УДК 332.01 Кривко Сергей Ростиславович
кандидат технических наук, доцент, директор филиала Российского государственного университета туризма и сервиса в г. Смоленске [email protected]
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ В РЕГИОНАХ РФ
Krivko Sergey Rostislavovich
PhD in Technical Sciences, Assistant Professor, Director of the Smolensk branch of the Russian State University of Tourism and Service [email protected]
STATE REGULATION’S ECONOMIC MECHANISM FOR SERVICE SECTOR DEVELOPMENT IN THE REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION
Аннотация:
В статье раскрыта сущность экономического механизма государственного регулирования сферы услуг как интеграции целей, задач, принципов, субъектов, объектов, форм, методов, инструментов, синергетический эффект которой выражается в достижении показателей качественного развития сферы услуг, определяемых субъектами управления. Установлены закономерности формирования и развития механизма государственного регулирования сферы услуг в регионах.
Ключевые слова:
экономический механизм, государственное регулирование, интеграция, синергетический эффект, качественное развитие сферы услуг, субъекты управления, закономерности формирования и развития сферы услуг в регионах, механизм государственного регулирования.
The summary:
The article covers economic mechanism of state regulation of the service sector, which integrates objectives, tasks, principles, subjects, objects, forms, methods, instruments. The synergetic effect results in achievement of the indicators of the service sector’s effective development, which are defined by the management subjects. The author determines laws of the formation and development of the state regulation mechanism in the regional service sector.
Keywords:
economic mechanism, state regulation, integration, synergetic effect, high-quality development of the service sector, subjects of management, laws of formation and development of the service sector in regions, mechanism of state regulation.
В экономику понятие механизма пришло из техники, когда возникла потребность в описании социальных и производственных процессов в их взаимодействии. В данной аналогии важной является возможность получения движения, выигрыша в усилии, перемещении, использовании ресурсов для получения положительного эффекта. Прототипы простейших механизмов, заимствованных из механики (рычаг, наклонная плоскость, шарнир и др.), в экономике образовали группу так называемых инструментов, которые входят в состав механизма.
В отечественной экономике термин «механизм» был введен в оборот во второй половине 60-х годов ХХ века и, несмотря на свою относительную новизну, сразу получил широкое распространение [1]. Л.И. Абалкин определял структуру экономического механизма следующим образом: 1) формы организации общественного производства (разделение труда, специализация производства, его размещения и другие, с помощью усовершенствования которых общество влияет на развитие производительных сил и обеспечивает повышение эффективности их использования); 2) формы хозяйственных связей, благодаря которым осуществляется своеобразный «обмен веществ» в экономике, в том числе - оборот средств производства, финансово-кредитные отношения и др.; 3) структура, форма и методы планирования и хозяйственного руководства, в составе которых одновременно с экономическими могут быть выделены также правовые и социальнопсихологические формы и методы; 4) совокупность экономических рычагов и стимулов
влияния на производство и участников хозяйственной деятельности, с помощью которых обеспечивается согласование и стимулирование хозяйственной деятельности [2].
Сегодня в экономических исследованиях широко используются такие понятия, как «финансовый механизм», «механизм управления», «хозяйственный механизм», «механизм социально-экономического развития» и др. [3; 4]. Причем в одних случаях под механизмом понимают совокупность состояний системы (например, «финансовый механизм», «механизм социально-экономического развития»), в других - главный двигатель развития (главный элемент структуры системы, особенности его взаимодействия с другими элементами и тому подобное), в третьих - систему взаимосвязанных, взаимообусловленных форм и методов управления производством и его структурными составными частями (хозяйственный механизм), в четвертых - способ функционирования экономической системы (независимо от ее размера), в основе которого лежит определенная совокупность производственных отношений [5], в пятых - совокупность процессов, организационных структур, конкретных форм и методов управления, а также правовых норм, с помощью которых реализуются действующие в конкретных условиях экономические законы, процесс воспроизводства [6], в шестых - совокупность методов и средств воздействия на экономические процессы, их регулирование [7], в седьмых - совокупность финансовых инструментов, рычагов и способов регулирования экономических процессов [8]. В последнем контексте интересно применение заимствованного из механики понятия «рычага», которое в экономике практически не раскрыто. Следуя механической логике, необходимо было бы сформулировать экономический аналог составляющих рычага: «механической силы», «плеча», «крутящего момента». Однако этого нет. В результате, например, к финансовым рычагам многие авторы относят факторы, совершенно не связанные логически: «прибыль, доходы, амортизационные отчисления, экономические фонды целевого назначения, финансовые санкции, арендную плату, процентные ставки по кредитам, депозитам, облигациям» [9].
В специальной литературе последнего времени экономический механизм рассматривается как рыночный, сочетающий саморегулирование деятельности хозяйствующих субъектов с регулирующими функциями государства [10]. Некоторые авторы говорят об экономическом механизме в том случае, когда некое исходное экономическое явление влечет за собой ряд других, причем для их возникновения не требуется дополнительного импульса. Они следуют одно за другим в определенной последовательности и ведут к неким очевидным результатам [11]. В результате механизму приписывают признак «са-модвижимости». Известно мнение ведущих ученых, которые определяют экономический механизм не простым набором экономических рычагов и инструментов, а как их систему, то есть взаимосвязанное и взаимообусловленное сочетание конкретных экономических регуляторов [12].
Нобелевская премия по экономике за 2007 г. вручена Лео (Леониду) Гурвицу (Leo Hurwicz), Роджеру Майерсону (Roger Myerson) и Эрику Маскину (Eric Maskin) за «основополагающий вклад в теорию экономических механизмов». Согласно их представлениям, самое общее определение, которое можно применить к любому взаимодействию между экономическими субъектами, рассматривает такое взаимодействие как стратегическую игру и называет механизмом саму форму игры. Игра - это описание того, как могут действовать игроки (экономические субъекты) и к чему приведет любой набор действий [13].
Более строгая формулировка, предложенная Л. Гурвицем, определяет механизм как взаимодействие между субъектами и центром, состоящее из трех стадий: каждый субъект в частном порядке посылает центру сообщение mi, центр, получив все сообщения, вычисляет предполагаемый результат Y = f (mi, ..., m ); центр объявляет результат Y и по необхо-
димости претворяет его в жизнь [14]. Данное понятие является наиболее широкой формой абстракции, однако, не может точно отражать реальную экономическую ситуацию. Остается невыясненным понятие центра: кто он, «механик», - хозяин механизма или тоже механизм, но более высокого уровня. Также не определены ресурсы механизма и принципы их соединения. Составной частью механизма, как правило, являются инструменты - ресурсы, не расходуемые в экономическом процессе, но поддерживающие его, которые также должны найти свое отражение в его структуре. Следует разграничить эти смысловые понятия с тем, чтобы объективно определить сущность понятия «механизм».
Обобщая все вышеизложенное, можно отметить, что все перечисленные выше определения экономического механизма в понятийном определении близки к процессу, в то время как в естественных науках механизм носит исключительно ресурсное определение.
По нашему мнению, сущность экономического механизма государственного регулирования сферы услуг состоит в интеграции целей, задач, принципов, субъектов, объектов, форм, методов, инструментов, синергетический эффект которой выражается в достижении показателей качественного развития сферы услуг, определяемых субъектами управления (см. табл.):
Таблица
Комплекс элементов экономического механизма государственного регулирования сферы услуг
Субъекты Органы государственной власти и местного самоуправления; стейкхолдеры; население
Цель Создание условий, позволяющих каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономики
Задачи - Разработка долгосрочной программы системно-структурного преобразования территорий с учетом приоритетов пространственного развития и ресурсных ограничений; - формирование в регионах благоприятного инновационного и инвестиционного климата; - урегулирование финансовых взаимоотношений между федеральными, региональными, муниципальными органами власти по поводу аккумулирования, перераспределения и использования финансовых ресурсов в сфере услуг; - создание многоуровневой бюджетной системы
Объекты - Ресурсы; - социальная инфраструктура; - занятость; - денежное обращение; - социальное обеспечение; - система подготовки и переподготовки; - окружающая среда; - человеческий потенциал; - человеческий капитал; - рынок услуг
Принципы - Стратегирования; - партисипативности; - фискального федерализма
Формы Дополнительной финансовой поддержки; система ФЦП и прочих инструментов целевого финансирования из средств федерального бюджета; бюджетных инвестиций и инвестиционных проектов; содействия развитию социальной сферы региона; размещения государственных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд
Методы Административно-правовые, финансово-экономические, программно-целевые, информационно-коммуникативные
Продолжение таблицы
Инструменты - Выделение региональной составляющей при разработке общероссийских прогнозов и программ; - согласование бюджетной, денежной, структурной, региональной и социальной политики; - разграничение предметов ведения и компетенций между Федерацией и ее субъектами, позволяющим последним в конкретно-исторических условиях эффективно решать задачи по обеспечению комплексного развития и повышению конкурентоспособности экономики регионов, а также законодательно установленного минимально допустимого уровня жизни граждан; - разработка системы стандартизации качества услуг; - программно-целевое управление общественными финансами; - создание эффективной системы налогообложения недвижимости как одного из важнейших источников доходов региональных и местных бюджетов; - частно-государственное партнерство; - избирательное воздействие государства на создание в регионах условий усиления самостоятельности территорий по обеспечению качества социальной среды; роста конкурентоспособности человеческого капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики; - повышение сбалансированности обязательств региональных и муниципальных властей и их финансовых возможностей; - формирование рынков услуг; - реформирование бюджетно-страховой модели социальной политики.
Стратегии - улучшение условий жизни российских граждан и качества социальной среды; - развитие способностей каждого человека, ускоренное развитие человеческого потенциала; - повышение конкурентоспособности человеческого капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики; - развитие конкурентных рынков услуг; - повышение эффективности политико-правовых институтов, оказывающих социальные услуги населению.
Условия Комплексное (нормативно-правовое, финансово-экономическое, информационно-аналитическое) обеспечение
Результат Сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социальноэкономическом состоянии регионов и качестве жизни населения, создание равных возможностей граждан и содействие развитию человеческого потенциала
Качественное отличие предлагаемого механизма состоит в ориентированности на региональные рынки услуг, с целью снижения территориальной социально-экономической дифференциации до уровня, обусловленного объективными различиями регионов.
Установлены следующие закономерности формирования и развития механизма государственного регулирования сферы услуг в регионах:
- формирование механизма государственного регулирования сферы услуг в регионах оптимизируется при условии направленности государственной региональной политики на сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социальноэкономическом состоянии регионов и качестве жизни;
- эффективность государственного регулирования сферы услуг в регионах повышается при условии учета приоритетов пространственного развития и ресурсных ограничений;
- интеграция целей, задач, принципов, субъектов, объектов, форм, методов, инструментов государственного регулирования сферы услуг в регионах усиливается при условии определения полномочий и ответственности всех субъектов государственного регулирования исходя из разграничения предметов ведения и компетенций;
- синергетический эффект государственного регулирования сферы услуг в регионах возрастает при условии создания эффективной системы налогообложения и консолидации ресурсов муниципальных, региональных и федеральных органов власти;
- социальная ориентированность механизма государственного регулирования сферы услуг повышается при условии его прозрачности и создания системы оценки качества;
- качественно новый уровень развития сферы услуг в регионах достигается при условии приоритетности выполнения целей и второстепенности самого механизма государственного регулирования;
- качество услуг и условия жизни граждан поднимаются при условии согласования бюджетной, региональной и социальной политики с целью создания необходимой инфраструктуры;
- межрегиональная дифференциация в уровне и качестве жизни населения сокращается при условии формирования экономических рычагов стимулирования государственно-частного партнерства;
- развитие человеческого потенциала оптимизируется при условии обеспечения законодательно установленного минимально допустимого уровня жизни;
- конкурентоспособность человеческого капитала повышается при условии поддержки обеспечивающих его социальных секторов экономики;
- развитие конкурентных рынков услуг усиливается при условии их комплексного (административно-правового, финансово-экономического, программно-целевого, информационно-коммуникативного) обеспечения и разработки системы стандартизации качества услуг;
- эффективность политико-правовых институтов, оказывающих социальные услуги населению, усиливается при условии повышения роли гражданского общества.
Ссылки:
1. Хозяйственный механизм. [Электронный ресурс]. URL: http://stroy-spravka.ru/khozyaistvennyi-mekhanizm (дата обращения: 08.08.2012).
2. Абалкин Л.И. Избранные труды. В 4 т. Т. ІІ. На пути к реформе. Хозяйственный механизм развитого социалистического общества. Новый тип экономического мышления. Перестройка: пути и проблемы. М., 2000.
3. Финансовый механизм // Энциклопедический словарь экономики и права. [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_economic_law/17156/ (дата обращения: 08.08.2012).
4. Хозяйственный механизм // Экономический словарь. [Электронный ресурс]. URL: http://abc.informbureau.com/html/oicssenoaaiiue_iaoaieci.html (дата обращения: 08.08.2012).
5. Деревянко О. Организационно-экономический механизм планирования бизнес-процессов предпринимательских структур : дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2004.
6. Райзберг Б., Лозовский Л., Стародубцева Е. Хозяйственный механизм. [Электронный ресурс]. URL: (http://www.smartcat.ru/Referat/atyelramnz.shtml (дата обращения: 08.08.2012).
7. Столяров В., Васечко Л. Экономический механизм социального страхования. [Электронный ресурс]. URL: http://efaculty.kiev.ua/analytics/str/3Z (дата обращения: 08.08.2012) .
8. Фінансовий механізм // Українські реферати. [Электронный ресурс]. URL: http://www.refine.org.ua/pageid-4687-1.html (дата обращения: 08.08.2012) .
9. Финансовые рычаги // Экономическая система. [Электронный ресурс]. URL: http://www.wwwural.ru/f inanso-vie_richagi.html (дата обращения: 08.08.2012).
10. Полянский А., Соловьев М. Систематизация механизмов государственного регулирования на рынках недвижимости // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2001. № 4 (9).
11. Хозяйственный механизм рыночной экономики. [Электронный ресурс]. URL: http://geum.ru/book/
docum157.htm (дата обращения: 08.08.2012).
12. Экономический механизм // Словарь терминов. [Электронный ресурс]. URL: http://birzhevik.ru/tesaurus/
221/12065/ (дата обращения: 08.08.2012).
13. Теория экономических механизмов (Нобелевская премия по экономике 2007 г., часть № 1). [Электронный
ресурс]. URL: http://institutiones.com/theories/259-2007—1.html/ (дата обращения: 08.08.2012).
14. Основные понятия ЮЕР0. [Электронный ресурс]. URL: http://www.management.com.ua/qm/qm014.html (дата обращения: 08.08.2012).
References (transliterated):
1. Khozyaystvenniy mekhanizm. [Electronic resource]. URL: http://stroy-spravka.ru/khozyaistvennyi-mekhanizm (date of access 08.08.2012).
2. Abalkin L.I. Izbrannie trudy. In 4 t. Vol. II. Na puti k reforme. Khozyaystvenniy mekhanizm razvitogo sotsialistich-eskogo obshchestva. Noviy tip ekonomicheskogo myshleniya. Perestroyka: puti i problemy. M., 2000.
3. Finansoviy mekhanizm // Entsiklopedicheskiy slovar' ekonomiki i prava. [Electronic resource]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_economic_law/17156/ (date of access: 08.08.2012).
4. Khozyaystvenniy mekhanizm // Ekonomicheskiy slovar'. [Electronic resource]. URL: http://abc.informbureau.com/ html/oicssenoaaiiue_iaoaieci.html (date of access: 08.08.2012).
5. Derevyanko O. Organizatsionno-ekonomicheskiy mekhanizm planirovaniya biznes-protsessov predprinimatel'skikh struktur : dis. ... kand. ekon. nauk. SPb., 2004.
6. Rayzberg B., Lozovskiy L., Starodubtseva E. Khozyaystvenniy mekhanizm. [Electronic resource]. URL: (http://www.smartcat.ru/Referat/atelramnz.shtml (date of access: 08.08.2012).
7. Stolyarov V., Vasechko L. Ekonomicheskiy mekhanizm sotsial'nogo strakhovaniya. [Electronic resource]. URL: http://efaculty.kiev.ua/analytics/str/3Z (date of access: 08.08.2012) .
8. Finansoviy mekhanizm // Ukrains'ki referati. [Electronic resource]. URL: http://www.refine.org.ua/pageid-4687-1.html (date of access: 08.08.2012) .
9. Finansovie rychagi // Ekonomicheskaya sistema. [Electronic resource]. URL: http://www.wwwural.ru/ finanso-vie_richagi.html (date of access: 08.08.2012).
10. Polyanskiy A., Solov'ev M. Sistematizatsiya mekhanizmov gosudarstvennogo regulirovaniya na rynkakh nedvizhimosti // Nedvizhimost' i investitsii. Pravovoe regulirovanie. 2001. № 4 (9).
11. Khozyaystvenniy mekhanizm rynochnoy ekonomiki. [Electronic resource]. URL: http://geum.ru/book/docum157.htm (date of access: 08.08.2012).
12. Ekonomicheskiy mekhanizm // Slovar' terminov. [Electronic resource]. URL: http://birzhevik.ru/tesaurus/221/12065/ (date of access: 08.08.2012).
13. Teoriya ekonomicheskikh mekhanizmov (Nobelevskaya premiya po ekonomike 2007 g., chast' № 1). [Electronic
resource]. URL: http://institutiones.com/theories/259-------2007—1.html/ (date of access: 08.08.2012).
14. Osnovnie ponyatiya IDEF0. [Electronic resource]. URL: http://www.management.com.ua/qm/qm014.html (date of access: 08.08.2012).