Реформы здравоохранения
deration Dated November 15, 2012 № 916n [Electronic Resource], http://www.rosminzdrav.ru/, svobodnyy. (in Russian)
12. Reshetnikov A.V. Medical-sociological Monitoring. [Mediko-sotsio-logicheskiy monitoring]. Moscow: Meditsina; 2003. (in Russian)
13. Starodubov V.I. et al. Methodological preconditions of construction of modern regional models to ensure public health. Probl, sots, gig,, zdravookhr, i istorii med., 2010; (4): 23—7. (in Russian)
14. Khabriev R.U. et al. Health strategies as a basis for social policy. Probl. sots. gig., zdravookhr. i istorii med. 2014; (3): 3—5. (in Russian)
15. Khlapov A.L. et al. Analysis of the structure and training of medical personnel in Russia and abroad. Obshchestvennoe zdorov'e i zdra-vookhranenie. 2013; (1): 37—40. (in Russian)
16. Chuchalin A.G. et al. Federal guidelines for the diagnosis and treatment of chronic obstructive pulmonary disease. Pul'monologiya. 2014; (3): 15—54. (in Russian)
17. Shchepin V.O. Provision of the population of the Russian Federation, essential human resources public health. Problemy sotsial'noy gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny. 2013; (6): 24—8. (in Russian)
18. Shchepin V.O. et al. Modern approaches to the development of primary health care specialist. Byulleten' Natsional'nogo NII obshchest-vennogo zdorov'ya. 2013; (1): 379—82. (in Russian)
19. Shchepin O.P. et al. Health care as a social and economic system. Probl. sots. gig., zdravookhr. i istorii med. 2012; (3): 3—5. (in Russian)
© Е.Ю. Лудупова, 2016 УДК 615.2/.3.03
Лудупова Е.Ю.
ВНЕДРЕНИЕ СТРАТЕГИИ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В МНОГОПРОФИЛЬНОЙ БОЛЬНИЦЕ
ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко» Минздрава Республики Бурятия, 670031, г. Улан-Удэ, Россия
Представлены краткий обзор реализации стратегии лекарственного обеспечения населения РФ, опыт внедрения формулярной системы на уровне региональной больницы. Показана необходимость и важность внедрения в практику работы стационаров методологии фармакоэкономического управления лекарственной помощью с использованием современных методов XYZ-, ABC и VEN-анализа. Описаны этапы разработки и внедрения процесса лекарственного обеспечения многопрофильного стационара с применением принципов системы менеджмента качества (процессного и системного подходов, риск-менеджмента) на основе стандартов ИСО 9001. Показана значимость мониторинга результатов процесса лекарственного обеспечения на основе внедрения приоритетных целевых программ (профилактика венозных тромбоэмболических осложнений, система контроля антибактериальной терапии) в многопрофильном стационаре с использованием методики АТСЮОО-анализа для оценки показателей результативности и эффективности.
Ключевые слова: стратегия лекарственного обеспечения населения; система менеджмента качества; стандарт ИСО; процесс лекарственного обеспечения многопрофильного стационара; фармакоэкономическое управление. Для цитирования: Лудупова Е.Ю. Внедрение стратегии лекарственного обеспечения в многопрофильном стационаре. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016; 24 (3): 170—175. DOI 10.1016/0869-866X-2016-24-3-170-175
Для корреспонденции: Лудупова Евгения Юрьевна, канд. мед. наук, главный врач ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко», [email protected]
Ludupova E. Yu.
THE IMPLEMENTATION OF STRATEGY OF MEDICINAL SUPPORT IN MULTI-TYPE HOSPITAL
The N.A. Semashko republican clinical hospital of Minzdrav of the Republic of Buriatia, 670031 Ulan-Ude, Russia
The article presents brief review of implementation of strategy of medicinal support of population of the Russian Federation and experience of application of at the level of regional hospital. The necessity and importance of implementation into practice of hospitals of methodology of pharmaco-economical management of medicinal care using modern technologies of XYZ-, ABC and VEN-analysis is demonstrated. The stages of development and implementation of process of medicinal support of multifield hospital applying principles of system of quality management (processing and systemic approaches, risk management) on the basis of standards ISO 9001 are described. The significance of monitoring of results ofprocess of medicinal support of the basis of implementation of priority target programs (prevention of venous thrombo-embolic complications, system od control of anti-bacterial therapy) are demonstrated in relation to multi-field hospital using technique of ATC/DDD-analysis for evaluating indices of effectiveness and efficiency.
Keywords: strategy of medicinal support ofpopulation; system of quality management; ISO standard; process of
medicinal support of multi-field hospital; pharmaco-economical management. For citation: Ludupova E.Yu. The implementation of strategy of medicinal support in multi-type hospital. Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2016; 24 (3): 170—175 (In Russ.) DOI: 10.1016/0869-866X-2016-24-3-170-175
For correspondence: Ludupova E.Yu., candidate of medical sciences, the head physician. e-mail: [email protected] Conflict o/interests. The authors declare absence of conflict of interests. Financing. The study had no sponsor support
Received 15.03.2016 Accepted 31.03.2016
Адекватное лекарственное обеспечение важно для достижения целей системы здравоохранения: сохранения и укрепления здоровья населения как главной социально-экономической ценности государства. Правительством Российской Федерации (РФ) разработана Стратегия лекарственного обеспечения
населения страны на период до 2025 г. (далее Стратегия) — документ, определяющий приоритетные социально-экономические задачи в сфере лекарственного обеспечения на среднесрочную перспективу.
Основной целью Стратегии является формирование рациональной и сбалансированной с финан-
The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2016; 24 (3) DOI 10.1016/0869-866Х-2016-24-3-170-175
Health care reforms
совыми ресурсами бюджетов всех уровней системы лекарственного обеспечения населения для удовлетворения потребностей здравоохранения страны в доступных, качественных и эффективных лекарственных препаратах [1].
В качестве одной из основной задач Стратегии определено формирование системы рационального назначения и использования лекарственных средств (ЛС). Актуальными являются вопросы разработки и совершенствования лекарственного обеспечения в многопрофильном стационаре. Необходимо отметить следующие проблемы и особенности лекарственного обеспечения в многопрофильном стационаре: быстро меняющаяся внешняя среда на российском рынке фармацевтических препаратов, ежегодное изменение перечня жизненно важных лекарственных препаратов, включение новых зарегистрированных лекарств, частое обновление клинических рекомендаций. Существуют и другие: ежегодное увеличение поступления в стационар пациентов старше 60 лет, имеющих сопутствующие хронические заболевания, необходимость постоянного внедрения новых дорогостоящих технологий, постоянный рост требований пациентов и надзорных органов, недостаточные знания у врачей в вопросах современной фармакологии.
Материалы и методы
Для решения задач эффективного лекарственного обеспечения многопрофильных стационаров накоплен положительный мировой и российский опыт, который демонстрирует разные подходы, но в основу каждого положено внедрение и развитие формулярной системы.
Интересен обзор, представленный О.А. Борисовой и И. А. Джупаровой [2, 3]. Авторы на основании контент-анализа научной литературы показали, что формулярная система представляет собой комплекс структур и управленческих мероприятий в здравоохранении, обеспечивающий применение рациональных, т. е. организационно и экономически эффективных, методов снабжения и использования ЛС с целью обеспечения максимально высокого с учетом конкретных условий качества медицинской помощи и оптимального использования имеющихся ресурсов. Одной из целей, достигаемых использованием формулярной системы, является назначение ЛС или методов лечения, оптимальных по эффективности, безопасности и приемлемых по цене. Формулярная система является одним из способов решения постоянно возникающих перед профессионалами проблем:
♦ условий ограниченного финансирования закупки ЛС;
♦ постоянно увеличивающегося числа терапевтических альтернатив;
♦ неправильного назначения и использования лекарств;
♦ наличия на рынке небезопасных и неэффективных лекарств.
♦ отсутствия объективной информации;
♦ высокой стоимости обеспечения, хранения и закупок большого количества наименований ЛС.
По мнению вышеуказанных авторов, формулярная система — это основной инструмент, позволяющий приводить в соответствие государственные обязательства и качество лечения пациентов с реальными финансовыми возможностями. Важной является эффективная работа формулярных комиссий регионального уровня и уровня медицинских организаций. Так, Новосибирская область с 2003 г. присоединилась к проекту «Рациональный фармацевтический менеджмент», развернутому в РФ в рамках российско-американского проекта с 1993 г. по 2000 г. Был утвержден областной формуляр, который включал международные непатентованные наименования (МНН), их торговые названия и состоял из базового и специального перечней. Базовый формулярный перечень был предназначен для использования в медицинских организациях любого уровня и категории, специальный — для использования в специализированных лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ) и специализированных отделениях стационаров. Такой организационно-методический подход позволил эффективно совершенствовать процесс лекарственного обеспечения в многопрофильных стационарах. Использованные в практическом здравоохранении Новосибирской области методы рационального фармацевтического менеджмента (ABC-, VEN- и XYZ-анализы) показывают эффективность проведения качественного лечебного процесса в соответствии с финансовыми возможностями медицинских организаций.
Примером совершенствования лекарственного обеспечения в Российской Федерации является накопленный опыт Республики Татарстан, одной из первых в РФ внедрившей в практику здравоохранения при экспертной, идеологической, информационной и методологической поддержке ВОЗ систему отбора ЛС для госпитальной помощи — формулярную систему ЛС (территориальный перечень жизненно необходимых, важнейших ЛС). Первый «Формулярный список лекарственных средств РТ» (1999 г., опубликован в 2000 г.) прошел экспертизу в Европейском Бюро ВОЗ и включал 578 наименований ЛС. В 1999—2009 гг. происходило постепенное расширение списка, и пересмотр 2009 г. содержал уже 695 наименований. Основная цель научно обоснованного отбора ЛС (формулярной системы в Республике Татарстан) — внедрение в практику здравоохранения рационального использования ЛС [4].
Некоторые авторы на основании данных отечественной и зарубежной литературы подчеркивают, что одна из главных проблем системы управления качеством лекарственного обеспечения сосредоточена на уровне ЛПУ, и отмечают важность внедрения в практику работы стационаров методологии фар-макоэкономического управления лекарственной помощью стационарным больным [5, 6].
Понятие «фармакоэкономическое управление» определяется как особый вид управленческой деятельности, осуществляемой на федеральном, региональном и учрежденческом уровне оказания лекарственной помощи населению и ЛПУ, сущность которого заключается в управлении лекарственными
ресурсами и современными медицинскими технологиями и программами на основе использования фар-макоэкономического анализа. Объектами фармако-экономического управления являются, с одной стороны, затраты на оказание лекарственной помощи и иные виды затрат, с другой — показатели качества жизни пациентов до, во время и после проведения назначенного курса фармакотерапии и соотношение этих показателей с затратами.
Данные методы фармакоэкономического анализа используются в практическом здравоохранении с целью эффективного медикаментозного обеспечения многопрофильных стационаров, закреплены в нормативных актах Минздрава РФ (приказ Минздрав-соцразвития РФ от 22 ноября 2010 г. № 1022н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «клиническая фармакология») и отражены в научных исследованиях.
Интересны результаты исследования по управлению запасами ЛС в крупном многопрофильном учреждении, Иркутской областной клинической больнице, с позиции равномерности потребления с использованием XYZ- и VEN-анализа [7]. Установлено, что неравномерность потребления витальных и необходимых ЛС в стационаре связана со спецификой использования отдельных ассортиментных позиций и неравномерностью поставок. Определяющим фактором при составлении заявок учреждений здравоохранения на ЛС должно быть функциональное назначение товарного запаса с использованием методов XYZ-анализа потребления ЛС и VEN-анализа ассортимента, что позволит обеспечить качественную фармакотерапию.
Названные положения по эффективному лекарственному обеспечению на основании Стратегии и современных мировых тенденций демонстрируют многогранность и сложность проблемы, накопленный и представленный опыт показывает успешные примеры на уровне регионов и отдельных медицинских организаций. Однако вопросы реализации с использованием принципов системы менеджмента качества на уровне многопрофильного стационара остаются малоизученными.
Целью лекарственного обеспечения стационара является сбалансированный, гибкий, с возможностью быстрого реагирования, многоэтапный процесс планирования закупки, поставки, хранения, применения лекарственных препаратов для обеспечения потребностей пациентов в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и утверждаемого Правительством РФ ежегодного перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). Важным условием в современных реалиях представляется фармакоэко-номический подход с использованием современных методов XYZ-, ABC и VEN-анализа.
Результаты исследования
В качестве эффективного управленческого инструмента для разработки и совершенствования
Реформы здравоохранения
стратегии стационарного лекарственного обеспечения в Республиканской клинической больнице им. Н.А. Семашко (РКБ) была использована технология построения системы менеджмента качества (СМК) на основе стандартов ИСО серии 9001. В учреждении успешно реализован установленный Министерством здравоохранения Республики Бурятия (РБ) региональный подход к комплексному внедрению и построению СМК в здравоохранении. Так, в рамках активного реформирования социальной сферы, нарастающей конкуренции на рынке медицинских услуг Правительством РБ были выдвинуты требования к наличию СМК в учреждениях здравоохранения (Постановление от 14 декабря 2012 г. № 760 «Об утверждении плана мероприятий по адаптации экономики и социальной сферы РБ к условиям членства РФ во Всемирной торговой организации»). В 2013 г. РКБ одной из первых медицинских организаций в республике получила сертификат Британского института стандартов (BSI Management Systems CIS, Великобритания) о соответствии действующей системы управления качеством требованиям стандарта ISO 9001:2008; процесс внедрения занял 5 лет.
РКБ им Н.А. Семашко — ведущая медицинская организация третьего уровня республиканского значения с многопрофильным стационаром на 806 коек и консультативно-диагностической поликлиникой на 100 тыс. посещений в год, в ее составе — региональный сосудистый центр, травматологический центр первого уровня, отделение санитарной авиации. Она является центром высокотехнологичной и специализированной медицинской помощи. В больнице ежегодно получают стационарное лечение 25 тыс. пациентов, проводят более 13 тыс. операций в год.
Предпосылками внедрения процессного и системного подхода стали проблемы, возникающие при лекарственном обеспечении стационара от этапа планирования и закупки до хранения лекарственных препаратов. В соответствии со стандартом СМК ISO-9001 процесс лекарственного обеспечения стационара был определен как обеспечивающий. Для его совершенствования использованы основные инструменты СМК: процессный подход, риск-менеджмент, аудиты. В соответствии с принципами процессного подхода лекарственное обеспечение было разделено на этапы, определены зоны ответственности и лица, ответственные за каждый этап. Применение диагностических аудитов позволило выделить слабые места каждого этапа и организовать необходимые корректирующие и предупреждающие действия (КД и ПД).
Первый этап процесса лекарственного обеспечения — планирование. Специалисты, ответственные за этот этап, — члены формулярной комиссии, заместители главного врача, врачи-специалисты, заведующий аптекой, клинический фармаколог, экономист. Основные риски планирования: неполный перечень и неточное количество ЛС, несоответствие перечню ЖНВЛП, дефицит финансовых средств и др. Активное участие врачей-специалистов в работе формулярной комиссии позволило отойти от преж-
The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2016; 24 (3)
DOI 10.1016/0869-866Х-2016-24-3-170-175_173
Health care reforms
него подхода к лекарственному обеспечению, когда планы закупок ЛС формировались провизорами и экономистами без учета мнения клиницистов. При использовании такого подхода к лекарственному обеспечению внедрение передовых лекарственных технологий в повседневную клиническую практику существенно отставало от новых научных достижений. Новый тип дает возможность врачам-специалистам активно влиять на этот процесс, а модернизация лечебных подходов осуществляется значительно быстрее. Участие экономистов на данном этапе обязательно для приведения формуляра ЛС в соответствие с финансовыми возможностями учреждения. Для оптимального планирования лекарственного обеспечения на следующий календарный год использовались анализ фактических расходов, АВС-анализ расходов. В результате проведенных изменений была усовершенствована формулярная система учреждения. У врачей появилась возможность влиять на процесс лекарственного обеспечения с помощью рапортов на включения в формулярный перечень больницы. Формулярные перечни ЛС каждого отделения согласуются с врачами-специалистами, рапорты заведующих отделениями на включение новых позиций в формуляр отделения и сводный формуляр ЛС больницы утверждаются на заседании формулярной комиссии путем открытого обсуждения и голосования. Такой подход к формированию перечня позволил уменьшить число дублирующих ЛС (коллоидных растворов, растворов аминокислот, глазных капель, ингибиторов РААС и т.д.), снизить абсолютное количество позиций в формуляре от 649 МНН и 870 торговых наименований в 2012 г. до 550 МНН и 750 торговых наименований в 2015 г. Уменьшение формулярного перечня стационара облегчает управление процессом лекарственного обеспечения. Одновременно в формуляре ЛС присутствует хороший перечень оригинальных препаратов, антибактериальных (меронем, зивокс, тигацил, кубицин и др.), низкомолекулярных гепаринов (клексан, фрагмин), препаратов для контрастирования (омнипак).
Второй этап лекарственного обеспечения — закупки. Ответственные лица — специалисты аптеки, клинические фармакологи, экономисты, специалисты отдела закупок. Риски этапа — дефицит финансовых средств, продолжительность проведения торгов, повышение цен на ЛС, дефектура. Была изменена организационная форма, осуществлен переход больницы из государственного в автономное учреждение, разработано положение о закупках в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» с учетом имеющихся потребностей, что сделало процесс закупок более гибким. У отдела закупок появилась возможность проводить разовые закупы до 500 тыс. руб. и «быстрые» котировки до 1 млн руб., что, к сожалению, имеет ограничение в бюджетном учреждении по срокам и сумме. Участие специалистов аптеки и отделения клинической фармакологии позволяет быстро реагировать на изменения, например дефектуру
или несостоявшиеся торги. В этом случае возможно быстрое принятие решения об изменении заявки на закупку ЛС, изменении цен, технического задания, замене дефектурного ЛС на другое. В крайнем случае врачи-специалисты отделений оповещаются об отсутствии препарата и меняют лекарственную технологию. Совершенствование этапа закупок с применением принципов СМК сделало его более прозрачным, гибким и устойчивым.
Третий этап лекарственного обеспечения — хранение ЛС. Несмотря на наличие федеральных регламентирующих документов, совершенствование организации данного процесса потребовало длительной подготовки и серьезных управленческих решений. Для идентификации рисков при организации хранения ЛС в течение длительного времени проводились аудиты — проверки соблюдения условий хранения ЛС. В ходе проверок были выявлены различные несоответствия, административные и частные. Дефекты, требующие административных решений, — недостаток площадей, оборудования, в том числе кондиционеров, фармацевтических холодильников и т.д. Для решения этих вопросов понадобились существенные материальные вложения и длительное время. Идентификация рисков частного характера — нарушений контроля сроков годности, правил хранения ЛС с особыми требованиями к условиям хранения (термолабильные, пахучие, иммунобиологические и прочие) — привела к идентификации «корневой» причины несоответствий — отсутствию системного подхода к организации хранения ЛС. Поэтому следующим шагом в совершенствовании этого этапа было создание комиссии по организации хранения и учета ЛС и изделий медицинского назначения, четкое распределение ответственности на каждом уровне (организация, контроль, исполнение), разработка пакета локальных регламентирующих документов, регулярные аудиты специально подготовленными аудиторами из числа сотрудников больницы. Использование инструментов СМК, про-
Таблица 1
Летальность, связанная с венозными тромбоэмболическими осложнениями
Показатель 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Летальность в хирургических 0,13 0,14 0,12 0,09
отделениях, %
Таблица 2
Расход антибактериальных препаратов в РКБ
им. Н.А. Семашко (ddd/1000 койко- дней*)
Препарат 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Цефазолин 26,1 48,7 39,9 44,2
Цефотаксим 10,6 26,3 14,6 12,5
Цефтриаксон 102,3 106,3 109,1 96,3
АМО/КК 78,2 146,0 119,6 61,4
Меропенем 7,0 9,6 9,7 5,2
Имипенем/циластатин 2,0 3,8 5,8 5,3
Линезолид 1,4 2,8 2,0 1,4
Примечание. * — значение ddd — http://www.whocc.no/atc_ddd index
цессный подход, риск-менеджмент, аудиты позволили существенно улучшить этап хранения ЛС.
Четвертый этап оборота ЛС в любой медицинской организации — эффективное использование. Экспертиза в рамках внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности легко позволяет идентифицировать риски и дефекты этапа использования ЛС: несоответствие современным требованиям и рекомендациям, дефекты лекарственной терапии, нежелательные побочные реакции и т.д. Применение на этом этапе результатов АВС-анализа помогает сосредоточиться на направлениях лекарственной терапии, имеющих наибольшее клиническое и экономическое значение. Традиционно наибольшие расходы на ЛС в медицинской организации стационарного типа приходятся на группу антибактериальных препаратов и антикоагулянтов. Нам представляется логичной разработка приоритетных целевых лекарственных программ именно по этим группам препаратов. В нашем учреждении были разработаны и внедрены следующие программы: профилактика венозных тромбоэмболических осложнений (ВТЭО), система контроля антибактериальной терапии. В рамках каждой программы разработаны протоколы лекарственной терапии гармонизированные с федеральными стандартами, актуальными клиническими рекомендациями профессиональных врачебных обществ и адаптированные к условиям нашей больницы. Для упрощения врачебных записей введены стандартизованные листы-вкладыши в историю болезни: лист оценки риска ВТЭО для пациентов терапевтического, хирургического и травмато-лого-ортопедического профилей, лист оценки риска инфекции области хирургического вмешательства. Наибольшую трудность на этом этапе представляет выбор критериев эффективности работы каждой программы. Тем не менее за период 2012—2015 гг. удалось снизить летальность, связанную с ВТЭО в хирургических отделениях с 0,13 до 0,09% (табл. 1).
Для оценки эффективности программы контроля антибактериальной терапии используется методика АТС/ОББ-анализа, которая позволяет объективно оценить расходы ЛС независимо от количества пролеченных пациентов. Несмотря на определенные трудности в реализации этой программы за указанный период также удалось достигнуть снижения расхода антибактериальных препаратов (табл. 2).
Данные свидетельствуют, что системный и процессный подход позволил достигнуть уменьшения числа летальных исходов в хирургических отделениях стационара за 4 года от ВТЭО, и снижения расходов на дорогостоящие антибактериальные препараты.
Выводы
1. Процесс лекарственного обеспечения является одним из приоритетных в любой медицинской организации, особенно в многопрофильном стационаре, так как существенно влияет на качество и безопасность медицинской деятельности, им необходимо эффективно управлять с использованием современных управленческих инструментов и технологий.
Реформы здравоохранения
2. Внедрение и совершенствование стратегии лекарственного обеспечения многопрофильного стационара необходимо осуществлять с применением методов фармакоэкономического управления (XYZ-, ABC и VEN-анализа, методики АТС/DDD-анализа) и принципов системы менеджмента качества (процессного, системного подходов, риск-менеджмента и других).
3. Необходим постоянный мониторинг выбранных значимых направлений деятельности медицинской организации с оценкой показателей лечебного процесса и лекарственного обеспечения, в этом важную роль играет методика постоянных аудитов с применением корректирующих и предупреждающих действий и поиска причин выявленных несоответствий.
Результаты исследования показывают необходимость использования СМК для построения эффективной стратегии лекарственного обеспечения многопрофильного стационара. Разработка процессной модели лекарственного обеспечения многопрофильного стационара будет способствовать снижению неэффективных расходов в ЛПУ, предотвращению медицинских ошибок и нежелательных событий на системном уровне.
Финансовая поддержка отсутствует.
ЛИТЕРАТУРА
1. Государственная программа «Об утверждении стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года и плана ее реализации». Приказ от 13 февраля 2013 г. № 66. В ред. Приказа Минздрава России от 14.04.2015 № 192а. Available at: http://www.webapteka.ru/phdocs/ doc17467.html
2. Борисова О.А., Джупарова И.А. Оптимизация лекарственного обеспечения в формулярной системе с использованием методов ABC-, VEN-анализов. Медицина и образование в Сибири. 2014; (6): 15—20.
3. Государственная программа «Развитие здравоохранения Новосибирской области на 2013—2020 годы». Приложение к проекту постановления Правительства Новосибирской области от 07.05.2013 № 199-п. Available at: http://docs.cntd.ru/ document/465706667
4. Шайдуллина Л.Я., Зиганшина Л.Е. Рациональное использование лекарственных средств: вклад в развитие систем здравоохранения. Казанский медицинский журнал. 2012; 93(5): 803—6.
5. Васькова Л.Б., Романцева Н.В. Фармакоэкономика —методологическая основа оптимизации управления качеством лекарственной помощи в стационаре. Ведомости Научного центра экспертизы средств медицинского применения. 2013; (1): 50—3.
6. Васькова Л.Б., Лопатин П.В., Романов Б.К. Фармоэкономика в фармации. М.: Издательство Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова; 2012.
7. Рыжова О.А., Мороз Т.Л. Управление запасами лекарственных средств в учреждениях здравоохранения. Сибирский медицинский журнал. 2007; (8): 49—51.
Поступила15.03.2016 Принята в печать 31.03.2016
REFERENCES
1. The State Program «On Approval of the Strategy of Drug Provision of the Population of the Russian Federation for the Period till 2025 and the Plan for its Implementation». Order of February 13, 2013 N 66. In Red. Order of the Ministry of Health of Russia from 14.04.2015 N 192a. Available at: http://www.webapteka.ru/phdocs/ doc17467.html. (in Russian)
2. Borisova O.A., Dzhuparova I.A. Optimization of drug supply in the formulary system using ABC- methods, VEN-analysis. Meditsina i obrazovanie v Sibiri. 2014; (6): 15—20. (in Russian)
3. The State Program «NovosibirskRegion for 2013—2020Health Development». Annex to the Draft Resolution of the Government of the Novosibirsk Region 07.05.2013 number 199-p. Available at: http:// docs.cntd.ru/document/465706667. (in Russian)
The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2016; 24 (3) DOI 10.1016/0869-866X-2016-24-3-175-177
Health care reforms
4. Shaydullina L.Ya., Ziganshina L.E. Rational use of medicines: contribution to the development of health systems. Kazanskiy meditsins-kiy zhurnal. 2012; 93(5): 803—6. (in Russian)
5. Vas'kova L.B., Romantseva N.V. Pharmacoeconomics — methodological basis of quality management to optimize pharmaceutical care in a hospital. Vedomosti Nauchnogo tsentra ekspertizy sredstv medit-sinskogoprimeneniya. 2013; (1): 50—3. (in Russian)
6. Vas'kova L.B., Lopatin P.V., Romanov B.K. Pharmacoeconomics in Pharmacy. [Farmekonomika v farmacii]. Moscow: Publishing House of the First Moscow State Medical University I.M. Sechenov; 2012. (in Russian)
7. Ryzhova O.A., Moroz T.L. Inventory management of medicines in health facilities. Sibirskiy meditsinskiy zhurnal. 2007; (8): 49—51 (in Russian)
© И.Н. Большов, О.В.Медведева, 2016 УДК 614.2:616.31-082(1-22)
Большое И.Н., Медведева О.В.
МНЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ О КАЧЕСТВЕ И ДОСТУПНОСТИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ЖИТЕЛЯМ СЕЛА
ГБОУ ВПО «Рязанский государственный медицинский университет им. академика И.П. Павлова» Минздрава России, 390026, г. Рязань, Россия
Одной из ведущих организационных задач современного этапа реформирования здравоохранения является реализация структурной перестройки существующей системы оказания медицинской помощи сельскому населению. Организационная модель повышения доступности и качества стоматологической помощи в сельских районах должна базироваться на комплексном подходе с учетом уровня стоматологического здоровья и удовлетворенности населения качеством и доступностью стоматологической помощи.
Ключевые слова: качество; удовлетворенность; доступность; стоматологическая помощь; сельское население
Для цитирования: Большов И.Н., Медведева О.В. Мнение пациентов о качестве и доступности стоматологической помощи жителям села. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016; 24 (3): 175—177. DOI 10.1016/0869-866X-2016-24-3-175-177
Для корреспонденции: Медведева Ольга Васильевна, докт. мед. наук, доцент, зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения, организации сестринского дела с курсом социальной гигиены и организации здравоохранения, [email protected]
Bolshov I.N., Medvedeva O. V. THE OPINION OF PATIENTS ABOUT QUALITY AND ACCESSIBILITY OF STOMATOLOGICAL CARE OF RURAL RESIDENTS The I.P. Pavlov Ryazanskii state medical university of Minzdrav of Russia, 390026 Ryzan, Russia The implementation of structural reorganization of actual system of medical care of rural population is one of leading organizational tasks of actual reforming of health care. The organizational model of increasing of accessibility and quality of stomatological care in rural districts is to be based on complex approach considering level of stomatological health and satisfaction of population with quality and accessibility of stomatological care. Keywords: quality; satisfaction; accessibility; stomatological care; rural population
For citation: Bolshov I.N., Medvedeva O.V. The opinion of patients about quality and accessibility of stomatological care of rural residents. Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2016; 24 (3): 175—177. (In Russ.) DOI: 10.1016/0869-866X-2016-24-3-175-177
For correspondence: Medvedeva O.V., doctor of medical sciences, associate professor, head of the chair of public health and health care, organization of nurse business with course of social hygiene and health care organization. e-mail: [email protected]
Conflict o/interests. The authors declare absence of conflict of interests. Financing. The study had no sponsor support
Received 19.02.2016 Accepted 30.03.2016
Одним из аспектов, характеризующих качество оказания стоматологической помощи является мониторинг удовлетворенности пациентов в процессе оказания медицинских услуг [1,2]. Значимость оценки доступности стоматологических услуг обусловлена необходимостью решения проблемы создания эффективных механизмов управления качеством стоматологической помощи [3, 4, 5].
Материалы и методы
С целью изучения удовлетворенности населения качеством и доступностью стоматологической помощи в 2012—2015 гг. проведен социологический опрос пациентов, обратившихся за стоматологической помощью в передвижные стоматологические кабинеты
«Поезда здоровья». Всего опрошено 468 сельских жителей в различных районах Рязанской области.
Анкета включала в себя вопросы, объединенные в следующие блоки: 1 — социально-гигиеническая характеристика пациентов; 2 — оценка доступности стоматологической помощи; 3 — оценка удовлетворенности пациентов качеством стоматологической помощи.
Результаты исследования
Анализ включал изучение гендерных и возрастных характеристик, социального статуса, образовательного уровня, материального положения. Среди респондентов, обратившихся за стоматологической помощью, 38,2% составили мужчины и 61,8% — женщины. Большинство (79%) опрошенных находи-