УДК 316.6
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ЛИЧНОСТИ
© 2019 Е. И. Ярошенко
аспирант кафедры общей и социальной психологии e-mail: [email protected]
Саратовский национальный исследовательский государственный университет
имени Н.Г. Чернышевского
Статья посвящена разработке новой интегративной модели эмоционального выгорания (ЭВ) личности. ЭВ, согласно К. Маслач, развивается в результате несоответствий между личностными данными профессионала и рабочей средой. Существующие на данный момент модели ЭВ в недостаточной степени отражают факторы и структуру указанного феномена. Авторский вклад в разработку новой модели состоит во включении значимых компонентов ЭВ и факторов, способствующих его развитию.
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, профессиональная деятельность, диагностика выгорания, аппаратный метод, технология айтрекинга, модель выгорания.
Актуальность исследования синдрома эмоционального выгорания (далее ЭВ) личности и создание его интегративной модели заключается в необходимости глубокого анализа значимых факторов данного феномена, которые до настоящего времени остаются латентными и не описаны в известных научных работах.
Трансформации, происходящие в обществе, влияют на особенности профессиональной деятельности специалистов различных сфер труда, в том числе сотрудников силовых структур. Широкое распространение феномена ЭВ связано с неблагоприятными изменениями в социальной сфере, повышенными требованиями к профессиональному уровню сотрудников, спецификой их профессиональной деятельности, наличием у работников силовых структур властных полномочий и нестабильного графика работы [Бойко 2008].
Ввиду того что ЭВ может угрожать дальнейшему психологическому и соматическому статусу работника, а также его личностной эффективности, становится необходимой своевременная и точная диагностика состояния данной социально-психологической проблемы. В свою очередь, вовремя предпринятые меры профилактики способствуют оптимизации и нормализации деятельности рабочей среды.
Новизной представленной работы является синтезирование базовых представлений современной психологической науки об ЭВ с целью создания интегративной модели данного феномена, в результате чего будет создан комплекс мер по психологической диагностике ЭВ профессионала.
Существующие на сегодняшний день социально-психологические модели ЭВ имеют общие базовые составляющие (внешняя среда, индивидуальный уровень, защитные механизмы личности).
C. Maslach и M.P. Leiter сформировали медиативную (посредническую) модель ЭВ. Выгорание развивается в результате несоответствий между личностными данными профессионала и рабочей средой. В данной модели авторы выделяют следующие шесть конфликтных зон рабочей среды: 1) чрезмерное количество требований, предъявляемых к рабочему, превышающих возможности психофизиологических ресурсов человека; 2) отсутствие у сотрудника субъективного контроля
над выполняемой работой; 3) недостаточное вознаграждение; 4) конфликтные отношения с коллективом; 5) чувство несправедливости, которое возникает, когда отсутствует система правосудия и легитимных процедур; 6) конфликт ценностей, который возникает, когда существует несоответствие между требованиями работы и личными принципами людей [Leiter, Maslach 2005].
В исследованиях J.K. Ito и C.M. Brotheridge были выявлены факторы устойчивости по отношению к ЭВ. К ним относятся: а) высокий уровень автономии в работе (свобода в проявлении инициативы и принятии решений); б) внутренний локус контроля; в) поддержка со стороны руководства [Ito, Brotheridge 2003]. Таким образом, вероятность риска ЭВ ниже у сотрудников, которые идентифицируют себя с работой, обладают более высоким уровнем самоэффективности и имеют позитивные эмоциональные взаимоотношения с руководством [Wilk, Moynihan 2005].
T. Vandevala, L. Pavey, O. Chelidoni и др. связывали наличие ЭВ с высоким уровнем аффективной руминации - постоянной сосредоточенностью внимания на одних и тех же мыслях, симптомах и психологических проблемах, а не на пути их преодоления [Vandevala, Pavey, Chelidoni et al 2017].
А. Пайнз описывает ЭВ как симптомокомплекс переутомления, характерный в любой профессиональной и внетрудовой деятельности (домашние обязанности) [Pines 200з].
Предпосылками возникновения ЭВ выступают жесткие требования, предъявляемые к персоналу, неблагоприятные условия трудовой деятельности, эмоционально-напряженные взаимоотношения в коллективе, индивидуальные особенности личности. Под воздействием негативных факторов в условиях профессиональной среды у субъекта труда происходят личностные изменения, дезадаптирующие сотрудника [Ронгинская 2002].
Одними из наиболее рискогенных сфер трудовой деятельности выступают правоохранительные службы. О.В. Крапивина [2004], E. Crawley [2011], B. Garland, E.G. Lambert и др. [2014] указывают на психотравмирующую характеристику для работников среды пенитенциарных учреждений. Особенностями данной сферы труда являются: отсутствие личностной автономии работника [Dowden, Tellier 2004], постоянная деформирующая необходимость общаться с криминализированными индивидами [Carrola, Olivarez, Karcher 2016], перманентные ролевые конфликты между своей идентичностью и необходимостью соответствовать формальным и неформальным требованиям организационной среды [Bringas-Molleda, Fernândez-Muniz, Alvarez-Fresno, 2015]. J.R. Carlson и G.Thomas отмечают, что на ЭВ тюремного работника в наибольшей степени влияют три фактора: низкая оплата труда, отсутствие поддержки со стороны руководства и специфический стресс [Carlson, Thomas 2006].
Таким образом, сложный характер проблематики ЭВ (в том числе детерминанты, связанные с ее возникновением и дальнейшим формированием) требует создания новых теоретических моделей и внедрения практических разработок, направленных на оптимизацию профессиональной деятельности, адаптацию личности к быстро меняющимся социальным условиям.
Цель нашего исследования - разработать модель ЭВ на основе анализа теоретико-методологических представлений современной психологической науки о данном феномене и проведенного нами эмпирического исследования.
Гипотеза исследования: феномен эмоционального выгорания тесно связан с особенностями психологического отношения индивида к профессионально-трудовой среде.
В нашем исследовании приняли участие 60 сотрудников УФСИН РФ по Саратовской области. Возраст сотрудников от 20 до 38 лет, все лица мужского пола.
Все респонденты в зависимости от профессионального стажа разделены на 3 группы: 1) менее 3 лет; 2) от 3 до 6 лет; 3) от 6 лет и более.
Методы исследования:
• Метод беседы, который применялся с целью определения стажа работы, профессиональных качеств работника, выявления особенностей мотивации работника, оценки качества рабочих мест, отношения к объектам профессиональной деятельности.
• Тестирование с использованием следующих методик:
О методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко [Бойко 2008], позволяющая в феномене ЭВ выделить отдельные стадии («Напряжение», «Истощение», «Резистенция»);
□ опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» К. Маслач и С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой [Водопьянова, Старченкова 2008], с помощью которого диагностируются: «Эмоциональное истощение», «Деперсонализация», «Редукция профессиональных достижений»;
О методика «Интегральная удовлетворенность трудом А.В. Батаршева» [Фетискин, Козлов, Мануйлов 2002: 470-473], выявляющая субъективное благополучие положения индивида в трудовом коллективе.
• Лабораторный эксперимент (с применением технологии айтрекинга) [Величковский 2006]. Эксперимент проводился на айтрекере SMI RED 500. Стимульный материал представлен 10 изображениями рабочего процесса. Каждое изображение предъявлялось респонденту на 5 с. Выбранный стимульный материал сопровождался экспертной оценкой со стороны руководства, представителей профессиональных групп и научного руководителя. Обработка результатов производилась с помощью программы BeGaze™.
• Метод экспертных оценок.
• Статистический анализ данных (коэффициент корреляции Пирсона, U-критерии Манна-Уитни).
Результаты исследования
Связь стажа работы и характеристики эмоционального выгорания
Нами был выявлен факт повышения уровня ЭВ личности и пик показателей проявления симптомов ЭВ в группе испытуемых, стаж работы которых составляет от 3 до 6 лет.
Отличительные особенности эмоционально выгоревшей личности
Для выявления достоверного уровня различий при исследовании двух групп -эмоционально выгоревших (выражены 3 стадии) и невыгоревших сотрудников (1-й или 2-й стадии), мы применяли U-критерий Манна-Уитни. Были обнаружены достоверные различия между исследуемыми группами по фазам ЭВ «Напряжение» Uemp = 69 при р < 0,01 и «Истощение» Uemp = 39 при р < 0,01, а также стадиям «Переживание психотравмирующих обстоятельств» Uemp = 48,5 при р < 0,01, «Тревога и депрессия» Uemp = 117 при р < 0,05 и «Эмоционально-нравственная дезориентация» Uemp = 46,5 при р < 0,01.
Связь параметров удовлетворенности трудом и особенностей эмоционального выгорания личности
На основе корреляционного анализа установлена связь параметров удовлетворенности трудом (методика А.В. Батаршева) и фаз ЭВ (методика В.В. Бойко).
Удовлетворенность достижениями в работе отрицательно коррелирует с основными фазами ЭВ: «Напряжение» (r = -0,533; p <0,001), «Резистенция» (r = -0,354; p <0,01), «Истощение» (r = -0,334; p <0,01).
Удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками имеет обратную взаимосвязь с фазами ЭВ: «Напряжение» (г = -0,606; р <0,001), «Резистенция» (г = -0,529; р <0,001), «Истощение» (г = -0,534; р <0,001).
Также отрицательная корреляция выявлена между удовлетворенностью взаимоотношениями с руководством и фазами ЭВ: «Напряжение» (г = -0,369; р <0,01), «Резистенция» (г = -0,282; р <0,01) и «Истощение» (г = -0,281; р <0,01).
Уровень притязаний в профессиональной деятельности имеет положительную взаимосвязь с фазами «Напряжение» (г = 0,310; р <0,05), «Резистенция» (г = 0,373; р <0,01), «Истощение» (г = 0,384; р <0,01).
Удовлетворенность условиями труда обратно коррелирует с такими фазами ЭВ, как «Напряжение» (г = -0,456; р <0,001), «Резистенция» (г = -0,33; р <0,05), «Истощение» (г = -0,344; р <0,01).
Результаты психофизиологического исследования окуломоторной активности эмоционально выгоревшей личности
Использование аппаратного метода диагностики - технологии айтрекинга позволило получить достоверный отчет по параметрам глазодвигательной системы каждого респондента, а именно количество и длительность саккад, фиксаций и морганий. При корреляционном анализе данных тестовых методик и окуломоторной активности нами установлена взаимосвязь фиксаций на негативных профессионально значимых стимулах и стадиями эмоционального выгорания: «Напряжение» (г = 0,646; р
< 0,05); «переживание психотравмирующих обстоятельств» (г = 0,656; р < 0,05); «неудовлетворенность собой» (г = 0,479; р < 0, 01); «загнанность в клетку» (г = 0,541; р
< 0, 01); «тревога и депрессия» (г = 0,525; р < 0,10); «личностная отстраненность (деперсонализация)» (г = 0,499; р < 0,05).
«Эмоциональная отстраненность» коррелирует с саккадами на негативных профессионально значимых стимулах (г = 0,424; р < 0,05).
Фиксации на нейтральных профессионально значимых стимулах взаимосвязаны со стадиями ЭВ: «редукция профессиональных обязанностей» (г = 0,415; р < 0,05) и «эмоциональный дефицит» (г = 0,402; р < 0,10).
Установлена достоверная корреляция между стадией «нерелевантное эмоциональное избирательное реагирование» и саккадами на нейтральных профессионально значимых стимулах (г = 0,387; р < 0,10). Обратная зависимость обнаружена между длительностью морганий и фазой «Резистенция» (г = -0,549; р < 0,01), а также стадиями «неадекватное эмоциональное избирательное реагирование» (г = -0,697; р < 0,001) и «эмоциональный дефицит» (г = -0,802; р < 0,001).
Частота и средняя длительность морганий интенсивней в сочетании с изображениями, отражающими отрицательное содержание профессиональной деятельности. Количество саккад возрастает в случае предъявления изображения с нейтральным содержанием рабочего процесса.
Описание интегративной модели эмоционального выгорания
На основе анализа полученных данных эксперимента и метода беседы установлено, что у респондентов с повышенным уровнем ЭВ фиксации на изображениях с негативными профессионально значимыми стимулами связаны с возникающими в момент предъявления отрицательными воспоминаниями. Социально-психологический компонент ЭВ, воздействующий на восприятие индивидом стимулов, связан с непосредственным рабочим процессом.
Полученные результаты позволяют нам в модели ЭВ (см. рис.) выделить такой предиктор данного феномена, как наличие негативного профессионального опыта сотрудников.
На основании проведенного исследования и полученных эмпирических данных мы включили в модель ЭВ (на основании базовой модели К. Маслач) следующие факторы, способствующие развитию феномена: нестабильность работы, личностный конфликт, стресс и перегруженность работой. К недостаткам ресурсов, приводящим к ЭВ, мы относим выделенные в других моделях дисфункции следующих компонентов: самообладания, социальной поддержки, навыков, самостоятельности, вовлеченности в принятие решений, а также установленные нами в результате исследования снижения уровня эмоциональной устойчивости, удовлетворенности трудом и социабельности. В структуру ЭВ, помимо ранее известных компонентов, таких как истощение, пониженная исполнительность и эффективность, цинизм и деперсонализация, мы считаем важным включить недоверие руководству, а также негативное отношение к объектам труда и ситуациям профессиональной деятельности. Последствиями ЭВ являются: пониженная организационная приверженность, отсутствие в рабочее время и невыходы на работу, увольнения, физические болезни, а также демотивация и конфликтность.
Недостаток
Факторы
ресурсов _
Редукция уровня:
Самообладания Социабельности
Социальной Поддержки
Использования навыков
Самостоятельности
Вовлеченности в принятие решений
Эмоциональной устойчивости
Удовлетворенности трудом
Последствия
Перегруженность Личностный Сгпресс Нестабильность работой конфликт работы
i
ВЫГОРАНИЕ
Истощение
Пониженная исполнительность и эффективность
Цинизм Деперсонализация
Недоверие Негативное отношение
руководству к объектам труда и ситуациям профессиональной деятельности
А
Пониженная организационная приверженность
Отсутствие в рабочее время и невыходы на работу
Физические болезни
Демотивация
Модель эмоционального выгорания
Обсуждение результатов исследования и сравнение модели с разработками современных исследователей
Наша модель эмоционального выгорания частично интегрирует в себе модели C. Cherniss (включающую трудовые стрессоры, внутреннее напряжение, защитные копинги [Cherniss 1990]), Sears S.F et al (включающую депрессию - эмоциональное истощение - деперсонализацию - отсутствие ориентированных на задачу копинг-стратегий [Sears, Urizar, Evans 2000]), ресурсо-потребностную модель A.B. Bakker, E. Demerouti (подчеркивающую рискогенность высоких требований в сочетании с недостатком ресурсов [Bakker, Demerouti 2007]), модель сохранения ресурсов S. Hobfoll и J. Freedy, (рассматривающую ЭВ как следствие страха потери личностных и социальных ресурсов [Hobfoll, Freedy 1993]), модель деформации рабочей среды R.A. Karasek (отражающую взаимодействие высоких требований на работе, низкого уровня самоконтроля и редуцированной социальной поддержки [Karasek 1979]).
Кроме того, нами были впервые включены элементы, не учитываемые в ранних известных научных разработках: недоверие к руководящему персоналу, негативное
отношение к объектам и ситуациям трудовой деятельности, негативные образы-воспоминания.
Комплексность и системность созданной нами модели эмоционального выгорания позволяет более детально исследовать данный феномен и будет способствовать формированию интегрированной теории данного феномена.
Выводы. В результате проведенного исследования нами было установлено, что феномен эмоционального выгорания тесно связан с особенностями отношений индивида к профессионально-трудовой среде. Применение лабораторного эксперимента позволило нам выявить субъективно принимаемые и отвергаемые стимулы профессиональной деятельности с целью определения направленности эмоциональной валентности у респондентов. Было установлено, что у испытуемых с высокими показателями эмоционального выгорания более длительные фиксации на негативно нагруженных изображениях. На основе полученных эмпирических данных была создана модель эмоционального выгорания с включением новых параметров.
Результаты данного исследования могут быть полезны как для организации, так и для самого работника. Включение новых компонентов в модель выгорания (рис.) позволит провести детальный анализ феномена и выработать методологическую базу для разработки психологических мер реадаптации сотрудников. Своевременная диагностика отдельных составляющих эмоционального выгорания будет способствовать снижению текучести кадров и повысит работоспособность сотрудников. Кроме того, методы, используемые в исследовании, и его результаты позволят работнику осознать свое актуальное отношение к работе, установить латентные эмоциональные реакции на объекты и явления, связанные с профессиональной деятельностью.
Разработанная модель эмоционального выгорания описывает особенности взаимоотношения негативных социально-психологических факторов, недостаточного количества психофизиологических и организационных ресурсов и последствий данного синдрома.
Авторский вклад в разработку указанной модели состоит во включении таких значимых компонентов ЭВ, как недоверие к руководящему персоналу, негативное отношение к объектам и ситуациям трудовой деятельности, негативные образы-воспоминания. Среди факторов, способствующих ЭВ, мы установили такие значимые показатели, как нестабильность работы, личностный конфликт, стресс, перегруженность работой, редукции уровня эмоциональной устойчивости, удовлетворенности трудом и социабельности.
Практическая значимость разработанной модели связана с возможностью более точного и детального исследования данного феномена и дальнейшей теоретизацией проблемы эмоционального выгорания.
Библиографический список
БойкоВ.В. Психоэнергетика. СПб.: Питер, 2008. 416 с.
Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2 т. Т.1. М.: Смысл, 2006. 448 с.
Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. СПб., 2008. 201 с.
Крапивина О.В. Эмоциональное выгорание как форма профессиональной деформации у пенитенциарных служащих: автореф. дис. ... канд. психол. наук Тамбов. 2004. 22 с.
Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2002. Т. 23. №3. С. 85-95.
Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. 490 с.
Bakker A.B., Demerouti E. The Job Demands Resources model: state of the art // Journal of managerial psychology. 2007. Vol. 22. №3. P. 309-328.
Bringas-Molleda C., Fernández-Muñiz A., Alvarez-Fresno E., Martínez-Cordero A., Rodríguez-Díaz F.J. Influence of burnout on the health of prison workers // Revista Española De Sanidad Penitenciaria. 2015. Vol. 17. P. 67-73.
Carlson J.R., Thomas G. Burnout Among Prison Caseworkers and Corrections Officers // Journal of Offender Rehabilitation. 2006. Vol. 43. № 3. 2006. P. 19-34.
Carrola P.A., Olivarez A., Karcher M.J. Correctional counselor burnout: Examining burnout rates using the Counselor Burnout Inventory // Journal of offender rehabilitation. 2016. Vol. 55. №3. P. 195-212.
Cherniss C. Natural recovery from burnout: results of a 10-year follow-up study // J. Health Human Resources Admin. 1990. Vol. 13. P. 132-154.
Crawley E. Doing Prison Work. The public and private lives of prison officers. New York: Willan, 2011. 304 p.
Dowden C, Tellier C. Predicting wok-related stress in correctional officers: Ametanalysis // Journal of Criminal Justice. 2004. Vol. 32. P. 31-47.
Garland B., Lambert E.G., Hogan N.L., Kim B., Kelley T. The Relationship of Affective and Continuance Organizational Commitment with Correctional Staff Occupational Burnout. A Partial Replication and Expansion Study // Criminal Justice and Behavior. 2014. Vol. 41. №10. P. 1161-1177.
Hobfoll S., Freedy J. Conservation of resources: A general stress theory applied to burnout // W. Schaufeli, C. Maslash, T. Marek (eds). Professional burnout: Recent developments in theory and research. New York: Taylor & Francis, 1993. P. 115-129.
Ito J.K., Brotheridge C.M. Resources, coping strategies, and emotional exhaustion: A conservation of resources perspective // Journal of Vocational Behavior. 2003. Vol. 63. P. 490-509.
KarasekR.A. Job demands, job decision latitude, and mental strain: Implications for job redesign // Administrative science quarterly. 1979. Vol. 24. P. 285-308.
Leiter M.P., Maslach C. A mediation model of job burnout // Antoniou A.S.G., Cooper C.L. (Eds). Research companion to organizational health psychology. Cheltenham, UK: Edward Elgar, 2005. 695 p.
Pines A.M. Occupational burnout: a cross-cultural Israeli Jewish-Arab perspective and its implications for career counseling // Career Development International. 2003. Vol. 8. № 2. P. 97-106.
Sears S.F., Urizar G.G., Evans G.D. Examining a Stress-Coping Model of Burnout and Depression in Extension Agents // Journal of Occupational Health Psychology. 2000. Vol. 5. №1. P. 56-62.
Vandevala T., Pavey L., Chelidoni O., Chang N-F, Creagh-Brown B., Cox A. Psychological rumination and recovery from work in intensive care professionals: associations with stress, burnout, depression and health // Journal of Intensive Care. 2017. Vol. 5. № 6. P. 1-8.
Wilk S.L., Moynihan L.M. Display rule "regulators": The relationship between supervisors and worker emotional exhaustion // Journal of Applied Psychology. 2005. Vol. 90. №5. P. 917-927.