Научная статья на тему 'Процессуально-технологическое сопровождение процесса профессиональной подготовки менеджеров'

Процессуально-технологическое сопровождение процесса профессиональной подготовки менеджеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / ПОЛЕЗНОСТЬ РЕЗУЛЬТАТА ПОДГОТОВКИ / КАЧЕСТВО РЕЗУЛЬТАТА ПОДГОТОВКИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПРОЦЕССУАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ / PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING / PRACTICABILITY OF TRAINING OUTCOMES / QUALITY OF TRAINING OUTCOMES / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / PROCESS AND TECHNOLOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL TRAINING OF MANAGERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Львов Леонид Васильевич, Шагеев Денис Анатольевич

Представлены возможности решения проблемы достижения полезного результата профессиональной подготовки менеджеров как показателя качества в технологическом аспекте. В связи с этим авторы на примере изучения дисциплины «Проектный менеджмент» обращаются к проблеме повышения качества подготовки менеджеров. Особенностью исследования является анализ образовательного процесса с позиций его главного субъекта обучающегося в условиях высокой неопределенности будущего рынка труда. В качестве таких путей предложена четырёхэтапная система образовательно-профессионального процесса подготовки бакалавров-менеджеров и система оценки полезности результата как показателя качества усвоения дисциплины «Проектный менеджмент» с акцентом на этапы вузовского обучения. Эти пути прошли апробацию в ЧОУВО РБИУ (в настоящее время ЧОУВО МИДиС) в течение четырёх лет. Полученные результаты педагогического эксперимента показали рост уровня качества усвоения дисциплины «Проектный менеджмент» бакалавров-менеджеров. При помощи критерия К. Пирсона хи-квадрат (Х2) в программе MS-Excel был подтверждён высокий уровень статистической значимости экспериментальных данных. Интерпретация результатов позволяет констатировать конкретизацию научной базы профессиональной педагогики в ракурсе процессуально-технологического сопровождения для достижения полезного результата подготовки менеджеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Львов Леонид Васильевич, Шагеев Денис Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCESS AND TECHNOLOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL TRAINING OF MANAGERS

Possible solutions of getting practicable outcomes in professional training of managers as an index of quality in technological aspect are presented. In this respect the authors use the exam-ple of the subject “Project Management” and refer to the problem of quality improvement in train-ing managers. Specifics of the study is the analysis of the educationprocess from the point of view of its main subject the student, in the conditions of highly ambiguous future labor market. A four stage system of education process of training Bachelors of Management and a system of assess-ment of practicable outcomes of mastering “Project Management” with the focus on the stages of higher school training are proposed as to be such ways. These ways were tested in RBIM (now MIDiS), during four years. The obtained results of the pedagogical experiment showed the in-creased quality of mastering the subject “Project Management” by Bachelors of Management. Application of Pearson chi-squared test (Х2) in MS-Excel program proved higher statistical signi-fication of the experimental data. Interpretation of the results allows stating more concrete scien-tific basis of the professional training to obtain practicable outcomes in training managers.

Текст научной работы на тему «Процессуально-технологическое сопровождение процесса профессиональной подготовки менеджеров»

DOI 10.7442/2071-9620-2018-10-4-114-128

УДК 378.147 ББК 74.484.4

Л.В. Львов, Д.А. Шагеев

(Международный Институт Дизайна и Сервиса, г. Челябинск, Россия)

ПРОЦЕССУАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ

Представлены возможности решения проблемы достижения полезного результата профессиональной подготовки менеджеров как показателя качества в технологическом аспекте. В связи с этим авторы на примере изучения дисциплины «Проектный менеджмент» обращаются к проблеме повышения качества подготовки менеджеров. Особенностью исследования является анализ образовательного процесса с позиций его главного субъекта - обучающегося в условиях высокой неопределенности будущего рынка труда. В качестве таких путей предложена четырёхэтапная система образовательно-профессионального процесса подготовки бакалавров-менеджеров и система оценки полезности результата как показателя качества усвоения дисциплины «Проектный менеджмент» с акцентом на этапы вузовского обучения. Эти пути прошли апробацию в ЧОУВО РБИУ (в настоящее время - ЧОУВО МИДиС) в течение четырёх лет. Полученные результаты педагогического эксперимента показали рост уровня качества усвоения дисциплины «Проектный менеджмент» бакалавров-менеджеров. При помощи критерия К. Пирсона хи-квадрат (Х2) в программе MS-Excel был подтверждён высокий уровень статистической значимости экспериментальных данных. Интерпретация результатов позволяет констатировать конкретизацию научной базы профессиональной педагогики в ракурсе процессуально-технологического сопровождения для достижения полезного результата подготовки менеджеров.

Ключевые слова: процесс профессиональной подготовки, полезность результата подготовки, качество результата подготовки, педагогическая технология, процессуально-технологическое сопровождение процесса профессиональной подготовки менеджеров.

ш

ф

ф го

3

<

d

m

о

L.V. Lvov, D.A. Shageev

(International Institute of Design and Service,

Chelyabinsk, Russia)

PROCESS AND TECHNOLOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL TRAINING OF MANAGERS

Possible solutions of getting practicable outcomes in professional training of managers 2 as an index of quality in technological aspect are presented. In this respect the authors use the exam-ple of the subject "Project Management" and refer to the problem of quality ^ improvement in train-ing managers. Specifics of the study is the analysis of the education

process from the point of view of its main subject - the student, in the conditions of highly ambiguous future labor market. A four stage system of education process of training Bachelors of Management and a system of assess-ment ofpracticable outcomes of mastering "Project Management" with the focus on the stages of higher school training are proposed as to be such ways. These ways were tested in RBIM (now MIDiS), during four years. The obtained results of the pedagogical experiment showed the in-creased quality of mastering the subject "Project Management" by Bachelors of Management. Application of Pearson chi-squared test (X2) in MS-Excel program proved higher statistical signification of the experimental data. Interpretation of the results allows stating more concrete scien-tific basis of the professional training to obtain practicable outcomes in training managers.

Key words: process of professional training, practicability of training outcomes, quality of training outcomes, pedagogical technology, process and technological support of professional training of managers.

Для современной системы образования всё большую актуальность приобретают пути разрешения проблемы повышения качества образовательно-профессионального процесса в целевом, содержательном, технологическом и управленческом аспектах [3; 6; 8; 11; 12].

В качестве первого шага уточним наши позиции относительно понятийно-категориального аппарата объекта исследования - качества процесса профессиональной подготовки (образовательно-профессионального процесса) и предмета исследования - процессуально-технологического сопровождения процесса профессиональной подготовки менеджеров.

Отметим ряд важных для дальнейшего позиционирования исследования положений.

Во-первых, современная экономика требует непрерывной системы образования, следовательно, можно говорить о едином перманентном образовательно-профессиональном процессе как смене состояний образовательно-профессиональной системы [4]. Отсюда под образовательно-профессиональным процессом нами понимается смена состояния образовательно-профессиональной системы от начала обучения до окончания первичной профессиональной адаптации в единстве совместной деятельности педагога и обучающихся и способствующая наиболее полному достижения целей обучающегося, образовательной организации и организации-работодателя.

Во-вторых, выполненный анализ показал, что научно-педагогический феномен «педагогическое сопровождение» трактуется учеными по-разному: как особая сфера деятельности педагога, как пролонгированная педагогическая поддержка, помощь обучающемуся, комплекс оперативных мероприятий в педагогическом процессе, личностное участие педагога в становлении подростка и т.д. [4, с. 369].

В рамках статьи мы, опираясь на понятие процессуально-технологического сопровождения [4, с. 370], сформулируем его дефиницию применительно к предмету исследования. Таким образом, в дальнейшем под процессуально-технологическим сопровождением процесса профессиональной подготовки менеджеров мы будем понимать «совокупность мер процессуально-технологического характера по эффективной реализации нормативной модели процесса профессиональной подготовки.

В-третьих, основные тенденции современного состояния педагогического сопровождения процесса подготовки проявляются: в гибкой адаптации образовательных организаций к разнообразным образовательным и профессиональным интересам и потребностям обучающихся; инновационной направленности мер по достижению образования и вариативности предлагаемых образовательных программ в соответствии с высокой неопределенностью факторов внешней среды [1; 5]; обогащении традиционных

ш

о ф

* ф

ш

о

о с

_0

с; го i о

S

о

о ф

-& о

го о

о ф

J

о

с

о ш о

с

о

о ф

о ^

о ф

т

S 1_

о ц

0

1

X ф

_0

го ^

о

о ф

J

о

IZ

со ф

ф го

3

<

со о со .о

т

технологии подготовки специалистов современными информационными образовательными технологиями; повышении самостоятельности вузов, кафедр, педагогического состав и обучающихся в выборе форм, методов и средств обучения; оптимальном сочетании теоретическои и практической подготовки [9; 15].

В отмеченном контексте мы опираемся на исследование А.П. Зинченко, утверждающего: «...чтобы обеспечить актуальность образования, вуз должен опережать время, разрабатывая и реализуя программы, обеспечивающие подготовку специалистов, способных работать в будущем мире» [1, с. 35].

В-четвертых, управление процессом профессиональной подготовки содействует снижению сингулярности (отрицательного воздействия неопределенности) факторов внешней среды путем повышения баланса содержательного, технологического и управленческого аспектов внутренней среды образовательной организации, что переводит образовательную систему в состояние опережающего развития, обеспечивая эффективное повышение уровня сформированности компетентности выпускников [5]. Заметим, что под сингулярностью в образовании понимается предельное высокое значение неопределенности фактора, после которого его мониторинг, прогнозирование и учет влияния на образовательную организацию (систему, процесс и т.п.) невозможны [5].

В-пятых, мы предположили, что качество результата подготовки может быть достигнуто через кумулятивный эффект качества применяемых технологий в процессе подготовки (в педагогическом процессе, а в общем смысле - в образовательно-профессиональном процессе) путем проектирования процессуально-технологического сопровождения для достижения полезного результата подготовки менеджеров на основе учета мнения обучающихся [13; 14].

Отметим, что полезность, по мнению Д.А. Новикова, - это условная характери-

стика, отражающая степень удовлетворенности субъекта результатом деятельности. Значение полезности определяется функцией полезности [7, с. 395]. Следовательно, полезным результатом процесса профессиональной подготовки можно полагать степень удовлетворенности обучающегося, образовательной организации и организации-работодателя уровнем сформированности компетентности как показателя качества образования.

В-шестых, анализ показал, что уже в XXI в. практически исчерпан резерв повышения качества подготовки за счёт традиционных педагогических технологий и тогда акцент исследований был смещён в пользу развития альтернативных технологий. В истории развития проектного менеджмента в зарубежных странах нет точной информации о том, когда появилась дисциплина «Проектный менеджмент».

За последние 25 лет в теории и практике проектного менеджмента внедряются прогрессивные информационные технологии, совершенствуются методы и процедуры сертификации проект-менеджеров, обновляются стандарты управления проектами. Таким образом, уже в XXI в. сформировались следующие области знаний управления проектами: управление интеграцией проекта, управление содержанием проекта, управление сроками проекта, управление стоимостью проекта, управление качеством проекта, управление человеческими ресурсами проекта, управление коммуникациями проекта, управление рисками проекта, управление поставками проекта, управление стэйк-холдерами [16].

Обучение некоторым элементам проектного менеджмента в России и за рубежом осуществлялось в университетах и колледжах (техникумах) на архитектурных, математических, информатика-математических (со второй половины XX в.), производственно-технологических и других смежных факультетах. Обучали всевозможным моделям сетевого пла-

нирования, методам оценки стоимости и эффективности проекта, методам оценки рисков проекта в форме стандартных лекций, семинаров, практик и квалификационных работ.

Проектный менеджмент как самостоятельная дисциплина в XXI в. преимущественно преподаётся в высших учебных заведениях бакалаврам, магистрантам и аспирантам, обучающимся по направлению «Экономика и управление», а также специалистам в качестве дополнительного образования в виде курсов повышения квалификации, тренингов или сертификации в специализированных аккредитованных образовательных учреждениях. На сегодняшний день в педагогической теории и практике происходит активное развитие интерактивных методов и форм обучения. Для повышения качества процесса обучения при изучении дисциплины «Проектный менеджмент» целесообразно применять систематизированные в трудах И.А. Солдатовой, О.А. Давыдовой [9], Е.В. Яковлева, Л.С. Кошкаровой [15] методы: ролевые и деловые игры, дискуссии, программное обучение, case-study, тренинг, метод проектов, пролонгированный семинар-тренинг, коучинг, метод партнёрской обратной связи, storytelling (рассказывание историй), обучение действием, модерацию, open space (открытое пространство), the world cafe (всемирное кафе), портфолио, метод развивающей кооперации.

В целях повышения качества обучения по дисциплине «Проектный менеджмент» важно уделить внимание процессу использования и постоянного обновления прогрессивных информационных технологий: мобильных компьютеров и других гаджетов, учебного и профессионального программного обеспечения по проектному менеджменту (например, MS Project,Project Expert и др.), интерактивных досок и флипчар-тов, эргономичных рабочих (учебных) мест, проекторов и плазменных панелей,

скоростного и беспроводного доступа к сети Интернет, электронных указок и программ для разработки презентаций, учебной литературы, нормативно-правовой базы управления проектами, стандартов проектного менеджмента.

В настоящее время при преподавании проектного менеджмента в ЧОУВО «Международный Институт Дизайна и Сервиса» (ЧОУВО МИДиС) внедряются новые формы обучения:

1) проектный офис;

2) бизнес-инкубаторы;

3) проектные недели;

4) центры управления проектами;

5) факультативы;

6) элективные курсы;

7) проектно-аналитические сессии и тьюторские мастерские;

8) дистанционные (вебинары, интернет-конференции, электронные курсы и т.д.).

Таким образом, в современной педагогической практике подготовки менеджеров в целях повышения его качества используются весь спектр педагогических технологий.

Кроме того, в ЧОУВО «Международный Институт Дизайна и Сервиса» (ЧОУ-ВО МИДиС) создаются центры управления проектами и проводятся проектные недели. В Тольяттинской Академии Управления существует уникальный опыт обучения студентов через проек-тно-аналитические сессии и тьюторские мастерские. В 2015 году МИДиС (прежнее название - «Русско-Британский Институт Управления») активно начал перенимать опыт обучения проектной деятельности у Тольяттинской Академии Управления [4; 10].

Комплексное использование современных технологий обучения позволяет нам изложить собственное видение структуры процессуально-технологического сопровождения при изучении дисциплины «Проектный менеджмент» на четырех уровнях подготовки, что представлено в табл. 1.

ш

о ф

* ф

ш

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о с

_0 ц

га i о s

о

о ф

-& о

го о

о ф

J

о

с

о ш о

с

о

о ф

о ^

о ф

т

S 1_

о ц

0

1

X ф

_0

го ^

о

о ф

J

о

IZ

Таблица 1. Процессуально-технологическое сопровождение при изучении дисциплины «Проектный менеджмент»

ш

ф

ф го

3

<

d

со о ш .о

m

Соот- Методы, формы и средства обучения:

ношение

лекцион-

Целевая аудитория ных (Л), Методы и

Уровни обуче- практических (П) занятий и самостоятельной работы (СМР) часов, % на лекциях на практических для самостоя- средства оценивания знаний, умений и владений

ния - обучающихся занятиях тельной работы

Началь- Сту- Л-80/ Личный контакт Проверка кон- Выполнение Устный

ный денты П-10/ в аудитории с спектов и рефе- конспектов, или пись-

уровень высшего СМР-10 использованием ратов, докладов, рефератов, менный

(учеб- образо- современных выполненных подготовка опрос по

ный) вания мультимедийных заданий по докладов, вопросам

(бакалав- технологий, ве- видеоматериа- устному билета, те-

ры) бинары и онлайн- лам, обсуждение опросу, стирование

курсы теоретических вопросов экзаменационным (зачётным) мероприятиям по заранее приготовленному списку вопросов

Интерактивные методы обучения: дискуссия, про-

лонгированный семинар-тренинг, метод партнёрской

обратной связи, storytelling

Традиционные формы обучения: элективные курсы,

факультативы

Средства обучения: компьютерная техника, Интернет, Тесты,

иные средства, входящие в аудиторный фонд вуза экзамена-

(персональный компьютер или ноутбук учебная лите- ционные

ратура (печатная и/или электронная) билеты,

программ-

ное обе-

спечение

Сред- Сту- Л-40/ Личный контакт Проверка кон- Выполнение Устный

ний денты П-40/ в аудитории с спектов и рефе- конспектов, или пись-

уровень высшего СМР-20 использованием ратов, докладов, рефератов, менный

(учеб- образо- современных выполненных подготовка опрос по

ный) вания мультимедийных заданий по ви- докладов, вопросам

(бакалав- технологий, ве- деоматериалам, устному билета, те-

ры) бинары и олайн- обсуждение те- опросу, стирование

курсы оретических вопросов, решение задач и кейсов. экзаменационным (зачётным) мероприятиям по заранее приготовленному списку вопросов,

Интерактивные методы обучения: дискуссия, про- решение

лонгированный семинар-тренинг, метод партнёрской кейсов

обратной связи, storytelling, дискуссия, деловая игра,

ролевая игра.

Традиционные формы обучения: элективные курсы,

факультативы, дистанционное образование, проект-

ные недели.

Соотношение Методы, формы и средства обучения:

лекцион-

Целевая аудитория обучающихся ных (Л), Методы и

Уровни обучения - практических (П) занятий и самосто- на лекциях на практических занятиях для самостоятельной средства оценивания знаний, умений и

ятельной работы (СМР) часов, % работы владений

Высший Студенты Л-20/ Теоретическое ос- Разработка и за- Работа над Промежу-

уровень высшего П-50/ воение основных щита командных ошибками, точная и

(учеб- образо- СМР-30 общепризнанных проектов в фор- заверше- итоговая

ный) вания стандартов про- мате модульных ние и/или защита про-

(бакалав- ектного менед- тренингов. проектного ектов в при-

ры, маги- жмента и опыта модуля и сутствии

стры) внедрения результатов проектной деятельности. подготовка к промежуточной и итоговой защите проекта. экспертного совета

Наличие стандар- Специально Персональ- Защита

тов по проектному оборудованная ный компью- проектов

менеджменту аудитория для проведения занятий в формате тренинга: техника для тренера, флипчарты, интерактивные доски, пишущие средства, интернет. тер, интернет, сотовая связь. При выполнении самостоятельной работы команде предоставляется доступ к специально оборудованной аудитории. в специ-ально-обо-рудованной аудитории с учётом организации специальной зоны для работы экспертного совета (преподаватели, доценты,

Модерация, обучение действием, профессора

коучинг; развивающая коопера- и внешние

ция; портфолио. специ-

Формы обучения: дистанционные, проектно аналити- алисты по профилю проектного менеджмента).

ческие сесси, тьюторские мастерские.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Практическая работа осуществляется в рабочих тетрадях [4; 5], с использованием профессиональных программ MS Project; Project Expert; WBSS Chedule

Pro; Pert Chart Expert и др.

Про- Пре- Л-10/ Обзорные лекции Практические Методы выс- Прини-

фессио- имуще- П-50/ по знакомству с занятия посвяще- шего уровня, маются

нальный ственно СМР-40 основными стан- ны разработке, разработка методы и

уровень студенты дартами проект- формулированию проекта, ре- средства

(практи- высшего ного менеджмента рекомендаций по ализация его высшего

ческий) образова- и его нормативно- реализации и за- результатов уровня с

ния (ма- правовой базой. щите проектов в в социаль- учётом

гистры), форматах «Про- ной, произ- некоторых

пред- ектный офис» водственной дополнений

прини или «Биз нес- или эконо- и измене-

матели инкубатор. мической ний.

m о ü.

<u ф

m

о

о с

_D

Ц

ГО I О s

о

о ф

■©■

о а.

го о

о ф

J о Ü. с

о ш о Ü. с о

о ф

о ^

о ф

т s

о ц

0

1

X ф

.0

го ^

о

о ф

J о Ü. IZ

Уровни обучения - Целевая аудитория обучающихся Соотношение лекционных (Л), практических (П) занятий и самостоятельной работы (СМР) часов, % Методы, формы и средства обучения: Методы и средства оценивания знаний, умений и владений

на лекциях на практических занятиях для самостоятельной работы

и другие практикующие специалисты Реализация проекта возможна после защиты проекта или в обратном порядке. Реализация проекта - главное требование для получения оценки за экзамен (зачёт) для магистров, сертификата (диплома) -для других лиц. сферах. Рекомендуемый формат - «Проектный офис» или «Бизнес-инкубатор». Экспертный совет формируется из числа представителей тех сфер, для которых разработан (реализован) проект. Например, предприниматели, специалисты, общественные деятели и т.д. Основной критерий -оценка эффективности внедрения (реализации) результатов проектной деятельности.

Рекомендуется дополнительно применять новые методы обучения: open space; the world cafe

Учитываются средства указанные на высшем уровне с дополнительным оснащением нормативно-правовой литературой или электронной спра-вочно-правовой системой, например «Гарант». Помимо средств, указанных на высшем уровне, требуются финансы, сырьё, материалы, полуфабрикаты и другие ресурсы для реализации проекта.

m

<u ф

го

3

<

d

CD О m .о

0Q

Педагогический эксперимент проводился в естественных условиях обучения бакалавров-менеджеров в период 2012-2018 гг. на базе ЧОУВО «Русско-Британский институт управления» (с 2018 г. - ЧОУВО МИДис) по направлениям подготовки «Менеджмент», «Управление персоналом». Были созданы две экспериментальные группы: 24 студента (экспериментальная группа первая - ЭГ-1) и 26 студентов (экспериментальная группа вторая - ЭГ-2). Подготовка про-

водилась в четыре этапа, соответственно начальному, среднему, высшему и опережающему уровням.

Среднее значение аудиторного времени вне зависимости от форм обучения четыре академических часа в неделю. Процессуально-технологическое сопровождение при изучении дисциплины «Проектный менеджмент» осуществлялось в соответствии с табл. 1, 2.

На первом этапе (начальный уровень) в экспериментальную группу вошли

Таблица 2. Регламент и состав групп педагогического эксперимента

Этапы и уровни обучения Экспериментальная группа ЭГ-1 Этапы и уровни обучения Экспериментальная группа ЭГ-1

Первый этап (сентябрь 2012 г. -июнь 2013 г.) - начальный уровень 1 курс, бакалавры, 81 человек Первый этап (сентябрь 2013 г. -июнь 2014 г.) -начальный уровень 1 курс, бакалавры, 83 человека

Второй этап (сентябрь 2013 г. -июнь 2014 г.) -средний уровень 2 курс, бакалавры, 75 человек Второй этап (сентябрь 2014 г. -июнь 2015 г.) -средний уровень 2 курс, бакалавры, 82 человека

Третий этап (сентябрь 2014 г. -июнь 2015 г.) -высший уровень 3 курс, бакалавры, 73 человека Третий этап (сентябрь 2015 г. -июнь 2016 г.) -высший уровень 3 курс, бакалавры, 79 человек

Четвёртый этап (сентябрь 2017 г. - по настоящее время) опережающий (профессиональный) уровень Подготовка к опережающему (профессиональному) уровню подготовки

студенты первых курсов по направлениям подготовки «Менеджмент», «Управление персоналом. На втором этапе (средний уровень) в эксперименте приняли участие те же студенты на втором курсе обучения. На третьем этапе тот же контингент, что и на втором, но его отличие заключается в проведении эксперимента на высшем уровне для обучающихся третьего курса. В настоящее время осуществляется подготовка к реализации четвёртого этапа опережающего (профессионального) уровня с привлечением на обучение специалистов разного профиля. В связи с этим четвёртый этап не вошёл в педагогически эксперимент.

Ниже приведены результаты самооценки качества освоения содержания дисциплины «Проектный менеджмент» студентами ЧОУВО МИДиС по трёхуровневой системе за весь период педагогического эксперимента. Качество освоения включало в себя два критерия: степень полезности и уровень проявления интереса у студента к изучаемой дисциплине. Именно заинтересованность и полезность результатов обучения для студента является важным при оценке качества подготовки в условиях большой волатильности (изменчивости) рынка

труда и фактора конкуренции для любой образовательной организации. Такое сочетание критериев качества подготовки обусловлено необходимостью для лучшего восприятия сути вопросов студентами. Следует учитывать, что в эксперименте участвовали студенты от 17 до 22 лет, что соответствует периоду незавершенности процесса профессионального самоопределения и социализации в целом.

Оценивание качества освоения содержания дисциплины производилось в двух экспериментальных группах на каждом этапе педагогического эксперимента по пятибалльной шкале в письменной форме по вопросам, представленным в табл. 3. Опрос проводился в конце каждого уровня изучения дисциплины «Проектный менеджмент».

Были приняты следующее вербаль-но-числовые характеристики, наиболее понятные студенту:

1 балл - «вообще неинтересно и бесполезно!»;

2 балла - «неинтересно и бесполезно»;

3 балла - «иногда бывает даже интересно»;

4 балла - «интересно и полезно»;

5 баллов - «очень интересно и полезно!».

ш

о ф

* ф

СО

о

о с

_0

га

I

о ^

о

о ф

-& о

го о

о ф

^

о с

о со о

с

о

о ф

о ^

о ф

т ^

о ц

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

1

X ф

_0

го ^

о

о ф

^

о с

Таблица 3. Пример опросного листа для оценки качества освоения содержания дисциплины «Проектный менеджмент» студентами на высшем уровне

Вопросы Поставьте одну отметку в строке напротив каждого вопроса

1 2 3 4 5

Лекции для Вас были интересными?

Насколько для Вас было интересно и полезно решать типовые задания?

Процесс разработки и защита проекта пригодится Вам в жизни?

В табл. 4 представлены результаты изучении дисциплины «Проектный ме-оценки студентами качества процессуаль- неджмент» в период педагогического экс-но-технологического сопровождения при перимента.

Уровни обучения дисциплины «Проектный менеджмент» Критерии оценивания качества процессуально-технологического сопровождения

Структура и содержание лекций Процесс решение типовых заданий Процесс решения нетиповых заданий Процесс разработки и защит проекта Процесс реализация проекта

Начальный уровень (учебный) 2,97/2,81 2,90/2,76 отсутствовал отсутствовал отсутствовал

Средний уровень (учебный) 3,10/2,99 2,86/2,75 3,95/4,08 отсутствовал в редких случаях

Высший уровень (учебный) 3,04/2,97 отсутствовал 3,82/3,78 4,70/4,58 в некоторых случаях

Профессиональный уровень (практический) В настоящее время находится в разработке и является перспективным для обучения проектному менеджменту в рамках дополнительного образования для студентов и специалистов

* В таблице представлены средние значения оценок качества процессуально-технологического сопровождения, полученных в результате письменного опроса студентов двух групп.

Далее представим результаты статистической проверки полученных значений балльных оценок качества изучения. Генеральная совокупность представлена студентами, обучающимися по направлению подготовки «Экономика и управление» в возрасте от 17 до 22 лет. В ЭГ-1 принято минимальное число респондентов по выборке 73 человека, в ЭГ-2 принято минимальное число респондентов по выборке 79 человек, независимых друг от друга. Под минимальным числом понимается та выборка студентов, которая прошла все три этапа исследований. Таким образом, объём выборки классифицируется по признаку средней (30 < 73 (79) < 100). Это неравенство близко по своему содержанию к значению большой выборки (п > 100)

[2]. Однородность и репрезентативность выборки дополнительно подтверждается следующими данными: начальный уровень - студенты первых курсов института (направления подготовки «Менеджмент» и « Управление персоналом» (уровень бакалавриата), возрастной категории 17-19 лет); средний уровень - студенты вторых курсов 18-20 лет; высший уровень - студенты третьих курсов от 19 до 22 лет. Для повышения качества получения результатов исследования на всех этапах и уровнях обучения были привлечены три преподавателя, соответствующих следующему критерию: одинаковая квалификация в области обучения дисциплине «Проектный менеджмент» и способность следования принятым инструкциям на

протяжении всех этапов исследования. Таким образом, каждый преподаватель за всё время исследования работал с двумя разными и независимыми подгруппами студентов в составе 24 (экспериментальная группа первая - ЭГ-1) и 26 (экспериментальная группа вторая - ЭГ-2) человек в каждой, согласно регламенту, указанному в табл. 2.

В процессе проведённого исследования по оценке качества освоения со-

держания дисциплины «Проектный менеджмент» на трёх первых этапах эксперимента произведён анализ адекватности полученных балльных оценок при помощи инструментов математической статистики в программе MS-Excel по критерию К. Пирсона хи-квадрат (Х2). Данный инструментарий часто используется в педагогических и социологических исследованиях. Результаты статистического анализа представлены в табл. 5.

Таблица 5. Результаты статистического анализа качества освоения содержания

дисциплины «Проектный менеджмент»

Показатели математической статистики Результаты анализа по уровням обучения и критериям оценивания качества освоения содержания дисциплины

Начальный уровень (учебный) Средний уровень (учебный) Высший уровень (учебный)

Общие данные для статистического анализа

Экспериментальные группы ЭГ-1 ЭГ-2 ЭГ-1 ЭГ-2 ЭГ-1 ЭГ-2

Выборка, чел. 73 79 73 79 73 79

Степень свободы (5-1) 4

Х критическое для уровней статистической значимости р < 0,01

13,2767

Структура и содержание лекций

X 90,22 67,77 89,95 90,43 113,8 194,73

р-^е1 1,2Х10-18 6,7Х10-14 1,4Х10-18 1,1Х10-18 1,1Х10-23 ограничение*

Тест Х 1,2Х10-18 6,7Х10-14 1,4Х10-18 1,1Х10-18 1,1Х10-23

Среднее значение, баллы 2,97 2,81 3,10 2,99 3,04 2,97

Среднее значение по критерию, баллы 2,980

П зоцесс решение типовых заданий

X 83,37 54,23 103,84 78,41

р-^е1 3,4Х10-17 4,7Х10-11 1,5Х10-22 3,8Х10-16

Тест Х 3,4Х10-17 4,7Х10-11 1,5Х10-22 3,8Х10-16

Среднее значение, баллы 2,90 2,76 2,86 2,75

Среднее значение по критерию, баллы 2,818

Процесс решения не типовых заданий

X 108,3 142,7 79,67 115,87

р-^е1 1,7Х10-22 0,7Х10-29 3,8Х10-15 4,1Х10-24

Тест X 1,7Х10-22 0,7Х10-29 3,8Х10-15 4,1Х10-24

Среднее значение, баллы 3,95 4,08 3,82 3,78

Среднее значение по критерию, баллы 3,908

Процесс разработки и защит проекта

X 150 127,5

р-^е1 ограничение* 1,3Х10-26

Тест X 1,3Х10-26

ш

о

а. ф

* ф

ш

о

о с

.0

га

I

о ^

о

о ф

■©■

о а.

го о

о ф

^

о а с

о со о а с о

о ф

о ^

о ф

т ^

о ц

0

1

X ф

_0

го ^

о

о ф

^

о а

с

Показатели математической статистики Результаты анализа по уровням обучения и критериям оценивания качества освоения содержания дисциплины

Начальный уровень (учебный) Средний уровень (учебный) Высший уровень (учебный)

Среднее значение, баллы 4,70 4,58

Среднее значение по критерию, баллы 4,640

Средний общий по уровням обучения 2,935 2,785 3,303 3,273 3,853 3,643

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* Программа MS-Excel содержит ограничение в числе по знакам после запятой до 30. Это ограничение не позволило просмотреть более точный результат. Но даже в этих двух случаях функция р-^е1 и тест Х (хи-квадрат) в MS-Excel подтвердили высокий уровень статистической значимости балльных оценок.

ш

ф

ф го

3

<

со о со -О

т

Полученные расчётные значения хи-квадрат (Х) существенно превышают критические параметры. Полученные различия оказались значимы на уровне 1%. Выставленные испытуемыми балльные оценки оказались неслучайными, поэтому нулевая гипотеза Н0 о сходстве отклоняется, и на очень высоком уровне значимости принимается альтернативная гипотеза Н1 о существенном различии эмпирического и теоретического распределения.

После подтверждения гипотезы Н1 вернёмся к анализу качества освоения содержания проектного менеджмента на разных уровнях и этапах по критериям. Используем горизонтальный и вертикальный метод анализа полученных средних балльных оценок (табл. 5).

Горизонтальный анализ по критерию «структура и содержание лекций» на всех уровнях в группах показал средние балльные оценки от 2,81 до 3,10. Эти значения близки к вербально-числовой характеристике 3 балла - «иногда бывает даже интересно». В таком случае студенты проявляют минимальный интерес к процессу обучения в форме лекций. Процесс решения типовых заданий вызвал меньший интерес у испытуемых, чем обучение в форме лекций. Этот показатель характеризуется средними балльными оценками от 2,75 до 2,90 с интервальной разницей 0,06 - 0,2. Живой интерес у студентов экспериментальных групп вызвал процесс решения нетиповых зада-

ний (балльные оценки от 3,78 до 4,08). В данном случае оценке в большей степени соответствует вербально-числовая характеристика 4 балла - «интересно и полезно». Самый высокий уровень интереса у студентов вызвал процесс разработки и защит проекта (балльные оценки у группы №1 - 4,7; №2 - 4,58, соответственно). В этом случае полученные оценки стремятся к вербально-числовой характеристике 5 - «очень интересно и полезно!». Полученный результат горизонтального анализа можно представить в форме неравенства, члены которого будут являться средними значениями по критериям процессов обучения: 2,818 (типовые задания) < 2,980 (лекции) < 3,908 (нетиповые задания) < 4,640 (разработка и защита проекта) баллов.

Вертикальный анализ начального уровня содержит два критерия «структура и содержание лекций» и «процесс решения типовых заданий», оценённых респондентами обеих групп практически в равной степени (2,97 ~ 2,81; 2,90 ~ 2,76), менее 3-х баллов. Такой результат указывает на низкую степень заинтересованности опрошенных и, соответственно, низкое качество освоения содержания дисциплины «Проектный менеджмент».

Средний уровень дополнительно учитывает критерий «процесс решения нетиповых заданий», он превышает средние балльные оценки первых двух критериев по группам: (3,95; 4,08) > (3,10; 2,99) и (3,95; 4,08) > (2,86; 2,75).

Высший уровень обучения дисциплины «Проектный менеджмент» отличается от предыдущих тем, что содержит только два критерия «процесс решения нетиповых заданий» и «процесс разработки и защит проекта». Причём второй критерий присущ исключительно высшему уровню обучения. По экспериментальным группам получены средние балльные оценки 4,70 и 4,58, превышающие все другие оценки по другим критериям и уровням обучения.

В результате вертикального анализа составим неравенство из оценок средних общих по уровням обучения двух экспериментальных групп следующего вида: начальный уровень (2,935; 2,785) < средний уровень (3,303; 3,273) < высший уровень (3,853; 3,643) баллов. Таким образом, по результатам вертикального анализа видно, что высший уровень обучения освоения содержания дисциплины «Проектный менеджмент» получил наибольшее признание у студентов бакалавров третьего курса.

Наиболее высокое качество освоения содержания дисциплины «Проектный менеджмент» достигается на третьем уровне. Именно на третьем уровне минимизирована форма лекционного обучения, увеличены по времени практическая и самостоятельная работа студента. Студентам предлагаются нетиповые задания, и большая часть образовательного процесса посвящена разработке и защите проектов. При этом на третьем уровне важно использовать новые формы обучения, интерактивные методы (формы) обучения, прогрессивные информационные технологии и другие средства обучения. При выполнении этих условий в ходе нам удалось существенно повысить качество освоения содержания дисциплины «Проектный менеджмент» в ЧО-УВО МИДиС.

Возможно, на результат исследования могли повлиять такие факторы, которые сложно учесть в математической статистике. Однако полученные результаты исследования прошли проверку стати-

стической значимости по показателям хи-квадрат (Х) и его производных значений. Поэтому результатам исследования оценки качества освоения содержания дисциплины «Проектный менеджмент» можно доверять.

Таким образом, анализ проведенного исследования позволил резюмировать следующее:

1. Процессуально-технологическое сопровождения содействует снижению сингулярности факторов внешней среды путем повышения баланса содержательного, технологического и управленческого аспектов внутренней среды образовательной организации, чем переводит образовательную систему в состояние опережающего развития, обеспечивая эффективное повышение уровня освоения содержания дисциплины «Проектный менеджмент».

2. Качество процессуально-технологического сопровождения процесса подготовки бакалавров-менеджеров может быть повышено с учетом оценки значимости его элементов обучающимися.

3. Результаты исследования и их анализ помощи критерия К. Пирсона хи-квадрат (Х2) в программе МБ-Ехсе1 подтвердил высокий уровень статистической значимости экспериментальных данных.

4. Наиболее высокое качество освоения содержания дисциплины «Проектный менеджмент» достигается на третьем уровне обучения.

5. Интерпретация результатов позволяет констатировать конкретизацию научной базы профессиональной педагогики в ракурсе процессуально-технологического сопровождения процесса профессиональной подготовки. Авторы полагают возможным применение результатов исследования при изучении других дисциплин бака-

ш

о ф

* ф

СО

о

о с

_0

га

I

о ^

о

о ф

-& о

го о

о ф

^

о с

о ш о

с

о

о ф

о ^

о ф

т ^

о ц

0

1

X ф

.0

го ^

о

о ф

^

о с

m

<u ф

го

ЕЗ <

d

CD О m

_D

OQ

лаврами иных направлении подготовки.

Библиографический список:

1. Зинченко А.П. Общая управленческая подготовка: монография. - Тольятти: ТАУ, 2006. - 160 с.

2. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: учебник. -М.: Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2011. - 335 с.

3. Кислов А.Г. От опережающего к транспрофессиональному образованию // Образование и наука - 2018. -Т. 20. - № 1. С. 80-88.

4. Львов Л.В. Проектирование системы профессиональнои подготовки на по-липарадигмальнои основе: монография. - М.: СГУ, 2013. - 512 с.

5. Львов Л.В. Снижение сингулярности (влияния неопределенности) факторов среды в процессе опережающего образования // Цифровые технологии: их роль в экономике и управлении: сб. статеИ и тезисов докладов XXII межд научно-практ. конф. (19 июня 2018 г.) Челябинский филиал Фи-нуниверситета. - М.: Издательство «Перо», 2018. - С. 94-99 с. [Электронное издание].

6. Малиновский П.В. Транспрофесси-нализм как критерий эффективности управления человеческим потенциалом [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.chkp.ru/lib/ actions/ss/malinovsky/publications/1

7. Новиков Д.А. Теория управления образовательными системами. - М.: Нар. образование, 2009. - 416 с.

8. Пленарное заседание съезда Российского союза ректоров 26.04.2018: стенографический отчет [Электронный ресурс] // Президент России. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/57367

9. Солдатова И.А., Давыдова О.А. Проективные методики: использование в профессиональном образовании менеджеров // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2018. - №1. - С. 79-88.

10. Усынин М.В., Львов Л.В., Толкунова И.И. Проектно-аналитическая сессия: теория и практика подготовки к управлению: научно-метод. пособие. -Челябинск: РБИУ, 2017. - 84 с.

11. Федоров В.А., Колегова Е.Д. Педагогические технологии управления качеством профессионального образования: учеб. пособие / под ред. Г.М. Романцева. - Екатеринбург: Изд во РГППУ, 2007. - 226 с.

12. Чупина В.А., Федоренко О.А. Рефлек-сивныеосновыиммерсивнойобразова-тельной среды // Современная высшая школа: инновационный аспект. -2018. - № 1. С. 89-96.

13. Шагеев Д.А. Управление проектами. Рабочая тетрадь проектной группы №1 / рабочая тетрадь для студентов высшего учебного заведения. - Челябинск: ЧОУВО РБИУ, 2016. - 54 с.

14. Шагеев Д.А. Управление проектами. Рабочая тетрадь проектной группы №2 / рабочая тетрадь для студентов высшего учебного заведения. - Челябинск: ЧОУВО РБИУ, 2016. - 76 с.

15. Яковлев Е.В., Кошкарова Л.С., Мир-зоян А.П. Интерактивные методы профессиональной подготовки. Вып. 1: методические рекомендации. - Челябинск: изд-во НОУВПО РБИУ, 2013. - 18 с.

16. A Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBOK® Guide): An American National Standart ANSI/ PMI 99-001-2013, Project Management Institute, Inc. No. ANSI/PMI 99-001-2013.Fifth edition. - Pennsylvania, USA: Project Management Institute, Inc., 2013. - 618 pp.

Поступила 18.11.2018

Об авторах:

Львов Леонид Васильевич, заведующий кафедрой педагогики и психологии, Частное образовательное учреждение высшего образования «Международный Институт Дизайна и Сервиса» (Россия, г. Челябинск), кандидат педагогических наук, доцент, профессор Российской академии естествознания, 1.1vov@bk.ru

Шагеев Денис Анатольевич, доцент кафедры менеджмента, Частное образовательное учреждение высшего образования «Международный Институт Дизайна и Сервиса» (Россия, г. Челябинск), кандидат экономических наук, denisshageev@yandex.ru

Для цитирования: Львов Л.В., Шагеев Д.А. Процессуально-технологическое сопровождение процесса профессиональной подготовки менеджеров // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2018. - Т. 10. - № 4. С. 114-128. DOI: 10.7442/2071-96202018-10-4-114-128

References:

1. Zinchenko A.P. General managerial training. - Togliatti: TAU, 2006. - 160 p. [in Russian]

2. Ermolaev O.Yu. Mathematical statistics for psychologists. - M.: Flinta: MPSI, 2011. -335 p. [in Russian]

3. Kislov A.G. From proactive to transprofessional education // Obrazovanie i nauka. -2018. - Vol. 20. - No. 1. P. 80-88. [in Russian]

CQ

4. Lvov L.V. Projecting of the system of professional training on poli-paradigm basis. - M.: g. SGU, 2013. - 512 p. [in Russian] |

5. Lvov L.V. Lowering the singularity (influence of ambiguity) of environment factors in | the process of proactive education // Tsifrovyye tekhnologii: ikh rol v ekonomike i | upravlenii. Proc. Int. conf. - M.: Pero, 2018. - P. 94-99. [in Russian] g

6. Malinovskiy P.V. Transprofessionalism as a criterion of human resources management 2 [Electronic resource] // School of cultural policy. - Available at: http://www.chkp.ru/lib/ ° actions/ss/malinovsky/publications/1 [in Russian] o

7. Novikov D.A. Theory of managing the educational systems. - M.: Narodnoe obrazovanie, | 2009. - 416 p. [in Russian]

8. Plenary meeting of the Russian Union of Rectors of 26.04.2018, stenographic report 8 [Electronic resource] // President Rossii. - Available at: http://www.kremlin.ru/events/ & president/news/57367 [in Russian]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ro

9. Soldatova I.A., Davydova O.A. Projective methodologies: application to professional 8

<u

training of managers // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2018. - o No. 1. P. 79-88. [in Russian]

10. Usynin M.V., Lvov L.V., Tolkunova I.I. Project-analytical session: theory and practices of training for management. - Chelyabinsk, RBIM, 2017. - 84 p. [in Russian]

11. Fedorov V.A., Kolegova E.D. Pedagogical technologies professional education quality management. Ed. by G.M. Romantsev. - Ekaterinburg: Izd-vo RGPPU, 2007. -226 p.

12. Chupina V.A. Reflection basics of immersive educational environment // Contemporary | Higher Education: Innovative Aspects. - 2018. - No. 1. P. 79-88. [in Russian]

13. Shageev D.A. Project management. Workbook of project group No.1/Workbook for higher g school students. - Chelyabinsk, RBIM, 2016. - 54 p. [in Russian] |

14. Shageev D.A. Project management. Workbook of project group No.2/Workbook for higher school students. - Chelyabinsk, RBIM, 2016. - 76 p. [in Russian]

15. Yakovlev E.V., Koshkarova L.S., Mirzoyan A.P. Interactive methods of professional training. Issue 1: Methodological recommendations. - Chelyabinsk, RBIM, 2013. - 18 p. [in Russian]

о <u J о

CP

IZ

16. A Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBOK® Guide): An American National Standart ANSI/PMI 99-001-2013, Project Management Institute, Inc. No. ANSI/ PMI 99-001-2013.Fifth edition. - Pennsylvania, USA: Project Management Institute, Inc., 2013. - 618 pp.

About the authors:

Lvov Leonid Vasilievich, Associate Professor, Department of Management, International Institute of Design and Service (Chelyabinsk, Russia), Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Professor, Russian Academy of Natural Sciences, l.lvov@bk.ru

Shageev Denis Anatolievich, Associate professor, Department of Management, International Institute of Design and Service (Chelyabinsk, Russia), Candidate of Economics, denisshageev@yandex.ru

For citation: Lvov L.V., Shageev D.A. Process and technological support of professional training of managers // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2018. -

Vol. 10. - No. 4. Р. 114-128. DOI: 10.7442I2071-9620-2018-10-4-114-128

m

<u <u

ro

3

<

ci

о m

_D

ÛQ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.