Научная статья на тему 'Профессиональное выгорание, его проявления и критерии оценки. Аналитический обзор'

Профессиональное выгорание, его проявления и критерии оценки. Аналитический обзор Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
8065
1221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бухтияров И. В., Рубцов М. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональное выгорание, его проявления и критерии оценки. Аналитический обзор»

Бухтияров И.В., Рубцов М.Ю.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ, ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ, ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

Бухтияров И.В., Рубцов М.Ю. УДК: 616.62:616-057

ФГБУ «НИИ МТ» РАМН, Москва

PROFESSIONAL BURNOUT, ITS MANIFESTATIONS, AND EVALUATION CRITERIA. MARKET OVERVIEW

Bukhtiyarov I.V. Rubtsov M.U.

В 70-х гг. ХХ в. американский психолог Х. Фрейден-бергер [30] впервые ввел термин «выгорание» - «burnout» в связи с анализом требований, предъявляемых к социальным профессиям, основное содержание которых составляет межличностное взаимодействие, описав это явление как ухудшение психического и физического самочувствия у людей, работающих в системе «человек - человек». Эти категории относят к видам так называемых социальных или социономических профессий (медицинские работники, учители, менеджеры, психологи, психотерапевты, психиатры, юристы, сотрудники правоохранительных органов, руководители, представители сервисных профессий). В настоящее время в литературе, посвященной синдрому выгорания, указывается на значительное расширение сфер деятельности профессионалов, подверженных такой опасности, работающих в условиях постоянного длительного или кратковременного сильного стресса. [3 и др.]. Основными проявлениями «синдрома выгорания» служат физическая и эмоциональная слабость, деперсонализация, неуверенность в своих силах, болезненно критическое отношение к выполняемой работе и ее результатам, неудовлетворенность последними. Это может заканчиваться развитием тяжелой депрессии с резко выраженными психосоматическими расстройствами. Для оценки феномена «выгорания» чаще всего используют критерии, предложенные в 1976 г. американским психологом К. Маслач [40, 41]. Исследования, проведенные в разных странах, показали, что к развитию феномена «выгорания» приводят около 40 факторов, которые можно разбить на 3 группы: социальные и личностные, факторы взаимоотношений в коллективе, организационные и профессиональные [28 и др.].

До сих пор не существует единого объективного разделения различных синдромов и симптомокомплексов, объединенных общим понятием «выгорание». Различные авторы пишут о:

- «выгорании» как состоянии изнеможения в совокупности с ощущением собственной бесполезности, ненужности. В соответствии с взглядами Maslach С. и др. [40], синдром выгорания рассматривается как ответная реакция на длительные профессиональные

стрессы, возникающие в межличностных связях; -«эмоциональном выгорании» (по В.В. Бойко [3]) как выработанном личностью механизме психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия;

- «профессиональном выгорании» как синдроме, развивающемся на фоне хронического стресса и ведущем к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека;

- «психическом выгорании» как феномене отрицательного воздействия профессии на личность, в виде полного регресса профессионального развития, поскольку оно затрагивает личность в целом, разрушая ее и оказывая негативное влияние на эффективность трудовой деятельности.

Согласно определению ВОЗ, синдром выгорания

- это не только физическое, эмоциональное или моти-вационное истощение, характеризующееся нарушением продуктивности в работе, усталостью, бессонницей, но и повышенная подверженность соматическим заболеваниям (в т.ч. сердечно-сосудистой системы) и риску развития физиологической зависимости от алкоголя или других психоактивных средств, используемых для временного облегчения, а также суицидальному поведению [10, 46].

Относительно определения места выгорания среди нарушений профессионального генеза, встречаются мнения, что это форма профессиональной деформации; частное проявление дезадаптации; профзаболевание. Синдром «burnout» в 1995 г. был внесен в диагностическую рубрику МКБ-10: Z73 - проблемы, связанные c трудностью управления своей жизнью. Выгорание - это самостоятельный феномен, не сводимый к другим состояниям, встречающимся в профессиональной деятельности (стресс, утомление, депрессия) . Стресс и выгорание различаются по длительности процесса: выгорание - это длительный, «растянутый» во времени рабочий стресс [25], отражающий адаптационный синдром и реализующийся в срыве адаптации.

Согласно представлению Shirom A. [43], выгорание характеризуется эмоциональным истощением, физической и познавательной усталостью, свидетельствуя об ис-

Бухтияров И.В., Рубцов М.Ю.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ, ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

тощении энергетических ресурсов организма вследствие хронического напряжения на работе и в жизни.

К числу объективных факторов, влияющих на возникновение профессионального выгорания, относят организационные и коммуникационные особенности профессиональной деятельности: условия работы, содержание труда, социально-психологические факторы. Группа организационных факторов, куда включаются условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности, играют доминирующую роль в возникновении выгорания [32, 35, 41]. Психическое выгорание рассматривается как негативное организационное поведение, которое влияет не только на индивида, но и на организ ацию в целом [17, 26].

Модель синдрома (по К. Маслач [40]) может быть представлена как трехкомпонентная структура, включающая в себя:

- эмоциональное истощение (эмоциональное перенапряжение, опустошенность, исчерпанность собственных эмоциональных ресурсов);

- деперсонализацию (тенденцию к развитию негативного, бездушного, циничного отношения к раздражителям, характеризующуюся возрастанием обезличенности и формальности контактов);

- редукцию персональных достижений (снижению чувства компетентности в своей работе, недовольству собой, уменьшению ценности своей деятельности, негативному самовосприятию в профессиональной сфере, появлению чувства собственной несостоятельности, безразличия к работе).

В соответствии с этим выгорание в различных исследованиях оценивают по двум основным группам критериев как компонентов синдрома:

- исходя из модели синдрома - по степени развития эмоционального истощения, деперсонализации и редукции персональных достижений [40, 41];

- исходя из объективно регистрируемых критериев выгорания - по степени развития его фаз: напряжения, сопротивления (резистенции) и истощения [3].

Исследования причин и характера проявления синдрома профессионального выгорания (СПВ) у различных профессиональных групп показывают, что практически во всех случаях его развитие стимулируют повышенные нагрузки, сверхурочная работа [23, 44], увеличенная продолжительность рабочего дня [45]. Когортное исследование по определению возможных соотношений между выгоранием и продолжительной усталостью, выполненное в Нидерландах (11710 чел.), показало, что оно было связано с увеличенным риском последующей длительной усталости (ОR = 1,33; 95% ДИ = 1,16-1,53), а длительная усталость - с увеличенным риском последующего выгорания (ОR = 1,65; 95% ДИ = 1,44-1,89). Выгорание и продолжительная усталость не заменяют друг друга, а скорее всего либо встречаются по отдельности, либо сливаются вместе, влияя друг на друга по нисходящей спирали [17].

Анализ вероятности развития выгорания у представителей различных профессиональных групп, функционирующих в системе «человек-человек», показывает, что наиболее часто исследователи рассматривают его у групп, чья деятельность имеет высокую социальную направленность, а деформация профессиональных навыков может привести к значимому социальному ущербу.

Сравнительное исследование роли социальных и национальных факторов в развитии СПВ, выполненное на группе из 404 работников различных секторов экономики (от автомобилестроения до приборостроения), учреждений культуры (библиотеки): 101 чел. испанцы (мужчины 75,3% и женщины 24,7%), 75 чел. голландцы (мужчины 62,2% и женщины 37,8%); общественных организаций: 121 чел. испанцы (мужчины 25,6% и женщины 74,4%) и 107 голландцы (мужчины 12,1% и женщины 87,9%), показало наличие национальных различий в эмоциональном истощении и профессиональной эффективности [24].

По данным изучения особенностей проявления выгорания у служащих исправительных колоний (27 человек), медицинских работников (30 человек), служащих страховой компании (27 человек) и учителей (32 человека) в наименьшей степени СПВ был выражен у медицинских работников - синдромы напряжения и резистенции сформированы не были, а синдром истощения сформировался лишь у 16,6% испытуемых. В группе работников исправительных учреждений картина была в целом менее благополучная, чем у учителей и медиков, но фаза истощения была сформирована в меньшей степени (11,2% респондентов), фаза напряжения не была сформирована, тогда как у большинства была сформирована фаза резистенции (45,5%). А в группе учителей фазы напряжения и резистенции не были сформированы при весомой доле сформированности фазы истощения (44,4%) [3].

Анализ причин и структуры проблемы профессиональной деформации личности у служащих системы УВД и пенитенциарных учреждений показывает высокую степень деперсонализации у сотрудников, несущих службу в отделах режима и безопасности [2, 12]. У 38,8% сотрудников следственного комитета РФ (возраст 25-35 лет) выявлены явные признаки развития СПВ, которые авторами рассматриваются как следствие длительного профессионального стресса, приводящего к возрастанию тревожно депрессивных расстройств [20]. Анализ показателей СПВ у сотрудников отряда милиции специального назначения при УВД Курской области (82 человека, имеющие опыт участия в боевых действиях) указал на наличие умеренного уровня выраженности синдрома: среднее значение показателя фазы «напряжение» составило 45,33 ± 22,93 балла, «резистенции» - 52,20 ± 24,50 балла, «истощения» - 37,24 ± 23,22 балла [14]. Рассмотрение критериев профессионального выгорания (по классификации К. Маслач) показывает, что у сотрудников правоохранительных органов эмоциональное истощение встречается в 21,35% случаев; деперсонализация - в 7,46%, а профессиональная эффективность - только у 32,75% сотрудников [5].

Бухтияров И.В., Рубцов М.Ю.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ, ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

Синдром выгорания достаточно часто формируется у лиц экстремальных профессий. При обследовании 97 специалистов МЧС (пожарные - возраст 26,6 ± 0,7лет, стаж работы по специальности 6,3 ± 0,6 лет) анализ формирования выгорания выявил в целом невысокую его выраженность, что указывало на эмоционально адаптивное состояние обследованных. Качественный анализ показал следующее распределение сформированных симптомов по фазам синдрома: фаза «напряжения» 26,3%, фаза «резистенции» 51,3%, фаза «истощения» 22,4% [21]. Из 50 сотрудников подразделений противопожарной службы Амурской области, признаки СПВ на разных стадиях формирования были выявлены у 80%. Из них: у 14% сформирована фаза «напряжения»; у 26% отмечается формирование «резистенции», «истощение» наблюдалось у 22% [1]. Аналогичные результаты были получены по данным годичного наблюдения за 126 добровольными пожарными в Австралии [33].

За 35 лет исследований синдрома выгорания наибольшее число работ было посвящено развитию синдрома у медицинских работников различных специализаций и педагогов (начальной, средней и высшей школы).

Профессиональное выгорание у врачей представляет собой реальную угрозу здоровью. Оно, наряду с депрессиями и лекарственными зависимостями, увеличивает вероятность суицида. Отмечено, что суицид встречается у австрийских врачей - мужчин приблизительно на 50% чаще, чем у врачей-женщин, и на 250% чаще, чем в среднем у населения [13]. Среди медицинских профессий синдром профессионального выгорания (СПВ) встречается у 30-90% работающих [5, 22, 36] и зависит от специализации. К группе специалистов с высоким уровнем СПВ относятся врачи, работа которых связана с хроническими больными, неизлечимыми или умирающими пациентами (онкологи, психиатры и др.), а к группе с низким уровнем СПВ относятся специалисты, работа, которых связана с заболеваниями, имеющими благоприятный прогноз (в акушерстве и гинекологии, оториноларингологии, офтальмологии). По данным одних авторов самые высокие показатели СПВ наблюдаются у сотрудников государственных медицинских учреждений, а самые низкие у лиц, работающих в частных учреждениях, университетах, научно-исследовательских институтах [14].

Когортное клинико-психологическое исследование медицинских работников Чеченской Республики у 68,5% показало наличие личностных изменений, как в моно- проявлениях (42,8%), так и полиморфных (57,8%). Выявлена тревожная структура психоэмоциональных и аффективных расстройств: тревога (83,7%), невротическая депрессия (16,3%), беспокойство (84,9%) с напряженностью и гневливостью (17,4%). Анализ выраженности выгорания у сотрудников служб медицинской помощи в Приморском крае показал его корреляционную связь со стажем работы, вредными производственными факторами, высоким уровнем межличностной конфликтности, психосоматической патологии и психовегетативными нарушениями. По результатам анонимного тестирования

435 (315 женщин и 120 мужчин) признаки синдрома в фазе «напряжения» диагностированы у 35 чел. (8%), в фазе «резистенции» у 289 чел. (66,5%), в фазе «истощения» у 111 чел. (25,5%) [17].

На основании анализа данных 19 самостоятельных исследований, выполненных на отдельных группах медицинских работников (всего 2812 человек) было показано, что у работников, осуществляющих уход за больными, длительный профессиональный стресс приводит к утомлению и депрессии, выгоранию и психосоматическим заболеваниям. В обследовании 122 средних медицинских работников, осуществляющих уход за больными в ЮАР, была установлена высокая степень корреляции между профессиональным стрессом и двумя из трех основных показателями развития выгорания (эмоциональное истощение и деперсонализация) [22]. Анонимное исследование 1100 медсестер в США с применением методов корреляционного и регрессионного анализа показало высокую степень отрицательной связи выгорания с удовлетворенностью работой, тогда как у управленческого персонала невротизация коррелировала с выгоранием в меньшей степени [40]. Анкетирование 2515 медсестер 15 больниц Бельгии и 1639 медсестер, обеспечивающих уход на дому, показала невысокую степень выгорания [22]. Опрос 114 человек, оказывающих вторичную медицинскую помощь в Маастрихте (Нидерланды), выявил связь формирования выгорания с увеличением рабочей нагрузки и изменением или новациями в организации работы [43]. Показано, что степень выгорания у младшего и среднего медицинского персонала зависит от сложности выполняемой работы, профессионального стажа [7] и возможно, связана с меньшим социальным благополучием [31].

В то же время в одной из медико-санитарных частей ФМБА России отмечен несколько более низкий процент встречаемости синдрома: из 84 респондентов сформированное профессиональное выгорание отмечается у 15%, а формирующиеся признаки - еще у 25% средних медицинских работников, что авторы связывают с успешной организацией труда [6].

В исследовании развития выгорания у 2536 Канадских врачей-терапевтов, работающих более 35 часов в неделю, были выявлены незначительная степень эмоционального истощения, средняя степень циничности и редукции персональных достижений [36]. Выполненное также в Канаде исследование по оценке риска развития выгорания у 241 медицинского работника показало значительно большее эмоциональное истощение у анестезиологов по сравнению с медсестрами и управленческим персоналом клиник (t = 2,18; p < 0,05 и 7,71; p < 0,001) [31].

Сравнительное исследование проявлений профессионального выгорания у врачей-подиатров выявило у 30% (52 из 172 респондентов) в Великобритании и у 33% (33 чел. из 130 респондентов) в Австралии повышенные уровни эмоционального истощения и деперсонализации на фоне низкой степени редукции персональных достижений [38].

Бухтияров И.В., Рубцов М.Ю.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ, ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

По результатам обследования 276 отечественных врачей анестезиологов-реаниматологов [16] показано, что 25% из них имеют психологические детерминанты развития СПВ, уровень развития которого достигает среднего у 14% и высокого у 11% обследованных с ведущей ролью в его развитии симптома «деперсонализации». Выявлена большая зависимость динамики синдрома выгорания от стажа профессиональной деятельности, чем от возраста с максимальной уязвимостью группы врачей со стажем 4-9 лет.

При работе в психиатрическом учреждении в 80% случаев развивался синдром профессионального выгорания различной степени выраженности и 7,8% - резко выраженный синдром [15]. Было показано, что также в 80% случаев СПВ развивался не только у врачей-психиатров, но и у психиатров-наркологов, тогда как у медицинских сестер психиатрических отделений, отделений реанимации и интенсивной терапии он отмечен в 62,9% случаях, а у врачей хирургических специальностей был столь же высок - 81,1%. У психологов-консультантов и психотерапевтов признаки профессионального выгорания выявлялись в 73% случаев.

Изучение синдрома выгорания у врачей-наркологов (117 человек: 64 мужчины и 53 женщины) показало наличие отличительных особенностей структуры синдрома: у 93 (79%) испытуемых имелись сложившиеся симптомы, из них у 35 (30%) установлено наличие сформировавшихся фаз синдрома «выгорания». Лишь 24 нарколога (21%) не имели сложившихся симптомов, а еще у 58 (50%) при их наличии не было установлено сформировавшихся фаз синдрома [17]. По результатам обследования 237 человек, из них 123 врача-психиатра и 114 врачей терапевтов, установлено, что у врачей-психиатров СПВ различной степени выраженности встречался в 73,2% случаев. Синдром профессионального выгорания у врачей-психиатров протекает по двум вариантам: без явных психопатологических проявлений на преневротическом уровне и с явными психопатологическими проявлениями на невротическом уровне (36,7% и 63,3%, соответственно) [8]. Однако в другом исследовании были получены данные, свидетельствующие о несколько меньшем риске развития СПВ у психиатров, которые, однако, не противоречат общей доказательной базе. Так при обследовании врачей-психиатров (123 чел.) сформировавшиеся фазы резистенции были выявлены у 17,9% испытуемых и истощения у 5,7%. Анализ составляющих выгорания показал, что эмоциональное истощение встречалось в 27,74 ± 10,04% случаев по сравнению с 18,04 ± 7,45% у врачей-терапевтов (из 114 чел.); деперсонализация у 12,09 ± 5,25% против 7,04 ± 4,89% и профессиональная успешность составляла лишь 26,37 ± 5,27% у психиатров по сравнению с 30,58 ± 5,75% у терапевтов [8].

Обследование 101 специалиста, в возрасте 30-55 лет показало, что у хирургов, терапевтов и реаниматологов регистрировался психовегетативный синдром, в структуре которого ведущее место занимали тревожные, депрессивные и астенические проявления, ассоциирован-

ные с вегетативными сдвигами, выраженностью СПВ, когнитивной дисфункцией, снижением качества жизни, ростом артериальной гипертензии [17].

Таким образом, представленные выше данные различных публикаций показывают, что риск развития профессионального выгорания у медицинских работников наиболее высок в профессиональных группах с наибольшей ответственностью за жизнь и здоровье пациента (в т.ч. психическое) при высокой трудовой нагрузке, с одной стороны, и отсутствием должной социально-экономической удовлетворенности, с другой.

При анализе вероятности развития синдрома профессионального выгорания у педагогов отечественные исследования показали, что значительная часть учителей (28,0%) обнаруживает симптомы профессионального выгорания, а более половины из них (53%) находится в группе риска [15]. Сравнение с ситуацией у немецких учителей (п = 948) также подтверждает предположение о том, что профессия учителя, независимо от условий работы, связана с повышенным риском стресса и выгорания. Исследование 100 преподавателей музыки с использованием опросника нервно-психической дезадаптации, показало более высокую частоту возникновения психического дискомфорта (69,7%), что служит проявлением неспецифического астенизирующего воздействия неблагоприятных факторов трудового процесса, повышающих общий уровень невротизации [34, 40 и др.].

На основании анкетного пороса учителей разных уровней образования и специализации (начальная, средняя и высшая школы) в Румынии также было выявлено наличие определенного уровня эмоционального выгорания у преподавателей. При этом полученные данные указывали на то, что черты индивидуальности коррелируют с отрицательным/положительным характером изменений всех трех параметров синдрома выгорания [26]. Анкетирование 689 преподавателей средней школы в Португалии показало статистически значимое увеличение уровня профессионального стресса (~40%), различную степень выгорания (в т.ч. 10% по параметру истощения) и высокие уровни профессиональной неудовлетворенности (20%). Анкетный опрос 54 преподавателей высшей школы в разных странах Европы по опросникам, включающим оценку рабочей среды, параметры СПВ, шкалу стрессоров, показал более низкий уровень выгорания в Словении по сравнению с другими странами [39].

Интегральная диагностика состояния выгорания у преподавателей высшей школы без учета профессионально-должностной дифференциации выявила высокий уровень психического выгорания (101,47 ± 20,25 балла), характеризующийся эмоциональным истощением, личностным отдалением и снижением профессиональной мотивации. У учителей общеобразовательных школ уровень выраженности состояния психического выгорания был средним (57,68 ± 9,52 балла), но на фоне низкого уровня эмоционального истощения и личностного отдаления выявлено снижение профессиональной мотивации [11].

Бухтияров И.В., Рубцов М.Ю.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ, ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

В Индии у 86% преподавателей университетов выявлен высокий уровень профессионального выгорания (на фоне 74% - с проявлениями профессионального стресса) и показана высокая степень корреляции между наличием организационного стресса и выгоранием [42]. Интернет-опрос преподавателей высшей школы США (п = 598, из них 71 преподаватель, 177 старшие преподаватели, 168 доценты, 182 профессоры) показал положительную взаимосвязь между эмоциональностью труда, эмоциональным истощением и удовлетворенностью работой и стажем [37]. У российских преподавателей высшей школы характеристика СПВ может быть представлена следующим образом: напряжение: 63,37 ± 0,69%; резистенция: 73,53 ± 0,56%; истощение: 62,01 ± 0,42% [18].

При исследовании, выполненном на группе из 186 педагогов в возрасте от 25 до 58 лет, в том числе 7,5% мужчин и 92,5% женщин, 39,6% составляли педагоги, работающие в инновационных школах, и 60,4% - в общеобразовательных школах. Использование опросников уровня выгорания МВ1 [40] и по Бойко В.В. [3] показало, что молодые учители до 34 лет и наиболее пожилые

- 52 года и старше, более других подвержены выгоранию (в 64,8 и 45,3% случаях, соответственно; р < 0,05).

Анализ СПВ у педагогов коррекционных школ показал, что у 52,2% педагогов синдром профессионального выгорания отсутствовал, у 4,3% имелся критический уровень сформированности, у 17,4% - высокий, у 26,1%

- средний уровень. Следовательно, практически половина педагогов была подвержена профессиональному выгоранию. Наиболее включенной в процесс выгорания является эмоциональная сфера, которая подвергается деструкциям у большинства педагогов [9]. Аналогичные данные получены при исследовании формирования синдрома у педагогов-логопедов [19].

В настоящее время вопросы вероятности развития профессионального выгорания работников современных форм труда, в том числе руководства различных фирм, привлекают все большее внимание. Так у руководителей всех звеньев системы управления возрастает роль нервно-эмоционального напряжения. Данные исследований специфики труда руководителей свидетельствуют о преобладании у них эмоциональных (31,5%) и интеллектуальных (24,0%) нагрузок, что приводит к формированию рабочего стресса высокой интенсивности с признаками профессионального выгорания, в первую очередь, по параметру эмоционального истощения [41]. Наиболее неблагоприятная картина наблюдалась у работников страховой сферы. У большей части респондентов были сформированы все три фазы выгорания: 53,8% - напряжение, 86,7% - резистенция, 53,9% - истощение, т.е. для этой группы было характерно формирование синдрома в целом. В исследовании, выполненном на 131 специалисте управленческого профиля из коммерческих организаций, разделенных на две группы менеджеров по профессионально-должностному статусу (представители высшего организационного уровня и линейные менеджеры), по-

казано, что их деятельность протекает в условиях постоянной нервно-психической напряженности и приводит к возникновению выгорания, ведущего к невротическим реакциям и психосоматическим расстройствам.

Оценка вероятности развития профессионального выгорания у работников офисов при различной степени напряженности умственного труда показала начальную фазу формирования у них синдрома: при практическом отсутствии корреляции параметров СПВ с возрастом и стажем они обнаруживают достоверную зависимость от напряженности труда, особенно выраженную у женщин (r = 0,3-0,5; p < 0,01) [4].

Согласно данным Проекта HRM (компания Begin Group, основной задачей которого является информационная поддержка управления персоналом в России), опрос 7000 человек из 30 стран мира показал наиболее высокий уровень стресса в Тайване, где 89% опрошенных заявили о постоянном возрастании уровня переживаемого ими стресса. Далее идут Китай - 87%, Филиппины - 76%. Самой «спокойной» страной для владельцев бизнеса и руководителей признана Швеция - 24% [46].

Недавно появились публикации о развитии профессионального выгорания у работников строительной индустрии в ЮАР [24], а также о возможности развития синдрома в предприятиях разного профиля, подлежащих реорганизации. Причем вероятность выгорания находилась в обратной связи с возможностью устроиться на работу [27].

В целом анализ литературных данных по изучению проблемы развития профессионального выгорания показывает, что синдром может формироваться не только у лиц социально ориентированных профессий, но и у представителей других профессиональных групп в тех случаях, когда на первое место выходит высокая степень ответственности за выполняемую работу. Выгорание развивается у лиц, испытывающих умственное и нервно-эмоциональное напряжение на работе (преимущественно в системе «человек-человек»), и не имеющих возможность его адекватно скомпенсировать. Синдром проявляется при развитии перенапряжения, что характерно для длительного неразрешенного профессионального стресса. Кроме того, требует дополнительного анализа вопрос о риске развития выгорания при возникновении новых профессий, возрастании темпов управленческой деятельности и внедрении инновационных изменений в педагогике, медицине, управленческой сфере и сфере обслуживания.

Сегодня специалисты, работающие в области изучения синдрома, сходятся в общем мнении о необходимости использования унифицированного термина «синдром профессионального выгорания». Для его адекватного раннего выявления и решения вопросов о его предупреждении и коррекции представляется необходимым параллельное использование диагностических критериев профессионального выгорания, предложенных Бойко В.В. [3] и Maslach С. [40], как взаимно дополняющих и объективно выявляющих этот синдром.

Бухтияров И.В., Рубцов М.Ю.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ, ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

Литература

1. Бадалян Ю.В. Эмоциональное выгорание сотрудников Министерства чрезвычайных ситуаций России // Теория и практика общественного развития. - 2012 - № 4 - С. 120-122.

2. Безносов С.П. Профессиональные деформации личности//Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России - 2012 - Т. 55, - № 3 - С. 167-171.

3. Бойко В.В. Синдром "эмоционального выгорания" в профессиональном общении. - СПб - "Сударыня" - 2000. - 32 с.

4. Бухтияров И.В., Рубцов М.Ю., Чесалин П.В. Валидизация оценки профессионального стресса у работников офисов // Ж. Экология человека - 2012 - № 11 - С. 20-26.

5. Гурьева М.В. Профессиональное выгорание сотрудников ОВД. //Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России - 2011 - № 3 (51) - С. 175-180.

6. Евдокимов В.И., Натарова А.А., Хмелинина Н.В. Дискриминантная модель оценки профессионального выгорания у средних медицинских работников //Вестник психотерапии - 2010 - № 36 - С. 54-62.

7. Жижин К.С., Морозов В.В., Оганесьян Т.В., Бункина А.П., Карбовская О.Э. Профессиональное выгорание медицинской сестры как следствие специфики трудового процесса // Успехи современного естествознания - 2010 - № 5 - С. 29-33.

8. Золотухина Л.В. Особенности психического здоровья врачей-психиатров с синдромом профессионального выгорания//Автореф. канд. Дисс., С-Пб., 2011, 21 с.

9. Комаревцева И.В. Проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов системы специального (коррекционного) образования // Профессиональный и организационный стресс: диагностика, профилактика и коррекция: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Астрахань, 7-8 октября 2011 г.) / под ред. Б. В. Кайгородова и Н. В. Майсак. - Астрахань: Астраханский государственный университет - С. 121-124.

10. Костина Л.А., Великанова Л.П., Гуреева Л.П. Клинико-психологические характеристики синдрома выгорания//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований - 2010 - № 11 - С. 57-59.

11. Куимова М.В., Федоров К.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога высшей школы //В мире научных открытий

- 2013 - № 14 - С. 202-210.

12. Лукшина О.Ю. Профессиональная роль и ее значение в развитии симптомов «психического выгорания» пенитенциарных служащих. //Прикладная юридическая психология - 2013 - № 1 - C.59-65.

13. Мальцева А.П. Влияние эмоционального стресса на состояние здоровья медицинских работников // Бюллетень научного совета Медико-экологические проблемы работающих - 2006 - № 4 - С. 54-56.

14. Молчанова Л.Н. Состояние психического выгорания представителей профессий экстремального профиля в контексте личностного опыта участия в болевых действиях //Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика - 2011 - Том 17 - № 1. - С. 164-167.

15. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. - М. - 2002. - Т. 23. - № 3. - С. 85-95.

16. Рыбников В.Ю., Кузнецова О.А., Парфенов Ю.А. Психологические механизмы развития синдрома профессионального выгорания у врачей анестезиологов-реаниматологов //Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта

- 2012 - № 4 (86) - С.114-118.

17. Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий: коллективная монография по ред. В.В. Лукьянова, Н.Е. Водопьяновой, В.Е. Орла, С.А. Подсадного, Л.Н. Юрьевой, С.А. Игумнова ; Курск. гос. ун-т. - Курск - 2008 - 336 с.

18. Темиров Т.В. Современное состояние проблемы психического выгорания учителей // Вестник Ярославского государственного университета. - 2009. - № 2 - С. 45-49.

19. Фомина Н.А., Лева А.Н. Эмоциональное выгорание учителей-логопедов в процессе профессиональной деятельности //Психолого-педагогический поиск

- 2012 - № 22 - С. 170-177.

20. Черкасова Н.С., Гришин О.В., Турсин Ю.А. Профессиональный стресс как причина формирования синдрома эмоционального выгорания у сотрудников следственного комитета РФ //Вестник НГУ, Серия Право.- 2012. - Т. 8. - вып.2 - С. 148-158.

21. Шевченко Т.И. Особенности эмоциональных состояний сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России. Автореферат кандидатской диссертации - СПб. - 2007 - 22 с.

22. Brand T. An exploration of the relationship between burnout, occupational stress and emotional intelligence in the nursing industry // Master Thesis (Industrial psychology) At the University of Stellenbosch - 2007 - 184 p.

23. Byrne B.M. Burnout: testing for the validity, replication, and invariance of causal structure across elementary, intermediate, and secondary teachers // Americal Educational Research J. - 1994 - Vol. 31 (3) - P. 645-673.

24. Carmona C., Buunk A.P., Peiro J.M., Dukstura A.A. The relationship between social comparison, organizational identification and commitment on burnout: are there differences among Dutch and Spanish workers?// Book of Proceeding "European Academy of Occupational Health Psychology 8th Conference, Univ.of Valencia, Spain, 12-14 November - 2008 - Spain - Univ.of Valencia - P. 49.

25. Cherniss C. Long-term consequences of burnout: an exploratory study // J. of Organizational Behavior - 1992 - Vol. 13 - P. 1-11.

26. Cristea M. Burnout syndrome - the influence of personality an social factors on teachers' emotional exhaustion // Book of Proceeding "European Academy of Occupational Health Psychology 8th Conference, Univ.of Valencia, Spain, 12-14 November

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 2008 - Spain - Univ.of Valencia - P. 56

27. De Cuyper N., Raeder S., Van der Heijden B., Wittekind A. Longitudinal evidence building upon the conservation of resources theory/Journal of Occupational Health Psychology - Apr 2012 - Vol. 17(2) - Р. 162-174.

28. Delia Valle E., De Pascale G., Cuccaro A., Di Mare M., Padovano L., Carbone U., Farinaro E. Burnout: Fenomeno di crescente interesse in ambienti di lavoro stressante Ann. ig.// Med. prev. e comunita - 2006 - 18 - № 2 - Р. 171-177.

29. Demerouti E., Mostert K., Bakker A. B. Burnout and work engagement: A thorough investigation of the independency of both constructs //Journal of Occupational Health Psychology - 2010 - Vol. 15(3) - Р. 209-222.

30. Freudenberger H.J. Staff burnout // J. of Social Issues - 1974 - Vol. 30 - P. 159-165.

31. Fried Y. Integrating domains of work stress and industrial relations: Introduction and overview // Journal of Organizational Behavior - 1993 - Vol. 14 - P. 397-399.

32. Hakanen J., Bakker A., Jokisaari, Markku B. A 35-year follow-up study on burnout among Finnish employees/Journal of Occupational Health Psychology - 2011 -Vol. 16(3) - Р. 345-360.

33. Huynh, J. Y., Xanthopoulou D., Winefield A.H. Social support moderates the impact of demands on burnout and organizational connectedness: A two-wave study of volunteer firefighters //Journal of Occupational Health Psychology- 2013 - Vol. 18(1) - P. 9-15.

34. Jablkowska K., Borkowska A. Ocena nasilenia stresu w pracy a cechy zespolu wypalenia zawodowego u menedzerow//Med. Pr. - 2005-56(6) - P. 439-444.

35. Lehtinen S. Occupational health in the WHO European RegionZ/Бюлл. НС Медико-экологические проблемы работающих - 2005 - № 4 - P. 7-13.

36. Leiter M. P., Gascón S., Martínez-Jarreta B. Making Sense of Worklife: A Structural Model of Burnout// Journal of Applied Social Psychology - 2010 - Vol. 40

- N. 1 - P. 57-75.

37. Mahoney K.T., Buboltz Jr., Walter C., Buckner V., John E., Doverspike D.

Emotional labor in American professors//Journal of Occupational Health Psychology

- 2011 - Vol. 16(4) - Р. 406-423.

38. Mandy A., Tinley P. Burnout and Occupational Stress . Comparison Between United Kingdom and Australian Podiatrists//J. Am. Podiatr. Med. Assoc. - 2004 - 94(3)

- Р. 282-291.

39. Markel J.N., Jankovic G. The burnout syndrome in Slovenian P.E. teachers // Book of Proceeding "European Academy of Occupational Health Psychology 8th Conference, Univ.of Valencia, Spain, 12-14 November - 2008 - Spain - Univ.of Valencia - P. 274.

40. Maslach C. Understanding burnout: Definitional issues in analyzing a complex phenomenon // Job Stress and Burnout (Eds. W. S. Paine) - 1982 - Beverly Hills: Sage. - 192 р.

41. Maslach Ch., Leiter M.P., Jackson S.E. Making a significant difference with burnout interventions: Researcher and practitioner collaboration/Journal of Organizational Behavior - 2012 - 33 - Р. 296-300

42. Reddy G. L., Poornima R. Occupational Stress and Professional Burnout of University Teachers in South India// International Journal of Educational Planning & Administration - 2012 - Vol. 2 - Number 2 - Р. 109-124.

43. Shirom A. Burnout in work organizations // C. L. Cooper, I. Robertson (Eds.). International Review of Industrial and Organizational Psychology - Wiley, Chichester

- UK - 1989 - P. 26-48.

44. Van Wijk C. Factors influencing burnout and job stress among military nurses // Military Medicine - 1997 - Vol. 162 (10) - P. 707-710.

45. Westman M., Eden D. Effects of a respite form work on burnout: Vacation relief and fade-out //J. of Applied Physiology - 997 - Vol. 82(4) - P. 516-527.

46. WHO. Primary Prevention of Mental, Neurological and Psychosocial Disorders, Chapter 5: Burnout. - WHO - Geneva - 1998 - P. 91-110.

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.