Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ WEB-KBECTOB ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ В ШКОЛЕ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ WEB-KBECTOB ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Web-квест / химия / познавательный интерес / основное общее образование / классы неорганических соединений / Web-quest / chemistry / cognitive interest / basic general education / classes of inorganic compounds

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ляпина Ольга Анатольевна

В настоящее время в общем образовании в целом, и в химическом образовании в частности, происходит изменение целей и смыслов в передачи информации, в способах ее освоения, в умениях разносторонне работать с большими потоками данных. Вследствие этого учителю химии необходимо использовать новые эффективные методы и приемы, которые приводили к повышению познавательного интереса у обучающихся. В этом смогут помочь тематические образовательные web-квесты. Образовательный web-квест это интерактивная образовательная технология. Применение технологии «web-квест» в процессе обучения химии может реализовываться, как на различных этапах конкретного урока, так и на разных типах учебных занятий. При организации педагогического эксперимента был проведен опрос учителей Пензенской области и Республики Мордовия на тему «Использование образовательных web-квестов в практике школы». Также были созданы и апробированы образовательные web-квесты по разделу «Важнейшие классы неорганических соединений» (Химия. 8 класс). У обучающихся экспериментального класса высокий уровень познавательного интереса после изучения раздела «Важнейшие классы неорганических соединений» с использованием web-крестов повысился на 50,0%. Полученные данные показали, что использование web-крестов на занятиях по химии приводят к повышению уровня познавательного интереса, что в свою очередь повышает и качество знаний обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ляпина Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Currently, in general education in general, and in chemical education in particular, there is a change in the goals and meanings in the transmission of information, in the ways of mastering it, in the ability to work with large data streams in a versatile way. As a result, the chemistry teacher needs to use new effective methods and techniques that led to an increase in cognitive interest among students. Thematic educational web-quests can help in this. Educational web-quest is an interactive educational technology. The use of «web-quest» technology in the process of teaching chemistry can be implemented both at different stages of a particular lesson and at different types of training sessions. During the organization of the pedagogical experiment, a survey of teachers of the Penza region and the Republic of Mordovia was conducted on the topic «The use of educational web-quests in school practice». Educational web-quests were also created and tested in the section «The most important classes of inorganic compounds» (Chemistry. 8th grade). The students of the experimental class had a high level of cognitive interest after studying the section «The most important classes of inorganic compounds» using web crosses increased by 50.0%. The data obtained showed that the use of web crosses in chemistry classes leads to an increase in the level of cognitive interest, which in turn increases the quality of students' knowledge.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ WEB-KBECTOB ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ В ШКОЛЕ»

национальной ментальности, отражающих культурное выражение образа профессионала (соответствующее идеалам эпохи), элементы социокоммуникации и восприятие профессионального имиджа в рамках определенной страны, общества, народа);

- ценностно-мотивационном (освоение системы профессионально-значимых и общекультурных компетенций, связанных с выбранной сферой труда, а также интериоризацией традиционных российских духовно-нравственных ценностей, оказывающих скоординированное позитивное воздействие на активный поиск возможностей самоформирования себя как полноценного субъекта профессиональной деятельности, коммуникации и жизни в целом; осознание и осмысление собственных индивидуально-своеобразных профессионально-личностных характеристик (позитивных - для усиления их потенциала; отрицательных - с целью их минимизации и редукции), качественно развитых на базе предшествующего опыта осуществления имиджформирующих действий в социокультурной среде вуза; активизация внутренних убеждений (потребностей, стремлений, притязаний, идеалов, взглядов, интересов) достижения эталона - образа, соответствующего внутригрупповым социальным ожиданиям и предъявляемым требованиям образовательной / профессиональной деятельности группы;

- социализирующем (расширение области поливалентных и междисциплинарных знаний, связанных не только с овладением профессией, но и нормами человеческого общежития, конструирования позитивного образа профессионала; выработка новых требований к проектированию новых позитивных ролевых моделей поведения и новых представлений о себе, непрерывному самосовершенствованию сконструированного профессионального имиджа для оптимального восприятия членами образовательной / профессиональной субкультуры в условиях постоянной модификации содержания будущей сферы трудовой деятельности).

Оптимальными методами и формами реализации модели (в рамках содержательного блока) выступают: «тренинги (целеопределения, целепостроения, целереализации, самопознания, мотивации достижений и др.), консультации (по вопросам диагностики, оценки, анализа, саморазвития мотивов конструирования позитивного профессионального имиджа), деловые и ролевые игры (проигрывание отдельных шагов алгоритма самомониторинга, самопрезентации, самоимиджирования, самомаркетинга и самобрендинга, целостных ситуаций самопрезентации)» и т.д. (С.А. Карасева [2]).

Результативный блок процессной модели формирования профессионального имиджа студента в социокультурной среде вуза обеспечивает отслеживание и достижение результатов, выраженных в индикаторах сформированности компонентов данного вида имиджа, их содержания на основе разработанного комплекса критериев (мотивационного, когнитивного, деятельностного) и соответствующих им показателей, позволяющих определить межуровневый переход изучаемой профессионально-личностной характеристики с низкого на более высокий уровень.

Выводы. Таким образом в ходе исследования представлены теоретико-методологические основания разработки процессной модели формирования профессионального имиджа студента в социокультурной среде вуза.

Определены взаимосвязанные и взаимообусловленные блоки авторской модели. Целевой блок модели определяется требованиями нормативных образовательных документов и запросов всех заинтересованных участников образовательных отношений. Методологический блок процессной модели отражает научные подходы (деятельностный, личностно-ориентированный) и соответствующие им принципы (аксиологичности, субъектности, гармонизации визуального образа, коммуникативного сотрудничества, рефлексии). Содержательный блок процессной модели рассматривается в социокультурологическом, ценностно-мотивационном и социализирующих контекстах социокультурной среды образовательной организации высшего образования. Результативный блок процессной модели обеспечивает отслеживание сформированности компонентов профессионального имиджа студента на основе разработанного комплекса критериев (мотивационного, когнитивного, деятельностного) и соответствующих показателей.

Литература:

1.Авдонина, Н.С. Инновационные образовательные подходы как эффективный фактор развития профессиональной идентичности студентов / Н.С. Авдонина // Педагогика и психология образования. - 2018. - № 1. - С. 49-56

2.Карасева, C.A.K. Модель процесса формирования готовности студентов к самопрезентационной деятельности / C.A.K. Карасева // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2013. - № 3 (123).-С. 48-53

3.Пак, Л.Г. Социально-ориентированная деятельность студента вуза: от идеи к реализации: монография / Л.Г. Пак. -Оренбург: Пзд-во Принт-Сервис, 2013. - 312 с.

4.Пак, Л.Г. Социализация студентов вуза в эпоху цифрового общества / Л.Г. Пак // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2020. - № 5 (228). - С. 66-72

5.Пикулева, O.A. Социальная психология самопрезентации личности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.05 / Оксана Анатольевна Пикулева. - СПб., 2014. - 45 с.

6.Семенова, Л.М. Имиджмейкинг: учебник и практикум для вузов / Л.М. Семенова. - М.: Пзд-во Юрайт, 2023. - 141 с.

7.Хазова, С.А. Технологические основы подготовки конкурентоспособных специалистов по физической культуре и спорту / С.А. Хазова // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. - 2011. - № 1. -С.211-218

8.Череднякова, А.Б. Интегративно-акмеологическое формирование имиджевой культуры будущего менеджера в вузе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Анна Борисовна Череднякова. - Грозный, 2019. - 46 с.

Педагогика

УДК 372.854

кандидат педагогических наук, доцент Ляпина Ольга Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Мордовский государственный педагогический университет имени М.Б. Бвсевьева» (г. Саранск)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ WEB-KBECTOB ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ В ШКОЛЕ

Аннотация. В настоящее время в общем образовании в целом, и в химическом образовании в частности, происходит изменение целей и смыслов в передачи информации, в способах ее освоения, в умениях разносторонне работать с большими потоками данных. Вследствие этого учителю химии необходимо использовать новые эффективные методы и приемы, которые приводили к повышению познавательного интереса у обучающихся. В этом смогут помочь тематические образовательные web-квecты. Образовательный web-квecт - это интерактивная образовательная технология. Применение технологии <^еЬ-квест» в процессе обучения химии может реализовываться, как на различных этапах конкретного урока, так и на разных типах учебных занятий. При организации педагогического эксперимента был проведен опрос учителей Пензенской области и Республики Мордовия на тему «Использование образовательных web-квecтoв в практике школы».

Также были созданы и апробированы образовательные web-квесты по разделу «Важнейшие классы неорганических соединений» (Химия. 8 класс). У обучающихся экспериментального класса высокий уровень познавательного интереса после изучения раздела «Важнейшие классы неорганических соединений» с использованием web-крестов повысился на 50,0%. Полученные данные показали, что использование web-крестов на занятиях по химии приводят к повышению уровня познавательного интереса, что в свою очередь повышает и качество знаний обучающихся.

Ключевые слова: Web-квест, химия, познавательный интерес, основное общее образование, классы неорганических соединений.

Annotation. Currently, in general education in general, and in chemical education in particular, there is a change in the goals and meanings in the transmission of information, in the ways of mastering it, in the ability to work with large data streams in a versatile way. As a result, the chemistry teacher needs to use new effective methods and techniques that led to an increase in cognitive interest among students. Thematic educational web-quests can help in this. Educational web-quest is an interactive educational technology. The use of «web-quest» technology in the process of teaching chemistry can be implemented both at different stages of a particular lesson and at different types of training sessions. During the organization of the pedagogical experiment, a survey of teachers of the Penza region and the Republic of Mordovia was conducted on the topic «The use of educational web-quests in school practice». Educational web-quests were also created and tested in the section «The most important classes of inorganic compounds» (Chemistry. 8th grade). The students of the experimental class had a high level of cognitive interest after studying the section «The most important classes of inorganic compounds» using web crosses increased by 50.0%. The data obtained showed that the use of web crosses in chemistry classes leads to an increase in the level of cognitive interest, which in turn increases the quality of students' knowledge.

Key words: Web-quest, chemistry, cognitive interest, basic general education, classes of inorganic compounds.

Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» и ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогическийуниверситет имени М.Е. Евсевьева»)

Введение. В настоящее время одной из первостепенных проблем школьного предмета «Химия» является низкий процент заинтересованности обучающихся в ее изучении [2]. Стоит отметить, что познавательный интерес и мотивация сначала возникают при рассмотрении первоначальных химических понятий в школьном курсе химии 8-го класса, когда школьники впервые выполняют лабораторную работу, знакомясь с химическим оборудованием и веществами, изучают строение пламени спиртовки, совершают несложные лабораторные операции. Но как только лабораторных работ становится все меньше, а теоретическое изложение материала оказывается очень емким и непонятным с первого раза, то познавательный интерес обучающихся 8-го класса постепенно начинает снижаться. Вследствие этого учителю химии необходимо прибегать к поиску, освоению и внедрению новых эффективных методов и технологий, которые бы являлись побудительным мотивом в возникновении познавательного интереса. Одной из таких технологий является технология «web-квест» способствующая повышению результативности занятий, делая их более гибкими и занимательными, активизируя познавательную и умственную деятельность обучающихся в комплексе на повышение познавательного интереса по предмету «Химия».

Изложение основного материала статьи. В трудах отечественных педагогов и методистов приведены самые различные дефиниции понятия web-квеста (Берни Додж, Г.С. Исакова, С.В. Напалков, Е.М. Шульгина, А.В. Яковенко) [3]. Обобщив информацию можно предложить следующее определение образовательного web-квеста: это интерактивная образовательная технология, которая имеет информационный контент, и представляет собой набор проблемно-поисковых заданий определенной смысловой конструкции с элементами приключенческой игры в виде сайта в сети Интернет, основываясь на практическом закреплении полученных теоретических знаний по определенной теме учебного предмета [6].

При анализе учебно-методической литературы были выделены плюсы и минусы технологии «web-квеста» в общем методическом аспекте (рисунок 1) [1].

Достоинства и не достатки технологии «wob-квзст»

-диалог с программой лишен эмо-шпюналънаети;

I I > , I Г . Л .\Г,Г, .:'. С Г MUAEI '. f . П

особенностей конкретнеш группы ип.о.тьгагеоЕ

-не- обеспечивается pacEimte речевой, графмеекоп и miciMtmion культуры

обучающшдя;

-помимо ошибок б ш>"чешш учетного предмета, которые учегагк делает н нз

традшпгонных уроках, пожинла еше технологические - ошибки рлйогы с програлшоГл

- VI V4H. гл* |[ г Г' v > |. ■ . | [ьцтльные

-ЛИСП

-плохое шпитне »а здоровье ut-. кед с чй прсьмш-ешхл

допустимого времени работы за

кол ты с:

- среди имеющегося программного обеспечен!и много факпггссюк гаш метошгчес и к ошибок

Рисунок 1. Достоинства и недостатки технологии «web-квест»

I

-ПйГ.ТЯДНОСТЬ Б ПрСДСТЕШЛСШС! учебною

материала;

I сокращение времен]] Быра&откп кРЛЙЩЛПММХ ffttftftWHtt: нляыугв. обучающихся;

+ \ и»': .'.Мс"■ vnmmpfma 7}>рттрпипчнъгс

>аданиП;

+ доспгженпе vpoEHee oic

ДНфф ер енцлашп г о буче ни1: -школьннк становятся eySiiKTOM обучега иг;

+ возможноегь моделировать различные прощ-ссн, с помощью компьютерной анпмашп! создавать на уроке игровую познавательную «пуашпе; + обеспечение урока материалами из

cpeacisa тгле коммуникации;

+ ДИОПОГ с программой приобретает

иракгер учебмоП игуы;

+ у беЛМ1ВШСЮ4 обучиощидсл псиши-ртгя МОТИНЦКЯ учрЙнай дезплльнпгтп

Стоит отметить, что применение технологии «web-квест» в процессе обучения химии может реализовываться, как на различных этапах конкретного урока, так и на разных типах учебных занятий, такое разностороннее использование web-квеста зависит от поставленной учителем химии цели и задач.

Образовательный web-квест имеет следующую структуру [7]:

1. Введение - ясное вступление, в котором четко описан сценарий квеста, при этом маршрут может быть либо полностью показан обучающимся в виде карты-путеводителя с указанием станций, либо раскрываться по ходу квеста; указывается проблема, которую необходимо решить в ходе приключенческой игры; определяются роли обучающихся.

2. Центральное задание web-квеста - это такое проблемное задание, которое понятно, занимательно и выполнимо для каждого обучающегося. Оно позволяет смотивировать школьников двигаться дальше в сюжете образовательного квеста.

3. Описание процедуры работы в web-квесте представляется в виде этапов (станций), которые необходимо пройти, выполнив самостоятельно указанные на определенном этапе основные задания.

4. Список информационных ресурсов - это учебные материалы, которые указываются в виде аннотированного списка или гиперссылок на нужные сайты в сети Интернет перед началом выполнения какого-либо задания.

5. Заметки в web-квесте - это небольшие пояснения по организации и представлению собранной информации.

6. Система контроля представляется обратной связью с учителем в виде электронного отчета, связанного с его электронной почтой, при этом эта система основывается на критериях оценки от типа учебных задач, которые решаются в web-квесте.

7. Заключение - данный этап тесно взаимосвязан с введением, где была поставлена проблема данного образовательного квеста, поэтому здесь подводится итог и указываются пути для дальнейшей самостоятельной работы школьников восьмого класса по изучаемой теме или разделу [5].

Также существенным моментом в разработке web-квеста учителем химии является техническое его проектирование и реализация, которая выражается в выборе платформы или конструктора сайтов, на которой в виде образовательного продукта по химии будут реализовываться сюжетные и образовательные задачи. Наиболее удобными при работе и бесплатными являются следующие конструкторы сайтов с хостингом - это сайты Yandex, Google, Ucoz, Wix.com, narod и другие [1].

Студенткой естественно-технологического факультета МГПУ имени М. Е. Евсевьева Маляновой М. Г. были созданы и апробированы образовательные web-квесты по разделу «Важнейшие классы неорганических соединений» (Химия. 8 класс). На его изучение в школьном курсе химии отводится 12 учебных часов, которые включают в себя занятия с изучением нового материала, практическое занятие, а также занятия по систематизации и обобщению и контролю знаний и умений по отведенным темам. Данный раздел является фундаментальным в курсе химии восьмого класса, так как обучающиеся приобретают знания о номенклатуре, классификации, способах получения, химических свойствах, генетической взаимосвязи и областях применения основных классов неорганических соединений. Поэтому очень важно развивать познавательный интерес при изучении вышеназванного раздела.

Приведем ссылки на разработанные web-квесты: Тема «Оксиды» (https://89374100033.wixsite.com/zazerkalye «Зазеркалье»); Тема «Основания» (https://89374100033.wixsite.com/gekata «Статуэтка таинственной Гекаты»); Тема «Кислоты» (https://89374100033.wixsite.com/edelweiss «Эдельвейс»); Тема «Соли» (https://89374100033.wixsite.com/tanzanit «Камень-танзанит»); Обобщение и систематизация знаний и способов действия по разделу «Основные классы неорганических соединений» (https://89374100033.wixsite.com/4korolevstva «Неорганические вещества четырех королевств»).

Компоненты информационного контента образовательных web-квестов по химии представляются в 2-х содержательных направлениях (рисунок 2).

Рисунок 2. Компоненты информационного контента тееЬ-квеста по химии

Рассмотрим более подробно собственно информационный контент web-квecтa:

1. Текст. С помощью компонента «текст» описываются сюжет web-квecтa, проблема приключения, характер героев, проблемно-поисковые химические задания, подсказки, пометки, эпилог web-квecтa.

2. Графические изображения. Использование различных картинок является неотъемлемой частью сайта web-квecтa. Изображения придают образовательному сайту красочность, наглядность сюжета, визуализацию главных и основных героев квеста, создают атмосферу приключенческой игры, вносят эмоциональную привлекательность, способствуют возникновению познавательного интереса при прохождении тематического образовательного web-квecтa по химии.

3. Анимации. Данный компонент образовательного web-квecтa по химии представляется в виде ОГР-изображения. Они радуют глаз, улучшают впечатление и помогают в процессе прохождения web-квecтa школьниками. То есть gif-фaйлы способствуют сделать сайт квеста видимым и понятным для обучающихся 8-х классов при прохождении его по сюжету.

4. Видео. Видео-материалы использовались в виде химических заданий по применению некоторых неорганических соединений для лучшего понимания их использования в сферах жизнедеятельности человека. Так видеоролики были применены в качестве подсказок и обучающего компонента в заданиях web-квecтoв по применению оксидов и кислот.

При организации педагогического эксперимента авторами был проведен опрос учителей Пензенской области и Республики Мордовия «Использование образовательных web-квecтoв в практике школы». В результате анализа ответов было выявлено, что в своей профессиональной деятельности учителя используют современные педагогические технологии, ими оказались в большей степени: 76,5% - информационно-коммуникативная технология, 70,6% - игровые технологии, 58,8 % разделили между собой проектная технология и технология проблемного обучения, остальные оказались использованы в меньшей степени. 94,1% респондентов знакомы с технологией <^еЬ-квест».

На вопрос об использовании образовательных web-квecтoв на своих уроках положительно дали ответ 41,2% респондентов. Каждый из респондентов отметил, что использование web-квecтoв на уроках имеет следующие плюсы: повышение познавательного интереса и положительной мотивации к обучению, наглядное представление учебного материала, игровой характер технологии. Однако, вместе с тем, учителя отметили и недостатки данной технологии: могут вызвать временный интерес, отсутствие материально-технической базы, невозможность их адаптации под каждый урок, затрата большого количества времени на разработку. Также 88,2% респондентов ответили, что нужны дополнительные знания об образовательных web-квecтax для их проектирования и применения на занятиях по химии.

При организации педагогического эксперимент, было проведено исследование обучающихся 8-х классов в МБОУ СОШ с. Махалино Пензенской области, которое включало в себя: наблюдение за учениками; выявление уровня познавательного интереса по химии.

8-й «А» класс был определен как экспериментальный класс, в котором изучение раздела «Важнейшие классы неорганических соединений» происходило с использованием тематических образовательных web-квecтoв, а 8-й «Б» класс был определен как контрольный класс, в котором изучение раздела было с использованием традиционных методов обучения химии.

Например, при изучении темы «Оксиды», после организационного момента и проверки домашнего задания, обучающиеся сразу же знакомятся с вводной историей web-квecтa «Зазеркалье» (https://89374100033.wixsite.com/zazerkalye), перед ними обозначается проблема квеста - найти пять частей волшебного зеркала.

Далее начинается изучение нового материала и конспектирование основ по оксидам в зависимости от смысловых блоков (номенклатура, классификация, способы получения, химические свойства и применение). Как только будет рассмотрен смысловой блок по названиям оксидов, начинается прохождение web-квecтa школьниками по его этапам, каждый этап с интерактивными химическими заданиями соответствует определенному блоку.

В конце web-квecтa предложена форма для обратной связи с учителем, в которой обучающиеся должны отметить какие задания для них вызвали наибольшую трудность при прохождении квеста и почему (рефлексия).

Применение web-квecтoв на уроках химии позволили решить следующие задачи:

1. Вовлечение обучающихся в активный познавательный процесс на уроке химии.

2. Формирование умений получать знания из различных источников.

3. Закрепление умений и навыков в ходе изучения химического материала.

4. Выявление способности самостоятельно работать с информацией по теме урока.

5. Воспитание личной ответственности за выполнение самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время.

Для выявления уровня познавательного интереса у обучающихся до и после проведенного эксперимента использовалась адаптированная методика Е. В. Ненаховой [4]. Согласно данной методики выделяют три группы уровня сформированности познавательного интереса: высокий, средний и низкий (рисунок 3).

Рисунок 3. Уровни развития познавательного интереса

Результаты проведенного эксперимента показали, что у обучающихся экспериментального класса высокий уровень познавательного интереса после изучения раздела «Важнейшие классы неорганических соединений» с использованием web-крестов повысился на 50,0%, а низкий уровень понизился на 25,0%. В контрольном классе тоже произошли изменения, но не такие явные. Низкий уровень познавательного интереса остался прежним, а высокий уровень с 27,8% повысился до 38,9%.

Полученные данные показали, что использование web-крестов на занятиях по химии приводят к повышению уровня познавательного интереса, что в свою очередь повышает и качество знаний обучающихся.

Выводы. Технология «web-квест» - это современная образовательная технология, в рамках которой обучающиеся приобретают знания в ходе активной познавательной деятельности, при этом учитель химии выполняет роль консультанта или организатора, мотивируя школьников к самостоятельному добыванию знаний, задавая параметры деятельности, контролируя ее и определяя временные рамки [3].

Web-квест является тем специальным условием для самостоятельных открытий новых знаний, который позволит обучающимся стать полноценными «соучастниками» в процессе обучения химии, разделяя с учителем ответственность за сам процесс и результаты образовательной деятельности.

Литература:

1. Афендикова, М.Е. Образовательные веб-квесты: актуальность, этапы создания и полезные ресурсы / М.Е. Афендикова // Научные исследования молодых учёных: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. - Пенза, 2020. -С. 234-239

2. Жукова, Н.В. Повышение мотивации обучающихся к изучению естественнонаучных дисциплин посредством внеурочной деятельности по экологии / Н.В. Жукова, П.И. Гречихина, O.A. Ляпина // Учебный эксперимент в образовании. - 2023. - № 1 (105). - С. 59-65

3. Игумнова, Е.А. Квест-технология в образовании: учебное пособие / Е.А. Игумнова, И.В. Радецкая. - Чита: Забайкальский государственный университет, 2016. - 164 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Ляпина, O.A. Проектирование и особенности применения образовательных web-квестов при изучении химии в школе / O.A. Ляпина, М.Г. Малянова, Ю.Ф. Капустина // Современные проблемы науки и образования. - 2023. - № 4 - URL: https://science-education.ru/article/view?id=32806 (дата обращения: 09.08.2023)

5. Малянова, М.Г. Формирование познавательного интереса с помощью образовательных веб-квестов у учащихся 8-х классов на уроках химии / М.Г. Малянова // Актуальные исследования. - 2022. - № 2(81). - С. 68-72

6. Микулич, A.B. Образовательный веб-квест как новая форма применения информационных технологий в процессе обучения / A.B. Микулич, В.Н. Дмитриенко // Слагаемые педагогической практики: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. - Чебоксары: Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования «Экспертно-методический центр», 2018. - С. 180-183

7. Применение веб-квест технологии в современном образовании. - Текст: электронный // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». -URL: https://urok.lsept.ru/articles/671383 (дата обращения: 27.01.2023)

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях, подполковник полиции Магомедов Мурад Насруллаевич

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ

ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНЫХ ЗАДАЧ

Аннотация. Вопросы качественной подготовки сотрудников полиции не теряют своей актуальности ввиду усложняющейся криминальной обстановки. При построении учебно-воспитательного процесса в виде единой целостной системы, последовательно охватывающей этапы всего периода обучения и учитывающей при этом уровень профессионально-педагогической подготовленности должностных лиц, задействованных в обучении, владении ими передовыми технологиями и методиками обучения, направленными на развитие профессиональных качеств полицейского-профессионала контекстный подход позволяет проектировать и реализовывать на практике образовательную деятельность. Формы, методы и средства обучения помогают сотрудникам лучше осуществлять свою профессиональную деятельность, повысить качество службы и расширить теоретическую базу знаний. Все это помогает сотрудникам отлично ориентироваться в особых условиях и качественно выполнять оперативно-служебные задачи. Кроме того, контекстный подход отличается тем, что позволяет выбрать нужный вектор, направленный именно на тот вид профессиональной деятельности, который придется выполнять сотрудникам правоохранительных органов. За счет этого происходит более качественное усвоение материала, появляется возможность подробно разобрать алгоритмы действий на практике. Основной целью обучения является получение сотрудниками непосредственно тех знаний, которые будут использоваться ими на практике. С учетом того, что вузы МВД России ориентированы на исследование и реализацию новых методик, приемов и технологий профессиональной подготовки сотрудников полиции, требуется постоянное совершенствование потенциала преподавательского состава, в контексте формирования умения всестороннего осмысления социального смысла и сущности профессии правоохранителя, открытости и публичности правоохранительной деятельности, а также быстрой реакции на изменение нормативно-правовой базы.

Ключевые слова: сотрудники полиции, контекстное обучение, профессиональная подготовка, академическая учебная деятельность, квазипрофессиональная деятельность, учебно-профессиональная деятельность.

Annotation. The issues of quality training of police officers do not lose their relevance due to the increasingly complex criminal situation. When building the educational process in the form of a single holistic system, consistently covering the stages of the entire training period and taking into account the level of professional and pedagogical preparedness of officials involved in training, their possession of advanced technologies and training methods aimed at developing the professional qualities of a professional police officer The contextual approach allows you to design and implement educational activities in practice. Forms, methods and means of training help employees better carry out their professional activities, improve the quality of service and expand the theoretical knowledge base. All this helps employees to navigate special conditions well and perform operational and service tasks efficiently. In addition, the contextual approach is different in that it allows you to choose the desired vector, aimed specifically at the type of professional activity that law enforcement officers will have to perform. Due to this, a better assimilation of the material occurs, and

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.