DOI 10.7442/2071-9620-2019-11-2-19-26
УДК 378.14 ББК 74.484.4
М.В. Усынин
(Международный Институт Дизайна и Сервиса, г. Челябинск, Россия)
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ, ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ ДЛЯ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА ВНЕДРЕНИЕМ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ WORLDSKILLS
В статье решается проблема обеспечения эффективного повышения уровня готовности к будущей профессиональной деятельности за счет снижения отрицательного воздействия неопределенности факторов внешней среды и перевода образовательную систему в состояние опережающего развития. В качестве основных путей поддержания высокого качества профессиональной подготовки рассматривается создание сложных глобальных образовательных сетей. Приводится опыт работы Частного образовательного учреждение высшего образования «Международный Институт Дизайна и Сервиса» (ЧОУВОМИДИС) по подготовке бакалавров для индустрии гостеприимства в том числе и для международных отельных гостиничных сетей. Анализируется лучшая практика разработки инновационных образовательных программ. Обосновываются принципы подготовки кадров индустрии гостеприимства по стандартам WorldSkills.
Ключевые слова: опережающая подготовка, сетевые структуры, индустрия гостеприимства, стандарты WorldSkills, принципы подготовки кадров, качество профессиональной подготовки.
M.V. Usynin
(International Institute of Design and Service, Chelyabinsk, Russia)
PROFESSIONAL EDUCATION: PROBLEMS OF PRIORITY DEVELOPMENT, TRAINING BACHELORS FOR HOSPITALITY INDUSTRY VIA INTRODUCING WORLDSKILLS STANDARDS
The problem of ensuring the higher level of preparedness for future professional work via lower impact of ambiguity of external environment and transfer of the education system in proactive training state is solved. Creation of complex global education networks is viewed as a main way to achieve high quality professional training. Experience of the International Institute of Design and Service in training Bachelors for hospitality industry is presented. Best practices of innovative educational programs development are analyzed. Principles of training staff for hospitality industry under WorldSkills standards are substantiated.
Keywords: proactive training, network structures, hospitality industry, WorldSkills standards, professional training quality.
m
о
Œ
m
го
Ц
го
^
го ю U)
го
^ m M
о 32
н
о о
с m о
к s 1- н Œ ГО
s ч:
m I
п го
го н
Œ о
о X
_п
ф I
? :
го * 0 Œ ГО 1
<D >
Œ <U С о <D 5
3 5 <D 5 <D S
,5 X
ю <D
о Œ С Œ : <U
<D I m
S
X ro
го m
m о п 1— о 5
го s
Œ s
Ю Œ
О С
<D О <D fc
I О
.0 i_
s
го s
I Œ
о 1—
s О
о >
о :
<D I
S
О
Œ ц
IZ :
I
-О
£
т
Постоянно возрастающая глобальная и региональная конкуренция актуализируют проблемы повышения эффективности профессиональной подготовки. Высокая неясность перспектив социального заказа, несогласованность образовательных и профессиональных стандартов, низкий содержательный и мотивацион-ный уровень подготовки абитуриентов определяют современный тренд в образовании - необходимость опережающей профессиональной подготовки.
Первоначально теоретические основы проблемы опережающего обучения сформулированы в работах Б.М. Бим-Бада, который имел в виду использование новых информационных технологий для созидания будущего [1], и А.П. Зинченко, полагающего, что «.. .вуз должен опережать время, разрабатывая и реализуя программы, обеспечивающие подготовку специалистов, способных работать в будущем мире» [3, с. 35]. В исследовании мы опирались на методологическое основание «условий развития» Г.П. Щедровицкого, утверждающего, что объективная связь внешних и внутренних факторов, выявление движущих сил развития и определяется этой связью [7, с. 139].
В дальнейшем исследования продолжились в работах Л.Н. Дегтеренко (анализ нормативно-правового обеспечения внедрения стандартов WorldSkills в практику деятельность образовательных организаций) [2; 6], А.Г. Кислова (генезис динамики: от опережающего к транспрофессиональному образованию) [4], Л.В. Львова (об условиях перевода образовательной системы в состояние опережающего развития) [5], М.В. Усынина (о содержании и педагогическом управлении процессом опережающей профессиональной подготовки бакалавров)
[8], В.А. Федорова (о научном аспекте обеспечения опережающего профессионально-педагогического образования)
[9]. Так, например, утверждается, что «управление процессом профессиональной подготовки содействует снижению сингулярности факторов внешней среды
путем повышения баланса содержательного, технологического и управленческого аспектов внутренней среды образовательной организации, что переводит образовательную систему в состояние опережающего развития» [5, с. 116].
В означенном контексте мы под опережающей профессиональной подготовкой подразумеваем преодоление замкнутости образовательного пространства путем реализации программ обучения на основе обсуждаемых новаций, что позволит выпускнику обрести способность и готовность к полноценной профессиональной жизни в условиях высоких темпов обновления оснований организации труда, социальной и профессиональной динамики и гарантирует его постоянную востребованность на рынке труда.
В статье мы сосредоточили свое внимание на путях формирования передовых и глобальных образовательных организаций, которые способны постоянно поддерживать высокое качество профессионального образования.
Базой исследования послужило Частное образовательное учреждение высшего образования «Международный Институт Дизайна и Сервиса» (МИДиС).
Во-первых, мы поговорим о создании сложных образовательных сетей. В настоящее время мы видим как наши коллеги в университете НТИ, в университете 20 35 создают очень современную сетевую структуру. Очевидно, если есть опыт взаимодействия с такими структурами, то им было бы интересно обменяться.
Далее, весьма значимым представляется разработка принципиально новых стратегий и принципов обучения, основанных на потребностях работодателей и сотрудника. По нашему мнению, лучшая практика разработки инновационных образовательных программ представлена в совместной работе образовательной организации и работодателей всех форм собственности. Большой интерес представляет исследование возможности развития человеческих ресурсов в
системе профессиональной подготовки. Очевидно, что оценка индивидуальных потребностей развития связана с целью образовательных организаций и принятой модели обучения потенциальных и действующих сотрудников и повышении их квалификации на рабочем месте.
Теперь о главном - принципах подготовки. Принципы впервые демонстрировались на генеральной ассамблее WorldSkills. Эти принципы включают:
- опору на стандарты мирового уровня;
- опережающий характер подготовки;
- практико-ориентированное обучение;
- контроль качества подготовки;
- фиксацию результатов подготовки.
Во-первых, этом контексте опыт нашего вуза по учету этих принципов может быть интересным. МИДиС является базой для подготовки кадров для международных отельных гостиничных сетей, таких как: Marriot, Radisson, Hyatt, Kempinski. Это образовательный комплекс, созданный 25 лет назад. Мы начинали свою деятельность как образовательный стартап - курсы по подготовке бухгалтеров, экономистов, дизайнеров. В дальнейшем мы переключились на сферу отельного бизнеса. Наша деятельность начиналась в маленькой арендованной комнате. Сначала открыли курсы, потом появился женский колледж «Арианна». У Т.В. Усыниной была мечта создать настоящий «Смольный институт» в Челябинске, только для девушек, поступивших на обучение по направлениям дизайна и сервиса. Было очень важно выиграть конкуренцию на рынке, ведь многие государственные колледжи предлагали образовательные программы совершенно бесплатные, на бюджетной основе. Конкуренцию предлагалось выиграть за счет качества подготовки и реализуемых дополнительных программ по этикету, культуре в семье, английскому языку. Сейчас эти позиции играют значительно меньшую роль, потому что по-
требитель становится более прагматичен и первое, о чем спрашивают родители, не об этих возможностях, к сожалению, а о том, «где будет работать мой сын или дочь», какова заработная плата выпускников, устроившихся работать по специальности и, вообще каковы перспективы трудоустройства. Они однозначно правы, но та «ДНК», которая была заложена при основании колледжа, осталась до сих пор в философии нашей образовательной организации, в наших ценностях и прошла через все эти годы.
За 25 лет колледж вырос до единого образовательного комплекса, в составе которого Высшая школа сервиса и туризма, Высшая школа менеджмента и Высшая школа дизайна, общеобразовательная школа «7 ключей». Вузом реализуются общеобразовательные программы, программы высшего и среднего профессионального образования. Всех наших обучающихся - школьников и студентов колледжа и института - около 3000 человек. Образовательный процесс осуществляется в здании, площадь которого составляет 20 000 кв.м., где располагаются современные лаборатории, мастерские, учебные ресторан и банк, бассейн.
Во-вторых, рассмотрим особенности подготовки бакалавров для индустрии гостеприимства. Мы работаем с четырьмя отельными сетями: Marriot, Radisson, Hyatt, Kempinski, являясь для них основным поставщиком кадрово-управ-ленческого резерва. В самом начале реализации программ по направлениям гостиничного дела, 15 лет назад, мы ничего не понимали в отельном бизнесе. Но мы представляли, что без партнеров нам не удастся сделать настоящую профессиональную школу. И на поиск партнеров у нас ушло 3 года. Мы организовали несколько десятков так называемых «Рок-шоу». Представители администрации ездили на переговоры в школы Америки, Италии, Швейцарии.
В стратегическом целеполагании мы исходили из того что, высокий уровень
ш
о
Ш
ГО
Ц
ГО
^
го ю U)
го
^ ш М
о 32
н
о о
с ш о
ГС S 1- н ГО
S ч:
ш х
п го
го н
о
О X
1_ .с
ф I
? :
го * о ГО X
<D >
<U С о <D 5
3 5 <D 5 <D s
,5 X
ю <и
о С a. : <u
<D X m
S
X го
ГО ш
ш о п н о 5
го s
s
Ю .
О с
<D О <D 15
X о
.0 i_
s
го s
I .
о н
S о
о >
о :
<D X
S
О
ц
IZ :
X -D
£
OD
образования обеспечивается постоянным обучением. Анализ показал, что целесообразно перенять лучшие практики у наших коллег, которые уже имеют опыт в несколько десятков лет и построили собственную систему. И зачастую, если это удается сделать, лучше взять этот опыт и транслировать. Конечно, это большая работа, но модули, технологии, методики, лучше перенимать в готовом виде, если есть возможность. Это и дешевле, и проще. Кроме того, у нас выработано правило, согласно которому каждая образовательная программа должна иметь академического партнера, желательно одного из лучших мировых. В индустрии гостеприимства - это отельные партнеры г. Зальцбурга, по направлению индустрии красоты - академия Pivot Point из г. Чикаго («Гарвард», как его называют для парикмахеры) по направлению дизайн - университет Глиндауэр, по направлению менеджмент - университет г. Уэльса Великобритания. Обязательным при реализации образовательных программ является наличие бизнес-партнера, а лучше, чтобы их было несколько, в том числе небольших. В нашей деятельности имеется печальный опыт, например, мы потеряли зарубежного бизнес-партнера в отельном бизнесе после вхождения Крыма в состав России. Другие партнеры под влиянием внешней политики и экономических санкций со стороны европейских государств тоже прекратили отношения. Поэтому вследствие больших политических рисков и Институт вынужден был отказаться от ставки на крупных зарубежных партнеров и сконцентрироваться на поисках партнеров международного уровня здесь, в России.
В-третьих, обратимся к опыту участия РБИУ-МИДиС в движении WorldSkills, начиная с 2015 г. Коллеги из бизнеса и образования задают вопрос, связанный с мотивацией участия в чемпионатах представителей нашего вуза. Ответ заключается в следующем: пока свои компетенции не сравнишь на
мировом уровне, невозможно идти дальше. Это помогает поддерживать высокое качество образования, искать новые технологии и формы работы. Мы полагаем, что добились определенных успехов. Так в национальных финалах мы получили 10 золотых медалей, 4 серебряных медали и 2 бронзовых медали. В 2016 г. На EuroSkills завоевали серебро по предпринимательству, третье место на 3D-моделировании для компьютерных игр и медальон по администрированию отеля; на чемпионате WorldSkills 2017 г. -серебро по визуальному мерчендайзингу и витринистике; нам удалось прорваться в высшую мировую лигу по витринисти-ке (а это замкнутая каста старых европейских экспертов). И наша задача заключалась в том, чтобы в первую очередь для моей команды, для Still steam, для тренеров, педагогов показать на мировом уровне ту российскую школу, корни которой лежат в старой итальянской художественной школе. Заметим кстати, что художественная школа в России вместе с нашими коллегами из бывших союзных республик СССР является сейчас самой сильной в мире, потому что сохранилась очень хорошая классическая школа. При этом мы не стали сильно уходить в цифровые технологии, а то, что обучающиеся до сих пор «рисуют руками», оказывает большое влияние на их профессиональные компетенции. Самое наше большое достижение - это чемпионат в Будапеште 2018 г., когда наша студентка Н. Рас-попова завоевала золото в визуальном мерчендайзинге. Наши выпускники - М. Ильиных и Н. Баранова - стали международными экспертами; на чемпионате Европы с помощью их и наставников Ю. Земина и команды по администрированию отеля А. Бодрягина было завоевано золото в администрировании отеля и бронза в ресторанном сервисе.
В-четвертых, это практическая подготовка к деятельности. Безусловно, системообразующая задача - это подготовка педагога, преподавателя, наставника [9]. Мы отдаем себе отчет, что ни один
преподаватель не сможет успевать за изменениями технологий на мировом уровне, поэтому основной Skills - это умение быстро обучаться. Поэтому изменение парадигмы образования в Институте связано не с трансляцией готовых знаний и передачей информации, а модерирова-нием образовательного процесса, организацией практики (рис 1.). Содержание рис. 1 отражает ключевое направление
работы вуза: в течение первого года обучения «дать ремесло» студентам на том уровне, чтобы оно соответствовало требованиям международных сетевых отелей при приеме на летнюю практику. Летняя практика длится три месяца. В этом случае студенты обучаются по индивидуальному графику. За весь период обучения длительность практики может составлять до 9 месяцев.
Рис. 1. Организация образовательного процесса в МИДиС
На рисунке четыре слоя и четыре года обучения (столбцы). В ядре обучения стандарты WorldSkills, в нашем случае -пример формирования компетенций ресторанного сервиса и администрировании отеля. В первый год обучения каждый студент определяет себе траекторию, согласно которой устанавливает, соответствует ли его учебно-профессиональный уровень компетенции администрирования отеля или гостиничного сервиса. Все студенты должны сдать демонстрационный экзамен в формате WorldSkills. Методика экзамена идентична методике проведения самих чемпионатов [2, с. 131].
Это очень удобная форма для привлечения коллег из отрасли, где, по сути, происходит селекция студентов на летнюю практику. Основная задача института - помочь студенту попасть
на конкретное функциональное место в международный сетевой отель (Marriot, Radisson, Hyatt, Kempinski).
Первый слой представленной схемы -это дисциплины или модули («Curriculum courses»). Дисциплины подразделяются на два типа: push, pull. Push - традиционная дисциплинарная система обучения (большинство дисциплин в учебном плане именно такие). Формат обучения -рациональное сочетание лекций, семинаров, практических занятий. Отметим, что переход на сугубо интерактивные формы может иметь отрицательные стороны. Наш опыт 10-ти летней давности, когда мы всё начали переводить в интерактивную тренинговую форму, показал, что данная форма обучения перенагружает студентов и приводит к снижению учебной мотивации и активности, поэтому должен быть разумный баланс. Дис-
ш
о
Ш
ГО
Ц
ГО
^
го ю U)
го
^ ш м
о зз
н
о о
с ш о
гс" S 1- н ГО
S ч
ш i
п го
го н
о
О X
1_ J
ф I
? :
го * о ГО X
<D >
<U С о <D 5
3 5 <D 5 <D s
,5 X
ю <D
о С a. : <u
<D X ш
S
X го
го m
ш о п н о 5
го s
s
Ю .
О с
<D О <D Ь
X о
.0 i_
s
го s
I .
о н
S о
о >
о :
<D X
S
О ГС
ц
IZ :
X
£ ÛQ
циплинам типа push приоритет отдается в двух случаях: когда идет базовый небольшой вводный курс, либо заполняется разрыв с ремеслом. Этот разрыв выявляется при контрольных срезах.
Pull - добывание это требуемых обучающемуся умений и навыков, когда студент знает, что конкретно ему необходимо для восполнения тех пробелов незнания во владении профессией, либо при выполнении проектов (2 курс). В этом случае функция преподавателя меняется. Это очень сложно, потому что не все преподаватели готовы работать в таком формате и индивидуальном режиме. Во-вторых, надо быть всегда «на пике» как технологий, так и собственного мастерства. Студенты, которые начинают действительно выполнять профессиональные функции по стандартам WorldSkills, задают очень много вопросов преподавателям, а они, в свою очередь, не всегда готовы ответить. Поэтому очень важно создать систему формирования pull.
На первом курсе студенты сдают Test project на 50%, на втором - на 75%, а на третьем - на 100%. Демонстрационный экзамен они будут сдавать на 1 курсе. И крайне важная задача данного этапа состоит в том, чтобы студенты попадали в слой практики, что на рисунке представлено в виде стрелки, которая идет через три функциональных места. Эта совместная работа с нашими коллегами, она позволяет нам готовить студентов к сдаче экзамена WorldSkills. Таким образом, помощью инструментов World Skills необходимо помочь студенту в его профессиональном росте внутри «корпоративного лифта», который есть в международных отельных сетях, путем соответствия их требованиям. По нашим оценкам, таких студентов у нас до 40%. Конечно, нашим коллегам абсолютно не нужны студенты с низким уровнем знаний и умений, им нужны только обладающие Skills на высоком уровне. И поэтому WorldSkills является для студента единственной возможностью попасть в соответствующие отельные сети на определенное функци-
ональное место. Четвертый слой - слой проектов. Мы считаем, что проект - это осознанная деятельность, темой которой может быть только кейс (определенное функциональное место). Студент первого курса, работая официантом на практике, понимает весь бизнес-контекст, структуру, должностную инструкцию и функциональные обязанности в отеле. Поэтому возникшую проблемную ситуацию он может решить уже в учебное время со своими наставниками или в команде, тогда это уже становится следующим ядром обучения. Следовательно, складывается цепочка, когда студент переходит из позиции простого ремесленника в позицию организатора, а потом и в управленца, а это ключевая задача к четвертому курсу подготовки.
В заключение отметим, что управление процессом профессиональной подготовки содействует снижению отрицательного воздействия неопределенности факторов внешней среды и переводит образовательную систему в состояние опережающего развития.
Основными путями поддержания высокого качества профессиональной подготовки может быть создание сложных глобальных образовательных сетей, включающих передовые образовательные организации.
Принципы подготовки кадров включают опору на стандарты мирового уровня WorldSkills, опережающий характер подготовки, практико-ориентированное обучение, контроль качества и фиксацию результатов подготовки. Библиографический список:
1. Бим-Бад Б.М. Опережающее образование: теория и практика // Советская педагогика. - 1988. - № 6. С. 51-55.
2. Дегтеренко Л.Н. Анализ нормативно-правового обеспечения внедрения стандартов WorldSkills в практическую деятельность образовательных организаций Челябинской области // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2018. - Т. 10. - № 1. С. 19-36.
3. Зинченко А.П. Общая управленческая подготовка: монография. - Тольятти: ТАУ, 2006. - 160 с.
4. Кислов А.Г. От опережающего к транспрофессиональному образованию // Образование и наука - 2018. -Т. 20. - № 1. С. 80-88.
5. Львов Л.В., Д А. Шагеев. Процессуально-технологическое сопровождение процесса профессиональной подготовки менеджеров // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2018. - Т. 10. - № 4. С. 114-128.
6. О демонстрационном экзамене по стандартам Ворлдскиллс Россия [Электронный ресурс] // Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)». - Режим д оступа: https://worldskills.ru/nashi-proektyi/ demonstraczionnyij-ekzamen/ obshhaya-informacziya.html.
7. Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании: теория и методология. - М.: Строй-издат, 1975. - 527 с.
8. Усынин, М.В., Львов Л.В., Толкунова И.И. Проектно-аналитическая сессия: теория и практика подготовки к управлению: науч.-метод. пособие. -Челябинск: ЧОУВО РБИУ, 2017. - 84 с.
9. Федоров В. А. Опережающее профессионально-педагогическое образование: аспект научного обеспечения // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы ХХ Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 22-23 апреля 2015 г. / науч. ред. Е.М. До-рожкин, В.А. Федоров. - Екатеринбург: РГППУ, - 2015. Т. I. - С. 21-25.
Поступила 10.04.2019
Об авторе:
Усынин Максим Валерьевич, первый проректор Частного образовательного учреждения высшего образования «Международный Институт Дизайна и Сервиса (Россия, г. Челябинск), кандидат педагогических наук, [email protected]
Для цитирования: Усынин М.В. Профессиональное образование: проблемы опережающего развития, подготовка бакалавров для индустрии гостеприимства внедрением международных стандартов World Skills // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2019. - Т. 11. - № 2. С. 19-26. DOI: 10.7442/2071-9620-2019-11-2-19-26
References:
1. Bim-Bad B.M. Proactive education: theory and practice // Sovetskaya pedagogika. -1988. - No. 6. P. 51-55. [in Russian]
2. Degterenko L.N. Analysis of legal support in introducing WorldSkills standards into the practices of educational organizations in Chelyabinsk region // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2018. - Vol. 10. - No. 1. P. 19-36. [in Russian]
3. Zinchenko A.P. General managerial training. - Togliatti: TAU, 2006. - 160 p. [in Russian]
4. Kislov A.G. From proactive to transprofessional education // Obrazovanie i nauka. -2018. - Vol. 20. - No. 1. С. 54-74. [in Russian]
5. Lvov L.V., Shageev D.A. Process and technological support of professional training of managers // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2018. - Vol. 10. -No. 4. P. 114-128. [in Russian]
6. On demo exam under WorldSkills Russia standards [Electronic resource]. - Available at: https://worldskills.ru/nashi-proektyi/demonstraczionnyij-ekzamen/obshhaya-informacziya. html. [in Russian]
7. Development and implementation of automated systems in projecting: theory and methodology. - M.: Stroyizdat, 1975. - 527 p. [in Russian]
m
о
Ci
m
TO
TO
^
TO Ю U)
TO
^ m M
о 32
I—
о о
с m о
гс" s i- I— Ci TO
s ч:
m X
n TO
TO H
Ci o
о X
_fl
<u X
:
TO * о TO X
<D >
<U С о <D 5
2 5 <D 5 <D s
,5 X
Ю <D
о С : <U
<D X m
S
X TO
TO m
m о n I— о 5
TO s
Ci s
ю
о С
<D о <D fc
X О
.0 i_
s
TO s
X Ci
о 1—
s о
о >
о :
<D X
s
о rc
ц
IZ :
8. Usynin M.V., Lvov L.B., Tolkunova I.I. Project-analytical session. Guidance material. -Chelyabinsk: RBIM, 2017. - 84 p. [in Russian]
9. Fedorov V.A. Proactive pfofessional pedagogical education: scientific support aspect. Innovatsii v professionalnom i professionalno-pedagogicheskom obrazovanii. -Ekaterrinburg: RGPPU, 2015. - Vol. 1. - P. 21-25. [in Russian]
About the author:
Usynin Maxim Valerievich, Executive Vice-Rector, International Institute of Design and Service (Chelyabinsk, Russia), Candidate of Sciences (Education), [email protected]
For citation: Usynin M.V. Professional education: problems of priority development, training bachelors for hospitality industry via introducing World Skills standards // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2019. - Vol. 11. - No. 2. P. 19-26. DOI: 10.7442/2071-9620-2019-11-2-19-26
X
.0
£
0D