Научная статья на тему 'РОЛЕВОЕ ВЫГОРАНИЕ: КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА'

РОЛЕВОЕ ВЫГОРАНИЕ: КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
94
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
выгорание / ролевое поведение / ролевой стресс / ролевое выгорание / истощение / энергетические ресурсы / вовлеченность / burnout / role behavior / role stress / role burnout / exhaustion / energy resources / engagement

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Трухан Елена Антоновна

Расширение сферы применения понятия выгорания, которое активно исследуется не только в профессиональном контексте, но и как социальный и личностный феномен, требует разработки интегрального подхода и понятия, которое бы учитывало различные варианты его проявления в контексте ролевого поведения личности. В качестве интегрального предложено понятие ролевого выгорания. Ролевое выгорание представляет собой финальное состояние процесса потери энергетических ресурсов, когда сильная эмоциональная вовлеченность в выполнение определенной роли (ролей) приводит к превышению оптимального уровня использования человеком доступных ему ресурсов. Проанализированы основные подходы к определению выгорания как состояния истощения, стресс-реакции, формы профессиональной деформации, индикатора рассогласования между личностью и работой, кризиса идентичности, формы экзистенциального вакуума, защитного механизма, неспособности сохранять и восстанавливать энергетические ресурсы. Представлен обзор теорий стресса и выгорания, которые фокусируются на проблеме степени воздействия стрессоров на человека в зависимости от наличия доступных ресурсов (времени, навыков, финансов и / или энергии). Ролевые стрессоры рассмотрены как предикторы выгорания и редукции вовлеченности. Указаны меры по преодолению напряжения, стресса и выгорания, сочетающие снижение влияния ролевых стрессоров с увеличением ресурсов, которые помогают справиться с рабочей нагрузкой либо стимулируют личный рост, обучение и развитие. Сделан вывод, что изучение феномена выгорания, а также дисбаланса энергосберегающих и энерговосстанавливающих способностей человека является значимым и перспективным в контексте проблем ролевого поведения и ролевого стресса личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE BURNOUT: A CONCEPTUAL COMPREHENSION OF THE PHENOMENON

The expansion of the scope of the concept of burnout, which is actively studied not only in a occupational context, but also as a social and personal phenomenon, requires the development of an integral approach and a concept that would take into account various options for its manifestation in the context of role behavior. The concept of role burnout is proposed as an integral one. Role burnout is the final state of the process of loss of energy resources, when a strong emotional engagement in the performance of a certain role (roles) leads to an excess of the optimal level of use by a person of the resources available to him. The main approaches to defining burnout as a state of exhaustion, a stress reaction, a form of professional deformation, an indicator of incoherence between person and work, an identity crisis, a form of existential vacuum, a defense mechanism, a dysfunction of the ability to preserve and restore energy resources are analyzed. A review of stress and burnout theories is presented, which focuses on the problem of the degree of impact of stressors on a person, depending on the availability of resources (time, skills, finances and / or energy). Role stressors are considered as predictors of burnout and reduced engagement. Measures to overcome tension, stress and burnout are indicated, combining a decrease in the influence of role stressors with an increase in resources that help to cope with the workload or stimulate personal growth, training and development. It is concluded that the study of the burnout, as well as imbalance and dysfunctions of energy-saving and energy-restoring abilities, is significant and promising in the context of problems of role behavior and role stress.

Текст научной работы на тему «РОЛЕВОЕ ВЫГОРАНИЕ: КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА»

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2023. № 3. С. 16-26.

УДК 159.944:316.663

DOI: 10.24147/2410-6364.2023.3.16-26

РОЛЕВОЕ ВЫГОРАНИЕ: КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА

Е. А. Трухан

Белорусский государственный университет (Минск, Беларусь)

Расширение сферы применения понятия выгорания, которое активно исследуется не только в профессиональном контексте, но и как социальный и личностный феномен, требует разработки интегрального подхода и понятия, которое бы учитывало различные варианты его проявления в контексте ролевого поведения личности. В качестве интегрального предложено понятие ролевого выгорания. Ролевое выгорание представляет собой финальное состояние процесса потери энергетических ресурсов, когда сильная эмоциональная вовлеченность в выполнение определенной роли (ролей) приводит к превышению оптимального уровня использования человеком доступных ему ресурсов.

Проанализированы основные подходы к определению выгорания как состояния истощения, стресс-реакции, формы профессиональной деформации, индикатора рассогласования между личностью и работой, кризиса идентичности, формы экзистенциального вакуума, защитного механизма, неспособности сохранять и восстанавливать энергетические ресурсы. Представлен обзор теорий стресса и выгорания, которые фокусируются на проблеме степени воздействия стрессоров на человека в зависимости от наличия доступных ресурсов (времени, навыков, финансов и / или энергии). Ролевые стрессоры рассмотрены как предикторы выгорания и редукции вовлеченности. Указаны меры по преодолению напряжения, стресса и выгорания, сочетающие снижение влияния ролевых стрессоров с увеличением ресурсов, которые помогают справиться с рабочей нагрузкой либо стимулируют личный рост, обучение и развитие. Сделан вывод, что изучение феномена выгорания, а также дисбаланса энергосберегающих и энер-говосстанавливающих способностей человека является значимым и перспективным в контексте проблем ролевого поведения и ролевого стресса личности.

Ключевые слова: выгорание; ролевое поведение; ролевой стресс; ролевое выгорание; истощение; энергетические ресурсы; вовлеченность.

ROLE BURNOUT: A CONCEPTUAL COMPREHENSION OF THE PHENOMENON

E. A. Truhan

Belarusian State University (Minsk, Belarus)

The expansion of the scope of the concept of burnout, which is actively studied not only in a occupational context, but also as a social and personal phenomenon, requires the development of an integral approach and a concept that would take into account various options for its manifestation in the context of role behavior. The concept of role burnout is proposed as an integral one. Role burnout is the final state of the process of loss of energy resources, when a strong emotional engagement in the performance of a certain role (roles) leads to an excess of the optimal level of use by a person of the resources available to him.

The main approaches to defining burnout as a state of exhaustion, a stress reaction, a form of professional deformation, an indicator of incoherence between person and work, an identity crisis, a form of existential vacuum, a defense mechanism, a dysfunction of the ability to preserve and restore energy resources are analyzed. A review of stress and burnout theories is presented, which focuses on the problem of the degree of impact of stressors on a person, depending on the availability of resources (time, skills, finances and / or energy). Role stressors are considered as predictors of burnout and reduced engagement. Measures to overcome tension, stress and burnout are indicated, combining a decrease in the influence of role stressors with an increase in resources that help to cope with the workload or stimulate personal growth, training and development. It is concluded that the study of the burnout, as well as imbalance and dysfunctions of energy-saving and energy-restoring abilities, is significant and promising in the context of problems of role behavior and role stress.

Keywords: burnout; role behavior; role stress; role burnout; exhaustion; energy resources; engagement.

© Трухан Е. А., 2023 16

1. Введение

В современных публикациях упоминаются различные виды выгорания: эмоциональное, психическое, психологическое, рабочее (job burnout), профессиональное (occupational), карьерное (career), учебное (academic), спортивное (athletic), родительское (parental), материнское (maternal), супружеское (couple), опекунское (caregiver) и др.

Список профессий, для которых характерно выгорание, постоянно расширяется. Первоначально все они относились к числу социономических профессий, или профессий типа «человек - человек» (врачи, педагоги, психологи, адвокаты, риелторы, менеджеры, операторы колл-центра и др.).

Теперь перечень видов деятельности, представители которых подвержены выгоранию, уже не ограничивается только коммуникативной сферой. Выгорание было выявлено у спортсменов (Е. И. Гринь, О. А. Климова, И. И. Штефаненко), актеров (Л. Н. Ожигова, Н. Г. Астафурова, К. Н. Шестакова), экологов (В. Ю. Слабинский), инспекторов-профайле-ров (И. В. Малышев), мастеров автовождения (О. В. Таранова), военнослужащих (И. А. Ма-чульская, Р. В. Беляев, В. Н. Машин), спасателей МЧС (Л. Н. Молчанова, Т. А. Щепоти-на, А. И. Редькин, Е. С. Агапитова, Н. А. Левина), работников правоохранительных органов (Е. В. Камнева, М. В. Гурьева, Т. А. Ах-рямкина, М. Ю. Горохова, Г. И. Уразаева, Ю. В. Варданян, О. М. Воробьева, О. П. Глу-щенко, Н. В. Петрова), работников таможенной (Л. В. Старостина) и налоговой (Н. А. Воронина, А. Ш. Широкова) служб, пенитенциарной системы (Т. И. Ронгинская, А. А. Баранов, О. Ю. Лукшина, Т. В. Копыло-ва), банковских служащих (И. А. Ларина, Ю. Н. Мясищева), а также программистов, инженеров, бухгалтеров и др.

В Международой классификации болезней (МКБ-11) выгорание имеет шифр QD85 и код QD8 - Проблемы, связанные с работой или безработицей. Синдром выгорания включен в главу о причинах обращения в службы здравоохранения, которые, однако, как болезни или состояния здоровья не классифицируются.

В настоящее время произошло заметное расширение сферы применения понятия выгорания, которое активно исследуется не только в профессиональном контексте, но и как некий социальный и личностный феномен, проявляющийся в связи с разными обстоятельства-

ми. Исследователи всё чаще обращаются к проблеме родительского выгорания, отмечая, что процесс воспитания детей сопряжен со значительным числом хронических стрессоров, которые приводят к истощению эмоциональных ресурсов родителей. Систематический обзор Т. Г. Неруш, Л. А. Ольховой и Е. А. Падалки выявил исследования выгорания в учебной деятельности, в семье. Феномен зафиксирован в системе детско-родительских отношений, у родственников лиц с заболеваниями и аддикциями, у супругов с различным семейным стажем. Особенности проявления выгорания изучаются у старшеклассников в связи с уровнем учебной мотивации и характером взаимоотношений в системах «учитель -учащийся» и «учащийся - учащийся», у студентов в различные периоды их обучения [1].

Для различения многообразных видов выгорания четких критериев нет. Рабочее выгорание и родительское рассматриваются как схожие явления, поскольку они возникают в ситуации чрезмерных требований к деятельности и низкого ресурса исполнителя [2]. На связь между профессиональным выгоранием и эмоциональным отдалением от семьи и детей обратили внимание еще К. Маслак и С. Джексон [3].

Многочисленные исследования указывают на возможность выгорания вне контекста профессиональной деятельности, когда его причиной становятся не только рабочие стрессы. Следует отметить, что в данном случае ограничение профессиональными рамками упрощает сам феномен, не позволяя в полной мере раскрыть его сущность. Следовательно, нужны новые дефиниции выгорания, отличные от предложенных на начальном этапе исследований.

2. Систематический обзор литературы

Единого мнения относительно сущности феномена выгорания до сих пор не выработано, продолжаются дискуссии о том, следует ли рассматривать его как удачную метафору, стресс-синдром, научно-исследовательскую проблему эргономики, коммерчески выгодный или «удобный» диагноз, неизбежный кризис эго-идентичности либо клиническую проблему психического здоровья.

На основе анализа и обобщения данных литературы по рассматриваемой проблеме можно выделить основные подходы к определению выгорания:

• Состояние истощения (эмоционального, умственного и физического). Эта наиболее

распространенная феноменологическая трактовка встречается у большинства авторов (Г. Дж. Фройденбергер, К. Маслак и др.).

A. Пайнс и Э. Аронсон операционализируют понятие выгорания как состояние физического (низкий уровень энергии, хроническая усталость и слабость), эмоционального (чувство беспомощности, безнадежности) и умственного (негативное отношение к себе, работе и жизни в целом) истощения, вызванное длительной вовлеченностью в эмоциогенные ситуации [4]. Отождествление выгорания с третьей стадией стресса по Г. Селье (истощение) либо рассмотрение его как некого синдрома, ведущим компонентом которого является истощение, можно также отнести к этому подходу. Такие определения позволяют, по нашему мнению, понять лишь феноменологию выгорания, но не раскрывают его сущность. Феноменологическими являются также определения выгорания как некого синдрома, симптомокомплекса, охватывающего различные уровни функционирования психики и включающего ряд структурных компонентов, ведущим среди которых является истощение. Так, К. Маслак и С. Джексон феномен выгорания определяют как трехмерный конструкт, включающий эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений [3].

• Стресс-реакция или следствие хронического стресса. Выгорание как «растянутый во времени» стресс-синдром характеризуют Н. Е. Водопьянова и Е. С. Старченкова: растрачивая свои ресурсы, человек не получает взамен фактически ничего [5]. Р. Смитом предпринята попытка объединить то, что известно о сущности, причинах и последствиях выгорания в рамках когнитивно-аффективной модели стресса, и определить сопряженные ситуационные, когнитивные, физиологические и поведенческие компоненты стресса и выгорания [6].

• Форма профессиональной деформации, деструкции или профзаболевания. Такую трактовку выгорания можно встретить у

B. В. Бойко, Н. Е. Водопьяновой, Т. Г. Неруш, О. А. Климовой, Ю. И. Видановой и др. В. Е. Орел отмечает, что выгорание может возникнуть и в начале профессионального пути, в то время как профессиональная деформация проявляется на более поздних его этапах [7]. Кроме того, последствия профес-

сиональной деформации проявляются в основном вне рабочей деятельности.

• Индикатор дисбаланса, рассогласования между личностью и работой. К. Маслак и М. Лейтер указывают на шесть сфер возможного рассогласования: рабочая нагрузка, контроль, вознаграждение, общность, справедливость и ценности [8]. Проблема выгорания, по мнению Т. И. Ронгинской, - это проблема когерентности энергетических затрат индивида для достижения успеха и субъективного переживания значимости своих достижений [9]. Фактором здоровья является чувство когерентности, отражающее восприятие внешней среды, наполненной смыслом и согласованной с ресурсами субъекта деятельности.

• Кризис идентичности. Дезинтеграция и потеря идентичности, а также укрепление ложной идентичности вследствие иллюзорных представлений вызывает при выгорании самоотчуждение [10]. Структура профессионального выгорания, по Н. Ю. Андреевой, включает такой элемент, как дисгармоничная (диффузная и предрешенная) эго-идентич-ность, которая возникает как в процессе профессионализации, так и в результате дисгармоничного прохождения нормативных кризисов [11].

• Форма экзистенциального вакуума. Для нее характерно доминирование симптоматики истощения вследствие дефицита истинного (экзистенциального) смысла. Порождая ложные смыслы, экзистенциальный дефицит приводит к ощущению бессмысленности и чувству пустоты. Экзистенциальный вакуум демонстрирует высокие корреляции с деперсонализацией и крайней степенью эмоционального истощения (А. Лэнгле [12]).

• Защитный механизм. В качестве механизма психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики), выработанного личностью для реакции на избирательные психо-травмирующие воздействия, выгорание рассматривается В. В. Бойко [13]. Как проявление защитных механизмов для ослабления неблагоприятных профессиональных факторов выгорание представлено в исследовании Д. Г. Трунова [14]. Выгорая, по словам Л. А. Китаева-Смыка, человек с «уплощенными эмоциями» становится защищенным своей бесчувственностью от смертельных

«болезней стресса»: инфаркта, инсульта [15, с. 45].

• Неспособность сохранять и восстанавливать энергетические ресурсы, необходимые для полноценного выполнения определенной роли. Родительское выгорание, согласно определению С. А. Векиловой, - это состояние эмоционального истощения человека в родительской роли, которое приводит к полной или частичной неспособности выполнять свои функции [2]. Этот важный, на наш взгляд, подход к пониманию сущности выгорания до сих пор не получил необходимой разработки.

Таким образом, современный этап исследования проблемы выгорания требует обобщения и концептуального осмысления эмпирических фактов и закономерностей, определения базовых механизмов и причин, лежащих в основе неспособности личности сохранять и восстанавливать эмоциональные и энергетические ресурсы, необходимые для полноценного и продуктивного выполнения определенных ролевых функций.

Одной из форм социального поведения личности является ролевое поведение как способ действия, соответствующий заданным требованиям, ожиданиям и функциям [16]. Активная коммуникация в современных условиях предполагает постоянное переключение между различными межличностными и профессиональными ролями, что связано с напряженностью, неоднозначностью и противоречивостью ролевого поведения [17].

Согласно теории ролевого напряжения У. Гуда [18], человек начинает испытывать в ролевом поведении напряжение, беспокойство, тревогу или давление со стороны других, если уделяет ролевому обязательству слишком много времени и внимания. Это напряжение может ощущаться из-за того, что при ограниченном объеме ролевых ресурсов (энергии, времени, эмоций, благ) уже израсходовано избыточно или человек чувствует, что, учитывая ценность данной роли, затраты слишком высоки. Он использует некие механизмы и модели ролевого поведения, чтобы уменьшить ролевое напряжение и ощущаемые им трудности при выполнении своих обязательств, требуя взамен от других выполнения ими своих ролевых обязательств. В интересах человека попытаться снизить свою ролевую нагрузку, требуя как можно больше и выполняя как можно меньше, но, поскольку

это справедливо и для других, существуют ограничения на заключаемые «ролевые соглашения». За непосредственными ролевыми отношениями ролевых партнеров стоит ролевая сеть, которая прямо или косвенно регулирует осуществляемые ролевые транзакции. Люди различаются по своей эмоциональной приверженности тем или иным ценностям и нормам, связанным с выполнением ролевых обязательств, поэтому подход к ролевому взаимодействию с точки зрения ролевого напряжения дает возможность более адекватно оценить кумулятивный эффект всех ролевых соглашений.

Напряженность ролевого функционирования и взаимодействия принято рассматривать в рамках понятия ролевого стресса (role stress, role-related stress) [19; 20].

Наиболее известной является концепция Р. Кана, согласно которой сотрудники испытывают стресс в результате выполнения ролей, связанных с работой [21]. В частности, речь идет о ситуациях, когда у сотрудников нет соответствующей информации, необходимой для успешного выполнения рабочей роли, или они получают противоречивые требования в контексте данной роли. Как ролевая неопределенность, так и ролевой конфликт воспринимаются как стрессоры и могут приводить к беспокойству, неудовлетворенности и снижению уровня производительности. Позднее к ролевым стрессорам была отнесена и ролевая перегрузка.

Следует отметить, что слово «стресс» имеет много разных значений, учитывая как его бытовое употребление, так и научно-теоретическое или техническое использование.

В физиологии и медицине под стрессом (англ. stress - напряжение, нажим, давление, нагрузка) понимают совокупность неспецифических реакций организма на сильные физические, социальные или психологические раздражители (стрессоры), нарушающие его гомеостаз (способность сохранять динамическое постоянство состава и свойств внутренней среды) [22].

В психологии, социологии и менеджменте связанный с работой стресс рассматривают как результат нехватки свободы принятия решений (Job Demands - Control Model [23]), потери или ожидаемой потери ценных ресурсов (Conservation of Resources [24]) и др. Ряд теорий фокусируется на проблеме баланса между ролевыми требованиями и ресурсами.

Модель «рабочие требования - рабочий контроль» (Job Demands - Control Model, или сокращенно JD-C) предсказывает возникновение психического напряжения в результате взаимодействия таких аспектов работы, как рабочая нагрузка (требования) и свобода принятия решений в работе (контроль). Р. Карасек различает «высоконапряженные» рабочие позиции (с высокими требованиями и низкой свободой принятия решений) и «активные» рабочие позиции (с высокими требованиями и широкими возможностями принятия решений) [23]. Модель JD-C предполагает, что большая свобода принятия решений ослабляет негативные последствия высоких требований.

Основываясь на модели JD-C, Е. Демеру-ти с коллегами предложили более общую модель «рабочие требования - рабочие ресурсы» (Job Demands - Resources Model, или сокращенно JD-R) [25]. Согласно этой модели, свобода принятия решений (контроль) не единственный ресурс, который имеет значение для рабочего стресса. Другие ресурсы (обратная связь, вознаграждение, соучастие, поддержка руководителя) могут смягчить негативное влияние рабочих требований на уровень напряжения и выгорания. Модель Демерути стимулировала большое количество эмпирических исследований, которые в целом подтверждают лежащие в ее основе предположения [20; 26].

Еще одна вариация модели JD-C была предложена Я. де Йонге и К. Дорманном [27]. На основе принципа «тройного совпадения» (triple-match principle) прогнозируется, что ресурсы с наибольшей вероятностью смягчат связь «стрессор - напряжение», если все ресурсы, стрессоры и напряжение будут совпадать. Ресурсы с меньшей вероятностью смягчат отношения между стрессорами и напряжением, если совпадают (а) только ресурсы и стрессоры, (б) только ресурсы и напряжение или (в) только стрессоры и напряжение. В частности, эмоциональные ресурсы более эффективны для буферизации эмоциональных стрессоров.

Модель потока - выгорания (Flow-Burnout-Model) строится на различении острого стресса, расслабления и потокового состояния, при котором человек полностью поглощен и может работать над оптимально сложной задачей. Переживание потока - это состояние между расслаблением и стрессом, которое может служить буфером от накопив-20

шихся острых стрессовых реакций и в долгосрочной перспективе защитить от симптомов выгорания [28].

Степень воздействия стрессовой ситуации на человека может зависеть от наличия в его распоряжении определенных ресурсов. Модель стресса Р. Лазаруса и С. Фолкман [29] учитывает процесс когнитивной оценки ситуации, в ней постулируется, что люди испытывают стресс, если степень угрозы, вызова или ущерба превышает доступные им ресурсы.

Согласно Теории сохранения ресурсов (Conservation of Resources, или сокращенно COR), стресс возникает, когда люди исчерпывают или ожидают потери ресурсов либо не могут получить ресурсы после значительных инвестиций. Поэтому они стремятся получить, сохранить, прирастить и защитить ценные ресурсы. С. Хобфолл определяет ресурсы как сущности, которые либо ценны сами по себе, либо служат средствами для достижения целей. Основная идея COR-теории конкретизирована в четырех принципах:

1. Принцип приоритета потерь: потеря ресурсов непропорционально более заметна, чем их прирост.

2. Принцип инвестирования ресурсов: люди должны инвестировать в ресурсы, чтобы защититься от их потери, восстанавливать потери и приращивать ресурсы.

3. Принцип парадокса прироста: прирост ресурсов становится более заметным в контексте потери ресурсов. Когда риски потери ресурсов высоки, прирост ресурсов становится более важным - они приобретают ценность.

4. Принцип отчаяния: когда ресурсы людей исчерпаны или истощены, они переходят в защитный режим, чтобы сохранить свое «я», которое часто бывает защитным, агрессивным и может стать иррациональным [24].

Четвертый принцип COR-теории объясняет, каким образом защитное отстранение позволяет перестроиться, дождаться помощи или прекращения действия стрессора. Это эволюционная стратегия, которая может быть защитной (для сохранения ресурсов) или исследовательской (для поиска альтернативных копинг-стратегий или адаптации).

Позднее теория сохранения ресурсов была адаптирована для объяснения процесса выгорания в организационном контексте. COR-теория стала еще более востребованной, когда исследовательский интерес сместился с

моделей дефицита и патологии в сторону вовлеченности в работу и энергичности как позитивных аналогов выгорания.

Понятие вовлеченности (engagement) было предложено У. Каном для обозначения личного участия сотрудников, которое выражается физически, когнитивно и эмоционально при исполнении ими рабочих ролей [30].

«Позитивный» поворот в исследованиях выгорания заключался в признании его отрицательным полюсом континуума благополучия сотрудников, в котором противоположным (положительным) полюсом является вовлеченность в работу. Выгорание, по словам К. Маслак и М. Лейтера, - это «эрозия вовлеченности» [8, с. 24]. Когда начинается выгорание, чувство вовлеченности исчезает: энергия превращается в истощение, включенность - в цинизм, эффективность - в неэффективность [8].

Рабочие требования и ресурсы могут взаимодействовать двояко: с одной стороны, рабочие ресурсы могут смягчить влияние рабочих требований на напряжение и выгорание, с другой - рабочие требования могут усилить влияние рабочих ресурсов на мотивацию и вовлеченность.

Согласно модели JD-R, рабочие требования связаны прежде всего с истощением, а отсутствие рабочих ресурсов - с отстраненностью как компонентами выгорания [25]. Корреляционное исследование Б. Ягодич и Э. Сабо показало, что выгорание положительно связано с субшкалами требований и отрицательно - с субшкалами ресурсов [26].

Э. Р. Кроуфорд, Дж. А. ЛеПин и Б. Л. Рич уточнили и расширили модель JD-R с помощью теории когнитивной оценки стрессоров для учета несоответствий в отношениях между требованиями и вовлеченностью. Результаты эмпирической проверки показали, что требования и выгорание связаны положительно, а ресурсы и выгорание - отрицательно; если отношения между ресурсами и вовлеченностью были неизменно положительными, то отношения между требованиями и вовлеченностью сильно зависели от характера требований. Требования, которые сотрудники склонны оценивать как препятствия, связаны с вовлеченностью отрицательно, а как вызовы - положительно [31].

Центральным элементом выгорания и вовлеченности является эмоциональный компонент, эмоциональная способность к личному

участию. Исследования в рамках модели CS-CF (Compassion Satisfaction - Compassion Fatigue Model) показали, что удовлетворение от сострадания и усталость от сострадания являются значимыми предикторами выгорания у специалистов в области психического здоровья [32]. Чтобы удовлетворить ролевые требования личного участия, людям нужен определенный уровень эмоциональности («эмо-ресурсы»), который при деперсонализации, личной отстраненности, дистанциро-ванности от роли заблокирован.

Проявлением нарушенного энергетического равновесия при выполнении определенной роли из-за безграничной самоотдачи и своего рода «эмоционального донорства» является ролевое выгорание. Уже Г. Дж. Фрой-денбергер относительно выгорания в волонтерской деятельности заметил, что существует разница между зрелой самоотдачей и включенностью и самоотдачей как признаком личной потребности быть принятым и любимым [33, с. 161-162]. Если относиться к каждому клиенту как к «единственной и неповторимой личности», отмечает Д. Г. Трунов, можно «потерять себя», и защитное назначение выгорания заключается в том, чтобы до наступления этого состояния разными способами смягчить действие эмоциогенных факторов, избежать их или вовремя сигнализировать о существующих проблемах [14].

Являясь реакцией приспособления человека к длительным и интенсивным ролевым стресс-факторам, феномен выгорания выражается в виде полного либо частичного исключения эмоций с целью освобождения от изматывающего состояния напряжения и личного участия. «Подобно проводу, в котором слишком много электричества, работник эмоционально отключается» [34, с. 20].

Таким образом, выгорание представляет собой финальное состояние процесса потери энергетических ресурсов, когда сильная эмоциональная вовлеченность в выполнение определенной роли (ролей) приводит к превышению оптимального уровня использования человеком доступных ему ресурсов (времени, навыков, финансов и / или энергии).

Проведенный теоретический анализ показывает, что изучение выгорания нуждается в расширении границ его трактовки с опорой на современные исследованияя для достижения необходимого уровня целостного знания. Существует необходимость разработки обоб-

щающего подхода и понятия, которые бы интегрировали различные варианты проявления выгорания. Таким интегральным понятием, на наш взгляд, может быть понятие ролевого выгорания.

Ролевое выгорание (role burnout) мы определяем как состояние истощения с реакцией избегания эмоциональной вовлеченности как проявление энергетического дисбаланса и неспособности человека сохранять и восстанавливать энергетические ресурсы, необходимые для полноценного выполнения определенной роли.

Этот дисбаланс возникает как результат напряжения и стресса, связанного с выполнением определенных ролевых обязанностей. Как результат хронического стресса на рабочем месте, с которым не удалось справиться, синдром выгорания концептуализирован и в МКБ-11.

В Теории баланса между рисками и ресурсами (Balance between Risks and Resources Theory, или сокращенно BR 2) родительское выгорание рассматривается как результат хронического дисбаланса рисков (факторов, усиливающих стресс) и ресурсов (факторов, снижающих стресс). Природа рисков и ресурсов индивидуальна для каждого родителя (каждое выгорание имеет свою этиологию / историю), но основной процесс (дисбаланс между рисками и ресурсами) является общим для всех выгоревших родителей. Общие факторы риска (например, перфекционизм, низкая способность справляться со стрессом, пессимизм) в равной степени предсказывают родительское и профессиональное выгорание, в то время как специфические родительские факторы риска (высокие родительские стандарты, дисгармоничное совместное воспитание) предсказывают только родительское выгорание. Соответственно, родители, имеющие в своем балансе в основном общие факторы риска, будут уязвимы к обеим формам выгорания, в то время как родители, имеющие в своем балансе в основном специфические факторы риска, будут уязвимы только к родительскому выгоранию [35].

Родительское выгорание, согласно С. А. Векиловой, является следствием продолжительного родительского стресса и проявляется в снижении способности родителя осуществлять заботу о ребенке: в снижении эмоциональной вовлеченности и способности удовлетворять потребности ребенка, в увели-

22

чении психологической дистанции в коммуникациях с ним [2].

Хотя в отношении «выгоревших» матерей клиницисты и задают закономерный вопрос, является ли холодное, отвергающее поведение таких женщин результатом выгорания либо же это устойчивые, изначально присутствующие характеристики, соответствующие личностному портрету «шизофреноген-ной матери» [36], очевидно, что, эмоционально истощенные родительской ролью, матери меньше вовлекаются в воспитание либо ограничивают взаимодействие со своими детьми функциональными и инструментальными аспектами.

Успешные меры по преодолению напряжения, стресса и выгорания сочетают в себе как снижение влияния ролевых стрессоров путем релаксации и когнитивной переоценки, так и увеличение ресурсов, которые помогают справиться с рабочей нагрузкой либо стимулируют личный рост, обучение и развитие.

Напряжение, согласно теории У. Гуда [18], может быть ослаблено благодаря способности эго манипулировать своей ролевой структурой: разделять по локализации, контексту и срочности, делегировать, расширять либо, наоборот, устранять ролевые отношения, использовать барьеры, чтобы помешать другим инициировать или продолжать поддерживать контакты. Готовность человека выполнять ролевую работу может варьироваться в зависимости от степени удовлетворенности от деятельности, предполагаемой выгоды и вознаграждения и т. п.

Увеличение и интеграция ресурсов предполагают навыки совладания, резилиентность, социальную поддержку, обратную связь, поощрение новаторства, возможности повышения квалификации (компетенций), степени участия (полномочий) в принятии решений, уровня автономии и др. В частности, социальная поддержка снижает уровень напряжения, амортизирует действие стрессоров, делает человека менее уязвимым к их последствиям.

3. Заключение

В настоящее время наблюдается заметное расширение сферы применения понятия выгорания, которое активно исследуется не только в профессиональном контексте, но и как социальный и личностный феномен. Использование понятия выгорания уже вышло за рамки тех дефиниций, которые были предложены на начальном этапе изучения данного феномена и приняты сейчас в медицине.

Исследования выгорания и его последствий преимущественно ограничивались областью профессиональной занятости, и, хотя в них изучался широкий круг проблем, ролевому поведению уделялось мало внимания.

Проведенный теоретический анализ показывает, что изучение феномена выгорания, а также дисбаланса энергосберегающих и энерговосстанавливающих способностей человека является значимым и перспективным в контексте исследования проблем ролевого поведения и ролевого стресса.

Ролевые стрессоры обычно рассматриваются как предикторы выгорания и снижения уровня вовлеченности. В литературе наиболее часто обсуждаются три вида ролевых стрессоров: ролевая неопределенность, ролевой конфликт и ролевая перегрузка - причем с феноменом выгорания в большей степени связывают фактор ролевой перегрузки.

Существует необходимость разработки интегрального понятия и подхода, которые бы учитывали различные варианты проявления выгорания. Таким интегральным понятием может быть «ролевое выгорание» как финальное состояние процесса потери энергетических ресурсов, когда сильная эмоциональная вовлеченность в выполнение определенной роли (ролей) приводит к превышению оптимального уровня использования человеком доступных ему ресурсов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Неруш Т. Г., Ольхова Л. А., Падалка Е. А. Обзор направлений исследований феномена выгорания в российской психологии // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. - 2018. - Т. 7, № 3А. - С. 21-29.

2. Векилова С. А. Родительское выгорание. -URL: https://bigenc.rU/c/roditel-skoe-vygora nie-60875d (дата обращения: 15.05.2023).

3. Maslach C., Jackson S. E. The measurement of experienced burnout // Journal of Organizational Behavior. - 1981. - № 2. - P. 99-113. - DOI: 10.1002/job.4030020205.

4. Pines A., Aronson E. Career burnout: Causes and cures. - New York : Free Press, 1988. -P. 9-14.

5. Водопьянова Н. E., Старченкова Е. C. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - СПб. : Питер, 2008. - 336 с.

6. Smith R. E. Toward a Cognitive-Affective Model of Athletic Burnout // Journal of Sport Psychology. - 1986. - № 8(1). - P. 36-50. -DOI: 10.1123/jsp.8.1.36.

7. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. - 2001. - № 1. - С. 99.

8. Maslach C., Leiter M. P. The Truth about Burnout. - New York : Jossey-Bass, 1997. -186 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Ронгинская Т. И. Специфика синдрома выгорания в профессиях с высоким уровнем стресса // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16, Психология. Педагогика. - 2016. - Вып. 2. - С. 107-121. -DOI: 10.21638/11701/spbu16.2016.212.

10 Лайкова И. В. Психоаналитические концепции эмоционального выгорания // Российский психологический журнал. - 2016. -Т. 13, № 1. - С. 40-50.

11. Андреева Н. Ю. Эго-идентичность в структуре профессионального выгорания педагогов : автореф. дис. ... канд. психол. наук. -Н. Новгород, 2011. - 24 с.

12. Лэнгле А. Эмоциональное выгорание с позиции экзистенциального анализа // Вопросы психологии. - 2008. - № 2. - С. 3-16.

13. Бойко В. В. Эмоциональное выгорание // Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М. : Филинъ, 1996. - С. 132146.

14. Трунов Д. Г. «Синдром сгорания»: позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога. - 1998. - № 5. - С. 8489.

15. Китаев-Смык Л. А. Выгорание персонала. Выгорание личности. Выгорание души // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2008. - № 2 (33). - С. 41-50.

16. Кошелева Ю. П. Теоретические подходы к ролевому поведению и межролевой конфликт // Вестник МГЛУ. Образование и педагогические науки. - 2018. - Вып. 1 (790). - С.132-152.

17. Varpio L., Ray R., Dong T., Hutchinson J., Durning S. J. Expanding the Conversation on Burnout Through Conceptions of Role Strain and Role Conflict // Journal of Graduate Medical Education. - 2018. - Vol. 10 (6). -P. 620-623. - DOI: 10.4300/JGME-D-18-00117.1.

18. Goode W. J. A Theory of Role Strain // American Sociological Review. - 1960. - Vol. 25, № 4. - P. 483-496.

19. Shupe E. I. Role-related stress experienced by temporary employees // Research Companion to Organizational Health Psychology / eds. A.-S. G. Antoniou, C. L. Cooper. - Cheltenham : Edward Elgar, 2005. - P. 314-332.

20. Wu G., Hu Z., Zheng J. Role Stress, Job Burnout, and Job Performance in Construction Project Managers: The Moderating Role of Career Calling // Journal of Environmental Research

and Public Health. - 2019. - Vol. 16 (13), 2394. - DOI: 10.3390/ijerph16132394.

21. Kahn R. L., Wolfe D. M., Quinn R. P., Snoek J. D., Rosenthal R. A. Organizational stress: Studies in role conflict and ambiguity.

- New York : John Wiley, 1964. - 470 p.

22. Колесников Д. Б. Стресс. - URL: https://bi genc.ru/c/stress-919c15 (дата обращения: 15.05.2023).

23. Karasek R. A. Job Demands, Job Decision Latitude, and Mental Strain: Implications for Job Redesign // Administrative Science Quarterly.

- 1979. - Vol. 24 (2). - P. 285-308. - DOI: 10.2307/2392498.

24. Hobfoll S. E, Halbesleben J., Neveu J.-P., Westman M. Conservation of resources in the organizational context: The reality of resources and their consequences // Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior. - 2018. - Vol. 5. - P. 103128. - DOI: 10.1146/annurev-orgpsych-032117-104640.

25. Demerouti E., Bakker A. B., Nachreiner F., Schaufeli W. B. The job demands-resources model of burnout // Journal of Applied Psychology. - 2001. - Vol. 86 (3). - P. 499-512.

- DOI: 10.1037/0021-9010.86.3.499.

26. Jagodics B., Szabo É. Student Burnout in Higher Education: A Demand-Resource Model Approach // Trends in Psychology. - 2022. -DOI: 10.1007/s43076-021-00137-4.

27. Jonge de J., Dormann C. Stressors, resources, and strain at work: A longitudinal test of the triple-match principle // Journal of Applied Psychology. - 2006. - Vol. 91 (6). - P. 13591374. - DOI: 10.1037/0021-9010.91.5.1359.

28. Aust F, Beneke T., Peifer C, Wekenborg M. The Relationship between Flow Experience and Burnout Symptoms: A Systematic Review // International Journal of Environmental Research and Public Health. - 2022. - Vol. 19 (7), 3865.

- DOI: 10.3390/ijerph19073865.

29. Lazarus R. S., Folkman S. Stress, Appraisal, and Coping. - New York : Springer Publishing Company, 1984. - 456 p.

30. Kahn W. A. Psychological conditions of personal engagement and disengagement at work // Academy of Management Journal. - 1990. -Vol. 33, № 4. - P. 692-724.

31. Crawford E. R., LePine J. A, Rich B. L. Linking job demands and resources to employee engagement and burnout: A theoretical extension and meta-analytic test // Journal of Applied Psychology. - 2010. - Vol. 95 (5). -P. 834-848. - DOI: 10.1037/a0019364.

32. Chang J.-J., Shin S.-H. A Path Model for Burnout in Community Mental Health Professionals // International Journal of Environmental Research and Public Health. - 2021. -

Vol. 18 (18), 9763. - DOI: 10.3390/ijerph18 189763.

33. Freudenberger H. Staff Burn-out // Journal of Social Issues. - 1974. - Vol. 30, № 1. -P. 159-165.

34. Maslach C. Burned-out // Human Behavior. -1976. - Т. 9. - P. 16-22.

35. Mikolajczak M., Roskam I. A theoretical and clinical framework for parental burnout: the balance between risks and resources (BR2) // Frontiers of Psychology. - 2018. -Vol. 9 (886). - DOI: 10.3389/fpsyg.2018. 00886.

36. Кмить К. В., Попов Ю. В. Эмоциональное выгорание, не связанное с профессиональным стрессом // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В. М. Бехтерева. - 2013. - № 3. - С. 3-10.

REFERENCES

1. Nerush T.G., Ol'khova L.A., Padalka E.A. Overview of research areas of the phenomenon of burnout in the Russian psychology. Psikhologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya = Psychology. Historical-critical Reviews and Current Researches, 2018, Vol. 7 (3A), pp. 21-29. (In Russian).

2. Vekilova S.A. Parental burnout, available at: https://bigenc.ru/c/roditel-skoe-vygoranie-60 875d (date of access: May 15, 2023). (In Russian).

3. Maslach C., Jackson S.E. The measurement of experienced burnout. Journal of Organizational Behavior, 1981, no. 2, pp. 99-113. DOI: 10.1002/job.4030020205.

4. Pines A., Aronson E. Career burnout: Causes and cures. New York, Free Press Publ., 1988. pp. 9-14.

5. Vodop'yanova N.E., Starchenkova E.S. Burnout syndrome: diagnosis and prevention. St. Petersburg, Piter publ., 2008. 336 p. (In Russian).

6. Smith R.E. Toward a Cognitive-Affective Model of Athletic Burnout. Journal of Sport Psychology, 1986, no. 8 (1), pp. 36-50. DOI: 10.1123/jsp.8.1.36.

7. Orel V. E. The phenomenon of "burnout" in

foreign psychology: empiric researches and perspectives. Psikhologicheskii zhurnal, 2001, no. 1, pp. 99. (In Russian).

8. Maslach C., Leiter M.P. The Truth about Burnout. New York, Jossey-Bass, 1997. 186 p.

9. Ronginskaya T.I. Specificity of burnout syndrome inherent for professions with high stress level. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 16. Psikhologiya. Pedagogika = Vestnik of Saint-Petersburg University. Series 16. Psychology. Education,

2016, iss. 2, pp. 107-121. DOI: 10.21638/11 701/spbu16.2016.212 (In Russian).

10. Laykova I.V. Psychoanalytic concepts of emotional burnout. Rossiiskii psikhologicheskii zhurnal = Russian Psychological Journal, 2016, Vol. 13, no. 1, pp. 40-50. (In Russian).

11. Andreeva N.Yu. Ego-identity in the structure of professional burnout of teachers, author's abstract. Nizhny Novgorod, 2011. 24 p. (In Russian).

12. Langle A. Burn-out from the point of view of existential analysis. Voprosy Psikhologii, 2008, no. 2, pp. 3-16. (In Russian).

13. Boyko V.V. Emotional burnout, in: Boyko V.V. Emotion energy in communication: a look at yourself and others. Moscow, Filin publ., 1996, pp. 132-146. (In Russian).

14. Trunov D.G. "Burnout syndrome": a positive approach to the problem. Zhurnal prakticheskogo psikhologa = Journal of practical psychologist, 1998, no. 5, pp. 84-89. (In Russian).

15. Kitaev-Smyk L.A. Staff burnout. Personality burnout. Soul burnout. Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh = Psychopedagogy in Law Enforcement, 2008, no. 2 (33), pp. 41-50. (In Russian).

16. Kosheleva Yu. P. Theoretical approaches to role behavior and interrole conflict. Vestnik MGLU. Obrazovaniye i pedagogicheskie nauki = Vestnik of Moscow State Linguistic University. Education and teaching, 2018, Vol. 1 (790), pp. 132-152. (In Russian).

17. Varpio L., Ray R., Dong T., Hutchinson J., Durning S. J. Expanding the Conversation on Burnout Through Conceptions of Role Strain and Role Conflict. Journal of Graduate Medical Education, 2018, Vol. 10(6), pp. 620-623. DOI: 10.4300/JGME-D-18-00117.1.

18. Goode W.J. A Theory of Role Strain. American Sociological Review, 1960, Vol. 25, no. 4, pp. 483-496.

19. Shupe E.I. Role-related stress experienced by temporary employees. Antoniou A.-S. G., Cooper C. L. (eds.) Research Companion to Organizational Health Psychology. Cheltenham, Edward Elgar, 2005, pp. 314-332.

20. Wu G., Hu Z., Zheng J. Role Stress, Job Burnout, and Job Performance in Construction Project Managers: The Moderating Role of Career Calling. Journal of Environmental Research and Public Health, 2019, Vol. 16 (13), 2394. DOI: 10.3390/ijerph1613 2394.

21. Kahn R. L., Wolfe D. M., Quinn R. P., Snoek J. D., Rosenthal R. A. Organizational stress: Studies in role conflict and ambiguity. New York, John Wiley, 1964. 470 p.

22. Kolesnikov D.B. Stress, available at: https:// bigenc.ru/c/stress-919c15 (date of access: May 15, 2023). (In Russian).

23. Karasek R.A. Job Demands, Job Decision Latitude, and Mental Strain: Implications for Job Redesign. Administrative Science Quarterly, 1979, Vol. 24 (2), pp. 285-308. DOI: 10.2307/2392498.

24. Hobfoll S.E., Halbesleben J., Neveu J.-P., Westman M. Conservation of resources in the organizational context: The reality of resources and their consequences. Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior, 2018, Vol. 5, pp. 103-128. DOI: 10.1146/annurev-orgpsy ch-032117-104640.

25. Demerouti E., Bakker A. B., Nachreiner F., Schaufeli W. B. The job demands-resources model of burnout. Journal of Applied Psychology, 2001, no. 86 (3), pp. 499-512. DOI: 10.1037/0021-9010.86.3.499.

26. Jagodics B., Szabo É. Student Burnout in Higher Education: A Demand-Resource Model Approach. Trends in Psychology, 2022. DOI: 10.1007/s43076-021-00137-4.

27. Jonge de J., Dormann C. Stressors, resources, and strain at work: A longitudinal test of the triple-match principle. Journal of Applied Psychology, 2006, Vol. 91(6), pp. 1359-1374. DOI: 10.1037/0021-9010.91.5.1359.

28. Aust F., Beneke T., Peifer C., Wekenborg M. The Relationship between Flow Experience and Burnout Symptoms: A Systematic Review. International Journal of Environmental Research and Public Health, 2022, Vol. 19 (7), 3865. DOI: 10.3390/ijerph19073865.

29. Lazarus R.S., Folkman S. Stress, Appraisal, and Coping. New York, Springer Publishing Company, 1984. 456 p.

30. Kahn W.A. Psychological conditions of personal engagement and disengagement at work. Academy of Management Journal, 1990, Vol. 33, no. 4, pp. 692-724.

31. Crawford E. R., LePine J. A., Rich B. L. Linking job demands and resources to employee engagement and burnout: A theoretical extension and meta-analytic test. Journal of Applied Psychology, 2010, Vol. 95 (5), pp. 834-848. DOI: 10.1037/a0019364.

32. Chang J.-J., Shin S.-H. A Path Model for Burnout in Community Mental Health Professionals. International Journal of Environmental Research and Public Health, 2021, Vol. 18 (18), 9763. DOI: 10.3390/ijer ph18189763.

33. Freudenberger H. Staff Burn-out. Journal of Social Issues, 1974, Vol. 30, no. 1, pp. 159165.

34. Maslach C. Burned-out. Human Behavior, 1976, Vol. 9, pp. 16-22.

35. Mikolajczak M., Roskam I. A theoretical and clinical framework for parental burnout: the balance between risks and resources (BR2). Frontiers of Psychology, 2018, Vol. 9 (886). DOI: 10.3389/fpsyg.2018.00886.

Информация о статье

Дата поступления 30 мая 2023

Дата принятия в печать 24 июля 2023

Сведения об авторе

Трухан Елена Антоновна - кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и медицинской психологии Белорусского государственного университета (Минск, Беларусь). Адрес для корреспонденции: 220030, Республика Беларусь, Минск, пр-кт Независимости, 4. E-mail: [email protected]. ORCID: 0000-0002-3981-3813. SPIN-код: 1221-2076.

Для цитирования

Трухан Е. А. Ролевое выгорание: концептуальное осмысление феномена // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2023. - № 3. - С. 16-26. - DOI: 10.24147/24106364.2023.3.16-26.

36. Kmit K.V., Popov Yu.V. Burnout not linked to work-related stress. Obozreniye psikhiatrii i meditsinskoi psikhologii = V.M. Bekhterev Review of Psychiatry and Medical Psychology, 2013, no. 3, pp. 3-10. (In Russian).

Article info

Received May 30, 2023 Accepted July 24, 2023

About the author

Truhan Elena Antonovna - PhD in

Psychological Sciences, Docent at the Department of General and Medical Psychology, Belarusian State University (Minsk, Belarus). Postal address: 4, Nezavisimosti pr-kt, Minsk, 220030, Belarus. E-mail: elenapsybsu@gmail. ORCID: 0000-00023981-3813. RSCI SPIN-code: 1221-2076.

For citations

Truhan E.A. Role Burnout: a Conceptual Comprehension of the Phenomenon. Vestnik

Omskogo universiteta. Seriya "Psikhologiya" = Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2023, no. 3, pp. 16-26. DOI: 10.24147/2410-6364.2023.3.16-26. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.