Научная статья на тему 'Формирование механизмов управления региональными проектами в России (кибернетический подход)'

Формирование механизмов управления региональными проектами в России (кибернетический подход) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
617
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / КИБЕРНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ECONOMIC MECHANISM / CONTROL MECHANISM / REGIONAL PROJECT / CYBERNETIC SOLUTION PATH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Логинов М.П., Муринович А.А.

Предмет и тема. Изучение экономических механизмов начинается с 60-х годов прошлого века в работах российских ученых о хозяйственном механизме плановой экономики. Особую актуальность предмет исследования приобретает в условиях кризиса. В статье обосновывается необходимость создания универсальной, обобщающей научные подходы и теории классификации механизмов в экономике, а также разработки методологических формализованных рекомендаций по формированию эффективной структуры экономических механизмов всех уровней государственного управления.Цели. Совершенствование механизмов управления региональными проектами для устойчивого развития регионов Российской Федерации.Методология. При проведении исследования применялись системный подход, методы анализа и синтеза.Результаты. Проанализировано содержание различных научных подходов к формированию механизмов в экономике. Определены свойства и разработана классификация данных механизмов. На основании определения сущности механизма управления представлен подход к управлению региональными проектами. Область применения. Полученные результаты позволяют формализовать модель механизма управления различными экономическими системами, в частности развитием региональной экономики, где в качестве инструментария используются межрегиональные, региональные и муниципальные проекты.Выводы. Использование кибернетического подхода позволило разработать механизм управления региональной экономикой путем выделения основных звеньев: управленческого, информационного, ресурсного; инструментария механизма; объекта управления. Разработка формализованных механизмов дает возможность распределять ответственность за достижение поставленных целей в соответствии с уровнем принятия решений согласно структуре механизма управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of mechanisms of management of regional projects in russia: a cybernetic approach

Importance The article makes the case for a universal, catching all the scientific approaches and theories classification of economic mechanisms, and the development of methodological formalized recommendations on forming an effective structure of economic mechanisms at all levels of public administration. Objectives The paper aims to improve the management of regional projects for the sustainable development of the Russian Federation regions. Methods For the study, we used a systems approach, methods of analysis and synthesis. Results We have analyzed the content of various scientific approaches to the formation of mechanisms in the economy. We have defined the properties of such mechanisms and now offer a classification of them and a certain approach to manage regional projects. Conclusions and Relevance The cybernetic approach helps to develop a mechanism of management of regional economies by providing the main links: management, information, resource; mechanism tools; control object. The development of formalized mechanisms gives the opportunity to distribute responsibility for the objective achievement, in accordance with the decision-making level of the management mechanism's structure. The received results can help to formalize the model of a management mechanism of different economic systems, in particular the development of the regional economy, where interregional, regional, and municipal projects are used as tools.

Текст научной работы на тему «Формирование механизмов управления региональными проектами в России (кибернетический подход)»

ISSN 2311-8733 (Online) Региональное стратегическое планирование

ISSN 2073-1477 (Print)

ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМИ ПРОЕКТАМИ В РОССИИ (КИБЕРНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД)

Михаил Павлович ЛОГИНОВ"^, Андрей Анатольевич МУРИНОВИЧ"

a доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры финансовых рынков и банковского дела, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Российская Федерация port-all@mail.ru

b старший преподаватель, Нижнетагильский филиал Уральского института экономики, управления и права, Нижний Тагил, Российская Федерация murin. an. an@gmail. com

• Ответственный автор

История статьи:

Принята 26.10.2016 Принята в доработанном виде 18.11.2016

Одобрена 20.12.2016 Доступна онлайн 14.04.2017

УДК 332.024 JEL: 020, P25, R10

Ключевые слова:

экономический механизм, механизм управления, региональный проект, кибернетический подход

Аннотация

Предмет и тема. Изучение экономических механизмов начинается с 60-х годов прошлого века в работах российских ученых о хозяйственном механизме плановой экономики. Особую актуальность предмет исследования приобретает в условиях кризиса. В статье обосновывается необходимость создания универсальной, обобщающей научные подходы и теории классификации механизмов в экономике, а также разработки методологических формализованных рекомендаций по формированию эффективной структуры экономических механизмов всех уровней государственного управления.

Цели. Совершенствование механизмов управления региональными проектами для устойчивого развития регионов Российской Федерации.

Методология. При проведении исследования применялись системный подход, методы анализа и синтеза.

Результаты. Проанализировано содержание различных научных подходов к формированию механизмов в экономике. Определены свойства и разработана классификация данных механизмов. На основании определения сущности механизма управления представлен подход к управлению региональными проектами.

Область применения. Полученные результаты позволяют формализовать модель механизма управления различными экономическими системами, в частности развитием региональной экономики, где в качестве инструментария используются межрегиональные, региональные и муниципальные проекты.

Выводы. Использование кибернетического подхода позволило разработать механизм управления региональной экономикой путем выделения основных звеньев: управленческого, информационного, ресурсного; инструментария механизма; объекта управления. Разработка формализованных механизмов дает возможность распределять ответственность за достижение поставленных целей в соответствии с уровнем принятия решений согласно структуре механизма управления.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

Введение

и глубина изменений, в настоящее время во всех региональных социально-

Динамично сть происходящих элементах

экономических систем, определяют необходимость конструирования различных механизмов управления и использования современных методических подходов, направленных на обеспечение устойчивого развития регионов. Теория государственного управления доказывает, что эффективным инструментом развития территорий являются целевые программы и проекты различного уровня: государственные, федеральные, региональные и т.д. [1].

устойчивого развития регионов Российской Федерации. Полученные результаты позволяют формализовать модель механизма управления различными экономическими системами, в том числе применительно к управлению развитием региональной экономики, где в качестве инструментария используются межрегиональные, региональные и муниципальные проекты.

Материалы и методы исследования

В работе авторами приведена классификация механизмов в экономике, рассмотрены их свойства, на основании определения сущности механизма управления представлен подход к управлению региональными проектами.

Целью представленного в статье исследования является совершенствование механизмов управления региональными проектами для

М.П. Логинов и др. / Региональная экономика: теория и практика, 2017, т. 15, вып. 4, стр. 644-657

http://fin-izdat.ru/journal/region/

Понимание необходимо

роли механизмов в экономике для управления ее

функционированием, определения проблемных зон и целей регулирования. Раскрытие понятий «экономический механизм» и «механизм управления» позволяет определить возможности их применения в различных экономических системах, а также для конкретных процессов и объектов управления.

Для определения свойств механизмов, разработки классификации механизмов в экономике, формулирования подхода к управлению региональными проектами использованы системный подход, методы анализа и синтеза.

Результаты

Актуальность исследования механизмов в экономике подтверждается фактом вручения в 2007 г. Нобелевской премии за вклад в теорию экономических механизмов. Однако, по мнению авторов, на сегодняшний день в экономических науках отсутствует универсальная, обобщающая научные подходы и теории, классификация механизмов в экономике. Кроме того, нет методологических формализованных рекомендаций по формированию эффективной структуры механизмов различных экономических систем.

Категория «механизм» получила широкое применение в экономической литературе. По данным Российской государственной библиотеки, за последние десять лет в России было защищено более 500 кандидатских и докторских диссертаций, темы которых включали словосочетания «экономический механизм», «организационно-экономический механизм»,

«механизм управления» и различные их комбинации. На поисковый запрос по слову «механизм» и тематике «Экономика. Экономические науки» сайт РИНЦ выдает более 12 тыс. ссылок на статьи в научных журналах.

В научной экономической литературе можно встретить упоминание различных видов механизмов, и в большинстве случаев отмечается высокая степень терминологической

неопределенности, что не позволяет авторам сформировать понятийный аппарат

и формализовать предмет исследования. Часто определения механизмов содержат чрезмерно расширенные признаки, что дает возможность включить в понятие механизма любой экономический или организационный процесс в хозяйственной системе [2-5].

— структурный;

— информационный;

— функциональный;

— комбинированный;

— кибернетический.

Родоначальником всех научных подходов, использующих категорию «механизм»

в экономике, является структурный, или системно-организационный подход,

разрабатываемый с конца 60-х гг. прошлого века, начиная с работ Л.И. Абалкина и его коллег о хозяйственном механизме плановой экономики, который понимался как совокупность элементов хозяйствования на разных уровнях [6, 7].

Итогом развития структурного подхода стало привычное использование категории «механизм» для описания функционирования любой экономической системы. Наиболее часто употребляемые понятия: организационно-экономический механизм, экономический механизм, хозяйственный механизм, механизм управления и т.п. Большинство научных исследований механизмов в экономике,

проводимых осуществляется [8].

российскими

учеными,

в рамках структурного подхода

Среди научных подходов к исследованию механизмов в экономике можно выделить пять:

В качестве недостатков структурного подхода можно назвать: отсутствие иерархии и структурированности механизмов; отсутствие общепризнанной методологии формирования механизмов и управления ими применительно к условиям современной экономики, кризисным явлениям.

Второй подход, информационный, является наиболее «именитым» благодаря американским экономистам Леониду Гурвичу (Leonid "Leo" Hurwicz), Эрику Маскину (Eric Stark Maskin) и Роджеру Майерсону (Roger Bruce Myerson), получившим Нобелевскую премию по экономике в 2007 г. за вклад в теорию экономических механизмов [9, 10].

Особенностью подхода является использование методов математической теории игр, где механизм обеспечивает передачу информации

в экономических процессах в рамках решения разных задач. Акцент делается на субъективных предпочтениях и стратегиях хозяйствующих субъектов, создании встроенных механизмов

1 Осипов Ю.М. Основы теории хозяйственного механизма: учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1994. 368 с. М.П. Логинов и др. / Региональная экономика: теория и практика, 2017, т. 15, вып. 4, стр. 644-657

http://fin-izdat.ru/journal/region/ 645

для обеспечения раскрытия участниками рынка имеющейся у них информации. При этом информационный подход не учитывает как объективные интересы субъектов и характер процессов, протекающих в хозяйственной сфере, так и эффективность деятельности рыночного регулятора.

Третий подход, функциональный, не менее известен. Он разрабатывается представителями французской экономической школы и представлен в работах Анри Кульмана (Henry Culman) [11].

Под механизмом здесь понимается взаимосвязь, естественно возникающая между различными экономическими явлениями в определенных условиях под воздействием первоначального импульса. Вид связи между явлениями не рассматривается. Количество механизмов можно рассчитать как произведение числа импульсов и числа существующих взаимосвязей между экономическими явлениями.

При функциональном подходе механизмы не играют самостоятельной роли в экономической системе, поскольку представлены в ней в огромном количестве и являются комбинацией импульсов и взаимосвязей.

Четвертый подход, комбинированный, является развитием или сочетанием нескольких названных ранее. В рамках комбинированного подхода выделяются процессный подход, представленный в работе А. Чаленко [12], и интеграционный, разработанный российскими учеными

В.А. Слеповым, В.К. Бурлачковым и

К.В. Ордовым2.

Процессный подход рассматривает механизм как совокупность взаимосвязанных элементов и ресурсов, а также способов их соединения для обеспечения выполнения функций процесса. Его особенностью является разграничение понятий «механизм» и «управление». При этом управление выступает генератором командных воздействий, а механизм - подчиненным, исполнительным элементом, обеспечивающим ресурсами реализацию команды управления. Соединение механизма с управлением представляет внутреннее содержание процесса.

Механизм в рамках процессного подхода не может существовать отдельно от процесса, являясь его составной частью; не имеет собственного управления и носит субъективный характер, представляя собой гипотетический процесс.

В рамках интеграционного подхода, предназначенного для преодоления ограничений информационного и функционального подходов, механизм не создается, а выделяется управляющим субъектом из взаимосвязей для дальнейшей передачи информационного сигнала или изменения элементов системы. Экономические механизмы носят субъективный характер, зависят только от субъекта управления, роль механизма сводится к информационной составляющей.

Пятый подход, кибернетический, являющийся развитием структурного подхода, предложен М.П. Логиновым. В рамках кибернетического

подхода происходит подсистемы:

деление системы на три

• управления (управляющую);

• реализации или связи (управляемую);

• объект управления.

Особенностью подхода является построение иерархии механизмов в экономике и выделение трех их основных типов: экономический, хозяйственный и механизм управления. Подход позволяет сконструировать формализованную модель механизмов в экономике [13].

Анализируя представленные ранее научные подходы к исследованию механизмов в экономике, необходимо отметить, что в каждом из них есть формальные признаки кибернетического подхода, связанные с исследованием информационной составляющей связей при взаимодействии элементов системы и механизмов с окружающей средой.

Сравнительная характеристика подходов к управлению механизмами в экономике приведена в табл. 1.

Дальнейшее исследование формирования механизмов управления региональными проектами будет проводиться в рамках кибернетического подхода.

Используя определения категории «механизм», предлагаемые приложением «Яндекс. Словари»3, авторы выявили следующие типы механизмов:

1) механизм как система, совокупность элементов (звеньев);

2) механизм как внутреннее какой-либо системы;

устройство

Слепов В.А., Бурлачков В.К., Ордов К.В. О теории экономических механизмов // Финансы и кредит. 2011. № 24. С. 2-8.

http://slovari.yandex.ru

М.П. Логинов и др. / Региональная экономика: теория и практика, 2017, т. 15, вып. 4, стр. 644-657

http://fin-izdat.ru/journal/region/

3) механизм как способ передачи воздействия;

4) механизм как расположение взаимосвязанных ограничивающих друг друга звеньев (тел, элементов системы), имеющих определенную степень свободы;

5) механизм как система явлений, состоящих в причинно-следственной связи, определяемых законами природы;

6) механизм как последовательность изменения процессов или явлений (алгоритм).

Сущностное содержание механизма подразумевает превращение одного вида энергии или ресурсов в другой, включая преобразование характеристик системы и ее элементов. Формирование экономических механизмов, как правило, происходит при различных комбинациях представленных типов. В реальных механизмах может сочетаться несколько типов одновременно.

Рассмотренные научные подходы к исследованию механизмов в экономике можно соотнести с типами механизмов: структурный -совокупность элементов и алгоритм; информационный - расположение элементов системы; функциональный - система явлений; процессный - способ передачи воздействия; интеграционный - совокупность элементов; кибернетический - совокупность элементов и способ передачи воздействия.

Система управления экономикой имеет иерархическую структуру, разделенную на четыре уровня; на каждом уровне или в подсистеме существуют собственные механизмы

с отличающимися характеристиками.

Авторами предлагается следующая иерархия механизмов в экономике.

Первый уровень - международный. Международные экономические механизмы обеспечивают взаимодействие национальных экономик. Регуляторами выступают

международные институты. Экономические механизмы первого уровня оказывают большее или меньшее влияние на национальные экономики в зависимости от интеграции последних в мировую экономику.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Второй уровень - национальный. Национальный экономический механизм институционально обеспечивает функционирование экономики в соответствии с государственным экономическим режимом.

Третий уровень - региональный и отраслевой. Региональный экономический механизм институционально обеспечивает

функционирование экономики в регионе совместно с экономическими механизмами первого и второго уровня, служит для развития региональной экономики и реализации экономических целей региональных органов власти. Отраслевой экономический механизм ориентирован на управление субъектами экономической системы, такими как рынки, отрасли, кластеры, субъекты хозяйственной деятельности федерального и регионального уровней и т.п.

Четвертый уровень - локальный. Здесь действуют механизмы управления на уровне

муниципалитетов, субъектов хозяйственной деятельности.

В приведенной иерархии авторами выделены только два типа механизмов: экономические механизмы, институционально управляющие экономическими системами, и механизмы, реализующие цели субъекта по отношению к объекту управления. Другие типы относятся к «синонимам» механизма управления (например, финансовый - механизм управления финансами) либо являются частью экономического механизма или механизма управления (например, организационно-экономический, механизм

регулирования).

Вне представленной иерархии можно выделить хозяйственный механизм как процесс самоорганизации или саморегуляции

хозяйствующих субъектов для решения соответствующих задач без непосредственного (прямого) участия органов власти.

Классификация механизмов в экономике на основе кибернетического подхода приведена в табл. 2.

Дадим определения и охарактеризуем структуру экономического механизма и механизма управления.

Экономический механизм - методология или комплекс элементов (звеньев) для достижения целей развития экономической системы. Включает следующие взаимосвязанные элементы:

• управленческие - проведение необходимых исследований, методологическое и методическое обеспечение функционирования экономического механизма; анализ и выбор доступных ресурсов; постановка целей и задач, выбор инструментария для достижения требуемого

647

результата и регулирования социально-экономических процессов и явлений; нормативное и ресурсное обеспечение экономического механизма; анализ, мониторинг и контроль, внесение изменений в работу экономического механизма; управление рисками;

• организационные - институциональная организация экономической системы и экономического механизма, управление их организационными структурами;

• ресурсные - управление ресурсами, необходимыми для экономического механизма и элементов экономической системы;

• информационные - прямые и обратные связи между элементами экономического механизма; степень развития связей зависит от вида управления;

• инструментарий - методы прямого и косвенного государственного регулирования; организационное, методическое и ресурсное обеспечение инструментария.

Экономический механизм носит

системообразующий, воспроизводственный

характер, итогом его деятельности является новое состояние экономической системы, новый результат. Экономический механизм воздействует на субъекты экономической системы. Общая структура экономического механизма едина для экономических систем, указанных ранее в иерархии механизмов в экономике. На рис. 1 представлена общая схема экономического механизма.

В научной литературе рассматриваются различные подходы к определению механизма управления, при этом его конкретное содержание во многом зависит непосредственно от объекта управления, его свойств и динамики характеризующих его показателей [14-17].

Авторами выделены следующие основные характеристики механизма управления:

1) цель (включая декомпозицию цели на задачи);

2) комплекс элементов (звеньев) механизма, их иерархия;

3) взаимосвязи между элементами механизма;

4) субъект управления;

5) методы, процессы, инструменты управления;

6) используемые ресурсы;

7) изменение состояния существующего и создание нового объекта управления.

Исходя из сказанного, авторами предложено следующее определение.

Механизм управления - методика или комплекс элементов (звеньев) для достижения целей по созданию или изменению объекта управления. Включает следующие взаимосвязанные элементы:

• управленческие - проведение необходимых исследований, методическое обеспечение функционирования механизма управления; анализ и выбор доступных ресурсов; постановка целей и задач, выбор инструментария для достижения требуемого результата; нормативное и ресурсное обеспечение механизма управления; анализ, мониторинг и контроль, внесение изменений в работу механизма управления; управление рисками;

• ресурсные - предоставление необходимых ресурсов как элементам механизма управления, так и его инструментарию;

• информационные - прямые и обратные связи между элементами механизма управления; степень развития связей зависит от используемого инструментария;

• инструментарий - методы, алгоритмы, мероприятия, проекты, программы, портфели проектов, технологии, процессы для достижения поставленных целей и задач; организационное, методическое и ресурсное обеспечение выбранных инструментов;

• объект управления - результат изменения существующего объекта или вновь созданный объект.

Наличие конкретного объекта управления и инструментария для управления им являются основными отличиями механизма управления от экономического механизма. Модель механизма управления представлена на рис. 2.

На рис. 3 представлен механизм управления развитием региональной экономики, где в качестве инструментария используется портфель проектов, включающий региональные и муниципальные проекты.

Основу механизма управления составляет региональный центр принятия решений (далее -Центр), создаваемый региональными органами государственной власти. К функциям Центра относятся:

• определение целей и задач развития территории региона, оценка их общественной значимости в соответствии с принятыми социально-экономическими стратегиями развития Российской Федерации, федерального округа, региона, отраслей, кластеров;

• проведение исследований и выбор инструментария для реализации поставленных целей и задач;

• общее руководство проектной деятельностью, ранжирование проектов.

Кроме того, Центр осуществляет:

• оценку возможности привлечения ресурсов, управление распределением ресурсов для реализуемых проектов;

• анализ, контроль и мониторинг проектной деятельности в регионе;

• управление рисками проектной деятельности.

Федеральные и региональные органы власти осуществляют государственное регулирование проектной деятельности, создают условия для привлечения инвесторов в проекты, осуществляют финансирование проектной деятельности. Реализация социально-

экономических стратегий развития территории осуществляется с использованием проектов и программ, составляющих портфель проектов [18].

Для реализации проектов Центр создает проектные офисы, назначает руководителей

проектов, согласовывает команды проектов и команды управления проектами. Механизм управления региональными проектами включает управление функциональными областями, ресурсное, информационное, методическое обеспечение проектов, использование проектных технологий.

Выводы

Подводя итог, необходимо отметить, что структуры механизмов управления региональными проектами должны быть гибкими, нацеленными в первую очередь на достижение целей, поставленных стратегией развития региона, формироваться с учетом внедрения проектных технологий в деятельность органов власти.

Использование кибернетического подхода для исследования механизмов предложенное авторами, позволяет:

управления,

формализовать предмет исследования, определить вектор развития в соответствии с современными условиями экономики;

структурировать механизм управления, выделив его основные звенья - управленческое, информационное, ресурсное; инструментарий механизма; объект управления;

распределять ответственность за достижение поставленных целей в соответствии с уровнем принятия решений согласно структуре механизма управления.

Таблица 1

Сравнительная характеристика научных подходов к исследованию экономических механизмов Table 1

Comparative characteristic of scientific approaches to the study of economic mechanisms

Показатели Вид научного подхода

Информационный Функциональный

Авторы, представители Дж. Нэш, Л. Гурвич, Э. Маскин, Р. Майерсон А. Кульман

Тип механизма Расположение элементов системы Система явлений

Определение механизма Набор стратегий для каждого агента и функции исходов, которые определяют исход. Институт, процедура или игра для определения результатов Система взаимосвязей экономических явлений, возникающих в определенных условиях под воздействием начального импульса

Цель и задачи механизма Моделирование передачи информации в экономических процессах и в рамках разных задач; обеспечение максимизации полезности всех участников экономических отношений; создание встроенных механизмов для обеспечения раскрытия участниками рынка имеющейся у них информации Обеспечение взаимозависимости между явлениями; использование экономических механизмов для целей регулирования

Особенности подхода Особое внимание к информационным потокам; широкое использование методов математической теории игр; Механизмы возникают при наличии начального импульса; количество механизмов можно рассчитать как

акцентирование субъективных предпочтений и стратегий хозяйствующих субъектов; выявление приоритетной цели, достижение которой обеспечивается функционированием конкретного механизма произведение числа импульсов на число существующих взаимосвязей экономических явлений; механизмы не играют самостоятельной роли в экономической системе; в основе лежит естественный, объективный характер отношений между экономическими явлениями; механизмы выявляются путем экономического анализа

Недостатки подхода Не учитывается объективный характер процессов в хозяйственной сфере; не отражается разделение связей в системе на прямые и обратные; низкая возможность практического использования Не выявлен характер связи между элементами механизмов; остается неясной роль экономического механизма в хозяйственной системе

Продолжение таблицы

Показатели Вид научного подхода

Интеграционный Процессный Кибернетический

Авторы, представители В.А. Слепов, В.К. Бурлачков, К.В. Ордов А.Ю. Чаленко М.П. Логинов

Тип механизма Совокупность элементов Способ передачи воздействия Совокупность элементов, способ передачи воздействия

Определение механизма Совокупность прямых и обратных связей элементов системы, используемых субъектом для обеспечения функционирования, эволюции и оптимизации экономической системы Совокупность ресурсов экономического процесса и способов их соединения Экономический механизм -методология или комплекс элементов (звеньев) для достижения целей развития экономической системы. Механизм управления - методика или комплекс элементов (звеньев) для достижения целей по созданию или изменению объекта управления

Цель и задачи механизма Преодоление ограниченности информационного и функционального подходов Обеспечение деятельности системы как части процесса; ресурсное обеспечение процесса (его вещественная часть); обеспечение выполнения функций процесса Обеспечение функционирования экономических систем; создание или изменение объекта управления

Особенности подхода На основе свойства аддитивности устойчивые связи объединяются в механизм; устойчивые и долгосрочные связи в системе определяют количество действующих механизмов; механизм не создается, а выделяется управляющим субъектом из взаимосвязей для использования в целях передачи информационного сигнала и для изменения конкретных элементов системы Механизм создается бизнес-аналитиком, не способен работать самостоятельно до поступления соответствующей программы (указаний, как должен происходить процесс, в какое время, в каком направлении и кем осуществляться); включает совокупность взаимосвязанных элементов, «настроенных» на выполнение функции процесса; не может существовать без процесса, является его составной частью, выполняет только процессные функции Выделены три основных типа механизмов: экономический, хозяйственный и механизм управления; сформулированы формализованные модели механизмов; экономические механизмы первичны, механизмы управления вторичны; механизм воздействует на субъект или объект через свой инструментарий; механизм обеспечивает инструментарий ресурсами, без механизма инструментарий не работает или работает неэффективно

Недостатки подхода Механизм носит субъективный характер, зависит непосредственно от субъекта управления; роль механизма сводится только к информационной составляющей при выявлении связей в системе Механизм носит субъективный характер - создается бизнес-аналитиком, представляет собой гипотетический процесс; механизм рассматривается только как инструмент Необходимость использования методов системного анализа при разработке механизмов

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Таблица 2

Классификация механизмов в экономике в соответствии с кибернетическим подходом

Table 2

A classification of mechanisms in the economy in accordance with the cybernetic approach

Признак Элементы классификации

1. Тип механизма Система, совокупность элементов (звеньев); внутреннее устройство какой-либо системы; способ передачи воздействия; расположение взаимосвязанных ограничивающих друг друга звеньев (тел, элементов системы), имеющих определенную степень свободы; система явлений, состоящих в причинно-следственной связи, определяемой законами природы; последовательность изменения процессов или явлений (алгоритм)

2. Виды механизмов Экономические; хозяйственные; механизмы управления

2. Уровень иерархии Международные; национальные; региональные, отраслевые; муниципальные; внутрифирменные (внутриорганизационные)

4. Цель управления Воздействие на субъекты управления: отрасли, рынки, институты экономики и т.д.; воздействие на объекты управления: финансы, собственность, региональные проекты и т.д.

5. Наличие в механизме внутренних связей Только прямые связи при программном управлении; прямые и обратные при регулировании; отсутствие связей при саморегулировании

6. Внутренняя структура механизма (наличие или отсутствие элементов, звеньев) Полная структура; упрощенная структура

7. Степень абстрактности Теоретический, формальный механизм; реальный механизм

8. Тип используемых инструментов Прямые; косвенные; смешанные

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Рисунок 1

Модель экономического механизма Figure 1

A model of economic mechanism

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Рисунок 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Модель механизма управления Figure 2

A model of management mechanism

Объект управления (результат!

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Рисунок 3

Механизм управления развитием региональной экономики (инструментарий - региональные и муниципальные проекты)

Figure 3

A mechanism of management of the regional economy's development. Tools: regional and municipal projects

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Список литературы

1. Филимонова Н.М., Моргунова Н.В. Методические подходы к оценке лучших практик применения методов проектного управления органами государственной власти // Российское предпринимательство. 2013. № 23(245). С. 10-19.

2. Владимирова Т.А. Финансово-экономический механизм интеграционного взаимодействия в сложной экономической системе: рычаги и методы. Новосибирск: СИФБД, 2002. 127 с.

3. Григорьев Л., Курдин А. Механизмы глобального регулирования: экономический анализ // Вопросы экономики. 2013. № 7. С. 4-28.

4. Федорович В.О. Состав и структура организационно-экономического механизма управления собственностью крупных промышленных корпоративных образований // Сибирская финансовая школа. 2006. № 2. С. 45-54.

5. Фурсов В.А., Лазарева Н.В. Управление организационно-экономическим механизмом функционирования региональной рыночной инфраструктуры // KANT. 2011. № 2. С. 59-62.

6. Абалкин Л.И. На пути к реформе: Хозяйственный механизм развитого социалистического общества; Новый тип экономического мышления; Перестройка: пути и проблемы. Избранные труды в 4 т. М.: Экономика, 2000. Т. II. 912 с.

7. Абалкин Л.И. Хозяйственный механизм развитого социалистического общества. М.: Мысль, 1973. 263 с.

8. Мишин В.М. Исследование систем управления. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 527 с.

9. Измалков С., Сонин К., Юдкевич М. Теория экономических механизмов // Вопросы экономики. 2008. № 1. С. 4-26.

10. Оленич Я.Н. Развитие, влияние и значение теории экономических механизмов // URL: http://www.rusnauka.com/9_KPSN_2011/Economics/14_84215.doc.htm.

11. Кульман А. Экономические механизмы / пер. с фр. Е.П. Островской, общ. ред. Н.И. Хрусталевой. М.: Изд. группа «Прогресс», «Универс», 1993. 189 с.

12. Чаленко А.Ю. О понятийной неопределенности термина «механизм» в экономических исследованиях // Экономика промышленности. 2010. № 3(51). С. 26-33. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/o-ponyatiynoy-neopredelennosti-termina-mehanizm-v-ekonomicheskih-issledovaniyah.

13. Логинов М.П. Экономические механизмы: сущность, классификация, кибернетический подход // Проблемы теории и практики управления. 2015. № 9. С. 94-102.

14. Москаленко В.П., Шипунова О.В. Развитие финансово-экономического механизма на предприятии. Сумы: ВВП «Мария-1» ЛТД, УАБС, 2003. 104 с.

15. Пономарева М.А. К вопросу о формировании организационно-экономического механизма управления устойчивым развитием региона // TERRA ECONOMICUS. 2009. Т. 7. № 2-2. С. 246-249.

16. Самогорская М.И. Разработка механизма управления региональной инвестиционной стратегией // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. № 4. С. 113-124.

17. СпиридоновЮ.А. Управление социально-экономическим развитием региона. М.: Наука, 2001. 352 с.

18. Муринович А.А., Логинов М.П. Принципы и методы управления межрегиональными проектами // Вопросы управления. 2014. № 5(11). С. 114-121.

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.

ISSN 2311-8733 (Online) Regional Strategic Planning

ISSN 2073-1477 (Print)

FORMATION OF MECHANISMS OF MANAGEMENT OF REGIONAL PROJECTS IN RUSSIA: A CYBERNETIC APPROACH

Mikhail P. LOGINOVa% Andrei A. MURINOVICHb

a Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russian Federation port-all@mail.ru

b Ural Institute of Economics, Management and Law, Nizhny Tagil Branch, Nizhny Tagil, Russian Federation murin.an.an@gmail.com

• Corresponding author

Article history:

Received 26 October 2016 Received in revised form 18 November 2016 Accepted 20 December 2016 Available online 14 April 2017

JEL classification: 020, P25, R10

Keywords:

economic mechanism, control mechanism, regional project, cybernetic solution path

Abstract

Importance The article makes the case for a universal, catching all the scientific approaches and theories classification of economic mechanisms, and the development of methodological formalized recommendations on forming an effective structure of economic mechanisms at all levels of public administration.

Objectives The paper aims to improve the management of regional projects for the sustainable development of the Russian Federation regions.

Methods For the study, we used a systems approach, methods of analysis and synthesis. Results We have analyzed the content of various scientific approaches to the formation of mechanisms in the economy. We have defined the properties of such mechanisms and now offer a classification of them and a certain approach to manage regional projects.

Conclusions and Relevance The cybernetic approach helps to develop a mechanism of management of regional economies by providing the main links: management, information, resource; mechanism tools; control object. The development of formalized mechanisms gives the opportunity to distribute responsibility for the objective achievement, in accordance with the decision-making level of the management mechanism's structure. The received results can help to formalize the model of a management mechanism of different economic systems, in particular the development of the regional economy, where interregional, regional, and municipal projects are used as tools.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2Q16

References

1. Filimonova N.M., Morgunova N.V. [Methodological approaches to the evaluation of best practices of application of project management methods by public authorities]. Rossiiskoe predprinimatel'stvo = Journal of Russian Entrepreneurship, 2013, no. 23(245), pp. 10-19. (In Russ.)

2. Vladimirova T.A. Finansovo-ekonomicheskii mekhanizm integratsionnogo vzaimodeistviya v slozhnoi ekonomicheskoi sisteme: rychagi i metody [A financial and economic mechanism of integration interaction in a complex economic system: levers and methods]. Novosibirsk, SAFB Publ., 2002, 127 p.

3. Grigor'ev L., Kurdin A. [Mechanisms of global governance: an economic analysis]. Voprosy Ekonomiki, 2013, no. 7, pp. 4-28. (In Russ.)

4. Fedorovich V.O. [Composition and structure of organizational and economic mechanism of management of the property of large industrial corporate formations]. Sibirskaya finansovaya shkola = Siberian Financial School, 2006, no. 2, pp. 45-54. (In Russ.)

5. Fursov VA., Lazareva N.V. [Management of an organizational and economic mechanism of functioning of the regional market infrastructure]. KANT, 2011, no. 2, pp. 59-62. (In Russ.)

6. Abalkin L.I. Na puti k reforme: Khozyaistvennyi mekhanizm razvitogo sotsialisticheskogo obshchestva; Novyi tip ekonomicheskogo myshleniya; Perestroika: puti i problemy. Izbrannye trudy v 4 t [On the way to reform: The economic mechanism of a developed socialist society; A new economic thinking; Perestroika: methods and problems. Selected works in 4 volumes]. Moscow, Ekonomika Publ., 2000, Vol. 2, 912 р.

7. Abalkin L.I. Khozyaistvennyi mekhanizm razvitogo sotsialisticheskogo obshchestva [The economic mechanism of a developed socialist society]. Moscow, Mysl' Publ., 1973, 263 р.

8. Mishin V.M. Issledovanie sistem upravleniya [A research into control systems]. Moscow, YUNITI-DANA Publ., 2003, 527 p.

9. Izmalkov S., Sonin K., Yudkevich M. [A theory of economic mechanisms]. Voprosy Ekonomiki, 2008, no. 1, pp. 4-26. (In Russ.)

10. Olenich Ya.N. Razvitie, vliyanie i znachenie teorii ekonomicheskikh mekhanizmov [The development, influence, and importance of the theory of economic mechanisms]. Available at: http://www.rusnauka.com/9_KPSN_2011/Economics/14_84215.doc.htm. (In Russ.)

11. Culman H. Ekonomicheskie mekhanizmy [Les mecanismes economiques]. Moscow, Progress, Univers Publ., 1993, 189 p.

12. Chalenko A.Yu. [On conceptual uncertainty of the term 'mechanism' in economic research]. Ekonomika promyshlennosti = Economy of Industry, 2010, no. 3(51), pp. 26-33. (In Russ.) Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/o-ponyatiynoy-neopredelennosti-termina-mehanizm-v-ekonomicheskih-issledovaniyah.

13. Loginov M.P. [Economic mechanisms: the nature, classification, a cybernetic approach]. Problemy teorii i praktiki upravleniya = Theoretical and Practical Aspects of Management, 2015, no. 9, pp. 94-102. (In Russ.)

14. Moskalenko V.P., Shipunova O.V. Razvitie finansovo-ekonomicheskogo mekhanizma na predpriyatii [The development of financial and economic mechanism of the enterprise]. Sumy, VVP Mariya-1 LTD, UAB Publ., 2003, 104 p.

15. Ponomareva M.A. [To the question about formation of an organizational and economic mechanism of management of sustainable development of the region]. TERRA ECONOMICUS, 2009, vol. 7, no. 2-2, pp. 246-249. (In Russ.)

16. Samogorskaya M.I. [Development of a management mechanism of regional investment strategy].

Menedzhment v Rossii i za rubezhom = Management in Russia and Abroad, 2003, no. 4, pp. 113-124. (In Russ.)

17. Spiridonov Yu.A. Upravlenie sotsial'no-ekonomicheskim razvitiem regiona [Management of socioeconomic development of the region]. Moscow, Nauka Publ., 2001, 352 p.

18. Murinovich A.A., Loginov M.P. [Principles and methods of interregional project management]. Voprosy upravleniya = Management Issues, 2014, no. 5(11), pp. 114-121. (In Russ.)

Conflict-of-interest notification

We, the authors of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential

conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this

article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the

article, and the decision to submit the manuscript for publication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.