Научная статья на тему 'Процессуальные аспекты правоприменения во Всемирной сети Интернет продуктов мультимедиа'

Процессуальные аспекты правоприменения во Всемирной сети Интернет продуктов мультимедиа Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
123
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яковлев Алексей Дмитриевич

Отображаются недостатки национальных систем управления авторских и смежных прав и возможные тенденции их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Процессуальные аспекты правоприменения во Всемирной сети Интернет продуктов мультимедиа»

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2008. № 4 (17). С. 91-93. © А.Д. Яковлев, 2008

347.918(075.8)

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ ВО ВСЕМИРНОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ ПРОДУКТОВ МУЛЬТИМЕДИА

А.Д. ЯКОВЛЕВ

Отображаются недостатки национальных систем управления авторских и смежных прав и возможные тенденции их развития.

В связи с быстрыми темпами развития цифровых технологий, появляется возможность очень легко копировать произведения идентичные оригиналу, а в дальнейшем, благодаря телекоммуникационным средствам беспрепятственно распространять их, тем самым нарушая авторские и смежные права. Легкость и простота совершения правонарушений создают идеальные условия для «процветания» преступности. Большой объём и разнообразие используемых произведений не дают возможности для пользователей заключения договоров и соглашений с правообладателями, так как каждый такой договор или соглашение требует времени на переговоры, обсуждение вознаграждения правообладателей и многое др.

Из этого следует, что легализация прав путём переговоров с каждым правообладателем в своей большей части оказывается невозможной, поскольку оформление индивидуальных соглашений - с учетом множественности и разнообразия используемых объектов - делает нерентабельным любой мультимедийный проект.

В связи с бурным дальнейшим технологическим развитием становится ясно, что просто необходимо искать решение данной проблемы на международном уровне.

На сегодняшний день явно проявляется следующая тенденция правового регулирования вопросов авторских и смежных прав в сфере Всемирной сети «Интернет» и мультимедиа, а именно - расширение международного сотрудничества и рост значения коллективных способов управления правами.

Одной из ведущих стран в сфере цифровых технологии считается США, однако и её

законотворческий опыт показывает, что регламентация работы в Интернете мультимедиа на национальном уровне не позволяет достичь желаемых результатов. Только на международном уровне путём заключения многосторонних международных договоров, уточняющих условия охраны авторского права на определенный перечень объектов, устанавливающих стандарты их использования в глобальных интерактивных сетях, круг правомочий для правообладателей.

Становится ясно, что наряду со слиянием национальных институтов авторского и смежного права в Международное авторское и смежное право, также необходимо и формирование новых систем управления авторского и смежных прав, которые смогли бы, как обеспечить простой доступ к результатам творческой деятельности и их широкое законное распространение, так и гарантировали получение их авторами соразмерного вознаграждения.

Для реализации такой программы необходимы координированные усилия законодателей, авторских обществ и пользователей разных стран. Создание новых систем управления позволит обладателям авторских и смежных прав эффективно реализовывать свои права на мультимедиа продукты во всевозможных цифровых интерактивных сетях, в том числе и Всемирной сети «Интернет».

В последние годы в отдельных европейских странах некоторые организации, уже осуществлявшие коллективное управление правами в «традиционных» «нецифровых» сферах использования произведений, на основании заключенных между ними соглашений стали предлагать пользователям ряд но-

вых услуг, удовлетворяя их потребности на «национальном» уровне. Складывающиеся при этом системы принимают самые разнообразные «очертания» и порой строятся на совершенно различных принципах - согласно существующим в каждой из стран обстоятельствам.

В Германии, например, в 1996 г. была создана специализированная организация CMMV для выдачи производителям продуктов мультимедиа единой лицензии (разрешения) от имени всех обладателей прав на используемые в таких продуктах охраняемые объекты (произведения, исполнения, фонограммы и т. д.). CMMV в большинстве случаев выступает в качестве посредника, своеобразного «брокера» между пользователями и уже существующими обществами, управляющими авторскими и смежными правами на коллективной основе.

Во Франции также в 1996 г. в тех же целях была создана организация SESAM.

В основном существующие специализированные мультимедийные организации осуществляют следующие виды деятельности:

1) информационное обеспечение при осуществлении пользователем деятельности на основании лицензий, полученных от иных обществ по коллективному управлению имущественными авторскими и смежными правами;

2) непосредственное коллективное управление имущественными правами в отношении тех используемых в «цифровой среде» прав, управлением которых не занимаются иные, «традиционные» авторско-правовые организации;

3) выдача лицензий от имени всех правообладателей на использование всех прав, управление которыми осуществляется такими организациями на основании договоров с отдельными правообладателями, с иными обществами по коллективному управлению правами и по иным основаниям [1].

Коллективное управление авторскими и смежными правами хорошо зарекомендовало себя в зарубежных странах, однако и здесь существуют свои минусы. Если коснуться конкретно «цифровой среды», то тут следует внести какую то «изменяемую» часть для решения возникающих в частном порядке проблем при лицензировании. Например, в случае, если правообладатель предпочитает

осуществлять свои права сам лично, система коллективной реализации прав должна указывать только «контактную» информацию, для дальнейшей связи пользователя с конкретным правообладателем и дальнейшим заключением договора или выяснения всех возникших вопросов непосредственно с правообладателем.

Существует и ещё один способ решения проблемы. Совсем недавно начал использоваться новый способ, который совмещает в себе две предыдущие системы. Суть его в создании «центров очистки» права.

Данный способ предполагает создание специальных «категорий» с однородными условиями использования, ценами и иными требованиями, установленными правообладателями. В результате «сортировки» по «категориям» производители продуктов мультимедиа и пользователи получают быстрый и недорогой доступ к нужным им правам, для легального использования которых необходимо заключить соглашение с одним из «центров очистки».

Вполне естественно, что более удовлетворять потребности пользователей и правообладателей в цифровой среде смогут только специализированные организации, однако, данный факт не исключает необходимости их тесного сотрудничества с «центрами очистки» права.

Выдаваемые организациями по коллективному управлению правами лицензии, как правило, содержат однородные тарифы и сходные условия для всех пользователей при использовании всех, входящих в репертуар таких организаций, произведений или объектов смежных прав. Такой подход позволяет преодолеть все трудности, возникающие как у пользователей, так и у правообладателей в условиях развития современных компьютерных, сетевых и коммуникационных технологий.

В некоторых случаях «контент-провайдеры» («поставщики содержания», «владельцы сайтов») могут также сотрудничать непосредственно с «центрами очистки» прав, музыкальными издательствами, фотографами и т. д. в целях максимального обогащения формируемого ими содержания сайтов и обеспечения возможности легальной доставки произведений, исполнений, фонограмм по запросам отдельных потребителей сетевых услуг.

Ожидается, что развитие современных систем коллективного управления имущественными авторскими и смежными правами в цифровых интерактивных сетях в скором времени позволит значительно расширить репертуар законно используемых в «цифровой» среде охраняемых авторским правом объектов, а также позволит резко увеличить интенсивность их использования. Специализированные мультимедийные организации, образующие такие системы, призваны дополнить уже существующие и действующие в «традиционных» областях общества по управлению правами на коллективной основе, распространив его на новые области использования произведений и объектов смежных прав. Национальные системы коллективного управления авторскими и смежными правами в большинстве стран переживают период стремительного преобразования, укрепляются связи на международном уровне. Общие тенденции развития российской системы коллективного управления аналогичны, но ситуация осложняется тем, что широкое применение такого способа реализации авторских прав в России началось сравнительно недавно и пока ещё не охватывает значительного числа тех сфер, в которых оно необходимо. Одной из причин такого положения является неготовность правообладателей к переходу к новым способам реализации их прав в новых сферах. Причём такого рода неготовность характерна не только для отечественных правообладателей [2].

Изложенное позволяет сделать вывод, что данная модель коллективного управления, которая сейчас применяется в области радиовещания и используется Российским обществом по мультимедиа и цифровым сетям (РОМС) в Интернете, не всегда применима к продуктам мультимедиа. В частности проблемы возникают с продуктами, распространяемыми на материальных носителях. При создании таких продуктов, используется

большой круг объектов, охраняемых авторским и смежными правами, соответственно необходимо заключить с каждым из правообладателей договоры, что практически невозможно из-за их «недоступности». Как следствие, пользователям приходится создавать продукты мультимедиа с нарушением закона либо отказываться от их создания.

В настоящее время правообладатели не всегда безоговорочно соглашаются предоставить соответствующие полномочия представляющей их интересы организации по коллективному управлению, необходимые для реализации их прав на унифицированных единообразных условиях, несмотря на то, что сами правообладатели не могут предложить пользователям другие реально осуществимые схемы взаимодействия. Формально российское законодательство не препятствует выдаче уполномоченной организацией по коллективному управлению разрешений на использование охраняемых авторским правом объектов во всех случаях, когда заключение договоров с каждым из правообладателей затруднительно.

Очевидно, что такие случаи часто возникают при создании и использовании продуктов мультимедиа. Однако история коллективного управления свидетельствует, что оно успешно применяется только тогда, когда большинство заинтересованных в нем лиц приходят к выводу о его необходимости, что занимает достаточно длительное время и обычно является следствием неудачных попыток правообладателей реализовать и отстоять свои права в индивидуальном порядке.

1. http://internet-law.ru/info/unesco

2. Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.