Научная статья на тему 'ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЕХАНИЗМА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О СОЗДАНИИ АВИАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ'

ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЕХАНИЗМА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О СОЗДАНИИ АВИАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ / МЕХАНИЗМ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ПРОЦЕСС / СЛОЖНАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Салахутдинов И.Т.

Статья посвящена рассмотрению процессного подхода по формированию механизма принятия решения о создании авиационной системы. В ходе проведения исследования обозначена терминологическая неопределенность термина «механизм» в экономической теории. Кроме того, выполнен анализ понятийного аппарата в сопоставлении с другими отраслями. На основе полученных результатов сформулировано понятие «механизма» применительно к процессу деятельности. Показано применение «механизма» как процесса принятия решения о создании сложной технической системы. Также в статье выделены особенности и основные, объясняющие процесс принятия решений, описан подход, который используется при постановке задачи проведения оценки технического уровня технических систем. Показаны типовые процессы на этапах жизненного цикла, цель, решение на этапах. Приводится пример процедуры принятия решений при разработке сложных технических систем многовариантным синтезом систем на морфологических таблицах. По результатам проведенного анализа выделено преимущество процессного подхода, которое заключается в обеспечении непрерывности проведения исследовательских работ на основе согласования и взаимодействия отдельных частей и этапов, что в итоге позволяет получить синергетический эффект, выполнить требования к проведению исследований, добиться улучшения процессов, основанных на результатах исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCESS APPROACH TO FORM THE DECISION-MAKING MECHANISM ON THE CREATION OF THE AVIATION SYSTEM

The article deals with the process approach to forming decision making mechanism of aviation system creation. In the course of the research the terminological uncertainty of the term "mechanism" in economic theory is outlined. Besides the analysis of conceptual system in comparison with other branches is executed. On the basis of the received results the concept of "mechanism" as applied to activity process is formulated. The application of "mechanism" as a process of making a decision on the creation of a complex technical system is shown. Also the article highlights features and basic concepts of the decision making procedure, describes an approach to the statement of the problem of assessing the technical level of complex technical systems and the choice of options for their creation. The definition of the concept of "complex technical system", the stages of its life cycle in the decision making process, typical processes at the stages of the life cycle, the purpose, the decision at the stages are considered. The article gives an example of a decision making procedure when developing complex technical systems using multivariant synthesis of systems on morphological tables. According to the results of the analysis the advantage of the process approach is to ensure the continuity of research work on the basis of coordination and interaction of individual parts and stages, which ultimately allows you to obtain synergistic effect.

Текст научной работы на тему «ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЕХАНИЗМА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О СОЗДАНИИ АВИАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ»

Процессный подход по формированию механизма принятия решения о создании авиационной системы

Салахутдинов Ильдар Тагирович,

аспирант, кафедра 505 «Инновационная экономика, финансы и управление проектами», Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), eleloy@yandex.ru

Статья посвящена рассмотрению процессного подхода по формированию механизма принятия решения о создании авиационной системы. В ходе проведения исследования обозначена терминологическая неопределенность термина «механизм» в экономической теории. Кроме того, выполнен анализ понятийного аппарата в сопоставлении с другими отраслями. На основе полученных результатов сформулировано понятие «механизма» применительно к процессу деятельности. Показано применение «механизма» как процесса принятия решения о создании сложной технической системы. Также в статье выделены особенности и основные, объясняющие процесс принятия решений, описан подход, который используется при постановке задачи проведения оценки технического уровня технических систем. Показаны типовые процессы на этапах жизненного цикла, цель, решение на этапах. Приводится пример процедуры принятия решений при разработке сложных технических систем многовариантным синтезом систем на морфологических таблицах. По результатам проведенного анализа выделено преимущество процессного подхода, которое заключается в обеспечении непрерывности проведения исследовательских работ на основе согласования и взаимодействия отдельных частей и этапов, что в итоге позволяет получить си-нергетический эффект, выполнить требования к проведению исследований, добиться улучшения процессов, основанных на результатах исследования.

Ключевые слова: неопределенность, механизм, экономический механизм, процесс, сложная техническая система.

Введение.

Создание сложной технической системы (СТС) является сложной организационно-экономической задачей. При этом оценка реализуемости проектов в авиационной области ставится в ряд важных мероприятий по созданию, которая касается научно-технического, нормативно-правового, ресурсного и временного аспектов, с учетом рисков при реализации. Исследование проблем организационно-экономического обеспечения задач направлено в том числе на область управления проектом. Представление в понимании управления проектом имеет некоторые разночтения в ряде исследований, касающихся понимания применимости терминологии из разных отраслей промышленности для экономики. Одним из таких является понятие «механизма» в экономике.

1. Состояние вопроса.

Исследователи [5,6] и ряд информационных ресурсов [24,25,26] указывают о заимствовании понятия «механизма» из технической механики, которое применяется в биологии, медицине, правоведении и других отраслях знаний. Это связывается с потребностью применения этого термина для создания процессов проектной деятельности при анализе наличия и применимости ресурсов с целью оценки реализуемости проекта. Разностороннее применение показывает его универсальность, а конкретное использование для предметной области исследования требует индивидуального понимания. В связи с этим целесообразно выявить на некоторых точках зрения понятие в том числе «механизма» как управления.

Исторически широкое применение термина «экономический механизм» связывают с периодом после середины 20-го века. В различной трактовке это понятие стали применять в социалистическом хозяйствовании. Экономист-исследователь Абалкин Л. И. [1] определял понятие данного термина как хозяйственный механизм ... сложной структурой.

И.С. Аверина [3] в исследовании показала эволюцию и классификацию феномена «хозяйственный механизм». По её мнению, классификация и применимость понятия «механизма» в различных областях деятельности не показывает все возможные критерии и является открытой для исследований и не отражает системно его природу. Автор выделяет в рамках «механизма» его составляющие, которые меняются в зависимости «от отношений к собственности и способов производства» [3]. Составляющими «механизма» названы: экономические, политические, правовые, социальные, культурные.

Покажем экономическую составляющую «механизма», представляющую интерес в области управления проектной деятельности.

Структурность, признаки понятия «экономического механизма» в плановом хозяйстве, современное представление в финансовой области изложены в [20], где

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м м

сч сч о

CS

о ш m

X

<

m О X X

он указан как - главный движитель развития, который представляет ключевой элемент структуры системы и характеризуется спецификой взаимодействия с остальными элементами. Также указывается на различия в понимании термина для хозяйственной системы, называя её способом функционирования с определенными производственными отношениями, при этом разделяя на уровни применимости - макроэкономический уровень системы и уровень отдельного предприятия (микроуровень). Дефиниция «механизм» в данном конкретном случае характеризуется признаками процесса функционирования субъекта.

Анализ экономической литературы позволяет прийти к выводу, что под «механизмом» понимается «совокупность различных процессов, сложных структур, способов и инструментов управления, а также правовых норм, благодаря которым осуществляется в конкретных условиях процесс воспроизводства и приводятся в действие экономические законы» [15].

По мнению Кривко С.Р., «механизм» функционирует по определенным закономерностям и это определение можно применить для широкого круга общественных отношений, как: производства, распределения и обмена, что является неопределенным» [8].Столяров В., и Ва-сечко Л. представляют «механизм» в экономике как «систему средств и способов воздействия на хозяйственные процессы и контур управления ими» [18]. Здесь «механизм» иерархически выше «процесса», имеет элемент для контроля результатов и выработки управляющих воздействий в виде регулирования и по мнению автора [27] - методически неверно.

«Механизм» в финансовой деятельности трактуется как часть хозяйственного механизма, в структуру которого входят финансовые методы, способы и приемы регулирования экономических процессов" [22,23].

Механические составляющие «механизма»: момент, сила, точка опоры, - в трактовках не раскрываются, а в области финансовой деятельности их соотносят как «доходы, прибыль, амортизационные отчисления, фонды целевого назначения, штрафы и санкции, процентные ставки депозитам, облигациям и кредитам» [20,22].

Также в литературе можно встретить выделение различных плоскостей обеспечения функционирования финансового механизма, к их числу ученые относят нормативное, правовое информационное обеспечение.

В некоторых научных трудах [10,16,28] в состав экономического и в целом хозяйственного механизмов включено разнообразное сочетание субъективных и объективных факторов развития производительных сил и производственных отношений.

В [12] «механизм» -«совокупность связанных между собой методов и рычагов систематического, целенаправленного воздействия на изготовление, потребление, распределение и обмен продуктов», кроме того, данное понятие наделено самостоятельной функцией [26]. В ряде случаев «экономический механизм» трактуется как система, включающая в себя совокупность связанных между собой экономических регуляторов. [18,24].

Формулировка, предложенная Л.Гурвицем [21], определяет «механизм» как взаимодействие субъекта и центра, которое не дает само понятие, не показывает его ресурсы, принципы их взаимодействия.

Таким образом, изложенные рассуждения представляют собой неопределенность, затрудняющая развитие

понятия «механизма» для применения в управлении проектами.

2. Постановка проблемы. Как указывалось ранее, понятие «экономического механизма» в определениях близки к процессу, хотя в рассмотренных областях «механизм» — это ресурсы. В этом противопоставлении необходимо установить понимание моделирования процесса «экономического механизма» и соотношение «механизма» и «ресурса».

3. Задача исследования. Необходимо установить терминологическое определение понятие «механизм» для устранения неопределенности в соотношении «механизм-ресурс».

4. Экономическая теория определяет проектную деятельность - как процессы организации. Управление проектом как совокупность процессов деятельности предприятия является значимой организационно-экономической и технической задачей. Впервые, при комплексной компьютерной поддержки производства (ICAM - Integrated Computer-Aided Manufacturing) по военным программам США, были разработаны методы взаимодействия, облегчающие согласование и обеспечивающие работу в группах над созданием модели проекта. Впоследствии эти действия получили общее выражение как «процессы». Позже, с применением выработанного подхода, была создана методология моделирования под названием IDEF0, ставшая федеральным стандартом США [13], в которой «процесс» при графическом выражении представлен блоком, преобразующий входную деятельность в выходные результаты под влиянием некоторого воздействия. Удачным названием для этого воздействия был использован технический термин «механизм».

Термин «механизм» был использован программистами. В их понимании он представляет собой первый элемент процесса, который посредством влияния на систему «управления» (второй элемента процесса) обеспечивает реализацию непосредственной функции процесса, которая заключается в преобразовании «входа» на «выход», (рис.1).

Управление

Вход

Выход

| Механизм

Рис.1. Механизм как элемент процесса. [27]

Сравнительный анализ показывает реализацию "механизма" через процесс, который отражает это понятие. Таким образом, следует определять «экономический механизм» по Л. Гурвицу - как процесс.

Представление процесса и процессного подхода с элементом "механизм", возникло в области информационных технологий. Определение "механизм" в процессном подходе является предпочтительным для экономической системы, исследований при решении задач моделирования и проектирования.

Особенностями нового определения экономического понятия «механизм» являются [27]:

1. Механизм является составной частью процесса и настроен на выполнение процессных функций.

2. Механизм не обладает собственным управлением.

3. Объединение «механизма» с «управлением» представляется сутью «процесса».

Исходя из этого, «механизм» для экономических исследований представляет собой совокупность определенного рода ресурсов, которые соединены между собой и приводят в действие экономический процесс. Отличительной чертой приведенной трактовки является тот факт, что механизм подчинен процессу. А значит понятия «механизм» и «управление» разделены между собой. Это позволяет прийти к выводу, что механизм является управляемым ресурсом процесса.

5. Разработка экономического механизма - это процесс, который может использовать для проектных задач. Он состоит из следующих составных частей:

- анализ входа процесса;

- анализ выхода процесса (необходимые ресурсы, их характеристики и параметры, цель, экономическая эффективность, определение соответствия базовому процессу);

- формализация механизма управления процес-

сом;

ния.

формирование ресурса процесса конструирова-

Графически формирование «механизма» показано на рис. 2.

Нормативно-правоавя база: Процедуры, инструкции Описание базового экономического процесса Законодательство Руководство

Разработать

экономическим механизм

Экономический механизм

Ресурсы:

Материальные Финансовые Трудовые Инфраструкные Информационные

Лицо принимающее решение

(ЛПР)

Рис.2. Процесс создания экономического механизма (составлено автором на основе [27])

Например, согласно представленного процесса на рис.2, для создания механизма принятия решения на создание авиационной системы (АС) имеем: материальные ресурсы - объекты; финансовые ресурсы - некоторый потенциал, в состав которого входит имеющийся бюджет, банковские ресурсы, инвестиционные фонды, и др.; трудовые ресурсы - персонал, который привлекается к инновационно-инвестиционной деятельности; инфраструктура - совокупность хозяйственных единиц, финансовых учреждений, научных центров и взаимосвязи между ними; информационные - совокупность данных, знаний и сведений в различных областях.

Созданный «механизм» не функционирует самостоятельно. После поступления задания, программы «механизм» начинает работать. «Механизм» обеспечит обоснование, консолидацию и способы соединения ресурсов. Терминологическое толкование понятия «механизм» устраняет неопределенность и встраивает в процесс. Рассмотренный подход к понятию «механизм»

дает возможность его конструирования способами и приемами функционального моделирования.

6. Применение процессного подхода (ПП) при создании механизма принятия решения на создание сложной технической системы (СТС) необходимо рассматривать как отдельный проект по разработке «системы управления проектом» (СУП) с соответствующими процессами на этапах жизненного цикла, при этом он частный случай организационной системы управления [2]. Одним из важных этапов создания системы является оценка реализуемости. Исследования факторов реализуемости проекта даст возможность определить направления развития в осуществимости задачи создания СТС. Применение ПП для управления деятельностью, ресурсами организации, совокупность взаимосвязанных процессов может называться процессным подходом [17].

7. Проводя анализ содержательной сущности понятия «сложная техническая система», следует обратить внимание на тот факт, что четкого нормативного определения сложной системы не обозначено. Сложная техническая система представляет собой организованную, с использованием какого-либо принципа целостность, в рамках этой целостности все элементы неразрывно связаны друг с другом, и представляются по отношению к внешней среде в качестве единого целого [11].

«Процесс принятия решений» состоит из последовательности действий: установление целей, определение проблемы создания системы; оценка взаимосвязей частных решений, увязка целей обеспечивающих подсистем с главной целью проекта (системы); определение, анализ и выбор наиболее эффективных технических, экономических направлений достижения цели.

Для определения процессного подхода к управлению проектом по созданию СТС предлагается рассматривать его через «Цикл Деминга», состоящий из четырех шагов: Планирование процесса (Plan), Выполнение процесса (Do), Измерение и анализ показателей эффективности процесса (Check), Корректировка процесса (Act). Построение требований по ИСО позволяет применить его как стандарт при управлении организацией для создания СТС. В организации управлении проектом отметим ряд моментов [17]: -система управления складывается из уровней (ЛПР и владельца процесса) и основано на обратных связях; -этапы выполняются по установленным правилам; - при оценке показателей используют ряд информационных факторов. Решения по созданию СТС принимаются на всех стадиях жизненного цикла проекта. Обобщенное раскрытие определения в различных источниках показывает, что под ЖЦ СТС понимается структура процесса её создания, производства, эксплуатации, существующего от идеи создания до снятия с эксплуатации (утилизации).

Целями стадий жизненного цикла проекта являются:

1. Замысел: определение требований Заказчиков и Регуляторов, исследование концепции, выработка предложений исполнения задач создания;

2. Разработка: формирование организации управления проектом (ОУП), организация создания проекта решения, проектирование системы, проведение испытаний и выявление соответствия требованиям Регуляторов и Заказчиков;

3. Производство: производство составляющих и в целом системы, их контроль и испытания по направлениям отраслевого выпуска;

X X

о

го А с.

X

го m

о

м о м м

см см о см

о ш т

X

<

т О X X

4. Применение: внедрение, освоение Эксплуатан-том;

5. Поддержка: снабжение для выполнения эксплуатации и модернизации;

6. Снятия с эксплуатации: хранение, консервация, утилизация.

Принимаемые решения на предыдущих этапах (стадиях, фазах) будут входными параметрами (данными) для продолжения работ по следующим этапам (стадиям, фазам), или переходом к предыдущим работам, задержкой в исполнении, возможной остановкой проекта. Различные версии, варианты решений связаны со сложностью проекта, меняющейся конъектурой, не учтенными факторами, низкой детализации проработки планов и другими факторами объединяемыми социальными, политическими, экономическими и др.

Процедура принятия решений при разработке СТС. ЖЦ - создание, развитие и наращивание системы, продукции, услуги, проекта или другого изобретения от замысла до утилизации. ГОСТ Р 57193-2016 рассматривает ЖЦ как совокупность процессов деятельности предприятия по созданию СТС [29]. Процесс - совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов действий, преобразующих входы для получения намеченного результата. [ИСО 9000:2015]. Другое определение: «Процесс представляет собой интегрированную совокупность различных видов деятельности, которые трансформируют входы (к примеру различные требования и данные) в желаемые и ожидаемые выходные результаты (это может быть какая-то информация). Деятельность (действия) — это некоторая совокупность связанных задач. Задача — это рекомендация, требование или какое-то допустимое действие, которое способствует достижению ожидаемых результатов» [11].

Процессы представляют собой последовательные действия, выполняемые в жизненном цикле системы. Процессы в группах описаны в его целях и результатах при выполнении действий и решения задач. Выделяют четыре группы процессов ЖЦ, которые показаны на рис. 3. Показанные процессы на рис.3 не являются законченным списком. Дополнительные процессы могут потребоваться в виду не исследованных сторон, аспектов и факторов, влияющих на создание СТС, которые ЛПР (организация) создает дополнительно. Поясним содержание процессов жизненного цикла системы [29]:

1. Процессы соглашения: Разработчики и Эксплуа-танты систем являются Организациями. Работы ведутся на основе Соглашений.

2. Процессы организационного обеспечения проекта (ПООП) используются для обеспечение потребных ресурсов проекта. ПООП представляют стратегический уровень управления ресурсами, активами, управлением рисками в неопределенных ситуациях. ПООП определяют среду осуществления проекта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Процессы технического управления (ПТУ) по управлению ресурсами и активами. Они определяют действия, направленные на планирование по стоимости, срокам, результатам, проверки этих действий. Процессы направлены на выполнения планов, критериев работ, используются для осуществления технических составляющих планов проекта, управления информацией, оценки технического сопровождения планов, управления техническими задачами; - содействий в принятии решений. Техническое управление - рассматривается как применение технических и административ-

ных ресурсов для планирования, организации и управлении техническими функциями.

Процессы жизненного цикла системы

Процессы Соглашения

Процесс приобретения

Процессы организационного обеспечния проекта

Процесс управления моделью ж:

Процесс управления инфраструктур®

Процесс управления портфелем

Процесс управления ресурсами

Процесс управления

Процесс управления

Процессы технического управления

Процесс планирования проекта

Процесс оценки и контроля проекта

Процесс управления решениями

Процесс управления рисками

Процесс управления конфигурацией

Процесс управления информацией

Процесс измерений

Технические процессы

Процесс бизнеса или

Процесс определения потребностей и требований заинтересованной стороны

Пооцесс определения к требований

Процесс определения архитекгуры

Процесс определения проекта

Процесс реализации

Процесс комплексирования

Процесс верификации

Процесс функционирован

Процесс сопровождения

Процесс

Рис. 3 Процессы жизненного цикла проекта [29]

4. Технические процессы (ТП) применяются на действиях технического характера по этапам ЖЦ. Они обеспечивают преобразование требований сторон к продукту, услуге и при применении (использовании) этого продукта, услуги, способствуют достижению удовлетворенности заказчика. ТП применяются в заказах по созданию и использованию системы. Процессы предназначены для применения на любом уровне в иерархии структуры системы.

Таким образом, процессы проекта служат - планированию, выполнению планов, оценке результатов, продвижению проекта, контролированию хода выполнения проекта. Созданные Разработчиком необходимые, отдельные, - дополнительные процессы выполняются на любом этапе (стадии, фазе) ЖЦ, уровнях иерархии разработки. На уровень точности и формализации, с кото-

рои осуществляются процессы, влияют сложность проекта и риски его осуществления. Основными процессами являются: планирование, изучение операции, оценка и контроль.

ВажноИ задачей начала работ над проектом является оценка его реализуемости, рассматриваемая как процессы рассмотрения планов, целей, необходимых ресурсов, рисков создания. При отклонениях в результатах оценки выполняются управляющие воздействия.

В системном анализе установлено, что выбор - принятие решений, состоящей в отборе из существующих альтернатив наиболее предпочтительного направления проектных действий на достижение заданных результатов. В процессах принятия решений на этапах (стадиях, фазах) формируется стратегии принятия решений, представляющие собой: -нахождение направлений действий; - выбор действий; - принятие решений, - обоснование решений и допущения и ограничения.

Процессы принятия решений реализуются на всех этапах (стадиях, фазах) ЖЦ и которые возможно разделить на уровни иерархии концептуальный, операциональный, детальный. При анализе осуществимости СТС особенностями каждого уровня принятия решений являются: [11] (табл.1)

Таблица 1

Уровни принятия решений

Уровни принятия решении Объект исследования Цель исследования Модель Показатели, критерии эффективности

Концептуальный И" Система Оценка концепции, подцелей, задач, подсистем, условии функционирования. Формирование построения системы Аналитическая Показатели достижения цели, критерии пригодности, адаптивности

Подсистема Оценка способов реализации задач подсистемами. Оценка построения подсистем, определение требования к составляющим системы. Имитационная Показатели выполнения задачи критерии пригодности, оптимальности

Ч-......."Г

'—| Детальный | Элемент Оценка элементов, составляющих Статистическая Оценка элементов, составляющих.

Концептуальный уровень - анализ и отбор оптимальных вариантов построения системы, с использованием аналитических моделей.

На операциональном уровне создают имитационную модель для оценки эффективности выполнения задач подсистемами СТС. Целью уровня является поиск облика подсистем, способов и средств достижения цели, выработка требований к элементам подсистем.

На детальном уровне обычно осуществляется оценка качества. Она проводится с использованием натуральных или физических моделей элементов системы и подсистем. В ходе эксперимента применяются фактические материалы, методологическую основу испытания составляют методы планирования эксперимента, математического моделирования и статистического наблюдения.

Представление общей задачи принятия решений на уровнях представленных уровнях помогает оценить реализуемость концепции, системно осуществлять процесс принятия решений по цели системы, подсистем и средств, выполнять оценку решений на других уровнях с использованием методов исследования операций.

Научно-технические источники показывают различные подходы по созданию СТС [9]. На практике основными особенностями системы проектно-конструктор-ских, исследовательских и опытных работ являются:

- цель для проекта; - построение оценки по иерархическим уровням;

-иерархические уровни методов, моделей для исследования проблем и проектирования СТС; - иерархические уровни критериев эффективности, используемых в принятия технических, управленческих или организационно-экономических решениях; - иерархические уровни достигнутых результатов [9].

Для проведения сравнения вариантов устанавливается цель, задачи и критерии, по которым ЛПР, руководствуясь требованиями Регуляторов, Заказчиков исходя из сложности системы, ресурсов, времени исполнения выбирает подходы к постановке и решению задачи создания СТС. В практике проектирования СТС имеются различные подходы к постановке задачи выбора решений. [4, 19]. Для эффективной реализации целей создания СТС одним из прогрессивных направлений является синтез систем, реализованных минимальным числом подсистем. Такие системы позволяют повысить их производительность и качество в определенных условиях эксплуатации и оказываются более предпочтительными, чем многофункциональные системы, у которых за каждую функцию отвечает самостоятельная подсистема. Примером такой системы может стать транспортная беспилотная авиационная система (ТБАС), особенностью которой является распределение ряда функций системы на ранее созданные (системы, подсистемы) и эксплуатируемые системой ПТС (пилотируемая транспортная система). В этом случае представляем создаваемую систему как усовершенствованную. Одной из задач создания ТБАС состоит в том числе и интеграция в рабочую инфраструктуру ПТС, работоспособность которой обеспечивается функционированием систем: УВД (управление воздушным движением), логистики, погру-зочно-разгрузочным комплексом и ряд др. Предлагаемый метод представляет собой выполнение поиска лучшего (оптимального) варианта в нескольких этапов:

1. Формулировка задачи, подлежащей решению;

2. Составление списка морфологических признаков важных характеристик системы, параметров, влияющих на решение задач по достижению цели;

3. Выбор нескольких вариантов в соответствии с выбранным морфологическим признаком и построение матрицы. Каждая из ^характеристик обладает некоторым Кьчислом различных вариантов, свойств, форм. Полное число решений определяется как произведение №. В каждой точке ^мерного пространства находится одно возможное решение.

4. Оценка ценности каждого из выбранных вариантов. На этом этапе рассматриваются ^вариантов решений, которые отбираются из морфологической матрицы.

5. Выбор наиболее рационального решения, используя наилучшее значение полученных показателя системы.

Задачи синтеза СТС решается на морфологических таблицах [4]. Например, проектируемая система выполняет функции: F1, F2, Fз. Реализация которых возможна на базе элементов в различных сочетаниях (табл.2.).

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м м

Таблица 2

см см о см

о ш т

X

<

т О X X

Функция Реализация функций

Тремя элементами Двумя элементами Одним элементом

F1 а?а?а3 А1,2А1,2А1,2 АьА2.3 А3,3А2,3 А1,2,3 А1,2,3

F2 а2а2

Fз Аз, а3, А3

Каждому варианту сочетания подбираем различные варианты (табл.3), (верхние индексы - порядковый номер варианта, а нижние — номера функций, реализуемые вариантами).

Таблица 3

Сочетаний функций Реализация функций

F1 а1 А21 А?

F1,Fз А?,з А2,з

Fз А3 А23 А3

F1.F2 а1,2 А3,2 А?,2

F1,Fз А1,з А21,3

F2,Fз а?,з А|з

F1, F2,Fз А-|,2,3 А2,2,з

F1 А? А? А?

F2 а2 а2

Fз А3 А3 А3

б)

F1.F2 А? ,2 А2,2 А3,2

Fз А3 А3 А3

в)

F1,Fз А?,з А2,з

F2 а2 а2

F1 А? А? А?

F2,Fз А?,з А|з

д)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

F1.F2.F3

а2,2,3

эффективность/издержки или эффективного распределения ресурсов и т.п.

Далее, созданные варианты решений кластеризуются (разделяются) по числу используемых элементов (рис.5), что исключает (не позволяет) получение вариантов с дублирующими функциями. После кластеризации выбранных вариантов осуществляется многокритериальный выбор наиболее эффективных решений. Варианты структур синтезируемых систем могут отличаться из-за наличия основных и дополнительных функций, поэтому при решении задачи синтеза указываются обязательные и дополнительные функции.

Применение морфологического анализа не дает универсального подхода к оценке эффективности того или иного варианта решения. В практике применяют ряд модификации морфологического метода: «матриц открытия», «десятичных матриц поиска», «семикратного поиска».

Используя матрицу (табл. 3) разрабатывается несколько вариантов структур морфологических таблиц. В этих таблицах число и состав функций соответствуют составу и числу функций исходной системы. Необходимое множество морфологических таблиц (показано) в вариантах а)...д), ( рис.4) [3]

а)

Рис. 4. Множество морфологических таблиц. [3]

Создание СТС на базе различных элементов проводится на морфологических таблицах. По первому способу: выбирается предпочтительная морфологическая таблица, затем осуществляется создание и выбор оптимальных вариантов. Вторым способом формируются варианты на всех таблицах уменьшением количества вариантов с учетом критериев качества. Поиск лучших вариантов возможен методами, как например: по критерию отношения показателей

А\к\к\

а}а|а| а}а|а|

А1А2А3 А1А2А3 А1А2А3 А1А2А3

а?а|а| А\к\к\ А!А?Аз А1А2А3 А1А2А3 А1А2А3 А1А2А3

а?а|а| а»а|а1

Рис. 5. Кластеризация синтезированных вариантов по числу элементов [4].

Метод «матриц открытия» основан на возможных ассоциациях, постановках новых проблем. Применение метода основано на построении таблицы, в которых рассматриваются ряд характеристик: - показывающая варианты построения системы, другая - условия потребления, производства, эксплуатации и т.д. Недостаток метода - нет законченных решений.

Метод «десятичных матриц поиска», основан на анализе результатов применения десяти эвристических приемов к десяти показателям системы, для построения десятичной матрицы поиска. Строки матрицы представляются основными варьируемыми показателями, характеристик системы; в столбцах- записываются эвристические приемы. Однако, полученные ячейки не содержат готовых решений, но помогают решениям, ускоряют поиск решения.

Метод «семикратного поиска» основан на психологических ограничения мозга личности по восприятию, обработке и эффективности переработки объема информации в диапазоне 7±2 вариантов. Применение метода происходит делением всех стадий процесса решений на 7 частей.

Выбор методов для решения задачи создания зависит от количества и качества доступной информации, которая необходима для создания концепции научно-обоснованного выбора. Информация содержит четыре категории: о возможных вариантах решений, множестве

А

1,2,3

решаемых задач, критериях выбора и предпочтениях.

Таким образом, механизм принятия решения - это комплексная процессная деятельность, осуществляемая различными методами, техническими средствами, направленная на оценку реализуемости проекта, поиск решения внедрения путем принятия и реализации воздействия на объект управления.

Применение рассмотренного подхода позволит сформировать структуру с управленческими механизмами.

Выводы:

1. Процессный подход целесообразно использовать при проектировании механизма принятия решения о создании технической системы и её внедрения.

2. Преимущество процессного подхода обеспечивает непрерывность проведения исследовательских работ на основе согласования и взаимодействия отдельных работ, получение синергетического результата, выполнение требований к проведению исследований, улучшение процессов, основанных на результатах исследования.

3. Механизм принятия решений является процессом сложной организованной деятельности при создании СТС на всех этапах жизненного цикла и представляет собой состав и последовательность процедур, приводящих к решению проблемы в комплексе с методами разработки и анализа альтернатив.

4. Для обоснованного решение задачи по созданию СТС нужно определить цель, задачи и критерии, по которым будет проводиться оценка альтернативных вариантов.

5. Принятие решения происходит при проведении ряда последовательных этапов: - формирования альтернативных идей; - выработки решений; - получение оценок о решениях; - принятия решений на создание; -реализации решений.

Литература

1. Абалкин Л.И. Избранные труды. В 4-х тт. Т. II. На пути к реформе. Хозяйственный механизм развитого социалистического общества. Новый тип экономического мышления. Перестройка: пути и проблемы. М.: Экономика. 2000.

2. Абрамов И.В., Алгазинов, Матвеев М.Г. Процессный подход к построению системы проектного управления// Прикладная информатика.2014 №1(49), С. 15-22.

3. Аверина И.С. Эволюция и классификация феномена «хозяйственный механизм». Экономическая теория. Экономическая история. Вести Волгогр. гос. ун-та. Сер. 3, Экон. Экол. 2012. № 2 (21). С 12-16.

4. Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н. Анализ, синтез, планирование решений в экономике. - М. «Финансы и статистика-2000»..-203 с.

5. Бондаренко Д.Ф., Механизм принятия управленческих решений // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2012. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2012/03/515 (дата обращения: 05.04.2022).

6. Горбунов Ю.В., О понятии «механизм» в экономических науках. - Экономика. Профессия. Бизнес. 2018. №2 ,- С. 18-21.

7. Кириллов В.И. Квалиметрия и системный анализ. - Минск: Новое знание: М.: ИНФРА-М, 2012. - 440 с.

8. Кривко С.Р., Экономический механизм государ-

ственного регулирования развития сферы услуг в регионах РФ ,- Общество: политика, экономика, право,- 2012, № 3 с.71-76.

9. Лебедев А.А., Аджимамудов, Г.Г. Баранов В.Н. и др. Под ред. А.А. Лебедева Основы синтеза систем летательных аппаратов - - М.: Изд-во МАИ, 1996. - 224 с.

10. Обеспечения экономической безопасности// Экономическая теория - электронный учебник (http://el.tfi.uz/ru/et/gl27.html).

11. Надежность и эффективность в технике: Справочник. Т.З. Эффективность технических систем / Под общ. ред. В.Ф. Уткина, Ю.В. Крючкова. - М,: Машиностроение, 1988. - 328 с.

12. Опенышев С. Экономический механизм районного АПК в условиях перехода к рынку. Дис. ...канд. экон. наук. М., 1998.

13. Понятия IDEF0 (http://www.management.com.ua/qm/qm014.html

14. Полянский А., Соловьев М. Систематизация механизмов государственного регулирования на рынках недвижимости/ Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. №4(9), 2001.

15. Райзберг Б., Лозовский Л., Стародубцева Е. Хозяйственный механизм (http://www.smartcat.ru/Referat/atyelramnz.shtml).

16. Райзберг Б., Лозовский Л., Стародубцева Е. Механизм экономический (http://www.smartcat.ru/Referat/xtiegramkc.shtml).

17. Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес процес-сов/М.:Манн и Фебер, 2013.-544 с.

18. Столяров В., Васечко Л. Экономический механизм социального страхования (http://efaculty.kiev.ua/analytics/str/3/).

19. Тюккель И.Л., Сурина А.В., Культин Н.Б. Управление инновационными проектами/ Под ред. И.Л.Тюккеля,-СПб: БХВ-Петербург, 2011.-416с.

20. Хозяйственный механизм (http://stroy-spravka.ru/khozyaistvennyi-mekhanizm).

21. Теория экономических механизмов (Нобелевская премия по экономике 2007 г. часть №1) (http://institutiones.com/theories/259-2007-1.html/).

22. Финансовый механизм/ Энциклопедический словарь экономики и права (http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_economic_law/17156/).

23. Финансовые рычаги/ Экономическая система (http://www.wwwural.ru/finansovie_richagi.html).

24. Хозяйственный механизм (http://stroy-spravka.ru/khozyaistvennyi-mekhanizm).

25. Хозяйственный механизм/ Экономический словарь

(http://abc.informbureau.com/html/oicssenoaaiiue_iaoaieci. html).

26. Хозяйственный механизм рыночной экономики (http://geum.ru/book/docum157.htm).

27. Чаленко А.Ю., О понятийной неопределенности термина «механизм» в экономических исследованиях. -Экономика промышленности, Институт экономики промышленности НАН Украины : 2010.- 3 (51).-С. 26-33.

28. Юрков, Н.К. Модели и алгоритмы управления интегрированными производственными комплексами (Мо-нография)//Н.К.Юрков/ Пенза, ИИЦ Пенз. гос. ун-та, 2003, - 198 с.

29. ГОСТ Р 57193-2016, ИСО/МЭК 15288 - 2015. Национальный российский стандарт. Системная инженерия. Процессы жизненного цикла систем ISO/IEC

X X

о го А с.

X

го m

о

м о м м

15288:2015 (System engineering - System life cycle processes (IDT). - М. Федеральное агентство по тех. регулированию и метрологии, 2015.

Process Approach to Form the Decision-Making Mechanism on the Creation of the Aviation System

Salakhutdinov I.T.

Moscow Aviation Institute (National Research University)

The article deals with the process approach to forming decision making mechanism of aviation system creation. In the course of the research the terminological uncertainty of the term "mechanism" in economic theory is outlined. Besides the analysis of conceptual system in comparison with other branches is executed. On the basis of the received results the concept of "mechanism" as applied to activity process is formulated. The application of "mechanism" as a process of making a decision on the creation of a complex technical system is shown. Also the article highlights features and basic concepts of the decision making procedure, describes an approach to the statement of the problem of assessing the technical level of complex technical systems and the choice of options for their creation. The definition of the concept of "complex technical system", the stages of its life cycle in the decision making process, typical processes at the stages of the life cycle, the purpose, the decision at the stages are considered. The article gives an example of a decision making procedure when developing complex technical systems using multivari-ant synthesis of systems on morphological tables. According to the results of the analysis the advantage of the process approach is to ensure the continuity of research work on the basis of coordination and interaction of individual parts and stages, which ultimately allows you to obtain synergistic effect.

Keywords: uncertainty, mechanism, economic mechan-ism, process, complex technical system.

References

1. Abalkin L.I. Selected Works. In 4 vols. Volume II. On the way to reform. The economic mechanism of the developed socialist society. New type of economic thinking. Perestroika: Ways and Problems. Moscow: Ekonomika. 2000.

2. Abramov I.V., Algazinov, Matveev M.G. Process approach to building a project management system// Applied informatics.2014 №1(49), P. 1522.

3. Averina I .S. Evolution and classification of the phenomenon of "economic mechanism". Economic theory. Economic history. Vesti Volgograd. Ser. 3, Econ. Ecol. 2012. № 2 (21). С 12-16.

4. Andreichikov A.V., Andreichikova O.N. Analysis, synthesis, decision planning in economics. - M. "Finance and Statistics-2000"...-203 p.

5. Bondarenko D.F., Mechanism of managerial decision-making // Economics and management of innovative technologies. 2012. No. 3 [Electronic resource]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2012/03/515 (accession date: 05.04.2022).

6. Gorbunov Y.V. On the Concept of "Mechanism" in Economic Sciences. -Eco-nomics. Profession. Business. 2018. №2. С. 18-21.

7. Kirillov V.I. Qualimetry and system analysis. - Minsk: Novoe znanie: M.: INFRA-M, 2012. - 440 с.

8. Krivko S.R. Economic Mechanism of State Regulation of Development Services in the Regions of the Russian Federation, - Society: Politics, Economics, Law,- 2012, No. 3 p.71-76.

9. Lebedev A.A., Adzhimamudov, G.G. Baranov V.N. et al. Edited by A.A. Lebedev, Fundamentals of synthesis of aircraft systems, Moscow: MAI Publishing House, 1996. - 224 c.

10. Ensuring Economic Security// Economic Theory - electronic textbook (http://el.tfi.uz/ru/et/gl27.html).

11. Reliability and efficiency in engineering: Handbook. Vol.Z. Efficiency of technical systems / Under general ed. - Moscow: Mashinostroenie, 1988. - 328 c.

12. Openishev S. Economic Mechanism of Rayon Agroindustrial Complex in Conditions of Transition to Market. Dissertation ...kand. ekonom. sci. M., 1998.

13. Concepts of IDEF0 (http://www.management.com.ua/qm/qm014.html).

14. Polyanski A., Soloviev M. Systematization of mechanisms of state regulation on real estate markets / Real Estate and Investments. Legal Regulation. №4(9), 2001.

15. Reisberg B., Lozovsky L., Starodubtseva E. Economic Mechanism (http://www.smartcat.ru/Referat/atyelramnz.shtml).

16. Raizberg B., Lozovsky L., Starodubtseva E. Economic Mechanism (http://www.smartcat.ru/Referat/xtiegramkc.shtml).

17. Repin V.V., Eliferov V.G. Process Approach to Management. Modeling Business Processes/M. Mann & Feber, 2013.-544 p.

18. Stolyarov V., Vasechko L. Economic mechanism of social insurance (http://efaculty.kiev.ua/analytics/str/3Z).

19. Tyukkel I.L., Surina A.V., Kultin N.B. Management of innovation projects / Ed. by I.L. Tyukkel,- SPb: BHV-Peterburg, 2011, -416p.

20. Economic Mechanism (http://stroy-spravka.ru/khozyaistvennyi-mekhan-izm).

21. Theory of Economic Mechanisms (Nobel Prize in Economics 2007, Part 1) (http://institutiones.com/theories/259-2007-1 .html/).

22. Financial Mechanism/Encyclopedic Dictionary of Economics and Law (http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_economic_law/17156/).

23. Financial Leverage/ Economic System (http://www.wwwural.ru/finanso-vie_richagi.html).

24. Economic Mechanism (http://stroy-spravka.ru/khozyaistvennyi-mekhan-izm).

25. Economic Mechanism/Economic Dictionary (http://abc.informbu-reau.com/html/oicssenoaaiiue_iaoaieci.html).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Economic Mechanism of the Market Economy (http://geum.ru/book/docum157.htm).

27. Chalenko A.Y., On the conceptual uncertainty of the term "mechanism" in economic research. - Economy of Industry, Institute of Industrial Economics of NAS of Ukraine: 2010.- 3 (51).-P. 26-33.

28. Yurkov N.K. Models and Management Algorithms of Integrated Production Complexes (Monograph) / N.K. Yurkov / Penza, Penza State University, 2003 - 198 p.

29. GOST P 57193-2016, ISO/MEC 15288 - 2015. National Russian standard. Systems engineering. ISO/IEC 15288:2015 (System engineering -System life cycle processes (IDT). - M. Federal Agency for Technical Regulation and Metrology, 2015.

CS CS

о

CS

о ш m

X

<

m О X X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.