ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В КОНТЕКСТЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
к о
с
<
<и ф
ь
ф
Ч I
DOI 10.7442/2071-9620-2019-11-2-34-46
УДК 378.046.4 ББК 74.484.78
Л.Н. Дегтеренко, А.П. Мирзоян (Международный Институт Дизайна и Сервиса, г. Челябинск, Россия)
ИЗ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ С УЧЕТОМ СТАНДАРТОВ WORLDSKILLS ПО КОМПЕТЕНЦИИ «РЕСТОРАННЫЙ СЕРВИС» В ЧОУВО «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ДИЗАЙНА И СЕРВИСА»
Актуализируется проблема реализации программ дополнительного профессионального образования. Приводится детальный анализ проблематики научных исследований, связанных с институтом дополнительного профессионального образования. Отмечается, что при зарождающемся в отечественной науке интересе к движению и стандартам WorldSkills в настоящее время еще не оформлено научно-теоретических, научно-практических, методологических подходов внедрения стандартов WorldSkills в образовательную деятельность. Указывается, что вопросы взаимосвязи программ дополнительного профессионального образовании и стандартов WS в научных публикациях освещены фрагментарно. Описывается опыт реализации дополнительных профессиональных программ с учетом стандартов WorldSkills по компетенции «Ресторанный сервис» в Частном образовательном учреждении высшего образования «Международный Институт Дизайна и Сервиса». Анализируется положительная динамика изменения уровня компетентности участников в области ресторанного сервиса по результатам освоения дополнительной профессиональной программы. Делается вывод о том, что реализация указанных дополнительных профессиональных программ на основе стандартов WorldSkills может стать основой для изменения содержания основных профессиональных образовательных программ СПО и ВО, совершенствования применяемых педагогических технологий, а также выполнения законодательных требований в отношении профессионального развития личности, обеспечения соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.
Ключевые слова: программы дополнительного профессионального образования, стандарты WorldSkills, взаимосвязь программ дополнительного профессионального образования и стандартов WS, компетентность в области ресторанного сервиса, повышение квалификации.
L.N. Degterenko, A.P. Mirzoyan
(International Institute of Design and Service, Chelyabinsk, Russia)
FROM THE EXPERIENCE OF FURTHER EDUCATION PROFESSIONAL PROGRAMS IMPLEMENTATION AT THE INTERNATIONAL INSTITUTE OF DESIGN AND SERVICE TAKING INTO ACCOUNT THE RESTAURANT SERVICE COMPETENCE WORLDSKILLS STANDARDS
The problem of further education programs realization is mainstreamed. Problems of further vocational education researches are elaborated. It is noted that the interest to WorldSkills standards arising in the Russian science has not yet shaped scientifically, theoretically or practically in the way of methodological approaches to introducing WorldSkills standards into educational practices. It is pointed out that the issues of interrelation between further education and WorldSkills standards are but outlined in the publications. Experience of implementing further education programs with due account of WorldSkills standards in "Restaurant Service" competence at the private higher school International Institute of Design and Service is described. Positive dynamics of participants' competence level in restaurant service is analyzed on the results of mastering the further education program. It is concluded that implementation of the above further education programs on the basis of WorldSkills standards can become a foundation to adjust the vocational and higher education programs, improve the applied education technologies as well as fulfill the legal requirements with regard of personal professional development, providing the required qualifications for the changing professional and social environment.
Keywords: further education programs, WorldSkills standards, interrelation between further education programs and WorldSkills standards, competence in restaurant service, qualification upgrade.
В условиях постоянной модернизации российского образования по-прежнему актуальной остается проблема повышения его качества и его соответствия «запросам населения и перспективным задачам развития российского общества и экономики» [22]. Решению данной проблемы отчасти способствуют подготовка кадров по ТОП-50, введение в действие ФГОС+++, разработка профессиональных образовательных программ с учетом профессиональных стандартов и стандартов WorldSkills. Расширяет возможности указанных нововведений система дополнительного профессионального образования.
Согласно ст.76 Ф3-273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, «дополнительное професси-
ональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды [27]. Эта же статья оставляет за образовательными организациями право самостоятельно определять «содержание дополнительной профессиональной ... с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование».
В связи с этим реализация дополнительных профессиональных программ может предусматривать инновационное содержание образования, инновационные формы и технологии обучения.
м
"О
§ £ <u
о ° н s „,
го 2
Ф т
^ _ ГО
С I
И
с ГО X I 2 ^ ^ 3 -О X ш Ф
£ i
о ~
§ О
о со
ф > -&0
0 IT
& я
X о
-О S
1 ш
-о а.
ф о
о
го
.
о
s ф
m
го v: со
¡3 §■
ф I
с ф
Го is
h i=
Ei g
оо О
S 1=
к о
[= <
<D ф
t ф Ч
л с;
Анализ научных исследований показал, что обобщение опыта реализации программ дополнительного профессионального образования представлено достаточно широко.
Отметим, что теоретическое исследование дополнительного профессионального образования оформилось в российской науке во второй половине XX века, когда оно рассматривалось исследователями с позиций андрогогики как института непрерывного образования взрослых.
Вопросы непрерывного образования взрослых освещаются в большом количестве публикаций с точки зрения философско-концептуальных (Т.Г. Бра-же, А.П. Владиславлев, A.B. Даринский, Г.П. Зинченко, Л.Н. Лесохина, В.Г. Осипов), социокультурных (С.Г. Вершлов-ский, Б.И. Любимов, В.Г. Онушкин, Е.П. Тонконогая и др.), психолого-педагогических (Ю.Н. Кулюткин, В.Ю. Кри-чевский, Л.М. Перминова, Г.С. Сухобская и др.) и др. теорий. В центре внимания указанных исследований разработаны концептуальные основы непрерывного образования взрослых, определены сущность, основные характеристики и принципы образования взрослых, охарактеризованы различные группы субъектов непрерывного образования, рассмотрены специфические социально-психологические, мотивационные характеристики взрослых как участников образовательного процесса. Л.В. Львов, исследуя специфику непрерывного образования, указывает на его перманентность: «Применительно к формированию проектной компетентности менеджера психолого-педагогическое и процессуально-технологическое сопровождение заключается в проектировании перманентной прак-тико-ориентированной подготовки на основе сочетания традиционных и инновационных, адаптированных к образовательному процессу методов, форм и средств обучения» [17, с. 22].
Некоторые исследователи (О.В. Купцов, H.H. Нечаев, ЮГ. Татур, Н.Ш. Ва-леева, Т.П. Дегтярева, A.B. Скачков,
В.П. Галенко, ВВ. Абраухова, С.Ф. Хле-бунова и др.) в своих исследованиях касались проблем дополнительного образования детей, научно-педагогических основ содержания дополнительного профессионального образования, инновационной деятельности учреждений дополнительного профессионального образования, организации дополнительного профессионального образования студентов и т.д.
В современных исследованиях дополнительное профессиональное образование рассматривается как один из инструментов адаптации граждан к постоянно трансформирующимся требованиям высокодинамичного общества. Многообразные точки зрения на проблемы становления и институциональное развитие дополнительного профессионального образования отражены в работах Т.Г. Мухиной, Е.С. Сженова, Л.В. Тарасенко, Г. А. Трубина, И.А. Шороховой и т.д.
Таким образом, в вышеназванных работах объектом анализа являются отдельные аспекты или модели дополнительного профессионального образования. Малоизученным остается опыт формирования дополнительных профессиональных образовательных программ с учетом последних нововведений в образовании РФ, в том числе внедрения стандартов WorldSkills в образовательную практику учебных заведений.
Опыт участия России в международном движении WorldSkills (WS) сравнительно небольшой, так как первое участие отечественных образовательных организаций в данном международном движении датируется 2012 г. Соответственно, аналитическая составляющая изучения научно-теоретических и научно-практических аспектов, методологических подходов внедрения стандартов WS в образовательную деятельность имеет относительно разрозненный характер.
Проблематику научных исследований внедрения стандартов WS в образовательную деятельность можно
классифицировать по ряду следующих направлений:
- обобщение опыта организации и участия в чемпионатах разных уровней (Калицкий Э.М., Бутрим С.Р.[8], Силкин М.И., Гаммерш-мидт А.Д., Маслов А.Е. [25], Го-мольский А.С., Плешаков Ф.А. [5]);
- описание моделей подготовки по стандартам WS (Миняева Н.М., Таспаева М.Г. [17], Рудь Н.Н. [22], Китызина С.А. [12], Воробьева Н А. [3], Кочетков В.В. [15], Клименко Т.И., Кандыба О.В., Саето-ва Л.М. [9]);
- анализ взаимодействия с социальными партнерами в рамках подготовки чемпионатам WS, в том числе по вопросам организации практики (Гайнеев Э.Р. [4], Серегин А.С. [24], Хуснутдинов Р.З. [28]);
- обобщение опыта проведения аттестация по стандартам WS, в том числе особенностей проведения демоэкзамена (Смолина О.А. [26], Камашева А.А. [9], Башанова К. А., Громова Т.А., Селюн Е.В. [2], Кандыба О.В., Барашок И.В., Кушна-рева И.Ю. [11], Кондратенко Е.В., Глизерина Н.Д. [14]);
- характеристика региональных аспектов внедрения стандартов WS и организации деятельности специализированных центров компетенций (Мифтахова Л.М. [21], Камский В.В., Бакаева П.Е. [10], Ашихмина Е.А., Аших-мин С.А., Фридман М.Ф. [1], Дьяченко Н.С. [6]).
Вопросы взаимосвязи программ дополнительного профессионального образовании и стандартов WS в научных публикациях освещены фрагментарно (Ильин К.С., Иванова А.П., Пятков А.С. [7], Логвинов А.А., Вураско Л.Ю. [16]). Между тем, исследование данной темы представляет существенный интерес для разработки стратегий дальнейшего внедрения стандартов WS в систему
образования, в том числе дополнительного профессионального в целях профессионального развития личности, обеспечения соответствия квалификации специалиста меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.
Высшей школой сервиса и туризма ЧОУВО «Международный Институт Дизайна и Сервиса» (далее - ЧОУВО МИ-ДиС, ВШСиТ) накоплен значительный опыт практической подготовки специалистов индустрии гостеприимства, во многом благодаря многолетнему плодотворному сотрудничеству с Объединением Туристических Школ Зальцбурга (Австрия), позволившему еще в начале 2000-х гг. получить доступ к европейским образовательным программам и технологиям. Самым большим их достоинством было, во-первых, содержательное наполнение, максимально выверенное на соответствие потребностям ведущих профильных предприятий (ресторанов и отелей), во-вторых, активное использование прогрессивных педагогических технологий (бизнес-симуляций, фасилитации (технологии Open Space и The World Café) и др.).
Дело было за малым - освоить содержание и перенять технологии преподавания. Сделать это в 2004 году было достаточно непросто, поскольку в российской системе образования преподавателей подобных практических дисциплин, как, впрочем, и самих дисциплин, попросту не существовало. Проблему удалось решить креативно: на проект были приглашены ведущие специалисты в области ресторанного, гостиничного и туристического бизнеса, имеющие немалый практический опыт работы, но ... не имеющие опыта преподавания. При активной поддержке австрийских партнеров все они прошли многомесячную профессиональную переподготовку в учебных заведениях Австрии, закрепив её стажировками в соответствующих службах 4-5* отелях федеральной земли Зальцбург. Вернувшись в МИДиС (на тот
м
"О
§ £
ф
8 и н s
го 2
ф т
_
ГО
С I
И
с го
X I 2 ^ ^ 3 -О X Ш Ф
£ i
о ~
о 0
о со ф >
-&0
0 IT
& я
X о
-О S
1 ш
-о а.
ф о
о
го
.
о
s ф
m
ГО v; СО
!з §■
ф i
С ф
Го fc
b i=
g g
со о
S 1=
к о
[= <
<D ф
t ф Ч
л с;
момент - Русско-Британский Институт Управления), команда преподавателей успешно запустила учебный процесс и продолжала его реализацию в течение первых трех лет, адаптируя к российскому менталитету и образовательным традициям. Первый выпуск бакалавров, прошедших обучение по этой программе, получил высокую оценку работодателей, рестораторов и отельеров и позволил сделать вывод о её эффективности.
Поскольку мы щедро делились своим опытом с коллегами из других российских вузов посредством публикаций и участия в научно-педагогических конференциях, ВШСиТ МИДиС часто посещали делегации коллег из российских вузов, проводящих подготовку по аналогичным программам [20; 19]. Наблюдая с большим интересом за происходящим, они пытались понять секрет успеха. Несомненно, одной из его составляющих была и остается великолепная материальная база, в частности учебный ресторан на 28 посадочных мест с учебной кухней на 16 рабочих станций, полностью оснащенных современным оборудованием. Но основным преимуществом являлись именно компетенции нашей команды преподавателей-практиков, которыми в других российских вузах и колледжах фактически не обладали. Таким образом, благодаря освоению европейских технологий преподавания дисциплин по ресторанному и гостиничному бизнесу ВШСиТ МИДиС в течение более чем двенадцати лет являлась лидером по подготовке специалистов в этой сфере.
В 2016 году МИДиС присоединился к международному некоммерческому движению WorldSkills International, целью которого является повышение статуса профессионального образования и стандартов профессиональной подготовки и квалификации по всему миру. Студенты института под руководством преподавателей стали участниками соревнований WorldSkills Russia по нескольким компетенциям, в первую очередь по компетен-
ции «Ресторанный сервис». Оказалось, что все техники и задания соревнований фактически стопроцентно совпадали с темами и заданиями дисциплин «австрийского блока», которые мы в течение многих лет эксклюзивно преподавали студентам на занятиях. Как следствие, студенты ВШСиТ МИДиС сразу завоевали золотые медали Национальных финалов WorldSkills (2016 г., 2017 г.); медальон за профессионализм на Чемпионате Европы EuroSkills (Гётеборг, 2016) и Чемпионате мира WorldSkills (Абу-Даби, 2017). На трех внутривузовских чемпионатах «Молодые профессионалы (Ворлд-скиллс Россия)» (октябрь 2017г., апрель 2018, апрель 2019) и демонстрационном экзамене по стандартам WorldSkills (февраль и декабрь 2018 г.) студенты ВШСиТ также набрали высокие баллы. Это еще раз доказало, что в МИДиС существует авторитетная школа подготовки по ресторанному сервису.
Во многом благодаря движению WorldSkills технологии европейского ресторанного сервиса стали стремительно распространяться среди российских колледжей и вузов, проводящих подготовку по данным специальностям и направлениям. Тем не менее, в настоящее время по-прежнему остро стоит вопрос компетентности преподавателей, большинство которых по ряду причин не обладает необходимыми компетенциями.
Этот вопрос также удалось решить: при поддержке Агентства стратегических инициатив (АСИ), продвигающего WorldSkills в России, была создана Академия WorldSkills, где преподаватели колледжей и вузов могут пройти переподготовку и повышение квалификации. Традиционно Академия WorldSkills по компетенции «Ресторанный сервис» проходит на базе ВШСиТ МИДиС, которая ежегодно принимает порядка 90 преподавателей колледжей и вузов со всей страны. Занятия проходят в группах по 30 человек в три захода в течение трех недель, их проводят ведущие преподаватели ресторанного сервиса ВШСиТ.
Нами была разработана базовая программа дополнительного профессионального образования по компетенции «Ресторанный сервис» с учетом стандартов WS, включающая четыре блока тем, коррелирующих с конкурсными заданиями внутривузовских чемпионатов и де-моэкзамена:
I. Базовые навыки ресторанного сервиса.
II. Обслуживание гостей в кафе и ресторане.
III. Работа перед гостем.
IV. Сервис бара.
Каждая группа участников программы в начале обучения проходит процедуру экспресс-тестирования для определения исходного уровня владения необходимыми навыками и компетенциями (табл. 1, рис. 1), затем информация оперативно анализируется для коррекции базовой программы с целью повышения эффективности обучения.
Таблица 1. Диагностика уровня владения базовыми навыками ресторанного сервиса
в начале обучения, 2018 (%)
Техника работы со скатертью Техника работы с наперо-ном Техника работы с салфетками Техника работы с основной линейкой столовых приборов Техника работы с основной линейкой бокалов, подносами Алгоритм работы при базовой сервировке стола
низкий 13,1 18,7 7,9 11,8 24,8 18,3
ниже среднего 17,2 19,4 15 18,2 18,2 18,2
средний 46,4 54,2 66,9 59,8 54,2 57
выше среднего 20,13 7,7 5,1 5,1 2,8 3,95
высокий 3,17 0 5,1 5,1 0 2,55
м
"О
§ £ <u
о ° н s „,
го ?
5 « р Я <3 S
Рис. 1. Диагностика уровня владения базовыми навыками ресторанного сервиса
в начале обучения, 2018 (%)
к о
[= <
<D ф
t ф Ч
л с;
Результаты диагностики на начальном этапе обучения на курсах повышения квалификации показали, что основная масса испытуемых владеет базовыми навыками ресторанного сервиса на низком - среднем уровнях, а именно: техникой работы со скатертью обладают на низком - среднем уровнях 76,7%, на уровнях выше среднего и высоком -23,3%; техникой работы с напероном -92,3% и 7,7% соответственно; техникой работы с салфетками и техникой работы с основной линейкой столовых приборов - по 89,8% и 10,2% соответственно; техникой работы с основной линейкой бокалов, подносами - 97,2% и 2,8% соответственно; алгоритмом работы при базовой сервировке стола - 93,5% и 6,5% соответственно.
Таким образом, как показывает наш опыт, исходный уровень владения компетенциями у большинства преподавателей достаточно невысок, а примерно треть из них не владеют в должной степени даже базовыми навыками ресторанного сервиса - техниками работы со столовым бельем и инвентарем ресторана.
Если начальный уровень владения определенной техникой оценивается как «ниже среднего», то время на изучение данной темы увеличивается за счет уменьшения времени изучения техник, уровень исходного владения которыми был оценен как «средний» и «выше среднего».
На изучение каждого блока отводится один день (не считая первого дня «погружения», когда всех участников программы знакомят со стандартами, правилами и форматами проведения соревнований и демоэкзаменов WS), по окончании программы каждый участник сдает экзамен. Общая продолжительность программы повышения квалификации -72 часа.
Занятия проходят в формате бизнес-симуляций: для участников моделируются условия реального соревнования по компетенции, где преподаватель сначала проигрывает ситуацию с актерами, затем дает возможность повторить это одному
из слушателей. Для оценивания каждой смоделированной ситуации из числа других слушателей выбирается «экспертное жюри», которое оценивает выполнение модуля по всем правилам оценивания с учетом стандарта WorldSkills International. Слушатели и эксперты меняются для каждой ситуации, тем самым позволяя поработать всем. Такая схема позволяет участникам отработать не только профессиональные навыки, но и навыки оценивания в качестве эксперта.
По окончании выполнения задания преподаватель не только оценивает вновь приобретенные профессиональные навыки участников, но и проверяет их оценочные листы на предмет корректности выставления оценок, посредством сравнивания с оценочным листом сертифицированного эксперта по компетенции.
Ниже приведены несколько примеров заданий некоторых блоков.
II. Обслуживание гостей в кафе и ресторане
Практикум №1. Подготовка к обслуживанию в кафе (Bistro Service) (2ч.)
Участнику необходимо подготовить к обслуживанию 2 стола на 2 гостя: провести сервировку стола, подготовить рабочее место.
Участник должен уметь: сервировать стол и подготовить украшения для него; обеспечить чистоту и порядок в помещении; должным образом подготовить ресторан к блюдам, которые будут поданы; расставить столы и стулья должным образом, согласно ожидаемому числу гостей; сервировать столы с использованием подходящего столового белья, столовых приборов, стеклянной посуды, фарфора, графинов и других необходимых дополнительных принадлежностей; продумать способы сворачивания салфеток для разных сервировок и поводов.
Практикум №2. Подготовка к обслуживанию в ресторане (Silver Service) (3 ч.)
Участнику необходимо подготовить к обслуживанию 1 стол на 4 гостя: провести сервировку стола, подготовить рабочее место.
Участник должен уметь: сервировать стол и подготовить украшения для него; обеспечить чистоту и порядок в помещении; должным образом подготовить ресторан к блюдам, которые будут поданы; расставить столы и стулья должным образом, согласно ожидаемому числу гостей; сервировать столы с использованием подходящего столового белья, столовых приборов, стеклянной посуды, фарфора, графинов и других необходимых дополнительных принадлежностей; продумать способы сворачивания салфеток для разных сервировок и поводов. III. Работа перед гостем Практикум №3. Подача основных мясных блюд на геридоне (Gueridon Service) (4ч.).
Участник должен обладать навыками работы перед гостем: уметь транширо-вать птицу, филетировать рыбу и проводить ее подачу в формате Silver Service.
Тема 2.4. Практикум №4. Фруктовая тарелка (4 ч.)
Участник должен обладать навыками работы перед гостем: проводить нарезку и подачу фруктов в соответствии с установленным алгоритмом.
IV. Сервис бара.
Тема 2.5. Практикум №5. Приготовление кофе (4 ч.)
Участник должен обладать навыками приготовления и подачи кофе (эспрессо/ капучино/латте), работы с профессиональной кофе-машиной в строгом соответствии с инструкциями по охране труда и технике безопасности обучающихся и преподавателя при эксплуатации кофе-машины.
По итогам реализации дополнительной профессиональной программы в рамках проведения Академии WorldSkills по компетенции «Ресторанный сервис» на базе ВШСиТ МИДиС в 2018 гг. с уверенностью можно констатировать положительную динамику роста уровня компетентности слушателей (табл. 2).
Таблица 2. Динамика изменения уровня компетентности участников в области ресторанного сервиса по результатам освоения дополнительной профессиональной программы, 2018 (%)
Техника работы со столовым бельем (скатерти, на-пероны, салфетки) Техника работы с основной линейкой столовых приборов Сервис вина (красное, белое) Филетирова-ние паровой рыбы Транши-рование фруктов Приготовление кофе (эспрессо, капучино, латте)
низкий 7,9 7,9 5,1 7,9 13 13
ниже среднего 14,4 16,7 13 16,7 7,9 7,9
средний 30,57 58,2 57,4 49,8 49,4 37
выше среднего 42,03 12,7 15,1 16,1 18,8 33,95
высокий 5,10 4,5 9,4 9,5 10,9 8,15
ю «
"О го
-¡= о
о ^
§ £
ф
о °
н s „,
го ?
5 «
р Я
О .5
о
О I
ГО _0
С х
и
с го
X X
2 ^
^ 3
-й X
ш ф
£ =1
о ~
о 0
о со
ф >
-&0
0 IT & *
X О
-О S
1 CD
-о а.
ф о
о
го
.
о
s ф
m
го v: со
!з §■
ф х
С ф
Го fc
b i=
g §
со о
S 1=
Результаты диагностики по окончании обучения на курсах повышения квалификации показали, что у основной массы испытуемых возрос уровень владения базовыми навыками ресторанного сервиса, а именно: техникой работы со
столовым бельем (скатерти, напероны, салфетки) обладают на низком - среднем уровнях 52,8%, на уровнях выше среднего и высоком - 47,13%; техникой работы с основной линейкой столовых приборов - 82,8% и 17,2% соответственно; на-
Рис. 2. Динамика изменения уровня компетентности участников в области ресторанного сервиса по результатам освоения дополнительной профессиональной программы, 2018
к о
c
<
<D Œ <U t <u
I
выками по сервису вина - по 75,5% и 24,5% соответственно; филетирования паровой рыбы - 74,4% и 25,6% соответственно; транширования фруктов -70,3% и 29,7% соответственно; приготовление кофе (эспрессо, капучино, 2. латте) - 57,9% и 42,1% соответственно.
В заключение отметим, что положительная динамика изменения уровня компетентности участников в области ресторанного сервиса по результатам освоения дополнительной профессио- 3. нальной программы, несомненно, станет основой для изменения содержания основных профессиональных образовательных программ СПО и ВО, совершенствования применяемых педагогических технологий, а также выполнения законодательных требований в отношении 4. профессионального развития личности, обеспечения соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.
Библиографический список: 5.
1. Ашихмина Е.А., Ашихмин С.А.,
Фридман М.Ф. Движение WorldSkills
в кадровой политике как условие экономического развития региона // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. - 2018. - № 4. С. 46-57. Башанова К.А., Громова Т.А., Селюн Е.В. Внедрение демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills в учебный процесс СПО // Решет-невские чтения. - 2017. - Т. 2. - № 21. С. 663-664.
Воробьева Н.А. Повышение качества подготовки педагогов с использованием опыта проведения конкурсов профессионального мастерства WorldSkills // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики.- 2016. - № 4 (9). С. 74-78. Гайнеев Э.Р. Дуальное взаимодействие социальных партнеров в подготовке к чемпионатам WorldSkills // Вестник Университета Российской академии образования. - 2017. - № 3. С. 43-47.
Гомольский А.С., Плешаков Ф.А. Участие в чемпионате WorldSkills по направлению «Инженерный дизайн
CAD» // Вестник научных конференций. - 2018. - № 7-2 (35). С. 32-33.
6. Дьяченко Н.С. Механизмы развития компетенций WorldSkills в Республике Хакасия // Научно-методический журнал Поиск. - 2018. - № 4 (64). С. 55-56.
7. Ильин К.С., Иванова А.П., Пятков А.С. Чемпионат молодые профессионалы World Skills как платформа дополнительного архитектурно-дизайнерского образования // Новые идеи нового века: материалы международной научной конференции ФАД ТОГУ - 2017. - Т. 2. С. 426-431.
8. Калицкий Э.М., Бутрим С.Р. Дебют республиканской команды WorldSkills Belarus в 43-м чемпионате мира WorldSkills Sao Paulo 2015 // Профессиональное образование. -2015. - № 4 (22). С. 69-72.
9. Камашева А.А. Опыт организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс по компетенции «Web-дизайн и разработка» // Восточно-Европейский научный вестник. - 2017. - № 4 (12). С. 4-7.
10. Камский В.В., Бакаева П.Е. Свердловская область в движении WorldSkills: проблемы и перспективы // Профессиональное образование и рынок труда. - 2016. - № 2. С. 2-4.
11. Кандыба О.В., Барашок И.В., Куш-нарева И.Ю. Вузовские чемпионаты по стандартам WorldSkills Russia как средство развития компетенций бакалавра по направлению «Туризм» // Наука Красноярья. - 2017. - Т. 6. -№ 4. С. 223-241.
12. Китызина С.А. Усовершенствование содержания профессиональных образовательных программ в соответствии со стандартами WorldSkills // Научный альманах. - 2016. - № 11-3 (25). С. 70-73.
13. Клименко Т.И., Кандыба О.В., Са-етова Л.М. Туристский рынок Австралии: подготовка кадров через стандарты WorldSkills // Научное обозрение. - 2017. - № 17. С. 109-114.
14. Кондратенко Е.В., Глизерина Н.Д. Подготовка учителей начальных классов с учетом стандартов WorldSkills Russia // Туныктышо. Учитель. - 2018. - № 4. С. 31-33.
15. Кочетков В.В. Движение WorldSkills Russia как система независимой оценки квалификаций // История и педагогика естествознания. - 2016. - № 1. С. 23-25.
16. Логвинов А.А., Вураско Л.Ю. ДПО как инструмент внедрения международных стандартов WorldSkills в процесс подготовки специалистов для социальной сферы // Сборник трудов по проблемам дополнительного профессионального образования. -2017. - № 33. С. 66-73.
17. Львов Л.В., Перевозова О.В., Ярулина Л.П. Трансдисциплинарный учебно-методический комплекс формирования проектной компетентности менеджера: научно-методическое пособие. - Челябинск: РБИУ, 2014. -163 с.
18. Миняева Н.М., Таспаева М.Г. Опыт работы по подготовке студентов колледжа к чемпионату профессионального мастерства по стандартам WorldSkills Russia // Среднее профессиональное образование. - 2017. -№ 8. С. 38-42.
19. Мирзоян А.П. Взаимодействие профессионального образования с рынком труда как ключевой фактор мотивации бакалавров гостиничного дела к трудоустройству по специальности // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2017. - №3. С. 23-30
20. Мирзоян А.П. Проблемы внедрения европейских стандартов ресторанного сервиса в российских заведениях общественного питания // Материалы III Всероссийской научно-технической конференции «Состояние и перспективы развития сервиса: образование, управление, технологии», г. Самара. 2008. - С. 114-116.
21. Мифтахова Л.М. Организация работы специализированного центра
м
"О
§ ä <u
g о
н s ro 2
<D T
^ _
ГО _û
CP I
H
c ro
X I
2 ^
^ 3
-0 X
m <U
£ i
о ~
g о
О m
<u > -&0
0 IT
с ®
X о
-û s
1 m -0 Œ
<U о
о
го
Œ
о
s b
s ф
m
ro «
СО
s s
¡3 §■
<U I CP <D
ro fc
h i=
g g
о
S 1=
компетенций в рамках движения WorldSkills Russia // Инновационное развитие профессионального образования. - 2017. - Т. 16. - № 4. С. 55-58.
22. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы» [Электронный ресурс] // СПС «Кон-сультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_162182/
23. Рудь Н.Н. Модель внедрения стандартов WorldSkills Russia в процесс профессиональной подготовки специалистов среднего звена педагогического профиля // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. - 2018. -Т. 4. - № 1 (14). С. 49-60.
24. Серегин А.С. Организация производственных практик студентов автомобильного колледжа в соответствии со стандартами WorldSkills // Научное обозрение: гуманитарные исследования. - 2017. - № 4. С. 94-99.
25. Силкин М.И., Гаммершмидт А.Д., Маслов А.Е. Конкурс молодых профессионалов WorldSkills Russia: про-
блемы организации и пути решения // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2017. - Т. 3. - № 13. С. 129-130.
26. Смолина О.А. Особенности итоговой аттестации выпускников профессиональных образовательных организаций в соответствии с международными стандартами «WorldSkills» // Ученые записки Забайкальского государственного университета. -2017. - Т. 12. - № 6. С. 87-91.
27. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «Кон-сультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/18ecc06c654c0 f2e1ffdf7fa3f8c1ef137f01615/
28. Хуснутдинов Р.З. Использование сетевого взаимодействия при подготовке к региональному чемпионату "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia) // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. -2017. - № S3. С. 17.
Поступила 09.04.2019
Об авторах:
Дегтеренко Людмила Николаевна, проректор по научной работе Частного образовательного учреждения высшего образования «Международный Институт Дизайна и Сервиса» (Россия, г. Челябинск), кандидат исторических наук, [email protected]
Мирзоян Анжела Павловна, директор Высшей школы сервиса и туризма Частного образовательного учреждения высшего образования «Международный Институт Дизайна и Сервиса» (Россия, г. Челябинск), кандидат педагогических наук, [email protected]
Для цитирования: Дегтеренко Л.Н., Мирзоян А.П. Из опыта реализации дополнительных профессиональных программ с учетом стандартов WorldSkills по компетенции «Ресторанный сервис» в ЧОУВО «Международный Институт Дизайна и Сервиса» // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2019. - Т. 11. - № 2. С. 34-46. DOI: 10.7442/2071-9620-2019-11-2-34-46
References:
1. Akhimshina E.A., Akhimshin S.A., Fridman M.F. WorldSkills movement in manpower policy as a condition of regional economic development // Vestnik Moskovskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Series: Ekonomika. - 2018. - No. 4. P. 46-57. [in Russian]
2. Bashanova K.A., Gromova T.A., Selyun E.V. Introducing WorldSkills demo exam into college curriculum // Reshetnikovskie chteniya. - 2017. - Vol. 2. - No. 21. P. 663-664. [in Russian]
3. Vorobyova N.A. Improvement of teacher training quality using WorldSkills professional competitions experience // Pedagogika i psikhologiya: aktualnye voprosy teorii i praktiki. - 2016. - No. 4 (9). P. 74-78. [in Russian]
4. Gaineev E.R. Dual interaction of social partners in preparation for WorldSkills championships // Vestnik Universiteta Rossiyskoy akademii obrazovaniya. - 2017. - No. 3. P. 43-47. [in Russian]
5. Gomolskiy A. S, Pleshakov F. A. Participation in WorldSkills championships in "Engineering Design CAD" competence // Vestnik nauchnykh konferentsiy. - 2018. - No. 7-2 (35). C. 32-33. [in Russian]
6. Dyachenko N.S. Mechanisms of WorldSkills competences development in the Republic of Khakasiya // Nauchno-metodicheskiy zhurnal Poisk. - 2018. - No. 4 (64). P. 55-56. [in Russian]
7. Ilin K.S., Ivanova A.P., Pyatkov A.S. Championships of Young Professionals WorldSkills as a platform of further architecture and design education // Novye idei novogo veka. ^ S FAD., TOGU. - 2017. - Vol. 2. P. 426-431. [in Russian] J |
8. Kalitskiy E.M., Butrim S.R. Debut of the republican team WorldSkills Belarus at the m $ 43d WorldSkills Sao Paulo 2015 world championships // Professionalnoe obrazovanie. -2015. - No. 4 (22). P. 69-72. [in Russian]
9. Kamasheva A.A. Experience of organizing and conducting demo exam in Web-design and <3 ^ development" under WorldSkills standards // Evropeiskii nauchnyy vestnik. - 2017. -No. 4 (12). P. 4-7. [in Russian]
10. Kamskiy V.V., Bakaeva P.E. Sverdlovsk oblast in WorldSkills movement: problems ^ ^ and prospects // Professionalnoe obrazovanoe i rynok truda. - 2016. - No. 2. P. 2-4. 1 1 [in Russian] o g
11. Kandyba O.V., Barashok I.V., Kushnareva I.Yu. Higher school WorldSkills Russia ^ % standards championships as a tool to develop Bachelor competences in "Tourism" | ^ degree // Nauka Krasnodarya. - 2017. - Vol. 6. - No. 4. P. 223-241. [in Russian] | -
12. Kityzina S.A. Improving the content of academic programs in accordance with I q WorldSkills standards. Nauchnyy almanakh. - 2016. - No. 11-3 (25). P. 70-73. [in Russian] § >
13. Klimenko T.I., Kandyba O.V., Saetova L.M. Australian tourism market: training ° ^ personnel via WorldSkill standards // Nauchnoe obozrenie. - 2017. - No. 17. P. 109-114. [in x § Russian] 5 £
14. Kondratenko E.V., Glizerina N.D. Training primary school teachers with account of
ь
о
H Œ ГО
ГО
Ï £
ф О
о
WorldSkill standards // Tunyktysho. Uchitel. - 2018. - No. 4. P. 31-33. [in Russian]
15. Kochetkov VV. WorldSkills Russia movement as a system of independent assessment of | g quali fications // Istoriya i pedagogika estestvoznaniya. - 2016. - No. 1. P. 23-25. [in Russian]
16. Logvinov A.A., Vurasko L.Yu. FPE as a tool to introduce international WorldSkills ¡| ^ standards into training process to train specialists for social sphere // Sbornik trudov po problemam dopolnitelnogo professionalnogo obrazovanya. - 2017. - No. 33. P. 66-73. [in Russian]
17. Lvov L.V., Perevozova O.V., Yarulina L.P Transdisciplinary teaching materials to form manager project competence. - Chelyabinsk: RBIU, 2014. - 163 p. [in Russian]
n
s s
!з §■
Ф I CP ф
го
h i=
g g
18. Minyaeva N.M., Taspaeva M.G. Experience of training college students to WorldSkills Russia professional skills championship // Srednee professionalnoe obrazovanie.- 2017. -No. 8. P. 38-42. [in Russian]
19. Mirzoyan A.P. Interaction of professional education with the labor market as a key factor of motivation of hotel business bachelors to employment by specialty // Contemporary Higher education: Innovative Aspects. - 2017. - No. 3. 23-30. [in Russian]
20. Mirzoyan A.P. Problems of introducing European restaurant service standards in the Russian catering enterprises // Sostoyanie i perspektivy razvitiya servisa: obrazovanie, upravlenie, tekhnologii. - Samara, 2008. - P. 114-116. [in Russian]
21. Miftakhova L.M. Organization of specialized competences center work within WorldSkills Russia movement // Innovatsionnoe razvitie professionalnogo obrazovaniya. -2017. - Vol. 16. - No. 4. P. 55-58. [in Russian]
22. Decree of the Government of the Russian Federation of 15.04.2014 № 295 «On approval of the state program of the Russian Federation "Education Development" for the years 2013-2020." [Electronic resource]. - Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_162182/ [in Russian]
23. Rud N.N. A model of introducing WorldSkills Russia standards into the professional training of mid-ranking specialists of pedagogical profile // Sovremennoe dopolnitelnoe professionalnoe pedagogicheskoe obrazovanie. - 2018. - Vol. 4. - No. 1 (14). P. 49-60. [in Russian]
24. Seregin A.S. Organization of production internships for automobile college students in accordance with WorldSkills standards // Nauchnoe obozrenie: gumanitarnye issledo-vaniya. - 2017. - No. 4. P. 94-99. [in Russian]
25. Silkin M.I., Gammershmidt A.D., Maslov A.E. WorldSkills Russia young professional competition: organization problems and ways of solution // Aktualnye problem aviatsii i kosmonavtiki. - 2017. - Vol. 3. - No. 13. P. 129-130. [in Russian]
26. Smolina O.A. Specifics of final assessment of professional education organizations graduates in accordance with international WorldSkill standards // Uchenye zapiski Zabaikalskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2017. - Vol. 12. - No. 6. P. 87-91. [in Russian]
27. Federal law of 29.12.2012 N 273-FZ (ed. of 06.03.2019) «On education in the Russian Federation» [Electronic resource]. - Available at:http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174/18ecc06c654c0f2e1ffdf7fa3f8c1ef137f01615/ [in Russian]
28. Khusnutdinov R.Z. Application of networking in training for regional WorldSkills Russia young professional championship // Elektronnyy nauchno-metodicheskiy zhurnal Omskogo GAU. - 2017. - No. S3. P. 17. [in Russian]
About the authors:
Degterenko Lyudmila Nikolaevna, Pro-Rector for Science and Research, International Institute of Design and Service (Chelyabinsk, Russia), Candidate of History,
5 Mirzoyan Anzhela Pavlovna, director of the Higher School of Service and Tourism,
CO
s International Institute of Design and Service (Chelyabinsk, Russia), Candidate of Sciences
^ (Pedagogics), [email protected]
<
| For citation: Degterenko L.N., Mirzoyan A.P. From the experience of further
£ education professional programs implementation at the international Institute of Design
^ and Service taking into account the restaurant service competence WorldSkills standards //
1=1 Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2019. - Vol. 11. - No. 2. P. 34-46.
S DOI: 10.7442/2071-9620-2019-11-2-34-46