Научная статья на тему 'ПРОЦЕССУАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПТИМИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

ПРОЦЕССУАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПТИМИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / БУДУЩИЕ ЮРИСТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магденко Сергей Александрович

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что качественная иноязычная профессиональная подготовка студентов возможна при совершенствовании самообразовательных и самоуправляющих функций обучаемого. В статье раскрываются процессуально-технологические аспекты оптимизации самостоятельной работы на занятиях по иностранному языку студентов юридических вузов. Профессионально ориентированная коммуникативная компетентность студентов достигается за счет широкого применения активных методов обучения, в том числе проектных технологий, позволяющих преподавателю создавать проблемные ситуации. Новизна и значимость полученного результата заключается в том, что представлены педагогические технологии, используемые на каждом этапе организации самостоятельной работы студентов: репродуктивном, продуктивном, творческом. Особое внимание уделяется информационно-коммуникационным технологиям, выступающим в качестве технологического компонента педагогической модели оптимизации самостоятельной работы студентов на занятиях по иностранному языку. В статье показана взаимосвязь формального, неформального и информального образования в части формирования навыков самостоятельной работы студентов юридических специальностей на занятиях по иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магденко Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCESS-TECHNOLOGICAL ASPECTS OF OPTIMIZING STUDENTS’ INDEPENDENT WORK IN FOREIGN LANGUAGE LESSONS

The relevance of the research topic is due to the fact that high-quality foreign language professional training of students is possible with the improvement of self-educational and self-managing functions of the student. The article reveals the procedural and technological aspects of optimizing independent work in foreign language classes for students of law higher education institutions. Professionally oriented communicative competence of students is achieved through the widespread use of active teaching methods, including project technologies that allow the teacher to create problem situations. The novelty and significance of the result obtained lies in the fact that the pedagogical technologies used at each stage of the organization of independent work of students are presented: reproductive, productive, creative. Particular attention is paid to information and communication technologies, which act as a technological component of the pedagogical model for optimizing students’ independent work in foreign language classes. The article shows the relationship between formal, non-formal and informal education in terms of developing the skills of independent work of students of legal specialties in foreign language classes.

Текст научной работы на тему «ПРОЦЕССУАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПТИМИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

of students — bachelors of a pedagogical university], Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [World of science, culture, education], 2019, no. 2 (75), pp. 212-214. (In Russian)

4. Elagina, V. S., Demidov O. V., Ul'yanov I. V. Gotovnost' kursantov k samostoyatel'noy rabote v voennom vuze [Readiness of cadets for independent work in a military university], Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2020, no. 3, available at: http://www.science-education.ru/article/view?id=29743 (accessed: 25.04.2020). (In Russian)

5. Slastenin V. A. Pedagogicheskoe obrazovanie: vyzovy XXI veka: doklad na Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. «Pedagogicheskoe obrazovanie: vyzovy XXI veka» [Pedagogical education: challenges of the 21st century: report at the Intern. scientific-practical. conf. "Pedagogical education: challenges of the 21st century"], Mezhdunarodnaya akademiya nauk pedagogicheskogo obrazovaniya [International Academy of Sciences of Pedagogical Education]. Moscow, 2010, available at: http://www. manpo.ru/manpo/conferences/materials/201009/brosh_slast.pdf (accessed: 27.03.2022). (In Russian)

6. Gazman O. S. Vospitanie i pedagogicheskaya podderzhka detey [Education and pedagogical support for children], Narodnoe obrazovanie [Public education], 1998, no. 6, pp. 108-111. (In Russian)

7. Yakimanskaya I. S. Differentsirovannoe obuchenie: «vneshnie» i «vnutrennie» formy [Differentiated education: "external" and "internal" forms], Direktor shkoly [Principal of the school], 1995, no. 3, pp. 39-45. (In Russian)

8. Elagina V. S. Metodicheskoe obespechenie samostoyatel'noy raboty obuchayushchikhsya v vuze [Methodical support of independent work of students at the university], Pedagogicheski Al-manakh. Republika B"lgariya — Veliko T'rnovo. Universitetsko izdatelstvo «Sv. sv. Kiril i Metodiy». Broy 2 [Pedagogical Almanakh. Republic of Bulgaria — Veliko Tarnovo. University Publishing House "St. St. Cyril and Methodius. Broy 2], 2021, pp. 179-184. (In Russian)

9. Shishkina L. Yu., Kirpicheva E. V. Organizatsiya samostoyatel'noy raboty v sisteme podgo-tovki studentov-bakalavrov [Organization of independent work in the system of training bachelor students], Tekhnologii pishchevoy i pererabatyvayushchey promyshlennosti APK — produkty zdorovogo pitaniya [Technologies of the food and processing industry of the agro-industrial complex — healthy food products], 2017, vol. 4, pp. 129-134. (In Russian)

Елагина Вера Сергеевна, профессор ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», доктор педагогических наук, профессор, Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: V_275@mail.ru

Elagina Vera Sergeevna, Professor, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: V_275@mail.ru

Сведения для цитирования: Магденко, С. А. Процессуально-технологические аспекты оптимизации самостоятельной работы студентов на занятиях по иностранному языку / С. А. Магденко // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 2 (34). — С. 46-52.

УДК 372.016.81 ББК 74.268.1

процессуально-технологические аспекты оптимизации самостоятельной работы студентов

на занятиях по иностранному языку

С. А. Магденко

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что качественная иноязычная профессиональная подготовка студентов возможна при совершенствовании самообразовательных и самоуправляющих функций обучаемого. В статье раскрываются процессуально-технологические аспекты оптимизации самостоятельной работы на занятиях по иностранному языку студентов юридических вузов. Профессионально ориентированная коммуникативная компетентность студентов достигается за счет широкого применения активных методов обучения, в том числе проектных технологий, позволяющих преподавателю создавать проблемные ситуации.

Новизна и значимость полученного результата заключается в том, что представлены педагогические технологии, используемые на каждом этапе организации самостоятельной работы студентов: репродуктивном, продуктивном, творческом. Особое внимание уделяется информационно-коммуникационным технологиям, выступающим в качестве технологического компонента педагогической модели оптимизации самостоятельной работы студентов на занятиях по иностранному языку. В статье показана взаимосвязь формального, неформального и ин-формального образования в части формирования навыков самостоятельной работы студентов юридических специальностей на занятиях по иностранному языку.

Ключевые слова: самостоятельная работа, будущие юристы, профессионально-коммуникативные компетенции, педагогические технологии.

Формирование иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции, отвечающей современным требованиям, предъявляемым к будущим специалистам, предусматривает применение широкого спектра образовательных технологий с учетом различных ступеней вузовского образования. Актуальность формирования профессионально ориентированной коммуникативно-речевой деятельности обусловлена тем, что позволяет студентам освоить знания, умения, навыки, необходимые для будущей профессии. Е. Н. Соловова понимает под иноязычной речевой деятельностью «целенаправленный процесс, в ходе которого осуществляется формирование и преобразование речевой деятельности посредством отработки речевых действий и формирования коммуникативной компетенции, что ведет к повышению качества образования» [1, с. 20]. При этом Л. Ю. Тарасова отмечает, что «иностранный язык является не только целью обучения, но и средством, поскольку начальные языковые средства сначала являются целью обучения, потом служат средством обучения для более сложных коммуникативных конструкций» [2, с. 218].

Профессионально-коммуникативная компетенция формируется у студентов юридических специальностей на всех этапах обучения иностранному языку, в том числе и на этапе самостоятельной работы как на занятиях, так и вне занятий.

С целью определения процессуально-технологических аспектов оптимизации самостоятельной работы на занятиях по иностранному языку студентов юридических вузов, осваивающих специальность 40.05.02 Правоохранительная деятельность, мы обратились к анализу учебных дисциплин «Иностранный язык» и «Деловой иностранный язык».

Процессуально-технологические аспекты самостоятельной работы студентов на занятиях по иностранному языку основываются на следующих положениях:

- необходимым условием развития самообразовательной деятельности студента является формирование образовательно-воспитательной среды, нацеленной на усвоение особенностей культуры страны изучаемого языка;

- формирование навыков самостоятельной работы в процессе иноязычной подготовки будущих юристов осуществляется с применением активных методов обучения, в том числе проектных технологий;

- процесс формирования навыков самостоятельной работы в процессе иноязычной подготовки будущих юристов представляет собой целостную систему непрерывной иноязычной подготовки, в которой студент занимает активную позицию и реализует себя как субъект межкультурной, межличностной и коммуникативной деятельности.

Организация самостоятельной работы студентов на занятиях по иностранному языку носит поэтапный характер.

Первый этап (репродуктивный) ориентирует студентов на получение элементарных знаний и ставит задачу освоения грамматических правил иностранного языка и развития лексической компетентности. Данный этап предусмотрен на первых годах обучения. Учебный план этого направления подготовки на первом курсе включает в себя учебную дисциплину «Иностранный язык». К образовательным целям на данном этапе следует отнести повышение уровня общей культуры, а также культуры мышления, общения и речи. Воспитательный потенциал дисциплины проявляется в готовности будущих юристов относиться с уважением к духовным ценностям других стран и народов.

На репродуктивном этапе мы вводим первое педагогическое условие педагогической модели оптимизации самостоятельной работы студентов на занятиях по иностранному языку — развитие системы самоконтроля обучающимися хода и результатов формирования иноязычной компетенции. На данном этапе

студентам предлагаются различные задания для самостоятельной подготовки с преобладанием проблемно-речевых и творческих упражнений, с использованием аутентичных ситуаций общения, с целью развития умений спонтанного реагирования в процессе коммуникации.

Еще одним методом в рассматриваемом контексте являются учебно-игровые ситуации. Выбор проблематики учебно-игровых ситуаций обусловлен содержанием основной образовательной программы. В процессе самостоятельной подготовки к занятиям студенты заранее знакомятся с содержанием учебно-игровых ситуаций. На занятиях в процессе обсуждения проблемы студенты излагают готовую собственную точку зрения на иностранном языке на основе весомых аргументов, оценивают альтернативы, выбирают оптимальные варианты ответов. Данный метод позволяет формировать у обучаемых такие «личностные качества будущего профессионала, как ответственность, принципиальность, толерантность, культура общения и поведения» [3, с. 201].

На втором этапе (продуктивном) создаются условия для самовыражения обучаемого. Данный этап проходит на II курсе обучения в вузе при освоении учебной дисциплины «Иностранный язык» (продолжение курса). В число его задач входит приобретение специалистом соответствующего профиля общей, коммуникативной и профессиональной компетенций.

Успешное формирование у обучающихся коммуникативных компетенций и навыков самостоятельной работы предполагает применение разных вариантов коммуникативных технологий, направленных на организацию сотрудничества студентов при обучении иностранному языку [4]. Преподаватель и студент рассматриваются как активные участники учебного процесса, основанного на принципах партнерства, что способствует развитию самостоятельности студента, его личной ответственности за результативность обучения. Продуктивный этап предусматривает комплексное использование двух педагогических условий, таких как развитие системы самоконтроля обучающимися хода и результатов формирования иноязычной компетенции и субъект-субъектные отношения между преподавателем и студентом.

Третий (творческий) этап — завершающий этап формирования навыков самостоятельной работы студентов на занятиях по иностранному языку в рамках учебной дисциплины «Деловой иностранный язык». Данный этап охватывает период обучения на III курсе высшего учебного заведения.

Происходящие в обществе преобразования потребовали усиления роли профессиональной иноязычной коммуникации в профессиональной подготовке, что отражается в выборе соответствующего языкового материала, предъявлении новых требований к самим специалистам [5]. Профессионально ориентированная коммуникативная компетентность студентов юридических специальностей определяется особенностями профессионально-деловой сферы, в которой применяются различные деловые коммуникативные навыки: публичных выступлений, проведения презентаций, переговоров, написания деловых писем, статей, консультирования, чтения и анализа юридической литературы, составления и редактирования документации, договоров, контрактов и др.

Предполагаемый программой курс делового иностранного языка носит профессионально ориентированный характер. В процессе освоения дисциплины студенты изучают основы перевода профессионально ориентированных текстов. Дисциплина предусматривает изучение следующих тем: «Юридические профессии в России и за рубежом», «О себе и о своей профессии», «Права человека», «Виды права».

Оптимизация процесса самостоятельной работы студентов на занятиях по иностранному языку предусматривает широкое применение творческих заданий с учетом специфики будущей профессиональной специализации.

Кроме того, освоение иностранного языка студентами юридических специальностей будет более эффективным, если в процессе обучения они ознакомятся с зарубежным законодательством, юридическими документами, юридической научной литературой на иностранном языке, — это будет способствовать развитию профессиональной и иноязычной составляющей юридической специализации.

На третьем этапе самостоятельная работа организуется с помощью специально создаваемых проблемных задач, когда обучаемый создает новый подход к решению проблемы, умеет переносить имеющиеся знания в новые языковые ситуации и самостоятельно использует усвоенные знания и умения при решении учебных профессионально ориентированных задач.

Решение будущими юристами профессиональных проблем предполагает «формулировку преподавателем иностранного языка конкретных задач на поиск способов разрешения таких проблем; в свою очередь, сами способы отличаются многообразием и неоднозначностью. Так, по завершении чтения или аудирования текста,

содержащего проблему, педагог может выдвинуть требование обучающимся по предоставлению собственных вариантов ее решения. В процессе профессионально значимых для будущих юристов вопросов можно подобрать соответствующий проблемный фрагмент из журнала для написания ответа на письмо, содержащего рекомендации по решению конкретной проблемы» [3, с. 201].

С целью формирования у обучающихся навыков самостоятельной работы рекомендуется широкое практическое применение проектных технологий, позволяющих преподавателю создавать проблемные ситуации. Метод проекта способствует более эффективному усвоению информации, реальному общению на изучаемом языке, обеспечивает развитие личностных исследовательских и творческих умений и знаний, способности работать в команде [6]. Проектные технологии должны быть профессионально ориентированными и ситуативно обусловленными. В содержание проектной деятельности входят публичная речь, презентация и защита проекта. Так, в рамках проекта Lawyers All Around the World студенты рассказывают о знаменитых юристах Древнего Рима, труды которых легли в основу современного права. «Опыт проведения занятий в форме защиты проектов показал, что студенты активно используют языковые, межкультурные и профессиональные знания для защиты проектов, а в обсуждении презентаций принимают участие все студенты» [7, с. 43].

Проектный метод предполагает развитие у субъекта готовности брать на себя ответственность, отстаивать собственные принципы, взгляды, позиции. Это имеет не только дидактическое, но и большое воспитательное значение, что является очень важным для личностного становления будущего работника правовых структур. Метод проектов как один из компонентов технологии иноязычной подготовки бакалавров и специалистов юридических направлений «представляется нам весьма перспективным средством освоения иноязычной культуры и иностранного языка, поскольку ориентирован на продуктивное совместное взаимодействие, сотрудничество субъектов образовательного процесса и направлен на работу с различными источниками информации. Применение метода проектов в языковой подготовке студентов, актуализация деятельности, освоение культуры коммуникации, культуры поведения способствуют эффективному приобщению к ценностям будущей профессии юриста» [3, с. 201].

На третьем этапе внедряются такие педагогические условия, как развитие системы самоконтроля обучающимися хода и результатов формирования иноязычной компетенции, субъект-субъектные отношения между преподавателем и студентом, индивидуально-вариативный характер образовательной программы изучения иностранного языка.

Следует отметить, что оптимизация самостоятельной работы студентов на занятиях по иностранному языку связана с поиском и разработкой учебных средств на основе информационно-коммуникационных технологий. Использование информационно-коммуникационных технологий мы рассматриваем как технологический компонент разработанной нами педагогической модели оптимизации самостоятельной работы студентов на занятиях по иностранному языку.

Остановимся более подробно на этом аспекте.

Формированию навыков самостоятельной работы студентов на занятиях по иностранному языку в условиях неязыкового вуза способствует широкое применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. В педагогической литературе многие авторы предлагают использовать информационно-коммуникационные технологии, связанные с интернет-пространством:

- возможности Skype в целях индивидуального и группового изучения иностранного языка;

- интернет-сайты в качестве источников информации и аутентичных материалов для изучения иностранного языка;

- блоги для самостоятельного изучения английского языка [8].

Однако в настоящее время, на наш взгляд, использование возможностей интернета для изучения иностранного языка не исчерпывается вышеназванными технологиями. В целях формирования навыков самостоятельной работы студентов юридических специальностей на занятиях по иностранному языку предлагаем использовать в образовательном процессе следующие информационно-коммуникационные технологии: специализированные веб-сайты; социальные сети, форумы, где обсуждаются актуальные вопросы иноязычной подготовки и юриспруденции; онлайн-версии ведущих научных журналов; лингвистические корпусы; компьютерные программы-конкордансы (concordance — программа для поиска контекстов актуальной лексики; функционал программы заключается в поиске контекстов употребления заданных слов приложения,

позволяющих перевести и редактировать тексты). Кроме того, может быть использован ресурс Google Scholar, ориентированный на поиск научных статей, диссертаций, обзоров. Для изучения иностранной лекции можно воспользоваться ресурсом http://quizlet.com/, предлагающим виртуальные карточки для изучения слов и выражений на иностранном языке; мобильными приложениями, посредством которых можно получить доступ к онлайн-словарям и другим источникам информации, необходимым для изучения иностранного языка, независимо от времени и места.

Указанные информационно-коммуникационные технологии и предоставляемые ими возможности позволяют расширить виды учебной деятельности и организовать: экспериментально-исследовательскую, информационно-учебную деятельность, разнообразные виды самостоятельной учебной деятельности, деятельность по извлечению и представлению знаний, по обработке информации, по созданию прикладных программных средств [9].

Таким образом, применение информационно-коммуникационных технологий способствует формированию у студентов устойчивой положительной мотивации к изучению иностранного языка в условиях неязыкового вуза, делает изучение иностранного языка более доступным и практико-ориентированным.

Формирование навыков самостоятельной работы студентов юридических специальностей на занятиях по иностранному языку предусматривает взаимосвязь формального, неформального и информального образования. Содержание формального образования составляют практические занятия, дидактические материалы, ориентированные на самообразовательную деятельность студентов.

Неформальное образование включает в себя массовую форму, предполагающую овладение навыками иноязычной коммуникативной компетенции студентами в процессе организации и проведения конференций, конкурсов, викторин, олимпиад, тематических вечеров и активного участия в них, пребывания в лингвистических лагерях; групповую форму, предусматривающую выпуск стенгазет, создание проектных работ, участие в спектаклях, деловых и ролевых играх, при этом подготовка к ним требует самоанализа и самоконтроля.

Информальное образование направлено на самообразование и совершенствование знаний по иностранному языку, включает в себя подготовку докладов, сообщений, рефератов, ведение языкового портфеля и дневника студента.

Каждому из указанных видов образования соответствует конкретная основная форма организации деятельности студентов: формальное образование осуществляется в рамках учебной деятельности академического типа; неформальное образование предусматривает различные формы и элементы внеучебной деятельности студентов; информальное образование осуществляется в рамках самостоятельной работы студентов.

Залогом успешного освоения иностранного языка является мотивация студентов. На степень мотивации влияет организация учебного процесса в рамках самостоятельной работы, характер будущей профессиональной деятельности и эффективность вовлечения педагогом студентов в процесс обучения иностранному языку.

Кроме того, на эффективность и качество иноязычной подготовки оказывают влияние индивидуальные психологические особенности личности, в том числе самостоятельность, академическая мобильность и активность обучающихся, наличие у них познавательного интереса, а также совокупность следующих факторов:

- совершенствование педагогических условий для функционирования языковой среды в процессе обучения;

- организация процесса самостоятельной работы с учетом индивидуальных особенностей обучающихся;

- предоставление приоритета коммуникативной методике в процессе обучения иностранному языку.

Таким образом, для того чтобы обучение иностранному языку студентов юридических специальностей не рассматривалось как узконаправленная и непрофилирующая дисциплина, необходима высокая заинтересованность студентов и мотивация в изучении иностранного языка с учетом профессиональной направленности. Оптимизация самостоятельной работы студентов на занятиях по иностранному языку предусматривает осуществление комплекса мероприятий, нацеленных:

- на организацию академической мобильности студентов;

- совершенствование системы организации самостоятельной работы студентов юридических специальностей на занятиях по иностранному языку;

- совершенствование профессионально ориентированной педагогической диагностики иноязычной подготовки студентов;

- дифференцирование групп обучения в соответствии с уровнем владения иностран-

ным языком и профессиональной специализацией студентов;

- широкое применение прогрессивных коммуникативных методик обучения иностранному языку с учетом профессиональной специализации;

- лингводидактическое обеспечение иноязычной подготовки;

- обеспечение процесса обучения профессионально ориентированными аутентичными текстами со структурированным тезаурусом.

Библиографический список

1. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс : пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е. Н. Соловова. — Москва : АСТ : Астрель, 2008. — 272 с. — ISBN 5-09-013891-5.

2. Тарасова, Л. Ю. Современное состояние и перспективы развития иноязычного образования студентов экономических специальностей / Л. Ю. Тарасова // Современные исследования социальных проблем. — 2018. — Т. 9. — № 1. — С. 213-223.

3. Магденко, С. А. Пути формирования мотивационно-ценностных установок студентов — будущих юристов при изучении иностранного языка / С. А. Магденко // Мир науки, культуры, образования. — 2018. — № 4 (71). — С. 199-201.

4. Звягинцева, Е. П. Совершенствование иноязычной подготовки студентов на основе интегративно-развивающего подхода : дис. ... канд. пед. наук / Е. П. Звягинцева. — Москва, 2014. — 218 с.

5. Розина, И. Н. Результаты опроса исследовательского проекта НОПАЯз «English for Specific Purposes» / И. Н. Розина // Образовательные технологии и общество. — 2013. — № 2. — С. 547-561.

6. Коваленко, Ю. А. Проектно-исследовательская деятельность студентов вуза в условиях информатизации учебного процесса / Ю. А. Коваленко, Т. В. Жуковская // Образовательные технологии и общество. — 2012. — № 4. — Т. 15. — С. 590-602.

7. Танаева, З. Р. Иноязычное деловое общение как ключевой компонент профессиональной подготовки будущих юристов / З. Р. Танаева, С. А. Магденко // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Образование. Педагогические науки». — 2019. — Т. 11. — № 4. — С. 39-48.

8. Артамонова, Л. А. Инновации в обучении английскому языку студентов неязыковых вузов / Л. А. Артамонова, М. В. Архипова, Е. В. Ганюшкина, Л. К. Делягина [и др.] // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — 2012. — № 2 (1). — С. 28-33.

9. Безбородова, С. А. Информационно-коммуникационные технологии как средство развития лексической компетентности студентов горных специальностей / С. А. Безбородова // Педагогическое образование в России. — 2013. — № 1. — С. 6-10.

For citation: Magdenko, S. A. Process-technological aspects of optimizing students' independent work in foreign language lessons / S. A. Magdenko // Innovative development of vocational education. — 2022. — № 2 (34). — P. 46-52.

process-technological aspects of optimizing students' independent work in foreign language lessons

S. A. Magdenko

The relevance of the research topic is due to the fact that high-quality foreign language professional training of students is possible with the improvement of self-educational and self-managing functions of the student. The article reveals the procedural and technological aspects of optimizing independent work in foreign language classes for students of law higher education institutions. Professionally oriented communicative competence of students is achieved through the widespread use of active teaching methods, including project technologies that allow the teacher to create problem situations. The novelty and significance of the result obtained lies in the fact that the pedagogical technologies used at each stage of the organization of independent work of students are presented: reproductive, productive, creative. Particular attention is paid to information and communication technologies, which act as a technological component of the pedagogical model for optimizing students'

independent work in foreign language classes. The article shows the relationship between formal, non-formal and informal education in terms of developing the skills of independent work of students of legal specialties in foreign language classes.

Key words: independent work, future lawyers, professional and communicative competencies, pedagogical technologies.

References

1. Solovova E. N. Metodika obucheniya inostrannym yazykam: prodvinutyy kurs: poso-bie dlya studentov ped. vuzov i uchiteley [Methods of teaching foreign languages: an advanced course: a guide for students of ped. universities and teachers]. Moscow, AST, Astrel, 2008, 272 p., ISBN 5-09-013891-5. (In Russian)

2. Tarasova L. Yu. Sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya inoyazychnogo obrazovaniya studentov ekonomicheskikh spetsial'nostey [Current state and prospects for the development of foreign language education for students of economic specialties], Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem [Modern studies of social problems], 2018, vol. 9, no. 1, pp. 213-223. (In Russian)

3. Magdenko S. A. Puti formirovaniya motivatsionno-tsennostnykh ustanovok studentov — bu-dushchikh yuristov pri izuchenii inostrannogo yazyka [Ways of formation of motivational and value attitudes of students — future lawyers in the study of a foreign language], Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [World of Science, Culture, Education World of Science, Culture, Education], 2018, no. 4 (71), pp. 199-201. (In Russian)

4. Zvyagintseva E. P. Sovershenstvovanie inoyazychnoypodgotovki studentovna osnove integra-tivno-razvivayushchegosya podkhoda [Improving the foreign language training of students on the basis of an integrative-developing approach], cand. ped. sci. diss. Moscow, 2014, 218 p. (In Russian)

5. Rozina I. N. Rezul'taty oprosa issledovatel'skogo proekta NOPAYaz «English for Specific Purposes» [Results of the survey of the research project of the NOPAS "English for Specific Purposes"], Obrazovatel'nye tekhnologii i obshchestvo [Educational technologies and society], 2013, no. 1, pp. 547-561. (In Russian)

6. Kovalenko Yu. A., Zhukovskaya T. V. Proektno-issledovatel'skaya deyatel'nost' studentov vuza v usloviyakh informatizatsii uchebnogo protsessa [Design and research activities of university students in the conditions of informatization of the educational process], Obrazovatel'nye tekhnologii i obshchestvo [Educational technologies and society], 2012, no. 4, vol. 15, pp. 590-602. (In Russian)

7. Tanaeva Z. R., Magdenko S. A. Inoyazychnoe delovoe obshchenie kak klyuchevoy kom-ponent professional'noy podgotovki budushchikh yuristov [Foreign language business communication as a key component of the professional training of future lawyers], Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki» [Bulletin of the South Ural State University. Series "Education. Pedagogical Sciences"], 2019, vol. 11, no. 4, pp. 39-48. (In Russian)

8. Artamonova L. A., Arkhipova M. V., Ganyushkina E. V., Delyagina L. K. et al. Innovatsii v obu-chenii angliyskomu yazyku studentov neyazykovykh vuzov [Innovations in teaching English to students of non-linguistic universities], Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo [Bulletin of the Nizhny Novgorod University named after N. I. Lobachevsky], 2012, no. 2 (1), pp. 2833. (In Russian)

9. Bezborodova S. A. Informatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii kak sredstvo razvitiya leksicheskoy kompetentnosti studentov gornykh spetsial'nostey [Information and communication technologies as a means of developing the lexical competence of students of mining specialties], Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia], 2013, no. 1, pp. 6-10. (In Russian)

Магденко Сергей Александрович, старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Российского государственного университета правосудия (Уральский филиал), Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: magadan-6666@mail.ru

Magdenko Sergey Aleksandrovich, Senior Lecturer, Department of Humanitarian and Socio-Economic Disciplines, Russian State University of Justice (Ural branch), Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: magadan-6666@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.