Научная статья на тему 'Влияние конъюнктуры рынка на подготовку специалистов в области гостиничного и ресторанного бизнеса'

Влияние конъюнктуры рынка на подготовку специалистов в области гостиничного и ресторанного бизнеса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЪЮНКТУРА РЫНКА / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирзоян Анжела Павловна, Усынина Татьяна Васильевна

Рассматривается влияние конъюнктуры рынка на подготовку кадров для ресторанного и отельного бизнеса на примере Высшей школы сервиса и туризма РБИУ, выполняющей сегодня свое предназначение как отельной школы, имеющей максимальную практическую направленность и учитывающей специфику функционирования международных отелей как эталона; показаны пути формирования компетентности студентов и представления интересных перспектив для динамического карьерного роста во всех сегментах индустрии гостеприимства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мирзоян Анжела Павловна, Усынина Татьяна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of market conjuncture on personnel training for hotel and restaurant business

This article is devoted to the influence of market conjuncture on personnel training for restaurant and hotel business by the example of RBIM Higher School of Service and Tourism.

Текст научной работы на тему «Влияние конъюнктуры рынка на подготовку специалистов в области гостиничного и ресторанного бизнеса»

4. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. -М., Просвещение, 2008.

5. Cashman K. Leadership from the Inside Out. - Provo, UT: Executive Excellence Publishing, 2001. - 49 с.

6. Charan R., Drotter S., Noel J. The Leadership Pipeline: How to Build the Leadership-Powered Company. - San Francisco: Jossey-Bass, 2001. - 248 c.

УДК 378.14 ББК 74.484.4

А.П. Мирзоян, Т.В. Усынина ВЛИЯНИЕ КОНЪЮНКТУРЫ РЫНКА НА ПОДГОТОВКУ СПЕЦИАЛИСТОВ

В ОБЛАСТИ ГОСТИНИЧНОГО И РЕСТОРАННОГО БИЗНЕСА

£ m

к о

с

<

Рассматривается влияние конъюнктуры рынка на подготовку кадров для ресторанного и отельного бизнеса на примере Высшей школы сервиса и туризма РБИУ, выполняющей сегодня свое предназначение как отельной школы, имеющей максимальную практическую направленность и учитывающей специфику функционирования международных отелей как эталона; показаны пути формирования компетентности студентов и представления интересных перспектив для динамического карьерного роста во всех сегментах индустрии гостиприимства.

Ключевые слова: конъюнктура рынка, подготовка кадров, гостиничный бизнес.

Лозунг «Образование для трудоустройства», декларированнный Русско-Британским Институтом Управления несколько лет назад, автоматически обязывает руководство и преподавательский состав Высшей школы сервиса и туризма (далее - ВШСиТ - название принято только в РБИУ) оперативно отслеживать ситуацию и карьерные перспективы на соответствующем профессиональном рынке. Для лучшего понимания влияния конъюнктуры рынка представляется интересным проанализировать ситуацию в динамике за десять лет существования школы.

Высшая школа сервиса и туризма ведет свой отсчет с мая 2004 г., когда РБИУ (на тот момент Челябинским гуманитарным институтом) был подписан договор с Торгово-Промышленной Палатой земли Зальцбург (Австрия), являю-

щейся учредителем Объединения туристических школ Зальцбурга. Индустрия гостеприимства в России в то время начала стремительно развиваться, преимущественно в области ресторанного бизнеса. В стране разворачивался настоящий ресторанный бум, один за другим открывались заведения общественного питания различных форматов, при этом персонала, как линейного, так и управленческого, катастрофически не хватало. Вскоре многие российские вузы, сориентировавшись в ситуации, наперебой начали предлагать подготовку специалистов по единственному В то время госстандарту специальности «Социально-культурный сервис и туризм» [1], явным недостатком которого было чрезмерное количество теоретических и отсутствие практических профильных дисциплин. На этом фоне Высшая школа сервиса и

туризма выгодно отличалась, поскольку, благодаря австрийскому блоку дисциплин специализации и международным профильным практикам проводила качественную практическую подготовку студентов, обеспечивающую очевидные конкурентные преимущества выпускникам при трудоустройстве [4]. И, как следствие, наборы в ВШСиТ росли с каждым годом. В то же самое время, отельный рынок был тогда, по большому счету, в плачевном состоянии: количество гостиниц не соответствовало потребностям страны, при этом отели, удовлетворяющие международным стандартам, можно было пересчитать по пальцам. Подавляющее большинство наших выпускников трудоустраивалось в ресторанах, остальные либо уезжали в Европу для продолжения учебы, либо находили себе применение в других отраслях. Выпускники, предпочитавшие работу в отельном бизнесе, были редкостью.

Эпоха ресторанного бума в России закончилась, примерно в 2010 году, этот сегмент индустрии гостеприимства достиг стадии насыщения, никого ничем здесь уже не удивишь. Последние годы происходит лишь ротация: закрываются одни заведения, на их месте появляются другие, при этом потребность в квалифицированных кадрах остается, поскольку текучесть здесь крайне высокая. Одновременно мы наблюдаем очевидное изменение конъюнктуры рынка - с 2011 года в России разворачивается отельный бум.

Отельный рынок намного более сложный и сегментированный, чем ресторанный, и развивается по несколько другим законам. Прежде всего, практически во всех российских регионах открываются новые отели категорий «бизнес-отель», «мини-отель», хостелы, клубные отели, загородные и спа-отели и т.д. В 2013 году в Сочи, например, было открыто самое большое количество отелей в мире - 1308 гостиниц с 274 000 номеров различных категорий (данные ProHotel.ru). Кроме того, последние пять лет происходит экспансия международных сетевых отелей в Рос-

сию, причина чего проста - наша страна и страны СНГ как значимая часть региона ЕМЕА (Европа, Ближний Восток и Африка), остались единственным относительно свободным рынком для их глобального развития. На данный момент большинство ведущих отельных брендов мира имеют свои отели в российских регионах и продолжают планировать и запускать новые проекты. По данным компании KPMG, к 2019 году их количество увеличится более чем вдвое и составит 257. И кадровый вопрос - один из самых сложных вызовов, стоящих перед ними, равно как и перед всей отельной индустрией.

Конъюнктура рынка вновь диктует спрос на специалистов для отельного сегмента с определенным набором компетенций [5], а Высшая школа сервиса и туризма РБИУ этих специалистов выпускает, начав это делать фактически первой в стране. Следует помнить, что изначально с нашими австрийскими партнерами мы открывали именно отельную школу, но поскольку в то время, как уже говорилось, отельный бизнес в России был крайне слабо развит, основным местом трудоустройства большинства выпускников был ресторанный сектор, переживавший свой расцвет. Разумеется, студенты и выпускники ВШСиТ и сегодня без труда могут устроиться практически в любые рестораны, но большинство надолго не задерживается, поскольку работа достаточно однообразная и не предоставляет возможностей для стабильного карьерного роста и путешествий. Для приверженцев карьеры по линии F&B (службы питания, включающей заведения различного формата), коих немало среди наших студентов, гораздо больше возможностей для реализации предоставляют именно отели, для которых данное подразделение наряду с номерным фондом является одним из основных источников дохода. Как результат, в настоящее время количество выпускников школы, трудоустраивающихся в отельном бизнесе, возросло до восьмидесяти процентов.

ш

о

го ^

! о о

1

§ «О

с о

ч: I

0 I

1= го

ГО о

ьг ф

1 а. £ *

.0

Ф н I Го

к ,5 ^ ю Ш о Ш т

_0

£ m

к о

с

<

Таким образом, нынешняя конъюнктура рынка очень благоприятна для Высшей школы сервиса и туризма РБИУ, поскольку она, наконец, в полной мере может выполнить свое предназначение как отельная школа. Студенты обучаются по особым учебным планам, представляющим собой сбалансированное и органичное сочетание российского государственного стандарта по направлению «Менеджмент» [2] и стандарта европейских (в нашем случае - австрийских) отельных школ. Проще говоря, вся специализация по отельному и туристическому бизнесу преподается по австрийским учебным планам и методикам, имеющим максимальную практическую направленность и учитывающим специфику функционирования международных 5-тизвездочных отелей как эталона [3]. Приобретаемые студентами компетенции уже «заточены» на работу в этом сегменте отельного бизнеса. Разумеется, это не означает, что выпускники не могут работать в России в отелях эконом-класса или несетевых отелях. Как показывает анализ, более половины студентов так и делают на первоначальном этапе своей карьеры. Главный минус здесь - знания и навыки, полученные студентами во время обучения и зарубежных профильных практик в ВШСиТ [4], фактически не востребованы, поскольку владельцы и менеджмент самостоятельных российских отелей в своем большинстве не имеют международного отельного образования и не придерживаются строгих стандартов обслуживания, как это вынуждены делать «сетевики». Данные отели, как правило, не проводят серьезную кадровую политику в отношении молодежи, как это традиционно делают практически все ведущие отельные бренды Европы и США, и редко предоставляют интересные перспективы для динамичного карьерного роста.

Международные же отели на территории Российской Федерации дают возможность студентам ВШСиТ не просто применять приобретенные знания и на-

выки, но и значительно расширить их за счет корпоративных программ обучения, а потому являются идеальным местом для практики и трудоустройства и надежной альтернативой европейским отелям в условиях меняющейся политической ситуации в мире. Кроме того, сетевые отели предоставляют выпускникам реальные возможности для международной карьеры, практикуя внутренние трансферы, позволяющие талантливым сотрудникам переходить на работу в отели данной сети в других городах и странах мира каждые два-три года [4]. Осознавая это, с 2012 года Высшая школа сервиса и туризма работает со швейцарской отельной группой Kempinski, и, прежде всего, с самым большим российским отелем этой сети в г. Геленджик, успешно развивается сотрудничество с американскими брендами Radisson Blu (первый отель этого бренда гостиничного оператора Rezidor Hotel Group открылся в Челябинске весной 2014 года) и Hyatt Regency, в лице его первого российского отеля в г. Екатеринбурге, в 2013 году ставшим лучшим отелем этой сети в мире.

Тем не менее, данная статья была бы неполной без упоминания сложной экономической ситуации, сложившейся в нашей стране в 2014 году. Серьезный экономический кризис, в считанные месяцы фактически обрушивший отечественный рынок туристических услуг, еще недавно процветавший, не может не сказываться и на других сегментах индустрии гостеприимства. Например, эксперты констатируют сильное проседание ресторанного бизнеса, особенно его премиального сегмента, поскольку россияне стали вынуждены чаще отказывать себе в гастрономических удовольствиях с целью экономии семейного бюджета. Не обошел кризис и гостиничный сектор: многие отели фиксируют резкое падение продаж своих услуг. Как же нынешняя рыночная конъюнктура скажется на кадрах отрасли, и, в частности, на студентах и выпускниках Высшей школы сервиса и туризма РБИУ?

Осознавая, что в настоящий момент строить какие-либо прогнозы - дело крайне неблагодарное, все-таки рискнем высказать свою точку зрения. Не вызывает сомнений, что в новых условиях отельный бизнес продолжит свое существование, правда, довольно серьезно изменившись. В условиях значительного снижения въездного потока иностранных бизнес-туристов, отели будут вынуждены переориентироваться на российских потребителей, большинство из которых также лишились возможности отдыхать за границей вследствие низкого курса рубля. Как результат, между гостиницами (особенно, сегмента премиум) увеличится конкуренция за платежеспособного гостя, который, заметим, уже привык получать высокий уровень сервиса за более разумные деньги в европейских отелях.

Временное сжатие рынка, вызванное снижением покупательной способности россиян, может привести к массовым увольнениям неэффективных сотрудников в отрасли, что, в свою очередь, вызовет возрастание конкуренции среди оставшегося персонала. Отныне каждый сотрудник должен будет работать «за троих» и владеть большим количеством компетенций, необходимых для обслуживания гостей на высоком уровне. И в таких условиях выпускники Высшей школы сервиса и туризма РБИУ также имеют несомненные конкурентные преимущества, поскольку за период обучения в вузе и прохождения профильных практик стали поистине «универсальными солдатами» сервиса, способными работать во всех подразделениях отеля, причем, как в роли линейного персонала, так и на начальных (в ряде случаев, даже средних) менеджерских позициях [4].

Таким образом, пример Высшей школы сервиса и туризма РБИУ дает право утверждать, что практикоориентирован-ная и соответствующая международным профессиональным стандартам вузовская подготовка специалистов дает карьерные преимущества выпускникам при любой конъюнктуре рынка.

Библиографический список:

1. Государственный образовательный стандарт ВПО по специальности "Социокультурный сервис и туризм" // [Электронный ресурс]: Доступ из системы ГАРАНТ.

2. Государственный образовательный стандарт ВПО по направлению подготовки 080200 Менеджмент // [Электронный ресурс]: http://base.garant. ги/198749/.

3. Учебные планы Туристических Школ Зальцбурга по специальности "Менеджмент в ресторанном и гостиничном бизнесе" // [Электронный ресурс]: http://www.rbiu.ru/.

4. Мирзоян А.П. Формирование кли-ентоориентированной культуры будущих менеджеров: учеб. пособие. -Челябинск: Изд-во НОУВПО РБИУ, 2012. - 95 с.

5. Усынина Т.В., Осташевский С.М. Инновационные процессы в образовании как экономический фактор развития РФ // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2014. № 3. С. 17-28.

ш

о

го ^

! 8 о <и

1

§ «о

с о

ч: I

0 I

1= го

3 е

ГО о

ьг ф

1 а

.0 а

Ф н I Го

к ,5 ^ ю

Ш О

т ш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.