Научная статья на тему 'Новые управленческие технологии. Система стандартов управления'

Новые управленческие технологии. Система стандартов управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
266
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНДАРТЫ УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT STANDARDS / ПРОЦЕССНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / PROCESS-ORIENTED APPROACH / РЕГЛАМЕНТ / REGULATIONS / ПРОЦЕСС / PROCESS / ФУНКЦИЯ / FUNCTION / РЕСУРС / RESOURCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карпов О.Э., Никитенко Д.Н., Лящёв Сергей Анатольевич

Цель данной статьи определение и детализация основных принципов процессно-ориентированного подхода и регламентации деятельности организации как наиболее эффективных управленческих механизмов, а также рассмотрение принципов внедрения Системы стандартов управления в деятельности Национального медикохирургический Центра имени Н.И. Пирогова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Карпов О.Э., Никитенко Д.Н., Лящёв Сергей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые управленческие технологии. Система стандартов управления»

Карпов О.Э., Никитенко Д.Н., Лящёв С.А. НОВЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ. СИСТЕМА СТАНДАРТОВ УПРАВЛЕНИЯ

НОВЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ. СИСТЕМА СТАНДАРТОВ УПРАВЛЕНИЯ

Карпов О.Э., Никитенко Д.Н., Лящёв С.А. УДК: 616.082.6(083.76)

Национальный медико-хирургический Центр им. Н.Н. Пирогова Научно-исследовательский институт Современных систем управления организациями здравоохранения Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова

Резюме

Цель данной статьи - определение и детализация основных принципов про-цессно-ориентированного подхода и регламентации деятельности организации - как наиболее эффективных управленческих механизмов, а также рассмотрение принципов внедрения Системы стандартов управления в деятельности Национального медико-хирургический Центра имени Н.И. Пирогова.

Ключевые слова: стандарты управления, процессно-ориентированный подход, регламент, процесс, функция, ресурс.

NEW MANAGEMENT TECHNOLOGIES. SYSTEM MANAGEMENT STANDARDS

Karpov O.E., Nikitenko D.N., Lyashchyov S.A.

The purpose of this article - definition and detailing of the basic principles of process-oriented approach and the regulation of the organization - as the most effective management arrangements that as well as possible implementation of the system standards for managing the Pirogov national medical-surgical Center.

Keywords: management standards, process-oriented approach, regulations, process, function, resource.

Любая организация, независимо от ее формы, вида деятельности, структуры и численности имеет свои регламенты, но, как правило, в силу разных причин неписаные.

Мировая практика реализации проектов по совершенствованию систем управления в настоящий момент позволяет выделить следующие негативные особенности организаций при отсутствии четко установленных и разграниченных «правил игры»:

1. Отсутствие выделенных этапов работы, результатов этих этапов и, как следствие, сложность, а порой и невозможность контроля исполнения функций и операций;

2. Дублирование функций — функциональные обязанности пересекаются, создавая неупорядоченную систему взаимодействия внутри организации;

3. Нередко наблюдается скрытое противостояние интересов вертикалей управления;

4. Отсутствие закрепленной ответственности: наличие процессов, за которые никто не отвечает, и процессов, за которые отвечают несколько сотрудников одновременно;

5. Порядок выполнения процедур нигде не зафиксирован, либо описание их проведено формально;

6. Затруднен процесс обучения новых сотрудников;

7. Цикличный возврат руководителя к проблематике;

8. Отсутствие культуры работы по стандартам;

9. Нерациональное планирование и расходование ресурсов.

Одним из современных инструментов решения вышеперечисленных проблем и повышения эффективности систем управления организации является регламентация процессов. Слово «регламент» происходит от французского regle — «правило». В классическом понимании

синонимом термина «Регламент» является понятие «регулярный менеджмент», соответственно, управленческое влияние должно проводиться на постоянной основе, а само влияние подчиняться установленным правилам взаимодействия.

Регламентация - это процесс, с которого должна начинаться любая управленческая функция. Рабочее определение регламентации можно сформулировать следующим образом:

Регламентация - комплекс управленческих процедур, методов, инструментов и элементов организационной структуры, обеспечивающий разработку, ввод в действие, контроль исполнения и поддержание в актуальном состоянии документов, описывающих процессы организации.

Многие проблемы организации может решить использование процессно-ориентированного подхода. Про-цессно-ориентированный подход на сегодняшний день считается одним из наиболее передовых методов управления организацией. Он описывает управление деятельностью организации как сеть взаимосвязанных процессов, которые регламентированы, постоянно контролируются и подвергаются корректировке при обнаружении ошибок исполнения или отклонений от целевых параметров или при обновлении технологии процесса.

Процесс, в понимании системы управления - это набор взаимосвязанных, повторяемых действий (функций), которые преобразуют исходный материал, сырье или информацию в конечный продукт (товар, услугу), в соответствии с установленными этим же процессом правилами. Принципиальным отличием процессного подхода от других (функционального, к примеру) является его направленность на конечный результат (выход процесса) с оптимальным способом его достижения. Вы-

Карпов О.Э., Никитенко Д.Н., Лящёв С.А.

НОВЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ. СИСТЕМА СТАНДАРТОВ УПРАВЛЕНИЯ

деление одного из участков деятельности как отдельного объекта - процесса - дает возможность управлять этим объектом: планировать, регламентировать, оптимизировать, контролировать показатели результативности и эффективности процесса. Таким образом, управление процессами, позволяет управлять деятельностью всей организации, как единой системой.

Первое упоминание о процессном подходе как отдельной области исследования относится к 20-м годам прошлого века, когда в одной из компаний, где сотрудники работали с документами, был проведен анализ эффективности работы. Владелец фирмы проанализировал, как часто, сидящие в одном большом помещении сотрудники, передают друг другу документы. На основании анализа была составлена схема, отражающая размещение сотрудников в помещении и возможные взаимодействия между ними. По результатам анализа была проведена простая оптимизация: рабочие места наиболее часто взаимодействующих между собой сотрудников разместили рядом. В результате сократились временные затраты на передачу документов. Это стало первым известным примером проведения описания и оптимизации процессов в бизнесе.

Процессно-ориентированный подход является универсальным управленческим инструментом и может быть реализован в любой сфере, в том числе и в здравоохранении. Более того, в Пироговском Центре уже осуществляется внедрение отдельных элементов процессного подхода, с формализованной этапностью и функционалом, в виде изданных приказов - процессов, по различным вертикалям управления. Примерами такого внедрения являются Приказ № 002 от 10.01.2012 года «О порядке оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи в ФГБУ «НМХЦ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России», Приказ № 012 от 30.01.2012 года «Об организации проведения консультаций и консилиумов в ФГБУ «НМХЦ им. Н.И. Пирогова»

Минздрава России» или Приказ №045 от 29.02.2012 года «О временном порядке формирования и ведения плана-графика заказов для нужд Центра на 2012 год» и целый ряд других.

Хотелось бы отметить и то, что процессно-ориен-тированный подход является одним из путей создания и функционирования системы менеджмента качества в организации. Международный Стандарт «ИСО 9001:2008 Требования к Системам менеджмента качества» поддерживает внедрение процессно-ориентированного подхода в управлении и рассматривает его как один из важных способов выявления и реализации возможности для управления качеством, а также улучшения деятельности в целом. При этом, какие процессы подлежат регламентации, как они управляются, и какие внутренние взаимосвязи необходимо устанавливать - Стандарт не определяет и предоставляет возможность сделать это организации самостоятельно. В такой вариабельности Стандарта заложена и уникальность, и универсальность процессного подхода для каждой организации, исходя из специфики ее деятельности.

В связи с этим, рассмотрим принципы и основные элементы системы стандартов управления, предлагаемой к внедрению в деятельность ФГБУ «НМХЦ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России (далее Центра).

Регламент - унифицированный документ, описывающий процесс. Разработчиком Регламента может являться любой сотрудник организации в любой предметной области, но при этом Регламент обязательно должен проходить процедуру согласования и утверждения уполномоченными сотрудниками. Владельцем регламента является должностное лицо, на которое возложена административная ответственность за реализацию описываемого процесса.

С учетом того, что Регламент является описанием процесса, в структуре его можно выделить два основных блока: ресурсы и непосредственно процессные элементы.

Термины, определения

Участники

процесса

(роли)

Ресурсы

•Словарь терминов и определений

•Внутренние •Внешние

•Документы, системы хранения данных, здания и сооружения, информационные системы, лицензии и сертификаты, транспорт, оборудование, материалы

Этапы преобразования Входа процесса, путем исполнения участниками функции с использованием ресурсов, до Выхода процесса

Состояние объекта / результат / продукт с заданными свойствами после исполнения всех этапов и функций процесса Может быть конечным завершенным результатом или выходом иного процесса I

Рис. 1. Структура Регламента

Карпов О.Э., Никитенко Д.Н., Лящёв С.А. НОВЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ. СИСТЕМА СТАНДАРТОВ УПРАВЛЕНИЯ

К ресурсам относятся:

• Человеческие ресурсы: участник процесса или так называемая роль - работник, занимающий определенную должность, исполняющий определенную Регламентом функцию. Участник процесса может быть как внутренним - сотрудник Центра, так и внешним, к примеру, сотрудник Контрагента.

• Интеллектуальные ресурсы: внутренняя и внешняя нормативная база. Термины, определения и сокращения (данный раздел Регламента необходим для отражения термина, понятия или сокращения, не являющегося общеупотребительным и имеющим вероятность различного толкования).

• Материальные ресурсы процесса: материальные или информационные объекты, постоянно используемые для выполнения процесса, но не являющиеся входом процесса. К материальным ресурсам процесса относятся: программно-аппаратные комплексы, оборудование, материалы, транспорт и прочее.

Ресурсы процесса находятся под управлением Владельца процесса.

К процессным элементам относятся - вход, выход и этапы процесса.

Под Входом процесса понимается инициирующая ситуация/объект, запускающий процесс преобразования. Часто Входы одного Процесса являются Выходами другого.

Под Выходом процесса понимается состояние объекта/результат/продукт после исполнения всех этапов и функций процесса. По сути, выход это продукт, информация или услуга, ради производства которой процесс и осуществляется.

Этап - отдельная стадия или фаза процесса. Этапы выполняются строго последовательно в рамках одного процесса. Каждый этап состоит из реализуемых участником функций.

Одним их основных элементов системы управления является контроль. Контроль как функции управления заключается в своевременном обнаружении возникающих в ходе производственно-хозяйственной деятельности объектов управления отклонений от плановых заданий, нормативов, стандартов и нормативов, а также изменений внешней среды. С целью осуществления контроля выполнения процессов предлагается использовать Параметры. Параметр, в данном случае - показатель, позволяющий оценивать количество или качество производимого продукта или эффективность (качество, полноту и т.д.) исполнения функции. Формализованным носителем параметра является карточка параметра - шаблонизированный документ, в котором указываются контролируемая качественная/количественная характеристика результата выполняемой функции/продукта, методика ее измерения и иные необходимые для осуществления контроля разделы.

Системы документооборота и архивации

Рис. 2. Структура Системы стандартов управления

Карпов О.Э., Никитенко Д.Н., Лящёв С.А.

НОВЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ. СИСТЕМА СТАНДАРТОВ УПРАВЛЕНИЯ

Кроме того, для каждого направления деятельности необходимо выделить ключевые параметры - КР1. Применяемые в системе регламентации параметры эффективно интегрируются в создаваемую в Центре систему управленческого учета. Данные параметры в дальнейшем будут применяться для мотивации персонала и расчета по показателям оплаты труда работников Центра.

Для реализации предлагаемых стандартов управления необходим еще один очень важный инструмент

- система согласования и хранения данных (регламентов, стандартов, параметров). Система, по сути, является депозитарием, в котором, в соответствии с оглавлением, размещены регламентирующие документы по направлениям деятельности Центра. Каждый раздел по направлению именуется Кодексом и имеет определенную нисходящую каскадную структуру.

Еще один немаловажный аспект - единство понятий и терминов, не допускающее иного, кроме как определенного владельцем регламента толкования. Для формализации терминологии предлагается создать информационный ресурс «Словарь терминов и определений Пироговского Центра» (далее Словарь). Таким образом, одновременно с внесением нового термина, определения или сокращения в Регламент, инициатор размещает это понятие в Словаре. Хотелось бы отметить, что и формирование Кода в Словаре основано на принципах, заложенных в Оглавлении. Структура Кода

- номер Кодекса/Номер Субкодекса/порядковый номер термина/определения. Ниже представлена предлагаемая структура Словаря.

В итоге, реализованная система стандартов управления принимает следующий вид:

менты деятельности, что исключает в дальнейшем их ежедневное разъяснение.

В последующих статьях цикла мы подробнее остановимся на принципах регламентации, элементах регламента и взаимосвязанных нормативных актов, методике

и стандартах их оформления.

Литература

1. Робсон М.Реинжиниринг бизнес-процессов: практическое руководство./ Робсон М - М.: Юнити, 2003.с. 2-3,45-53,90-92.

2. Ильин В.П. Моделирование бизнес-процессов. Практическое использование ARIS./Ильин В.П. -М.: «Вильямс», 2006. - 176 с. - С. 42-48, 61-62, 73, 77.

3. Системы менеджмента качества. Требования. ISO 9001:2008. Quality management systems requirement (IDT). ГОСТ Р ИСО 9001:2008./ Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии// Издание официальное. с. 6-9, 22, 42-43.

4. Гальчина О.Н. Учетно-аналитическое обеспечение управления бизнес-процессами / О.Н. Гальчина, В.Г. Широбоков, Д.В. Павлов // Актуальные проблемы учета, экономического анализа и финансово-хозяйственного контроля деятельности организаций : материалы IV-й Международной научно-практической конференции в 2 ч. ; Воронеж, 2011. - Ч. 2. - 370 с. - С. 40-42

5. Ермолова С.Э. Управление бизнес-процессом в медицинской организации.// Экономика и управление.-2010 - №2- с. 142-144.

6. Лихартович Е.Е. Процессный подход в управлении качеством медицинской помощи.// Экономика и управление. - 2011 - № 4 - С. 54-57.

Выводы:

• Описанные и регламентированные процессы формализуют существующую модель управления организацией, устраняют дублирование функций работниками;

• В регламенте процессов содержится система показателей (параметров) для управления и контроля в реперных точках, что в целом положительно влияет на качество исполнения функций и дисциплину исполнителей;

• Процессный подход является одним из элементов системы менеджмента качества;

• Система стандартов управления интегрируется в систему управленческого учета;

• Формируется полный перечень документации для управления;

• Регламенты представляют собой базу знаний о процессах, вследствие чего процесс принятия на работу, обучения и адаптации новых сотрудников становится более эффективным;

• Регламенты и параметры представляют собой нормативную базу для мотивации работников;

• Регламент определяет повторяющиеся, основные мо-

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Лящёв Сергей Анатольевич тел.: +7 (499) 464-1054 (доб. - 1232) e-mail: lyashchyov.sa@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.