Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ: САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ'

ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ: САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / КОМПОНЕНТ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солдатов Борис Георгиевич, Солдатова Наталья Викторовна

Актуальность исследования заключается в том, что в ней представлена взаимосвязанная система деятельности преподавателя и студентов, направленная на повышение мотивации обучающихся к самостоятельной познавательной активности в процессе изучения иностранного языка. Цель исследования состоит в разработке научно обоснованной системы организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения иностранного языка в неязыковом вузе, для чего анализируются принципы самостоятельной работы, определяются основные уровни сформированности готовности к самостоятельной работе. Авторами был предложен оптимальный комплекс упражнений для разных видов речевой деятельности, направленных на формирование готовности студентов использовать индивидуализированную стратегию овладения иностранным языком. Методы исследования. Методами исследования явились: теоретический анализ научных публикаций; обобщение концептуальных подходов к активизации самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка; мониторинг учебной деятельности студентов в области иностранного языка. Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость статьи заключается в том, что результаты исследования позволят в дальнейшем разрабатывать материалы для развития готовности студентов к самостоятельной работе при изучении иностранного языка, решать проблему самостоятельности в учебной деятельности на основе планирования образовательного процесса по иностранным языкам с учётом определённых организационных форм и видов самостоятельной работы.1 Результаты исследования. Для активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов, которая будет способствовать совершенствованию процесса обучения иностранным языкам, необходим комплексный подход. Задача преподавателя иностранного языка неязыкового вуза заключается в развитии у студентов стратегий овладения иностранным языком и приёмами самостоятельной учебной деятельности в условиях привлечения к процессу познания информационных и интерактивных педагогических технологий, формирующих навыки самоорганизации и самообучения. Для успешного решения проблемы формирования готовности студентов к самостоятельной организации познавательной деятельности при изучении иностранного языка в неязыковом вузе необходимо правильно организовать взаимодействие между преподавателем и студентами. Выводы. В связи с тем, что в настоящее время повысились требования к качеству образовательного процесса по иностранным языкам, важной составляющей частью которого является самостоятельная познавательная деятельность студентов, авторы статьи пришли к выводу, что организовать самостоятельную работу по изучению иностранного языка и разработать банк заданий в соответствии с уровнем сформированности готовности студентов к самостоятельной работе следует таким образом, чтобы у обучающихся формировались мотивация к изучению иностранного языка и способность принимать решения в будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Солдатов Борис Георгиевич, Солдатова Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING A FOREIGN LANGUAGE: INDEPENDENT WORK AS STUDENTS' COGNITIVE ACTIVITY ORGANIZING FORM

Relevance. The relevance of the article lies in the fact that it presents a mutually connected system of a teacher’s and students’ activities aimed at increasing the students’ motivation to independent cognitive activity in the foreign language learning process. Goal. To develop a scientifically based system for students’ independent work organizing in the foreign language learning process at the non-linguistic university. To solve this problem the independent work principles are analyzed, the main readiness levels for independent work are determined. The authors propose an optimal set of exercises for different speech activity types to be applied in forming students' readiness for using an individualized strategy for mastering a foreign language. Procedure and methods. The research methods applied were: theoretical analysis of scientific publications; generalization of conceptual approaches to the students’ independent work activation when studying a foreign language; monitoring of students' educational activities in studying a foreign language. Scientific Novelty and/or theoretical and/or practical significance lies in the fact that the research results will allow to further develop the directions for the students' readiness for independent work enhancement when learning a foreign language, to solve the independence problem in educational activities on the foreign languages educational process planning basis, taking into account certain organizational forms and independent work types. Results. The authors of the article have arrived at the conclusion that an integrated approach is necessary to activate the students’ independent cognitive activity, which will contribute to the improvement of foreign languages teaching process. The task of a foreign language teacher at the non-linguistic university is to develop students' strategies for mastering a foreign language and independent educational activity methods in the information and interactive pedagogical technologies attracting conditions to the cognition process forming self-organization and self-learning skills. To solve the problem of successful forming students' readiness for cognitive activity independent organization when learning a foreign language at the non-linguistic university, it is necessary to organize proper interaction between the teacher and students. Conclusions. Since the requirements for the educational process quality in foreign languages have increased at present, students’ independent cognitive activity being its important component, the authors of the article arrived at the conclusion that organizing independent work on learning a foreign language and developing a bank of tasks in accordance with the level of students' readiness for independent work should be implemented in the way motivating students to learn a foreign language and to make decisions in their future professional activity.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ: САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ»

УДК 800.732:82 - 1: 882

DOI: 10.18384/2310-7219-2022-1-101-114

обучение иностранному языку: самостоятельная работа как форма организации познавательной деятельности студентов

Солдатов Б. Г.1, Солдатова Н. В.2

1 Донской государственный технический университет

344010, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, д. 1, Российская Федерация

2 Ростовский филиал Российской таможенной академии

344002, г. Ростов-на-Дону, пр. Буденновский, д. 20, Российская Федерация

Аннотация

Актуальность исследования заключается в том, что в ней представлена взаимосвязанная система деятельности преподавателя и студентов, направленная на повышение мотивации обучающихся к самостоятельной познавательной активности в процессе изучения иностранного языка. Цель исследования состоит в разработке научно обоснованной системы организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения иностранного языка в неязыковом вузе, для чего анализируются принципы самостоятельной работы, определяются основные уровни сформированности готовности к самостоятельной работе. Авторами был предложен оптимальный комплекс упражнений для разных видов речевой деятельности, направленных на формирование готовности студентов использовать индивидуализированную стратегию овладения иностранным языком.

Методы исследования. Методами исследования явились: теоретический анализ научных публикаций; обобщение концептуальных подходов к активизации самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка; мониторинг учебной деятельности студентов в области иностранного языка.

Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость статьи заключается в том, что результаты исследования позволят в дальнейшем разрабатывать материалы для развития готовности студентов к самостоятельной работе при изучении иностранного языка, решать проблему самостоятельности в учебной деятельности на основе планирования образовательного процесса по иностранным языкам с учётом определённых организационных форм и видов самостоятельной работы.

Результаты исследования. Для активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов, которая будет способствовать совершенствованию процесса обучения иностранным языкам, необходим комплексный подход. Задача преподавателя иностранного языка неязыкового вуза заключается в развитии у студентов стратегий овладения иностранным языком и приёмами самостоятельной учебной деятельности в условиях привлечения к процессу познания информационных и интерактивных педагогических технологий, формирующих навыки самоорганизации и самообучения. Для успешного решения проблемы формирования готовности студентов к самостоятельной организации познавательной деятельности при изучении иностранного языка в неязыковом вузе необходимо правильно организовать взаимодействие между преподавателем и студентами.

Выводы. В связи с тем, что в настоящее время повысились требования к качеству образовательного процесса по иностранным языкам, важной составляющей частью которого является самостоятельная познавательная деятельность студентов, авторы статьи пришли к выводу, что организовать самостоятельную работу по изучению иностранного языка и разработать

© CC BY Солдатов Б . Г., Солдатова Н . В . , 2022.

V^IOiy

банк заданий в соответствии с уровнем сформированности готовности студентов к самостоятельной работе следует таким образом, чтобы у обучающихся формировались мотивация к изучению иностранного языка и способность принимать решения в будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: образовательная среда, профессиональный иностранный язык, компонент, активные методы, современные образовательные технологии, совместная деятельность, компетенция

TEACHING A FoREIGN LANGuAGE: INDEPENDENT WoRK As sTuDENTs'

cognitive activity organizing form

B. Soldatov1, N. Soldatova2

1 Don State Technical University

pl. Gagarina 1, Rostov-on-Don 344010, Russian Federation,

2 Russian Customs Academy, Rostov Branch

pr. Budyonnovsky 20, Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation

Abstract

Relevance. The relevance of the article lies in the fact that it presents a mutually connected system of a teacher's and students' activities aimed at increasing the students' motivation to independent cognitive activity in the foreign language learning process.

Goal. To develop a scientifically based system for students' independent work organizing in the foreign language learning process at the non-linguistic university. To solve this problem the independent work principles are analyzed, the main readiness levels for independent work are determined. The authors propose an optimal set of exercises for different speech activity types to be applied in forming students' readiness for using an individualized strategy for mastering a foreign language. Procedure and methods. The research methods applied were: theoretical analysis of scientific publications; generalization of conceptual approaches to the students' independent work activation when studying a foreign language; monitoring of students' educational activities in studying a foreign language.

Scientific Novelty and/or theoretical and/or practical significance lies in the fact that the research results will allow to further develop the directions for the students' readiness for independent work enhancement when learning a foreign language, to solve the independence problem in educational activities on the foreign languages educational process planning basis, taking into account certain organizational forms and independent work types.

Results. The authors of the article have arrived at the conclusion that an integrated approach is necessary to activate the students' independent cognitive activity, which will contribute to the improvement of foreign languages teaching process. The task of a foreign language teacher at the non-linguistic university is to develop students' strategies for mastering a foreign language and independent educational activity methods in the information and interactive pedagogical technologies attracting conditions to the cognition process forming self-organization and self-learning skills. To solve the problem of successful forming students' readiness for cognitive activity independent organization when learning a foreign language at the non-linguistic university, it is necessary to organize proper interaction between the teacher and students.

Conclusions. Since the requirements for the educational process quality in foreign languages have increased at present, students' independent cognitive activity being its important component, the authors of the article arrived at the conclusion that organizing independent work on learning a for-

Vioy

eign language and developing a bank of tasks in accordance with the level of students' readiness for independent work should be implemented in the way motivating students to learn a foreign language and to make decisions in their future professional activity.

Keywords: educational environment, professional foreign language, component, active methods, modern educational technologies, joint activity, competence

ВВЕДЕНИЕ

Глобальные изменения, произошедшие в России в XXI в . , обусловили интерес педагогов к гуманистическому направлению в теории и практике образования. В русле гуманистического направления в современной отечественной педагогике сформировались самые различные концепции и модели личност-но-ориентированного образования. Так, в психолого-педагогической концепции И. С . Якиманской особое внимание уделяется субъектному опыту обучающегося, а также технологиям личностно-ориенти-рованного обучения [19]. В позиционно-дидактической концепции В В Серикова и В . К Пичугиной в центре внимания оказываются педагогические технологии создания личностно-ориентированных, познавательных, игровых и разного рода жизненных ситуаций, обеспечивающих проявление и развитие личностных функций обучающегося [14].

В проективной модели личностно-ориентированного обучения Н . И. Алексеева, воссоздающей как инструментальную, так и культурологическую направленность обучения, достаточно чётко различается субъектно-ориенти-рованное и личностно-ориентированное обучение [1]. В культурологической концепции личностно-ориентированного образования Е. В . Бондаревской предусматривается не только отношение к студенту как к личности и субъекту образования, но и проявление заботы о развитии и поддержке индивидуальности каждого студента [18]. Тем не менее, особенностью современной педагогики остаётся ориентация на целостную личность, стремление обеспечить молодому поколению возможно более полное персонализированное образование и развитие

Проблемы гуманизации учебного процесса и ориентации на целостного человека являются актуальными и для профессионального образования, что находит отражение в набирающем силу антропологическом подходе к организации и осуществлению профессионального образования. Этот подход предусматривает изучение индивидуального развития человека в течение всей его жизни Антропологический подход к пониманию сущности человека и его индивидуальности имеет важное методологическое значение для изучения закономерностей и практической организации профессионально-ориентированного образования в области иностранных языков [6; 7].

Эффективность обучения иностранному языку зависит от применения в учебном процессе многообразных форм его организации При подготовке специалиста в высшем учебном заведении особую роль играет самостоятельная работа Само понятие «самостоятельная работа» определяется в педагогической литературе как специфическая форма организации учебного процесса обучения под руководством преподавателя и как способ индивидуализации обучения. Поэтому в задачу преподавателя входит не только передача определённой суммы знаний, но и обучение наиболее эффективным приёмам систематической, вдумчивой самостоятельной работы [5].

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Цель и задачи исследования. Цель исследования заключается в разработке научно обоснованной системы организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения иностранного языка в неязыковом вузе. Задачи исследования включают анализ принципов самостоя-

Vioy

тельной работы, определение основных уровней сформированности готовности к самостоятельной работе и разработку оптимального комплекса упражнений для разных видов речевой деятельности при формировании готовности студентов к использованию индивидуализированной стратегии овладения иностранным языком

Методология и методы исследования. Актуальность проблемы активизации самостоятельной работы студентов вузов подчёркивается в документах Минобразования России . Задачи, которые предстоит решить в ходе модернизации российского образования, предусматривают подготовку квалифицированных работников соответствующего профиля, способных к эффективной работе по специальности, постоянному профессиональному росту и удовлетворению личностных потребностей в получении образования [4; 9].

В связи с этим кафедра иностранных языков Ростовского филиала РТА и кафедра «Мировые языки и культуры» ДГТУ ведут большую работу по анализу общенаучных, педагогических методов и переосмыслению содержания обучения английскому языку и его перераспределению для изучения на практических занятиях и во внеаудиторное время Так, разрабатывается система текущего и итогового контроля работы студентов Это предполагает широкое внедрение компьютеризированного тестирования, а также создание учебно-методических пособий по программированному контролю, позволяющих студентам самостоятельно работать над учебным материалом в режиме самоконтроля [3].

Кроме того, на эмпирическом уровне используется метод анкетирования студентов с последующей статистической обработкой полученных результатов для определения уровня сформированности готовности обучающихся к самостоятельной работе . На основе полученных данных преподаватели иностранного языка разрабатывают комплекс заданий

с целью применения в учебном процессе индивидуализированных технологий в овладении иноязычным материалом

Организация исследования и ход работы. Формы организации самостоятельной работы студентов предполагают наличие двух групп факторов, которые определяют её успех, - организационных и методических

К организационным факторам, которые создают предпосылки для эффективной самостоятельной работы, следует отнести: бюджет времени; обеспеченность учебной литературой; учебно-лабораторную базу (мультимедийные лингафонные кабинеты). Методические факторы обеспечиваются преподавателями и предусматривают планирование всех видов заданий, нацеленных на самостоятельную работу с учётом их объёма и сроков выполнения; обучение экономичным, рациональным приёмам работы с учебными материалами; разработку совместно с каждым студентом индивидуализированной стратегии овладения иноязычными навыками; управление самостоятельной работой студентов [10].

Следовательно, можно сформулировать следующие принципы организации самостоятельной работы студентов: обеспечение условий самостоятельной работы студентов; регламентация всех видов заданий по объёму и по срокам их выполнения; управление самостоятельной работой [15].

В практических целях условно выделяются несколько видов самостоятельной работы, каждый из которых имеет свою специфику и различается по времени, месту её реализации, объёму отрабатываемого материала

I . Самостоятельная работа в аудитории под контролем преподавателя, включающая:

1 Выполнение студентами текущих заданий по учебнику, которые являются обязательными для всех Результаты их выполнения в той или иной форме обсуждаются вместе с преподавателем на

v10v

занятии или проверяются по ключам Этот вид самостоятельной работы корректируется преподавателем

2 . Самостоятельную индивидуальную работу, направленную на устранение отдельных пробелов в знаниях Соответствующие задания предлагаются не всей группе, а лишь отдельным студентам . Отчётность преподавателю в группе носит индивидуальный характер и осуществляется в специально отведённые часы

3 . Самостоятельную работу студентов, связанную с овладением новым материалом. Для этого вида самостоятельной работы преподавателем составляются специальные методические разработки В них предлагаются задания, которые не обсуждаются подробно на занятии, но предполагают активную самостоятельную тренировку, требующую больших временных затрат Так, например, хорошо зарекомендовал себя на практике самостоятельный способ активизации коммуникативных навыков, предполагающий развитие фонетического слуха при прослушивании ауди-оматериалов Прослушав аудиоматериал, студенты должны попытаться записать его, не заглядывая в книгу. Многократное прослушивание, без которого восстановление текста невозможно, способствует запоминанию часто встречающихся слов, оборотов, идиоматических выражений, правильному употреблению предлогов [2].

II . Самостоятельная работа во внеаудиторное время подразделяется на два вида:

1. Самостоятельная работа студентов с опорой на рекомендации преподавателя, которая включает отработку умений в области иностранного языка в разных видах речевой деятельности. Преподаватель даёт студентам указания по поводу количества материала, необходимого для самостоятельного усвоения за определённый период времени и определяет индивидуальный режим работы Это способствует отработке материала с разной степенью интенсивности и зависит от личной заинтересованности и организованности

2. Самостоятельная работа студентов по собственной инициативе, отражающая их индивидуальные предпочтения и интересы В результате рефлексии студент способен самостоятельно оценить положительные и отрицательные стороны своей деятельности и наметить дальнейшую перспективу пополнения своих знаний и использования их на практике (при подготовке к написанию докладов, сообщений для выступлений на «Круглых столах», участию в дискуссиях и т. д. ). Данный вид самостоятельной работы способствует развитию таких личностных качеств, как креативность, целеустремлённость, инициативность и т д

Как показывает опыт, повышение эффективности обучения иностранному языку зависит от умения студентов работать автономно, их способности к самоорганизации учебной деятельности, стремления к выбору индивидуализированных стратегий обучения и овладению основными видами речевой деятельности на основе:

- учёта собственных индивидуальных качеств;

- оптимального сочетания в учебном процессе различных видов собственной активности как субъекта познания, общения, игры, ценностных ориентаций;

- поиска необходимой информации, отражающей личностные цели по овладению иностранным языком в качестве средства межкультурного и делового общения

Эффективность данного процесса достигается благодаря созданию преподавателем комфортных условий для развития самообразования и самореализации личности студента с учётом задач подготовки специалиста высокого профессионального уровня, который отвечает общеевропейским стандартам в конкретной области практической деятельности [8; 11; 12; 13].

При выделении любого количества компонентов структуры процесса обучения обязательным остаётся принцип учё-

та единства содержательной и процессу-ально-деятельностной сторон обучения или, другими словами, преподавания и учения Это означает, что в процессе разработки курса иноязычной подготовки студентов проектированию подлежит не только содержание обучения иностранному языку как таковое, но и способы его преподавания и усвоения Ввиду того, что процесс обучения в целом представляет собой сложную, динамическую систему, выраженную разнообразием человеческих состояний и отношений, при выявлении сущности индивидуализированных стратегий овладения иностранным языком, относящихся прежде всего к учебно-познавательной деятельности студента, мы учитываем не только единство содержательной и процессуальной сторон обучения, но и единство содержательной и процессуальной сторон индивидуальной учебно-познавательной деятельности студента [20].

Результаты исследования и их обсуждение. Для разработки научно обоснованной системы организации индивидуальной и самостоятельной работы студентов преподавателями кафедры иностранных языков РФ РТА и кафедры «Мировые языки и культуры» ДГТУ было проведено анкетирование студентов первого и второго курсов очной формы обучения по выявлению степени понимания значимости самостоятельной работы при изучении иностранного языка

Необходимо подчеркнуть, что в нашем исследовании мы выделяем лишь те качества личности, которые представляют большое значение для будущей профессиональной деятельности студента Кроме того, необходимость формирования данных качеств нашла непосредственное отражение в программных и учебно-методических материалах, предназначенных для овладения иностранным языком

Рассмотрим более подробно содержание разработанной нами анкеты, на основании результатов которой были

выделены уровни готовности студентов к овладению иностранным языком и определены формы тренинга различных видов речевой деятельности

Анкета по выявлению степени понимания значимости самостоятельной работы при изучении иностранного языка

Проанализируйте значимость самостоятельной работы при изучении иностранного языка Для этого в пунктах анкеты 1-4 отметьте соответствующий Вашему мнению вариант ответа, например: 1-1):

1 Считаете ли Вы, что свободное владение иностранным языком является необходимым профессиональным качеством будущего специалиста?

1) да; 2) нет; 3) не знаю.

2 . В каком отношении, по Вашему мнению, находятся качества «готовность к самостоятельной работе» и «готовность к самообразованию»?

1)готовность к самостоятельной работе - понятие более широкое, чем термин «самообразование», более высокая ступень самообразования;

2) эти два качества равнозначны;

3) «самообразование» - более широкое понятие по сравнению с «готовностью к самостоятельной работе»

3. Выделяете ли Вы среди многих других качеств, необходимых будущему специалисту, такое качество, как готовность к самостоятельной работе при изучении иностранного языка?

1) да; 2) нет; 3) не знаю.

4 . Что является ведущим в формировании готовности к самостоятельной работе при изучении иностранного языка?

1) использование иностранного языка в практической деятельности;

2) использование иностранного языка для расширения кругозора;

3) использование иностранного языка для знакомства с культурой страны изучаемого языка

5. Оцените степень затруднений, которые Вы испытываете в процессе овла-

дения различными сторонами и видами иноязычной речевой деятельности Обведите кружочком соответствующие цифры (1 - низкая степень, 2 - средняя степень, 3 - высокая степень):

1) произношение 1, 2, 3;

2) словарный состав 1, 2, 3;

3) грамматика 1, 2, 3;

4) понимание собеседника 1, 2, 3;

5) понимание аудиоматериалов 1, 2, 3;

6) говорение в диалогической форме 1, 2, 3;

7) говорение в монологической форме 1, 2, 3;

8) чтение иноязычных текстов 1, 2, 3;

9) письменная речь на иностранном языке 1, 2, 3

6 Оцените степень значимости перечисленных качеств личности, которые могут влиять на эффективность самостоятельной работы при изучении иностранного языка (Для этого каждому качеству необходимо присвоить соответствующий балл Критерии оценки: «1» -высокая степень влияния; «2» - средняя степень; «3» - низкая степень)

Качества личности:

1) самостоятельность в выборе индивидуализированных стратегий при изучении информации на иностранном языке: 1, 2, 3;

2) избирательность в работе с материалами, предлагаемыми для самостоятельного изучения: 1, 2, 3;

3) инициативность в поиске и использовании новой информации: 1, 2, 3;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) убеждённость в необходимости формирования в себе готовности к самостоятельной работе в овладении иностранным языком как средством межкультурного и профессионального общения: 1, 2, 3;

5) организованность при планировании и выполнении рекомендованных заданий: 1, 2, 3

При подведении итогов учитывается количество баллов, которое набрали студенты, отвечая на вопросы анкеты . В каждом пункте анкеты ответу под номером 1

соответствуют 3 балла; ответу под номером 2 - 2 балла; ответу под номером 3 -1 балл Затем все баллы суммируются, и на основе результатов анкетирования мы выделяем у студентов следующие уровни сформированности готовности к самостоятельной работе

Низкий уровень (1-18 баллов): студент не имеет осознанных целей и мотивов, не способен внести корректировки в свою деятельность При овладении иноязычным материалом студент выполняет только инструкции преподавателя, безынициативен. Усвоение новой информации происходит без особых временных и эмоциональных затрат Поэтому он ограничивается изучением учебной литературы Значимость овладения рациональными приемами самостоятельной работы им не осознаётся

Средний уровень (19-36 баллов): студент теоретически осознаёт необходимость самостоятельного усвоения знаний, но это не всегда находит своё подтверждение в поведении, в повседневном труде, в самостоятельном поиске дополнительных источников Увеличение объёма проработанного материала происходит по инициативе преподавателя Его деятельность часто зависит от внешних факторов (получения аттестации, зачёта и т д ) Самостоятельность проявляется в отдельных видах деятельности, к которым студент испытывает наибольший интерес, в которых наилучшим образом проявляются его способности Студент стремится самостоятельно следить за новой информацией с целью обновления имеющихся знаний, совершенствует умения самостоятельно работать с литературой, вычленять наиболее значимые сведения

Высокий уровень (37-54 балла): самостоятельность является свойством всех проявлений личности, интегральным качеством, показателем высокого уровня его целостности и независимости от окружающих Студент способен осуществлять самостоятельную деятельность как

целостный процесс Он убеждён в необходимости формирования в себе готовности к самостоятельной работе при изучении иностранного языка, осознаёт важность пополнения своих знаний Имеет место самостоятельное обращение к различной информации, накопление сведений сверх программы, использование зарубежных источников информации при решении проблем, связанных с будущей профессиональной деятельностью Студент читает страноведческую и профессионально-ориентированную литературу; проявляет интерес к материалу изучаемой дисциплины, выявляет, синтезирует, систематизирует полученные новые сведения Он владеет умениями поиска, отбора новой информации, оценивает степень её актуальности и новизны, что даёт возможность в дальнейшем продуцировать накопленные знания

В соответствии с выявленными уровнями готовности студентов к самостоятельному овладению иностранным языком преподавателем предлагаются разные формы тренинга того или иного вида речевой деятельности

В качестве одной из ведущих целей обучения иностранному языку в вузе рассматривается формирование коммуникативной компетенции Для развития коммуникативных навыков, как известно, необходим тренинг устного восприятия (аудирование), тренинг памяти, высокая речевая реактивность, контактность, психическая устойчивость и физическая выносливость в стрессовых ситуациях На начальном этапе обучения у студентов первого курса эти навыки, как правило, отсутствуют, и их развитие должно быть в поле зрения как педагогов, так и самих студентов Развитию оперативной памяти, освоению вспомогательных приёмов запоминания способствуют упражнения по мнемотехнике, которые требуют больших временных затрат В силу ограниченности количества практических учебных часов по иностранному языку в вузовском курсе эта ра-

бота должна осуществляться в режиме самоподготовки во внеаудиторное время [16; 17].

Необходимо обратить внимание на то, что студенты часто испытывают затруднения при запоминании слов, рядов чисел, топонимов, имён, названий денежных единиц и др . На начальном этапе обучения основой тренировки перечисленных лингвистических явлений могут служить упражнения, в которых представлена лексика вне контекста. Подобные упражнения рекомендуется выполнять при самостоятельной подготовке к занятиям . В качестве примера приведём некоторые из них:

1. Студентам предлагается аудиозапись с рядами тематически связанных слов на иностранном языке, которые они должны повторить вслух. Цель этих упражнений - развитие памяти, умения запоминать информацию. Для развития навыка линейного запоминания полезно включать в тематический ряд новое слово, но следует учитывать, что требуется сохранять порядок следования информации без изменения Проиллюстрируем это на примерах: frightened, excited, terrified, scared; depressed, miserable, sad, confused или contraband, restrictions, duties, traditions

В подобные упражнения предпочтительно включать небольшое количество слов, которые необходимо повторить Затем постепенно, от занятия к занятию, увеличивать количество компонентов в ряду Рекомендуется включить задание на перевод слов с иностранного языка на русский язык: студенты прослушивают аудиоматериал на иностранном языке, затем повторяют весь ряд слов на русском языке без прослушивания записи и соединяют иноязычный и русский варианты Эффективным для активизации лексики является упражнение в обратном переводе с иностранного языка на русский и наоборот Данный вид упражнения следует выполнять, работая в парах

2 . Следующий вид упражнений включает запоминание рядов чисел без опоры

на ассоциации Простой повтор чисел довольно утомителен, поэтому его стоит дополнять комплексными упражнениями на повтор чисел и согласованных с ними существительных Оптимальный приём, позволяющий развить у студентов навык переключения с иностранного языка на русский и наоборот, - это выполнение таких типов упражнений, как: повтор словосочетаний на русском языке; их повтор на иностранном языке; перевод с иностранного языка; перевод с русского языка

3. Как показывает практика, значительное затруднение студенты испытывают при употреблении неизвестных топонимов Для тренировки этого лингвистического явления на начальном этапе рекомендуется использовать топонимы, наиболее известные в стране изучаемого языка Это могут быть задания на запоминание маршрутов метро, автобусов, электричек и т д (например, выбираются названия конечных пунктов или один-два промежуточных) Задачей студентов является развитие навыка копирования и воспроизведения информации, использование в речи иноязычных названий с учётом правил произносительных норм изучаемого языка

Включение таких заданий в банк упражнений для самостоятельной работы позволит студентам решить проблему реализации индивидуализированных стратегий в овладении учебным материалом, а преподавателю сэкономить время на практическом занятии и использовать его для продуктивных групповых видов деятельности, а также приучить студентов к систематическому использованию в самостоятельной работе упражнений по мнемотехнике, которые впоследствии позволят им на высоком уровне овладеть иноязычными речевыми умениями [2; 16; 17].

Большие резервные возможности активизации самостоятельной деятельности студентов, на наш взгляд, содержат новые информационные технологии

Они позволяют студенту в удобное для него время осваивать учебный материал В связи с этим практикуется использование мультимедийных обучающих программ, которые позволяют повысить, с одной стороны, производительность труда преподавателя, с другой стороны, создать студентам условия для реализации индивидуализированных стратегий по овладению иноязычными навыками Постоянное использование однообразных видов упражнений ослабляет положительные эмоции обучающихся, превращает их в пассивных созерцателей учебного процесса, оперирующих только стереотипными реакциями Дополнительные возможности при обучении иностранному языку могут быть найдены благодаря применению новых компьютерных технологий, информационных услуг интернета Студенты, владеющие иностранным языком на достаточно высоком уровне, могут самостоятельно выполнять задания преподавателя, а также по собственной инициативе найти специально подобранную информацию на иностранном языке в интернете, связанную с материалами изучаемых тем, и обогатить ее новыми интересными и полезными сведениями Интернет, как активное дополнение к учебной деятельности, позволяет студентам знакомиться с культурой страны изучаемого языка, совершенствовать уже приобретённые знания, повышать свой образовательный уровень [3; 4; 8; 9]

Следовательно, целью проведённого нами исследования было развитие способностей студентов к самопознанию в области иностранного языка на основе деятельностного компонента процесса формирования готовности к самостоятельной работе, включающего в себя: виды самостоятельной работы, типы заданий, цели выполнения заданий и планируемый результат в зависимости от уровней готовности к самостоятельной деятельности Результаты исследования приведены в таблице 1

Таблица 1 / Table 1.

Педагогическое обеспечение процесса формирования готовности студентов к самостоятельной работе / Pedagogical support of the process of formation of students' readiness for independent work

Уровни Виды самостоятельной работы Тип задания Цель Планируемый результат

высокий внутрипредметные и межпредметные исследования разработка проекта развитие способности прогнозировать, проектировать, моделировать готовность использовать индивидуальные способности для оригинального решения исследовательских задач

средний реконструктивно-вари-ативная деятельность разработка мультимедийной презентации закрепление, обобщение, систематизация учебного материала способность к анализу профессиональной информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

низкий самостоятельная работа по образцу составление глоссария повысить уровень информационной культуры; приобрести новые знания; отработать необходимые навыки в области иностранного языка способность студентов решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, самостоятельная работа представляет собой совокупность внутренней готовности студента к деятельности и её активное воплощение, которое характеризуется знаниями, умениями, навыками, сформированными у студента, и его отношением к процессу и результату деятельности

Для развития готовности к самостоятельной работе на практических занятиях по иностранному языку возможны следующие направления: модернизация системы взаимоотношений между преподавателем и студентами; активизация учебной деятельности студентов; включение в учебный процесс познавательных, коммуникативных и личностных задач; разработка индивидуализированных стратегий овладения коммуникативной,

Источник: данные авторов .

профессионально значимой компетенцией; поиск новых форм самоорганизации обучения; переосмысление критериев оценки успешности обучения

Весь курс обучения иностранному языку следует строить с учётом взаимодействующих факторов:

а) направленности на практическое использование иностранного языка как средства получения определённой информации из зарубежных источников;

б) самостоятельности при отборе информации с целью повышения уровня владения основными видами речевой деятельности;

в) взаимосвязи иностранного языка с общей профессиональной подготовкой специалистов;

г) индивидуализации обучения, направленной на совершенствование способностей и возможностей каждого студента;

д) заинтересованности в изучении иностранного языка, основанной на максимальной самостоятельности студента

Самостоятельная работа в процессе овладения иностранным языком является важной во многих отношениях При правильной организации она позволяет привести работу студентов по овладению иноязычными навыками в соответствие с их индивидуальными возможностями . Для решения данной задачи авторами статьи было проведено исследование на основе метода анкетирования о наличии у студентов умений самообразовательной деятельности в области иностранного языка В результате проведенного мониторинга были определены уровни готовности студентов к самостоятельной работе и основные компоненты их педагогического обеспечения Студенты с высоким уровнем знаний получают возможность совершенствовать свои навыки владения иностранным языком, а менее подготовленные студенты могут сосредоточиться на выполнении заданий, соответствующих их уровню подготовки по иностранному языку. Хорошо спланированная самостоятельная

работа студентов позволяет разгрузить групповые занятия от тех видов работы, которые могут быть выполнены без непосредственного руководства со стороны преподавателя. Она способствует личностному развитию студентов и приносит удовлетворение от результатов труда всем участникам педагогического процесса

Изучение вопросов, касающихся самостоятельной работы как формы организации познавательной деятельности студентов при изучении иностранного языка, имеет особое значение и для рефлексии, иначе говоря, для переосмысления студентами собственных действий и опыта в процессе самообразования и самоподготовки

При проектировании системы иноязычной подготовки студентов, в рамках которой осуществляется индивидуализированная стратегия овладения иностранным языком, преподаватель реализует свою профессиональную компетентность в интересах личности обучаемого и самой системы высшего образования

Статья поступила в редакцию 12.07.2021

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев Н . Г. Проектный подход к формированию рефлексивного мышления в образовании и управлении // Рефлексивно-организационные проблемы формирования мышления и личности в управлении и образовании / под ред . И . Н . Семеновой, Т. Г. Болдиной . Москва: Институт рефлексивной психологии творчества и гуманизации образования, 2003. С. 50-64.

2 . Аракелова А . Р. , Багиян А . Ю . Особенности использования аутентичных материалов в препо-

давании иностранного языка и формировании профессиональной идентичности студентов // Профессиональные вопросы лингвистики и методики. 2019 . № 12 . С. 134-140.

3 . Артамонова И . Н . Развитие познавательной самостоятельности студентов как обязательное

условие дистанционного обучения // Организация самостоятельной работы студентов по иностранным языкам . 2020. № 3 . С. 5-8 . 4. Бакашева А . Б . , Гамидов Л . Ш . Формирование готовности студентов к самообразованию с использованием дистанционных технологий // Мир науки, культуры, образования 2019 № 6 (79). С 323-325.

5 . Белякова И. В. , Кожушкова Н . В. Самостоятельная работа как ведущая форма организации

учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке // Научные труды З'^згЫ. 2017. Т. 6. № 1. С 86-88.

6 . Болотский А . А . Формирование познавательной самостоятельности студентов как психолого-

педагогическая проблема // Молодой учёный . 2016 . № 12 . С. 824-827.

7 . Гуменюк В . В . Условия эффективности и особенности организации самостоятельной работы

студентов // Наука и образование: новое время 2016 № 2 (13) С 151-155

8 . Дубских А . И. Некоторые аспекты самостоятельной работы в различных формах обучения //

Организация самостоятельной работы студентов по иностранным языкам . 2020. № 3 . С. 40-43.

9 . Завьялова М . С. Самореализация личности в условиях организации обучения иностранному

языку // Учёные записки Университета им. П. Ф . Лесгафта. 2017. № 11 (153). С. 76-81.

10 . Кузнецова Т. Г. Самостоятельная работа как фактор повышения эффективности обучения

иностранному языку // Организация самостоятельной работы студентов по иностранным языкам . 2020. № 3 . С 106-110 . 11. Ляшенко М. С , Трушкова Д . Е . Using social networking for independent students' activity in English learning // Организация самостоятельной работы студентов по иностранным языкам . 2019 . № 2 . С 89-94.

12 . Могилевич Б . Р. Познавательные и учебные компоненты самостоятельной деятельности студента //

Организация самостоятельной работы студентов по иностранным языкам. 2020. № 3 . С 140-144.

13 . Новикова О . Н . , Калугина Ю. В. Организация самостоятельной работы обучающихся по язы-

ковым дисциплинам в аграрном вузе // Pedagogy and Modern Education: материалы научно-практической конференции / Варшава, 19 ноября 2019 г. Pedagogy and modern education . С. 17-

14. Пичугина В. К. , Сериков В. В. Гуманитарная парадигма как перспектива преодоления методологического кризиса в педагогике // Педагогика. 2016. № 1. С. 19-29 . 15 . Самсонова Н . И . Самостоятельная работа при обучении иностранному языку // Молодой учёный. 2016. № 7. С. 706-708.

16. Солдатов Б . Г. , Солдатова Н . В. Факторы формирования познавательной самостоятельности студентов в процессе изучения иностранных языков // Академический Вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2018 . № 3 (32). С. 120-125.

17. Солдатов Б . Г. , Солдатова Н . В. К вопросу об интеграции лингвистических и профессиональных навыков студентов неязыковых вузов // Балтийский гуманитарный журнал . 2020. Т. 9 . № 3 (32). С. 329-331.

18 . Федосеева Л . А . Концепция педагогического воспитания Е. В . Бондаревской // Современные

научные исследования и инновации. 2019 . № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://web. snauka. ru/issues/2019/08/90119 (дата обращения: 08.06.2021).

19 . Якиманская И . С. Изучение личности ученика в образовательном процессе // Теоретическая и

экспериментальная психология 2010 Т 3 № 1 С 19-29

20 . Reinders H . Towards a classroom pedagogy for learner autonomy: A framework of independent lan-

guage learning skills // Australian Journal of Teacher Education, №35 (5). P. 39-55.

1. Alekseev N. G . [Project approach to the formation of reflective thinking in education and management]. In: Refleksivno-organizacionnye problemy formirovaniya myshleniya i lichnosti v upravlenii i obrazovanii [Reflexive-organizational problems of forming thinking and personality in management and education]. Moscow, Institute of Reflective Psychology of Creativity and Humanization of Education Publ. , 2003, pp . 50-64.

2 . Arakelova A . R . , Bagiyan A . Yu. [Features of the use of authentic materials in teaching a foreign lan-

guage and the formation of students' professional identity]. In: Professionalnye voprosy lingvistiki i metodiki [Professional questions of linguistics and methods], 2019, no. 12, pp. 134-140.

3 . Artamonova I . N. [Development of cognitive independence of students as a prerequisite for distance

learning]. In: Organizaciya samostoyatelnoj raboty studentov po inostrannym yazykam [Organization of independent work of students in foreign languages], 2020, no . 3, pp . 5-8 . 4. Bakasheva A. B. , Gamidov L. Sh. [Formation of students' readiness for self-education using distance technologies]. In: Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [World of science, culture, education. ], 2019, no . 6 (79), pp . 323-325.

5 . Belyakova I . V. , Kozhushkova N . V. [Independent work as a leading form of organization of education-

al and cognitive activity of students in the classroom]. In: Nauchnye trudy SWorld [Scientific Works of SWorld], 2017, vol. 6, no. 1, pp. 86-88.

6 . Bolotskij A . A . [Formation of cognitive independence of students as a psychological and pedagogical

problem]. In: Molodoj uchyonyj [Young scientist], 2016, no. 12, pp. 824-827.

27.

REFERENCES

7 . Gumenyuk V. V. [Conditions of efficiency and features of the organization of independent work of

students]. In: Nauka i obrazovanie: novoe vremya [Science and education: new time], 2016, no. 2 (13), pp. 151-155 .

8 . Dubskih A . I . [Some aspects of independent work in various forms of education]. In: Organizaciya

samostoyatelnoj raboty studentovpo inostrannymyazykam [Organization of independent work of students in foreign languages], 2020, no . 3, pp. 40-43.

9 . Zav'yalova M. S . [Self-realization of personality in the conditions of organization of teaching a foreign

language]. In: Uchyonye zapiski Universiteta im. P. F. Lesgafta. [Scientific Notes of P. F. Lesgaft], 2017. № 11 (153), pp. 76-81.

10 . Kuznecova T. G . [Independent work as a factor in improving the effectiveness of teaching a foreign

language]. In: Organizaciya samostoyatelnoj raboty studentov po inostrannym yazykam [Organization of independent work of students in foreign languages], 2020, no . 3, pp. 106-110 . 11. Lyashenko M . S . , Trushkova D. E . Using social networking for independent students' activity in English learning. In: Organizaciya samostoyatelnoj raboty studentov po inostrannym yazykam [Organization of independent work of students in foreign languages], 2019, no. 2, pp. 89-94.

12 . Mogilevich B. R . [Cognitive and educational components of student's independent activity]. In: Or-

ganizaciya samostoyatelnoj raboty studentov po inostrannym yazykam [Organization of students' independent work in foreign languages]. 2020, no . 3, pp . 140-144.

13 . Novikova O. N. , Kalugina Yu. V. [Organization of independent work of students in language disci-

plines in the agricultural university]. In: Pedagogy and Modern Education: materialy nauchno-praktich-eskoj konferencii / Varshava, 19 noyabrya 2019goda [Pedagogy and Modern Education: materials of a scientific and practical conference / Warsaw, November 19, 2019]. Pedagogy and modern education, pp 17-27

14. Pichugina V. K. , Serikov V. V. [Humanitarian paradigm as a prospect of overcoming the methodological crisis in pedagogy]. In: Pedagogika [Pedagogy], 2016, no. 1, pp. 19-29 . 15 . Samsonova N . I . [Independent work in teaching a foreign language]. In: Molodoj uchyonyj [Young

scientist], 2016, no. 7, pp. 706-708. 16. Soldatov B. G . , Soldatova N. V. [Factors of formation of cognitive independence of students in the process of learning foreign languages]. In: Akademicheskij Vestnik Rostovskogo filiala Rossijskoj tamoz-hennoj akademii [Academic Bulletin of the Rostov Branch of the Russian Customs Academy], 2018, no. 3 (32), pp. 120-125.

17 . Soldatov B . G . , Soldatova N. V. [On the question of the linguistic and professional skills integration of

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

non-linguistic universities students]. In: Baltijskij gumanitarnyj zhurnal [Baltic Humanitarian Journal], 2020, vol. 9, no. 3 (32), pp. 329-331.

18 . Fedoseeva L. A . [The concept of pedagogical education by E. V. Bondarevskaya]. In: Sovremennye

nauchnye issledovaniya i innovacii [Modern scientific research and innovation], 2019, no. 8 . Available at: https://web. snauka.ru/issues/2019/08/90119 (accessed: 08.06.2021).

19 . Yakimanskaya I . S . [The study of the student's personality in the educational process]. In: Teoretiches-

kaya i eksperimentalnaya psihologiya [Theoretical and experimental psychology], 2010, vol. 3, no. 1, pp 19-29

20 . Reinders H . Towards a classroom pedagogy for learner autonomy: A framework of independent lan-

guage learning skills . In: Australian Journal of Teacher Education, no . 35 (5), pp. 39-55.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Солдатов Борис Георгиевич - кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры мировых языков и культур Донского государственного технического университета; e-mail: bsoldatov@rambler. ru

Солдатова Наталья Викторовна - кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков Ростовского филиала Российской таможенной академии; e-mail: bsoldatov@rambler. ru

Vrn;

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Boris G. Soldatov - Cand. Sci. (Philology), Assoc . Prof. , Assoc . Prof, of the Department of the World languages and cultures, Don State Technical University; e-mail: bsoldatov@rambler. ru

Natalia V. Soldatova - Cand. Sci. (Philology), Assoc. Prof. , Assoc. Prof, ofthe Department of Foreign Languages, Rostov Branch of the Russian Customs Academy; e-mail: bsoldatov@rambler. ru

Солдатов Б . Г. , Солдатова Н . В . Обучение иностранному языку: самостоятельная работа как форма организации познавательной деятельности студентов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2022. № 1. С. 101-114. БОТ: 10.18384/2310-7219-2022-1-101-114

Soldatov B. G . , Soldatova N. V Teaching a foreign language: independent work as students' cognitive activity organizing form . In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogy, 2022, no . 1, pp . 101-114.

DOI: 10.18384/2310-7219-2022-1-101-114

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

FOR CITATION

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.