УДК 4-3(07):371.01 ББК 74. 200. 4: 74.214
Мишанова Оксана Г еннадьевна
кандидат педагогических наук, научный сотрудник кафедра русского языка и литературы и методики преподавания русского языка и литературы Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Mishanova Oksana Gennadievna Candidate of Pedagogics,
Research Officer Chair of the Russian Language and Literature and Teaching Methods of the Russian Language and Literature Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk Процессуально-технологические условия педагогического управления коммуникативным образованием
младших школьников Process-and-Technological Conditions of Junior Schoolchildren’s Communicative Education Pedagogical Management
В данной статье анализируются процессуально-технологические условия педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников: организация индивидуально-групповых «контрактов» на основе мотивированного выбора форм коммуникативного образования младших школьников на уроках русского языка; применение системы речетворческих и риторических задач в процессе обучения русскому языку; создание учебного портфолио как средства контроля и обобщения личностно-значимого социальнокоммуникативного опыта младших школьников.
The article analyzes the process-and-technological conditions of junior schoolchildren’s communicative education pedagogical management: organization of individual and group contracts on the basis of the motivated choice of the junior schoolchildren’s communicative educational forms at the lessons of the Russian Language; applying the system of speech-creative and rhetorical tasks in the process of the Russian Language Teaching; creating educational portfolio as a means of control and generalization of personally significant and socio-communicative experience of junior schoolchildren.
Ключевые слова: риторическая задача, речетворческая задача, приёмы мотивации, проблемные задания, учебное портфолио.
Key words: rhetorical task, speech-creative task, motivating techniques, problem task, portfolio.
Организация индивидуально-групповых «контрактов» на основе мотивированного выбора младшими школьниками форм коммуникативного образова-
ния является одним из процессуально-технологических условий успешной реализации концептуальной модели методики педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников.
Обучение общению - это обучение мотивированному выбору языковых средств в соответствии с речевой ситуацией (И.С. Кон, А.В. Мудрик, А.Н. Леонтьев и др.).
Процессуально-технологической особенностью реализации данного педагогического условия является метод конструирования, который тесно переплетается с коммуникативным и имитационным, так как ориентирует учащихся на получение коммуникативных знаний и применение изученного на практике. Младший школьник обобщает накопленный теоретический и практический материал, систематизирует его и использует в качестве вспомогательного рабочего средства для конструирования соответствующих высказываний в игровом задании и переноса знаний в естественные условия межличностного общения.
Приведём примеры мотивационных заданий на развитие интереса младших школьников к русскому языку как предмету.
Приём «Оратор». За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
Приём «Автор». Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы? Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?
Приём «Фантазёр». На доске записана тема урока. Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни. После перечисления учащихся учитель делает вывод о значимости новой темы.
Далее приведём примеры использования формы проектной деятельности на основе мотивированного выбора младших школьников с целью коммуникативного образования:
Приём «Презентация». Учитель приглашает учащихся поучаствовать в конкурсе на лучшую презентацию мультфильма о дружбе. Даётся алгоритм выполнения работы: 1) собери команду своих друзей; 2) вместе выберите мульт-
фильм о дружбе, который бы вы хотели представить; 3) вместе посмотрите мультфильм; 4) придумайте, как лучше представить ваш мультфильм.
Приём «Журналист». Учитель просит учащихся (класс или группы) сформулировать вопросы типа:
- Как нужно сформулировать вопрос, чтобы узнать, какие памятники собакам существуют?
- Как ты спросишь у родителей, библиотекаря, одноклассника?
- Как сформулируешь запрос в Интернете?
В итоге задаётся вопрос классу или его малым группам: «Как вы думаете, почему эти вопросы получились неодинаковыми?»
Успешность создания условия организации индивидуально-групповых «контрактов» на основе мотивированного выбора младшими школьниками форм коммуникативного образования обеспечивается достижением следующих планируемых результатов:
• уметь в добровольном соглашении (после совместного обсуждения) фиксировать чёткое соотношение объёмов учебной работы, её качества и оценки;
• уметь работать в группе, принимать помощь от одноклассников и оказывать помощь, формулировать содержательную часть проекта, оформлять результат в виде доклада, стенда, газеты, репортажа, презентации;
• уметь делать мотивированный выбор между поисковой и исполнительской частью учебной работы школьников, между совместной и индивидуальной формами работы;
• уметь планировать учебное сотрудничество, согласовывать действия с партнером или группой, работать с информацией.
При разработке условия применения системы речетворческих и риторических задач в процессе обучения русскому языку мы учитывали требования: совокупность задач должна быть представлена в виде системы, сочетать в себе задачи, направленные на начальный, средний и итоговый уровни становления коммуникативно-развивающейся языковой личности младшего школьника, уг-
лублять и уточнять теоретические языковые знания и формировать практические речевые навыки младшего школьника.
Процессуально-технологической особенностью реализации данного педагогического условия является коммуникативный метод, опирающийся на речь, живое общение, языковую коммуникацию. Коммуникативный метод может сочетаться с методом имитационным (обучение на основе образцов), который выдвигает на первый план речевое развитие учащихся, а теоретические сведения выводятся на основе изучаемых явлений в тексте. Коммуникативный метод усилен в работах М.Т. Баранова, В.И. Капинос, А.Ю. Купаловой, Т.А. Ладыженской и др.
Таким образом, в систему коммуникативных задач входят разработанные нами речетворческие и риторические задачи.
Таблица 1.
Спецификация речетворческих задач
Типы задач Содержание задач Виды речевой деятельности
Словесные 1. Задачи, связанные с изучением способов и приемов вербально передавать зрительные впечатления. 2. Задачи, направленные на установление ассоциативного перехода между семантически отдалёнными словами. Комментарий Перифраз
Текстовые 1. Задачи на развитие наблюдательности, интуиции, аналитического мышления. 2. Задачи, связанные с изначально неполной коммуникативной ситуацией или отсутствием какой-либо части и умением восстанавливать ход событий с прогнозированием развития ситуации. Анализ Прогноз Монолог Описание
Словесно- художественные 1. Задачи, направленные на установление связей между словами и художественными образами, осуществление словесно- Рассуждение Выдвижение гипотез Пересказ
художественной рефлексии.
2.___________________Задачи, направленные на умение вводить образное средство, использованное мастером слова _____________________в собственный текст.___________________________
Примеры речетворческих задач
Начальный уровень становления коммуникативно-развивающейся языковой личности младшего школьника.
Задача словесного типа
«Ассоциативные шаги».
В упражнениях этого типа учащиеся должны установить между двумя семантически отдаленными словами, ассоциативный переход длиной в несколько шагов. Решение поставленной речетворческой задачи возможно лишь после анализа ассоциативного ряда слов. Например, между словами крик и рябина учениками устанавливается ассоциативная цепочка: крик — боль, боль — одиночество, одиночество — горечь, горечь— рябина. Например, между словами ветер и книга: ветер — осень, осень — лист, лист— стол, стол— книга. Данный тип упражнений помогает учащимся определить сюжетные линии своего будущего художественного текста.
Затем задача может усложняется, учащиеся создают ассоциативные ряды по определяемому слову, например, «белый — пух, перина, снег».
Средний уровень становления коммуникативно-развивающейся языковой личности младшего школьника.
Задача текстового типа
«Я - художник».
Задача связана с умением вербально передавать зрительные впечатления. В данном типе задач механизм образного мышления учащихся должны включить произведения изобразительного искусства: картины, гравюры, рисунки и т. д. Школьникам даётся задание: представь, что ты художник, опиши картину, назови её и сравни свое название с авторским. В какое состояние приводит вас увиденное? Обратите особое внимание на детали. Какова их роль?
Например, ребятам предлагается рассмотреть картину И.Э. Грабаря «Груши». Они дают ей свои названия: «Бабушкин натюрморт», «Первый урожай», «Золотая осень», «Деревенские радости», «Грушево-яблочный десерт», «Фрукты». Картина рождает у учащегося замысел, который затем воплощается в художественном тексте.
Продвинутый уровень становления коммуникативно-развивающейся языковой личности младшего школьника.
Задача словесно-художественного типа
«Композитор».
Задача направлена на установление связей между словами и музыкальными образами, на закрепление умения выразить словами свои впечатления от звучащей музыки. Учащимся предлагается прослушать музыкальное произведение, проанализировать и описать, какие мысли и чувства оно вызывает, т.е. необходимо словесно написать музыку к тексту.
Таблица 2.
Спецификация риторических задач
Характеристика ^иторические задачи
Познавательные Регулятивные Поведенческие
1. Сущность содержания Понимание сущности нравственной проблемы, установление связей и причин. Умение определить логику и выстроить цепочку решения проблемы. Умение составить проект, программу, план или совокупность решений реализации проблемы.
2. Алгоритм решения Обсуждение задачи с различных точек зрения, обсуждение решений, их плюсов и минусов, оценка принятого решения. Воссоздание ситуации с состязательными элементами по заранее известному сценарию и результатам; детальная проработка отобранной версии решения проблемы Самостоятельный поиск, формулирование конкретных задач, составление разных версий решения задач и выбор лучшей, осмысление нестандартных ситуаций.
3. Оценка результатов Умение находить и устанав- Освоение средств органи- Способность адекватно изменять
ливать причины проблемных ситуаций, оценивать состояние партнёров по общению.
зации мышления и деятельности для решения культурноречевых проблемных заданий.
имеющиеся средства речевого воздействия или создавать новые в решении проблемных задач.
Примеры риторических задач
Начальный уровень становления коммуникативно-развивающейся языковой личности младшего школьника.
Задача познавательного типа
«Хорошо - плохо»
Как вы понимаете выражение: «Где живёт доброта, там любовь и красота»? Чтобы воспитать доброго человека, необходимо знать два слова: «хорошо» и «плохо». Надо учиться понимать, когда ты делаешь хорошо, а когда поступаешь плохо.
Наши предки говорили: «У вас будет длинная жизнь, не пробегите её галопом, останавливайтесь, наблюдайте, впитывайте всё хорошее, освобождайтесь от плохого и дарите людям добро, учитесь жить по совести, сохраните в себе детскую увлечённость и делайте всё в этой жизни сердцем и разумно».
Человек может быть внешне красивым, а сердцем бесчувственным, холодным. Красота такого человека быстро меркнет, а улыбка ничего не выражает. По тому, как вы себя ведёте с людьми, по вашим поступкам судят, хорошо вы поступили или плохо.
Разделитесь на команды. Каждой команде нужно за 4 минуты привести как можно больше примеров хороших поступков и плохих в отношениях с людьми. Например: помог - хорошо, толкнул - плохо. Побеждает та команда, которая назовёт больше всех примеров хороших и плохих поступков.
Средний уровень становления коммуникативно-развивающейся языковой личности младшего школьника.
Задача регулятивного типа
«Г олос и профессия»
Для чего человеку голос? Что значит выражение «Голос врача - лекарст-
во для больного»? Какое значение имеет приятный голос для каждого человека? Какой голос может огорчить человека или испортить ему настроение? И если вы уже знаете ответы на мои вопросы, примите мой совет: настройте голос на добрый лад. Не разрешайте ему выходить из-под вашего контроля. Г оворите чётко, выразительно, спокойно и никогда не старайтесь всех перекричать.
Давайте поиграем в профессии и поучимся управлять своим голосом:
• Зубной врач уговаривает ребёнка сесть в медицинское кресло и полечить зубы.
• Воспитатель детского сада уговаривает ребёнка отпустить маму на работу.
• Диктор радио приветствует слушателей, сообщает им какую-либо информацию, прощается по окончании трудового дня.
• Продавец магазина просит покупателей покинуть магазин на время обеденного перерыва.
Вы хорошо справились с этим заданием. Что понравилось вам в этой игре? Что показалось вам трудным? Где и в чём были допущены ошибки? Как можно при помощи голоса объяснить ситуацию или успокоить человека?
Продвинутый уровень становления коммуникативно-развивающейся языковой личности младшего школьника.
Задача поведенческого типа
«Приход гостя»
Как вы понимаете библейское изречение «Что ненавистно тебе самому, того не делай никому»? Только человек, знающий правила гостеприимства, сможет прослыть воспитанным хозяином. А гость, соблюдающий этикет, будет всегда желанным в любом доме.
В далёком прошлом не принято было запирать дверь в дни святых праздников: с этим связывали приход Бога под видом нищего, путника или любого другого лица. Считалось, что гость - это «посланник». Его не спрашивали ни кто он, ни откуда, ни куда идёт. Его сажали за стол и предлагали еду и питьё, или как раньше говорили «хлеб-соль». От этого обычая осталось немногое. Чем отличается прошлый обычай гостеприимства от настоящей бытовой традиции? (предлагают толь-
ко чай или кофе, не открывают незнакомым дверь, без приглашения стараются не ходить и т.д.)
А сейчас попробуйте составить и обыграть этикетную ситуацию по ключевым словам, но помните, что скромное поведение - вот что ценится в человеке, пришедшем в дом и искренняя забота и радость визита больше всего ценится в хозяине.
Итак, ключевые слова:
1. стук или звонок в дверь;
2. приветствие;
3. приглашение в дом;
3. комплимент хозяйке;
4. рукопожатие хозяину;
5. ухаживание за гостем;
6. приглашение войти и сесть;
7. предложить что-нибудь;
8. подбор темы для беседы;
9. заинтересовать гостя;
10. извинение;
11. завершение встречи.
Давайте выполним сценическую зарисовку, проанализируем данную этикетную ситуацию и откорректируем её в соответствии с эталонами культурноречевого поведения.
Создание «учебного портфолио» как средства контроля и обобщения личностно-значимого социально-коммуникативного опыта младших школьников является итоговым в комплексе процессуально-технологических условий успешной реализации концептуальной модели методики педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников.
Оценка и самооценка предполагает предъявление учителем к каждой работе (до её выполнения учеником) пяти критериев оценки, отражающих цели учебного задания. Достижение каждой цели оценивается 1 баллом, и ученик,
выполняя работу, набирает от 1 до 5 баллов, что позволяет давать содержательный анализ достижений всем учащимся класса.
Приведём пример диагностического критериального оценивания и самооценки достижений учеников. Дискуссия, например, по заданной или интересующей школьника теме может оцениваться согласно следующим пяти критериям-требованиям:
• умение внимательно слушать;
• умение задавать вопросы;
• умение отвечать на вопросы по существу;
• умение отстаивать свою точку зрения;
• умение правильно говорить.
Результаты выполненных работ и заданий анализируются учителем с помощью заполнения индивидуально-диагностических карт, которые педагог готовит заранее в соответствии с запланированным на учебном занятии овладением младшими школьниками тем или иным коммуникативно-речевым действием (см. табл. 3.).
Таблица 3.
Индивидуально-диагностическая карта
Фамилия, имя ученика Выполнение требований к учебному заданию Количество баллов
1 2 3 4 5
Иванов И. + + — + + 4
Петров П. + + — + + 4
Сидоров С. + + — — + 3
Васечкин В. + — — + + 3
Данная карта несёт в себе следующую информацию для учителя: а) требуется дополнительная работа с целым классом над тем умением коммуникативной направленности, освоение которого отражено в критерии 3; б) необходима индивидуально-групповая работа с учениками Сидоровым В. (критерий 4)
и Васечкиным В. (критерий 2); в) все учащиеся класса успешно освоили умения, обозначенные в критериях 1 и 5. Только после отработки и корректировки умений предыдущей работы можно переходить к выполнению следующего задания и освоению другого вида коммуникативно-речевого действия.
Процессуально-технологической особенностью реализации данного педагогического условия является продуктивный метод - в отличие от репродуктивного (воспроизводящего изученное) предполагает построение текстов, самостоятельных ответов-сообщений, моделирование и оформление индивидуальной папки портфолио и т.д. Это метод, дающий новообразования, который сочетает в себе приёмы диагностического критериального оценивания, самооценки и самопрезентации. Они организует самостоятельную работу учащихся. Результатом этой деятельности является продукт в виде «Учебного портфолио», не существующий ранее в системе коммуникативного образования младших школьников. Назначение метода - активизировать коммуникативно-творческие способности учащихся, а также контролировать степень сформированности у них коммуникативно-речевых умений.
Успешность условия создания «учебного портфолио» как средства контроля и обобщения личностно-значимого социально-коммуникативного опыта младших школьников обеспечивается достижением следующих планируемых результатов:
• уметь эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками; планировать, согласованно распределять и выполнять совместную или индивидуальную творческую работу;
• уметь осмысливать свои достижения, формировать личное отношение к полученным результатам;
• уметь подводить итоги языковых и речевых знаний, «презентовать» себя;
• уметь выражать собственное мнение и стремиться к координации различных позиций во взаимовыгодном сотрудничестве;
• уметь оценивать самого себя, формировать рефлексивное отношение к учебно-познавательной и коммуникативно-творческой деятельности, к
становлению собственной коммуникативно-развивающейся языковой личности.
Библиографический список
1. Жинкин, Н.И. Язык-речь-творчество. Исследования по семиотике, психолингвистике, поэтике: избр. тр. / Н.И. Жинкин. - М.: Лабиринт, 2000. - 366 с.
2. Журавлёв, В.К., Журавлёва, Т.А. Совершенствование содержания и методики преподавания русского языка в начальной школе / В.К. Журавлёв, Т.А. Журавлёва. - М., 2000. - 156 с.
3. Мишанова, О.Г. Теоретико-методологические основания концепции педагогического управления коммуникативным образованием обучающихся / О.Г. Мишанова // Вестник Сибирского педагогического журнала, науч. журнал № 11, 2010. - С. 142-149.
4. Петрова, В.Н. Педагогическое сотрудничество или Когда нравится учиться и учить / В.Н. Петрова. - М., 2001. - 128 с.
5. Шиянов, Е.Н., Котова, И.Б. Развитие личности в обучении: Учебник для студентов пед. вузов / Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Bibliography
1. Mishanova, O.G. Theoretical and Methodical Foundations of Schoolchildren’s Communicative Education Pedagogical Management Concept / O.G. Mishanova. - Herald of Siberian Pedagogical Journal. - № 11. - 2010. - P. 142149.
2. Petrova, V.N. Pedagogical Collaboration Or When You Like Learning and Teaching / V.N. Petrova. - M., 2001. - 128 p.
3. Shiyanov, E.N., Kotova I.B. Personality Development in Training: Textbook of Students / E.N. Shiyanov, I.B. Kotova. - M.: Publishing Center “Akademiy”, 2002.
4. Zhinkin, N.I. Language - Speech - Creation. Research on Semiotics, Psychological Linguistics, Poetics: Selected Works / N.I. Zhinkin. - M.: Labyrinth, 2000. -366 p.
5. Zhuravlov, V.K. , Zhuravlova, T.A. Perfecting the Content and Methods of Teaching Russian at Primary School / V.K. Zhuravlov, T.A. Zhuravlova. - M., 2000. - 156 p.