Т Выгорание
Рис. 1. Использование метафоры аккумулятора в процессуальной модели выгорания Нидерландского института психологии (2021)
Метафору горения при описании выгорания как динамического процесса использует Э. Мюллер-Тиммерманн. Выгорание - это не та ситуация, когда сильный порыв ветра резко гасит пламя. Выгоревший от работы человек проходит характерные фазы от пылающего
духа оптимизма до угасания последней искры. Соответственно, можно выделить пять фаз выгорания:
1) запал / медовый месяц: идеализм / энтузиазм («Все начинается с запала»);
2) полезная работа: реализм / прагматизм («Пламя горит»);
3) предупреждающие сигналы / проблеск: стагнация / скука («Летящие искры становятся тусклыми»);
4) разочарование / затухание: фрустрация / депрессия («Работа на углях»);
5) выгорание / блэк-аут (blackout): отчаяние / апатия («Угли гаснут»).
При тяжелых кризисах некоторые фазы могут быть пропущены. Во многих случаях
выгорания вторая фаза бывает непродолжительной, часто полностью отсутствует [2].
Метафору падения использовали А. Ве-бер и А. Якель-Рейнхард в каскадной модели выгорания (от итал. cascata - падение). Выгорание - это динамический процесс с каскадными эффектами, а его симптомы многогранны и включают психосоматические, соматические, психиатрические и социальные нарушения (рис. 2) [3].
Гиперактивность
Истощение
Редукция активности
Эмоциональные реакции
Распад
Упадок
Психосоматические реакции
Отчаяние
■ хроническая усталость, потеря энергии
- уход, увольнение
- агрессия,
- негативизм,
- цинизм
- когнитивные функции,
- мотивация,
- креативность
- эмоциональный дистресс,
- потеря социальных контактов
- нарушение сна,
- желудочно-кишечные расстройства,
- сердечно-сосудистые расстройства,
- восприимчивость к инфекциям,
- сексуальные расстройства,
- употребление алкоголя и наркотиков
- психосоматические расстройства,
- суицид
Рис. 2. Каскад выгорания (А. Вебер, А. Якель-Рейнхард, 2000)
Много концепций посвящено описанию феноменологии выгорания на основе клинического, организационного или ролевого опыта.
Свой пятистадийный подход Дж. Эдель-вич разработал еще до того, как услышал слово «выгорание». Процесс утраты иллюзий (реконструированный на основе интервьюирования сотрудников социальных служб, а также длительных наблюдений и опыта проведения тренингов) включает следующие стадии:
1) энтузиазм;
2) стагнация;
3) фрустрация;
4) апатия;
5) интервенция [4].
Процессуальная модель выгорания С. Де Херта имеет очевидную преемственность с подходом Дж. Эдельвича. Поскольку синдром развивается на нескольких последовательных стадиях, его симптоматика достаточно сложна, но не очень специфична. Если на стадии медового месяца, характеризующейся энтузиазмом и повышенной приверженностью целям, не реализованы позитивные стратегии преодоления трудностей, начинается процесс выгорания. Стагнация на 2-й стадии приводит к фрустрации на 3-й стадии хрони-
ческого стресса. На 4-й стадии появляются основные симптомы выгорания - апатия, пессимистический настрой, зацикленность на проблемах, неуверенность в себе, социальная изоляция, хронические головные боли и проблемы с желудочно-кишечным трактом, пренебрежение личными потребностями, эскапизм. Завершающая 5-я стадия - привычное выгорание -характеризуется хронической умственной и физической усталостью, депрессией [5].
Согласно М. Лодердейлу, выгорание возникает не внезапно, а в виде постепенного ухудшения состояния на трех стадиях:
1) смятение (замешательство и появление разочарования);
2) фрустрация (сильное разочарование и гнев);
3) отчаяние (апатия и замкнутость).
Большинство людей несколько раз в жизни достигают в различных ролях разных стадий выгорания. Во многих случаях его можно уменьшить, сменив роль или ожидания [6].
Автор термина «выгорание» Г. Фройден-бергер в одной из первых совместных публикаций с Г. Ришельсон описывает динамику этого процесса как переход от состояния чувствования к состоянию бесчувствия: у прежде полных энтузиазма, энергии и оптимизма людей постепенно наступает «отупение и омертвение». Такое состояние - это истощение физических и умственных ресурсов чрезмерным
стремлением достичь нереалистических ожиданий, своих собственных или навязанных обществом.
Выгорание не начинается внезапно, его симптомы (усталость, отстраненность, цинизм) накапливаются постепенно в течение длительного периода времени (недель, месяцев и даже лет). Часто выгорание трудно обнаружить на ранних стадиях, потому что большинство выгорающих - компетентные, самодостаточные люди, хорошо скрывающие свои слабости. Харизматичные и энергичные, они не привыкли мириться с поражением или признавать свои слабости, убеждены, что любое истощение, которое они испытывают, является временным. Чувствуя, что энергия угасает, начинают отрицать этот факт. Но отрицание - также ненасытный потребитель энергии, и по мере того, как энергия иссякает, выгорание становится самогенерирующим [7].
Позднее Г. Фройденбергер совместно с Г. Норт предложили более сложную 12-ста-дийную круговую модель женского выгорания. На завершающей двенадцатой стадии (тотального выгорания) наступает кульминация: жизнь кажется бессмысленной, физическое и психическое истощение ставят под угрозу сам факт выживания, из-за сбоя иммунной системы появляется предрасположенность ко всем заболеваниям, связанным со стрессом (рис. 3) [8].
/ Стадия 11 / Депрессия Стадия 12 Тотальное \ выгорание, \ истощение Стадия 1 Стремление / N. доказывать / \ /Стадия 2 \ / Интенсификация \
/ Стадия 10 N Пустота / Стадия 3 / >— Легкие / депривации
Стадия 9 Деперсонализация \ ^^ Стадия 4 \ Отказ от \ ^^ конфликта и , \ \ потребностей /
^/Стадия 8 \ Заметные \ изменения в \ поведении \ Стадия 5 N. / \ Искажение / \ ценностей /
Стадия 7 Отстранение Стадия 6 \ / Усиленное \ / отрицание
Рис. 3. Круг симптомов выгорания (Г. Фройденбергер, Г. Норт, 1986)
Как прогрессирующий процесс из пяти стадий, на половине пути которого происходит падение напряжения, сбой энергоснабжения (brownout), рассматривает выгорание Дж. Гринберг:
1) медовый месяц;
2) нехватка топлива;
3) хронические симптомы;
4) кризис;
5) битье о стену [9].
Феноменологию выгорания детально рассматривает М. Буриш в своей теории внутреннего истощения. Фазы выгорания и их симптоматика представлены по следующим категориям:
1) предупреждающие симптомы начальной фазы: а) чрезмерные энерготраты; b) истощение и его прямые последствия;
2) редукция вовлеченности: а) по отношению к клиентам, пациентам и т. д.; b) по отношению к остальным окружающим; с) по отношению к работе; d) повышенные требования;
3) эмоциональные реакции, чувство вины:
a) депрессия; b) агрессия;
4) снижение: а) когнитивной деятельности; b) мотивации; с) креативности; d) диф-ференцировки;
5) уплощение: а) эмоциональной жизни;
b) социальной жизни; с) духовной жизни;
6) психосоматические реакции;
7) отчаяние [10].
Процессуальная модель родительского выгорания М. Миколайчак и И. Роскам была получена на основе лонгитюдных исследований с участием франко- и англоязычных родителей. Первым этапом родительского выгорания является эмоциональное истощение. Далее описывается «скользкий путь» родительского истощения: высокий уровень истощения у родителей вызывает увеличение дистанцирования и чувства неэффективности, которые затем взаимно усиливаются за счет петель обратной связи. Поскольку эмоциональное дистанцирование вызывает наиболее пагубные для детей последствия родительского выгорания (родительское пренебрежение и насилие), меры по профилактике родительского выгорания будут наиболее полезными на этапе истощения. Результаты проведенных исследований показали, что выгорание, в какой бы сфере оно ни появлялось, -это развивающийся процесс. Выявленная динамика родительского выгорания схожа с
прогрессированием выгорания на работе, в школе. Люди не выгорают внезапно: они истощаются и затем постепенно выгорают [11].
Г. Юй рассматривает родительское выгорание как непрерывный процесс от «ролевого» и «супружеского выгорания» к «семейному», при котором основными симптомами являются избегание и безответственность в воспитании детей, физическое и эмоциональное истощение (усталость, раздражительность, напряжение, вспыльчивость, тревожность, печаль, снижение самооценки и т. д.), а также негативное и апатичное отношение к семейной жизни, отсутствие позитивных эмоциональных переживаний.
1. Ролевое выгорание. Первые признаки родительского выгорания - отсутствие позитивного настроя, снижение энтузиазма по отношению к своим детям, неудовлетворенность браком и семейной жизнью и т. п. Это проявляется, в частности, в небрежном выполнении домашних обязанностей, страхе при воспитании детей, сокращении времени, уделяемого семье.
2. Супружеское выгорание. Если это состояние вовремя не изменить или не остановить, удовлетворенность семейной жизнью будет еще больше снижаться вместе с потерей уверенности в своем браке и семье, появлением мыслей о побеге из дома, самоповреждении, разводе и т. д.
3. Семейное выгорание. К своим партнерам и детям теперь уже постоянно относятся негативно или безразлично, не доверяют и не сочувствуют окружающим, к другим относятся как к неодушевленным предметам. Это в конечном итоге приводит к разрыву отношений между мужем и женой, а также к безразличию в отношениях между родителями и детьми [12].
Таким образом, существует множество публикаций, которые пытаются ответить на вопрос о том, как возникает и развивается выгорание. Феноменологически наблюдается большое разнообразие симптомов выгорания и их сочетаний, а также вариантов формирования и прогрессирования выгорания в разных контекстах.
Феноменологические концепции выгорания критикуют за описательный и расплывчатый характер, слепой эмпиризм без четкого анализа факторов и механизмов возникновения, расхождение экспертных оценок с субъективным опытом выгоревших, а также ото-
ждествление выгорания с аналогичными феноменами, такими как депрессия, астения, хроническая усталость, посттравматическое стрессовое расстройство, психическое пресыщение, выученная беспомощность и пр. [13].
Целый ряд процессуальных моделей выгорания так или иначе апеллируют к трех-компонентной структуре выгорания (истощение, деперсонализация и редукция личных достижений), предложенной К. Маслак и обычно измеряемой с помощью так называемого золотого стандарта - MBI (Maslach Burnout Inventory) [14]. Спорный момент заключается в том, какой из этих компонентов возникает первым, вызывая затем появление остальных.
Р. Голембиевский и Р. Мунзенридер уже в 1981 году предложили восьмифазовую модель выгорания, в которой три компонента генерируют последовательность, начинающуюся с усиления деперсонализации, затем следует снижение личных достижений, завершающееся увеличением эмоционального истощения. До 5-й фазы выгорание характеризуется низкими значениями эмоционального истощения при высоких показателях деперсонализации и / или редукции личных достижений. Только на 8-й фазе выгорания все три компонента имеют высокие значения [15].
Хотя в последующих эмпирических исследованиях модель Голембиевского, как
правило, не подтверждалась, именно она стала поводом для дискуссии о последовательности фаз выгорания и причинно-следственных связях между измерениями МВ1.
Следует отметить, что взгляды на процесс выгорания самой К. Маслак формировались постепенно. В первых публикациях она использовала метафору горения [16], а также значительное внимание уделяла процессу дегуманизации, при котором происходит снижение осознания человеческих качеств других людей и потеря человечности в межличностном взаимодействии. Процесс выгорания начинается из-за недостаточной подготовки к преодолению эмоциональных стрессов. Помимо физического истощения (а иногда и болезни) возникает эмоциональное истощение, при котором специалист больше не испытывает положительных чувств, симпатии или уважения к клиентам / пациентам. Формируется циничное и дегуманизированное восприятие клиентов / пациентов. В результате дегумани-зирующего процесса специалист испытывает меньше эмпатии и личных чувств и в итоге дегуманизирует самого себя [17].
В результате сотрудничества с М. Лейте-ром представления о процессе выгорания К. Маслак претерпели изменения. В наиболее завершенном виде процессуальная модель выгорания К. Маслак схожа с моделью М. Лейтера (рис. 4) [18].
Нехватка ресурсов
Сниженные: Копинг-стратегия контроля
Социальная поддержка
Использование навыков
Автономия
Участие в принятии решений_
Требования
Рабочая перегрузка
Личностный конфликт
1
Выгорание
Истощение ■
Цинизм
Деперсонализация
Снижение достижений эффективности
1
Траты
Снижение организационной приверженности
Текучесть кадров и прогулы
Физическое заболевание
Рис. 4. Процессуальная модель выгорания (К. Маслак, 2000)
Изначально в 1988 году М. Лейтер совместно с К. Маслак предложили последовательность взаимосвязей между субшкалами МВ1,
когда в ответ на рабочие требования возникает прежде всего эмоциональное истощение, которое, в свою очередь, приводит к деперсо-
нализации: работники пытаются эмоционально дистанцироваться от клиентов, чтобы справиться с истощением. Истощение и ухудшение отношений с клиентами затем снижают чувство удовлетворения, поскольку работа теряет свой смысл [19].
В более позднем варианте модель Лейте-ра (рис. 5) сохранила взаимосвязь между истощением и деперсонализацией, что было описано выше, но изменила соотношение личных достижений с двумя другими компонентами выгорания.
+
+
Рис. 5. Процессуальная модель выгорания (М. Лейтер, 1993)
Процессуальная модель выгорания Лей-тера в итоговом варианте, апробированная как на поперечных, так и на продольных данных, рассматривает деперсонализацию как функцию эмоционального истощения, которое опосредует большую часть влияния сре-довых условий на деперсонализацию. Личные же достижения являются функцией рабочей среды и развиваются параллельно с компонентом эмоционального истощения, поскольку возникают как индивидуальные реакции на средовые трудности.
Модель предполагает, что рабочие требования (нагрузка, конфликты) усугубляют истощение, а это, в свою очередь, способствует усилению деперсонализации, в то время как наличие ресурсов (социальная поддержка, возможности для повышения квалификации) влияет на личные достижения. Взаимосвязи между тремя компонентами выгорания отражают процессы, происходящие как внутри человека, так и в организационном контексте. В значительной степени взаимосвязь между эмоциональным истощением и личными дос-40 -
тижениями существует вне человека. Следовательно, эта точка зрения противоречит изначальной модели Лейтера - Маслак, предлагающей полностью внутреннюю модель, в которой эмоциональное истощение запускает весь синдром выгорания в ответ на стрессоры рабочей среды [20].
В целом взгляд М. Лейтера на взаимосвязи между субшкалами МВ1 изменился (от модели последовательного развития к смешанной (последовательного и параллельного развития выгорания)).
В модели, разработанной Р. Ли и Б. Эш-фортом на основе апостериорного анализа, выгорание прогрессирует от эмоционального истощения к деперсонализации и от эмоционального истощения к недостатку личных достижений. Эмоциональное истощение является наиболее важным элементом в процессе выгорания, поскольку напрямую влияет на деперсонализацию и в меньшей степени на достижение целей и текучесть кадров [21].
Три модели причинно-следственных связей между тремя компонентами выгорания,
измеренными с помощью MBI, были изучены Д. ван Дирендонком, В. Б. Шауфели и Б. П. Буунком на основе данных продольных исследований. В наиболее подходящей модели личные достижения синхронно влияли на деперсонализацию, а деперсонализация, в свою очередь, синхронно влияла на эмоциональное истощение, т. е. личные достижения - отправная точка процесса выгорания. Для преодоления ежедневного стресса профессионалы со сниженным чувством компетентности предпочитают дистанцироваться от своих реципиентов и обезличивают их. Исследователи считают вопреки модели К. Маслак, что неверно сосредотачиваться на ранних признаках истощения, так как проявление этих признаков свидетельствует о том, что процесс выгорания уже идет полным ходом. Вместо этого следует фиксировать изменение отношения к своей компетентности (редукцию личных достижений) и реципиентам (деперсонализацию). Иначе действительно наступает истощение, и выгорание развивается в полном объеме [22].
Т. Тарис с коллегами предложили модель с надежными доказательствами концептуализации выгорания как развивающегося процесса, в которой синтезированы предположения моделей Лейтера - Маслак и Ли - Эшфорта и дополнительно включен эффект обратной связи между деперсонализацией и эмоциональным истощением. Лонгитюдное исследование показало, что высокий уровень истощения связан с высоким уровнем деперсонализации спустя один год. Кроме того, более высокий уровень деперсонализации приводит к более высокому уровню эмоционального истощения и более низкому уровню личных достижений. Этот эффект обратной связи деперсонализации на переменную, обозначающую начало выгорания (эмоциональное истощение), согласуется с представлением о том, что психологический уход в форме деперсонализации является дисфункциональной копинг-стратегией [23].
Ряд исследователей настаивают на необходимости переработки и совершенствования концептуальных основ структуры и динамики выгорания. Г. Ф. Коеске и Р. Д. Коеске отмечают, что трехкомпонентная концептуализация не способствовала развитию теории выгорания. Признавая психометрические качества MBI, они предлагают переосмыслить концепцию выгорания в контексте своей SSO-модели (Stress - Strain - Outcome, «стресс - напряжение - результат»). Их реконцептуализация
идентифицирует выгорание исключительно с субшкалой эмоционального истощения MBI, а субшкалу личных достижений рассматривает как модерирующую переменную, которая смягчает влияние истощения на негативный результат работы. Напряжение в этой модели -это выгорание (эмоциональное истощение), которое опосредует отношения стресс - результат, т. е. прямого влияния стресса на результат нет. Для упрощения модели был исключен третий компонент MBI - деперсонализация клиентов, однако деперсонализация рассматривается как еще один результат эмоционального истощения [24]. 3. Заключение
Все модели неоднократно проверялись в полевых (поперечных и продольных) исследованиях, таким образом подтверждалось, что какая-то из них лучше всего соответствует эмпирическим данным и, следовательно, именно ее следует принять как верно отражающую процесс выгорания и взаимосвязь между тремя измерениями MBI.
Самый важный аспект, по которому предположения моделей существенно различаются, - это роль эмоционального истощения. В то время как, согласно моделям Го-лембиевского, ван Дирендонка, истощение представляет собой заключительную стадию развития выгорания, по моделям Лейтера -Маслак, Ли - Эшфорта, Тариса, эмоциональное истощение является исходным его компонентом и, соответственно, основной терапевтической мишенью.
Полемика о причинно-следственных связях между тремя измерениями MBI продолжается, данный вопрос нельзя считать окончательно решенным.
ЛИТЕРАТУРА
1. Visual: hoe herken je een burn-out? - URL: https://gs-vitaal.nl/nieuws/visual-burn-out/ (дата обращения: 06.02.2024).
2. Müller-Timmermann E. Ausgebrannt - Wege aus der Burnout-Krise. - Freiburg im Breisgau : Herder Verlag, 2004. - 160 s.
3. Weber A., Jaekel-Reinhard A. Burnout syndrome: a disease of modern societies? // Occupational medicine. - 2000. - Vol. 50 (7). - P. 512-517.
4. Edelwhich J., Brodsky A. Burn-Out: Stages of Disillusionment in the Helping Professions. -New York : Human Sciences Press, 1980. -P. 27-30.
5. De Hert S. G. Burnout in Healthcare Workers: Prevalence, Impact and Preventative
Strategies // Local and Regional Anesthesia. -2020. - Vol. 13. - P. 171-183.
6. Lauderdale M. L. Burnout: Strategies for Personal and Organizational Life, Speculations on Evolving Paradigms. - San Diego : Learning Concepts, 1982. - 334 p.
7. Freudenberger H. J., Richelson G. Burn-out: the high cost of high achievement. - Toronto ; New York : Bantam Books, 1980. - 214 p.
8. Freudenberger H. J., North G. Women's burnout: How to spot it, how to reverse it, how to prevent it. - New York : Penguin books, 1986. - 244 p.
9. Greenberg J. S. Comprehensive stress management. - Dubuque ; Iowa : W. C. Brown, 1983. - 344 p.
10. Burisch M. Das Burnout-Syndrom Theorie der inneren Erschöpfung. - Zahlreiche Fallbeispiele
- Hilfen zur Selbsthilfe. - Berlin ; Heidelberg : Springer-Verlag, 1989. - S. 25-29.
11. Roskam I., Mikolajczak M. The slippery slope of parental exhaustion: A process model of parental burnout // Journal of Applied Developmental Psychology. - 2021. - Vol. 77. -P. 101354. - DOI: 10.1016/j.appdev.20 21.101354.
12. Юй Г. Родительское выгорание и проблемы психического здоровья родителей. - URL: https://360doc.com/content/22/0429/15/623 75963_1028893243.shtml (дата обращения: 06.02.2024).
13. Hillert A, Albrecht A, Voderholzer U. The Burnout Phenomenon: A Résumé After More Than 15,000 Scientific Publications // Frontiers in Psychiatry. - 2020. - Vol. 11. - P. 519237. -DOI: 10.3389/fpsyt.2020.519237.
14. De Beer L. T., van der Vaart L., Escaffi-Schwarz M., De Witte H., Schaufeli W. B. Maslach Burnout Inventory - General Survey: A systematic review and meta-analysis of measurement properties // European Journal of Psychological Assessment. - 2024. - 5 Feb.
- DOI: 10.1027/1015-5759/a000797.
15. Golembiewski R. T., Munzenrider R. Phases of psychological burn-out and organizational covariants: a replication using norms from a large population // Journal of health and human resources administration. - 1984. -Vol. 6 (3). - P. 290-323.
16. Maslach C. Burned-out // Human Behavior. -1976. - № 9. - P. 16-22.
17. Maslach C., Pines A. The Burn-Out Syndrome in the Day Care Setting // Child Care Quarterly. - 1977. - Vol. 6 (2). - P. 100-113.
18. Maslach C., Leiter M. P. A multidimensional Theory of Burnout // Theories of Organizational Stress / ed. C. L. Cooper. -New York : Oxford University Press, 2000. -P. 358-361.
19. Leiter M. P., Maslach C. The impact of interpersonal environment on burnout and
organizational commitment // Journal of Organizational Behavior. - 1988. - Vol. 9 (4). - P. 297-308.
20. Leiter M. P. Burnout as a developmental process: Consideration of models // Professional Burnout: Recent Developments in Theory and Research / eds. : W. Schaufeli, C. Maslach, T. Marek. - Washington : Taylor & Francis, 1993. - P. 237-250.
21. Lee R. T., Ashforth B. E. A Longitudinal Study of Burnout among Supervisors and Managers: Comparisons between the Leiter and Maslach (1988) and Golembiewski et al. (1986) Models // Organizational Behavior and Human Decision Processes. - 1993. - Vol. 54. -P. 369-398.
22. Dierendonck D. van, Schaufeli W. B., Buunk B. P. Toward a process model of burnout: Results from a secondary analysis // European Journal of Work and Organizational Psychology. - 2001. - Vol. 10 (1). - P. 41-52.
23. Taris T. W, Le Blanc P. M., Schaufeli W. B., Schreurs P. Are there causal relationships between the dimensions of the Maslach Burnout Inventory? A review and two longitudinal tests // Work & Stress. - 2005. - Vol. 19 (3). -P. 238-255.
24. Koeske G. F., Koeske R. D. A Preliminary Test of a Stress-Strain-Outcome Model for Reconceptualizing the Burnout Phenomenon // Journal of Social Service Research. - 1993. -Vol. 17. - P. 107-135.
REFERENCES
1. Visual: hoe herken je een burn-out, available at: https://gs-vitaal.nl/nieuws/visual-burn-out/ (date of access: February 6, 2024). (in Dutch).
2. MüNer-Timmermann E. Ausgebrannt - Wege aus der Burnout-Krise. Freiburg im Breisgau, Herder Verlag, 2004. 160 s. (in German).
3. Weber A., Jaekel-Reinhard A. Burnout syndrome: a disease of modern societies? Occupational medicine, 2000, Vol. 50 (7), pp. 512-517.
4. Edelwhich J., Brodsky A. Burn-Out: Stages of Disillusionment in the Helping Professions. New York, Human Sciences Press publ., 1980, pp. 27-30.
5. De Hert S.G. Burnout in Healthcare Workers: Prevalence, Impact and Preventative Strategies. Local and Regional Anesthesia, 2020, Vol. 13, pp. 171-183.
6. Lauderdale M.L. Burnout: Strategies for Personal and Organizational Life, Speculations on Evolving Paradigms. San Diego, Learning Concepts publ., 1982. 334 p.
7. Freudenberger H.J., Richelson G. Burn-out: the high cost of high achievement. Toronto, New York, Bantam Books, 1980. 214 p.
8. Freudenberger H.J., North G. Women's burnout: How to spot it, how to reverse it,
how to prevent it. New York, Penguin books, 1986. 244 p.
9. Greenberg J.S. Comprehensive stress management. Dubuque, Iowa, W.C. Brown, 1983. 344 p.
10. Burisch M. Das Burnout-Syndrom Theorie der inneren Erschöpfung - Zahlreiche Fallbeispiele - Hilfen zur Selbsthilfe. Berlin, Heidelberg, Springer-Verlag, 1989, s. 25-29. (in German).
11. Roskam I., Mikolajczak M. The slippery slope of parental exhaustion: A process model of parental burnout. Journal of Applied Developmental Psychology, 2021, Vol. 77, p. 101354. DOI: 10.1016/j.appdev.2021.101 354.
12. Yu G. Parental Burnout and Parental Mental Health Problems, available at: http://www. 360doc.com/content/22/0429/15/62375963_ 1028893243.shtml (date of access: February 6, 2024). (in Chinese).
13. Hillert A., Albrecht A., Voderholzer U. The Burnout Phenomenon: A Résumé After More Than 15,000 Scientific Publications. Frontiers in Psychiatry, 2020, Vol. 11, p. 519237. DOI: 10.3389/fpsyt.2020.519237.
14. De Beer L.T., van der Vaart L., Escaffi-Schwarz M., De Witte H., Schaufeli W.B. Maslach Burnout Inventory - General Survey: A systematic review and meta-analysis of measurement properties. European Journal of Psychological Assessment, 2024, 5 Feb. DOI: 10.1027/1015-5759/a000797.
15. Golembiewski R.T., Munzenrider R. Phases of psychological burn-out and organizational covariants: a replication using norms from a large population. Journal of health and human resources administration, 1984, Vol. 6 (3), pp. 290-323.
16. Maslach C. Burned-out. Human Behavior, 1976, no. 9, pp. 16-22.
Информация о статье
Дата поступления
9 февраля 2024
Дата принятия в печать
10 апреля 2024
Сведения об авторе
Трухан Елена Антоновна - кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и медицинской психологии Белорусского государственного университета (Минск, Беларусь). Адрес для корреспонденции: 220030, Республика Беларусь, Минск, пр-кт Независимости, 4. E-mail: [email protected]. ORCID: 0000-0002-3981-3813. SPIN-код: 1221-2076.
17. Maslach C., Pines A. The Burn-Out Syndrome in the Day Care Setting. Child Care Quarterly, 1977, Vol. 6(2), pp. 100-113.
18. Maslach C., Leiter M.P. A multidimensional Theory of Burnout, in: Cooper C.L. (ed.). Theories of Organizational Stress. New York, Oxford University Press, 2000, pp. 358-361.
19. Leiter M.P., Maslach C. The impact of interpersonal environment on burnout and organizational commitment. Journal of Organizational Behavior, 1988, Vol. 9 (4), pp. 297-308.
20. Leiter M.P. Burnout as a developmental process: Consideration of models, in: Schaufeli W., Maslach C., Marek T. (eds.). Professional Burnout: Recent Developments in Theory and Research. Washington, Taylor & Francis, 1993, pp. 237-250.
21. Lee R.T., Ashforth B.E. A Longitudinal Study of Burnout among Supervisors and Managers: Comparisons between the Leiter and Maslach (1988) and Golembiewski et al. (1986) Models. Organizational Behavior and Human Decision Processes, 1993, Vol. 54, pp. 369-398.
22. Dierendonck D. van, Schaufeli W.B., Buunk B.P. Toward a process model of burnout: Results from a secondary analysis. European Journal of Work and Organizational Psychology, 2001, Vol. 10 (1), pp. 41-52.
23. Taris T.W., Le Blanc P.M., Schaufeli W.B., Schreurs P. Are there causal relationships between the dimensions of the Maslach Burnout Inventory? A review and two longitudinal tests. Work & Stress, 2005, Vol. 19 (3), pp. 238-255.
24. Koeske G.F., Koeske R.D. A Preliminary Test of a Stress-Strain-Outcome Model for Reconceptualizing the Burnout Phenomenon. Journal of Social Service Research, 1993, Vol. 17, pp. 107-135.
Article info
Received February 9, 2024 Accepted April 10, 2024
About the author
Truhan Elena Antonovna - PhD in
Psychological Sciences, Associate Professor at the Department of General and Medical Psychology, Belarusian State University (Minsk, Belarus). Postal address: 4, Nezavisimosti pr-kt, Minsk, 220030, Belarus. E-mail: elenapsybsu@gmail. ORCID: 0000-0002-39813813. RSCI SPIN-code: 1221-2076.
Для цитирования
Трухан Е. А. Процессуальные модели выгорания: ретроспективный и систематический обзор (Часть 1) // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2024. - № 2. -С. 33-44. - Б01: 10.24147/2410-6364.2024.2. 33-44.
For citations
Truhan E.A. Models of the Burnout Process: a Retrospective and Systematic Review (Part 1). Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Psikhologiya" = Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2024, no. 2, pp. 33-44. DOI: 10.24147/2410-6364.2024.2.33-44. (In Russian).