Научная статья на тему 'Совершенствование системы лекарственного обеспечения многопрофильной медицинской организации: современное состояние проблемы и пути решения'

Совершенствование системы лекарственного обеспечения многопрофильной медицинской организации: современное состояние проблемы и пути решения Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
2530
418
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы лекарственного обеспечения многопрофильной медицинской организации: современное состояние проблемы и пути решения»

Никитенко Д.Н.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МНОГОПРОФИЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МНОГОПРОФИЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Никитенко Д.Н. УДК: 614.27:339.146.2

Национальный медико-хирургический Центр имени Н.И. Пирогова, Москва

IMPROVEMENT OF THE SYSTEM OF DRUG PROVISION FOR A MULTI-PROFILE MEDICAL ORGANIZATION: THE CURRENT STATE OF THE PROBLEM AND THE WAYS OF SOLVING IT

Nikitenko D.N.

Повышение доступности медицинской помощи для населения России, эффективности и качества медицинских услуг, внедрение новых медицинских и фармацевтических технологий, а также качество, эффективность и безопасность лекарственных средств заложены в основу стратегии национальной безопасности РФ и долгосрочной государственной политики в сфере охраны здоровья граждан.

Понимание современных проблем организации охраны здоровья граждан на уровне государства с учетом влияния глобальных внешних и внутриполитических вызовов, генеза их происхождения, глубокий анализ вероятного влияния этих проблемных вопросов на развитие медицинской отрасли и страны в целом, пути и приоритетные механизмы решения связанных с ними задач находят свое отражение в действующих и нацеленных на долгосрочную перспективу социально ориентированных программных документах государства. В частности, в числе основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2018 года определена работа по обеспечению доступности качественных, эффективных и безопасных лекарственных средств, проведение мониторинга цен на лекарственные препараты и медицинские изделия в амбулаторном и стационарном сегментах, совершенствованию методики регистрации предельных отпускных цен производителей на жизненно необходимые лекарственные препараты, мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения от производителя до конечного потребителя.

Как известно, основным приоритетом государственной политики РФ в сфере организации лекарственной помощи населению является создание такого уровня лекарственного обеспечения, при котором достигается рациональность, эффективность и экономическая сбалансированность системы лекарственного снабжения от этапа формирования необходимых материальных ресурсов до назначения и применения лекарственного препарата конкретному пациенту в соответствии медицинским показаниям.

В качестве дополнительных мер по достижению поставленных задач в сфере лекарственного оборота Минздрав России проводит большую работу по организации непрерывного обучения медицинских и фармацевтических кадров, направленного на совершенствование ими профессиональных знаний и навыков, в том числе компетенций в области рационального применения лекарственных средств.

Экономические аспекты лекарственного обеспечения

По итогам 2017 г. в РФ валовая добавленная стоимость деятельности в области здравоохранения и социальных услуг составила 3,8% от общего ВВП [21]. Действующее законодательство предусматривает различные источники финансового обеспечения медицинской помощи: в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи это средства обязательного медицинского страхования, субвенции и бюджетные ассигнования из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, вне программы государственных гарантий могут привлекаться средства организаций и граждан (в том числе в рамках добровольного медицинского страхования), средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством РФ источники. В рамках указанных финансовых источников осуществляется и ресурсное обеспечение, в том числе снабжение лекарственными средствами. При этом крайне важным является корректный учет и недопущение двойного финансирования при соблюдении ключевого принципа обеспечения доступности медицинской помощи, в том числе обеспечения равных гарантий граждан различных субъектов РФ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890.

Значительное влияние на систему лекарственного обеспечения оказывают социально-демографические показатели. При этом особенно важно понимать, что в

Никитенко Д.Н.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МНОГОПРОФИЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

текущей экономической ситуации большая часть затрат как на лечение, так и на приобретение лекарств, ложится на плечи самих граждан. Так, в 2013 г. доля средств домашних хозяйств в расходах на медицинскую помощь и лекарственное обеспечение составила 33%, в 2014 г. - 35%, таким образом, в кризисные моменты затраты населения на оплату услуг здравоохранения увеличиваются. Для сравнения, в европейских странах, недавно вошедших в состав ЕС, такие расходы в сопоставимом временном периоде составляют порядка 26%. Большая часть расходов населения приходится на приобретение медикаментов (около 70%) [31].

Очевидно, что доля затрат на медицинские нужды увеличивается в общей массе с возрастом граждан. Согласно данным официальной статистики Росстата за 9 месяцев 2017 г. продолжительность жизни россиян увеличилась до 72,6 лет, в 2016 г. этот показатель составлял 71,87 лет [21]. При этом перед отечественным здравоохранением и смежными отраслями экономики стоит амбициозная задача: уже к 2024 г. достичь продолжительности жизни - 76 лет, а к 2030 г. - 80 плюс [6]. В настоящее время около 24% населения - это люди старше 60 лет. Вышеназванные факторы, а также неуклонно возрастающая рыночная цена на лекарства, вызванная не только инфляционными процессами, но и увеличением доли дорогостоящей генно-инженерной и биомедицинской клеточной продукции в перечне разрешенных к использованию лекарственных средств, формируют значительные риски в обеспечении доступности медицинской помощи и лекарственной терапии, в частности.

Таким образом, в условиях кризиса экономики, несбалансированной и дефицитной системы финансирования здравоохранения, снижения платежеспособности населения РФ в основу совершенствования системы лекарственного обеспечения должны быть заложены принципы обеспечения доступности показанной и обоснованной лекарственной помощи населению, а также повышения эффективности расходования финансовых средств, направляемых на закупки лекарственных препаратов.

Вопросы стандартизации лекарственной помощи

Лекарственная терапия является неотъемлемой и обязательной частью лечебно-диагностического процесса при любом заболевании, при этом составляет основную (до 60-70%) финансовую нагрузку при лечении терапевтической патологии и значительную (в среднем от 20 до 50%) при хирургических нозологиях. В связи с этим, большое внимание в настоящее время уделяется повсеместному применению стандартов оказания медицинской помощи, в структуре которых одно из важнейших мест занимают лекарственные препараты, причем не только как элемент профилактики, диагностики и лечения, но и как значимая составляющая их ресурсного наполнения.

Использование стандартов при условии охвата ими в повседневной клинической практике всех или подавля-

ющего числа нозологий, диагностика и лечение которых осуществляется в медицинской организации, в том числе является эффективным инструментом для планирования потребности в лекарственных средствах и контроля рациональности назначений. Принимая во внимание важность наличия подробного описания применения лекарственных препаратов в структуре стандартов медицинской помощи, с указанием средних суточных и курсовых доз, разработчиками в обязательном порядке должны применяться результаты фармакоэкономических исследований и данные фармакоэпидемиологического анализа, а также методы доказательной медицины [29]. В период с 2004 по 2017 г. под руководством Минздрава России с привлечением специализированных и экспертных организаций были разработаны порядка 1500 стандартов медицинской помощи больным при различных заболеваниях и более 1200 национальных клинических рекомендаций (протоколов лечения) по основным заболеваниям человека. Однако, для того, чтобы этот мощный инструмент работал в интересах, прежде всего, пациента, а также для регулирования, планирования и оптимизации деятельности медицинских организаций, необходимо проведение большой работы по установлению определенного правового статуса стандартов и клинических рекомендаций, а также серьезных усилий регулятора и профессионального сообщества по регулярной актуализации этих документов [27; 28].

Развитие институциональной среды

В течение последнего десятилетия законодательство, регулирующее сферу оборота лекарственных средств, а также смежные секторы экономики, подверглось значительным изменениям. Прежде всего, стоит отметить принятие закона об обращении лекарственных средств № 61-ФЗ в 2010 году, принципиально новых основ охраны здоровья граждан в РФ (закон 323-ФЗ), изменения в системе закупок в связи с выходом Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее закон 44-ФЗ).

Важным элементом общего регулирования является ведение перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) в целях государственного регулирования цен на лекарственные средства.

В последнее время конкретизируется и в определенной степени ужесточается законодательство в сфере контрактной системы в части регулирования процесса планирования и закупок медикаментов на всех уровнях, повышаются требования, как к заказчикам, так и к поставщикам.

Объём российского рынка лекарственных препаратов превышает 7 млрд. упаковок и, соответственно, в денежном выражении более 1,34 триллиона рублей в год [10]. Доля государственного госпитального сектора в структуре российского фармацевтического рынка оце-

Никитенко Д.Н.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МНОГОПРОФИЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

нивается в размере его пятой части, при этом расходы бюджетов различных уровней на закупки лекарственных средств растут с каждым годом.

В связи с вступлением в силу закона 44-ФЗ и подзаконных актов в сфере контрактной системы, в целях повышения эффективности, результативности и прозрачности осуществления закупок, в том числе лекарственных средств, значительно изменились отношения участников рынка, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд [14].

Государственный контроль (надзор) в сфере обращения лекарственных средств в последние годы был усилен и степенью ответственности за нарушения законодательства в данной области, в частности в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2014 г. № 532-Ф3 установлена уголовная ответственность за обращение фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств. УК России был дополнен статьей, предусматривающей уголовную ответственность за незаконное производство лекарственных средств и медицинских изделий без наличия лицензии.

Цифровизация системы лекарственного обеспечения

Специалисты сходятся во мнении, что обеспечение высокого уровня функционирования системы лекарственного обеспечения граждан, необходимых темпов ее развития, технологичности и открытости данной отрасли возможно только при переходе на инновационную, научно проработанную модель управления [26]. В настоящее время переход на инновационный путь требует не только организационных и экономических преобразований, но и активное внедрение инструментов информатизации и цифровых технологий [4].

Стратегия инновационного развития России определяет единственным возможным способом достижения поставленных целей переход экономики на инновационную, социально ориентированную модель развития. Фармацевтика неразрывно связана с медициной, и оба эти сектора экономики, как важнейшая часть всей социальной сферы, подвержены воздействию кризисных явлений и комплексному влиянию различных экономических, политических, демографических, институциональных и иных факторов. В этих условиях интенсивно возрастают требования к системам управления финансово-хозяйственной деятельностью, особенно к таким ресурсоемким направлениям, как лекарственное обеспечение [16; 19].

В эпоху появления и развития таких значимых для медицины IT-трендов, как большие данные (big data), ней-ротехнологии и искусственный интеллект, робототехника, технологии беспроводной связи и др., сформулирован запрос общества на создание соответствующей отраслевой инновационной инфраструктуры. На всех уровнях системы здравоохранения обеспечивается информационное, нормативное и технологическое сопровождение выбранного на цифровизацию медицины курса, ведется подготовка кадров для цифрового здравоохранения.

Взгляды современных ученых, занимающихся исследованиями разработками в области информатизации и автоматизации медицины и фармацевтики, устремлены в сторону таких перспективных направлений науки и практики, как развитие мобильных технологий, обработка больших данных, применение предсказательной аналитики, внедрение облачных технологий и виртуализации инфраструктуры субъектов внутриотраслевых отношений, автоматизация их взаимоотношений, обеспечение многоканальности и омниканальности источников используемой и обрабатываемой информации [15]. Особые требования, в связи с нарастающей потребностью в ресурсах, предъявляются к разработке подходов к хранению, использованию и обработке больших объемов информации. На решение этой проблемы со стороны государства направлен принятый Президентом России в 2016 г. перечень поручений по вопросам создания информационно-аналитической системы мониторинга и контроля в сфере закупок лекарственных препаратов для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В ежегодном послании Президента РФ Федеральному собранию от 01.12.2016 г. соответствующая задача была сформулирована следующим образом: «Также с помощью информационных технологий будет существенно повышена эффективность контроля за рынком жизненно важных лекарств. Это позволит избавиться от подделок и контрафакта, пресечь завышение цен при закупках медикаментов для больниц и поликлиник».

В итоге Министерством здравоохранения совместно с государственной корпорацией «Ростех» разработана и с июля 2017 г. введена в эксплуатацию Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (http://portal.egisz.rosminzdrav.ru/), которая, в том числе, осуществляет систематизацию и обработку сведений о закупках лекарственных препаратов. Внедрение данных информационных технологий в масштабе всей страны позволит, по оценкам Минздрава России уже в 2018 году расширить охват населения лекарственной терапией за счёт экономии средств не менее чем на 7-10 процентов [10].

Федеральные и региональные особенности лекарственного обеспечения

Проводимые социально-экономические реформы и обязательно сопутствующие им преобразования в здравоохранении по-разному влияют на изменение уровня и доступности оказания лекарственной помощи различным категориям населения, в том числе по категориям в соответствии с регионом проживания. Большое внимание, в связи с этим, научным сообществом уделяется изучению федеральных и региональных особенностей лекарственного обеспечения граждан, проживающих в различных субъектах РФ [12].

В соответствии с действующей программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи обеспечение пациентов зарегистри-

Никитенко Д.Н.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МНОГОПРОФИЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

рованными в установленном порядке на территории РФ лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень редких (орфанных) заболеваний, осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации [31]. Соответственно, имеются отличия в уровне обеспеченности в каждом отдельно взятом регионе, что требует рассмотрения на федеральном уровне возможности поддержки государственного бюджета и активного участия заинтересованных фармпроизводителей в софинансировании данной программы на условиях государственно-частного партнерства [5].

Задаче сохранения объема государственных гарантий и создания равных условий для граждан субъектов РФ при реализации программ льготного лекарственного обеспечения, проблеме рационального использования лекарственных препаратов, а также внедрения в медицинскую и фармацевтическую практику современных информационных технологий посвящены труды И.К. Петрухиной, в рамках которых предложена структурно-функциональная модель лекарственного обеспечения населения на примере Приволжского федерального округа [30]. Проведено сравнение объемов финансовых вложений для реализации программы лекарственного обеспечения на федеральном и региональном уровнях, предложены механизмы оптимизации затрат бюджетов регионов, а также разработано программное обеспечение, позволяющее проводить накопление и обработку информации, позволяющей анализировать уровень лекарственного обеспечения.

Основам управления системой лекарственного обеспечения и повышению эффективности дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) посвящены работы Е.А. Тельновой, в том числе предложен единый для всех субъектов РФ алгоритм реализации ДЛО, основанный на персонификации и адресности лекарственного обеспечения различных категорий граждан.

В работах Г.Т. Глембоцкой изучена роль лекарственного обеспечения в системе медицинского страхования, влияние показателей структуры и динамики обращаемости за медицинской помощью и лекарственным обеспечением на показатели финансирования, разработаны модели стратегического и маркетингового анализа в фармацевтической отрасли, также предложены методические подходы к оптимизации лекарственной помощи отдельным категориям пациентов [8; 9].

Региональные особенности организации лекарственной помощи в системе ОМС, в том числе механизмы повышения качества и доступности лекарственной помощи для определенных категорий граждан на уровне региональных медицинских организаций подробно описаны в работах Л.В. Мошковой и соавторов [22].

Также вопросы региональной политики и экономики в системе лекарственного обеспечения, организационные и методологические основы лекарственного менеджмента в разные годы изучали А.В. Солонинина, Л.Н. Геллер [7]. Предложены методики организации фармацевтической

службы медицинской организации, разработки формуляра лекарственных средств в лечебных учреждениях, в том числе для службы неонатологии, функциональная модель организации лекарственного обеспечения льготных категорий населения.

Актуальные аспекты деятельности фармацевтического сообщества на региональном уровне подробно изучены С.В. Кононовой, которая предложила действенные механизмы повышения эффективности работы системы лекарственного обеспечения, базирующиеся на единстве всех ее объектов и субъектов в реализации социальной, экономической, медицинской, информационной и других задач, определяемых отраслевым рынком. Ею исследованы данные по разрыву между прогнозами потребления и фактическим потреблением лекарственных препаратов в госпитальном секторе, причины сформировавшегося дисбаланса, сформированы предложения по его устранению [17].

Изыскания по теме ценообразования на лекарственные препараты с учетом региональной специфики, подходы к формированию ценовой политики в системе лекарственного обеспечения описаны Г.Д. Олейник. Данные материалы посвящены методам и инструментам маркетинговых исследований фармацевтического рынка и формируемой им конкурентной среды с целью категоризации потребительского спроса и адекватной ему ценовой и ассортиментной политики [25].

Особенности лекарственного обеспечения различных видов оказания медицинской помощи

Отдельный пласт научных исследований посвящен совершенствованию системы лекарственного обеспечения на разных уровнях и этапах оказания медицинской и фармацевтической помощи населению.

В соответствии с требованиями действующего законодательства в структуру тарифа на оплату медицинской помощи (нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи и средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи) включены расходы на приобретение лекарственных средств. Однако на всех уровнях оказания специализированной медицинской помощи, даже с учетом особенностей тарифной политики субъектов РФ, в медицинских организациях сталкиваются с дефицитом фактического финансирования, что отражается и на лекарственном обеспечении, как в ассортиментной части, так и по количественным показателям.

По мнению экспертного сообщества, поможет решить данную проблему введение такого порядка формирования и финансового обеспечения выполнения объема медицинской помощи, при котором будет учитываться фактическая (с учетом средневзвешенных и референтных цен, а также усреднённых показателей частоты предоставления и среднекурсовой дозы) стоимость лекарственных препаратов, включенных в соответствующий стандарт [3].

Никитенко Д.Н.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МНОГОПРОФИЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Основы построения управленческих систем, основанных на научном прогнозировании и математическом моделировании потребления лекарственных средств в специализированных медицинских организациях предложила Н.Б. Дремова. Концепция формирования лекарственного бюджета специализированных стационарных подразделений (на примере урологического отделения) на основе фармакоэкономического и сравнительного анализа предложена Н.Б. Дремовой, А.И. Овод, В.А. Со-ляниной [24].

Помимо законодательного воздействия, повышению эффективности лекарственного обеспечения в стационарах будет способствовать увеличение функциональных задач службы клинической фармакологии, в том числе по проведению фармакоэкономических и фармакоэпи-демиологических исследований, формированию сводной потребности клинических подразделений на основе научных методов прогнозирования; внедрение и использование информационных технологий, совершенствование используемого программно-аппаратного оснащения; регламентация и автоматизация деятельности внутри-больничных аптек; внедрение внутреннего бюджетного контроля [2; 20].

Госпитальному сегменту лекарственной помощи на примере отделений анестезиологии и реанимации посвящены работы А.Л. Мымриной, Л.Н. Геллера, С.В. Воеводина. Исследователями проведено моделирование процесса оказания лекарственной помощи реанимационным больным [23].

Вопросы формирования структуры и организации деятельности внутрибольничной аптеки проработаны О.И. Чекуновой, также уделено серьезное внимание аспектам прогнозирования объемов потребления лекарств и сопутствующих товаров при оказании помощи стационарным пациентам с помощью маркетинговых исследований и фарманализа [32].

Опыт внедрения механизмов снижения затрат и оптимизации складских запасов на примере многопрофильного медицинского учреждения представили Корчагина Е.Е., Головина Н.И., Нефёдова С.Л., Николаева Н.М., Похабова А.О. Ими был изучен и внедрен метод управления лекарственным снабжением больницы по системе «Канбан», изначально разработанной и внедренной компанией «Тойота» [18].

Логистический подход к управлению запасами лекарственных препаратов в учреждениях здравоохранения государственного сектора с применением автоматизированных систем предложен В.Ф. Корнюшко с соавторами. С помощью структурирования и анализа объемов потребления и расчета потребности в лекарственных средствах выстроена система управления закупками, автоматизирован учет и контроль операций по движению финансовых ресурсов медицинского учреждения. Также в общей системе оценки ассортимента потребляемых лекарственных средств применен анализ АВС и XYZ-анализ, позволяющие определить нерентабельные

группы препаратов и своевременно внести изменения в номенклатуру больничного потребления [1].

А.В. Зотов, М.Т. Югай изучили системы управления процессами лекарственного обеспечения на примере медицинских организаций государственного сектора, предложили подходы к структурированию деятельности в целях оптимизации закупок лекарственных препаратов в условиях высокой зарегулированности данной сферы со стороны государства. Процесс закупок был подвергнут детальнейшей декомпозиции, в результате которой были выделены и классифицированы 63 подпроцесса, определены их последовательности и взаимовлияние, установлены ответственные. Такой подход, безусловно, может на базе регламентного управления помочь руководителю государственной медицинской организации оптимизировать процесс закупок лекарственных средств в условиях требований современного законодательства [13].

Особый интерес в рамках данного обзора представляет исследование Н.Б. Дремовой, Л.В. Кобзаря, Э.А. Кор-жовых. Они проанализировали динамику и тенденции научного поиска в области исследований потребности в лекарственных средствах и их потребления в России за последние несколько десятилетий - с 1970 по 2014 г. Базовые подходы к методологии научного прогнозирования потребности в лекарственных средствах были заложены в период с 1970 по 1980 г, в частности описаны и обоснованы нормативный и социологический методы, метод экстраполяции тенденций, получены первые результаты математического моделирования. Основной интерес к проблеме со стороны научного сообщества проявлялся в период с 2000 по 2010 г., когда определенную новизну в подходы к управлению системой лекарственного обеспечения привнесли все более популярные методы маркетингового анализа и фармакоэкономики. В этот же период рост интереса к проблематике рационального медикаментозного снабжения был обусловлен внедрением новых методов хозяйствования для медицинских организаций государственного сектора экономики и четким вектором государственной политики на обеспечение для населения государственных гарантий в области здравоохранения и лекарственного обеспечения. В последующие годы основным акцентом данной области научных изысканий стала информатизация и автоматизация фармацевтических и медицинских организаций. Тем не менее, проведенный контент-анализ научных работ последних десятилетий установил, что в сегменте стационарной помощи преобладающим методом исследований потребления лекарственных средств в процессе оказания медицинской помощи является нормативный метод. Приверженность к такому подходу понятна, с его помощью достаточно легко провести корреляцию потребления конкретных групп фармпрепаратов и нозологических форм, с которыми в стационаре проходят лечение пациенты, особенно при проведении анализа ретроспективных данных. Также он достаточно удобен при анализе результатов в рамках текущей оперативной деятельности. Для много-

Никитенко Д.Н.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МНОГОПРОФИЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

профильной медицинской организации, получающей финансирование своей деятельности из нескольких источников, в условиях известной нестабильности системы обязательного медицинского страхования, особенно в части тарифной политики, нормативный метод не может являться ни единственным, ни даже основным, так как изменяемость факторов, влияющих как на потоки пациентов с различной патологией, так и на сопутствующие им объемы потребления медикаментозных препаратов. Более соответствующее текущим экономическим реалиям многофакторное математическое моделирование, в том числе с применением методов ABC-, VEN-, XYZ- анализа, применяются значительно реже. Но даже в тех работах, где спектр применяемых научных методов достаточно широк, применяется многоуровневый анализ потребления лекарственных средств, невозможно встретить одновременный анализ влияния на потребность особенностей назначения лекарственных препаратов в процессе оказания медицинской помощи, правил выполнения данных назначений и последующего списания с учетом источника финансовых средств, направленных на приобретение соответствующего лекарства [11].

Куда мы идем: пути решения проблем

Современные исследователи выделяют следующие основные принципы и пути совершенствования системы управления лекарственным обеспечением:

- использование данных доказательной медицины при выборе рациональной фармакотерапии;

- внедрение в рутинную клиническую практику современных стандартов лечения и клинических рекомендаций;

- лицензирование медицинской деятельности и обеспечение мер государственного, ведомственного и внутреннего контроля качества и безопасности системы медицинской и лекарственной помощи населению;

- лицензирование и лицензионный контроль в сфере производства лекарственных средств и в сфере фармацевтической деятельности, государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств, выборочный контроль качества лекарственных средств;

- внедрение в медицинских и фармацевтических организациях автоматизированных систем управления лекарственным обеспечением, их интеграция с государственными системами мониторинга лекарственного оборота, использование фармакоэкономического и фармакоэпидемиологического анализа;

- внедрение повсеместного непрерывного профессионального образования медицинских и фармацевтических работников и совершенствование его форм.

Для разработки плана совершенствования системы лекарственного обеспечения и перехода к конкретным предложениям и практическим шагам важно провести обзор преобразований, проведенных в системе оказания лекарственной помощи населению в последние годы и выделить основные устойчивые тенденции.

Заключение

Анализ доступных научных публикаций последних лет показал, что основные акценты расставлены на разработке принципов и механизмов управления при оказании лекарственной помощи различным категориям граждан, при лечении различных групп заболеваний и отдельных нозологий, разработке региональных и территориальных моделей функционирования системы лекарственного обеспечения населения, формированию методологических основ повышения качества фармакотерапии и др.

При этом в доступной научной литературе отсутствуют материалы, посвященные комплексному анализу системы оказания лекарственной помощи стационарным пациентам в условиях многопрофильных медицинских организаций с отражением всех звеньев этого сложного ресурсоемкого механизма, особенно аспекты взаимного влияния процессов организации лекарственной терапии и обеспечивающих процессов снабжения (учет, прогнозирование, планирование, закупки, хранение), а также предложения по их автоматизации. Без проработки этого важнейшего вопроса дальнейшей оптимизации и улучшения процессов лекарственного обеспечения не приходится.

В этой связи крайне актуальна разработка научно-обоснованных предложений по совершенствованию системы лекарственного обеспечения на основе процессного подхода и автоматизированной модели управления для многопрофильных медицинских организаций.

Литература

1. Абдулгалимов, А.Р., Соболев, Е.А., Кайбуллаева, С.Э., Корнюшко, В.Ф. Алгоритмическое обеспечение логистической информационной системы управления запасами лекарственных средств в государственных учреждениях здравоохранения // Auditorium. 2017. №2 (14).

2. Агаджанян, В.В., Устьянцева, И.М., Крылова, А.В., Солнышко, С.В. Персонифицированное обеспечение лекарственными средствами в многопрофильной больнице // МвК. 2011. №1. - С. 55-57.

3. Алексеева, В.М., Зундуева, И.П. Применение экономического анализа

в управлении лекарственным обеспечением // Экономика здравоохранения.

- 2010. - № 2. - С. 27-31.

4. Бережная, Е.С. Концепция стратегического инновационного управления на региональном фармацевтическом рынке: автореф. дис. .. .д-ра фарм. наук: 14.04.03 / Бережная Елизавета Сергеевна. - Пятигорск, 2014. - 48 с.

5. Быковченко, И. Проблемы и перспективы больных редкими заболеваниями // Ремедиум. - 2014. - № 3 (март). - С. 83.

6. Выступление Министра Вероники Скворцовой на итоговой коллегии Минздрава России. [Электронный ресурс.]. - Код доступа: https://www.rosminzdrav. ru/news/2018/03/30/7544-vystuplenie-ministra-veroniki-skvortsovoy-na-itogovoy-kollegii-minzdrava-rossii.Дата обращения: 03.04.2018г.

7. Геллер, Л.Н. Теоретические и организационно-экономические основы стратегического управления системой фармацевтической помощи на уровне субъекта РФ: автореф. дис. ... докт. фарм. наук: 15.00.01 / Геллер Лев Николаевич.

- Москва, 2007. - 47 с.

8. Глембоцкая, Г.Т., Богатырев, С.А. Лекарственное обеспечение как составляющая медицинского страхования // Ремедиум. 2010. № 6. - С. 41-43.

9. Глембоцкая, Г.Т. Модели стратегического анализа ситуации в фармацевтическом бизнесе // Ремедиум. 2007. №1. - С. 32-34.

10. Доклад Министра здравоохранения Вероники Скворцовой на совещании Президента Российской Федерации Владимира Путина с членами Правительства [Электронный ресурс.]. - Код доступа:https://www.rosminzdrav.ru/news/2018/01/ 31/6976-ministr-veronika-skvortsova-prinyala-uchastie-v-soveschanii-prezidenta-rossiyskoy-federatsii-vladimira-putina-s-chlenami-pravitelstva. Дата обращения 21.02.2018.

Никитенко Д.Н.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МНОГОПРОФИЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Дремова, Н.Б., Кобзарь, Л.В., Коржавых, Э.А. Методология отечественных исследований потребности в лекарственных средствах и их потребления // Фармация и фармакология. 2015. № 3. - С. 4-9.

12. Засимова, Л.С. Государственная политика и проблемы лекарственного обеспечения в регионах России // Региональная экономика: теория и практика.

- 2009. - № 29. - С. 66-73.

13. Зотов, А.В., Югай, М.Т. Управление процессами лекарственного обеспечения в государственных медицинских организациях // Вестник Росздравнадзора. 2017. № 2.

14. Карпов, О.Э., Гавришев, М.Ю., Оприщенко, И.В. Особенности закупок лекарственных средств для обеспечения государственных и муниципальных нужд (правила формирования лотов) // Госзаказ. 2016, № 44. С. 99-105.

15. Карпов О.Э., Субботин С.А., Шишканов Д.В., Замятин, М.Н. Цифровое здравоохранение. Необходимость и предпосылки. // Врач и информационные технологии. 2017. № 3 С. 6-22

16. Карпов, О.Э., Шишканов, Д.В., Субботин, С.А., Дьяченко, П.С. Проблематика организации учета лекарственных средств при взаимодействии информационных систем медицинского учреждения и пути решения // Вестник Национального медико-хирургического центра им. Н.И. Пирогова. 2017. № 2. С. 12-17.

17. Кононова, С.В., Соколова, Н.Н. Актуальные аспекты фармацевтической деятельности на современном этапе // Медицинский альманах. 2007. № 1.

- С. 47-49.

18. Корчагин, Е.Е., Головина, Н.И., Нефёдова, С.Л., Николаева, Н.М., По-хабова, А.О. Управление лекарственными средствами и медицинскими изделиями по системе канбан // Вестник Росздравнадзора. № 2. 2017.

19. Куликов, М.В. Основные тенденции социально-экономического развития Российской Федерации на современном этапе // Деньги и кредит. - 2015. № 3.

- С. 3-7.

20. Малаев, М.Г. Современная технология лекарственного обеспечения медицинской помощи, оказываемой больным в стационарных условиях // Менеджер здравоохранения. - 2009. - №10. - С. 42-45.

21. Материалы Федеральной службы государственной статистики (РОССТАТ) «Информация о социально-экономическом положении России за 2017 год», http://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/info/oper-12-2017.pdf. Дата обращения 19.02.2018.

22. Мошкова, Л.В., Третьякова, Е.В., Бодуров, А.В., Воронович, И.В. Правовые основы региональной лекарственной политики // Человек и лекарство: тезисы докладов XXV Российского национального конгресса. М., 2007. - С. 306.

23. Мымрина, А.Л., Геллер, Л.Н., Воеводин, С.В. и др. Моделирование процесса оказания фармацевтической помощи больным отделения реанимации и интенсивной терапии // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). - 2011.

- Т. 107. № 8. - С. 57-61.

24. Овод, А.И., Дремова, Н.Б., Солянина, В.А. Методические подходы формирования лекарственного бюджета для специализированных отделений стационаров // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). 2005. № 6. - С. 74-80.

25. Олейник, Г.А. Теоретические и методологические основы формирования региональной ценовой политики в системе лекарственного обеспечения: автореф. дис.... докт. фарм. наук: 15.00.01 / Олейник Галина Анатольевна. Пермь, 2000.

- 40 с.

26. Перхов, В.И. К вопросу о перспективах создания электронного здравоохранения и освобождения медицинских учреждений от отчетов // Менеджер здравоохранения. 2010. № 3. - С. 26-35.

27. Перхов, В.И., Горин, С.Г. История со стандартами медицинской помощи // Менеджер здравоохранения. 2016. № 10. - С. 40-45.

28. Перхов, В.И., Янкевич, Д.С. Еще раз о стандартах медицинской помощи: кому они нужны? // Менеджер здравоохранения. 2017. № 9. - С. 59-64.

29. Петров, В.И. Новые технологии, регулирование, стандартизация и фар-макоэкономика в сфере обращения лекарственных средств: руководство.

- В.И. Петров, А.Н. Луцкевич, О.В. Решетько. - М., Медицина, 2006. - 456 с.

30. Петрухина, И.К. Построение структурно-функциональной модели лекарственного обеспечения населения (на примере субъектов РФ Приволжского федерального округа) автореферат дис. ... доктора фармацевтических наук: 14.04.03 / Петрухина Ирина Константиновна; - Москва, 2017. - 48 с.

31. Селезнева, Е.В. Развитие форм участия населения в оплате медицинской помощи. Автореферат дис. ... канд. эк. наук: 08.00.05 / Селезнева Елена Владимировна; - 32 с.

32. Чекунова, О.И., Бат, Н.М. Основные направления маркетинговых исследований ассортимента лекарственных средств в аптеке лечебно-профилактического учреждения // Кубанский научный медицинский вестник. 2008. № 3-4.

- С.165-168.

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

105203, г. Москва, ул. Нижняя Первомайская, 70 e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.