Научная статья на тему 'ПРОЦЕССНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА СТУДЕНТА В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ВУЗА'

ПРОЦЕССНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА СТУДЕНТА В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
современное общество / профессиональный имидж / студент / образ будущего профессионала / моделирование / научные подходы / принципы / имиджформирующая деятельность в вузе / modern society / professional image / student / image of future professional / modeling / scientific approaches / principles / imagining activity in the university

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лашкина Ирина Александровна

В статье обоснованы теоретико-методологические аспекты процессной модели формирования профессионального имиджа студента в социокультурной среде вуза. Определены блоки процессной модели формирования профессионального имиджа студента в социокультурной среде вуза. Целевой блок модели определяется требованиями нормативных образовательных документов и запросов всех заинтересованных участников образовательных отношений. Методологический блок процессной модели отражает взаимосвязанные и взаимообусловленные подходы (деятельностный, личностно-ориентированный) и соответствующие им принципы (аксиологичности, субъектности, гармонизации визуального образа, коммуникативного сотрудничества, рефлексии). Содержательный блок процессной модели рассматривается в социокультурологическом, ценностно-мотивационном и социализирующих контекстах в рамках предлагаемых вариативных сфер деятельности (образовательная, воспитательная, досуговая, спортивная, волонтерская и т.д.) и надежных ориентиров, культурно оправданных образцов, популяризуемых в социокультурной среде вуза. Результативный блок процессной модели обеспечивает отслеживание и достижение результатов, выраженных в индикаторах сформированное™ компонентов профессионального имиджа студента в социокультурной среде вуза, их содержания на основе разработанного комплекса критериев (мотивационного, когнитивного, деятельностного) и соответствующих им показателей, позволяющих определить межуровневый переход изучаемой профессионально-личностной характеристики (с низкого на более высокий уровень).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article substantiates the theoretical and methodological aspects of the process model of forming the professional image of a student in the sociocultural environment of the university. The blocks of the process model for the formation of the student's professional image in the sociocultural environment of the university have been determined. The target block of the model is determined by the requirements of regulatory educational documents and requests of all interested participants in educational relations. The methodological block of the process model reflects interrelated and mutually agreed approaches (activity, personality-oriented) and the principles corresponding to them (axiology, subjectivity, harmonization of the visual image, communicative cooperation, reflection). The meaningful block of the process model is considered in socioculturological, valuemotivational and socializing contexts within the framework of the proposed variable spheres of activity (educational, educational, leisure, sports, volunteer, etc.) and reliable guidelines, culturally justified samples popularized in the sociocultural environment of the university. The productive block of the process model provides tracking and achievement of results expressed in indicators of the formation of components of the student's professional image in the sociocultural environment of the university, their content based on the developed set of criteria (motivational, cognitive, activity) and their corresponding indicators that allow determining the interlevel transition of the studied professional-personal characteristic (from lower to higher level).

Текст научной работы на тему «ПРОЦЕССНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА СТУДЕНТА В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ВУЗА»

Стимулирующая выплата за привлечение внешних источников финансирования внутренних затрат на научные исследования и другие направления деятельности (гранты, хоздоговоры и др.) Поступление на счёт университета средств на реализацию внешних проектов, грантов и других форм финансирования научной и научно-методической работы (кроме средств государственного задания на НИР) (автору или на коллектив авторов БГПУ при условии обязательной аффилиации автора с организацией).

Выполнение хозяйственных договоров, заданий на проведение НИОКР, в качестве эксперта, специалиста, исполнителя, аналитика и т.п. с объемами финансирования: до 100 тыс. руб. / от 100 тыс. до 500 тыс. руб. / свыше 500 тыс. руб. (автору или на коллектив авторов БГПУ при условии обязательной аффилиации автора с организацией).

Выполнение государственного задания в рамках установленных лимитов на финансовый год учредителем (Минпросвещение) (исполнителю или на коллектив исполнителей).

Стимулирующая выплата за подготовку кадров высшей квалификации Подготовка в качестве руководителя кандидата наук из числа сотрудников университета/доктора наук.

Защита диссертации преподавателем с получением диплома доктора / кандидата наук.

Получение преподавателем ученого звания профессора / доцента.

Стимулирующая доплата за патентную активность Участие в патентной, изобретательской деятельности (при условии указания БГПУ в качестве держателя охранного документа).

Если сосредоточить внимание на колонке «баллы» в таблице «Исходные данные для определения эффективного контракта профессорско-преподавательского состава», можно заметить большой разброс значений: от 2 (например, за публикацию в непериодических изданиях, индексируемых в РИНЦ (автору или на коллектив авторов БГПУ при условии обязательной аффилиации автора с организацией)) до 90 баллов (например, за защиту диссертации преподавателем с получением диплома доктора наук). Этот разброс оправдан, он объясняется различием во временных и эмоциональных ресурсах, затраченных на выполнение различных видов работ. Кроме того, очевидно, что деятельность, актуальная и важная для вуза на данном этапе развития, должна вознаграждаться выше, чем деятельность, не выполняющая такой функции. Однако минимальных и максимальных выплат всего по две, большинство же выплат находится в пределе 5-15 баллов.

К достоинствам эффективного контракта БГПУ можно отнести возможность зарабатывания баллов как индивидуально, так и в коллективе, что, с одной стороны, способствует здоровой конкуренции между сотрудниками, а с другой -сплочению коллектива. Например, за организацию и проведение олимпиад школьников регионального /вузовского уровней организатор может получить 20 баллов, а коллектив организаторов - по 15 баллов.

Сумму стимулирующих выплат конкретному педагогическому работнику рассчитать исходя из набранных им баллов и стоимости одного балла в текущем году. Для определения стоимости одного балла, сумма, выделенная из фонда оплаты труда на стимулирующие выплаты, делится на сумму всех баллов, которые набрали профессорско-преподавательский состав университета. Далее стоимость одного балла умножается на количество баллов, набранных данным работником. Поскольку общее количество баллов по университету может не совпадать от семестра к семестру, стоимость одного балла будет непостоянной величиной.

Выводы. Таким образом, важным средством повышения мотивации каждого конкретного педагога являются материальные (в том числе - денежные) методы стимулирования. При этом, конечной целью выплат стимулирующего характера педагогическим работникам является не только мотивирование профессорско-преподавательского состава на эффективную и продуктивную профессиональную деятельность, но и на увеличение рейтинговых показателей эффективности работы ВУЗа в целом. Однако, важно помнить, что предложенные в эффективном контракте показатели и выплаты не подменяли собой истинные ценности, и главный смысл педагогической деятельности - социализацию поколений [3, с. 660]. Чтобы этого не произошло, важно аккуратно и грамотно подходить к определению критерий эффективности педагогического работника, а также активно использовать нематериальные методы мотивации.

Литература:

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы // [Электронный ресурс]. Информационно-правовой 175 портал «Гарант». - URL: http://base.garant.ru (дата обращения 29.03.2023)

2. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.06.2003 г. № 4-55-784 ин/15 и приложение к нему: «Примерные нормы времени для расчета объема учебной работы и основные виды учебно-методической, научно-исследовательской и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования» [Электронный ресурс]. -URL: Шр://минобрнауки.рф (дата обращения 29.03.2023)

3. Болтенков, Н.В. Профессиональные трудности молодых преподавателей (на примере вузов Амурской области) / Н.В. Болтенков, A.A. Гринько // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2022. - Т. 7, № 6. - С. 655-662

Педагогика

УДК 378.1

заведующий отделением оториноларингологии Лашкина Ирина Александровна

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный научно-клинический центр» специализированных видов медицинской помощи и медицинских технологий ФМБА России» (г. Москва)

ПРОЦЕССНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА СТУДЕНТА В

СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

Аннотация. В статье обоснованы теоретико-методологические аспекты процессной модели формирования профессионального имиджа студента в социокультурной среде вуза. Определены блоки процессной модели формирования профессионального имиджа студента в социокультурной среде вуза. Целевой блок модели определяется требованиями нормативных образовательных документов и запросов всех заинтересованных участников образовательных отношений. Методологический блок процессной модели отражает взаимосвязанные и взаимообусловленные подходы (деятельностный, личностно-ориентированный) и соответствующие им принципы (аксиологичности, субъектности, гармонизации визуального образа, коммуникативного сотрудничества, рефлексии). Содержательный блок процессной модели рассматривается в социокультурологическом, ценностно-мотивационном и социализирующих контекстах в рамках предлагаемых вариативных сфер деятельности (образовательная, воспитательная, досуговая, спортивная, волонтерская и

т.д.) и надежных ориентиров, культурно оправданных образцов, популяризуемых в социокультурной среде вуза. Результативный блок процессной модели обеспечивает отслеживание и достижение результатов, выраженных в индикаторах сформированности компонентов профессионального имиджа студента в социокультурной среде вуза, их содержания на основе разработанного комплекса критериев (мотивационного, когнитивного, деятельностного) и соответствующих им показателей, позволяющих определить межуровневый переход изучаемой профессионально-личностной характеристики (с низкого на более высокий уровень).

Ключевые слова: современное общество, профессиональный имидж, студент, образ будущего профессионала, моделирование, научные подходы, принципы, имиджформирующая деятельность в вузе.

Annotation. The article substantiates the theoretical and methodological aspects of the process model of forming the professional image of a student in the sociocultural environment of the university. The blocks of the process model for the formation of the student's professional image in the sociocultural environment of the university have been determined. The target block of the model is determined by the requirements of regulatory educational documents and requests of all interested participants in educational relations. The methodological block of the process model reflects interrelated and mutually agreed approaches (activity, personality-oriented) and the principles corresponding to them (axiology, subjectivity, harmonization of the visual image, communicative cooperation, reflection). The meaningful block of the process model is considered in socioculturological, value-motivational and socializing contexts within the framework of the proposed variable spheres of activity (educational, educational, leisure, sports, volunteer, etc.) and reliable guidelines, culturally justified samples popularized in the sociocultural environment of the university. The productive block of the process model provides tracking and achievement of results expressed in indicators of the formation of components of the student's professional image in the sociocultural environment of the university, their content based on the developed set of criteria (motivational, cognitive, activity) and their corresponding indicators that allow determining the interlevel transition of the studied professional-personal characteristic (from lower to higher level).

Key words: modern society, professional image, student, image of future professional, modeling, scientific approaches, principles, imagining activity in the university.

Введение. Формирование профессионального имиджа студента в социокультурной среде вуза выступает значимой педагогической проблемой ввиду объективной необходимости повышения не только профессиональной компетентности будущего специалиста, но и качества молодого человеческого капитала как особого динамического актива, развивающего с течением времени для ускоренной адаптации к новым условиям постиндустриального социума.

Востребованы всесторонне развитые, культурные и компетентные выпускники вуза, обладающие сформированным профессиональным имиджем с позиции: демонстрации широкого спектра положительных профессионально-значимых и общекультурных компетенций; развития навыков оптимальной трансляции культурных норм и ценностей, поведенческих моделей, соответствующих профессиональной деятельности и российскому государству; готовности нести личную ответственность за реализацию собственных трудовых функций и действий с учетом целеопределяющих конструктивных мотивов самопрезентационной деятельности и построения своего позитивно окрашенного образа «Я - профессионал» на благо себе, окружающим, Отечеству.

Целенаправленное формирование профессионального имиджа студента в социокультурной среде вуза: определяет ценность высшего образования как базиса развития общей культуры личности выпускника вуза (культуры достоинства); рассматривается в контексте целостного и комплексного создания обучающимися собственного, неповторимого образа профессионала в рамках освоения социокультурных, духовно-нравственных традиций и ценностей образовательной организации и российского общества в целом; задает направления развития «культурной чувствительности» и интериоризации специфических норм и стандартов социально-профессиональной группы и эталонов соответствующего профессионального поведения [3; 4].

При этом отметим, что проблема формирования профессионального имиджа студента в социокультурной среде вуза особенно значима в студенческой среде, так как после окончания образовательной организации высшего образования выпускник вуза может оказаться в неопределенном и уязвимом положении. Широко набирает обороты распространение в молодежной среде феномен «прекариат» - неустойчивый, нестабильный социальный слой, трудовой класс, не имеющий уверенности в завтрашнем дне, не обладающий постоянной занятостью, характеризующий отсутствием надежной профессиональной самоидентификации, непредсказуемый в личностных индивидуальных трудовых стратегиях. На наш взгляд это связано с узкоспециализированным направлением профессиональной подготовки специалиста, владеющего выбранной сферой труда и необходимыми компетенциями (hard skills) с фрагментарностью учета развития мягких навыков (soft-skills), обусловливающих неуверенность трансляции в трудовой практике освоенных в теории вузовского образования поведенческих моделей будущего профессионала и фрагментарности развития умений подачи себя и презентации себя. «Выпускники вузов находятся в невыгодной позиции относительно опытных специалистов: как с точки зрения наличия конкурентных преимуществ, так и ввиду отсутствия у них полноценных знаний о том, какие качества, способности, умения и т.д. могут стать их конкурентными преимуществами, каким образом и кому необходимо демонстрировать эти качества» (С.А. Хазова [7]).

Чтобы избежать рискогенных ситуаций выхода молодого специалиста на рынок труда необходим положительный имидж, который вооружает выпускника вуза «принципиально значимой, стержневой характеристикой, определяющей характер и качественно новый уровень взаимодействия субъекта и социокультурной среды, проявляясь в системе отношений, ценностей и норм, мотивирующих интеллектуально-творческое поведение» (Л.М. Семенова [6, С. 5-6]), задающей основания продуктивного освоения требований профессионального сообщества к «образу Я» молодого специалиста.

В контексте вышеизложенного актуализируется необходимость разработки в педагогической науке и практике процессной модели формирования профессионального имиджа студента в социокультурной среде вуза.

Изложение основного материала статьи. Разработанная авторская модель отражает совокупность определенных структурных блоков (целевого, методологического, содержательного и результативного), задает содержательные направления педагогически целесообразного достижения поставленного целевого ориентира исследования - позитивных изменений уровневых характеристик (низкий, средний, высокий) профессионального имиджа студента в социокультурной среде вуза с учетом логики этапов (ориентирующий, мотивирующий, активизирующий) построения изучаемого феномена.

Содержание целевого блока модели основано на требованиях нормативных образовательных документов (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Национальный проект «Образование», Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, ФГОС ВО, Профессиональные стандарты). Целевой ориентир модели связан с обеспечением формирования профессионального имиджа студента в социокультурной среде вуза и соответствующими задачами с учетом требований

заинтересованных сторон (государства, работодателя и обучающегося). Целевой блок определяют направленность функционирования всех элементов авторской модели в последовательности этапов организации работы.

Методологический блок процессной модели формирования профессионального имиджа студента в социокультурной среде вуза составляют следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные научные подходы.

Деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и т.д.) отражает направленность формирования профессионального имиджа студента со стороны двух взаимообусловленных процессов (экстериоризации и интериоризации), то есть с позиции преобразования результата внутренней деятельности студента по проектированию позитивного образа профессионала во внешнюю имиджформирующую деятельность, ее сознательное регулирование с учетом переработки общественных норм, ценностных оснований и возможностей социокультурной среды образовательной организации высшего образования, а также установок и поведенческих паттернов к определенным ролям, исполняемым обучающимся в образовательном / профессиональном сообществе. При этом студент в разнообразии результирующего процесса активно-преобразующего способа существования отражает не только социомир вуза, но и самого себя, в результате чего формируется «Я - образ» будущего профессионала.

Личностно-ориентированный подход (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, E.H. Шиянов, И.С. Якиманская и т.д.) задает ориентиры формирования профессионального имиджа студента с позиции ценностного восприятия самобытности и уникальности личностных проявлений студента на основе выстраивания продуктивных социальных отношений в социокультурной среде образовательной организации высшего образования. Специфика личностно-ориентированного подхода в поле формирования изучаемого вида имиджа определяется в рамках создания средовых условий, в которых студент сможет спроектировать позиционирование профессиональных и личностных качеств с целью создания желаемого имиджа в профессиональной сфере в рамках развития логики: «обучающийся идет от собственной интенции «я хочу / мне это нужно», а не от внешнего воздействия «тебе нужно / ты должен») (Н.С. Авдонина [1]).

В методологическом блоке разработанной авторской модели в рамках выделенных научных подходов определены следующие принципы.

Принцип аксиологичности определяет направления успешности формирования профессионального имиджа студента в аспекте развития ценностно-смыслового позиционирования необходимости имиджформирующей деятельности в социокультурной среде вуза для получения оптимального результата самостроительства образа будущего специалиста, сочетающего высокий профессионализм с общей культурой, владение культурой общения с культурой познания и деятельности. Реализация данного принципа предполагает опору при формировании данного вида имиджа в социокультурной среде вуза на определенные виды мотивации: потребность в социальном одобрении / стремление избежать социального неодобрения; мотив власти / стремление к превосходству; мотив достижения / избегания неудач; утверждение желательной «Я-концепции», укрепление самооценки и др.» (O.A. Пикулева [5]).

Принцип субъектности определяет формирование профессионального имиджа студента с позиции максимальной мобилизации его инициативы, природных данных, а также личностных ресурсов, активизации самостоятельности выстраивания иерархии мотивов, планирования и реализации собственных устремлений в процессе взаимодействия с социокультурной средой как части целостного жизненного пространства, проектируемой с учетом идеала и контекстов будущей деятельности выпускника вуза, дополняемой новыми параметрами по созданию желаемого впечатления и самоощущения (А.Б. Череднякова [8]), овладения новой информацией имидж-продвижения для успешного его применения в разнообразных сферах образовательной / трудовой практики.

Принцип гармонизации визуального образа отражает необходимость развития умений студента: креативно самопрезентовать свои лучшие личностные и непосредственно профессиональные качества, необходимые в данный момент и данной ситуации, привлекая к своей личности внимание на основе постоянного обновления и совершенствования пути самостроительства профессионального имиджа в социокультурной среде вуза; устанавливать для себя как носителя имиджа высокие стандарты соотнесения визуальных практик с внутренним образом специалиста. При этом значимым выступает комплементарность трансляции позитивно представленных стилевых характеристик и поведенческих моделей (внешнее представление), образа мыслей (внутренне представление), визуальной привлекательности (вербальных и невербальных средств) с позиции восприятия межличностной перцепции (восприятие другими индивидами), контроля и саморегуляции в рамках создания желаемого имиджа в профессии.

Принцип коммуникативного сотрудничества отражает: выстраивание конструктивной межличностной и деловой коммуникации в рамках имиджформирующей деятельности с учетом развитых навыков управления собственными эмоциями, стрессо- и конфликтоустойчивости, корректного ведения интеллектуального диалога и совместной групповой деятельности для достижения наибольшей индивидуальной и коллективной продуктивности; определение своей позиции в системе межличностных и профессиональных отношений в ходе формального и неформального обмена знаниями и лучшими практиками формирования профессионального имиджа, трансляции имидж-сигналов и имидж-особенностей в рамках социокультурного сотрудничества с взаимодействующими субъектами (например, копирование стратегий успешных деловых людей в профессиональной сфере; наблюдении за другими, эффективно решающими ту же задачу и т.д.).

Принцип рефлексии отражает ориентиры формирования профессионального имиджа студента с позиции ответственности за результаты своей имиджформирующей деятельности, адекватного понимания своих собственных индивидуальных особенностей (не только позитивных, но и отрицательных), активного осмысления конструирования собственной системы построения профессионального имиджа в социокультурной среде вуза, его своевременной коррекции и преодоления встречающихся трудностей, мобилизации на конкретные действия по выстраиванию продуктивного презентационного стиля в рамках осознания того, как он воспринимается другими людьми. При этом значимым выступает рефлексивное осмысление действий партнеров для осознания внутренних и внешних изменений, которые происходят в субъектах имиджформирующей деятельности.

Содержательный блок процессной модели определяет авторское наполнение феномена социокультурная среда вуза как ценностно-нормативного базиса формирования профессионального имиджа студента в рамках предлагаемых вариативных сфер деятельности (образовательная, воспитательная, досуговая, спортивная, волонтерская и т.д.) и надежных ориентиров, культурно оправданных образцов, популяризуемых в вузе: многовековые традиции, уникальные ритуалы, обычаи вуза; административный ресурс и «индекс управленческой культуры»; корпоративная этика профессорско-преподавательского состава; студенческая субкультурная общность молодых интеллигентов; формально-организационные социальные отношения; профессионально-ориентированное и ценностное содержание профессиональной подготовки.

Реализация процессной модели формирования профессионального имиджа студента в социокультурной среде вуза рассматривается в следующих контекстах:

- социокультурологическом (становление будущего специалиста как человека культуры, полезности социального действия, общения и непрерывности профессионального саморазвития и самосовершенствования; разделение идей

национальной ментальности, отражающих культурное выражение образа профессионала (соответствующее идеалам эпохи), элементы социокоммуникации и восприятие профессионального имиджа в рамках определенной страны, общества, народа);

- ценностно-мотивационном (освоение системы профессионально-значимых и общекультурных компетенций, связанных с выбранной сферой труда, а также интериоризацией традиционных российских духовно-нравственных ценностей, оказывающих скоординированное позитивное воздействие на активный поиск возможностей самоформирования себя как полноценного субъекта профессиональной деятельности, коммуникации и жизни в целом; осознание и осмысление собственных индивидуально-своеобразных профессионально-личностных характеристик (позитивных - для усиления их потенциала; отрицательных - с целью их минимизации и редукции), качественно развитых на базе предшествующего опыта осуществления имиджформирующих действий в социокультурной среде вуза; активизация внутренних убеждений (потребностей, стремлений, притязаний, идеалов, взглядов, интересов) достижения эталона - образа, соответствующего внутригрупповым социальным ожиданиям и предъявляемым требованиям образовательной / профессиональной деятельности группы;

- социализирующем (расширение области поливалентных и междисциплинарных знаний, связанных не только с овладением профессией, но и нормами человеческого общежития, конструирования позитивного образа профессионала; выработка новых требований к проектированию новых позитивных ролевых моделей поведения и новых представлений о себе, непрерывному самосовершенствованию сконструированного профессионального имиджа для оптимального восприятия членами образовательной / профессиональной субкультуры в условиях постоянной модификации содержания будущей сферы трудовой деятельности).

Оптимальными методами и формами реализации модели (в рамках содержательного блока) выступают: «тренинги (целеопределения, целепостроения, целереализации, самопознания, мотивации достижений и др.), консультации (по вопросам диагностики, оценки, анализа, саморазвития мотивов конструирования позитивного профессионального имиджа), деловые и ролевые игры (проигрывание отдельных шагов алгоритма самомониторинга, самопрезентации, самоимиджирования, самомаркетинга и самобрендинга, целостных ситуаций самопрезентации)» и т.д. (С.А. Карасева [2]).

Результативный блок процессной модели формирования профессионального имиджа студента в социокультурной среде вуза обеспечивает отслеживание и достижение результатов, выраженных в индикаторах сформированности компонентов данного вида имиджа, их содержания на основе разработанного комплекса критериев (мотивационного, когнитивного, деятельностного) и соответствующих им показателей, позволяющих определить межуровневый переход изучаемой профессионально-личностной характеристики с низкого на более высокий уровень.

Выводы. Таким образом в ходе исследования представлены теоретико-методологические основания разработки процессной модели формирования профессионального имиджа студента в социокультурной среде вуза.

Определены взаимосвязанные и взаимообусловленные блоки авторской модели. Целевой блок модели определяется требованиями нормативных образовательных документов и запросов всех заинтересованных участников образовательных отношений. Методологический блок процессной модели отражает научные подходы (деятельностный, личностно-ориентированный) и соответствующие им принципы (аксиологичности, субъектности, гармонизации визуального образа, коммуникативного сотрудничества, рефлексии). Содержательный блок процессной модели рассматривается в социокультурологическом, ценностно-мотивационном и социализирующих контекстах социокультурной среды образовательной организации высшего образования. Результативный блок процессной модели обеспечивает отслеживание сформированности компонентов профессионального имиджа студента на основе разработанного комплекса критериев (мотивационного, когнитивного, деятельностного) и соответствующих показателей.

Литература:

1.Авдонина, Н.С. Инновационные образовательные подходы как эффективный фактор развития профессиональной идентичности студентов / Н.С. Авдонина // Педагогика и психология образования. - 2018. - № 1. - С. 49-56

2.Карасева, C.A.K. Модель процесса формирования готовности студентов к самопрезентационной деятельности / C.A.K. Карасева // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2013. - № 3 (123).-С. 48-53

3.Пак, Л.Г. Социально-ориентированная деятельность студента вуза: от идеи к реализации: монография / Л.Г. Пак. -Оренбург: Изд-во Принт-Сервис, 2013. - 312 с.

4.Пак, Л.Г. Социализация студентов вуза в эпоху цифрового общества / Л.Г. Пак // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2020. - № 5 (228). - С. 66-72

5.Пикулева, O.A. Социальная психология самопрезентации личности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.05 / Оксана Анатольевна Пикулева. - СПб., 2014. - 45 с.

6.Семенова, Л.М. Имиджмейкинг: учебник и практикум для вузов / Л.М. Семенова. - М.: Изд-во Юрайт, 2023. - 141 с.

7.Хазова, С.А. Технологические основы подготовки конкурентоспособных специалистов по физической культуре и спорту / С.А. Хазова // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. - 2011. - № 1. -С.211-218

8.Череднякова, А.Б. Интегративно-акмеологическое формирование имиджевой культуры будущего менеджера в вузе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Анна Борисовна Череднякова. - Грозный, 2019. - 46 с.

Педагогика

УДК 372.854

кандидат педагогических наук, доцент Ляпина Ольга Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Мордовский государственный педагогический университет имени М.Б. Бвсевьева» (г. Саранск)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ WEB-KBECTOB ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ В ШКОЛЕ

Аннотация. В настоящее время в общем образовании в целом, и в химическом образовании в частности, происходит изменение целей и смыслов в передачи информации, в способах ее освоения, в умениях разносторонне работать с большими потоками данных. Вследствие этого учителю химии необходимо использовать новые эффективные методы и приемы, которые приводили к повышению познавательного интереса у обучающихся. В этом смогут помочь тематические образовательные web-квecты. Образовательный web-квecт - это интерактивная образовательная технология. Применение технологии <^еЬ-квест» в процессе обучения химии может реализовываться, как на различных этапах конкретного урока, так и на разных типах учебных занятий. При организации педагогического эксперимента был проведен опрос учителей Пензенской области и Республики Мордовия на тему «Использование образовательных web-квecтoв в практике школы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.