и информационные
технологии
О.Э. КАРПОВ,
профессор, д.м.н., генеральный директор, ФГБУ «Национальный медико-хирургический Центр имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия, [email protected]
д.н. НИКИТЕНКО,
первый заместитель генерального директора, ФГБУ«Национальный медико-хирургический Центр имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия, [email protected] Г.М. КНЯЗЕВА,
начальник планово-экономического отдела, ФГБУ «Национальный медико-хирургический Центр имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия, [email protected] С.А. ФАТЕЕВ,
начальник медицинского информационно-аналитического центра - врач-методист, ФГБУ «Национальный медико-хирургический Центр имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия, [email protected] О.Я. ГЕМБАРА,
начальник отдела оплаты труда и мотивации, ФГБУ «Национальный медико-хирургический Центр имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия, [email protected] М.В. МИШАГИНА,
специалист по кадрам, ФГБУ «Национальный медико-хирургический Центр имени
Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия,
внедрение автоматизированной системы управления в фгбу «нмхц им. н.и. пирогова» Минздрава россии
УДК 614.2
Карпов О.Э, Никитенко Д.Н, Князева Г.М, Фатеев С.А., Гембара О.Я, Мишагина М.В. Внедрение автоматизированной системы управления в ФГБУ «НМХЦ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России (Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный медико-хирургический Центр имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия)
Аннотация. Статья посвящена описанию автоматизации процессов управленческого учета в ФГБУ «НМХЦ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России в условиях использования информационных систем. Описан алгоритм и порядок выстраивания бизнес-процессов, как с методологической, так и с практической точек зрения. Была выявлена эффективность использования информационных систем, с помощью которых может быть облегчен процесс принятия стратегически важных управленческих решений. Наличие подобных инструментов в системе здравоохранения может способствовать расчету реальной себестоимости лечения пациентов, а также оптимизации затрат.
Ключевые слова: управленческий учет, автоматизированные системы управления, учет затрат, распределение затрат, центр затрат, финансовая структура предприятия.
© О.Э. Карпов, Д.Н. Никитенко, Г.М. Князева, С.А. Фатеев, О.Я. Гембара, М.В. Мишагина, 2016 г.
2016, № 3
UDC 614.2
Karpov O.E., Nikitenko D.N., Knyazeva G.M., Fateev S.A., Gembara O. Ya., Mishagina M.V. The introduction of the automated control system in Federal State Public Institution «National Medical and Surgical Center named after N. I. Pirogov» of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation (Federal State Public Institution «National Medical and Surgical Center named after N.I. Pirogov» of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation)
Abstract. The article describes the management automatization accounting process with information systems in Federal State Public Institution «National Medical and Surgical Center named after N. I . Pirogov» of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation. A methodological and practical aspects of business processes were structured and painted. There was described efficiency of using the information systems. It can help firms to make some right decisions and ways of their attainment. The availability of such tools in the health system can help optimize costs and calculate actual cost of the treatment of patients.
Keywords: management accounting, management information systems, cost accounting, cost allocation, cost center, the financial structure of the enterprise.
У:
актуальность темы
'правленческий учет является элементом стратегического управления предприятием. В настоящее время только информационные системы позволяют сформировать необходимый массив информации, с помощью которого можно осуществлять постоянный оперативный мониторинг ключевых показателей эффективности деятельности предприятия и предпринимать соответствующие корректирующие управленческие решения.
содержание понятия «управленческий учет», его значение
Определение сущности управленческого учета является дискуссионным. Одни авторы научных работ понимают управленческий учет как подсистему бухгалтерского учета, включающую в себя сбор, регистрацию и обобщение информации, другие авторы трактуют его в более широком смысле - как системы управления предприятием, охватывающие все функции управления: планирование, учет, контроль, анализ, принятие решений.
Рассмотрим несколько основных подходов к определению понятия «управленческий учет». Н.П. Кондраков пишет, что управленческий учет - это установленная организацией система сбора, регистрации, обобщения и представления информации о хозяйственной деятельности организации и ее структурных подразделений для осуществления планирования, контроля и управления этой деятельностью [8]. Л.И. Куликова произвела в своем определении важное уточнение: «управленческий учет позволяет обосновать текущие и перспективные управленческие решения и представляет собой совокупность систематического и управленческого учета» [10].
>
и информационные
технологии
тзз
• Л>1> я
По мнению Национальной ассоциации бухгалтеров США, под управленческим учетом подразумевается процесс идентификации, измерения, накопления, анализа, подготовки, интерпретации и передачи финансовой информации, используемой управленческим персоналом для планирования, оценки и контроля за производственной деятельностью и эффективностью использования ресурсов [9]. По мнению американских ученых Ч.Т. Хорнгрена и Дж. Фостера, «управленческий учет - идентификация, измерение, сбор, систематизация, анализ, разложение, интерпретация и передача информации, необходимой для управления какими-либо объектами» [17].
Необходимо отметить, что в практике российских предпринимателей преобладает калькуляционный подход в управленческом учете, согласно которому управленческий учет - это учет затрат и калькулирование себестоимости продукции с незначительными добавлениями из других областей экономики.
Основная цель управленческого учета заключается в подготовке и представлении достоверной, полной и своевременной информации о показателях деятельности для принятия управленческих решений, направленных на достижение поставленных целей.
Зарождение управленческого учета пришлось на период конца XIX - начало XX века. В данный период были заложены основные принципы промышленного учета. В XIX веке в результате промышленного переворота произошел переход от индивидуально-мануфактурной к фабричной организации производства, появляются большое количество промышленных предприятий. Возникает необходимость в четком отслеживании затрат в процессе производства. Затраты становятся объектом управленческого учета. Информационной основой управленческого учета становятся данные бухгалтерского и финансового учета. В данный период времени в России происходит отмена крепостного права, на-
чинается промышленный рост, закладывается развитие капитализма, что приводит к появлению зачатков управленческого учета. Проблемой формирования основных принципов управленческого учета в этот период времени занимались такие ученые, как С.Ф. Иванов, Э. Фельдгаузен, Л.И. Гомберг.
Период становления управленческого учета в России приходится на 1917-1953 годы, когда в период социализма были ликвидированы товарные хозяйства, которые заменили государственным распределением (А.В. Чаянов, А.М. Галаган, П.Н. Амосов и др.). В этот период были выдвинуты новые теории безденежного учета, теории экономического учета. Новая экономическая политика 20-х годов XX века способствовала становлению экономики, основанной на формировании и активизации новых факторов производства. Элементы управленческого учета начинают очень активно развиваться, совершенствуется калькуляционный учет, осуществляется попытка введения нормативного метода учета затрат на производство. Получил распространение и новый оперативный учет.
С 1953 по 1984 гг. появляются новые объекты управленческого учета - «центры ответственности» (А.С. Маргулис, А.С. Наринский, С.А. Стуков и др.). В данный период широко применяется нормативный метод учета затрат.
С 1984 по 2008 годы происходит разработка принципов эффективного управления предприятием в целях обеспечения его бесперебойного и прибыльного функционирования (С.В. Булгакова, М.А. Вахрушина, В.Ф. Палий и др.). Данный период характеризуется особенной популярностью системы калькулирования «директ-костинг», активно вырабатываются приемы подготовки информации для типовых моделей управленческих решений.
В 2008 году мировой экономический кризис обозначил проблему неэффективного менеджмента многих российских организаций, который заключался в неспособности
2016, № 3
создания активных антикризисных мероприятий (Н.А. Адамов, М.А. Вахрушина, К.Г. Га-рифуллин, А.Д. Шеремет и др.). Начинается этап проведения многовариантного анализа финансовых последствий реализации намеченных бизнес-планов, проведения анализа финансовой устойчивости организаций при изменении условий внешней среды.
Таким образом, возникновение новых направлений управленческого учета и методов анализа затрат связано одновременно с изменением экономических условий и является результатом эволюции внутренней природы научного знания.
роль и значение управленческого учета в системе управления деятельностью организации
Необходимо заметить, что, несмотря на происходящие изменения, по-прежнему управленческому учету не уделяется должного внимания. С одной стороны, это объясняется относительно небольшим опытом внедрения в России современных автоматизированных систем управления и отсутствием единой методологической базы организации управленческого учета, а с другой стороны, многие организации считают этот элемент не столь важным, потому что с законодательной точки зрения он необязателен, устанавливается по решению руководства предприятия. Однако с ростом масштабов бизнеса, изменений в технологиях, а также в связи с необходимостью повышения эффективности менеджмента в условиях кризисных явлений, возрастает роль и значение управленческого учета, его широкое использование в системе управления.
Управленческие воздействия реализуются с помощью основных функций управления, взаимосвязь и взаимодействие которых образуют повторяющийся цикл управления
Рис. 1. Цикл основных функций управления.
(рисунок 1). Место управленческого учета проявляется на стадии формирования информации, подготовки и принятия управленческих решений и далее управленческий учет используется во всех функциях управления.
концептуальные подходы к автоматизации управленческого учета
В рамках формирования управленческого учета в организации автоматизация представляет собой сложный многоэтапный процесс, подразумевающий под собой четкую реализацию установленного алгоритма выполнения бизнес-процесса.
Теоретическое исследование, проведенное в ФГБУ «НМХЦ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России (далее - Пироговский Центр), выявило существование двух основных подходов к процессу автоматизации управленческого учета и системы бюджетирования в целом:
1. Организация системы управленческого учета начинается с автоматизации, выбирается программное обеспечение, настраиваемое конкретно под каждое предприятие.
>
и информационные
технологии
2. Организация системы управленческого учета начинается с формирования методологической базы, а процесс автоматизации реализуется непосредственно после апробации методологии на практике.
Одним из основных требований, предъявляемых к работе медицинских организаций современной действительностью, является необходимость повышения экономической эффективности деятельности. Для достижения данной цели, основываясь на втором подходе к процессу автоматизации управленческого учета, были определены следующие задачи:
1) проанализировать международный опыт; провести обзор литературы, нормативно-правовых актов и методических рекомендаций, посвященных данной теме;
2) провести обучение персонала, участвующего в разработке и внедрении системы управленческого учета в Пироговском Центре;
3) разработать локальные нормативные акты по внедрению системы управленческого учета в Пироговском Центре;
4) на основе разработанных документов и подходов разработать техническое задание и провести автоматизацию основных бизнес-процессов, подлежащих управленческому учету;
5) внедрить блок аналитической отчетности в модуле «Бухгалтерский учет» ИС «ПАРУС-Бюджет 8» (далее - ИС Парус).
В ходе выполнения поставленных задач в Пироговском Центре была создана рабочая группа по разработке и внедрению системы автоматизированного управленческого учета. Участники рабочей группы прошли соответствующее обучение в рамках цикла повышения квалификации по теме «Управленческий учет».
Для определения методологического подхода Пироговским Центром был разработан порядок учета затрат структурных подразделений на основе усреднения фактических, технологически обусловленных расходов (далее - Порядок) в соответствии с требованиями методики, утвержденной 30.07.2015 г. прото-
колом заседания рабочей группы Министерства здравоохранения Российской Федерации по разработке единых методических подходов к учету затрат в медицинских организациях на оказание медицинской помощи и расчету стоимости программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на очередной финансовый год и плановый период, Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений [15] и письмом ФФОМС от 23.07.2013 г. № 5423/21-и.
Автоматизация управленческого учета в Пироговском Центре была проведена на базе ИС Парус в блоке по работе с финансовыми показателями деятельности подразделений (далее - «Блок ФПДП»).
Порядок устанавливает правила определения общих затрат структурных подразделений Пироговского Центра, оказывающих услуги сторонним потребителям, с целью формирования усредненных фактических затрат:
- на один койко-день лечения пациента (для структурных подразделений, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь);
- на одно посещение (обращение) (для структурных подразделений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь);
- на один пациенто-день (для дневных стационаров);
- на одного обучающегося (для структурного подразделения, осуществляющего образовательную деятельность).
Рассмотрим основные этапы учета затрат и способы его автоматизации на базе ИС Парус:
1. Формирование центров затрат исходя из финансовой структуры Пироговского Центра
2016, № 3
Рис. 2. словарь «финансовая структура».
путем группировки по функциональным признакам отнесения подразделения к укрупненным блокам (например финансово-экономический блок; блок материально-технического обеспечения; общий стационарный блок и пр.)
2. Определение типов центров затрат: производственный-основной, производственный-вспомогательный, непроизводственный. Отнесение подразделений к соответствующему типу центров затрат.
Реализация п. 1 и п. 2 в ИС Парус производится наполнением Словаря «Финансовая структура» (рисунок 2).
3. Классификация производимых расходов на прямые и косвенные.
Реализация в ИС Парус производится наполнением Словаря «Виды затрат» (рисунок 3). В данном словаре зафиксированы виды затрат, по которым собирается информация.
4. Определение общего размера расходов для каждого центра затрат. При этом прямые затраты формируются непосредственно, без вспомогательных расчетов, а косвенные затраты относятся на соответствующие блоки финансовой структуры при помощи факторов распределения (первый уровень распределения затрат).
5. Перераспределение расходов непроизводственных центров затрат на производственные (основные и вспомогательные) на основании принятых факторов распределения (второй уровень распределения затрат).
6. Перераспределение расходов производственных-вспомогательных центров затрат на производственные-основные центры затрат (третий уровень распределения затрат).
Рис. 3. словарь «виды затрат».
>
и информационные
технологии
факторы распределения затрат
Фактор распределения затрат - это количественный показатель (статистический, информационный, финансовый и др.), пропорционально которому осуществляется распределение расходов на центры затрат на каждом из уровней распределения затрат.
Подразделения, осуществляющие учет указанных показателей, формируют отчет из соответствующих информационных систем по этим показателям в разрезе финансовой структуры за период (месяц) в формате Excel. По каждому виду затрат факторы из файла Excel загружаются в «Блок ФПДП» ИС Парус.
Факторами распределения затрат могут быть (таблица 1):
- показатели статистического учета за отчетный период;
- приведенные к идентичным учетным единицам (условным единицам) статистические показатели, т.е. количественные показатели статистического учета, скорректированные медицинскими экспертами с помощью коэффициентов, учитывающих трудоемкость, затратность и другие характеристики оказываемых центрами затрат услуг (исследований, операций, манипуляций и др.);
- финансовые показатели работы производственных вспомогательных подразделений, сформированные на основании учета оказанных медицинских услуг производственных
вспомогательных центров затрат для каждого из основных производственных центров затрат, выраженных в ценах единого прейскуранта на платные медицинские услуги (без учета скидок, коэффициентов и др.);
- прочие (площадь помещений, число занятых ставок в подразделении и др.).
Порядок учета затрат предусматривает принцип вариативности, т.е. реализована возможность выбора из перечня факторов распределения затрат конкретного показателя для отнесения косвенных расходов. Для этого факторы распределения затрат не должны быть жестко привязаны к тем или иным направлениям расходов.
Первый уровень распределения затрат На первом уровне распределения затрат участвуют все виды центров затрат (производственные-основные, производственные-вспомогательные и непроизводственные).
Прямые затраты учитываются в разрезе каждого центра затрат по следующим направлениям расходования средств:
КОСГУ 210 «Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда» (в том числе КОСГУ 211 «Заработная плата», 212 «Прочие выплаты», 213 «Начисления на выплаты по оплате труда»);
КОСГУ 225 «Работы и услуги по содержанию имущества» в части работ и услуг по содержанию медицинского оборудования (техническое обслуживание и ремонт) - по
х О
о СО
ГО
о с; и х it u
О со О
Таблица 1
факторы распределения затрат
Факторы распределения затрат (код фактора затрат/ наименование)
01 02 03 04 05 06 07 08 09 10
X
о СО
ГО
§ 2 ZT и
х Й
х О
Ю
х
Ф
X
Z ^
О ф
CQCT
>х ф
I
ч
О 6
и >х °
it v
J 5 ф о
о
ЦШХ
хош
ZT l=v
в
о
н
о со О (5 рови I Ф I о С >х ф
н и I I ^ ф
ф Ф т о о н
т ^ о О
X > ф ф ф с; Э
^ О О VQ и и >
с о и ZT и
ч о В
о ^
с
х .о I
I U3
О ^
го о. О
о %
% -Ь
ф 1_
-о >■
ю <=.
О £
ю
х >■
з ^ m и
" £ и О ^
О
данным модуля «Управление техническим обслуживанием и ремонтами» (учет ведет уполномоченное подразделение) (КОСГУ225прямые);
КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» в части медицинских и хозяйственных расходов (КОСГУ340 ). Учет
прямые
затрат ведется в соответствии с отпуском материальных ценностей со складов в подразделения (центры затрат):
• медикаментов, перевязочных средств, дезинфекционных средств и т.д. (аптечный склад);
• медицинских расходных материалов, медицинской техники, вживляемой в организм пациента и т.п. (медицинский склад);
• хозяйственных и канцелярских товаров и т.п. (хозяйственный склад);
КОСГУ 310 «Приобретение основных средств» в части приобретения основных средств, стоимостью не более 100 тыс. руб. за единицу. Учет затрат ведется в соответствии с отпуском материальных ценностей со складов в подразделения (центры затрат):
• медицинского оборудования, медицинской мебели, медицинского инструментария и др. (медицинский склад);
• бытового оборудования и техники, немедицинской мебели и др. (хозяйственный склад).
Косвенные затраты учитываются общей суммой в целом по подразделениям балансовой единицы (далее - ПБЕ) (укрупненная структурная единица учета в соответствии с учетной политикой Пироговского Центра для целей бухгалтерского учета) и определяются для каждого центра затрат с помощью дополнительных расчетов. При этом косвенные затраты условно разбиваются на несколько групп, для каждой из которых используется свой способ дополнительных расчетов.
К первой группе относятся расходы по следующим направлениям:
КОСГУ 221 «Услуги связи»;
КОСГУ 222 «Транспортные услуги»;
КОСГУ 223 «Коммунальные услуги»;
2016, № 3
КОСГУ 224 «Арендная плата за пользование имуществом»;
КОСГУ 226 «Прочие работы и услуги»;
КОСГУ 290 «Прочие расходы».
Для них:
1. Определяется общая сумма начисленных затрат по КОСГУ из модуля «Бухгалтерский учет - Бюджет» ИС Парус в разрезе ПБЕ.
2. Полученная сумма по ПБЕ распределяется между центрами затрат, входящими в состав ПБЕ, пропорционально факторам распределения (Таблица 2).
Ко второй группе относятся расходы по КОСГУ 225 «Работы и услуги по содержанию имущества» в части технического обслуживания, текущего ремонта зданий и сооружений, технологического оборудования; прочих расходов на содержание имущества (за исключением расходов на технического обслуживания и ремонт медицинского оборудования, капитального ремонта зданий и сооружений). Для этой группы:
1. Определяется общая сумма начисленных затрат по КОСГУ 225 из модуля «Бухгалтерский учет - Бюджет» ИС Парус в разрезе ПБЕ (КОСГУ225 ).
* всего'
2. Определяется разница между общей суммой по КОСГУ 225 в разрезе каждого ПБЕ и суммой начисленных прямых затрат и затрат на капитальный ремонт зданий и сооружений по ПБЕ (КОСГУ225 ) (формула 1).
» капремонт' » • 1 ' 1
(1) КОСГУ225 = КОСГУ225 -
» 1 прочее всего
- КОСГУ225 - КОСГУ225
прямые капремонт
3. Полученная сумма по ПБЕ (КОСГУ-225прочее) распределяется между центрами затрат, входящими в состав ПБЕ, пропорционально факторам распределения (Таблица 2).
Третья группа расходов - КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» в части расходов на питание больных
(КОСГУ340 ):
* питание'
1. Устанавливается средняя стоимость суточного набора продуктов для питания больных в стационаре за отчетный период по данным бухгалтерского учета.
>
и информационные
технологии
2. В соответствии с числом койко-дней, проведенных выбывшими больными в коечных отделениях стационара (по лечащему отделению) определяются затраты на их питание.
К четвертой группе относятся прочие расходы по КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» (за исключением затрат по КОСГУ 340, указанных ранее):
1. Определяется общая сумма затрат по КОСГУ из модуля «Бухгалтерский учет - Бюджет» ИС Парус в разрезе ПБЕ (КОСГУ340всего).
2. Рассчитывается разница между общей суммой по КОСГУ 340 в разрезе каждого ПБЕ и суммой расходов, определенных ранее по соответствующему ПБЕ (формула 2).
(2) КОСГУ340 = КОСГУ340 -
» 1 прочее всего
- КОСГУ340 - КОСГУ340
прямые питани"
3. Полученная сумма (КОСГУ340
) расе
пределяется между центрами затрат пропорционально факторам распределения (Таблица 2).
На данном этапе происходит формирование текущих затрат, включающих в себя рас-
ходы некапитального характера и характеризующих текущее финансовое «потребление» для обеспечения деятельности каждого производственного-основного, производственного-вспомогательного и непроизводственного центров затрат.
В качестве справочной информации по каждому центру затрат формируются сведения о начисленной за отчетный период амортизации основных средств.
Сведения об амортизации, начисленной в отчетном периоде, представляется по движимому имуществу - в разрезе подразделений финансовой структуры, по недвижимому имуществу - в разрезе ПБЕ.
Формирование затрат капитального характера по центрам затрат
К затратам капитального характера относятся расходы:
- на капитальный ремонт (зданий и сооружений, оборудования, в том числе медицинского, и др.);
Таблица 2
факторы распределения косвенных затрат (первый уровень распределения затрат)
№ п/п КОСГУ Направление расходования средств Фактор распределения затрат
1 221 Услуги связи Число занятых ставок, всего
2 222 Транспортные услуги Число занятых ставок, всего
3 223 Коммунальные услуги Площадь, кв. м
4 224 Арендная плата за пользование имуществом Количество койко-дней
5 225 Техническое обслуживание, текущий ремонт зданий и сооружений, технологического оборудования; прочие расходы на содержание имущества (за исключением расходов на техническое обслуживание и ремонт медицинского оборудования, капитального ремонта зданий и сооружений) Площадь, кв. м
6 226 Прочие услуги, работы Число занятых ставок, всего
7 290 Прочие расходы Площадь, кв. м
8 340 Расходы на питание больных Количество койко-дней
9 340 Приобретение прочих материальных запасов (за исключением прямых расходов, затрат на продукты для питания больных) Количество койко-дней
- на приобретение основных средств, в том числе медицинского оборудования (стоимостью свыше 100 тыс. руб. за единицу).
Учет затрат на капитальные вложения по всем подразделениям финансовой структуры Пироговского Центра ведут уполномоченные подразделения, осуществляющие учет и контроль исполнения договоров поставки (оказания услуг) со сторонними организациями с целью проведения капитального ремонта и приобретения основных средств.
На первом уровне учета фактических расходов на капитальный ремонт уполномоченные подразделения, ведущие учет затрат на капитальный ремонт, формируют сведения за отчетный период о проведении указанных работ в разрезе каждого из подразделений финансовой структуры, затем:
1. Определяется общая сумма затрат на капитальный ремонт из модуля «Бухгалтерский учет - Бюджет» ИС Парус в разрезе ПБЕ.
2. Определяется разница между общей суммой затрат на капитальный ремонт по данным уполномоченных подразделений и суммой расходов, определенных по ПБЕ.
2016, № 3
3. Полученная сумма распределяется между всеми центрами затрат пропорционально фактору распределения затрат.
Фактором распределения расходов на капитальный ремонт является площадь, занимаемая соответствующим центром затрат.
Учет фактических расходов на приобретение основных средств в части основных средств стоимостью свыше 100 тыс. руб. за единицу ведется уполномоченными подразделениями Пироговского Центра в соответствии с отпуском материальных ценностей со складов в соответствующие центры затрат:
• медицинского оборудования, медицинского инструментария, мебели медицинской и т.п. (данные медицинского склада);
• организационной, вычислительной техники, мебели, бытового оборудования и т.п. (данные хозяйственного склада), затем:
1. Определяется общая сумма затрат на основные средства из модуля «Бухгалтерский учет - Бюджет» ИС Парус в разрезе ПБЕ.
2. Определяется разница между общей суммой затрат на основные средства по данным уполномоченного подразделения в раз-
Таблица 3
факторы распределения затрат непроизводственных центров затрат на производственные-основные и производственные-вспомогательные (второй уровень распределения затрат)
Фактор распределения расходов непроизводственных
центров затрат на производственные основные и производственные вспомогательные центры затрат
2 Финансово-экономический блок
3 Блок материально-технического обеспечения
4 Блок медицинской статистики и аналитики
5 Общеадминистративный блок
6 Блок инженерно-хозяйственного обеспечения
Количество занятых ставок персонала в производственном (основном и вспомогательном) центре затрат Количество занятых ставок персонала в производственном (основном и вспомогательном) центре затрат Полные затраты производственного (основного и вспомогательного) центра затрат
Количество занятых ставок врачей в производственном (основном и вспомогательном) центре затрат Количество занятых ставок персонала в производственном (основном и вспомогательном) центре затрат Полные затраты производственного (основного и вспомогательного) центра затрат
>
и информационные
технологии
Рис. 4. Заполнение факторов затрат первого и второго уровня в соответствии с таблицами 2 и 3
резе центров затрат и суммой расходов, определенных по ПБЕ.
3. Полученная сумма распределяется между всеми центрами затрат пропорционально фактору распределения.
На данном этапе происходит формирование затрат капитального характера за период в разрезе каждого производственного-основного, производственного-вспомогательного и непроизводственного центра затрат.
Отнесение прямых и косвенных затрат на все центры затрат учреждения позволяет определить затраты для каждого из них, вклю-
чая текущие затраты и затраты капитального характера.
Второй уровень распределения затрат Распределение полных расходов непроизводственных центров затрат методом «ступенчатого отнесения» на производственные-основные и производственные-вспомогательные подразделения осуществляется пропорционально соответствующим параметрам (Таблица 3).
В результате второго уровня распределения затрат осуществляется приведение расходов всех непроизводственных центров затрат к производственным-основным и про-
Таблица 4
факторы распределения затрат производственных-вспомогательных центров затрат на производственные-основные (третий уровень распределения затрат)
№ п/п Наименование центров затрат финансовой структуры Фактор распределения расходов производственных вспомогательных центров затрат на производственные основные
1 Общий стационарный блок Количество койко-дней
о „ Объем оказанных оперативных услуг каждому производ-
2 Операционный блок к ' ' ' к
^ ственному-основному подразделению
Производственные вспомогатель-
Объем оказанных услуг каждому производственному-основ-
3 ные блоки (кроме общего стацио- ' ' ' к '
ному подразделению нарного и операционного блоков) ' ^
2016, № 3
Правила распределения затрат (КАИССА)
^ Центра затрат - наименование
■I 01,03,24 Операционный блок
I Тип
центра затрат
Вид центра затрат
Производственным Вспомогательный
Центры затрат для распределения (КАИССА)
V Центр затрат - наименование Тип центра затрат Вид центра затрат Фактор 3 ур.
¡■I 01.03.08 Отделение хирургии №1 Производственный 1 Основной 1 829 200,000
□ 01,03.31 Отделение оториноларингологии Производственный Основной 1121 280,000
□ 01.03.29 Отделение травматологии и ортопедии №1 Производственный Основной 890 400,000
□ 01.03.30 Отделение травматологии и ортопедии №2 Производственный Основной 1595 400,000
□ 01,03.34 Отделение хирургии №2 Производственный Основной 3 519 600,000
□ 01.03.42 Отделение торакальной и сосудистой хирургии Производственный Основной 1827 000,000
□ 01,03.53 Отделение урологии Производственный Основной 4 345 200,000
□ 01.03.55 Отделение нейрохирургии N91 Производственный Основной 157 200,000
□ 01.03.62 Отделение рентгенохирургических методов диагностики и / Производственный Основной 359 400,000
□ 01.03.47 Отделение офтальмологии Производственный Основной 1571 400,000
□ 01.03.63 Отделение челюстно-лицевой хирургии Производственный Основной 208 1 280,000
□ 01.03.52 Отделение гинекологии Производственный Основной 1914 600,000
□ 01.03.59 Отделение сердечно-сосудистой хирургии Производственный Основной 12 000,000
□ 01.03.51 Отделение гематологии, противоопухолевой лекарственной Производственный Основной 3 332 400,000
□ 01.03.56 Отделение нейрохирургии №2 Производственный Основной 348 000,000
□ 01,03.64 Отделение хирургического лечения сложных нарушений рит Производственный Основной 120 000,000
Рис. 5. Заполнение факторов 3-го уровня в соответствии с таблицей 4.
Рис. 6. Пример распределения прочих расходов (косГУ 290) по трем уровням.
>
и информационные
технологии
otj
•Iii
изводственным-вспомогательным (рисунок 4). Третий уровень распределения затрат Третий уровень отнесения затрат производственных-вспомогательных подразделений методом «ступенчатого отнесения» на производственные-основные подразделения формирует общие затраты производственных-основных подразделений с учетом расходов производственных-вспомогательных и непроизводственных центров затрат (рисунок 5).
На третьем уровне отнесения расходов производственных вспомогательных блоков на производственные основные центры используются факторы распределения затрат в соответствии с Таблицей 4.
Форма отчета о затратах в разрезе производственных-основных центров затрат после перераспределения расходов непроизводственных и производственных-вспомогательных подразделений представлена на рисунке 6.
Таким образом, трехуровневое распределение приводит все затраты к производственным-основным центрам затрат, и появляется возможность определения:
• для специализированной медицинской помощи - средних расходов на койко-день, усредненной величины затрат на каждого вы-
бывшего больного (исходя из длительности его лечения);
• для первичной медико-санитарной помощи - средних затрат на посещение (обращение);
• для образовательной деятельности - средних расходов на обучение одного слушателя.
заключение
Автоматизированная система управления позволяет проводить прогнозирование и планирование на будущие периоды, мониторинг показателей деятельности учреждения в режиме реального времени за любой расчетный период. Является информационной основой для подготовки и принятия управленческих решений. Также является источником данных для расчета реальной себестоимости лечения пациентов в разрезе источников финансирования, нозологических групп и по каждому конкретному случаю амбулаторного и стационарного лечения.
Полученные результаты внедрения системы автоматизированного управленческого учета позволили Пироговскому Центру проводить целевые программы по оптимизации затрат и повышению экономической эффективности.
литература
jü
1. Бобрышев А.Н. Управленческий учет в условиях кризисных процессов в экономике: монография. Ставрополь: АГРУС СтГАУ, 2015.
2. Бреславцева H.A., Рябоконь H.A. О стоимости платных медицинских услуг в медицинских учреждениях // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2008. № 20.
3. Бушина Ф, Конршунова Е.Д. Разработка организационного механизма адаптации систем контроллинга к изменениям внешней среды // Менеджмент и контроллинг в условиях нестабильности рынков и внешних угроз: сб. науч. Трудов под ред. С.Г. Фалько. Рязань - Москва, 8-9 октября 2015 г. URL: http://controlling.ru/files/74.pdf.
4. Быстрова Ю.О. Совершенствование концепции контроля в системе международных стандартов финансовой отчетности // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. - 2013. - № 12(66). - С. 43-48.
2016, № 3
5.
6.
8.
9.
10
11
Вахрушина М.А. Проблемы и перспективы развития российского управленческого учета // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 33. С. 12-23. Завьялова Е.С. Контроллинг и управленческий учет в планировании деятельности предприятия // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук.
2014. № 11-1. С. 147-149.
Керимов В.Э. Перспективные модели развития управленческого учета в России // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. -2012. - № 7(49).
Кондраков Н.П. «Бухгалтерский учет»: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 1996. - 560 с.
Котова К.Ю., Балеевских В.Г. Управленческий учет в России: предпосылки становления и перспективы развития //Международный бухгалтерский учет. -
2015. - № 14(356)
Куликова Л.И. Товарный кредит: особенности налогообложения и учета/ Л.И. Куликова, А.В. Ивановская//Бухгалтерский учет. - 2008. - № 22 Мухина Е.Р. Проблемы соотношения понятий «управленческий учет» и «контроллинг» // Международный научно-исследовательский журнал. 2013. № 10-3. С. 60-61.
12. Остаев Г.Я. Управленческий учет: учебник. М.: «Дело и сервис», 2015. - 262 с.
13. Попова Л.В., Маслова И.А., Вандина О.Г., Кулешова И.Б. Контроллинг.: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело и Сервис, 2016.
14. Потылицина Е.А. Генезис понятия «контроллинг» // Проблемы современной экономики. 2011. № 2. С. 109-112.
15. Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»
16. Сажин О.Б. Контроллинг и управленческий учет в коммерческом банке // Инновации в менеджменте. 2015. № 3. С. 64-71.
17. Хорнгрен Ч, Фостер Дж, Датар Ш. Управленческий учет. 10-е изд. /Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2007. - 1008 с.: ил. - (Серия «Бизнес-класс»).
18. Al-Debei M.M., El-Haddadeh R, Avison D. Defining the Business Model in the New World of Digital Business. London, Brunei University, 2008.