Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ "КВЕСТ" ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ "КВЕСТ" ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитательная работа / образовательная технология / организация и проведение квеста / химический квест / станции.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балаева-тихомирова Ольга Михайловна, Отвалко Елена Алексеевна, Кацнельсон Екатерина Иосифовна, Соболевская Анастасия Александровна, Криштопенко Александра Андреевна

в статье представлен пример организации воспитательной работы со студентами начальных курсов на кафедре химии и естественнонаучного образования; приведен опыт использования образовательной интерактивной технологии – «квест». Обоснованы дальнейшие возможности использования данной технологии в решении образовательных задач, формировании исследовательских умений, развитии профессиональных способностей, улучшении психоэмоционального состояния и повышении интереса к изучению предмета. Игровой квест раскрывает возможности в развитии умственных способностей студентов, умения работы в команде, способствует выработке навыков самостоятельного ориентирования в информационных полях, формированию универсального умения решать проблемы различного характера и уровня сложности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Балаева-тихомирова Ольга Михайловна, Отвалко Елена Алексеевна, Кацнельсон Екатерина Иосифовна, Соболевская Анастасия Александровна, Криштопенко Александра Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ "КВЕСТ" ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ "КВЕСТ" ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ Балаева-Тихомирова О.М.1, Отвалко Е.А.2, Кацнельсон Е.И.3, Соболевская А.А.4,

Криштопенко А.А.4, Глинко А.В.5

1Балаева-Тихомирова Ольга Михайловна - кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой;

2Отвалко Елена Алексеевна - старший преподаватель;

3Кацнельсон Екатерина Иосифовна - преподаватель, кафедра химии и естественнонаучного образования; 4Соболевская Анастасия Александровна - студент;

4Криштопенко Александра Андреевна - студент;

5Глинко Анна Владимировна - студент, факультет химико-биологических и географических наук, Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, г. Витебск, Республика Беларусь

Аннотация: в статье представлен пример организации воспитательной работы со студентами начальных курсов на кафедре химии и естественнонаучного образования; приведен опыт использования образовательной интерактивной технологии - «квест». Обоснованы дальнейшие возможности использования данной технологии в решении образовательных задач, формировании исследовательских умений, развитии профессиональных способностей, улучшении психоэмоционального состояния и повышении интереса к изучению предмета. Игровой квест раскрывает возможности в развитии умственных способностей студентов, умения работы в команде, способствует выработке навыков самостоятельного ориентирования в информационных полях, формированию универсального умения решать проблемы различного характера и уровня сложности.

Ключевые слова: воспитательная работа, образовательная технология, организация и проведение квеста, химический квест, станции.

Ведущими идеями воспитательной работы на кафедре химии и естественнонаучного образования являются: фундаментальность знаний, высокий уровень научно-исследовательской работы, творческий подход, культура и традиции. Эти идеи реализуются в учебной и внеучебной деятельности и выражаются в системе отношений, создающих психологически комфортную, высоконравственную среду и обеспечиваются взаимодействием преподавателей и студентов. Основная задача воспитательной работы - создание условий для их гражданского самоопределения и самореализации, для максимального удовлетворения потребностей студентов в интеллектуальном, культурном, нравственном и физическом развитии [1].

Воспитательная работа базируется на основополагающих концепциях воспитательной деятельности таких как: развитие познавательной активности, культуры умственного труда, интеллектуальных способностей и кругозора студентов, а также навыков исследовательской деятельности; вовлечение студентов в реализацию социально значимых проектов; дальнейшее развитие социально-педагогической воспитывающей среды, способствующей всесторонней самореализации личности, выработке ответственного безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности; воспитание экологической культуры и добросовестного отношения к труду [2].

На кафедре химии и естественнонаучного образования в воспитательном процессе задействованы профессорско-преподавательский состав, кураторы учебных групп, члены студенческого совета и студенческого научно-исследовательского кружка.

Из общей структуры воспитательной концепции особое внимание уделяется формам организационно-управленческого обеспечения и воспитательной работы; направлениям внеучебной работы и программно-целевому обеспечению.

Результатом воспитательной деятельности является: формирование единого воспитательного коллектива; организация творческого взаимодействия преподавателей и студентов; поддержка и развитие научно-исследовательских и новаторских идей; организация и проведение различных конкурсов; проведение тематических вечеров; активное вовлечение обучающихся в работу студенческих научных обществ, кружков, лабораторий, поддержка их научных интересов и деятельности [3].

Наиболее распространенными формами внеучебной работы со студенческой молодежью сегодня являются: студенческие научно-исследовательские кружки, культурно-досуговая деятельность, студенческие отряды и организации, творческая самодеятельность. Особенно важное значение приобретает интенсивная, педагогически осмысленная работа со студентами-первокурсниками в первые дни, недели после их поступления в университет: именно в это время у них наиболее сильно проявляются ожидания положительных установок, целенаправленной мотивации со стороны

педагогического коллектива на новый для них, академический стиль отношений. На первом курсе является значимым знакомство студентов с историей, традициями, перспективами развития кафедры и факультета, с основами культуры умственного труда, этикета, здорового образа жизни [4].

На современном этапе одной из приоритетных воспитательных задач учреждений высшего образования является формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания учащейся молодежи. Именно будущие выпускники способны к ответственному выбору, самореализации, осознанию своих гражданских прав и обязанностей, планированию своего будущего, от их компетентности в дальнейшем зависят перспективы развития нашего общества.

Одним из примеров новой, имеющей интегративный характер формы внеучебной деятельности, при этом сохраняющей и развивающей традиции кафедры, может служить проведение общеобразовательного квеста.

В общем смысле понятие «квест» обозначает какой-либо сюжет, который предполагает достижение цели путем преодоления возникающих препятствий [5]. Сам термин «квест» происходит от английского слова quest, что значит поиск, предмет поисков, поиск приключений [6]. Под квестом одни авторы понимают литературный, компьютерный или игровой сюжет, в котором путешествие к намеченной цели требует выполнения персонажем (или персонажами) определенных заданий, с преодолением ряда трудностей, возникающих в процессе [7].

В работах других авторов квест определяется как игра, педагогическая технология, которая способствует формированию решений определённых задач на основе компетентного подхода и выбора альтернативных вариантов через реализацию определённого сюжета [8]. Основными критериями качества квеста выступают его безопасность для участников, оригинальность, логичность, целостность, подчинённость определённому сюжету или теме, сохранение атмосферы игрового пространства.

До определенного времени квесты и педагогика существовали параллельно и не были связаны между собой. В педагогику квест-технология пришла из компьютерных игр, как интерактивная игра, требующая от участников решения задач, связанных с самостоятельным поиском новых знаний, приобретением умений и компетентности как индивидуальной, так и групповой. В современной педагогике «образовательный квест» рассматривается с точки зрения своеобразной цели обучения, выступая как средство обучения, реализующая образовательные задачи, отличающаяся от учебной проблемы элементами сюжета, ролевой игры, связанная с поиском и обнаружением мест, объектов, людей, информации, для решения которой используются ресурсы какой-либо территории или информационные ресурсы.

Квест выступает как средство, позволяющее комплексно решать основные задачи: образовательные -повышение, усвоение участниками новых знаний и закрепление имеющихся; развивающие - развитие учебно-познавательных и информационно-коммуникативных качеств, повышение образовательной мотивации, формирование исследовательских навыков, развитие творческих способностей; воспитательные - формирование навыков взаимодействия в группе, а также взаимопомощи, ответственности [9].

Квест является командной игрой, где команда (или команды), выполняя различные задания (интеллектуального, компьютерного, экспериментального, спортивного и другого характера), перемещаются из одного места в другое, а на этапе завершения игры получают ответ на основную загадку. Особенностью такой организации игровой деятельности является возможность в качестве загадок включать проектные задания, что позволяет участникам самостоятельно осваивать новые знания, является стимулом для творческого мышления и поиска нестандартных решений.

В зависимости от этого квесты делят на три группы: линейные - решение одной задачи дает возможность решать следующую, задание должны выполнить все участники команды, от этого зависит результат; штурмовые - с помощью контрольных подсказок участник сам выбирает способ решения задачи; кольцевые имеют ту же структуру что и линейные квесты, но с участием нескольких команд, стартующих из разных точек.

Квесты условно подразделяются на два вида: «живые» квесты (проводятся при непосредственном участии обучающихся, педагога на определенной территории) и «виртуальные» квесты, или web-квесты (обучающиеся проходят игру на компьютере при наличии интернета) [10].

Используя технологические приёмы, веб-квест помогает выстраивать работу по алгоритму; добывать знания; приобретать навыки, используя различные виды деятельности; проводить исследования; делать собственный выбор; пользоваться разнообразными источниками информации.

Для квестов и веб-квестов сформулированы единые требования, которые включают: доступность -задания не должны быть слишком сложными, чтобы включить больше игроков в процесс и мотивировать участников создавая для них «ситуацию успеха»; системность - предметы и артефакты должны строго соответствовать тематике игры и ее сюжету; логичность - задания должны быть логически связаны друг с другом; эмоциональность - задания должны быть понятными, интересными и занимательными; методичность - задания должны быть «спрятаны» за игровыми формами и приёмами; кратковременность

- разумность по времени выполнения задания таким образом, чтобы сохранить интерес; безопасность -необходимо учесть и продумать технику безопасности и инструктаж игроков; результативность -наличие видимого конечного результата и обратной связи.

При подготовке к проведению квеста основными являются следующие этапы:

1. Определение цели и задач квеста. При подготовке квеста формулируют цель и задачи, которые планирует достигнуть педагог. При этом учитывают возраст целевой аудитории, подготовку участников и место проведения игры.

2. Подготовка квеста. На данном этапе продумывают историю или сюжет для квеста, форму его проведения, а также проводят отбор формата игровых заданий, которые будут выполнять участники в процессе игры.

3. Оценка имеющихся ресурсов для проведения квеста. При подготовке квеста определяют количество организаторов и участников, место его проведения (класс, актовый зал, библиотека, территория учреждения образования и т.д.), а также ресурсы для его проведения (материальные, технические, интеллектуальные);

4. Проведение квеста. На данном этапе проходит сам «квест»: участники делятся на группы по выбранным параметрам (возраст, уровень подготовки); выполняют задания, позволяющие игрокам (команде) двигаться дальше по игре (вопросы, ключи-подсказки, загадки, головоломки).

5. Подведение итогов, награждение призами. Организаторы показывают результативность выполненных заданий, при этом стимулируя каждого участника на самореализацию в будущем.

В нашем опыте работы с обучающимися активно используются «живые» квесты. Предлагаемый формат квеста был апробирован нами со студентами 1 курса факультета химико-биологических и географических наук специальности «Биология и химия» на кураторских часах. Для реализации интерактивного формата был разработан сценарий четырех тематических станций химического квеста, затрагивающих тему древней науки алхимии. С целью ознакомления участников с истоками возникновения химии, реализации творческого потенциала, развития познавательного интереса к предмету химии. Студентам было предложено сначала выступить в качестве игроков, а затем - в качестве преподавателей (или тренеров) для абитуриентов. Для того чтобы заработать баллы и пойти в квесте дальше, предлагалось пройти по станциям и выполнить задания.

Примерами станций при проведении квеста являются: станция №1 «Лаборатория алхимика», станция №2 «Поможем алхимику Цепустролиу», станция №3 «3D-алхимия», станция №4 «Алхимическое золото». Станция №1 «Лаборатория алхимика». В этом тематическом блоке предлагается посмотреть ряд фотографий, рисунков алхимической лаборатории. Задание заключается в необходимости найти и прокомментировать характерную химическую посуду того времени и современности, найти данный вид посуды и соотнести с названием на табличке, а также в предположении их функционального использования.

Станция №2 «Поможем алхимику Цепустролиу». Работа станции №2 базируется на практическом использовании теоретических знаний для определения гибкости мышления. В логическом химическом эксперименте требуется указать последовательность действий, при которой возможно отмерить некоторое указанное количество жидкости с учетом всех условий задачи (рисунок 1).

Рис. 1. «Поможем алхимику Цепустролиу»

Станция №3 «3D-алхимия». Этот блок предназначен для составления моделей молекул различных веществ, где можно собирать из имеющегося химического конструктора большое количество знакомых и незнакомых молекул. Данный подход позволяет «химикам» создавать, конструировать и моделировать новые вещества. При проведении квеста участникам предлагается при помощи графического конструктора собрать молекулу по образцу ( рисунок 2).

~.у-л V

#> мпф \

V ч Л

Рис. 2 .«3D-алхимия»

Станция №4 «Алхимическое золото». Работа станции №4 базируется на практическом использовании теоретических умений и навыков выполнять эксперимент, на знаниях правил техники безопасности и химических свойств веществ при их взаимодействия. Командам предлагается выполнить химический эксперимент, который иллюстрирует получение алхимиками золото из свинца (рисунок 3).

Рис. 3. Опыт «Алхимическое золото»

Заключение. Таким образом, обеспечение целостности воспитательного процесса, усиление его воспитательных функций напрямую зависят от эффективности организации деятельности и взаимодействия структур учебной и внеучебной работы. Педагогическая ценность «квеста» заключается в том, что она позволяет задействовать в процессе самообразования значительное количество студентов разных курсов, учащихся школ и гимназий ориентирует их на развитие, прежде всего, социально значимых и профессионально важных качеств, необходимых для обучения и профессиональной компетентности. При этом используется творческий подход, абстрактное мышление и вариативность для

решения поставленных задач, базирующиеся на знаниях, полученных при изучении неорганической и органической химии.

Список литературы

1. Калугина А.П. Квест как метод формирования гражданской компетентности обучающихся / А.П. Калугина // Весщ БДПУ. Серыя 1 Педагопка. Пахалопя. Фшалопя, 2017. № 1. С. 14 - 17.

2. Лопатко Е.Г. Система воспитательной работы на факультете естествознания БГПУ как важнейший фактор формирования специалиста / Е.Г. Лопатко, В.С. Бирг // Современные проблемы естествознания в науке и образовательном процессе: сборник статей Республиканской научно-практической конференции с международным участием, Минск, 19 ноября 2019 / редкол. А.В. Деревенский [и др.]. Минск: БГПУ, 2019. С. 222-224.

3. Осяк С.А. Образовательный квест - современная интерактивная технология / Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. // Современные проблемы науки и образования, 2015. № 1-2.

4. Чудакова А.О. Перспектива интерактивного метода «квест» в профессиональной подготовке студентов психолого-педагогического факультета [Текст] / А.О. Чудакова, С.О. Щелина // Молодой ученый, 2014. № 21. С. 709-712.

5. Кичерова М.Н., Ефимова Г.З. Образовательные квесты как креативная педагогическая технология для студентов нового поколения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mimauki.com/PDF/28PDMN516.pdf/ (дата обращения:16.09.2021).

6. Лечкина Т.О. Технология «квест-проект» как инновационная форма воспитания // Наука и образование: новое время, 2015. № 1(6). С. 12-14.

7. Макаренко Т.А. Применение проектов в воспитательной работе со школьниками с целью формирования нравственных качеств // Гуманитарное образование как императив развития гражданского общества: сборник научно-методических материалов Международного научно-образовательного форума СВФУ «Education forward! - II». Киров, 2014. С. 514-518.

8. Матвеева Н.В. Ролевая игра и веб-квест: новый взгляд на традиционный метод // Среднее профессиональное образование, 2014. № 4. С. 45-47.

9. Сергеева Н.А. Социальная и профессиональная адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях вуза // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: методология, теория и практика : сборник научных статей. Чебоксары, 2016. С. 119-121.

10. Безродных Т.В. Интерактивные технологии в вузе - технологии формирования социально-педагогической компетентности студента // Проблемы современного педагогического образования, 2016. №52-5. С. 58-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.