Научная статья на тему 'Процессный подход в организации лекарственного обеспечения'

Процессный подход в организации лекарственного обеспечения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
208
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROCESS-ORIENTED APPROACH / REGULATIONS / PROCESS / FUNCTION / MEDICINAL PRODUCTS / DRUG PROVISION / ACCOUNTING AND WRITE-OFF OF MEDICINES / ПРОЦЕССНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / РЕГЛАМЕНТ / ПРОЦЕСС / ФУНКЦИЯ / ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА / ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / УЧЕТ И СПИСАНИЕ МЕДИКАМЕНТОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карпов О.Э., Никитенко Д.Н., Лящёв С.А.

Цель данной статьи определение и детализация основных принципов процессно-ориентированного подхода и регламентации деятельности медицинской организации, как наиболее эффективных управленческих механизмов, и применение процессного подхода в организации непрерывного целевого лекарственного обеспечения лечебно-диагностического процесса в федеральном многопрофильном учреждении на примере федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный медико-хирургический Центр имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее Пироговский Центр).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Карпов О.Э., Никитенко Д.Н., Лящёв С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Process approach in the organization of medicinal support

The purpose of this article is to define and detail the basic principles of the process-oriented approach and the regulation of the organization’s activities as the most effective management mechanisms, and the application of the process approach in the organization of continuous targeted drug provision of the treatment and diagnostic process in a federal multidisciplinary institution on the example of the “National Pirogov Medical Surgical Center” of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation (hereinafter Pirogov Center).

Текст научной работы на тему «Процессный подход в организации лекарственного обеспечения»

О.Э. Карпов,

д.м.н., член-корреспондент РАН, профессор, генеральный директор ФГБУ «Национальный медико-хирургический Центр имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия Д.Н. Никитенко,

первый заместитель генерального директора ФГБУ «Национальный медико-хирургический Центр имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия С.А. Лящёв,

советник по развитию ФГБУ «Национальный медико-хирургический Центр имени

Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия

ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

УДК 614.2

Карпов О.Э, Никитенко Д.Н, Лящёв С.А. Процессный подход в организации лекарственного обеспечения (Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный медико-хирургический Центр имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия) Аннотация. Цель данной статьи - определение и детализация основных принципов процессно-ориентирован-ного подхода и регламентации деятельности медицинской организации, как наиболее эффективных управленческих механизмов, и применение процессного подхода в организации непрерывного целевого лекарственного обеспечения лечебно-диагностического процесса в федеральном многопрофильном учреждении на примере федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный медико-хирургический Центр имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее Пироговский Центр).

Ключевые слова: процессно-ориентированный подход, регламент, процесс, функция. Лекарственные средства. Лекарственное обеспечение. Учет и списание медикаментов.

Йля успешного функционирования и поступательного развития медицинская организация должна определить и управлять множеством взаимосвязанных видов деятельности. Мно-кающие в организации проблемы может решить, но главное предупредить их возникновение, использование процессно-ориенти-рованного подхода. Процессно-ориентированный подход (далее ПП), или просто процессный подход, на сегодняшний день считается одним из наиболее передовых методов управления. Он описывает управление деятельностью как систему взаимосвязанных процессов, которые регламентированы, постоянно контролируются и подвергаются корректировке при обнаружении ошибок исполнения или отклонений от целевых параметров, а также при обновлении технологии [5; 6].

Основная дефиниция, используемая в процессном подходе - это само понятие процесса. Существуют различные определения, но наиболее часто используемое содержится в стандарте ISO 9001. «Процесс - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, которые преобразуют входы в выходы». Важной составляющей процесса, которая не отражена в этом определении,

© О.Э. Карпов, Д.Н. Никитенко, С.А. Лящёв, 2018 г.

Менеджер

k 45 -

является цикличность действий. Действия процесса должны быть не случайными, а повторяющимися. Другим распространенным определением, которое учитывает данный фактор, является следующее: «процесс - это набор взаимосвязанных, повторяемых действий (функций), которые преобразуют исходный материал, сырье или информацию в конечный продукт (товар, работу, услугу), в соответствии с установленными этим же процессом правилами» [5; 6; 11; 18].

Процессный подход - одна из концепций управления, которая окончательно сформировалась в 80-х годах прошлого века. Данный подход был разработан и применяется с целью создания прочных и эффективных горизонтальных связей в организациях. Горизонтальную структуризацию производственной деятельности в виде последовательности операций по выпуску продукта (товаров, работ, услуг), то есть как некоторого процесса, можно обнаружить еще у А. Смита (XVIII в.), основоположника науки менеджмента, который показал объективность выделения производственных операций в составе производственного процесса как определенной последовательности действий. Одно из первых упоминаний о ПП как отдельном управленческом инструменте относится к началу ХХ века, когда в одной из компаний, где сотрудники работали с документами, был проведен анализ эффективности работы. Владелец фирмы проанализировал, как часто сидящие в одном большом помещении сотрудники передают друг другу документы. На основании анализа он составил схему, которая отражала размещение сотрудников в помещении и возможные взаимодействия между ними. По результатам была проведена элементарная оптимизация: рабочие места наиболее часто взаимодействующих между собой сотрудников разместили рядом. В результате сократились временные затраты на передачу документов. Это стало одним из первых примеров проведения описания и оптимизации процессов в бизнесе [6; 12].

Принципиальным отличием ПП от других (функционального, к примеру) является его направленность на конечный результат (выход процесса) с оптимальным способом его достижения. Выделение одного из участков деятельности как отдельного объекта - процесса - дает возможность управлять этим объектом: планировать, регламентировать, оптимизировать, контролировать показатели результативности и эффективности процесса. Таким образом, управление процессами позволяет управлять деятельностью всей организации, как единой системой. Специфика управления каждой отдельной организации заключается в том, как устроены и реализованы эти процессы в ее практической деятельности. Главное отличие от функционального подхода в том, что управление процессами позволяет сосредоточиться не на работе каждого из подразделений, а на результатах работы организации в целом. В соответствии с одним из принципов ПП организация образно состоит не из подразделений, а из процессов. Функциональное управление доминировало во многих организациях на протяжении всего прошлого века. Только в 1980-е годы компании стали переходить к процессному управлению, и переход этот был обусловлен изменениями, сформированными новой информационной эпохой [6; 8; 11; 12; 14].

Кратко рассмотрим основные элементы процесса. К процессным элементам относятся вход, выход и этапы (фазы) процесса и входящие в них функции, ресурсы, участники процесса, параметры процесса.

Под входом процесса понимается инициирующая ситуация/объект, запускающий процесс преобразования. Часто входы одного процесса являются выходами другого. Под выходом процесса понимается состояние объекта (результат, продукт) после исполнения всех этапов и функций процесса. По сути, выход - это продукт, информация или прочая материальная или нематериальная ценность, ради производства которой процесс и осуществляется. Этап - отдельная стадия или

фаза процесса. Этапы выполняются строго последовательно в рамках одного процесса. Каждый этап состоит из реализуемых участником функций. К участникам процесса относят потребителей, исполнителей, владельца процесса. Параметр - инструмент контроля исполнения процесса или его функций. В данном случае это показатель, позволяющий оценивать количество или качество производимого продукта или эффективность (качество, полноту и т.д.) исполнения функции. Формализованным носителем параметра является карточка параметра - шаблонизированный документ, в котором указываются контролируемая качественная/количественная характеристика результата выполняемой функции/ продукта, методика ее измерения и иные необходимые для осуществления контроля разделы, на которых мы подробнее остановимся ниже [5, 6, 14, 15].

Изученными и подтвержденными многолетней практикой преимуществами данной концепции управления бесспорно являются:

• описанные и регламентированные процессы формализуют существующую модель управления организацией, устраняют дублирование функций работниками;

• в описании процесса содержится система показателей (параметров) для управления и контроля в реперных точках, что в целом положительно влияет на качество исполнения функций и дисциплину исполнителей;

• процессный подход является одним из элементов системы менеджмента качества;

• автоматизация процессного управления является обязательным условием эффективного функционирования всей системы;

• формируется полный перечень документации для управления;

• описание процесса и параметры представляют собой нормативную базу организации;

• описание процесса определяет основные повторяющиеся моменты деятельности, что исключает в дальнейшем их ежедневное разъяснение [5; 6; 14].

Процессный подход нашел широкое распространение и внедрение и в медицинских организациях различных типов [1; 16; 19; 20; 21].

Лекарственное обеспечение медицинской организации как один из приоритетных процессов, влияющих на качество и безопасность медицинской деятельности, неоднократно описан с позиции процессного подхода, имеется немало реальных внедрений с глубокой научной и методической проработкой [10; 17]. Но все доступные в научной литературе примеры реализации процессного управления лекарственным оборотом сосредоточены на последовательности выполнения функций по снабжению. Вот так приблизительно выглядит типовое последовательное описание функций процесса лекарственного обеспечения лечебного учреждения:

• составление и подача заявок клиническими отделениями;

• экспертиза заявок;

• формирование заказа в аптеке;

• проверка заявки в финансовом подразделении;

• проведение процедуры закупки;

• заключение контрактов на поставку лекарственных средств (далее ЛС);

• поставка ЛС в аптеку;

• хранение ЛС в аптеке;

• отпуск ЛС в отделения.

На первый взгляд, декомпозиция проведена правильно, установлена верная последовательность и набор функций. Вход процесса начинается с определения потребности на уровне клинических подразделений, выход обеспечивает медицинских работников необходимым ресурсом - лекарственными средствами.

Также хорошо обычно прорабатывается и описывается процесс оказания медицинской помощи. Укрупненно (по фазам) в учреждении стационарного типа его можно сформулировать следующим образом:

• госпитализация пациента;

• проведение диагностического поиска;

• постановка диагноза;

Менеджер

к 47 -

ш

• проведение лечебных мероприятий, в том числе фармакотерапии;

• выбытие пациента из стационара.

При этом процесс лекарственного обеспечения традиционно рассматривается как обеспечивающий по отношению к основному - лечебно-диагностическому.

Но большинство организаторов здравоохранения на уровне медицинских организаций не принимает во внимание или умышленно игнорирует наличие производственного конфликта интересов основных исполнителей указанных процессов. Сотрудники финансово-экономического блока и бухгалтерии обеспечивают эффективную экономику предприятия путем рациональной минимизации затрат, налаживания правильного управленческого и бухгалтерского учета с позиции отслеживания движения лекарств как материального ресурса, обладающего соответствующими признаками и характеристиками товара, а также контроль наличия финансового обеспечения из соответствующего источника доходов. Сотрудники аптеки обеспечивают оптимизацию складских запасов как на уровне аптеки, так и в медицинских подразделениях, рациональную логистику хранения и перемещения лекарственных препаратов, недопущение затоваривания склада и тем более нарушения сроков применения лекарственных препаратов.

Клиницисты, в первую очередь, исходят из того, что врач, руководствуясь интересами пациента и конкретной клинической ситуацией, должен назначать (и, соответственно, иметь к ним доступ) такие ЛС и в такой форме выпуска, которые принесут максимальный эффект. С этой позиции лекарств должно быть в стационаре много, а лучше с большим запасом, и в полном ассортименте.

Чтобы сохранить приоритет интересов пациента и возможностей медицинского работника, но при этом соблюсти принципы экономической целесообразности, важно найти, правильно выделить и описать те функции лечебно-диагностического процесса, которые

необходимо встроить в процесс лекарственного обеспечения. Такой подход можно образно сравнить с применяемым в генной инженерии процессом встраивания выделенного фрагмента ДНК в состав векторной молекулы для получения рекомбинантной цепочки ДНК.

К таким элементам процесса оказания медицинской помощи относятся функция планирования объёмов оказания медицинской помощи, функция назначения врачом лекарственного средства пациенту (как часть общих назначений в рамках плана лечения) и функция выполнения врачебного назначения.

Функция планирования объёмов оказания медицинской помощи имеет большое значение для планирования объемов расхода лекарственных средств. Механизмы конвертации объемных медицинских показателей в количество потребляемых лекарств могут быть различными и напрямую зависят от степени автоматизированности учета в медицинской организации. К сожалению, самым распространенным подходом является использование данных по потреблению медикаментов за предыдущий период. В теории такой подход может применяться при стабильности состава и количества пролеченных пациентов и структуры назначаемой им фармакотерапии, но далеко не каждая медицинская организация может похвастаться таким положением вещей. Оптимальным является метод применения медицинских стандартов, имеющих в своем составе данные об усреднённых нормах назначения тех или иных ЛС, в сочетании с ABC, XYZ и VEN анализом [7].

Функция назначения ЛС пациенту в соответствии с его медицинским показаниями по сути является драйвером для движения всей цепочки функций процесса лекарственного обеспечения. И крайне важно, чтобы действия врачей при реализации лечебно-диагностического процесса находились в одной системе координат с подразделениями, обеспечивающими ресурсами этот процесс.

Функция выполнения врачебных назначений, осуществляемая в основном средним

медицинским персоналом, должна автоматически сопровождаться процессом списания лекарственных препаратов (далее ЛП), имеющих критические для правильного учета характеристики (МНН, номер партии, срок годности, стоимость и пр.). Процедура списания подтверждает реальный факт расхода ЛП в соответствующих единицах списания, принятых в организации, и формирует новую текущую потребность по установленным алгоритмам ее расчета. Распространенный подход к списанию (по бухгалтерскому и особенно управленческому учету) в момент выдачи препарата в медицинское подразделение заведомо приводит все лекарственное обеспечение в неуправляемое состояние. Поэтому так важно встроить данную функцию в единую цепочку действий по организации лекарственного обеспечения.

С целью проведения декомпозиции процесса лекарственного обеспечения в Пироговском Центре были определены выполняемые производственные функции, установлена последовательность и взаимодействие их между собой, а также со смежными процессами, определены критерии оценки эффективности выполнения данных функций, необходимые трудовые, материальные и информационные ресурсы, принципы и порядок контроля исполнения функций.

На первом этапе проведения декомпозиции проведено изучение и анализ текущей деятельности, положений о подразделениях и должностные инструкции сотрудников следующих структурных подразделений Пироговского Центра:

• госпитальной аптеки;

• службы клинических фармакологов;

• отдела обеспечения лекарственными средствами;

• планово-экономического отдела;

• бухгалтерии.

Выборочно проведен анализ положений о подразделениях и должностные инструкции сотрудников клинических и диагностических отделений.

В соответствии с проведенным исследованием выделены следующие задачи и функции линейных подразделений, обеспечивающие непрерывный лекарственный оборот в учреждении:

■ планирование закупок ЛС;

■ перевод годовой заявки из МНН в торговые названия и упаковки;

■ анализ действующих контрактов по наличию препаратов и сроков действия контрактов;

■ составление технических заданий для аукционов;

■ определение кодов ОКПД2;

■ подготовка описания объекта закупки;

■ обоснование начальной максимальной цены контракта;

■ анализ необходимости закупки ЛП по разовым договорам;

■ контроль согласования, подтверждения и утверждения пунктов в плане-графике размещения заказов;

■ составление спецификации для закупочных процедур, с разбивкой по годам (на 3 года) и получателям (стационар или КДЦ);

■ проведение процедуры определения поставщика;

■ контроль сроков проведения закупочных процедур;

■ заключение контракта (договора) на поставку ЛС;

■ ведение, учет и хранение хозяйственных договоров на поставку ЛП;

■ направление заявок поставщикам на пополнение складского запаса ЛС, контроль исполнения;

■ приемка ЛП на склад аптеки, проведение внутренней экспертизы на соответствие поставляемого товара условиям контракта;

■ проверка сопроводительной документации на правильность заполнения: номера договора, реквизитов, количеств и цен по контракту;

■ подготовка пакета документов по каждой поставке для передачи в бухгалтерию на оплату;

Менеджер

к 49 -

■ организация учета и хранения на складе аптеки, ведение документооборота;

■ экстемпоральное производство;

■ списание (утилизация);

■ отпуск ЛП в подразделения;

■ фармацевтический контроль;

■ контроль движения медикаментов по источникам финансирования;

■ контроль состояния остатков ЛП в аптеке, проведение инвентаризации материальных запасов, контроль неснижаемого запаса в аптеке;

■ контроль сроков годности ЛП;

■ контроль соблюдения условий хранения ЛП;

■ внедрение в клиническую практику новых современных ЛС;

■ ведение справочных медико-фармацевтических данных, статистической информации;

■ ведение справочника лекарственных препаратов;

■ формирование ежеквартальных, полугодовых, годовых актов сверок для бухгалтерии (рассылка по поставщикам и возврат подписанных в бухгалтерию);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ закрытие и расторжение контрактов/ договоров;

■ взаимодействие с поставщиками по исправлению документов, если были допущены ошибки;

■ проведение закупок ЛП по решению врачебной комиссии;

■ формирование требований для пополнения склада отделения;

■ учет и списание медикаментов в отделении;

■ учет препаратов по источникам финансирования;

■ формирование экстренных заявок на закупку ЛС;

■ анализ движения медикаментов в разрезе фармацевтических групп, МНН, торговых наименований, стран-производителей, поставщиков, серий препаратов и т.д.;

■ анализ движения медикаментов в разрезе источников финансирования;

■ анализ объемов потребления медикаментов подразделениями;

■ анализ регулярности потребления медикаментов;

■ анализ рациональности фармакотерапии;

■ учет и анализ нежелательных лекарственных реакций, осложнений и побочных эффектов, связанных с фармакотерапией;

■ разработка стандартов медицинской помощи в части лекарственной терапии;

■ разработка норматива потребления ЛП в клинических и диагностических подразделениях;

■ разработка норматива ЛП для аптеки;

■ проведение клинико-экономического анализа потребления ЛС;

■ учет бюджетных и прочих обязательств;

■ разработка приказов, распоряжений и прочих административно-распорядительных документов по организации лекарственного обеспечения;

■ оформление бухгалтерских операций и организация документооборота по участкам учета и списания, приемки, оприходования, хранения ЛП;

■ проведение финансовых расчетов с поставщиками;

■ ведение внутренней отчетности;

■ формирование отчетов для сторонних контролирующих организаций, включая систему мониторинга ЖНВЛС Росздравнадзора.

Принципиально отсутствуют ограничения на количество функций, регламентируемых в рамках одного процесса, но если исходить из понимания необходимости этим процессом эффективно управлять, то количество описываемых функций и их атрибутов должно быть необходимым и достаточным, чтобы и исполнители могли свободно ориентироваться в определенных им задачах и выделенных ресурсах, и владелец процесса мог регулярно и продуктивно контролировать его исполнение.

В Пироговском Центре процесс обеспечения лекарственными средствами в настоящее время сформулирован в виде следующего набора фаз и функций:

Рис. 1. ЕРС-диаграмма процесса лекарственного обеспечения

Фаза планирования

Функция 1. Прогнозирование объёмов медицинской деятельности.

Функция 2. Планирование годовой потребности в ЛС.

Функция 3. Формирование норматива подразделения.

Функция 4. Формирование норматива аптеки.

Фаза исполнения

Функция 5. Назначение ЛП.

Функция 6. Выполнение назначения ЛП.

Функция 7. Пополнение складского запаса подразделения.

Функция 8. Пополнение складского запаса аптеки.

Функция 9. Закупка ЛП.

Функция 10. Закупка ЛП по решению врачебной комиссии.

Фаза контроля

Функция 11. Формирование отчетности

Безусловно, такой процесс, как обеспечение ресурсами непрерывного производства, к которым относится и оказание медицинской помощи в многопрофильном учреждении, является циклическим. Поэтому для удобства изложения он был «разорван» в месте, которое было бы пусковым для отладки такого процесса в случае внедрения «с нуля», и изложен в виде линейной последовательности (рис. 1). Для графического отражения процессной схемы применяется один из самых распространенных инструментов моделирования -диаграмма EPC (Event Process Chain).

Нужно отметить, что представленная диаграмма приведена в упрощенном виде с целью комфортного восприятия. Полная же декомпозиция процесса со всеми необходимыми

Рис. 2. EPC-диаграмма функции «Пополнение складского запаса подразделения»

атрибутами приведена ниже на примере функции «Пополнение складского запаса подразделения» (рис. 2).

Кроме того, следует остановиться на ряде обязательных правил построения элементов процесса, заложенных в диаграмму:

• за каждой функцией закреплен участник;

• каждая функция начинается и заканчивается событием;

• события и функции связаны между собой логическими операторами;

• для исполнения функции могут требоваться входящие ресурсы и документы, а также они могут продуцироваться в ходе выполнения функции.

Описываемый в статье процесс не является изолированным. Некоторые функции, входящие в него, являются функциями и фазами других процессов, которые взаимно интегрируются, либо выполняются линейно и последовательно и, тем самым, создают общее дерево процессов организации. К примеру, функции «прогнозирование объёмов медицинской деятельности», «формирование норматива подразделения», «формирование норматива аптеки» являются как составными частями процесса лекарственного обеспечения, так и общего процесса планирования, включающего в себя подпроцесс формирования плана закупок, а одним из входов процесса лекарственного обеспечения является этап лечебно-диагностического процесса. Таким образом, фаза или функция одного процесса встраивается в другой процесс и становится его неотъемлемой частью (рис. 4). Возвращаясь к примеру с встраиванием выделенного фрагмента ДНК - картина очень похожа (рис. 3).

Одним их основных элементов любой системы управления, в том числе и процессной, является контроль. Контроль, как функция управления, заключается в своевременном обнаружении возникающих в ходе производственно-хозяйственной деятельности объектов

Рис. 3. Процесс создания рекомбинантной ДНК

управления отклонений от плановых заданий, стандартов и нормативов, а также изменений внешней среды. Как было отмечено выше, с целью осуществления контроля выполнения процессов предлагается использовать параметры. Параметры могут классифицироваться по различным характеристикам: количественные и качественные, эффективности и отказоустойчивости, нормируемые и ненормируемые.

Рис. 4. «Встраивание» функции в смежный процесс

Менеджер

к 53 ^

Таблица 1

Нормируемый параметр «Отсутствие лечебных ошибок (дефектов)»

Характеристика параметра Поле для заполнения Примечание (комментарии к оформлению — в шаблон не входит)

Наименование Нормируемый параметр качества «Отсутствие лечебных ошибок (дефектов)» Характеристика в позитивном значении учитываемый показатель>.

Да Признак должен быть установлен тогда, когда параметр является ключевым параметром эффективности деятельности Центра.

Номер 174/17-9.4. Нумерация устанавливается в соответствии с оглавлением - номер регламента/год/порядковый номер.

Описание

Значимость

Текстовое

описание

методики

расчета

параметра

Дока: ная б

Доказательная база

Единица измерения

Лечебные (реабилитационные) мероприятия назначены обоснованно (в том числе отсутствуют нерациональные комбинации и дозировки лекарственных средств, отсутствует необоснованное или несогласованное назначение 5 и более лекарственных препаратов).

<значимость>, %

Электронная копия листа назначений

Электронная копия листа назначений

В свободной форме по сути контролируемого параметра.

Долевая зависимость оценки деятельности (выполнения должностных функций деятельности). Указывается значимость в зависимости от условий, при которых происходит несоответствие по параметру. Возможно указание ряда условий с их описанием (базовый / расчетный).

1. Контролер - врач-клинический фармаколог

2. Способ контроля - выборочный.

3. Определение выборки - 3% от количества выбывших из стационара за контролируемый месяц. Выборка случайна. Не менее 50% от выборки - составляют длительно лежащие пациенты (более 14 дней), при отсутствии указанного количества таких долевое соотношение изменяется в сторону случайного выбора.

4. Методика контроля. Врач-методист составляет выборку на основании отчета выбывших из стационара за контролируемый период. Передает выборку Контролеру. Контролёр в соответствии с представленной выборкой открывает листы назначений в медицинских картах стационарного больного МИС. Осуществляет их проверку по критериям:

• отсутствуют нерациональные комбинации и дозировки лекарственных средств;

• отсутствует необоснованное или несогласованное назначение 5 и более лекарственных препаратов.

При выявлении отклонений от нормы сохраняет электронную копию листа назначений для последующего представления ее на ВК.

Приводится полный и исчерпывающий алгоритм действий при расчете КПЭ.

В данном поле обязательно указываются требования к документальному подтверждению несоответствия, которые прикладываются к результатам проверки (в виде ссылки или файла при фиксировании нарушений в информационной системе, либо копия документа). В данном поле устанавливается необходимая единицы измерения (рубль, документ, посещение, услуга и др.).

1енеджер № 7

здравоохранения 2018

Норма

Лечебные дефекты (ошибки) отсутствуют

Способ ввода данных по параметру

Полуавтоматически

Уровень автоматизации

Автоматизированный (АРМ Врача, АРМ Эксперта)

В Пироговском Центре активно внедряются параметры, которые, как инструмент контроля, обеспечивают надлежащее качество исполнения процессов и являются критериями «эффективного трудового контракта» [13].

В табл. 1 мы приводим карточку нормируемого параметра «Отсутствие лечебных ошибок (дефектов)» к функции «Назначение ЛП».

Заключение

Таким образом, изложенный подход к обеспечению и обороту ЛС, показывает как эффективно распределить ресурсы, выстроить

Продолжение таблицы 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нормативное значение параметра, отклонение от которого является нарушением. При отсутствии нормы устанавливается прочерк. Определяет способ регистрации (занесения) первичных данных по контролируемой характеристике в первичную информационную систему: в поле «производится определение необходимого значения в соответствии со следующими правилами:

«Автоматически» - если регистрация (занесение) первичных данных по контролируемой характеристике осуществляется автоматически, посредством информационной системы; «Полуавтоматически» - если регистрация (занесение) первичных данных по контролируемой характеристике осуществляется вручную в информационную систему;

«Вручную» - если регистрация (занесение) данных: - производится вручную в документе, оформленном на бумажном носителе. Автоматизированный - автоматический или ручной ввод в ИС, наличие выгрузки значения по параметру из ИС;

ручной - без использования ИС (журналы и пр.)

четкую систему управления с пошаговым алгоритмом действий всех участников. Разработанная и внедренная концепция процессного подхода в организации непрерывного целевого лекарственного обеспечения лечебно-диагностического процесса в федеральном многопрофильном учреждении с использованием автоматизированных средств прогнозирования и управления, на наш взгляд, является «золотым стандартом», который помогает усовершенствовать все этапы и учитывает все аспекты, от планирования и учета до экономической эффективности и безопасности пациентов.

1. Бедорева И.Ю., Садовая Т.Н., Стрыгин A.B., Стрыгина Т.А. Применение процессного подхода в системе управления качеством медицинской помощи. // Хирургия позвоночника. - 2007. - № 4. - С. 62-72.

2. Гальчина О.Н. Учетно-аналитическое обеспечение управления бизнес-процессами / О.Н. Гальчина, В.Г. Широбоков, Д.В. Павлов // Актуальные проблемы учета, экономического анализа и финансово-хозяйственного контроля деятельности организаций: материалы IV-й Международной научно-практической конференции в 2 ч.; Воронеж, 2011. -Ч. 2. - 370 с. - С. 40-42.

3. Ермолова С.Э. Управление бизнес-процессом в медицинской организации.// Экономика и управление. - 2010 - № 2 - С. 142-144.

Менеджер

k 55-

4. Иванов А.И., Сударев И.В., Никифоров С.А., Гандель В.Г. Процессный подход при оказании медицинской помощи // Ремедиум. - 2010. - № 10. - С. 51-54.

5. Ильин В.П. Моделирование бизнес-процессов. Практическое использование ARIS./ Ильин В.П. - М.: «Вильямс», 2006. - 176 с. - С. 42-48, 61-62, 73, 77.

6. Карпов О.Э., Никитенко Д.Н., Лящёв С.А. Новые управленческие технологии. Система стандартов управления. Вестник Национального медико-хирургического Центра им. Н.И. Пирого-ва. - 2013. - Т. 8. - № 2.

7. Карпов О.Э., Никитенко Д.Н., Фатеев С.А., Петрова Н.В., Некрасова E.C. Проектирование автоматизированной системы формирования неснижаемого аптечного запаса на примере многопрофильного стационара. «Менеджер здравоохранения». - 2018. - № 3.

8. Касьянов С., Горелышева М. Информационное обеспечение процессов - путь к эффективному функционированию СМК // Стандарты и качество. - 2011. - № 2. - С. 80-82.

9. Лихартович Е.Е. Процессный подход в управлении качеством медицинской помощи.// Экономика и управление. - 2011. - № 4 - С. 54-57.

10. Лудупова Е.Ю. Внедрение стратегии лекарственного обеспечения в многопрофильной больнице // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2016. - № 3. -С. 170-175.

11. Люлякина Д.Н. Оптимизация системы менеджмента предприятия: процессный подход // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2017. - № 10. [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2017/10/15322. (Дата обращения: 21.05.2018).

12. Ляндау Ю.В. История развития процессного подхода к управлению. Статистика и Экономика. - 2013 (6) - С. 65-68.

13. Приказ ФГБУ «НМХЦ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России № 174 от 19.09.2017 «Об утверждении перечня показателей и критериев оценки эффективности деятельности».

14. Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению: Моделирование бизнес-процессов. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2004.

15. Робсон М. Реинжиниринг бизнес-процессов: практическое руководство./ Робсон М-$5.: Юнити, 2003. - С. 2-3, 45-53, 90-92.

16. Рыбальченко И.Е, Югай М.Т., Кадыров Ф.Н. Использование процессного подхода при проведении профосмотров в амбулаторно-поликлиническом учреждении // Менеджер здравоохранения. - 2014. - № 6. - С. 6-13.

17. Рыжова О.А. Бизнес-процесс «Лекарственное обеспечение учреждений здравоохранения» // Acta Biomedica Scientifica. - 2008. - № 2. - С. 112-113.

18. Системы менеджмента качества. Требования. ISO 9001:2008. Quality management systems requirement (IDT). ГОСТ Р ИСО 9001:2008./ Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии// Издание официальное. - С. 6-9, 22, 42-43.

19. Стрельников А.В, Соляник А.И, Карташов Е.М. Процессный подход к организации урологической помощи в многопрофильном стационаре // Компетентность. - 2012. - № 1. - С. 44-52.

20. Bertolini M., Beviiacqua M., Ciarapica F.E., Giacchetta G. Business process reengineering in healthcare management: a case study // Business Process Management Journal. - 2011. - Vol. 17. -Iss: 1. - P. 42-66.

21. Heifert M. Challenges of business processes management in healthcare: Experience in the Irish healthcare sector // Business Process Management Journal. - 2009. - Vol. 15. - I ss: 6. - P. 937-952.

UDC 614.2

Karpov O.E., Nikitenko D.N, Lyashchev S.A. Process approach in the organization of medicinal support (National Pirogov Medical Surgical Center" of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, Moscow) Abstract. The purpose of this article is to define and detail the basic principles of the process-oriented approach and the regulation of the organization's activities - as the most effective management mechanisms, and the application of the process approach in the organization of continuous targeted drug provision of the treatment and diagnostic process in a federal multidisciplinary institution on the example of the "National Pirogov Medical Surgical Center" of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation (hereinafter Pirogov Center).

Keywords: process-oriented approach, regulations, process, function. Medicinal products. Drug provision. Accounting and write-off of medicines.

1енецжер № 7

здравоохранения 2018

se

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.